Научная статья на тему 'Пути повышения эффективности подготовки военных специалистов на базе учебных военных центров при федеральных университетах'

Пути повышения эффективности подготовки военных специалистов на базе учебных военных центров при федеральных университетах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ ВОЕННЫЕ ЦЕНТРЫ / MILITARY TRAINING CENTERS / ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ ПРИ ГРАЖДАНСКИХ ВУЗАХ / TRAINING OF OFFICERS IN CIVILIAN UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грымзин К.А.

Статья посвящена проблемам подготовки офицерских кадров при гражданских вузах и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грымзин К.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF INCREASE OF EFFICIENCY OF PREPARATION OF MILITARY SPECIALISTS IN THE TRAINING OF MILITARY IN THE FEDERAL UNIVERSITIES

The article is devoted to the problems of training of officers in civilian universities and their solutions.

Текст научной работы на тему «Пути повышения эффективности подготовки военных специалистов на базе учебных военных центров при федеральных университетах»

УДК 355.5:378

К.А. Грымзин, КА. Grymzin, e-mail: kgrymzin@mail.ru

Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия

Omsk State Technical University», Omsk, Russia

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА БАЗЕ УЧЕБНЫХ ВОЕННЫХ ЦЕНТРОВ ПРИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТАХ

WAYS OF INCREASE OF EFFICIENCY OF PREPARATION OF MILITARY SPECIALISTS IN THE TRAINING OF MILITARY IN THE FEDERAL UNIVERSITIES

Статья посвящена проблемам подготовки офицерских кадров при гражданских вузах и пути их решения.

The article is devoted to the problems of training of officers in civilian universities and their solutions.

Ключевые слова: учебные военные центры, подготовка офицерских кадров при гражданских вузах

Keywords: military training centers, training of officers in civilian universities

Главная роль в жизни и деятельности военной организации всегда принадлежала офицерскому корпусу, который служил и служит костяком, организующей силой любой армии. Военная история свидетельствует об исключительной важности проблемы подготовки военных кадров.

Обычно командные кадры готовят в специальных учебных заведениях - училищах, институтах и академиях. Однако содержать их большое количество слишком дорого. Их количество всегда определялось повседневной потребностью войск мирного времени. Готовить так резервы на случай войны по экономическим соображениям неприемлемо. Требовалось найти такую форму подготовки командиров, которая бы обеспечила достаточную их численность и не требовала больших расходов.

Еще в 1924 году Председатель Революционного военного совета СССР М. В. Фрунзе, реально оценив обстановку сделал вывод: «Армия не может, да и не должна внутри себя готовить то огромное количество руководителей всех специальностей и областей военного дела, которое потребует большая война». Значит, военных специалистов следует готовить «...во всех наших гражданских учебных заведениях, открывая в них добавочные сокращенные циклы военных наук» [1, с. 110].

В настоящее время Министерство обороны Российской Федерации осуществляет гибкую политику в сфере военного образования, успешно внедряя новую систему подготовки офицеров для прохождения военной службы по контракту на базе гражданских высших учебных заведений.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2008 г. № 275-р [2] в 37 вузах страны созданы и действуют учебные военные центры.

Анализ организации учебного процесса, а также отзывы командиров частей о уровне подготовки выпускников нашего учебного военного центра позволил выявить проблемные вопросы и сформулировать предложения по улучшению качества военной подготовки студентов.

Проблемные вопросы.

Первый вопрос - это отношение государственных образовательных стандартов к военной подготовке в целом.

В стандарте второго поколения «Военная подготовка» была выделена в раздел ФТД.01 («Факультативы»), на которую отводилось 450 часов учебного времени. Это соответствовало времени, определенному постановлением Правительства РФ от 6 марта 2008 года № 152 «Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования», для подготовки офицера запаса («...450 часов аудиторных занятий и 144 часа учебного времени на учебных сборах») и не совсем соответствовало времени, отведенному на подготовку кадрового офицера в учебном военном центре («.не менее 1500 часов учебного времени»). Тем не менее, указанный стандарт специально выделял время на военную составляющую, хоть и не полностью для подготовки кадрового офицера.

В государственном стандарте третьего поколения [3] «Военная подготовка» никак не выделена, ее попросту нет. Исключением является небольшое количество специальностей ориентированных на подготовку специалистов для силовых структур. Например, направление подготовки (специальность): 030301 «Психология служебной деятельности» (Модуль: «Специальная или военная подготовка» - 13-14 зач. ед.); 280705 «Пожарная безопасность» (Модуль: «Специальная или военная подготовка» - 13 зач. ед.).

Таким образом, «Военная подготовка» что в учебном военном центре (УВЦ), что на военной кафедре (ВК) должна проводиться за счет вариативной части федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Второй вопрос, возникающий в связи с продолжающимися реформами системы военного образования, это непостоянство государственного заказа на подготовку кадровых офицеров и офицеров запаса. Учебная нагрузка, как известно, напрямую зависит от госзаказа. Таким образом, это обстоятельство предполагает постоянное уточнение и переработку штатов УВЦ и ВК и соответственно приложений к ним с вынужденной принудительной миграцией ППС, УВП, ИТС, что естественно пользы учебно-воспитательному процессу не приносит.

Третий вопрос. Несмотря на предпринимаемые меры МО РФ по укомплектованию УВЦ и ВК вооружением и военной техникой принцип «остаточности» - это тот принцип, по которому комплектуются указанные подразделения. Сегодня остро стоит вопрос об укомплектовании УВЦ и ВК новыми и перспективными образцами вооружения и военной техники, тренажерами, учебно-тренировочными комплексами и системами к ним; оснащении полевой учебной базы объектами (комплексами) боевой подготовки, полигонным оборудованием, средствами связи, управления и контроля, соответствующими требованиям войск (сил).

Четвертый вопрос. По отзывам командиров частей и подразделений в которых проходят службу наши выпускники установленно, что общетеоретическая и техническая подготовка бывших студентов выше, как в начале службы, так и в ее процессе, в отличие от выпускников военных вузов, а вот общевойсковая и специальная подготовка, командные, методические и практические навыки, умение работать с подчиненными, недостаточно высокий уровень индивидуальной физической подготовки являются слабыми сторонами офицеров выпускников УВЦ на начальном этапе службы. Однако, надо отметить, уже через год-полтора степени подготовленности выпускников вузов и УВЦ в целом выравниваются.

Пятый вопрос - это текучесть кадров. Эта проблема, прежде всего, вызвана второй проблемой, в том числе и не совершенной системой оплаты труда гражданского персонала УВЦ и ВК.

Шестой вопрос связан с неопределенным статусом УВЦ, ВК в качестве учебного военного заведения. Эта проблема непосредственно оказывает свое воздействие на такие вопросы как: полноправное участие личного состава УВЦ и ВК во всех мероприятиях, проводимыми МО РФ (олимпиады, конкурсы и т.д.); обеспечение личного состава (переменного и постоянного) вещевым довольствием; обеспечение ППС денежным довольствием (для кадрового состава), заработной платы (для гражданского персонала), стипендией (для студентов УВЦ и ВК).

Так, участие личного состава УВЦ и ВК (особенно студентов и гражданского персонала) в мероприятиях МО РФ финансово не обеспечиваются со стороны МО РФ (затраты несет на себе вуз), ППС УВЦ и ВК не имеют возможности участвовать в конкурсе МО РФ за звание лауреата премии присуждаемой преподавателям военных образовательных учреждений МО РФ.

Студенты УВЦ обеспечиваются вещевым довольствием в виде единовременной выплаты в размере 5000,0 руб. [4]. На сегодняшний день только лишь компенсационная стоимость положенного к выдаче обмундирования на летнюю и зимнюю полевые формы с учетом обуви и головного убора составляет более 7000,0 руб. (без учета фурнитуры, нижнего белья и т.д.). При покупки обмундирования в специализированных магазинах эта стоимость возрастает в 2-3 раза. Срок службы одновременно выданного обмундирования в виде денежной компенсации для студента УВЦ составляет более 5 лет. Для студентов ВК приобретение формы не предусмотрено.

Дополнительная стипендия студентов УВЦ зависит от базовой студенческой стипендии и в несколько раз ниже, чем стипендия курсантов военного вуза. Ее повышение непосредственно зависит от решения Правительства РФ, а не от решения ректора университета. Студенты УВЦ лишены возможности получения доплат за спортивные достижения. Дополнительная стипендия студентов ВК составляет всего 15-25 % от базовой.

Офицеры УВЦ и ВК лишены возможности получения дополнительных выплат за особые условия военной службы, за квалификационный уровень, за особые достижения в военной службе, обеспечиваются вещевым довольствием через закрепленные за ними воинские части по остаточному принципу.

Гражданский персонал (III 1С, УВП, ИТС), не относящийся к категории «Служащие МО РФ», обеспечиваются заработной платой в пределах бюджетного финансирования (оклад обычного работника вуза, который порой равен минимальному размеру оплаты труда).

Вышеуказанные вопросы возможно решить, если:

1) ввести «Военную подготовку» в ФГОС в качестве дисциплины профессионального цикла с выделением на ее изучение учебного времени, определенного решением постановлением Правительства РФ от 6 марта 2008 года № 152 «Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования». Дисциплины «Военной подготовки» включить в перечень дисциплин и видов учебной работы студента в общий рабочий учебный план по соответствующему направлению подготовки (специальности). Планирование экзаменов по дисциплинам производить в общем расписании экзаменационной сессии вуза;

2) установить срок действия государственного заказа на подготовку специалистов в интересах МО РФ при федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее чем на 5 лет;

3) укомплектовать УВЦ и ВК в приоритетном порядке новыми и перспективными образцами вооружения и военной техники, тренажерами, учебно-тренировочными комплексами и системами к ним;

4) решить кадровые вопросы путем:

- увеличения срока предельного возраста пребывания на военной службе;

- повышения статуса гражданских сотрудников УВЦ и ВК до статуса служащих МО РФ;

5) изменить порядок обеспечения переменного состава УВЦ и ВК вещевым довольствием:

- для студентов ВК - единовременная выдача полевой (летней и зимней) формы за счет средств МО РФ;

- для студентов УВЦ - выдача полевой (летней и зимней), повседневной формы за счет средств МО РФ 2 раза за период обучения в вузе;

- обеспечить учебный процесс рабочей формой;

6) увеличить дополнительную стипендию:

- для студентов ВК - до размера базовой стипендии;

- для студентов УВЦ - до размера стипендии курсантов военных вузов.

7) увеличить общее количество учебного времени, отводимого на учебные сборы и стажировки:

- для студентов ВК - два раза в год по 144 учебных часа каждый сбор (в конце учебного года);

- для студентов УВЦ - 1-й учебный сбор 92 учебных часа после окончания 2-го курса (в качестве командира отделения); 2-й учебный сбор 144 учебных часа после окончания 3-го курса (в качестве командира взвода и приравненным ему должностям); войсковая стажировка 160 учебных часа после окончания 4-го курса (в качестве заместителя командира роты и приравненным ему должностям); - приравнять учебные сборы и стажировки к учебным и производственным практикам определенным ФГОС для направлений подготовки (специальностям).

Библиографический список

1. Фрунзе, М. В. Собрание сочинений / М. В. Фрунзе. - М. ; Л. : Госиздат. Т. 2 : 1924 год. -1926. - 323 с.

2. Правительство РФ. Постановления. Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования [Электронный ресурс] : постановление [принято 6 марта 2008, № 152 , Москва]. - Режим доступа : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/92903/.

3. В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации Правительство РФ. Постановления. О Министерстве образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] : постановление [принято 15 мая 2010, № 337]. - Режим доступа : http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/98227/#ixzz3Fbw1wsjK

4. Правительство РФ. О выплатах гражданину Российской Федерации, обучающемуся по программе военной подготовки в учебном военном центре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования [Электронный ресурс] : постановление [принято 6 декабря 2007 , № 846 ; Москва]. - Режим доступа : . http://base.garant.ru/192362/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.