Научная статья на тему 'Актуальные вопросы подготовки офицеров в гражданских вузах'

Актуальные вопросы подготовки офицеров в гражданских вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВЫХ ОФИЦЕРОВ / БАКАЛАВР / УРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ЦИКЛОВ / ПРОГРАММЫ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ / ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ "ВОЕННЫЙ ПЕРЕВОД" / ЦЕЛЕВОЙ НАБОР / БАЛЛ ЕГЭ / КОНКУРСНЫЙ ОТБОР / PROFESSIONAL OFFICERS' PREPARATION / PREPARATION SPECIALIZATION "MILITARY TRANSLATION" / SPECIAL PURPOSE CITIZENS' INTAKE / BACHELOR / LEVEL EDUCATION SYSTEM / FEDERAL STATE EDUCATION STANDARDS / VARIABLE PART OF PROGRAM CYCLES / MILITARY PREPARATION PROGRAMS / UNIFIED STATE EXAM SCORE / COMPETITIVE SELECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ротков Леонид Юрьевич, Абрамов Александр Николаевич, Руг Анатолий Витальевич, Симонов Алексей Валентинович

Приводятся основные результаты экспериментов и работы по подготовке кадровых офицеров в вузе (на примере ННГУ). Анализируются возможности реализации программ военной подготовки в условиях уровневого образования, в том числе на базе бакалаврского направления подготовки ВПО «Зарубежное регионоведение». Анализируются результаты целевого набора в вузы граждан на программы подготовки офицеров в 2013 г., предлагаются пути повышения качества набора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ротков Леонид Юрьевич, Абрамов Александр Николаевич, Руг Анатолий Витальевич, Симонов Алексей Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL QUESTIONS OF OFFICERS’ PREPARATION AT CIVILIAN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

This work includes generalizing of the experiment results of the professional officers’ preparation (by the example of Nizhni Novgorod State University). It also gives an analysis of the realization versions of the military training program in conditions of two-tier education system including preparation direction of higher professional education “International region studies” on the “Bachelor” level. There is also given an analysis of special purpose citizens’ intake in higher education institutions for professional officers’ preparation programs in 2013 and suggestions for intake improvement.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы подготовки офицеров в гражданских вузах»

Практика модернизации

23

Л.Ю. РОТКОВ, доцент, проректор по безопасности

А.Н. АБРАМОВ, доцент, директор института военного образования

им. Н.И. Лобачевского

А.В. РУГ, кандидат технических наук, начальник 3-го управления ГУКМО РФ

Приводятся основные результаты экспериментов и работы по подготовке кадровых офицеров в вузе (на примере ННГУ). Анализируются возможности реализации программ военной подготовки в условиях уровневого образования, в том числе на базе бакалаврского направления подготовки ВПО «Зарубежное регионоведение ». Анализируются результаты целевого набора в вузы граждан на программы подготовки офицеров в 2013 г., предлагаются пути повышения качества набора.

Ключевые слова: подготовка кадровых офицеров, бакалавр, уровневая система образования, федеральные государственные образовательные стандарты, вариативная часть циклов, программы военной подготовки, профиль подготовки «Военный перевод», целевой набор, балл ЕГЭ, конкурсный отбор

А.В. СИМОНОВ, доцент, начальник учебного военного центра Нижегородский госуниверситет

Актуальные вопросы подготовки офицеров в гражданских вузах

Реализация принятого в 2013 г. «Плана деятельности Минобороны России до 2020 г.», предусматривающего переход к качественно новому состоянию Вооруженных Сил РФ, недостижима без соответствующего кадрового обеспечения. В связи с этим руководством Министерства обороны РФ принято решение о дальнейшем развитии системы военного образования, обеспечивающей подготовку офицеров, соответствующих современным требованиям[1; 2].

Одним из источников комплектования ВС РФ кадровыми офицерами стали гражданские университеты и институты, в составе которых имеются учебные военные центры (УВЦ). Они были созданы распоряжением Правительства РФ от 6.03.2008 г. № 275-р в 37 вузах после успешно проведенной серии экспериментов (20042008 гг.), в которых ННГУ принимал активное участие. По результатам этих экспериментов были внесены изменения в федеральные законы, приняты три постановления Правительства РФ и разработан приказ министра обороны РФ и Министерства образования и науки РФ 2009 г. № 666/ 249,

где установлен механизм функционирования УВЦ[3].

Во время проведения экспериментов и в последующие годы университетом получен уникальный опыт организации подготовки офицеров в рамках института военного образования (ИВО), объединяющего УВЦ и военную кафедру и обладающего современной учебно-материальной базой военной подготовки, созданной совместно с Министерством обороны РФ. Преимущества такого объединения и результаты экспериментов проанализированы в [4; 5] и подтверждены опытом пятилетней успешной практической работы.

Всего с момента создания УВЦ в университете подготовлено 93 офицера для военной службы по контрактупо специальностям гуманитарного профиля (030501 «Юриспруденция», 032301 «Регионоведение») и естественно-научного профиля (010801 «Радиофизика и электроника», 230201 «Информационные системы и технологии», 090106 «Информационная безопасность телекоммуникационных систем»). По итогам войсковых стажировок и отзы-

24

Высшее образование в России • № 2, 2014

вов о службе на офицерских должностях выпускников ННГУ можно сделать вывод о высоком уровне их подготовки, дисциплины, самостоятельности, командиры воинских частей отмечают также добросовестное отношение офицеров к выполнению служебных обязанностей.

Следует подчеркнуть, что организация подготовки кадровых офицеров на базе гражданских вузов является мировой тенденцией. Так, около 30% кадровых офицеров в вооруженных силах Великобритании и до 90% - в вооруженных силах США подготавливаются на курсах вневойсковой подготовки при гражданских вузах. По мнению военного командования этих государств, при грамотной организации учебного процесса, жестком подходе к качеству обучения такая система подготовки офицеров является достаточно эффективной и экономичной [6].

Система учебных военных центров начала функционировать с 2009 г. и в России, но в связи с организационно-штатными мероприятиями в ВС РФ в течение трех лет (2010-2012 г.г.) набор в УВЦ не проводился. Как известно, в этот период в стране был осуществлен переход высшего образования на уровневую систему и ФГОС. В связи с этим некоторые вопросы организации военного обучения в вузах требуют анализа и уточнения.

Понимая важность и необходимость подготовки высококлассных военных специалистов для государства, сложность решения этой задачи в новых условиях, вузы совместно со специалистами Главного управления кадров Министерства обороны РФ (ГУК МО РФ) разработали механизм подготовки офицеров в рамках уровневой системы высшего профессионального образования на базе ООП ВПО соответствующих специальностей, составленных на основе ФГОС. В 2013 г. министром обороны РФ принято решение о размещении государственного заказа на подготовку офицеров для военной службы по контракту в

вузах, имеющих в своем составе УВЦ. Всего в 2013 г. в интересах военного ведомства для обучения набрано около 15 тыс. граждан, из них 12693 человека составляют курсанты и слушатели военных вузов, а 1979 обучающихся (более 13%) - это студенты УВЦ при гражданских вузах [2].

ННГУ в 2013 г. получил государственный заказ по целевому набору 90 граждан и полностью выполнил план приема по специальностям радиофизического факультета: 210602.65 «Специальные радиотехнические системы» (СРТС) (50 чел., срок обучения - 5 лет), 090302.65 «Информационная безопасность телекоммуникационных систем» (ИБТС) (20 чел., срок обучения -5,5 лет) - и направлению подготовки факультета международных отношений (ФМО) - 032000.62 «Зарубежное регионоведение » (ЗР) (20 чел., срок обучения - 4 года). Осваивая ООП на базовом факультете по очной форме, студенты одновременно будут обучаться в УВЦ и получать одну из следующих ВУС, родственную гражданской специальности (направлению) ВПО: «Эксплуатация и ремонт вооружения и военной техники зенитных ракетных войск ВВС»; «Эксплуатация и ремонт вооружения и военной техники радиотехнической разведки »; «Лингвистическое обеспечение военной деятельности » (военный переводчик по одной из следующих пар иностранных языков: арабский - французский, турецкий - английский, испанский - английский).

Анализ 10-летнего опыта ННГУ по разработке и реализации программ военной подготовки офицеров для военной службы по контракту в период действия ГОС-2 показал, что эти программы и организационно-педагогические условия их реализации в УВЦ могут быть основой для конструирования новых программ военной подготовки на основе ФГОС для специальностей ВПО «Информационная безопасность телекоммуникационных систем » и «Специальные радиотехнические системы».

Практика модернизации

25

Для направления подготовки ВПО «Зарубежное регионоведение», не имеющего уровня «специалитет», программа военной подготовки по ВУС «Лингвистическое обеспечение военной деятельности » была разработана на базе бакалаврского направления подготовки специалистами ННГУ, ГУК МО РФ и Центра (лингвистического) МО РФ.

Основные нормативно-правовые акты по организации деятельности УВЦ [3; 7] устанавливают перечень документов, составляющих программу военной подготовки. В этот перечень входят: квалификационные требования по ВУС, общий расчет часов по программе военного обучения и распределение учебного времени, рабочие учебные планы, программы учебных дисциплин (учебные программы), программы практик, учебных сборов (стажировок) и итоговой аттестации.

Квалификационные требования (КТ) дополняют характеристики профессиональной деятельности выпускника и требования к результатам освоения ООП ВПО специфическими требованиями по конкретной ВУС. Выполнение КТ обеспечивается содержанием программ учебных дисциплин военной подготовки. При разработке КТ всех ВУС было учтено, что программа военной подготовки должна не только предусматривать реализацию требований к содержанию и уровню военной подготовки выпускника, но и способствовать формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся, установленных ФГОС. Так, анализ разработанных КТ по ВУС «Лингвистическое обеспечение военной деятельности» показывает, что в них учитываются, а в дисциплинах программы военной подготовки и реализуются 15 из 18 общекультурных и 9 из 18 профессиональных компетенций, установленных соответствующим ФГОС ВПО.

Общий расчет часов и распределение учебного времени по ВУС (ОРЧ) выполнены в соответствии с требованиями [7] о

выделении на военную подготовку не менее 1500 часов учебного времени. Также при разработке этого и других документов программы военной подготовки учтены требования ФГОС об исчислении учебного времени в зачетных единицах (з.е.), эквивалентных 36 академическим часам.

В рабочем учебном плане военной подготовки (РУП ВП) было выделено требуемое количество часов учебного времени на каждую дисциплину военной подготовки за счет вариативной части ФГОС, с учетом логики прохождения ООП. Разработка РУП ВП по специальностям радиофизического факультета затруднений не вызвала в силу большого объема вариативной части ООП ВПО и наличия модуля военной подготовки по специальности «Специальные радиотехнические системы».

Серьезная аналитическая работа потребовалась при разработке РУП по ООП «Зарубежное регионоведение » и соответствующего РУП ВП по ВУС «Лингвистическое обеспечение военной деятельности». При составлении этих документов были учтены следующие положения ФГОС.

1. В рамках рассматриваемой ООП подготовки бакалавра предусмотрены следующие циклы: гуманитарный, социальный и экономический (Б.1), естественно-научный (Б.2), профессиональный (Б.3) - и разделы: физическая культура (Б.4), учебная и производственная практики и (или) научно-исследовательская работа (Б.5), итоговая государственная аттестация (Б.6).

2. Циклы и разделы включают в себя все виды текущей и промежуточной аттестаций.

3. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную) часть, формируемую вузом. Вариативная часть должна расширять и (или) углублять знания, умения и навыки, формируемые содержанием базовых дисциплин (модулей), и позволять студенту углублять знания и навыки для успешной профессиональной деятельности.

Основу подготовки бакалавра по ООП

26

Высшее образование в России • № 2, 2014

«Зарубежное регионоведение» и по ВУС военного переводчика обеспечивают дисциплины профессионального цикла Б.3. Перечень и содержание именно этих дисциплин формируют профиль подготовки бакалавра, который устанавливается вузом. Бюджет учебного цикла Б.3 состоит из базовой (58 з.е.) и вариативной (57 з.е.) частей.

Факультетом международных отношений (ФМО) ННГУ при участии преподавателей УВЦ и специалистов ГУК МО РФ был разработан оригинальный профиль подготовки бакалавров «Военныйперевод» общей трудоемкостью 29 з.е. Содержание этого профиля определили основные военно-профессиональные дисциплины - «Практический курс военного перевода (первый иностранный язык)» объемом432 час. (12 з.е.)и «Практический курс военного перевода (второй иностранный язык)» объемом 252 час. (7 з.е.). При этом объем учебного времени на изучение иностранных языков в ООП уровня «бакалавр» сохранен таким же, как и в ранее реализуемой на ФМО аналогичной ООП уровня «специалист».

Кроме того, при определении перечня дисциплин, «встраиваемых» в вариативную часть профессионального цикла, были выполнены требования,приведенные в письме директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ от 13.05. 2010 г. № 03-956 «Разъяснения разработчикам основных образовательных программ для реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования ». В этом письме указано, что «для направлений подготовки и специальностей, где требуется аттестация специалистов для выполнения специальных видов работ (в сфере обороны, оборонного производства... и т.п.), обязательный перечень дисциплин вариативной части профессионального цикла может быть установлен по согласованию с соответствующим федеральным органом исполнительной власти, к

компетенции которого относится данный вопрос ». В нашем случае этот перечень содержится в программах военной подготовки, утвержденных Минобороны России. Исходя из этого, за счет вариативной части цикла профессиональных дисциплин была реализована дисциплина «Тактическая подготовка» общим объемом 288 час. (8 з.е.).

Всего в вариативную часть профессионального цикла ООП с профилем подготовки «Военный перевод» включены три дисциплины программы ВП общим объемом 972 час. (27 з.е.), что составляет 47% от времени вариативной части цикла Б.3. За счет вариативной части цикла Б.1 (41 з.е.) была сформирована дисциплина «Управление подразделениями в мирное время» объемом 144 час. (4 з.е., 9,7%). Остальные военнопрофессиональные дисциплины общим объемом 360 час. (10 з.е.): «Военная история» (72 час., 2 з.е.), «Общевоинские уставы ВС РФ» (72 час., 2 з.е.), «Общевоенная подготовка» (216 час., 6 з.е.) - реализованы за счет факультатива, временной бюджет которого тоже 360 час. (10 з.е.).

Программа ВП предусматривает учебный сбор на втором курсе (14 суток, 108 час., 3 з.е.) и войсковую стажировку на выпускном курсе (30 суток, 216 час., 6 з.е.), которые частично могут планироваться в период каникулярных отпусков.

Общий объем программы военной подготовки по ВУС «Лингвистическое обеспечение военной деятельности» составляет 1800 час. (50 з.е.), из которых 1440 час. проводится за счет вариативной части ООП, а 360 час. - за счет факультатива, учебное время которого не входит в общую трудоемкость ООП (8640 час., 240 з.е.). То есть объем военно-профессиональных дисциплин составляет 16,7% от общей трудоемкости ООП ВПО по направлению подготовки «Зарубежное регионоведение ». При этом все военно-профессиональные дисциплины сформированы только за счет вариативной части циклов Б.1, Б.3 и факультатива.

Реализация этой программы уже начата

Практика модернизации

27

в учебном процессе ННГУ в 2013-2014 учебном году; ее параметры, более подробное обоснование объема учебного времени для изучения основных дисциплин, принципы формирования программ учебных дисциплин и условия ихреализации приведены в [8].

Наличие учебных программ и оптимальные условия их реализации, опытный профессорско-преподавательский состав и современная учебно-материальная база являются необходимыми условиями, обеспечивающими требуемый уровень подготовки офицера. В качестве достаточного условия качественной подготовки выпускника мы рассматриваем высокий уровень подготовки по программе среднего образования и мотивацию к освоению программы ВПО и к дальнейшей военной службе граждан, поступающих в УВЦ. Этого можно добиться только на основе высокого конкурса. Для оценки возможностей создания такового был проведен анализ социологических данных, характеризующих эффективность кампаний по приему на программы военной подготовки, проведенных в 2013 г. в Воронежском государственном университете (ВГУ), Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения (ГУАП), Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете (ГМТУ), Сибирском федеральном университете (СФУ), Уральском федеральном университете (УрФУ) и в ННГУ [9].

В соответствии с [3] предварительный отбор граждан и направление их в вузы, в которых имеются УВЦ, проводится военными комиссариатами. Однако опыт показывает, что без рекламной кампании, заранее развернутой заинтересованными вузами, решить задачу целевого набора граждан на программы военной подготовки в 2013 г. было невозможно. В первую очередь это связано с тем, что после трехлетнего перерыва в наборе в УВЦ указания о его возобновлении поступили в военные комиссариаты субъектов РФ после 1 марта 2013 г., то есть когда учащиеся 11-х классов уже выбрали «необязательные» предметы для сдачи ЕГЭ (необходимые для поступления на конкретные специальности). Поэтому вузы старались использовать все возможные способы распространения информации (табл. 1).

Анализ данных таблицы 1 показывает, что многие граждане получили информацию из сайтов вузов (15%), из бесед с преподавателями УВЦ в школах (17%), а из газет и телевизионных рекламных роликов - только по 3%. Среди других источников, обеспечивших высокий процент поступивших в ГУАП, ГМТУ и ВГУ, числятся конкретные кадетские корпуса, суворовские и нахимовские училища, где проводилась целенаправленная агитационная работа. Заметное число граждан первоначально получили информацию от друзей и знакомых (12%), а больше всего (21%) - в приемной комиссии вуза

Таблица 1

Способы распространения информации о наборе в УВЦ и степень их эффективности (% от общего числа поступивших граждан)

Источник ^хрнформации Вузы Интернет ТВ Газеты Беседы в школах Воен- ные комис- сариаты Друзья и знакомые Приемная комиссия вуза Другой

ВГУ 10 10 16 16 1 10 20 15

ГУАП 6 - - 6 26 11 14 37

ГМТУ 13 - - 15 - 11 14 47

СФУ 13 6 1 28 20 17 10 4

Ур ФУ 27 - - 22 12 14 25 -

ННГУ 19 - 2 18 6 6 43 6

В среднем 15 3 3 17 11 12 21 18

28

Высшее образование в России • № 2, 2014

при подаче заявления для поступления (после 20 июня). Доля граждан, узнавших об УВЦ в военных комиссариатах, составляет в среднем только 11%. Таким образом, 89% граждан, поступивших в УВЦ в 2013 г., узнали о программах военной подготовки благодаря рекламным кампаниям, организованным самими вузами.

Недостаточная рекламная активность вузов за пределами «своего » региона привела к тому, что в пяти из шести рассматриваемых вузов от 53% до 88% студентов 1-го курса УВЦ проживают в регионе месторасположения вуза. Исключение составляет ГМТУ, где 58% обучающихся этой категории прибыли из других областей, большая их часть - выпускники кадетских корпусов г. Курска и г. Тамбова.

Отмеченные факты предопределили невысокий конкурс по целевому приему на программы военной подготовки в 2013 г. во всех вузах. К примеру, в ННГУ он составил только 1,2 человека на место. Вместе с тем средние баллы ЕГЭ граждан, зачисленных в УВЦ ННГУ, почти по всем специальностям (направлению) ВПО по профильным предметам превышают средние по России за 2013 г. (табл. 2), представленные на официальном информационном портале ЕГЭ [10].

Для лучшего понимания уровня общеобразовательной подготовки интересующего нас контингента проведен сравнительный анализ средних и минимальных баллов ЕГЭ граждан, зачисленных в УВЦ, и граждан, поступивших на эти же или родственные специальности (направления) без военной подготовки. Анализ показывает, что

средние баллы ЕГЭ граждан, зачисленных на первый курс «классических» специальностей, значительно выше, чем на аналогичные специальности с одновременным обучением в УВЦ.

Наметившаяся в дальнейшем стабильность и своевременность получения вузами государственного заказа по целевому набору граждан в УВЦ дает возможность исправить положение дел уже в следующем году на основе планомерной и целенаправленной работы по привлечению на программы военной подготовки юношей, мотивированных к военной службе и имеющих высокие баллы ЕГЭ. Об этом говорит и опыт предыдущих лет. Так, при проведении наборов на программы военной подготовки в ННГУ в 2008 и 2009 гг., из других регионов было зачислено соответственно 35% и 36% граждан, то есть в три раза больше, чем в 2013 г. При этом решение о проведении набора в указанные годы Министерством обороны РФ принималось только в конце мая. Однако активная рекламная кампания, организованная в те годы военным ведомством совместно с вузами-участниками эксперимента, способствовала распространению информации по всем субъектам РФ: «география» абитуриентов включала даже отдаленные регионы Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. При этом конкурс на программы военной подготовки ННГУ в зависимости от специальности ВПО составлял от 1,8 до 4,6 человека на место. Следует отметить, что тогда военных училищ было больше, чем в настоящее время, они ежегодно проводили

полномасштабные наборы, а социальные гарантии военнослужащих в то время были гораздо скромнее.

В Российской Федерации всего 83 субъекта,

Таблица 2

Средние баллы ЕГЭ выпускников образовательных учреждений среднего образования и граждан, зачисленных в УВЦ ННГУ

Предметы ЕГЭ Студенты УВЦ/выпускники школы по РФ

ИБТС СРТС ЗР

Математика 60,0/48,7 45,7/48,7 -

Физика 61,2/41,8 48,7/41,8 -

Русский язык 67,0/63,4 61,1/63,4 71,9/63,4

Английский язык - - 72,0/72,4

Немецкий язык 84,3/58,6

Практика модернизации

29

но только в 31-м имеются вузы (филиалы вузов) Министерства обороны РФ, Внутренних войск МВД РФ, Пограничных войск ФСБ РФ или учебные военные центры при гражданских университетах и институтах. Таких учебных заведений нет на территориях 52-х субъектов РФ.

С учетом опыта, для создания высокого конкурса по целевому приему на программы военной подготовки в вузы можно рекомендовать распространение соответствующей информации через все средства массовой информации, а также с помощью печатной рекламной продукции, причем вузы могут действовать как самостоятельно, так и во взаимодействии с военными комиссариатами и региональными органами управления образованием. Особое внимание следует уделить организации бесед представителей УВЦ с учащимися старших классов и их родителями непосредственно в образовательных учреждениях общего среднего образования, в вузах на Днях открытых дверей, на «ярмарках учебных мест », организуемых администрациями областных и крупных районных центров. Подобные мероприятия дают возможность более детально рассказать о преимуществах программ военной подготовки.

В заключение следует сказать, что система военной подготовки офицеров для военной службы по контракту в гражданских вузах, в том числе и на этапе набора граждан, еще никогда не функционировала в «установившемся» режиме, и оценивать эффективность ее работы пока преждевременно. Вместе с тем опыт работы университетов, в том числе и ННГУ, по привлечению граждан на программы военной подготовки, опыт разработки и реализации этих программ, отзывы на выпускников ННГУ из войск позволяют сделать вывод о том, что система военной подготовки офицеров-контрактников в гражданских вузах является перспективной. В недалеком будущем

она займет достойное место в системе комплектования Вооруженных Сил РФ офицерским составом.

Литература

1. Подзоров Е. Армия пополнится контракт-

никами // Красная звезда. 2013. 18 сентября.

2. Семенов Д. Армия России: век XXI // Крас-

ная звезда. 2013. 14 сентября.

3. Приказ Министра обороны РФ и Мини-

стерства образования и науки РФ 2009 г. № 666/249 «Об организации деятельности учебных военных центров, факультетов военного обучения и военных кафедр при федеральных государственных учреждениях высшего профессионального образования».

4. Ротков Л.Ю., Руг А.В., Абрамов А.Н. и др.

Подготовка офицеров для военной службы по контракту в ННГУ // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. № 5. С. 11-18.

5. Ротков Л.Ю., Абрамов А.Н. Подготовка

офицеров в гражданском вузе // Высшее образование в России. 2008. № 4. С. 54-58.

6. Бакович М.Н. Организационно-правовое

регулирование подготовки офицеров запаса для вооруженных сил США и Великобритании // Военная мысль. 2008. № 10. С. 59-66.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Постановление Правительства РФ от 6.03.2008 г. № 152 «Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования».

8. Ротков Л.Ю., Руг А.В., Абрамов А.Н. и др.

Актуальные вопросы подготовки кадровых офицеров в гражданских вузах // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 5. С. 16-22.

9. Письмо главного управления кадров МО

РФ в адрес ректора ННГУ от 8.11.2013 г. № 73/3/35120.

10. Официальный информационный портал ЕГЭ. URL: http//www.ege.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.