Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития военного образования в классическом вузе'

Проблемы и перспективы развития военного образования в классическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1482
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ВОЕННЫЙ ЦЕНТР / ВОЕННАЯ КАФЕДРА / MILITARY EDUCATION / MILITARY TRAINING CENTER / RESERVE-OFFICER TRAINING DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ендовицкий Дмитрий Александрович

В статье поднимаются актуальные вопросы становления военного образования в гражданском вузе, обсуждаются проблемы и перспективы функционирования военных кафедр и учебных военных центров. Исходя из опыта развития военного образования в одном из крупнейших вузов России Воронежском государственном университете, сформулированы рекомендации по модернизации системы военного обучения в гражданских вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ендовицкий Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of military training at a classical university: problems and prospects

The paper discusses the live issues concerning the establishment of military education at civil higher schools, challenges and prospects of functioning of reserve officer training department and military training centers. The recommendations on upgrading of the system of military education at civil higher schools have been made.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития военного образования в классическом вузе»

/-

N

НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ

Д.А. ЕНДОВИЦКИЙ, профессор, Пр°ОЛемЫ

ректор и перспективы развития

Воронежский государственный ВОЄННОГО образования

университет

в классическом вузе

В статье поднимаются актуальные вопросы становления военного образования в гражданском вузе, обсуждаются проблемы и перспективы функционирования военных кафедр и учебных военных центров. Исходя из опыта развития военного образования в одном из крупнейших вузов России - Воронежском государственном университете, сформулированы рекомендации по модернизации системы военного обучения в гражданских вузах.

Ключевые слова: военное образование, учебный военный центр, военная кафедра.

Формирование нового облика Вооружённых сил своим крылом задело образование, и не только военное. Год назад, в марте 2011 г., в «Независимом военном обозрении » было отмечено, что Правительство РФ «разрабатывает проект постановления, согласно которому с 1 сентября с.г. вводится новая система подготовки офицеров в гражданских вузах... По словам начальника Департамента образования Минобороны Екатерины Приезжевой, с 2011 г. в гражданских вузах страны по гуманитарным, инженерным и техническим профилям будут готовиться около 40% всех офицеров для Вооруженных сил» [1].

В канун Дня защитника Отечества «Красная звезда», публикуя отчёт о встрече начальника Департамента образования в пресс-клубе Министерства обороны с военными обозревателями ведущих российских СМИ, отметил: «В настоящее время в обществе, по крайней мере, среди тех сограждан, кто интересуется происходящими в армии и на флоте изменениями, продолжается обсуждение проблем реформирования системы военного образования. При этом выступающие с критическими замечаниями очень часто выбирают слово “сокращение” » [2]. Сама Е. Приезжева на этой встрече ни словом не обмолвилась о подготовке офицеров в гражданских вузах.

Более того, в начале этого года вузы получили указание Минобороны о прекращении заключения контрактов со студентами по ряду военно-учётных специальностей и значительном сокращении набора по другим.

Попробуем проанализировать эту ситуацию на примере нашего классического университета.

Военная история свидетельствует об исключительной важности проблемы подготовки военных кадров. 18 сентября 2011 г. святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время церемонии присуждения ему степени доктора Honoris causa Воронежского государственного университета сказал: «Думаю, что существуют две общественные системы, деятельность которых жизненно необходима для страны и государства. Название обеих начинается на букву «о», и кому-то может показаться странным, что я свожу воедино эти две сферы общественной жизни, а именно оборону и образование___Действитель-

но, образование так же важно, как и оборона, и точно так же может быть только общенациональным делом » [3].

Воронежский государственный университет - один из ведущих классических университетов России, чья история тесно связана с Юрьевским (Дерптским) универси-

тетом, открытым в 1802 г. по указу императора Александра I и в 1918 г. в соответствии с постановлением Большой государственной комиссии «перевезённым» в город Воронеж, - на собственном многолетнем опыте прочувствовал проблемы развития военного образования.

После Гражданской войны требовалось найти такую форму подготовки командиров, которая бы обеспечила достаточную их численность и не требовала больших расходов. М.В. Фрунзе обратился к мировому опыту в этой области - подготовке резерва командных кадров в гражданских учебных заведениях. В 1924 г., еще будучи начальником и комиссаром штаба Красной Армии, он писал: «Общая наша цель: поставить дело так, чтобы каждый окончивший гражданский вуз уже был подготовлен к роли командира по наиболее близкой данному вузу специальности и нуждался лишь в небольшой практической подготовке». 20 августа 1926 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление об утверждении «Положения о порядке прохождения высшей допризывной военной подготовки и действительной службы в РККА гражданами, обучающимися в вузах и техникумах и окончивших их».

Введение ВДВП решало две чрезвычайно важные задачи: во-первых, освобождало государство от значительных расходов на подготовку резерва командных кадров и, во-вторых, освобождало студентов -будущихвысококвалифицированных специалистов - от призыва на действительную военную службу и помогало использовать их по прямому назначению с пользой для народного хозяйства. В августе 1926 г. подписан приказ Реввоенсовета СССР № 565 о начале военного обучения студентов. Постановление обязывало создать в вузах и техникумах военные кафедры (вначале они назывались военными кабинетами); возглавлял кафедру военрук учебного заведения. Военный кабинет в Воронежском университете был создан в сентябре

1926 г. Первым начальником военной кафедры (военруком) Воронежского университета был назначен кадровый военный -комбриг РККА А.К. Карпов.

Становление военной кафедры проходило в трудных условиях. Для администрации военная подготовка была делом новым и не сразу была воспринята как свое собственное. Причины этого: уменьшение количества часов на учебный процесс на факультетахв пользу дисциплин военного обучения; выделение учебных площадей за счет учебного заведения; дополнительная нагрузка на студентов. И все же, несмотря на все трудности, 1 октября 1926 г. на военной кафедре начались нормальные занятия. Эта дата стала днем рождения военной кафедры.

Свидетельством роста доверия к военным кафедрам, признания их способности готовить средние командные кадры стало постановление ЦИК и СНК СССР от 14 августа 1930 г. «Об обязательной военной службе ». В этом документе высшая допризывная военная подготовка заменялась высшей вневойсковой подготовкой (ВВП). С 1930/1931 учеб. года свободное посещение занятий было заменено обязательным. За пропуск занятий предусматривались строгие санкции, включая исключение из университета.

Ранг военной подготовки повышался и приравнивался к действительной военной службе. При этом существенно возросли и требования квоенным кафедрам. Если раньше они вели подготовку к призыву в Вооруженные силы, то постановление обязывало построить их работу так, чтобы военная подготовка стала воинской службой. Всего на военную подготовку по новым требованиям отводилось в зависимости от профиля обучения от 430 до 580 учебных часов в стенах вузов и 3-4 месяца лагерного сбора в войсках.

Ректорат университета шел навстречу военной кафедре. При очень ограниченных финансовых средствах, выделяемых уни-

верситету, и еще более ограниченном аудиторном фонде он находил возможным обеспечить военную кафедру и тем и другим, что в немалой степени способствовало успеху в решении новых задач. Но были вопросы, решение которыхот администрации университета не зависело. Они относились к компетенции вышестоящих военных органов. Имеется в виду пересмотр состава кадров преподавателей и переоснащение кафедры новой боевой техникой. Особенно остро стоял вопрос об изменении состава преподавателей: успешно справляясь с подготовкой младшего командно-начальствующего состава, они не были способны готовить средний. Их отозвали с кафедры и заменили новыми.

В начале 1931 г. органами ОГПУ был арестован почти весь состав военной кафедры ВГУ. Через несколько дней после ареста ректор П.Ф. Сапожников издал приказ об увольнении этих преподавателей. Вскоре он и трое его преемников (И. П. Подво-лоцкий, А.Н. Норин, А.Л. Щепотьев) сами пополнили число жертв разыгравшейся кампании репрессий против правых и левых «уклонистов» от генеральной линии высшего партийного руководства. Начинались трагические для многих университетских сотрудников тридцатые годы. Военные педагоги наряду со старыми юрьевскими профессорами открывали долгие списки «врагов народа» [4, с. 151]. Пять человек, включая начальника военной кафедры ВГУ, были расстреляны, остальные получили различные сроки заключения. Всего по Воронежу по этому делу было репрессировано около 50 бывших офицеров русской армии [5].

1936/37 учеб. год принес военной кафедре новые заботы. Развитие Вооруженных сил требовало новых и новых специалистов, а готовить их в училищах еще не успевали. Необходима была новая реорганизация. Кафедра была вынуждена передать в войска освободившихся преподавателей и принять новых. К сожалению, отдельные

военные руководители, недовольные качеством подготовки командиров из студентов, не учитывали высокий уровень их общей и специальной грамотности, их способность к самообразованию и, следовательно, возможность в короткие сроки стать прекрасными командирами. Но вести соответствующую работу со студентами у практиков из войск не было ни желания, ни умения, ни терпения. Занятые с головой сиюминутными делами, они не смогли заглянуть вперед и оценить эту категорию кадров по достоинству. Не исключено, что отдельные войсковые практики ревниво относились к высокой грамотности выпускников вузов.

Правительство не могло не прислушиваться к многочисленным предложениям из войск и летом 1937 г. приняло решение о замене высшей вневойсковой подготовки подготовкой к действительной военной службе, т.е. к службе рядовыми. Ошибочность этого решения очевидна. Во-первых, оно увеличило бремя военных расходов, поскольку возросла численность военных училищ и академий. Для обеспечения повседневной потребности войск в командных кадрах в округах были срочно созданы курсы младших лейтенантов. Они и стали основными поставщиками командиров в численно растущие войска. Достаточно сказать, что в Московском военном округе в 1940 г. выпускники курсов младших лейтенантов занимали 62% должностей командиров полков, 35% имели среднее военное образование, а 3% были практиками, пришедшими с Гражданской войны, и военного образования не имели. Во-вторых, выпускники вузов, оказавшись рядовыми резерва, в положении рядовых пошли и на фронт. Среди них были уже крупные ученые, крепкие администраторы, преподаватели, руководители различных трудовых коллективов. В первые дни войны мы потеряли их огромное количество. Естественно, что при иных обстоятельствах из них могли вырасти прекрасные командиры.

Допризывная военная подготовка была

закреплена законом «О всеобщей воинской обязанности», принятым Верховным Советом СССР 1 сентября 1939 г. Новая программа вновь привела к кадровой перестановке на военной кафедре. Использовать высококвалифицированных специалистов, готовивших средних командиров, в дальнейшем стало нерентабельно. Их отправили в войска, где нашли применение их знаниям, а на кафедру набрали специалистов по одиночной подготовке бойца. С осени 1939 г. военная кафедра целиком и полностью перешла на новую программу.

С началом Великой Отечественной войны университет эвакуировался в г. Елабуга. Занятия в университете были прекращены, а студенты и преподаватели, в том числе сотрудники военной кафедры, ушли на фронт.

Для восполнения потерь офицерского корпуса в ходе Великой Отечественной войны 13 апреля 1944 г. СНК СССР принял постановление, на основании которого в гражданских вузах вводилась военная подготовка. То, что это необходимо и жизненно важно, показала война. Выпускникам высшей школы, успешно завершившим обучение на военных кафедрах, присваивалось воинское звание офицера запаса. Уже 1 октября 1944 г. в ВГУ начались занятия по новым программам подготовки офицеров запаса. Начальником военной кафедры с октября 1949 г. по декабрь 1957 г. был генерал-майорВ.В. Болознев.

Однако в 1961 г. в судьбе военной кафедры вновь произошли коренные изменения. В соответствии с приказом министра высшего и среднего специального образования СССР от 8 февраля 1961 г. военная кафедра университета подлежала расформированию.

Большой некомплект офицеров, особенно первичных должностей, в войсках вынудил Правительство в 1967 г. возобновить военное обучение в вузах, открыть военные кафедры. Приказом министра обороны СССР от 24.02.1967 г. и Прика-

зом министра высшего и среднего специального образования от 30 апреля 1967 г. в Воронежском университете военная кафедра также была восстановлена. Начальником военной кафедры был назначен участник Великой Отечественной войны, кавалер пяти боевых орденов полковник В.А. Екименко. Офицерам военной кафедры за довольно короткий срок удалось оборудовать учебные классы, построить боксы для хранения боевой техники, строевой плац для проведения занятий. Огромную помощь в организации работ оказал ректор университета профессор В.П. Мелешко.

Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности » закрепил ряд важных положений. Студентам представлялась отсрочка от военной службы на весь период обучения в вузе. Выпускников вузов, успешно закончивших обучение на военной кафедре, призывали для службы в Вооруженных силах по ежегодно устанавливаемым Правительством квотам сроком на два года. Обучение на военной кафедре было обязательным для всех студентов, годных по состоянию здоровья к службе в армии. Однако с середины 80-х годов, впервые за более чем вековой отрезок истории России, студентов лишили права отсрочки от военной службы на период обучения. После 2-го курса их призывали для прохождения действительной военной службы солдатами и матросами. По окончании срока службы, забыв за это время многое, они обязаны были учиться наравне с другими. Весной 1989 г. Верховный Совет СССР принял решение об увольнении всех призванных с дневных отделений вузов студентов из Вооруженных сил. 176 тыс. студентов вернулись в аудитории.

В марте 1993 г. вводится в действие Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе», в котором впервые сказано о заключении контракта о военном обучении со студентами. Обучение на военной кафедре уже не является обязательным для студентов. Надо сказать, что в высшем военном ру-

ководстве России военное обучение студентов на военных кафедрах воспринималось неоднозначно. В результате 20 июля 1993 г. выходит постановление Правительства РФ № 690, согласно которому ряд военных кафедр в вузах, в том числе и в Воронежском государственном университете, подлежали расформированию. Ректорат университета обращался и в Министерство обороны, и непосредственно в администрацию Президента Российской Федерации, доказывая ошибочность такого решения. Два года борьбы увенчались успехом: постановлением Правительства РФ № 596 от 26.05.95 г. военная кафедра ВГУ была восстановлена.

Трагическим для военных кафедр стал 1995 год. 29 апреля Думой был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе », а 20 июля - три труднопроизносимых закона, касающихся военных кафедр. За ними последовали Указы Президента РФ № 626 от 23.06.95 г. и № 18 от 9 января 1996 г. Сжато их смысл заключался в следующем: мы должны были готовить студентов на военной кафедре по программе подготовки офицеров запаса, а выпускать их солдатами.

Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и военной службе», вступивший в силу с 1.04.98 г., положил конец этому, как нам представляется, «законному беззаконию».

В 2005 г. тогда ещё начальник Службы кадровой и воспитательной работы Министерства обороны РФ генерал армии Н.А. Панков на заседании пресс-клуба военных обозревателей российских СМИ при Управлении информации и общественных связей Минобороны России рассказал о новых подходах к комплектованию Вооруженных сил, о реорганизации военных кафедр гражданских вузов. «Если хотите, мы признаем приоритет, могу сказать определеннее -преимущества гражданской высшей школы по ряду специальностей, - подчеркнул он и пояснил: - Хорошие кадры мы полу-

чаем из гражданских вузов. Так почему бы на это не отреагировать и не давать целевой заказ на таких специалистов?... Такое решение подсказывает сама жизнь. Ведущие гражданские вузы страны на протяжении десятилетий гарантированно обеспечивают высокое качество подготовки специалистов. С ними у Минобороны сложились традиционные тесные взаимоотношения. Из элитных вузов армия и флот в течение многих лет получают квалифицированные офицерские кадры, в основном технического, а также гуманитарного профиля» [6].

Уже в апреле 2006 г. комиссией Минобороны России была проверена организация обучения граждан по программам подготовки офицеров запаса на военной кафедре при Воронежском государственном университете. На основании проверки председатель комиссии МО РФ генерал-лейтенант С.Е. Давыдов доложил министру обороны России о том, что «руководство Воронежского государственного университета активно включилось в реализацию одного из государственных приоритетов России (в области образования) в части, касающейся реформы системы военного образования, и в целом готово к началу подготовки офицеров для службы в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту из числа студентов с 1 сентября 2006 г.»

В ходе выполнения федеральной программы «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года» 31 мая 2006 г. с Министерством обороны Российской Федерации был заключен государственный контракт на подготовку в порядке эксперимента офицеров из числа студентов в Воронежском государственном университете с последующим обязательным поступлением их на военную службу по контракту. В соответствии с данным контрактом и техническим заданием в ВГУ была открыта подготовка офицеров для Управления информации и общественных связей МО РФ и для Главного управления воспитательной рабо-

ты Вооруженных сил России. Мы первые и единственные в стране приступили к подготовке офицеров PR-службы.

Осенью 2006 г. состоялось торжественное собрание, посвященное вручению курсантских погон. На этом собрании присутствовал лично заместитель начальника аппарата МО РФ -начальник управления информации и общественных связей МО РФ генерал-майор С.Е. Рыбаков, который заявил: «Здесь, на российской земле, в центре России, в городе Воронеже, мы проводим тот эксперимент, который во многом, не побоюсь этого слова, определит и облик будущих Вооруженных сил России ».

На новый качественный уровень вышла учебно-материальная база факультета. Созданы аудитории для проведения занятий по PR-проектированию и лингвистическому обеспечению военной деятельности на базе компьютерных классов, поставленных МО РФ. По последнему слову науки оборудован кабинет военной психологии. За счет МО РФ для кабинета закуплены приборы для психодиагностики и релаксации.

Стала шире использоваться материальная база воинских частей и других силовых структур. Так, курсанты факультета журналистики выезжали на учебно-практические курсы специальной подготовки представителей информационных структур, работающих в экстремальных условиях. Уже в феврале наш вуз получил техническое задание на составную часть комплексной научно-исследовательской работы «Исследование проблем системы подготовки кадров органов информационного обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации ». Необходимо было в сжатые сроки подготовить предложения по уточнению квалификационных требований, учебных программ и тематических планов подготовки кадров органов информационного обеспечения, разработать учебно-методические материалы по специальностям профессиональной подготовки. Университет с этой задачей справился.

17 апреля 2007 г. ГУК МО РФ вновь предложило нам заключить с МО РФ государственный контракт на подготовку в порядке эксперимента офицеров из числа студентов. Но в данном случае предлагалось набор провести с оплатой обучения не за счет МО РФ, а за счет вуза.

С выходом распоряжения Правительства РФ от 6 марта 2008 г. № 275-р «Об учебных военных центрах, факультетах военного обучения и военных кафедрах при феде-ральныхгосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования » нами был проведен набор студентов в учебно-военный центр (УВЦ) на бюджетные места. В том же году по предложению ГУК МО РФ мы приступили к подготовке кадров по военно-учётной специальности «Лингвистическое обеспечение военной деятельности ». В этом отношении наш вуз уникален, поскольку на протяжении пяти лет мы поддерживаем партнерские отношения с военной академией Вест-Пойнт (США). Их кадеты (3-4-е курсы) проходят семестровое обучение при ВГУ, а наши студенты-лингвисты получают возможность постоянного общения с носителями языка. В последние годы в УВЦ при ВГУ проходят совместные международные научно-практические конференции с участием офицеров академии во главе с начальником департамента иностранных языков полковником Р. Мак Пиком, военных атташе посольства США в Москве и Никарагуа и представителей Минобрнауки. В наше сложное время эта работа способствует не только сближению народов двух держав, но и лучшему взаимопониманию между будущими офицерами их армий.

Формирование нового облика Вооруженных сил, естественно, отразилось на системе подготовки военных кадров. С 2009 г. заказ на подготовку граждан в нашем учебном военном центре не размещался. Остро встала проблема сохранения тщательно подобранного профессорско-преподавательского состава. Многолетний опыт пережи-

тых реформ показал жизненность штата переходного периода, что позволяет не резать “по живому”. Уже три года нет набора, однако продуманное штатное расписание позволяет офицерам УВЦ вести часть занятий по однопрофильным специальностям на военной кафедре, офицеры запаса приходят на занятия в военной форме.

Оптимизм вселяют слова министра обороны России Э. Сердюкова: «Что касается новой системы обучения, то она будет отличаться от прежней более глубоким погружением в тему, в предмет изучения, более высокой организацией учебного процесса и качеством материальной базы, подбором профессорско-преподавательского состава. Пока же в целом ряде гражданских вузов, надо признать, уровень обучения выше, чем в военных» [7]. Уверенность в вероятности восстановления наборов возросла после выступления статс-секретаря, заместителя министра обороны Н.А. Панкова: «В условиях перевода ряда должностей офицерского состава (медицинского, юридического, гуманитарного профилей подготовки) на должности гражданского персонала очень острой становится задача их комплектования. В качестве одного из вариантов рассматривается возможность замещения указанных должностей гражданами, прошедшими целевую подготовку в вузе и обучение в учебном военном центре» [8].

Предлагаемые Министерством обороны меры позволят с наименьшими издержками гибко настраивать систему военной подготовки под изменяющиеся обстоятельства, в значительной степени интегрировав ее в систему гражданского высшего образования, а также не допустить безвозвратной утери созданной учебно-материальной базы и накопленного научно-педагогического потенциала.

Воронежский государственный университет никогда не был сторонним наблюдателем за происходящими процессами в области военного образования. Мы принимаем действенные меры со своей стороны. В

январе 2011 г. автор статьи встречался с начальником Главного управления кадров Министерства обороны РФ генерал-лейтенантом В.П. Горемыкиным. Состоялся содержательный разговор о перспективах военного образования в вузе. Обсуждались вопросы о научном сотрудничестве между Министерством обороны и Воронежским государственным университетом (проведение научно-исследовательских работ, научно-практических конференций, в том числе межвузовских и международных). Помимо этого, в ходе встречи обсуждались вопросы дальнейшего укрепления научных и научно-методических связей ВГУ с военно-учебными заведениями и воинскими частями гарнизона.

В декабре того же года состоялась поездка в Федеральную службу безопасности Российской Федерации. На встречах с заместителем руководителя Пограничной службы ФСБ России, начальником Управления пограничного контроля, с сотрудниками кадровых органов проходили обстоятельные беседы по проблемам военного образования. Подписаны соответствующие документы по вопросам подготовки на базе УВЦ офицеров в интересах пограничных органов. В рамках проводимой работы по совершенствованию военного образования вопросы работы учебного военного центра ВГУ обсуждались также с начальником Главного управления кадров Министерства обороны РФ генерал-лейтенантом В.П. Г оремыкиным и генерал-майором Ю.П. Бобровым.

Если с учебным военным центром, как нам представляется, дело сдвинулось с мёртвой точки (в Главное управление кадров МО РФ направлены соответствующие заявки на подготовку кадровых офицеров в интересах Пограничной службы), то в полный рост встала проблема статуса военной кафедры.

Статья 20 «Положения о факультетах военного обучения (военных кафедрах) при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессио-

нального образования» [9] гласит: «Изучение гражданами учебных дисциплин по программе военной подготовки проводится на базе знаний, получаемыхими в ходе освоения специальных дисциплин по основной образовательной программе, необходимых для получения квалификации «специалист» или квалификации (степени) «магистр»». Очевидно, что это исключает обучение на военной кафедре бакалавров. Между тем «Российская газета» сообщает: «Руководство Минобороны наконец-то утвердило программу непрерывной профессиональной подготовки командного состава Вооруженных сил... В основу военно-образовательной пирамиды ляжет армейский бакалавриат. Чтобы получить диплом и степень бакалавра, нужно будет закончить 4-годичный курс института или училища министерства обороны. Их выпускники займут самые массовые первичные офицерские должности в войсках. Главным образом - командиров взводов и батарей » [10].

Странное противоречие! Готовить кад-ровыхофицеров по программе бакалавриата в военном вузе можно, а офицеров запаса (резерва) в гражданском вузе - нельзя. Мы полагаем целесообразным и правильным внести соответствующее изменение в упомянутую статью 20, разрешив обучение на военной кафедре и бакалаврам.

Проблемы и перспективы развития военного образования в классическом вузе - это проблемы и перспективы развития не только ине столько военной кафедры или учебного военного центра, сколько и прежде всего ректората и факультетов. Мы в этом убеждаемся уже на протяжении 85 лет. Мы не ищем личной выгоды. Опираясь на слова святей-

шего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, хочу повторить: мы сводим воедино две сферы общественной жизни, а именно - оборону и образование, поскольку образование так же важно, как и оборона.

Литература

1. Мухин В. Военно-образовательный аутсор-

синг // Независимое военное обозрение. 2011. 10 марта.

2. Военное образование - реалии времени //

Красная звезда. 2012. 22 февр.

3. Выступление Святейшего Патриарха Ки-

рилла в Воронежском государственном университете 18 сентября 2011 года // Воронежский университет. 2011. 29 сент.

4. Карпачёв М.Д. Несколько слов о трагедии

военной кафедры ВГУ // Общественнополитическая жизнь Воронежского края. Воронеж, 1999.

5. ГАОПИ ВО, ф. 9353, оп.1, д. П-13558.

6. См.: Учительская газета. 2005. 13 сент. URL:

http:// www.ug.ru/ archive/9404

7. Фаличев О. Министр обороны расставил

точки над i // Военно-промышленный курьер. 2010. 24-30 ноября. № 46.

8. Панков Н.А. О развитии систем военного

образования, воспитания и подготовки кадров в вооруженных силах российской федерации на период до 2016 года // Выступление на заседании комитета по обороне Г осударственной Думы. 2009. 25 июня.

9. Об обучении граждан Российской Федера-

ции по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования: Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2008 г. № 152.

10. Гаврилов Ю. Гвардии бакалавр. В армии вводится болонская система обучения // Российская газета. 2011. 6 сент.

ENDOVITSKIY D.A. THE DEVELOPMENT OF MILITARY TRAINING AT A CLASSICAL UNIVERSITY: PROBLEMS AND PROSPECTS

The paper discusses the live issues concerning the establishment of military education at civil higher schools, challenges and prospects of functioning of reserve officer training department and military training centers. The recommendations on upgrading of the system of military education at civil higher schools have been made.

Key words: military education, military training center, reserve-officer training department.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.