УДК 37.014:358.43 “1997/2001”
И.Б. Михайлов©
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ ВВС В ПЕРИОД РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 1997-2001 гг.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МО «Ейское Высшее военное авиационное училище (военный институт) имени дважды Героя СССР, летчика-космонавта В.М. Комарова»
Проведено теоретическое осмысление путей модернизации подготовки офицеров ВВС и процесса формирования новой системы военного образования в 1997-2001 гг., результатом которого было создание своеобразного учебно-научного комплекса, объединяющего подготовку специалистов одной профессиональной направленности на всех уровнях (ступенях) их профессионального образования. Анализ особенностей организации и проведения профессиональной подготовки кадров ВВС в отечественных вооруженных силах в 1997-2001 гг. показал наличие ряда внешних и внутренних факторов, заложенных в структуре самого военного образования, которые являлись причинами деструктивного развития системы военного образования РФ, приводили к неблагоприятным явлениям в вооруженных силах и требовали модернизации системы военного образования РФ.
Ключевые слова: модернизация образования, учебно-научный образовательный
комплекс, профессиональная подготовка, гуманитаризация образования, военная реформа.
С июля 1997 г. основные направления деятельности по подготовке военных кадров для армии РФ постепенно меняются. Подобные изменения были обусловлены активизацией процесса проведения военной реформы и связаны с осуществлением практической реализации Приказа МО РФ от 6.11.1997 г. № 397 «О мерах по подготовке к реорганизации и ликвидации военно-образовательных учреждений профессионального образования МО РФ», Приказа МО РФ 1998 г. № 338 «О совершенствовании системы военного образования МО РФ» и ряда других приказов, принятых несколько позднее [1].
Главной причиной начала реформирования и модернизации системы подготовки курсантов ВВС стало начавшееся 20 января 1998 г. масштабное реформирование ВВС России, когда указом президента и приказом министра обороны на должность главнокомандующего был назначен генерал-полковник авиации Анатолий Корнуков, ранее занимавший пост командующего Московским округом ПВО. Главной его задачей стало претворение в жизнь требований указа президента России от 16 июля 1997 г. «О
© Михайлов Иван Борисович - аспирант Высшей Военно-воздушной академии им.Ю.А. Гагарина
первоочередных мерах по реформированию ВС РФ и совершенствованию их структуры» и соответствующего приказа министра обороны от 3 августа 1998 г. Главное, что предусматривали эти документы - преобразование ВВС и ПВО в единый вид ВС.
Масштабность этих мер для ВВС могут проиллюстрировать следующие данные: только за 1998 г. было расформировано 580, переформировано 134, переподчинено более 600 частей и подразделений. Командованию пришлось перераспределить 95 % самолетов, 98 % вертолетов, 93 % ЗРК, 95 % вооружения радиотехнических войск, 100 % зенитных ракет, более 60 % авиационных средств поражения. В то же самое время было перевезено свыше 600 тыс. тонн материально-технических средств. Самолеты ВТА доставили к новому месту жительства более 40 тыс. семей. К концу 1998 г. основные преобразования были завершены, ВВС начали действовать в соответствии с новыми, утвержденными министром обороны, боевыми документами.
После года реформ численность личного состава ВВС стала существенно меньше, чем имели оба вида до объединения - 185 тыс. военнослужащих против 318 тыс. Сокращено 123 тыс. должностей, в том числе около 1 000 полковничьих. Отправлено в запас свыше 41 тыс. служащих по контракту, из них 20,5 тыс. офицеров, и более 9 тыс. прапорщиков уволено в связи с оргштатными мероприятиями. По состоянию на январь 1999 г. подготовлены документы на увольнение еще 3 000 военнослужащих, среди которых 46 генералов (из них -15 генерал-полковников).
Была сформирована и новая структура вузов ВВС. Ее составили одна академия (ВВА им. Ю. Гагарина), два университета, созданные на базе академии ПВО и ВВИА им. Жуковского, а также 7 институтов, которые ранее именовались военными училищами, в их числе ЕВВАУ.
В процессе модернизации системы подготовки офицерских кадров ВВС РФ, начавшейся в 1998 г., для улучшения подготовки офицеров по управлению воздушным движением филиал Краснодарского военного авиационного института (г. Ейск) был преобразован в филиал Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина. Путем слияния Армавирского, Балашовского и Краснодарского военных авиационных институтов был создан единый летный институт - Краснодарский ВАИ. Армавирский и Балашовский военные авиационные институты вошли в его состав в качестве учебных авиационных центров подготовки летного состава. Филиал Балашовского ВАИ (г. Челябинск) был преобразован в Челябинский военный авиационный институт штурманов [2].
В целом же новая система подготовки офицерских кадров ВВС стала иметь в своей структуре учебные заведения по следующим направлениям, специальностям и уровню образования:
1. Военный авиационный технический университет (г. Москва). Специальности высшего образования (ВО): техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей, робототехнические системы авиационного вооружения, электроника и автоматика физических установок, техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажнонавигационных комплексов, метрология и метрологическое обеспечение, программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем, средства радиоэлектронной борьбы, исследование природных ресурсов аэрокосмическими средствами, техническая эксплуатация транспортного радиооборудования. Специальности среднего образования (СО): техническое обслуживание газодинамических импульсных систем.
2. Филиал военного авиационного технического университета (г. Ставрополь).
Специальности ВО: техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей, робототехнические системы авиационного вооружения, техническая эксплуатация авиационных электрических систем пилотажно-навигационных комплексов, техническая эксплуатация транспортного радиооборудования. Специальности СО: техническая
эксплуатация летательных аппаратов и двигателей, техническая эксплуатация электрофицированных и пилотажно-навигационных комплексов, техническая эксплуатация
радиоэлектронного оборудования летательных аппаратов.
3. Военный университет ПВО (г. Тверь). Специальности ВО: автоматические системы обработки информации и управления, вычислительные машины, комплексы, системы и сети.
4. Филиал Военного университета ПВО (г. Санкт-Петербург). Специальности ВО: радиоэлектронные системы обработки информации и управления.
5. Воронежский военный авиационный инженерный институт (г. Воронеж). Специальности ВО: метрология, автомобильные дороги и аэродромы, средства аэродромнотехнического обеспечения полетов авиации, энергообеспечение предприятий.
6. Иркутский военный авиационный инженерный институт (г. Иркутск).
Специальности ВО: техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей, робототехнические системы авиационного вооружения, техническая эксплуатация авиационных электрических систем пилотажно-навигационных комплексов, техническая эксплуатация транспортного радиооборудования. Специальности СО: техническая
эксплуатация летательных аппаратов и двигателей, техническая эксплуатация электрофицированных и пилотажно-навигационных комплексов, техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования летательных аппаратов.
7. Тамбовский военный авиационный инженерный институт (г. Тамбов).
Специальности ВО: радиотехника, радиоэлектронные системы, автоматизированные
системы обработки информации и управления.
8. Ярославский зенитный ракетный институт ПВО (г. Ярославль). Специальности ВО: радиоэлектронные системы, автоматизированные системы обработки информации и управления.
9. Филиал Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина (г. Ейск). Специальности ВО: эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения.
10. Краснодарский военный авиационный институт (г. Краснодар). Специальности ВО: эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения.
11. Челябинский военный авиационный институт штурманов (г. Челябинск). Специальности ВО: эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения.
Поступающие в военно-учебные заведения ВВС проходили профессиональный отбор, который состоял из проверки состояния здоровья и физической подготовки, экзаменов по общеобразовательной подготовке. Для кандидатов, желающих получить высшее военное образование: математика (письменно), физика (устно), русский язык (изложение или диктант). Для абитуриентов, желающих получить среднее образование: математика
(письменно) и русский язык (диктант). Кроме того, проверялась их пригодность к службе в авиации по избранной специальности. Срок обучения для получения высшего образования был установлен 5 лет, среднего - 3 года. Выпускники получали диплом о высшем специальном или среднем специальном образовании, им присваивалось воинское звание лейтенант.
Также для молодежи, проживающей на Дальнем Востоке, в 1999-2000 гг. впервые была создана выездная приемная комиссия в Хабаровске для сдачи экзаменов в любой вуз ВВС. Ориентировочный срок ее работы был с 10 по 30 июля [3].
Важной особенностью периода реформирования системы подготовки курсантов военных учебных заведений 1997-2001 гг. являлась принципиально новая ситуация в образовательном пространстве России и, как одна из важных составляющих, в сфере военно-профессионального образования.
Еще одним признаком этого периода являлось углубление противоречий между штатной численностью войск, укомплектованностью офицерскими кадрами и емкостью военно-учебных заведений, возникшее в ходе реформирования ВС РФ [4].
Главные усилия властей в этот период были направлены на решение задач, связанных с созданием научно-обоснованной системы формирования кадрового заказа на подготовку военных специалистов и оптимизацией перечня специальностей в связи с введением новых
интеграционных специальностей. Особое внимание было обращено на разработку новой нормативно-правовой базы для системы военного образования и оптимизации сети и емкости военных вузов. Кроме того, большое значение было придано интеграции систем подготовки военных специалистов для ВВС, а также постепенное ее сближение с системой подготовки военных специалистов в гражданских вузах, организующих подготовку военных кадров на военных факультетах и кафедрах [5, с. 68]. При решении указанных задач учитывалось:
- требуемый уровень военно-профессионального обучения выпускников вузов и его соответствие установленной степени боевой готовности войск;
- боевой состав группировки ВВС и необходимость обеспечения всей функциональной цепи организации и управления полетами;
- рост некомплекта офицерских должностей в войсках и превышение установленной нормы естественной убыли офицерского состава;
- необходимость обеспечения специализированных научно-педагогических профилей подготовки курсантов ВВС в целях сохранения опыта, традиций и научно-педагогических школ в подготовке офицерских кадров;
- высокие требования к вузам по организации и обеспечению образовательного процесса в целях прохождения ими таких Государственных процедур, как лицензирование, аттестация и аккредитация;
- ценность и необходимость для высшей школы России существования научнопедагогических школ, которые формировались в военных вузах десятилетиями [6, с. 53].
Дальнейшие условия создания объединенной группировки, сопровождающиеся сокращением Вооруженных Сил, потребовали оптимизировать некоторые элементы структуры системы подготовки офицерских кадров.
К 2001 г. произошло существенное сокращение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск. При этом сеть военно-учебных заведений не была сокращена в соответствующих пропорциях. В результате этого возникло избыточное количество малочисленных военно-учебных заведений, не обладающих необходимой материальнотехнической базой и научно-педагогическим потенциалом для качественной подготовки офицеров. Кроме того, содержание малочисленных военно-учебных заведений увеличивало удельную стоимость подготовки одного офицера [7, с. 12].
Выделяемые в то время средства на содержание избыточного количества военноучебных заведений не позволяли провести модернизацию их материально-технической базы в соответствии с современными требованиями к уровню подготовки офицеров. В результате этого военно-профессиональная подготовленность выпускников военно-учебных заведений неуклонно снижалась, особенно в части их практических умений и навыков [8, с. 219-230].
Одним из факторов снижения качества подготовки офицеров стало досрочное увольнение с военной службы преподавателей, имеющих ученые степени, в масштабах, существенно превышающих их выпуск из адъюнктуры и военной докторантуры. На отток из военно-учебных заведений квалифицированных военных преподавателей и молодых ученых влияли неоднократно проводимые организационно-штатные мероприятия, а также несовершенство мер морального и материального стимулирования педагогического и научного труда [9, с. 99].
Сложившаяся отраслевая структура финансирования подготовки офицеров не позволяла направлять средства на реализацию межотраслевых инновационных проектов, связанных с разработкой государственных образовательных стандартов (в том числе с подготовкой и совершенствованием нормативных правовых актов межотраслевого характера по вопросам военного образования), участием в подготовке офицеров гражданских высших учебных заведений, выработкой оптимальных технологий комплексного сокращения сети военно-учебных заведений, модернизацией их материально-технической базы [10, с. 34-35].
Проведенный многоаспектный анализ реализации процесса подготовки офицерских кадров в вузах ВВС позволил предложить такую структуру вузов обновленного вида
Вооруженных Сил, которая бы позволяла выполнять требование к системе военного образования по обеспечению войск офицерскими кадрами с высоким уровнем профессиональной подготовки и в нужном количестве.
Серьезной проблемой было и то, что по причине несовершенства законодательства, регламентирующего вопросы заключения контрактов о прохождении военной службы с курсантами военно-учебных заведений, в последние годы существенно возросли масштабы их отчисления за недисциплинированность и нежелание учиться, особенно с последних курсов обучения. В связи с этим государство несло значительные материальные убытки, связанные с нарушением курсантами обязательства проходить военную службу в течение установленного контрактом срока [11, с. 48].
Из этого был сделан вывод о том, что важнейшим направлением преобразования в системе подготовки офицеров должна стать разработка нормативно-правовой базы системы обучения и воспитания курсантов и внедрение государственного стандарта военного образования.
По замыслу Правительства и высшего руководства МО решение проблемы создания правовой основы функционирования системы военного образования должно осуществляться путем внесения изменений в существующие федеральные законы в области образования и учета в них особенностей военной службы как особого вида государственной службы, формированию единых подходов к решению всех вопросов подготовки специалистов в интересах обеспечения национальной безопасности государства [12, с. 34].
К сожалению, на федеральном уровне отсутствовал закон о военном образовании, который должен был решать две важные задачи: устранить недостатки в сфере законодательного обеспечения процесса подготовки офицерских кадров в интересах различных видов и родов войск, в том числе и ВВС, возникшие после принятия новых законов РФ по образованию, и нормативно закрепить ряд понятий, определяющих основы организации процесса подготовки военных специалистов.
Подобную работу над законодательством следовало проводить энергично по всему спектру оборонных проблем. При этом нельзя было бросаться в крайности: сначала все сокращать и закрывать, а позже восстанавливать и наращивать. Необходимо было соблюдать осторожность в отношении всякого рода новаций. Прежде чем сломать старое, надо было создать способное его заменить новое. Это первейшее требование, которое должно соблюдаться на всех уровнях. Оборона и безопасность - слишком важные для России сферы. В них недопустимы экспромты. И какие-либо поиски дополнительных источников комплектования войск, например, гражданских вузов с военными факультетами и кафедрами, не должны идти в угоду временным коньюктурным соображениям.
По мнению некоторых отечественных исследователей данной проблемы, негативные результаты непродуманных решений проявятся не сразу, а по прошествии нескольких лет. К тому же, с точки зрения материальных затрат такая подготовка (в гражданских вузах) является убыточной, так как в них отсутствует необходимая материальная база, а от дополнительных капитальных вложений вряд ли будет выигрыш. Н. М. Груздев отмечает, что проблема интеграции военного образования в многоуровневую структуру высшего образования выделена уже давно, однако до 1998 г. она решалась без должного внимания к проблемам вузов МО РФ. Прежде всего на этапе разработки закона «Об образовании» не были привлечены представители органов управления военным образованием и вузов МО РФ [13, с. 53-56].
Отсутствие учебно-методического объединения вузов МО РФ (УМО РФ), в межвидовых УМО приводило к рассогласованию процесса выработки политики военного образования и защиты интересов вузов МО РФ в Министерстве общего и профессионального образования РФ и необходимости многих вузов обеспечить коэффициент укомплектованности должностей преподавательского состава лицами с учеными степенями и званиями на уровне 60 %. В сложившейся ситуации в различных родах и видах ВС примерно 2/3 от общего числа вузов в 1997-2001 гг. были не способны из-за низкого уровня укомплектованности
преподавательских должностей учеными пройти государственную аттестацию и аккредитацию и продлить лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего и послевузовского профессионального образования [14].
С 1997 г. вузы страны начали переходить на обучение по новым учебным планам и программам высшего военного специального образования (ВВСО) разработанным в соответствии с новыми ГОСами. Опыт подготовки курсантов по ГОСам, предложенным гражданскими вузами, выявил целый ряд отрицательных моментов. Так количество ГОСов, которыми приходилось руководствоваться было весьма велико. В среднем в новых учебных планах использовано от 25 до 30 стандартов, разработанных различными гражданскими вузами.
Кроме того, время, выделенное на общевоенные дисциплины, явно не соответствовало назначению военных вузов и, в частности, вузов ВВС (к примеру, цикл общевоинских уставов на 5 лет составлял 60-70 часов). Не в лучшую сторону произошли изменения в учебных планах, где появились новые дисциплины, и которые не всегда соответствовали требованиям войск к специалистам [15, с. 92-100].
В 1998 г. маршалом Российской Федерации И.Д. Сергеевым во время посещения Военной академии РВСН имени Петра Великого было сделано официальное заявление о гуманитаризации военного образования. Это означало, что уже с 2000 г. в вузах МО РФ будет увеличен бюджет учебного времени на изучение правоведения, военной педагогики и психологии, религиоведения, иностранных языков и других дисциплин, направленных на повышение культурного уровня будущего офицера, воспитание его личностных качеств [16]. В идеале ставилась задача реализовать в современной Российской армии образ «милютинского офицера» - выпускника военного вуза в царской России, подготовка и воспитание которого позволяли ему обладать достаточным кругозором, знанием иностранных языков и набором социальных качеств, необходимых образованному человеку и дворянину XIX в., благодаря соответствующим реформам в сфере военного образования военного министра графа Милютина. Однако общественные задачи и потребности XIX и XXI вв., в том числе и в сфере образования, достаточно сильно отличаются друг от друга. Система военного образования во всем мире претерпела кардинальные изменения, пройдя, как и общество, от традиционного к индустриальному и постиндустриальному. Поэтому очевидно, что решение проблем образовательной системы, выпускник которой будет жить и работать уже в постиндустриальном обществе, только лишь средствами традиционного образования будет безуспешным.
Решение основных проблем, стоящих перед системой подготовки офицеров ВС РФ, и в данном случае ВВС, с 2001 г. стало исходить из того, чтобы не нанести уже существующей системе военного образования неприемлемый ущерб. С этого времени начинают приниматься меры по сохранению научно-педагогического потенциала и формированию научных школ в военных вузах, сохраняются опыт, передовые методики и технологии подготовки военных специалистов.
Таким образом, анализ особенностей организации и проведения профессиональной подготовки кадров ВВС в отечественных вооруженных силах в 1997-2001 гг. показал наличие ряда внешних и внутренних факторов, заложенных в структуре самого военного образования. Именно они являлись причинами деструктивного развития системы военного образования РФ, приводили к неблагоприятным явлениям в вооруженных силах и требовали модернизации системы военного образования РФ, важнейшим направлением которой должна была стать разработка нормативно-правовой базы системы обучения и воспитания курсантов и внедрение нового государственного стандарта военного образования.
Определение путей для формирования новой системы военного образования в 19972001 гг. было связано с созданием своеобразного учебно-научного комплекса, объединяющего подготовку специалистов одной профессиональной направленности на всех уровнях (ступенях) их профессионального образования, обеспечивающего интеграцию возможностей всех структур, осуществляющих сегодня их первоначальную подготовку, повышение квалификации и переучивание, а также наличие прочных взаимосвязей всех ее
элементов, научное сопровождение и эффективное управление.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Приказ МО РФ 2000 г. № 10. Руководство по организации работы высшего военноучебного заведения МО РФ. М., 2000 ; Приказ МО РФ 2000 г. № 014. О совершенствовании сети и емкости учреждений и структурных подразделений дополнительного профессионального образования офицеров ВС РФ. М., 2000 ; Приказ МО РФ 2000 г. № 036. О перечнях специальностей, по которым в военно-учебных заведениях МО РФ организуется подготовка офицеров. М., 2000.
2. О военно-учебных заведениях ВВС // Красная звезда. 2002. 5 февраля.
3. Там же.
4. Приказ МО РФ 2001 г. № 45. О мерах по повышению эффективности деятельности органов военного управления по осуществлению социальной адаптации военнослужащих, уволенных с военной службы, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей. М., 2001.
5. Рубанов В. А. Обоснование рекомендаций по повышению качества подготовки иностранных военных специалистов в военно-учебных заведениях МО РФ: дисс. ... канд. воен. наук. Тверь, 2000.
6. Пестов В. А. История и перспективы развития военного образования в России. М., 2001.
7. Сидоренко А.М. С опорой на исторический опыт к новому качеству подготовки офицерских кадров. Тезисы доклада на международной научно-практической конференции ВВА имени Ю.А. Гагарина. М., 2001.
8. Габов А. Д. Пути оптимизации системы профессиональной подготовки офицеров авиационных пунктов управления. Сборник материалов ХХ-й научно-методической конференции. Тверь, 2001. Ч. I.
9. Габов А.Д. и др. Разработка информационной базы данных по аттестации воинских должностей, подлежащих замещению выпускниками вузов ВВС. Отчет по НИР. Монино, 2000.
10. Габов А.Д. Состояние и пути совершенствования системы профессиональной подготовки специалистов по боевому управлению авиацией и управлению воздушным движением. Научно-методический сборник № 2. Монино, 1999.
11. Кабакович Г. А. Концепция многоуровневой подготовки военных специалистов в системе высшей школы: Вопросы теории и практики. Уфа, 1993.
12. Совершенствование структуры военного образования офицерских кадров. Отчет о НИР. Монино, 2001.
13. См.: Груздев Н.М. Можно ли готовить офицеров командного профиля в гражданских вузах? // Военная мысль. 2001. № 2.
14. См.: Совершенствование системы подготовки (переподготовки) системы авиационных командных кадров, определение потребного количества обучаемых и организационной структуры ВВА 2000 г. Отчет о НИР. Монино, 1998.
15. Федин Ф. О. Анализ существующей системы штурманской подготовки курсантов Челябинского ВВАУШ // Тематический научный сборник. Монино, 2005.
16. См.: Текущий архив Отдела Военного Образования РВСН, 1998 г. Оп. 3. Д. 1 Л. 8285.
I.B. Mikhailov
MODERNIZATION SYSTEM OF PREPARATION OFOFFICERS OF THE AIR FORCES DURING REFORMING EDUCATIONAL SYSTEM OF MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS 1997 - 2001.
The state educational establishment of the high air forces vocational training “The Yeysk high military aviation school (military institute) name of twice Hero of the USSR, pilot-cosmonaut V.M.
Komarova”
The theoretical judgement of ways of modernization of preparation of officers of the Air Forces, and process of formation of new system of military education in 1997 - is lead 2001 which result was creation of the original education and scientific complex uniting preparation of experts of one professional orientation at all levels (steps) of their vocational training. The analysis of features of the organization and carrying out of vocational training of the staff of the Air Forces in domestic armed forces in 1997 - has shown presence of some the external and internal factors incorporated in structure of the most military education which were the reasons of destructive development of system of military education of the Russian Federation 2001, resulted in the adverse phenomena in armed forces and modernization of system of military education of the Russian Federation demanded.
Key words: modernization of education, a scientific educational complex, vocational training, humanitarity of education, military reform.
УДК 343.9:342.5 “1967/1977”
А.Г. Стацура©
КРИМИНОГЕННАЯ СИТУАЦИЯ В СССР И ИЗМЕНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
В 1967-1977 гг.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования «Северо-Кубанский гуманитарно-технологический институт»
Рассмотрены особенности развития государственной правоохранительной политики в правоохранительной сфере в СССР в 1967-1977 гг. Выявлены причины роста
© Стацура Андрей Г ригорьевич - кандидат исторических наук