УДК 94 (47).084.9
ИЗМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВОЕННЫХ КАДРОВ В ХОДЕ РЕФОРМЫ
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР 1953-1964 гг.
Соловьев Р.А.
В статье рассматривается развитие системы военного образования в СССР в годы хрущевской «оттепели». В эти годы под влиянием научно-технической революции и революции в военном деле происходят коренные преобразования Вооруженных сил СССР, что естественно потребовало изменения подходов к подготовке военных кадров. Автор на основе новых и уже известных источников анализирует как в Советском Союзе в 1953-1964 гг. складывалась принципиально новая система военных учебных заведений. Выявляются ее недостатки и раскрываются достижения, способствовавшие поддержанию должного уровня боеспособности Вооруженных сил СССР.
Ключевые слова: военные учебные заведения, хрущевская «оттепель», военная реформа, сокращение вооруженных сил, Н.С. Хрущев.
CHANGES TO THE SYSTEM OF MILITARY TRAINING IN THE REFORM OF THE ARMED FORCES OF THE USSR 1953-1964
Solovyev R.A.
The article discusses the development of the system of military education in the Soviet Union during the Khrushchev "thaw". In the years under the impact of scientific and technological revolution and the revolution in military Affairs occur a fundamental transformation of the Armed forces of the USSR, which naturally demanded changes in the approach to the training of military personnel. The author on the basis of new and already known sources analyzes in the Soviet Union in 1953-1964 developed a fundamentally new system of military educational institutions. Identifies its shortcomings, and reveal the achievements that contributed to the maintenance of an adequate level of combat readiness of the Armed forces of the USSR. Keywords: military schools, the Khrushchev "thaw", the military reform, the reduction of the armed forces, N.S. Khrushchev.
Широкое внедрение в 1950-1960-е гг. в Вооруженные силы СССР принципиально нового оружия и военной техники вызвали необходимость перестройки системы подготовки кадров, обучения и воспитания военнослужащих. Революция в военном деле предъявила новые требования к их технической подготовке и стилю работы. Реформы, направленные на качественное улучшение командного состава Советской Армии, являлись важной составной частью политики военных реформ, активно проводимых в Советском Союзе начиная с середины 1950-х гг.
Прежде всего коренные изменения в военном деле повлекли существенные сдвиги в структуре офицерского корпуса: заметно стал возрастать удельный вес инженеров и техников. Если в конце 1945 года в Вооруженных силах одна штатная единица инженерно-технического состава приходилась на 4,2 единицы командного состава, а в Сухопутных войсках - на 5,7 единицы, то к концу 1950-х гг. - соответственно на 1,5 и 3 штатные единицы [1, с. 118].
В 1954 году Совет Министров СССР принял решение об отнесении военно-технических и специальных военных училищ с трехлетним сроком обучения к числу средних специальных учебных заведений. Их выпуск-
никам выдавались дипломы-удостоверения, установленные для выпускников гражданских средних специальных учебных заведений.
Для повышения технических знаний всех категорий офицеров многие средние военные и военно-технические училища преобразовывались в высшие военно-учебные заведения. Было вновь сформировано 28 высших военных училищ, увеличена вдвое численность слушателей и курсантов высших военно-учебных заведений. К 1961 году доля высших военных училищ в структуре военно-учебных заведений достигла 56 %, против 19,4 % в 1945 году [1, с. 117]. Значительно была расширена и сеть заочного военного обучения, что позволило в короткие сроки значительно повысить уровень образования офицеров.
К сожалению, стремление к увеличению количества офицеров, обладающих высшим образованием, осуществлялось во многом в ущерб качеству военного образования по сравнению с гражданскими учебными заведениями.
Другим важным направлением реформирования военных учебных заведений стала оптимизация их численности. Прежде всего это коснулось военных учебных заведений, готовящих специалистов по «гражданским специальностям» (медики, педагоги, финансисты, интенданты и т. п.).
В марте 1956 года по предложению Министра обороны СССР Г.К. Жукова были расформированы Военно-юридическая академия и военно-ветеринарный факультет при Московской ветеринарной академии, а задача подготовки соответствующих специалистов для Вооруженных сил была возложена на гражданские учебные заведения. В это же время Военно-транспортная академия и Военная академия тыла и снабжения были объединены в одно учебное заведение [3, с. 282, 286, 290, 291].
С 1956 года началось расформирование военно-медицинских училищ. В 1957 году была ликвидирована Военно-морская медицинская академия. В декабре 1959 года Н.С. Хрущев предложил окончательно ликвидировать все военно-медицинские учебные заведения, считая их «излишним «нагромождением», содержание которых обходится в три раза дороже, чем аналогичных гражданских» [4, л. 150]. К середине 1960-х гг. единственным военным учебным заведением в СССР для подготовки специалистов с медицинским образованиям стала Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова в городе Ленинграде. Задача подготовки военных врачей была возложена также на военно-медицинские факультеты при гражданских медицинских институтах [5; 6].
Практически полностью в 1950-х гг. была ликвидирована и система подготовки педагогических кадров для Вооруженных Сил. В 1953 году был расформирован Военно-педагогический институт Советской Армии, а в 1957 году прекратил свое существование и Высший военно-педагогический институт имени М.И. Калинина. В 1960 году Военный институт физической культуры был преобразован в Военный факультет при Государственном институте физической культуры имени П.Ф. Лесгафта.
Широкая программа строительства и развития в нашей стране в послевоенные годы новых подводных лодок, в том числе с атомными энергетическими установками, оснащенных ракетным оружием, выдвинула на одно из первых мест проблему подготовки высококвалифицированных кадров офицеров-подводников. Решение этой проблемы потребовало создание специальных высших военно-морских учебных заведений. Первым из них стало 1-е Балтийское высшее военно-морское училище, которое в мае 1954 года было преобразовано в 1-е Высшее военно-морское училище подводного плавания.
В тоже время упразднение в марте 1953 года Военно-морского министерства повлекло
за собой реорганизацию учебных заведений, подчиненных данному ведомству. Несколько военных училищ были переданы в другие виды войск, а отдельные расформированы. К 1956 году осталось 12 военно-морских училищ, а к 1961 году предполагалось иметь пять высших военно-морских училищ (фактически продолжили свою деятельность девять) [7, с. 585; 8, с. 160]. На базе расформированного в 1960 году Балтийского высшего военно-морского училища (г. Калининград) были образованы Курсы офицерского состава запаса ВМФ. Это решение позволило сохранить учебно-материальную базу и костяк преподавательского состава учебного заведения. Военно-морское училище в Калининграде было вновь сформировано в 1967 году.
Вторая половина 1950-х годов характеризовалась активным поиском наиболее эффективной системы подготовки авиационных специалистов, способных успешно изучить и умело применять реактивную авиацию в условиях возможного использования ракетно-ядерного оружия. К этому времени подготовку авиационных кадров вели около 100 военно-учебных заведений [9, с. 291].
С 1956 года устанавливается единая система подготовки летных кадров. Летчики и штурманы для ВВС, ПВО и ВМФ готовились только в учебных заведениях военно-воздушных сил с общим сроком обучения три года. Навыки полетов на учебных самолетах курсанты приобретали в авиационных школах первоначального обучения, которые были преобразованы в училища. Дальнейшее их обучение проходило в военных авиационных училищах летчиков и штурманов [10, с. 5].
Поступление в ВВС ракетной техники со сложными комплексами автоматического и телеуправляемого оборудования потребовало повышения общенаучных, специальных и технических знаний авиационных кадров. Начиная с 1958 года, в учебных заведениях ВВС готовились специалисты широкого профиля, способные эксплуатировать самолеты и ракетное оружие. В целях повышения общенаучной и специальной подготовки курсантов срок обучения в Рижском, Харьковском и Киевском высших инженерных училищ увеличился до пяти лет. При Харьковском училище был создан электротехнический факультет.
Быстрое развитие авиационной техники требовало дальнейшего совершенствования системы подготовки авиационных кадров. С
1959 года военно-авиационные училища летчиков и штурманов преобразовывались в высшие военно-авиационные училища летчиков (ВВА-УЛ) и штурманов (ВВАУШ) с четырехлетним сроком обучения. Теперь в них было сосредоточенно и первоначальное обучение курсантов, а военно-авиационные училища первоначального обучения были расформированы. Выпускникам этих училищ вручались дипломы общесоюзного образца о высшем образовании с присвоением квалификации летчик-инженер, штурман-инженер [9, с. 290-295].
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1960 года и во исполнение постановления Совета Министров СССР от 31 марта 1960 года «О сокращении численности и реорганизации военно-учебных заведений Министерства обороны» были расформированы семь авиационных училищ летчиков, а также Центральные летно-технические курсы усовершенствования офицерского состава. Часть военных авиационных училищ были переданы в состав Главного управления гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР. Образование гражданских учебных заведений позволило частично решить вопрос трудоустройства уволенных с военной службы военнослужащих[11, с. 406]. В конце 1950-х годов уменьшились выпуски из летных училищ. В течение нескольких лет большая часть выпускников по окончании авиационных вузов увольнялась в запас, не отслужив и минимальных сроков в офицерских званиях. Всего к середине 1960-х гг. подготовку офицерских кадров для Военно-Воздушных Сил осуществляли 20 военных училищ различного типа [6, с. 105; 12, с. 218; 13].
Непоследовательность в вопросе определения потребного количества летных и технических кадров для ВВС привела к тому, что во второй половине 1960-х годов стала остро ощущаться нехватка авиационных специалистов. Для решения этой проблемы на службу в ВВС на офицерских должностях из запаса на 2 года стали призывать соответствующих специалистов. Кроме того в 1966 году были сформированы Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков и Ворошиловград-ское высшее военное авиационное училище штурманов [10, с. 6]. Также были восстановлены некоторые из ранее расформированных военных училищ. Так, например, в 1966 году было восстановлено Пермское военное авиационное техническое училище, которое было рас-
формировано в 1960 году [14, с. 2].
В первой половине 1950-х гг. остро встал вопрос подготовки летчиков для вертолетной авиации. История системы подготовки кадров для военной вертолетной авиации началась с 26-й отдельной учебно-тренировочной авиационной эскадрильи ВВС в г. Серпухов. Позднее подготовка специалистов для военной вертолетной авиации была организована в учебных центрах в подмосковном поселке Теплый Стан и в городе Торжок.
В 1953 году подготовка летчиков военной вертолетной авиации была поручена Пугачевскому авиационному училищу. С 18 мая 1953 года в училище было начато экспериментальное обучение курсантов на вертолете Ми-4, а уже в ноябре 1954 года был произведен первый выпуск летчиков на вертолете Ми-4 в количестве 77 человек. В 1960 году училище было перебазировано из города Пугачев в город Сызрань, где функционирует и поныне. Всего с 1954 по 1964 год в Сызранском авиационном училище было подготовлено 1611 военных вертолетчиков [15, с. 72, 77].
На рубеже 1950-1960 гг. в кратчайшие сроки была создана сеть военно-учебных заведений для подготовки офицеров-ракетчиков. Первое военное училище, предназначенное для подготовки специалистов по эксплуатации ракетной техники было открыто в августе 1953 года на полигоне Капустин Яр. В 1954 году оно было передислоцировано в город Камышин Сталинградской области, как Камышин-ское артиллерийское техническое училище.
До 1959 года подготовка специалистов для ракетных частей велась также в артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского, Ростовском и Рижском высших артиллерийских инженерных училищах. После образования в декабре 1959 года Ракетных войск стратегического назначения в их состав последовательно передаются Харьковское высшее авиационно-инженерное военное училище, Саратовское танковое училище, Казанское танковое техническое училище, Хабаровское артиллерийское училище, Серпуховское, Вольское и Пермское военные авиационные училища. В 1962 году с целью подготовки офицеров-связистов для работы на основных средствах связи, применяемых в ракетных войсках, было сформировано Ставропольское военное училище связи [16, с. 57; 17].
В 1962 году Казанское, Саратовское, Серпуховское, Пермское и Харьковское военные училища были преобразованы в высшие
командно-инженерные училища и начали подготовку инженеров-ракетчиков с четырехгодичным сроком обучения. В это же время Вольское, Камышинское и Хабаровское училища были преобразованы в командно-технические училища со сроком обучения три года.
Для ускорения подготовки офицеров в военных училищах РВСН в 1961-1963 годах практиковались одногодичные курсы и система экстерната.
К 1 января 1963 года за счет выпускников военных училищ, офицеров других видов Вооруженных сил, офицеров запаса укомплектованность РВСН офицерскими кадрами составила 95 % [16, с. 57].
Особое внимание в 1950-х годах уделялось подготовке специалистов для частей обеспечивающих правильное хранение и эксплуатацию ядерного оружия. К 1954 году их подготовка велась на полугодичных курсах в четырех Учебных центрах. Радикальному повышению квалификации офицеров, эксплуатирующих ядерное оружие, контролирующих его разработку и производство, способствовала начавшаяся подготовка таких специалистов в военной академии им. Ф.Э. Дзержинского. Первый выпуск специалистов по ядерному вооружению был осуществлен в 1958 году [18, с. 57-59].
Развитие системы военно-учебных заведений войск Противовоздушной обороны (войск ПВО страны) началось еще в конце 1940-х - начале 1950-х годов практически одновременно с поступлением в войска принципиально новых образцов военной техники -зенитных ракетных комплексов и радиолокационного оборудования [1, с. 64]. Всего к 1955 году подготовка командных кадров для войск ПВО страны велась в двух высших военных училищах и 11 средних училищах. Кроме этого специалистов для Войск ПВО страны готовили академии других видов Вооруженных Сил. Переподготовку и повышение квалификации офицеров, в том числе и призванных из запаса, осуществляли Центральные Краснознаменные курсы усовершенствования офицерского состава и годичные курсы при училищах.
В 1956 году для подготовки офицеров с высшим военным образованием была сформирована Калининская военно-командная академия войск ПВО, занятия в которой начались с 1 марта 1957 года. Первый выпуск офицеров из академии прошел уже через год - в апреле 1958 года [19, с. 89].
Существенные отличия способов боевого применения новых типов самолетов ПВО обусловило необходимость создания специального военно-учебного заведения для подготовки летчиков для истребителей-перехватчиков. Согласно Постановления Совета Министров СССР от 31 марта 1960 года, Армавирское военное авиационное училище летчиков было переведено из состава ВВС в состав Войск ПВО страны и преобразовано в высшее военное авиационное училище летчиков. Также с марта 1960 года в состав Войск ПВО страны перешло Двинское военное авиационное радиотехническое училище [11, с. 405].
Интенсивное развитие в 1954-1959 гг. ракетного оружия различного назначения резко изменило и систему подготовки кадров для артиллерии (с 1961 года преобразованную в ракетные войска и артиллерию).
Специалистов для переданных в состав Сухопутных войск инженерных бригад РВГК, вооруженных оперативно-тактическими ракетными комплексами, до создания РВСН готовили Ростовское высшее артиллерийское инженерное училище и Камышинское артиллерийское техническое училище. С 1957 года инженерно-технические кадры для ракетных войск стали готовить перепрофилированные артиллерийские училища - Ленинградское высшее инженерное и Сумское техническое.
С 1958 года командно-технический состав тяжелой реактивной артиллерии (так именовались первые тактические ракетные комплексы «Марс» и «Филин») готовили три артиллерийских училища - Сумское, Томское (бывшее зенитное) и Тульское (бывшее ору-жейно-техническое).
Начало 1960-х гг. характеризовалось резким сокращением артиллерийских военных учебных заведений, которое происходило на фоне повышенного внимания высшего государственного и военного руководства к ракетным войскам. Если в 1949 году командные кадры для наземной артиллерии готовили 11 училищ, то к 1963 году их осталось три - Ленинградское, Одесское, Тбилисское.
В 1960 году Военная артиллерийская академия была объединена с Ленинградским высшим артиллерийским инженерным училищем и начала готовить специалистов командно-штабного и инженерного профилей [20, с. 1314].
С 1954 года значительные изменения
произошли в подготовке младших офицеров для инженерных войск. Командиры взводов готовились в Московском и Ленинградском военно-инженерных училищах, на годичных курсах лейтенантов при окружных инженерных частях и центральных курсах при Военно-инженерной академии.
В 1957 году создается Тюменское военно-инженерное училище для подготовки командиров взводов по инженерно-саперной, понтонно-мостовой и переправочно-десантной специальностям. В 1960 году Московское военно-инженерное училище, которое размещалось в г. Калининграде Московской области, закрывается, а Ленинградское училище переводится на его базу [21, с. 237-242].
Появление новых средств борьбы, оснащение войск новой боевой техникой, совершенствование средств управления вызвало необходимость и реорганизации системы подготовки офицеров для самого многочисленного рода войск - мотострелковых. В июне 1958 года одним из первых в стране преобразуется в высшее общевойсковое командное училище с четырехлетним сроком обучения Московское военное училище имени Верховного Совета РСФСР. Всего к середине 1960-х гг. подготовку офицеров для мотострелковых войск осуществляли восемь высших военных общевойсковых командных училищ.
В 1959 году в состав Рязанского высшего общевойскового командного Краснознаменного училища было включено Алма-Атинское военно-парашютное училище, а в марте 1964 года Рязанское высшее общевойсковое командное Краснознаменное училище было преобразовано в Рязанское высшее воздушно-десантное командное Краснознаменное училище и начало подготовку офицеров для воздушно-десантных войск.
Позднее на четырехгодичный срок подготовки военных специалистов переводятся и танковые училища. Выпускникам после успешного окончания учебы выдавался диплом об инженерном образовании общегосударственного образца [22, с. 49-50].
В 1950-1960-х гг. существенные изменения произошли в системе подготовительных военных учебных заведений, предназначенных для подготовки подростков к поступлению в военные училища. Звучали и предложения политического и военного руководства о полной ликвидации «суворовских и других училищ подобного рода» [4, л. 41-42, 59-60, 95, 162]. В итоге из 77
подготовительных учебных заведений различного типа, существовавших в Советском Союзе в 1945 году, к 1969 году осталось всего 10. В оставшихся училищах были существенно сокращены сроки обучения и порядок комплектования [3, с. 291, 295, 299; 23; 24; 25; 26; 27, с. 30].
Одним из предложений Н.С. Хрущева по дальнейшему развитию Вооруженных Сил СССР, изложенным в его записке от 8 декабря 1959 года, стало коренное переустройство системы подготовки офицерских кадров: «Необходимо, конечно, будет пересмотреть и систему военных учебных заведений (их профиль и количество). Может быть, если мы перейдем на новую систему (имеется в виду территориальная система комплектования Вооруженных Сил СССР), следует организовать и такие военные учебные заведения, в которых вести подготовку офицерских кадров без отрыва от производства» [28, л. 12].
На совещании в ЦК КПСС 18 декабря 1959 года он вновь озвучил свои замыслы по реформированию системы подготовки офицерских кадров: «А если мы, например, будем готовить лейтенантов из инженеров. Он прослужит 5 лет и возвращается в промышленность инженером. Мы можем это сделать» [4, л. 58].
Предложения Н.С. Хрущева были поддержаны многими военачальниками, присутствовавшими на совещании. Например, генерал армии Ф.И. Голиков в своем выступлении отметил: «При богатстве, разнообразии и повсеместном наличии по стране гражданских вузов и техникумов мы имеем полную возможность решительно перестроить всю систему подготовки необходимых для вооруженных сил офицерских кадров. Исключение, может быть, потребуется для подготовки подводников, для особо сложных новейших типов самолетов, и тех специалистов, которых нигде не готовят по гражданской линии» [4, л. 94]. Поддержали Н.С. Хрущева также Маршалы Советского Союза С.С. Бирюзов и М.В. Захаров [4, л. 182, 215; 29, л. 15].
Маршал Советского Союза А.А. Гречко доложил об успешном апробировании новой системы подготовки для укомплектования инженерными кадрами ракетных частей [4, л. 59].
Перспективная система обучения офицеров позволила бы значительно сократить количество военных учебных заведений и повысить уровень общей подготовки военнослужащих. Однако замыслы руководства страны были реализованы лишь частично.
Важным элементом подготовки офицер-
ских кадров стали военные кафедры гражданских учебных заведений. Например, для инженерных войск к концу 1960-х гг. подготовку специалистов осуществляли в 30 вузах по командному и инженерному профилю [21, с. 242].
Значительные изменения в начале 1960-х гг. претерпела система обучения солдат и сержантов срочной службы. На уже упомянутом совещании 18 декабря 1959 года в ЦК КПСС несколько выступающих предложили изменить подходы к подготовке младших командиров для Советской Армии [4, л. 86-87].
Существующая система подготовки младших специалистов и младших командиров предусматривала их обучение непосредственно в частях, в которых они проходили службу, новая же система предполагала сосредоточить их подготовку в специально сформированных (переформированных) учебных дивизиях. Учебные подразделения в частях при этом подлежали расформированию.
В 1960 году в каждом военном округе началось формирование учебных мотострелковых и танковых дивизий (в Сибирском и Забайкальском военных округах были сформированы учебные полки) [30, с. 39]. Школы центрального подчинения, в которых переменный состав и раньше содержался по штату, сохранились в прежнем составе. Такие школы были предназначены для подготовки военнослужащих специальных войск (инженерных, связи, автомобильных и т.п.). Например, для инженерных войск младших специалистов готовили 16-я школа подготовки специалистов плавающих машин и 20-я школа подготовки младших специалистов инженерных машин [21, с. 242]. Для подготовки специалистов воздушно-десантных войск была сформирована 44-я учебная воздушно-десантная дивизия [31, с. 181].
Подготовка сержантов и младших специалистов в полковых школах и учебных подразделениях в условиях поступления на вооружение сложной техники уже не могла обеспечить должного качества, была экономически нецелесообразна и к тому же проводилась за счет численности войск. В результате части и подразделения постоянно находились в некомплекте, что крайне отрицательно сказывалось на их боевой учебе и повседневной деятельности.
По всей видимости, создание учебных дивизий и активизация работы ДОССАФ были подготовительным этапом для перехода на территориальный принцип комплектования
Вооруженных Сил СССР. В частности на совещании 18 декабря 1959 года командующий войсками Прикарпатского военного округа генерал А.Л. Гетман, поддерживая предложения Н.С. Хрущева, заявил: «Я считаю, что надо иметь определенное количество дивизий постоянной готовности такими как у нас сейчас 8-10 тысячные дивизии, пересмотрев их организационную структуру в сторону облегчения, уменьшения численности. Но нужно их иметь с тем, чтобы там, где нужно, сразу можно было с этими дивизиями выступить. Что касается остальных дивизий, то надо иметь дивизионные учебные центры по территориальному принципу. Ввиду сложности современной техники и, следовательно, ее изучения первоначально нужно будет обучать 6 месяцев или 10 месяцев в этих учебных центрах, а усовершенствования в последующие годы без отрыва от производства проводить по линии военных комиссариатов, при ДОСААФах» [4, л. 239-240].
Создание учебных частей позволило сосредоточить в них лучшую учебную материально-техническую базу, что позволило значительно повысить качество подготовки сержантов и младших специалистов. В практику обучения стали шире и быстрее внедряться достижения научно-технического прогресса и передовые методики. Необходимые корректировки были внесены в организацию боевой подготовки подразделений.
Однако, существенным фактором, снижавшим качество подготовки сержантов и младших специалистов, стало то, что командование воинских частей лишилось возможности проводить предварительный отбор и проверку будущих сержантов в войсках, как это было раньше, и лишь затем направлять их в учебные части.
В новых условиях от органов комплектования и военных комиссариатов требовалось изменить подход к подготовке специалистов путем внедрения в практику распределения призывных контингентов методов профессионального отбора, смысл которого заключался в том, чтобы перед обучением или назначением на определенную должность выявить возможности каждого человека, его психологические и психофизиологические способности к овладению той или иной военной специальности и в конечном итоге спрогнозировать эффективность последующей военной службы на определенной должности. К сожалению, как показала практика, полноценно наладить этот про-
цесс так и не удалось [30, с. 38; 32, с. 149-151].
Окончательно система подготовки кадров для Вооруженных сил СССР сложилась лишь к концу 1960-х гг. уже после отставки Н.С. Хрущева. 12 октября 1967 года на сессии Верховного Совета СССР был утвержден Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности», в который была включена специальная глава, определяющая задачи по подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах СССР еще до призыва. Ранее эти задачи сводились к приписке юношей к призывным участкам, а затем и призыву и направлению их в войска. Теперь же предусматривался более широкий круг мероприятий по подготовке молодежи к военной службе. Вводилась плановая система начальной военной подготовки. Она рассматривалась как общегосударственная задача, имеющая целью обеспечить быстрый ввод в строй молодых воинов. Ее осуществление возлагалось не только на органы Министерства обороны СССР, но и на многие другие ведомства, в том числе школы и общественные организации. Такая подготовка позволяла дать молодежи знания и навыки, чтобы, будучи призванными в Вооруженные Силы, юноши смогли в короткие сроки овладеть современным оружием и военной техникой. В основном подготовка специалистов в интересах армии и флота осуществлялась в учебных организациях ДОСААФ и в учебных заведениях профессионального обучения. Она организовывалась в зависимости от условий либо без отрыва от производства, либо на сборах в осенне-зимний период [1, с. 153-155].
На совещании 18 декабря 1959 года сразу несколько выступающих (среди них были Маршал Советского Союза В.И. Чуйков и генерал армии К.Н. Галицкий) высказались за сокращение сроков военной службы солдат и сержантов до двух лет (на флоте - до трех лет). Предложения военачальников поддержал Н.С. Хрущев, однако реализованы предложения были только в 1967 году после принятия Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» [4, л. 86, 211, 269].
Таким образом, в развитии системы обучения и военного образования Вооруженных Сил СССР в 1953-1964 гг. четко прослеживается два этапа. В ходе первого из них - 19531959 гг. осуществлялось планомерное развитие системы военного образования на фоне разворачивающейся революции в военном деле. Значимыми событиями данного этапа стало создание военных учебных заведений для под-
готовки офицеров-ракетчиков, летчиков вертолетной авиации, обслуживающего персонала атомных энергетических установок подводных лодок и ядерных боеприпасов. В тоже время целые направления военного образования (прежде всего по тыловым специальностям) были фактически ликвидированы.
Новый этап в развитии системы обучения и военного образования, как и всех Вооруженных Сил СССР, обозначился в 1960 году. Однако, наряду со многими другими замыслами, переход на новую систему военного образования, основанную на практически полном перепоручении подготовки будущих офицеров гражданским учебным заведениям с дальнейшей доподготовкой в немногочисленных учебных заведениях Министерства обороны СССР, не был осуществлен.
В тоже время, в начале 1960-х гг., были поспешно ликвидированы десятки военных училищ. Непоследовательность в вопросе определения потребного количества офицеров привела к тому, что во второй половине 1960-х годов во многих частях стала остро ощущаться их нехватка. Летом 1962 года Главное управление кадров предложило решить эту проблему путем временного назначения на офицерские должности сержантов и старшин срочной и сверхсрочной службы [33]. Позднее были разработаны программы подготовки офицеров из солдат-срочников [34]. В 1961-1965 гг. в целом ряде военных училищ были созданы курсы по подготовке младших лейтенантов. Первоначально был установлен шестимесячный срок обучения, который в последующей был увеличен до одного года [22, с. 49-50]. Широкую практику получил и призыв офицеров из запаса.
Успешным можно признать создание новой системы обучения младших военных специалистов и командиров - учебных дивизий, которое являлось, по всей видимости, подготовительным этапом для перехода на территориальный принцип комплектования Вооруженных Сил СССР. Замыслы Н.С. Хрущева по изменению системы комплектования не были реализованы, а после
принятия закона «О всеобщей воинской обязанности» в 1967
году был закреплен кадровый принцип комплектования Вооруженных Сил СССР, и возможность перехода на территориальную систему была окончательно отвергнута.
Список литературы
1. Бабаков А.А. Вооруженные Силы СССР после войны (1945-1986 гг.): История строительства. М.: Воениздат, 1987. 287 с.
2. Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в СССР (1917-1984 гг.). Новосибирск: НВВПУ, 1991. 261 с.
3. Сокращение Вооруженных Сил СССР в середине 50-х годов // Военные архивы России. 1993. № 1. С. 271-308.
4. Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 17. Оп. 165.
Д.153.
5. Потапов Р. Погоны курсантов Военно-Морской Медицинской Академии. 1940-1956 гг. // Петербургский коллекционер. 2014. № 5. С. 88-91.
6. Сорокин А.В. Погоны обр. 1969 г. курсантов военно -учебных заведений Вооруженных Сил СССР // Петербургский коллекционер. 2015. № 2. С. 102-106.
7. Еремин В.П., Закорин Н.Д., Кобзев В.П., Махров Н.В. Военно -морское образование в России. СПб.: Наука, 2000. 640 с.
8. Костев Г.Г. Военно-морской Флот страны (1945-1995). Взлеты и падения. СПб.: Наука, 1999. 621 с.
9. Воздушная мощь Родины / Под ред. Л.Л. Батехина. М.: Воениздат, 1988. 432 с.
10. Бобров М.А., Сероштанов Г.Н. Совершенствование подготовки авиационных кадров в 1945-1990 гг. // Военно-исторический журнал. 2013. № 2. С. 3-9.
11. Карташов А.В. История подготовки военных авиационных специалистов в России (1910-1991).: дис. ... докт. ист. наук. Пятигорск, 2012. 612 с.
12. Военно-воздушные силы России: Неизвестные документы (1931-1967 гг.) / Архив Президента Российской Федерации / Сост. Михайлов В.С., Морозов Д.А. М.: Изд. Дом «Вестник Воздушного Флота», 2003. 316 с.
13. Камков И.А., Конопляник В.М. Военные академии и училища. Справочник для поступающих в военные учебные заведения. М.: Воениздат, 1974. 368 с.
14. Пермское военное авиационное техническое училище. Пермь: ПВАТУ, 1998. 24 с.
15. Уколов В.Г. Военная вертолетная авиация СССР (1950-е-1991 гг.): дисс. ... канд. ист. наук. Самара, 2007. 205 с.
16. Ракетный щит Отечества / Под ред. В.Н. Яковлева. М., 1999. 246 с.
17. Углов В.И. Первопроходцы отечественного военно-ракетного образования // Военно-исторический журнал. 2015. № 2. С. 43-48.
18. Рожденные атомной эрой. 12 Главное управление Министерства обороны Российской Федерации: опыт создания и развития / Под ред. И.Н. Волынкина. М., 2002. 416 с.
19. Лашков А.Ю., Галатюк В.Л. 100-летие противовоздушной обороны России. 19142014 гг. в 2 т. М.: Фонд «Русские витязи», 2014. Т. 2. 600 с.
20. Барабанов А.М. Развитие системы подготовки кадров ракетных войск и артиллерии сухопутных войск во второй половине ХХ века // Военно-исторический журнал. 2010. № 3. С. 12-15.
21. Письменский А.Г. История военно-инженерного образования сухопутных войск России: Монография. М.: Изд-во СГУ, 2012. 486 с.
22. Сливин Т.С., Тананайко В.В. Военно-учебные заведения СССР в послевоенные годы // Мир образования - образование в мире. 2015. № 1. С. 48-51.
23. Степанов А.Б. Военно-морские подготовительные училища. 1943-1951 // Старый Цейхгауз. 2010. № 1 (33). С. 64-69.
24. Карпов Е.А. Артиллерийские подготовительные училища (1946-1955 гг.): организация, кадры, деятельность // Вестник Академии военных наук. 2015. № 4 (53). С. 47-53.
25. Петров О. Суворовские военные училища войск НКВД (МВД) СССР (1943-1960 гг.) // Петербургский коллекционер. № 5 (55). С. 62-63.
26. Кунц Н.З., Владимиров А.И. Становление и развитие суворовских военных и на-
химовских военно-морских училищ // Военный академический журнал. 2015. № 3 (7). С. 4961.
27. Бученков П.А. Суворовское военное. М.: Воениздат, 1981. 94 с.
28. Российский государственный архив новейшей истории. Ф. 3. Оп. 12. Д. 613.
29. Российский государственный военный архив. Ф. 41143. Оп. 1. Д. 70.
30. Градосельский В.В. Законодательное обеспечение комплектования Вооруженных Сил СССР // Военно-исторический журнал. 2004. № 12. С. 35-39.
31. Алехин Р.В. Воздушно-десантные войска: история российского десанта. М.: Эксмо, 2009.
411 с.
32. Дроговоз И.Г. Танковый меч страны Советов. М.: АСТ, 2001. 480 с.
33. Рубан А.Ф. Погоны вице-лейтенантов Советской Армии // Сержант. 2011. № 1 (47). С.
23.
34. Программа подготовки командиров радио-, радиорелейных, телеграфных и телефонных взводов из солдат имеющих высшее образование. М.: Воениздат, 1965. 85 с.
Об авторе
Соловьев Рустам Арсланович - аспирант, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, [email protected]