2002 г. I А. Л. Димова, М.П.Карпенко, О.Я. Боксер. - М., 2002
6. Зверев, В.А. Биорезонансная офтальмоцветотерапия : сборник методических рекомендаций I В.А. Зверев, Ю.Э. Мамедов, С.Ф. Алимова. - М. : Карпов Е.В., 200б. - 48 с.
7. Карпенко, М. П. Психофизиологические, организационные и технические аспекты оздоровления студентов методами физической культуры и метеобарокоррекции I М.П. Карпенко, О.Я. Боксер, А. Л. Димова. - М. : Изд-во СГА, 2003. - 111 с.
8. Каширин, А.Б. Практические аспекты ионизации воздуха в офисных помещениях I А.Б. Каширин, В.Н. Безгрешнов II Охрана труда. Практикум. - 2008. - № 8. -С. б3- 70.
9. Мухаметзянов, И.Ш. Патофизиология информатизации образования : санитарно-гигиенические и медицинские аспекты информатизации образования I И.Ш. Мухаметзянов. - Ижевск : Изд-во Удмуртского гос. ун-та, 200б. - 148 с.
10. Роберт, И.В. Теория и методика информатизации образования : (психологопедагогический и технологический аспекты) I И.В. Роберт. - М. : ИИО РАО, 2007. -234 с.
КОНКРЕТИЗАЦИЯ НАПРАВЛЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ
СИЛ
Григорий Геннадьевич Дмитриев, доктор педагогических наук, доцент,
Игорь Юрьевич Пугачев, докторант, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Иванович Блаженко, соискатель,
Военный институт физической культуры (ВИФК), г. Санкт-Петербург
Аннотация
В работе на основе глубокого профессиографического и ретроспективного анализа изучены и представлены положения конкретизации направленности физической подготовки отдельных категорий военнослужащих Военно-воздушных сил РФ. При этом проблемная ситуация обусловлена слиянием рода войск «Противовоздушной обороны» с блоком «Военновоздушных сил» в связи с реформой.
Ключевые слова: физическая подготовка; специалисты; военнослужащие; Военновоздушные силы; противовоздушная оборона; физические качества; специальности.
CONCRETE DEFINITION OF THE ORIENTATION OF PHYSICAL PREPARATION OF SEPARATE CATEGORIES OF MILITARY MEN OF AIR
FORCES
Grigory Gennad'evich Dmitriev, doctor of pedagogical sciences, associate professor, Igor Ur'evich Pugachev, doktorant, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Sergey Ivanovich Blazhenko, competitor,
Military institute of physical training,
Saint-Petersburg
Abstract
In the paper on the basis of deep professiografictive and retrospective analyses studied and presented positions of specification of orientation of physical preparation of separate categories of servicemen of Air forces of Russian Federation. This problematic situation comes from confluence of sort of troops of "Air defense" in a block Air forces in connection with military reform.
Keywords: physical preparation, specialists, servicemen, Air forces, Air defense, physical qualities, specialties.
введение
В соответствии с «Наставлением по физической подготовке и спорту в Воору-
женных Силах Российской Федерации» (НФП-2001), которое было введено в действие приказом Министра обороны № 631 от 31.12.2000 г., разработана «Программа по физической подготовке личного состава Военно-воздушных Сил (ВВС)». Данный нормативно-правовой акт (в дальнейшем - Программа) введен в действие приказом главнокомандующего ВВС № 121 от 30.03.2002 г. Программа предназначена для организации и проведения физической подготовки личного состава ВВС. В первом ее разделе уточнены цель, задачи и специфика физической подготовки военнослужащих ВВС в зависимости от характера боевой и учебно-боевой деятельности различных воинских специальностей. При этом всего насчитывается пять категорий, для которых определены следующие специальные задачи:
1) летный состав фронтовой авиации (истребительной, штурмовой, фронтовой бомбардировочной и разведывательной) - совершенствование координационных способностей, развитие силы, силовой и статической выносливости, пространственного ориентирования;
2) летный состав дальней и военно-транспортной авиации (транспортной авиации на самолетах и вертолетах) - развитие и совершенствование силовой (статической) выносливости, ловкости, устойчивости к гиподинамии, поддержание работоспособности в длительном полете;
3) инженерно-технический состав (ИТС) авиационных воинских частей, зенитных ракетных войск, радиотехнических войск, войск связи и тыла - преимущественное развитие общей, скоростной, силовой выносливости и быстроты;
4) слушатели и курсанты военно-учебных заведений, осуществляющих подготовку летного состава - развитие общих и специальных качеств, совершенствование силовых и координационных способностей, вестибулярной устойчивости, выносливости, обеспечение физической готовности к летной деятельности;
5) слушатели и курсанты военно-учебных заведений, осуществляющих подготовку ИТС авиационных воинских частей, офицеров зенитных ракетных войск и радиотехнических войск - преимущественное развитие общей и силовой выносливости, ловкости, быстроты и силы, слаженности в коллективных действиях.
В рамках военной реформы произошло объединение ВВС и войск противовоздушной обороны (ПВО). В результате этого слияния в третью и пятую категории военнослужащих ВВС попали специалисты зенитных ракетных войск, радиотехнических войск, войск связи и тыла, для которых специальные задачи физической подготовки ранее были разными.
Таким образом, проблема настоящего исследования заключается в необходимости конкретизации направленности физической подготовки отдельных категорий военнослужащих ВВС.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
На первом этапе исследований нами проводился профессиографический анализ военнослужащих ВВС непосредственно в боевых частях. С этой целью в период с 1999 по 2008 гг. анализировалась деятельность специалистов 22 авиационных частей.
Вышеуказанные авиационные части отражали гетерогенные виды и рода авиации (непосредственно авиационные части ВВС, а также авиационные части армейской, морской авиации и авиации РВСН), которые дифференцировались по дальности применения с учетом авиационных тактико-технических характеристик (истребительная авиация, истребительно-бомбардировочная авиация, военно-транспортная авиация).
В результате анализа планов, программ и основных руководящих документов, регламентирующих деятельность исследуемых авиационных частей («План ... подготовки ...», 1998-2007; «Федеральные авиационные правила ...», 2005 и др.), было установлено, что основной бюджет годового времени (64,1%) отводится на обеспечение полетов и предварительную подготовку к ним, при этом трудозатраты на выполнение
регламентных (ремонтных) работ для специалистов инженерно-технического состава (ИТС) технико-эксплуатационной части (ТЭЧ) составляют не менее 69,8% годового фонда рабочего времени.
В ходе боевой подготовки специалистов основное внимание по общему объему работ уделяется обеспечению полетов в различных погодных условиях (до 78,9%), в том числе в условиях ограниченной видимости (47,2%). Авиационные инженеры и техники обеспечивают полеты на боевое применение (62,5%), из них значительную часть (53,6%) ночью.
Деятельность специалистов ИТС представляет собой комплекс мероприятий, направленных на содержание авиационной техники (АТ), средств ее эксплуатации и ремонта в исправности и постоянной готовности к ведению боевых действий, достижение безотказности и высокой эффективности их применения.
На основании вышеизложенного следует отметить, что специалисты ИТС боевых частей структурно подразделяются на следующие основные категории: непосредственно обслуживающие АТ (специалисты ИТС ТЭЧ и авиационной эскадрильи), состав управления.
Деятельность военнослужащих ИТС авиационной эскадрильи доминирует в плане проявления двигательной деятельности, в то же время специалисты ТЭЧ постоянно находятся в авиаремонтных мастерских и проявляют меньшую двигательную выносливость. Специалисты ИТС управленческого состава преимущественно связаны с гиподинамическим режимом деятельности, однако, доля выпускников авиационных инженерных вузов, которые непосредственно по окончании образовательного учреждения назначаются на эти должности, составляет 0,8 - 2,5%. Однако до момента выпуска из вуза и назначения на первичную офицерскую должность специалист может быть направлен в разные структурные подразделения ИТС. Это вызывает необходимость подготовки выпускников в интегративном аспекте требований к уровню их физической подготовленности.
В ходе дальнейшего изучения профессиональной деятельности специалистов ИТС на втором этапе исследования нами был проведен ряд хронометражей рабочего времени военнослужащих отдельных специальностей.
Интегративный хронометраж выполнения функциональных обязанностей 68-ю специалистами ИТС позволил нам установить, что в течение рабочего дня (8 - 13,5 часов) они выполняют следующие виды деятельности:
1. Совещание, инструктажи, индивидуальная работа с подчиненным личным составом - 6,2%.
2. Оформление уставной, нормативно-технической, эксплуатационной, ремонтной, пономерной, учетной и отчетной документации - 12,1%.
3. Обслуживание и ремонт АТ и авиационных объектов - 47,3%.
4. Строительство и ремонт материально-технической базы - 5,9%.
5. Общение с вышестоящим начальством - 6,3%.
6. Мероприятия личного совершенствования (самообучение, инженерноисследовательская и проектно-конструкторская деятельность, анализ авиационных происшествий и предпосылок к ним и т.п. - 8,9%.
7. Командирская подготовка - 10,3%.
8. Общественная работа (в том числе отдельные элементы спортивномассовой работы) - 1,9%.
9. Прочие работы - 1,1%.
Придерживаясь мнения М.М. Гамбурга (1987), И.Ю. Пугачева (1995, 2006), В.Н. Мальцева (1996), А. А. Юрченко (2000), А. Л. Юрченко (2002) о том, что специалисты ИТС более всего выступают как эксплуатационники, руководители, организаторы, командиры-педагоги и воспитатели, нами было уточнено соотношение (в %) распределения основного объема времени на характерные виды работ в современных условиях.
Результаты исследований представлены на рис. 1.
Учебно-воспитательная деятельность 21,0 % Инженерно - эксплуатационная и ремонтно -профилактическая деятельность 53,2%
Инженерно -исследовательская и проектно-конструкторская деятельность 4,4%
Общественная работа и прочие виды деятельности 3%
Рис. 1. Распределение основного объема времени (в %) на характерные виды деятельности военнослужащих ИТС авиационных частей
В результате исследования было также установлено, что в утратившем силу НФП-87, разработанном еще в советское время, для личного состава войск ПВО специальными задачами являлись преимущественное развитие общей, скоростной выносливости и развитие быстроты; для личного состава войск связи - преимущественное развитие силы, силовой и скоростной выносливости; для ИТС авиационных частей и частей обеспечения - преимущественное развитие ловкости, силы и силовой выносливости. Получается, что до объединения ВВС и ПВО у военнослужащих ИТС ВВС по степени дифференциации на первом месте стояла ловкость, у специалистов ПВО -общая выносливость, а у личного состава войск связи - сила.
Известно, что проведенная реформа армии одной из главных целей преследовала оптимизацию структуры управления и численность войск, но не смену специальных задач. Поэтому можно сделать вывод, что в НФП-2001 не учтена оставшаяся специфика деятельности, так как в настоящее время для всех вышеназванных категорий военнослужащих первой специальной задачей физической подготовки определена общая выносливость. Конечно, можно утверждать, что это физической качество является базовым для развития всех остальных качеств, но, с точки зрения решения суммы специальных задач, это - не совсем точно, поскольку летательные аппараты (ЛА) обслуживают специалисты 5-ти профилей.
К первой группе относятся специалисты по ЛА и силовым установкам. В их ведении - эксплуатация, обслуживание и ремонт ЛА, двигателей и обеспечивающих его работу систем; средств наземного обслуживания для заправки ЛА горюче-смазочными материалами, специальными жидкостями и газами; контрольно-проверочной аппаратуры и т. д.
Ко второй группе относятся специалисты по авиавооружению. В их обязанности входит эксплуатация, обслуживание и ремонт прицельных систем; ракетного, бомбардировочного, артиллерийского вооружения, пиротехнических средств; наземных средств технического обслуживания и контроля вооружения.
Третью группу составляют специалисты по авиационному оборудованию. В их ведении находится электрооборудование; электрические системы и устройства управления силовыми установками; электронная автоматика авиационного оборудования; приборное оборудование; высотное специальное снаряжение; фотографические и тепловые средства поиска; бортовые централизованные автоматизированные системы контроля состояния авиационной техники; пилотажные и комплексные тренажеры.
Четвертую группу составляют специалисты по радиоэлектронному оборудованию. Они обслуживают и ремонтируют радиоаппаратуру связи, радиоаппаратуру самолетовождения и посадки.
К пятой группе относятся специалисты по эксплуатации наземной техники. В их обязанности входит эксплуатация специальных машин; наземное радиотехническое обеспечение полетов и связи; метеорологические и орнитологическое обеспечение полетов.
Однако в вузах ВВС обучается и еще одна (шестая) категория специалистов, военно-профессиональная деятельность которых не связана с непосредственной работой по обслуживанию летательных аппаратов. Тем не менее, их воинских труд во многом обеспечивает надежность и безопасность полетов авиации. Это и есть специалисты радиотехнического обеспечения, автоматизированных систем управления и войск связи.
Таким образом, для всех групп специалистов наземных служб ВВС в той или иной мере характерна деятельность по обеспечению полетов. Однако, если для первых пяти групп она носит характер непосредственного обслуживания авиационной техники, то для специалистов шестой группы эта работа принципиально иная - радиотехническое обеспечение полетов.
ВЫВОДЫ
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Специалистов наземных служб ВВС по структуре деятельности целесообразно распределить на следующие группы:
- специалисты ИТС, непосредственно обслуживающие летательные аппараты;
- специалисты войск связи, автоматизированных систем управления, радиотехнического обеспечения и радиотехнических войск;
- специалисты зенитных ракетных войск;
- специалисты войск тыла.
2. В проекте нового НФП-2009 специальные задачи физической подготовки отдельных категорий военнослужащих ВВС необходимо сформулировать в следующей редакции:
- для ИТС, непосредственно обслуживающего ЛА - преимущественное развитие тонкой двигательной координации, ловкости, силы и силовой выносливости;
- для специалистов войск связи, автоматизированных систем управления, радиотехнического обеспечения и радиотехнических войск - преимущественное развитие силовой и скоростной выносливости, ловкости, силы, координации движений;
- для специалистов зенитных ракетных войск - преимущественное развитие силы, координации движений, силовой и скоростной выносливости, общей выносливости;
- для специалистов войск тыла - преимущественное развитие общей выносливости, быстроты, навыков в коллективных действиях, ловкости.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гамбург, М.М. Поэтапное построение физической подготовки курсантов авиационно-инженерного училища Военно-Воздушных Сил : дис. ... канд. пед. наук / Гамбург М.М. ; ВДКИФК. - Л., 1987- 214 с.
2. Мальцев, В.Н. О специфике военно-профессиональной деятельности специалистов авиационного инженерно-технического состава // Материалы итог. науч. конф. института за 1995 г. / Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 1996. - С. 233-234.
3. Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП- 2001). - М. : Редакционно-издат. Центр ГШ ВС РФ, 2001. - 224 с.
4. Программа по физической подготовке личного состава Военно-Воздушных Сил. - М. : [б.и.], 2002 - 53 с.
5. Пугачев, И.Ю. Обеспечение работоспособности и формирование физической готовности специалистов инженерно-технических вузов МО РФ к профессиональной деятельности : монография / И.Ю. Пугачев. - СПб. : Нестор, 2006. - 532 с.
6. Федеральные авиационные правила инженерного авиационного обеспечения (ФАП ИАО). Кн. 1. - М. : Воениздат, 2005. - 252 с.
7. Юрченко, А.А. Специальная поэтапная физическая и психофизическая подготовка курсантов инженерных вузов ВВС : дис. ... канд. пед. наук / Юрченко А.А. -СПб., 2000. - 224 с.
ДИДАКТИЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО АНАТОМИИ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Виктор Алексеевич Замараев, кандидат медицинских наук, профессор, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК),
г. Хабаровск
Аннотация
В статье представлена концепция организации учебного процесса на основе алгоритма разработанного автором дидактического комплекса.
Ключевые слова: инновации, педагогическая система, анатомия, дидактический комплекс, моделирование учебного процесса.
DIDACTIC PLANNING IN EDUCATIONAL PROCESS FOR ANATOMY IN THE ACADEMY OF PHYSICAL CULTURE
Viktor Alexeevich Zamaraev, the candidate of medical science, the professor,
The Far-Eastern state academy of physical culture,
Khabarovsk
Abstract
This article provides concept of organization of educational process in anatomy on the basis algorithm of the developed author’s educational and methodical (didactic) complex.
Keywords: innovations, pedagogical system, anatomy, didactic complex, modeling of educational process.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность инновационных преобразований учебного процесса современной высшей школы объективно обусловлена новыми социальными реалиями, а также высоким уровнем требований динамично развивающегося российского общества к профессиональной компетенции выпускников вузов.
С целью практического решения актуальных проблемных вопросов организации учебного процесса высшей школы в сфере физической культуры на кафедре анатомии и физиологии Дальневосточной государственной академии физической культуры с 1981 года проводится естественный педагогический эксперимент по поиску путей инновации процесса обучения и научно-методического обеспечения преподавания анатомии - ведущей базовой дисциплины медико-биологического цикла.
Данное экспериментальное исследование проведено с целью разработки и внедрения в педагогическую практику высшей школы физической культуры инновационной модели организации учебного процесса по анатомии на основе дидактического аппарата процесса обучения в рамках функциональной совместной творческой деятельности преподавателей и студентов как субъектов образовательного процесса.
Задачи исследования:
1. Разработать дидактический конструкт - учебный комплекс конструирования процессов обучения и самообучения анатомии студентов вуза физической культуры.
2. Разработать и внедрить в практику высшей школы в сфере физической культуры инновационную модель организации учебного процесса по анатомии на ос-