Научная статья на тему 'Анализ содержания физической подготовки в военных инженерно-технических вузах Министерства Обороны РФ на современном этапе'

Анализ содержания физической подготовки в военных инженерно-технических вузах Министерства Обороны РФ на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
618
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парамзин Вячеслав Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ содержания физической подготовки в военных инженерно-технических вузах Министерства Обороны РФ на современном этапе»

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ФИЗИЧЕСКОИ ПОДГОТОВКИ В ВОЕННЫХ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РФ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В.Б. Парамзин

Paramzin V.B. The content analysis of physical preparation in military engineering-technical educational institutions at the present stage. The article analyzes the maintenance of physical preparation of the engineering technical staff of Armed Forces of the Russian Ministry of Defence. The analysis of special problems being solved during physical preparation in engineering educational institutions of the Russian Ministry of Defence shows the absence of complex requirements to physical readiness for the performance of their functional duties. That reflects the problem of the orientation, the content and pedagogical control in engineering technical educational institutions of the Russian Ministry of Defence.

Введение. Инженерно-технический состав в Вооруженных Силах РФ представлен большим гетерогенным контингентом. Профиль данных военнослужащих насчитывает более 300 специальностей [1]. Это вызывает определенные трудности при построении процесса физической подготовки, поскольку, с одной стороны, необходимо ведение и обоснование трехсот программ, с другой стороны, на данном этапе имеет место незавершенность научного обоснования направленности и содержания физической подготовки данного контингента специалистов в интегративном плане.

Вместе с тем Наставлением по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2001) предусмотрено решение как общих, так и специальных задач. К общим задачам физической подготовки относятся: формирование здорового образа жизни; гармоничное физическое и духовное развитие; развитие и поддержание на требуемом уровне выносливости, силы, быстроты и ловкости; формирование навыков в передвижении по пересеченной местности в пешем порядке и на лыжах, преодолении естественных и искусственных препятствий, рукопашном бою, военно-прикладном плавании.

Физическая подготовка курсантов и слушателей в военных инженерно-технических вузах, согласно вышеуказанному руководящему документу Министерства Обороны РФ, также способствует: повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности и окружающей среды; воспитанию психической устойчиво-

сти, уверенности в своих силах, целеустремленности, смелости и решительности, инициативы и находчивости, настойчивости и упорства, выдержки и самообладания; формированию готовности военнослужащих к перенесению экстремальных физических и психических нагрузок в период подготовки и ведения боевых действий.

В главе 6 «Особенности физической подготовки в военно-учебных заведениях» НФП-2001 отражено, что физическая подготовка слушателей и курсантов организуется и проводится в соответствии с Федеральными законами РФ, приказами и директивами Министра Обороны РФ, его заместителей, указаниями и рекомендациями Спортивного комитета Министерства Обороны РФ и начальников, которым подчинено военноучебное заведение.

Физическая подготовка в военно-учебном заведении, как уточняется в статье 290 главы 6 НФП-2001, направлена на совершенствование двигательных способностей военнослужащих, практическое освоение упражнений, приемов и действий учебной программы, овладение слушателями и курсантами теоретическими знаниями, формирование у них организаторско-методических умений и навыков в руководстве процессом физического совершенствования военнослужащих воинских частей и подразделений.

Физическая подготовка в военно-учебном заведении также должна способствовать пропаганде здорового образа жизни, воспитанию у слушателей и курсантов духовности и нравственности, морально-волевых и психических качеств, привычки к систематиче-

ским самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Однако конкретно для отдельных видов Вооруженных Сил и родов войск в отношении направленности и содержания физической подготовки инженерно-технических вузов имеет место дискуссионность научных взглядов.

Таким образом, целью настоящего исследования явился анализ отражения специальных задач физической подготовки в военных инженерно-технических заведениях различных видов и родов Вооруженных Сил в основном руководящем документе - НФП-2001.

Методы исследования. Для конкретизации специальных задач физической подготовки в военных инженерно-технических вузах в работе использовались следующие методы: анализ; педагогическое наблюдение; педагогические эксперименты, контрольные исследования физической, организаторско-методической, теоретической и профессиональной подготовленности; математическая обработка экспериментальных данных.

Результаты исследования. Нами были изучены особенности организации физической подготовки курсантов и слушателей в военных инженерно-технических учебных заведениях.

В результате исследования было установлено, что учебно-воспитательный процесс имеет ряд особенностей, оказывающих значительное влияние на психическое состояние, физическое развитие, физическую подготовленность и функциональное состояние курсантов и слушателей. Это объясняется тем, что контингент курсантов и слушателей характеризуется различным возрастом и уровнем физической подготовленности, что, в свою очередь, определяет необходимость анализа выбора принципов и методов обучения физическим упражнениям. Низкий уровень теоретических знаний и методических приемов при самостоятельных занятиях физической подготовкой и спортом неравномерно, но значительно снижает уровень физической подготовленности курсантов и слушателей. Увеличение доли умственного компонента в процессе обучения и условия, в которых протекает учебный процесс, приводят к повышению умственной напряженности и снижению двигательной активности курсантов и слушателей. В связи с чем на

поддержание умственной работоспособности необходимо воздействовать путем увеличения двигательной активности через соответствующий гипотетический подбор упражнений и способов их выполнения, что не всегда удается в силу отсутствия дополнительного времени в распорядке дня.

Профессиографический анализ военной инженерно-технической деятельности военнослужащих различных видов и родов Вооруженных Сил, а также анализ концепций организации образовательного процесса в военных инженерно-технических вузах позволяют заключить, что военный труд любого инженера и техника - это, прежде всего, умственный и интеллектуальный труд, в большинстве случаев протекающий на фоне гиподинамического операторского утомления [2]. Следовательно, специальная направленность физической подготовки в военных инженерно-технических вузах должна базироваться на интегративном подходе к преимущественному развитию и поддержанию общей выносливости и ловкости [1]. Дополнительные же физические качества, включенные в разряд «специальной направленности» могут конкретизировать особенности деятельности выпускников - инженеров и техников в отдельных видах и родах Вооруженных Сил.

Однако в НФП-2001 упоминание о специальных задачах физической подготовки в военных инженерно-технических вузах отражено только в трактовке специальных задач физической подготовки Сухопутных войск (ст. 305) и Военно-воздушных Сил (ст. 316). В трактовке специальных задач физической подготовки Военно-морского Флота и Ракетных войск стратегического назначения упоминание о военных инженернотехнических вузах, готовящих специалистов для этих видов Вооруженных Сил, отсутствует. В Воздушно-десантных войсках подготовка специалистов инженерно-технического состава в военно-учебных заведениях на инженерных факультетах осуществляется комплексно и в основном направлена на обучение десантированию и ведению мобильных боевых действий в тылу противника с учетом больших физических и психических нагрузок. Программа физической подготовки в вузах, готовящих специалистов для Воздушно-десантных войск, предполагает значи-

тельный уровень развития всех физических качеств и значительную степень сформированное™ всех военно-прикладных навыков. В этой связи нет необходимости выделять второстепенные задачи физической подготовки курсанта-десантника, связанные с проявлением инженерно-технических действий.

Обращаясь к специальным задачам физической подготовки инженерных вузов Сухопутных войск, необходимо отметить, что в ст. 305 гл. 7 НФП-2001 они отражены в следующей редакции:

Специальными задачами физической подготовки для курсантов военно-учебных заведений, готовящих специалистов для инженерных подразделений, являются преимущественное развитие силы, силовой выносливости и ловкости;

для курсантов военно-учебных заведений, готовящих специалистов для ракетных, зенитных, артиллерийских, зенитно-ракетных подразделений, подразделений войск связи -преимущественное развитие силовой и скоростной выносливости, воспитание сплоченности и совершенствование навыков в коллективных действиях на фоне больших физических и психических нагрузок;

для курсантов военно-учебных заведений, готовящих специалистов для подразделений радиоэлектронной борьбы - преимущественное развитие общей, скоростной выносливости и быстроты в действиях, поддержание высокой работоспособности при несении боевого дежурства и устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов боевой деятельности;

для курсантов военно-учебных заведений, готовящих специалистов для подразделений материального, технического, медицинского обеспечения, топогеодезических и гидрометеорологических подразделений -развитие основных физических качеств и военно-прикладных навыков и формирование навыков коллективного взаимодействия.

Подготовка курсантов-инженеров на

инженерных факультетах в вузах Сухопутных войск для разведывательных подразделений, подразделений специального назначения, также как и в Воздушно-десантных войсках, имеет целью комплексное образовательное воздействие на формирование высокого уровня развития всех физических качеств (в том числе общей выносливости и

ловкости) и высокой степени сформировано-сти всех военно-прикладных двигательных навыков. В этой связи данную группу вузов Сухопутных войск нецелесообразно детализировать по вопросам физической подготовки во взаимосвязи с инженерными действиями курсантов-разведчиков и спецназовцев. Также нами по вопросам специальных задач физической подготовки для инженерной деятельности не рассматривались вузы Сухопутных войск, готовящие специалистов для мотострелковых подразделений, подразделений радиационной, химической, биологической защиты, поскольку данные подразделения в подавляющем большинстве случаев решают командные задачи.

Анализируя специальные задачи физической подготовки в инженерных учебных заведениях Сухопутных войск, видно, что направленность формирования требуемых физических параметров у выпускников разнохарактерная. Необходимость преимущественного развития общей выносливости отражена в инженерных вузах, готовящих специалистов для личного состава подразделений радиоэлектронной борьбы, и в инженерных вузах, готовящих специалистов для личного состава подразделений материального, технического, медицинского обеспечения, топогеодезических и гидрометеорологических подразделений. Необходимость преимущественного развития ловкости отражена в инженерных вузах, готовящих специалистов для инженерных подразделений, и в инженерных вузах, готовящих специалистов для личного состава подразделений материального, технического, медицинского обеспечения, топогеодезических и гидрометеорологических подразделений.

Вместе с тем следует заметить, что специальная направленность физической подготовки в инженерных вузах Сухопутных войск, готовящих специалистов для личного состава подразделений материального, технического, медицинского обеспечения, топогеодезических и гидрометеорологических подразделений, в отношении преимущественного развития физических качеств, дублирует общие задачи физической подготовки этих вузов. Есть основание предполагать, что в отношении этих инженерных вузов в отражении специальных задач в редакции НФП-2001 допущена ошибка.

Таким образом, в НФП-2001 ни в одном инженерно-технических вузе Сухопутных войск в качестве специальных задач физической подготовки не отражено преимущественное развитие и поддержание двух наиболее значимых для инженерной деятельности физических качеств - общей выносливости и ловкости - одновременно.

Несмотря на то, что в НФП-2001 инженерно-технические вузы Сухопутных войск по специальным задачам физической подготовки дифференцированы на четыре направления, представленный в ст. 306 гл. 7 НФП-2001 перечень основных упражнений, включаемых в учебные программы по физической подготовке для всех инженернотехнических вузов Сухопутных войск, имеет общее интегрированное содержание. Так, в программу физической подготовки всех инженерно-технических вузов Сухопутных войск в качестве основных включены следующие физические упражнения: комплексы вольных упражнений № 1 и № 2; подтягивание на перекладине; поднимание ног к перекладине; подъем переворотом на перекладине; подъем силой на перекладине; комбинированное силовое упражнение на перекладине; соскок махом назад на перекладине; сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях; угол в упоре на брусьях; соскок махом вперед на брусьях; прыжок ноги врозь через козла в длину; прыжок ноги врозь через коня в длину; комплексное силовое упражнение; поднимание гири 24 кг (рывок); толчок двух гирь 24 кг по длинному циклу; лазание по канату (шесту); начальный комплекс приемов рукопашного боя (РБ-Н); общий комплекс приемов рукопашного боя (РБ-1); специальный комплекс приемов рукопашного боя (РБ-2); специальный комплекс приемов рукопашного боя (РБ-3); комплекс рукопашного боя без оружия на 8 счетов; комплекс рукопашного боя с автоматом (карабином) на 8 счетов; общее контрольное упражнение на единой полосе препятствий; специальное контрольное упражнение (СКУ) на полосе препятствий № 35; СКУ на полосе препятствий № 36; СКУ на полосе препятствий № 39; преодоление единой полосы препятствий в составе подразделения; бег с преодолением полосы препятствий в составе подразделения; бег на 100 м; челночный бег 10x10 м; бег на 400 м или челночный бег 4x100 м; бег

на 1 км; бег на 3 км; бег на 5 км; метание гранаты Ф-1 (600 г) на дальность; марш-бросок на 5 км; марш-бросок на 10 км; лыжная гонка на 5 км; лыжная гонка на 10 км; марш на лыжах в составе подразделения на 5 км; марш на лыжах в составе подразделения на 10 км; плавание на 100 м в спортивной форме брассом или вольным стилем; плавание в обмундировании с оружием.

Следует отметить, что перечисленные физические упражнения однотипны и для программы по физической подготовке для командных вузов Сухопутных войск.

В представленное выше содержание основных упражнений программы по физической подготовке курсантов инженерно-технических вузов Сухопутных войск полностью включены все имеющиеся в НФП-2001 физические упражнения, направленные на развитие общей, силовой и скоростной выносливости, силы, на формирование военноприкладных двигательных навыков рукопашного боя, ускоренного передвижения, преодоления препятствий (за исключением одного - специального контрольного упражнения № 38 для личного состава надводных кораблей и подводных лодок), лыжной подготовки. Также в вышеуказанной программе отражено 66,6 % всех имеющихся в НФП-2001 физических упражнений, направленных на развитие ловкости и координации движений, а также на формирование навыков военноприкладного плавания.

Объем основных физических упражнений программы физической подготовки инженерно-технических вузов Сухопутных войск включает 44 упражнения. Это значительно превышает объем основных физических упражнений программ физической подготовки вузов других видов и родов Вооруженных Сил, включая вузы, готовящие специалистов для Воздушно-десантных войск. Так, в программу физической подготовки курсантов военно-учебных заведений, готовящих специалистов для Воздушно-десантных войск, в качестве основных включено всего лишь 35 физических упражнений. Такое же количество основных физических упражнений (35) включено в программу по физической подготовке инженерно-технических учебных заведений Военно-воздушных Сил и Военно-морского Флота. В программу физической подготовки инженерно-технических вузов Ракетных

войск стратегического назначения включено 27 основных физических упражнений.

Таким образом, по объему и содержанию программа по физической подготовке инженерно-технических вузов Сухопутных войск по отношению к другим вузам видов и родов Вооруженных Сил является более насыщенной. Большой объем интегрированно включенных основных физических упражнений в программу физической подготовки инженерно-технических вузов Сухопутных войск позволяет полностью решить специальные задачи физической подготовки дифференцированных по четырем направлениям инженернотехнических вузов Сухопутных войск, включая и одновременную направленность на преимущественное развитие общей выносливости и ловкости, которая в данный момент не учтена.

Обращаясь к инженерно-техническим вузам Ракетных войск стратегического назначения, необходимо отметить следующее.

Как уже отмечалось, в основном руководящем документе по физической подготовке -НФП-2001 в отношении инженерно-технических вузов Ракетных войск стратегического назначения не отражены специальные задачи, а следовательно, и специальная направленность их физической подготовки.

В перечне основных физических упражнений, включаемых в учебные программы по физической подготовке для курсантов военных инженерно-технических учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов для Ракетных войск стратегического назначения, отражены следующие: комплексы вольных упражнений № 1 и № 2; подтягивание на перекладине; поднимание ног к перекладине; подъем переворотом на перекладине; соскок махом назад на перекладине; сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях; соскок махом вперед на брусьях; прыжок ноги врозь через козла в длину; прыжок ноги врозь через коня в длину; комплексное силовое упражнение; поднимание гири 24 кг (рывок); начальный комплекс приемов рукопашного боя (РБ-Н); общий комплекс приемов рукопашного боя (РБ-1); специальный комплекс приемов рукопашного боя (РБ-2); специальный комплекс приемов рукопашного боя (РБ-3); общее контрольное упражнение на единой полосе препятствий; бег на 100 м; челночный бег 10x10 м; бег на 1 км; бег на 3 км; бег на 5 км; марш-бросок на

5 км; марш-бросок на 10 км; лыжная гонка на 5 км; марш на лыжах в составе подразделения на 10 км; плавание на 100 м в спортивной форме брассом или вольным стилем.

Вышеперечисленные физические упражнения позволяют сделать вывод о том, что направленность физической подготовки курсантов военных инженерно-технических учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов для Ракетных войск стратегического назначения, также как и в инженерно-технических вузах Сухопутных войск, готовящих специалистов для личного состава подразделений материального, технического, медицинского обеспечения, топогеодезических и гидрометеорологических подразделений, в современных руководящих документах ориентирована лишь на решение общих задач физической подготовки и не предполагает учет особенностей инженерной деятельности выпускников.

Аналогично ситуация выглядит и по отношению к военно-учебным инженерным заведениям, осуществляющим подготовку слушателей для Ракетных войск стратегического назначения. В данных вузах перечень основных физических упражнений программы по физической подготовке повторяет основные физические упражнения программы по физической подготовки инженерных вузов Ракетных войск стратегического назначения, готовящих курсантов. В перечне основных физических упражнений программы по физической подготовке для курсантов военных инженерно-технических вузов Ракетных войск стратегического назначения на 4 упражнения на ловкость больше, а именно: соскок махом назад на перекладине; соскок махом вперед на брусьях; прыжок ноги врозь через козла в длину; прыжок ноги врозь через коня в длину.

Анализируя содержание упражнений, разработанных А.А. Юрченко (2001) и претендующих на роль «основных» упражнений программы по физической подготовке курсантов инженерных авиационных вузов, следует отметить, что упражнения подобного типа широко и традиционно используются в восстановительных целях курсантами и слушателями многих инженерных вузов, в частности, в Военно-морском инженерном институте (Санкт-Петербург), Военно-морском институте радиоэлектроники (Санкт-Петер-

бург - г. Петроград), Военном университете связи (Санкт-Петербург), Военно-космическом университете (Санкт-Петербург) и других вузах в качестве дополнительных упражнений программы обеспечения.

На наш взгляд, эти упражнения некорректно включать в разряд «основных» программы обучения по физической подготовке, поскольку, во-первых, они в большей степени относятся к медико-психологическим средствам, нежели к средствам педагогики физического воспитания, и в большой степени находят отражение в задачах медицинской и психологической служб; во-вторых, в контексте исследований А.А. Юрченко (2001) эти упражнения разработаны не с целью решения развивающей их функции, а с целью оздоровительно-профилактической направленности на восстановление организма курсантов от кумуляции умственного и физического утомления; в-третьих, данные упражнения не имеют четкой унификации, выполняются в основном произвольно в рамках описания с учетом субъективных ощущений, а потому являются труднореализуемыми в отношении использования в системе проверки и оценки в качестве контрольных аутентичных тестов, каковыми являются все основные упражнения программы физической подготовки инженерного вуза:

- во-первых, направленность специальных задач физической подготовки курсантов инженерно-технических вызов Сухопутных войск на современном этапе разнохарактерная, имеет место полное дублирование общих задач физической подготовки; в то же время перечень основных упражнений программ физической подготовки во всех вузах однотипный; ни в одном инженерном вузе в качестве специальных задач физической подготовки не отражено преимущественное развитие и поддержание общей выносливости и ловкости одновременно;

- во-вторых, в отношении инженернотехнических вызов Ракетных войск стратегического назначения в НФП-2001 не отражены специальные задачи их физической подготовки; направленность физической подготовки курсантов и слушателей данных вузов ориентирована лишь решение общих задач и не предполагает учет особенностей и специфики инженерно-технической деятельности выпускников;

- в-третьих, наиболее полно научной обоснованности соответствует специальная направленность физической подготовки в военно-морских инженерных учебных заведениях; это проявляется в том, что в специальных задачах физической подготовки инженерных вузов ВМФ прежде всего отражена необходимость преимущественного развития общей выносливости и ловкости; остальные же специальные задачи физической подготовки курсантов военно-морских инженерных вызов конкретизируют особенности профессиональной деятельности инженеров ВМФ, связанных с непосредственным участием в боевых походах как на подводных лодках, так и на надводных кораблях; при этом специальные задачи физической подготовки не дублируют полностью общие задачи физической подготовки и являются их узким направлением;

- в-четвертых, специальные задачи физической подготовки инженерно-технических вузов Военно-воздушных сил в отношении развития физических качеств эквивалентны общим задачам физической подготовки военнослужащих, несмотря на то, что в этом виде Вооруженных Сил проведены наиболее глубокие и объемные научные исследования и доказана необходимость преимущественного развития и совершенствования, прежде всего, общей и силовой выносливости, ловкости; однако из-за излишнего насыщения другими, несущими меньший удельный вес физическими качествами специальных задач нивелируется отражение специфики и особенностей авиационной инженерно-технической деятельности; программа физической подготовки инженерных вузов ВВС также перегружена лишними основными физическими упражнениями, направленными на развитие не соответствующих решению специальных задач физических качеств;

- в-пятых, во всех руководящих доку-

ментах, регламентирующих деятельность инженерно-технических вузов Вооруженных Сил, в том числе и НФП-2001, отсутствуют комплексные требования к физической готовности выпускников к выполнению их функциональных обязанностей - «конкретному физическому состоянию, обеспечивающему эффективность профессионально-боевых

действий»; единственное упоминание о необходимости формирования физической го-

товности военнослужащих к боевым действиям в НФП-2001 отражено в ст. 372 гл. 7 в трактовке направленности физической подготовки в Воздушно-десантных войсках; также в руководящих документах, отражающих концепции образовательного процесса в инженерно-технических вузах, не раскрывается сущность и структура физической готовности выпускников, значение и соотношение составляющих ее компонентов и элементов.

Вышеуказанные факты отражают актуальные проблемы вышеуказанных исследований по конкретизации направленности, содержания и педагогического контроля в инженерно-технических вузах Министерства обороны РФ.

1. Пугачев И.Ю. Обеспечение работоспособности и формирование физической подготовки специалистов инженерно-технических вузов МО РФ к профессиональной деятельности: моногр. СПб., 2006.

2. Дмитриев ГГ., Пугачев И.Ю., Щепинин В.Э., Столяров А.А. // Материалы итог. науч. конф. ин-таза 2003 г. СПб., 2004. С. 196-198.

3. Наставления по физической подготовке и спорту в Вооруженных силах Российской Федерации (НФП-2001). М., 2001.

4. Юрченко А.А. Специальная психофизическая подготовка курсантов инженерных вузов ВВС. Тамбов, 2001.

Поступила в редакцию 18.09.2006 г.

ГРЕБНО-ПАРУСНОЕ МНОГОБОРЬЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ МОРСКИХ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ РФ

И.Ю. Пугачев

Pugachev I.Y. Sailing multiathlon as an effective means of maintenance of professional serviceability of experts of navigation technical institutions of higher education in the Russian Federation. In the article the structural analysis of sailing multiathlon, as an applied sport in interrelation with professional serviceability of experts of navigation technical institutions of higher education in the Russian Federation is given. It is experimentally established, that the considered kind of sports mainly develops and improves such professionally significant qualities of sea experts, as dexterity, general and power endurance, flexibility, ability to foresee a situation, switching of attention, the logical thinking, special skills of management of ship devices and stock, unity and mutual assistance of collective, stability to rolling, accuracy of an eye estimation, strong will.

Введение. Особенности содержания и направленности физической культуры (подготовки) инженерно-технических и военных инженерно-технических вузов Министерства Обороны (МО) РФ, помимо основной интегративной их направленности - на преимущественное развитие общей выносливости и ловкости, дифференцируют специфику профессиональных и учебно-боевых действий выпускников применительно к задачам предназначения морской инженерно-технической деятельности.

Для студентов морских инженерно-технических образовательных учреждений РФ и курсантов военно-морских инженерно-технических вузов МО РФ как для будущих специалистов и офицеров Военно-Морского Флота (ВМФ) большое значение имеет не

только развитие и совершенствование физических, психофизиологических и специальных качеств (выносливости; ловкости; быстроты реакции; свойств внимания и точности глазомера; устойчивости к воздействию укачивания, шумов, вибраций, недостатка кислорода, ультрафиолетовой и социальной деприваций; слаженности, сработанности и сплоченности членов экипажа и др.), но и степень сформированное™ специальных прикладных навыков, характерных для морской и военно-морской деятельности. К таковым, помимо навыков ныряния, плавания и водолазной подготовки, следует отнести и навыки гребно-парусных действий. Данные специальные навыки включает в себя гребнопарусное многоборье как прикладной вид спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.