Научная статья на тему 'Особенности профессиональной деятельности разведчиков сухопутных войск РФ и требования к их физической готовности'

Особенности профессиональной деятельности разведчиков сухопутных войск РФ и требования к их физической готовности Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
449
97
Поделиться
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВЕДЧИКИ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК / ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Пугачев Игорь Юрьевич, Кораблев Юрий Юрьевич, Османов Эседулла Маллаалиевич

Только физически подготовленное разведывательное подразделение, обладающее требуемым уровнем групповой сплоченности, сработанности, боевого единства, развития силы, выносливости, быстроты и ловкости, устойчивости к психогенным сбивающим отрицательным факторам, способно выполнить поставленную боевую задачу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Пугачев Игорь Юрьевич, Кораблев Юрий Юрьевич, Османов Эседулла Маллаалиевич,

FEATURES OF PROFESSIONAL SCOUTS GROUND FORCES OF RUSSIAN FEDERATION AND REQUIREMENTS FOR THEIR PHYSICAL FITNESS

Only physically prepared intelligence unit, which has the required level of group cohesion, harmony, unity of combat, the development of strength, endurance, speed and agility, sustainability to negative force down to psychogenic factors is capable of performing combat tasks.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной деятельности разведчиков сухопутных войск РФ и требования к их физической готовности»

5. Худин А.Н., Подчалимова Г.Н. Учебно-методический комплекс учебных дисциплин основных образовательных программ. Курск Поступила в редакцию 19.04.2013 г.

2006.

UDC 378

REGULATIVE AND COMMUNICATIVE ACTIVITIES OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE PROCESS OF THE EDUCATIONAL PRODUCTS DESIGNING

Anna Anatolyevna MARKINA, Kursk State University, Kursk, Russian Federation, Competitor, Continuous Professional Education Department, e-mail: anja19@mail.ru

Teaching the high school students to regulative and communicative activities can be successfully done in the process of the collective designing of such kind of educational products as electronic educational and methodical complex in condition of transformation the state of high school students from the passive consumers of the educational programs to active subjects of its designing and self-realization.

Key words: regulative and communicative activities; designing; electronic educational and methodical complex.

УДК 371

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗВЕДЧИКОВ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК РФ И ТРЕБОВАНИЯ К ИХ ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ

© Игорь Юрьевич ПУГАЧЕВ

Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, e-mail: osmanov@bk.ru © Юрий Юрьевич КОРАБЛЕВ Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, e-mail: osmanov@bk.ru © Эседулла Маллаалиевич ОСМАНОВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор медицинских наук, профессор, зам. директора медицинского института по стратегическому развитию, e-mail: osmanov@bk.ru

Только физически подготовленное разведывательное подразделение, обладающее требуемым уровнем групповой сплоченности, сработанности, боевого единства, развития силы, выносливости, быстроты и ловкости, устойчивости к психогенным сбивающим отрицательным факторам, способно выполнить поставленную боевую задачу.

Ключевые слова: профессиональная деятельность; разведчики сухопутных войск; физическая готовность.

Введение. Наличие явных и скрытых угроз национальной безопасности, особенно территориальной целостности страны, требует существования в России таких Вооруженных сил (далее - ВС), которые смогли бы обеспечить полную безопасность нашего государства в любых ситуациях («Концепция национальной безопасности РФ», 2000 и др.).

Однако в последние годы выявлено слабое владение личным стрелковым оружием [1-3], приемами рукопашного боя [4], недостаточные умения военнослужащими преодолевать существующие инженерные заграждения, завалы, особенно на фоне утомления [5; 6]. Одновременно отмечается недостаточное научное, теоретическое, теоретико-

методическое обоснование практических путей достижения физической готовности военнослужащих, наличие слабых звеньев в системе их подготовки к действиям в экстремальных условиях боевой деятельности. Одной из причин, на наш взгляд, является и затянутость организационных вопросов введения в действие «Руководства по физической подготовке военнослужащих СВ Российской Федерации (РФ)» (РФП СВ - проект, 2008).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В то же время анализ литературы свидетельствует о том, что многие вопросы обоснования концептуальных, процессуальных и управленческих основ системы физической подготовки российских военнослужащих освещены недостаточно или вообще не затронуты [4; 7-18]. Изучением вопросов использования средств и методов физической подготовки разведывательных и специальных подразделений на различных этапах боевого совершенствования во взаимосвязи с процессом их слаживания занимались [2-8; 13-23].

Однако большинство исследований было акцентировано на военнослужащих подразделений специальной разведки ГРУ, внутренних войск, отрядов милиции особого назначения, сил быстрого реагирования и других (антитеррористических, штурмовых и т. п.) групп. Вместе с тем значительные масштабы сухопутных войск (далее - СВ) как особого вида ВС, и многообразие структурных разведывательных подразделений, выполняющих в определенной степени иные задачи, в вышеперечисленных работах не были детально освещены. СВ - наиболее многочисленный и разнообразный по вооружению и способам боевых действий вид ВС РФ, предназначенный для отражения агрессии противника на континентальных театрах военных действий, защиты территориальной целостности и национальных интересов РФ.

Однако модернизация научных знаний в области теории и методики физической подготовки войск, внедрение инновационных технологий в образовательный процесс боевой подготовки разведывательных подразделений СВ, а также учет изменений в методике боевой и физической подготовки ведущих стран блока НАТО вызывает необходимость детального анализа подходов к методологии использования средств и методов физического совершенствования, к концентрированно -

му синтезу наиболее целесообразных технологий с учетом тенденции варьирования условий и тактики характера ведения боя. К примеру, в настоящее время возросло значение боевого слаживания подразделений для выполнения поставленных задач в силу прогрессирования фактора радиоэлектронной разведки и необходимостью обязательного привлечения в состав маневренных групп специалистов РЭБ, имеющих, как правило, недостаточный уровень физической готовности к деятельности.

Таким образом, проблемная ситуация складывается, с одной стороны, в необходимости поддержания требуемого уровня боевой слаженности и физической готовности к деятельности разведчиков СВ РФ, с другой стороны - недостаточностью научного обоснования эффективной методики совершенствования данных компонентов, значительным уменьшением срока службы военнослужащих призывного контингента, несущественной долей физических упражнений коллективного характера, представленных в содержании «Наставления по физической подготовке в ВС РФ» (НФП-2009).

Исходя из вышеизложенного, актуальность работы обусловлена:

1) повышением общих требований к качеству подготовки разведывательных подразделений;

2) тенденцией ухудшения уровня физического состояния нового пополнения и призывных контингентов военнослужащих;

3) необходимостью разработки путей повышения эффективности физической подготовки разведывательных подразделений СВ РФ и их реализации в руководящих документах по физической подготовке.

Методы исследования. В работе использовались следующие основные методы: теоретический анализ и обобщение; педагогическое наблюдение, профессиографиче-ские исследования; беседа с военослужащи-ми, принимавшими непосредственное участие в боевых действиях в ходе контртеррористических операций; контент-анализ.

Результаты исследования. В результате исследований было установлено, что СВ включают в себя следующие рода войск: мотострелковые войска; танковые войска; ракетные войска и артиллерия; войска противовоздушной обороны СВ; авиация СВ; спе-

циальные, в которые входят разведывательные, войска связи, радиоэлектронной борьбы, технического обеспечения, топогеодези-ческие, гидрометеорологические, тыл.

СВ как вид Вооруженных сил РФ предназначены для ведения боевых действий преимущественно на суше. По своим боевым возможностям они способны во взаимодействии с другими видами ВС РФ вести наступление в целях разгрома группировки противника и овладения его территорией, наносить огневые удары на большую глубину, отражать вторжение противника, его крупных воздушных десантов, прочно удерживать занимаемые территории, районы и рубежи.

Мотострелковые войска (далее - МСВ) предназначены для ведения боевых действий самостоятельно, а также совместно с другими родами войск и специальными войсками. В МСВ имеются мотострелковые, танковые, ракетные, артиллерийские, зенитно-ракетные подразделения и части, а также подразделения (части) специальных войск и тыла.

Современные МСВ для поражения наземных и воздушных целей оснащены мощным вооружением: ракетными комплексами, боевыми машинами пехоты, танками, бронетранспортерами, разнообразной артиллерией и минометами, противотанковыми ракетными комплексами, зенитными ракетными комплексами, эффективными средствами разведки и управления. Наличие в составе МСВ ракетных комплексов, способных поражать объекты противника на больших дальностях, значительно повышает их боевую мощь. Имеющиеся на вооружении МСВ новейшие образцы гаубичной, истребительно-противотанковой артиллерии и минометов обладают большой огневой мощью, высокой точностью стрельбы и подвижностью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мотострелковые войска способны вести боевые действия в условиях применения как обычных средств поражения, так и ядерного оружия.

Танковые войска (далее - ТВ) составляют главную ударную силу СВ. Они применяются преимущественно на главных направлениях для нанесения противнику мощных и глубоких ударов. Обладая большой огневой мощью, надежной защитой, высокой подвижностью и маневренностью, танковые войска способны наиболее полно использо-

вать результаты огневых ударов, в короткие сроки достигать конечных целей боя и операции. Организационно ТВ состоят из соединений, частей, подразделений. В их составе имеются также мотострелковые, ракетные, артиллерийские, зенитные артиллерийские, зенитные ракетные, специальные, а также тыловые части и подразделения. Боевые возможности танковых соединений и частей позволяют им вести активные наступательные действия днем и ночью, в значительном отрыве от других войск, уничтожать группировки противника во встречных боях и сражениях, с ходу преодолевать обширные зоны радиоактивного заражения и водные преграды. Они способны также быстро создавать прочную оборону и успешно противостоять наступлению превосходящих сил противника. На вооружении ТВ находятся высокоподвижные танки с мощной броневой защитой и вооружением, оснащенным системой стабилизации, автоматического заряжания, эффективными прицелами, позволяющими вести меткий огонь с места и в движении, днем и ночью.

Ракетные войска и артиллерия (далее -РВиА) - это род войск СВ, являющийся основным средством огневого и ядерного поражения противника. Они призваны решать огневые задачи в бою (операции) в интересах других родов войск и предназначены для уничтожения средств ядерного нападения противника, группировок его войск, авиации на аэродромах, объектов противовоздушной обороны, поражения резервов, пунктов управления войсками, узлов коммуникаций и других важных объектов, а также борьбы с танками, огневыми средствами и живой силой противника. Боевые задачи выполняются артиллерийским огнем всех видов и нанесением массированных групповых и одиночных ракетных ударов.

Войска противовоздушной обороны СВ (далее - ВПВО СВ) - род войск, предназначенный для поражения воздушного противника, прикрытия группировок войск, пунктов управления, аэродромов и объектов тыла от его ударов. Они способны самостоятельно и во взаимодействии с силами и средствами противовоздушной обороны других видов ВС уничтожать самолеты и беспилотные средства воздушного нападения, вести борьбу с воздушными десантами и аэромобиль-

ными частями противника на маршрутах полета и во время их выброски, а также вести радиолокационную разведку и оповещать войска о воздушном противнике.

Авиация СВ (далее - АвСВ) является родом войск и предназначена для решения огневых, транспортно-десантных, разведывательных и специальных задач в условиях, адекватных действиям наземных сил. При выполнении огневых задач АвСВ осуществляет авиационную поддержку наземных войск, поражение наземных объектов в ближайшей оперативной глубине, поражение воздушных десантных групп и малоскоростных воздушных целей, а также обеспечивает пролет своих тактических воздушных групп. В связи с тем, что эффективность средств поражения СВ зависит от знания точных координат и характеристики объектов на момент поражения, а планирование передвижения войск требует знаний о местности, погоде, состоянии радиационной, химической и биологической обстановки, АвСВ выполняет значительный объем разведывательных задач: ведет воздушную разведку противника, инженерную разведку местности, воздушную разведку погоды, радиационную, химическую и биологическую разведку, наблюдение за полем боя. К специальным задачам АвСВ относятся: корректировка огня артиллерии; радиоэлектронное подавление средств управления войсками и оружием противника; минирование с воздуха; постановка дымовых завес; обеспечение управления, связи, наведения на средства воздушного нападения; поиск, спасение экипажей.

Военная разведка представляет собой совокупность мероприятий военного командования всех степеней по добыванию и изучению сведений о действующем или вероятном противнике, а также местности и погоде. В интересах успешного ведения боя силами и средствами подразделений, частей и соединений ведется тактическая разведка. Она делится на войсковую, артиллерийскую, радиолокационную, радио и радиотехническую, инженерную, химическую и воздушную.

Войсковая разведка должна установить местонахождение и характер действий противника, его силы и состав, нумерацию частей и подразделений, их боеспособность и намерения. Эта задача является постоянной и характерна для всех видов боевых действий.

Без ее решения невозможно не только успешное ведение боя, но и его организация и планирование. Командиров всех степеней, прежде всего, интересует: где противник, каковы его силы и что он делает, какие и где у него сильные и слабые места, каковы его планы на предстоящие боевые действия. Первостепенная задача войсковой разведки заключается в выявлении средств массового поражения и высокоточного оружия противника. На решение этой задачи будут направляться ее основные усилия.

Для успешного ведения боя важно знать, где находятся полевая артиллерия, танки, противотанковые и зенитные средства, огневые позиции пулеметов, наблюдательные посты и пункты управления противника. Поэтому вскрытие районов их расположения (огневых позиций) является также одной из задач войсковой разведки.

Перечисленные задачи являются основными, в каждом отдельном случае они конкретизируются командованием и штабом в зависимости от складывающейся обстановки, характера боевой задачи подразделения (части, соединения), действий противника, характера местности и т. д. В ходе боя могут возникать и другие задачи, совершенно новые, выполнение которых потребует выделения дополнительных сил и средств разведки, переноса ее основных усилий с одного направления на другое.

Под разведывательными сведениями понимаются все сведения, которые в какой-либо степени характеризуют действующего или вероятного противника, а также местность и погоду в районе предстоящих действий. Осмысленные сведения, основанные на собранных, оцененных и правильно истолкованных фактах, изложенные в определенном порядке и дающие ясное представление по какому-то конкретному вопросу, представляют собой разведывательные данные. Оба этих термина носят название разведывательной информации.

Часто встречающееся выражение «силы и средства разведки» следует понимать так: силы - это подразделения, включающие личный состав, а средства - боевая техника, приборы, снаряжение, т. е. все то, с помощью чего личный состав выполняет задачи разведки.

Для непосредственного ведения войсковой разведки из состава разведывательных, танковых, мотострелковых, парашютно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

десантных и десантно-штурмовых подразделений создаются разведывательные органы.

Разведывательный орган - это штатное или временно создаваемое подразделение (группа) с необходимыми средствами, предназначенное для выполнения определенных разведывательных задач. К разведывательным органам войсковой разведки относятся наблюдатели, наблюдательные посты, дозорные отделения (танки), разведывательные, боевые разведывательные, отдельные разведывательные, офицерские разведывательные дозоры, разведывательные отряды, разведывательные группы, группы для проведения поисков, засад, подразделения для проведения разведки боем.

Наблюдателями называются военнослужащие, выполняющие боевую задачу по ведению разведки наблюдением в заданном секторе или за конкретным указанным объектом (участком местности, местным предметом). Наблюдатели назначаются по одному во взводе, отделении и по одному-два в каждой роте. Они располагаются скрытно и обеспечиваются приборами наблюдения, средствами связи, сезонной формой одежды. Боевую задачу наблюдателю ставит командир подразделения, от которого он назначается.

Наблюдательный пост (далее - НП) - это назначенная для наблюдения группа военнослужащих с личным оружием, приборами наблюдения, необходимыми документами и средствами связи. Он предназначен для ведения разведки противника в указанном секторе (полосе).

Для ведения разведки ночью и в условиях ограниченной видимости на НП может развертываться радиолокационные станции разведки наземных движущихся целей. Наблюдательные посты назначаются в обороне и при подготовке наступления. Они располагаются, как правило, на переднем крае в боевых порядках подразделений или на флангах. НП состоит из 2-3 наблюдателей, один из которых назначается старшим. Задача старшему наблюдателю ставится начальником разведки или начальником штаба части (подразделения) и записывается в журнал наблюдения.

Дозорное отделение (танк) высылается от подразделений (органов), ведущих разведку, и подразделений, выполняющих боевые задачи в отрыве от своих главных сил, для своевременного обнаружения противника и разведки местности. Оно действует на удалении, обеспечивающем наблюдение за ним и поддержку огнем. Дозорное отделение выполняет свою задачу наблюдением, перемещаясь на штатной боевой машине, других транспортных средствах, а также в пешем порядке. Для непосредственного осмотра местности и отдельных местных предметов от дозорного отделения высылаются пешие дозорные.

Разведывательный дозор (далее - РД) в составе до взвода высылается от разведывательного отряда. Он выполняет задачи наблюдением, подслушиванием и засадами. Для разведки противника и местности от РД высылаются дозорные отделения (танки) или пешие дозорные.

Боевой разведывательный дозор (далее -БРД) силой до взвода высылается в ходе боя и при отсутствии непосредственного соприкосновения с противником от общевойсковых батальонов (рот). Он предназначен для выявления огневых средств, засад, заграждений противника и разведки местности перед фронтом и на флангах своего подразделения. БРД выполняет задачи наблюдением, засадами и боем. Осмотр местности он осуществляет всем составом или выделяет для этого дозорное отделение (танк).

Отдельный разведывательный дозор (далее - ОРД) высылается для ведения разведки во всех видах боя и на марше. Он назначается в составе усиленного взвода. В ходе выполнения задачи ОРД ведет разведку наблюдением, засадами и налетами. Для непосредственного охранения и осмотра местности в направлении ведения разведки, а при необходимости и в стороны от маршрута движения ОРД высылает дозорные отделения (танки) или пеших дозорных.

Офицерский разведывательный дозор (далее - ОфРД) высылается командиром соединения (части) для уточнения наиболее важных сведений. В зависимости от поставленной задачи он может включать одного-двух офицеров с необходимыми силами и средствами разведки и связи. ОфРД переме-

щается на БМП, танке, вертолете и других средствах передвижения.

Разведывательный отряд (далее - РО) высылается для ведения разведки на наиболее важном направлении. Он назначается обычно в составе роты. Иногда от соединения в разведывательный отряд может быть назначен мотострелковый или танковый батальон. Для ведения разведки от разведывательного отряда высылаются разведывательные дозоры и дозорные отделения (танки). РО выполняет свои задачи наблюдением, засадами, налетами, а при необходимости и боем.

Разведывательная группа (далее - РГ) создается из специально подготовленного личного состава разведывательного подразделения войсковой разведки, как правило, в составе отделения. Разведывательная группа предназначена для действий в тылу противника по вскрытию объектов средств ядерного и химического нападения, высокоточного оружия, пунктов управления, резервов, аэродромов и других объектов. В течение суток она может разведать 1-2 объекта или район площадью до 100 км2. В тыл противника РГ засылается вертолетами (самолетами) с десантированием парашютным или посадочным способом, на боевых машинах и других средствах передвижения, в пешем порядке, а на приморских направлениях - и средствами флота. Основным способом ведения разведки разведывательной группой является наблюдение.

Группа для проведения поиска может назначаться в составе разведывательного, мотострелкового, парашютно-десантного и десантно-штурмового взвода, который усиливается саперами со средствами инженерной разведки и разминирования. Действия группы при необходимости поддерживаются огнем танков, артиллерии и других огневых средств. Из состава группы для проведения поиска назначаются подгруппы захвата, заграждения и огневого обеспечения.

Группа для устройства засады силой до взвода применяется во всех видах боя, на любой местности, в различных метеорологических условиях и в любое время суток. Она может действовать в глубине расположения противника, на его переднем крае, перед передним краем и в расположении наших войск. Для проведения засады из группы на-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

значаются наблюдатели, подгруппы захвата и огневого обеспечения.

При действиях в составе разведывательных органов в тылу противника отделение при проведении налета может назначаться в подгруппы уничтожения (снятия) охраны противника, нападения или огневого обеспечения, а также выполнять боевую задачу применительно к наступлению.

Подразделение для проведения разведки боем назначается от соединения в составе усиленного мотострелкового или танкового батальона (роты). В его боевых порядках для захвата пленных, документов, образцов вооружения и снаряжения могут действовать отдельные разведывательные дозоры, разведчики-артиллеристы и саперы-разведчики.

Разведывательное отделение (экипаж БРМ-1к) при выполнении самостоятельных боевых задач может действовать в качестве дозорного отделения и вести разведку на наблюдательном посту. Разведывательное отделение может устраивать засады. В ходе разведки боем оно обычно составляет группу для захвата пленных, документов, образцов вооружения и снаряжения. При проведении поиска отделение действует в качестве одной из групп взвода (захвата, обеспечения или заграждения).

Разведывательный взвод может действовать в разведывательном (отдельном разве -дывательном) дозоре, проводить поиск, налет, устраивать засады.

Действия разведывательных органов по добыванию разведывательных сведений осуществляются различными способами.

Способ разведки - это прием (метод) действий сил и средств разведки в целях добывания разведывательных сведений.

Одним из важных факторов, способствующих эффективности ведения разведки, является организация и поддержание устойчивого управления силами и средствами разведки. Управление включает: поддержание надежной связи с разведывательными органами; своевременное получение данных о их положении; осуществление постоянного

контроля за выполнением разведывательных задач; быстрое реагирование на изменение обстановки; своевременное уточнение задач.

Для управления силами и средствами разведки используются радио, проводные и подвижные средства связи: автомобили по-

вышенной проходимости, бронетранспортеры, вертолеты, мотоциклы и другие средства.

В разведывательных органах войсковой разведки применяются также сигнальные средства связи - ракеты различного цвета, цветные дымы и огни, фонари, сигнальные спички, трассирующие пули и снаряды, флажки и указки.

На наблюдательных постах используются, как правило, проводные и подвижные средства связи. При действиях отделения (экипажа БРМ-1к) в составе разведывательных органов в тылу противника управление внутри разведывательного органа организуется в основном сигналами, в некоторых случаях по радио, подвижными и другими средствами. Командир дозорного отделения связь внутри отделения организует радио и сигнальными средствами.

Таким образом, войсковая разведка по важности решаемых задач, решительности целей, составу сил и средств занимает одно из ведущих мест среди других видов тактической разведки. Действуя в широких масштабах и используя разнообразные способы добывания разведывательных сведений, она совместно с другими видами разведки призвана обеспечить успешное ведение боевых действий подразделениями и частями.

Осознание высокой значимости «физической готовности» как научного явления и понятия вызвало необходимость его включения в качестве главной цели физической подготовки в основном руководящем документе по физической подготовке в ВС РФ - НФП-87 так же, как это было сделано и в НФП-78.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Это концептуальное научное положение, на наш взгляд, было недостаточно учтено в НФП-2001, в котором цель физической подготовки была представлена в следующей редакции: «Основной целью физической подготовки в ВС является обеспечение необходимого уровня физической подготовленности военнослужащих для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением». Аналогичная трактовка цели имеет место и в действующем НФП-2009.

Данная формулировка цели физической подготовки в отличие от формулировок цели в НФП-78 и НФП-87 отражает лишь один из трех компонентов структуры физической готовности военнослужащих к боевой деятельности - физической подготовленности. В то

же время в трактовке цели «Концепции совершенствования физической подготовки в ВС РФ до 2016 г.» (2008), утвержденной министром обороны РФ, а также в проектах НФП-2009 (2008) и «Руководство-2009» видов и родов ВС (2008) отмечена необходимость обеспечения требуемого уровня «физической готовности военнослужащих к выполнению боевых и других задач в соответствии с их предназначением».

Полная физическая готовность ВС США включает: физическую пригодность (Fitness) -уровень развития основных физических качеств, обеспечивающий успешное освоение и эффективное выполнение военно-профессиональной деятельности; военно-прикладные двигательные навыки (Military Skills); оперативную физическую готовность (Operational Physical Readiness) - наличие физических качеств и двигательных навыков, обеспечивающих успешность действий в конкретных условиях предстоящей операции или учения; индивидуальную физическую готовность -наличие здорового тела, способности к умелым и длительным действиям и быстрому восстановлению, стремление к выполнению поставленных задач и уверенности в себе в любых ситуациях.

В частности, физическая готовность военнослужащих определяется как конкретное физическое состояние, которое соответствует требованиям современного боя и позволяет им успешно выполнять боевые задачи применительно к боевому предназначению. Структура физической готовности представлена тремя компонентами: телесной, функциональной и двигательной готовностью. Под телесной готовностью понимается требуемый уровень развития морфологических признаков военнослужащих, под функциональной - функциональное состояние их организма, под двигательной - необходимый уровень развития двигательных качеств военнослужащих и нужная степень сформиро-ванности у них двигательных навыков. Данный подход вполне приемлем и для определения физической готовности разведчиков к учебно-боевой деятельности.

Определяющим фактором в системе структурных элементов деятельности разведчиков СВ является умственный (интеллектуальный) компонент на основе анализа перерабатываемой информации о состоянии

объектов и выбора соответствующего плана действий, сочетаемых с соответствующими моторными актами. Главенствующее положение при этом занимает функция мышления, логической обработки информации. Все виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактное, оперативное и др.) в той или иной степени присущи деятельности разведчиков СВ и проявляются на разных этапах выполнения поставленной задачи.

Обобщение имевших место ряда подробных классификаций экстремальных воздействий и структурный анализ позволяют выделить следующие их основные характеристики. По степени переносимости они делятся на переносимые: переносимые с напряжением; переносимые с перенапряжением (на грани срыва); и непереносимые: по длительности воздействия они могут быть кратковременные и длительные; по непрерывности воздействия они делятся на постоянные и периодические; по характеру воздействия - на психические, физиологические, комплексные; по условиям деятельности - без применения защитных мероприятий в соответствующий отрезок времени и с проведением защитных мероприятий.

В условиях критических стрессовых воздействий организм разведчиков СВ помимо обычного нейрорефлекторного управления как бы переходит на избыточный уровень регуляции, используя скрытые функциональные резервы. Установлено, что при таких условиях наблюдается выход за пределы вероятного отклонения выделяемых корой надпочечников стероидных гормонов, выраженное падение лимфоцитов и эозинофилов в белой крови.

В деятельности разведчиков СВ имеют место сочетания напряженной умственной работы с мышечной работой в зонах субмак-симальной и большой мощности. Это проявляется, во-первых, при возникновении случаев воспламенения, грозящих проникновению к топливно-энергетическим системам и взрывоопасному вооружению; во-вторых, при появлении специфического дымового запаха, вызванного замыканием во внутренних микросхемах и других системах. При этом своевременность реагирования разведчика на подобные ситуации позволит быстрее блокировать опасный участок, тем самым

ликвидировать вероятность воспламенения (взрыва).

При действиях разведчиков СВ в условиях загазованности воздуха (выхлопные газы систем и объектов боевой техники, другая интоксикация) происходит повышенное сопротивление дыханию. Необходимо отметить, что военно-профессиональная деятельность разведчиков СВ предполагает значительный объем работы ночью. Это откладывает негативный отпечаток на деятельность некоторых функций и систем организма. В процессе эволюции в организме вырабатывается определенная периодичность интенсивности протекания различных процессов в течение суток (суточная периодика). Эта периодичность довольно устойчива. Естественно, что она сохраняется и в ночных условиях, увеличивая напряженность организма. В результате в ночные часы интенсивность физиологических процессов в организме несколько ниже, чем днем. Их мобилизация с целью обеспечения профессиональной деятельности разведчиков ночью требует более значительной напряженности нервной системы.

Исследования, проведенные В.А. Шей-ченко (1979) в учебно-боевых условиях тактических учений позволили заключить: во-первых, величина изменения показателей физического состояния разведчиков свидетельствует о значительной напряженности учений; при этом военнослужащие испытывали нагрузки, требующие преимущественного проявления аэробной биоэнергетики, психофизиологической устойчивости, силовых и координационных способностей в зоне работы мышц большой мощности; во-вторых, деятельность разведчиков в период интенсивного учебно-боевого труда протекает в условиях воздействия стресс-фактора, что создает повышенное нервно-эмоциональное напряжение. Исходя из этого, автор классифицировал деятельность разведчиков как гипердинамический труд.

Воздействие неблагоприятных факторов ведет к кумуляции утомления, действуя на различные физиологические системы.

Утомление - динамический процесс, в основе которого лежит снижение функциональных возможностей организма, его резервов, аналитических систем (слуха, зрения, осязания и др.). Одним из первых признаков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

утомления разведчика СВ является снижение эффективности психофизической деятельности. Ухудшается концентрация, распределение и переключение внимания, память и, прежде всего, оперативная оценка ситуации. При утомлении уже в начальный период отмечается уменьшение мышечной силы и выносливости. Ухудшается точность и координация движений, появляются лишние движения, обусловленные нарушением согласованности управляющих движений. Кроме того, ухудшается самочувствие и появляется раздражительность .

Анализ боевой деятельности разведчиков, результаты бесед с офицерами, принимавших непосредственное участие в боевых действиях в ходе контртеррористических операций, данные аналитических обзоров Генерального штаба ВС РФ, приказы командующего Северо-Кавказским военным округом об итогах физической подготовки (2002 и др.) позволяют сделать вывод, что в последнее время существенно возросло значение уровня развития основных физических качеств у военнослужащих разведывательных подразделений в силу следующих факторов.

1. Изменение условий ведения боевых действий, изменение способов боевого применения техники РЭБ, предполагает выполнение своих обязанностей в отрыве от штатных структурных подразделений. При этом в ходе ведения контртеррористических операций им необходимо преимущественно решать боевые задачи по охране и обороне позиций средств радиоподавления силами штатных экипажей, отражать нападение диверсионно-разведывательных групп (групп боевиков) всеми доступными средствами, включая применение приемов рукопашного боя. В то же время успешное овладение приемами рукопашного боя немыслимо без достаточно высокого уровня развития основных физических качеств.

2. Характерной особенностью современных боевых действий в ходе контртеррористических операций и локальных конфликтов является применение маневренных групп, в состав которых, как правило, включаются специалисты РЭБ, имеющие недостаточный уровень физической готовности. При этом возрастает значение слаживания под-

разделения для выполнения поставленной боевой задачи.

3. Анализ условий боевых действий в ходе контртеррористических операций и военных конфликтов показал, что они ведутся, как правило, в сложных условиях местности, в т. ч. в горной и горно-лесистой местности. Выполнение всего спектра боевых задач в таких условиях предполагает высокую физическую подготовленность разведчиков, прежде всего, в уровне развития силы, общей и скоростной выносливости.

В 5-м издании учебника по «Теории и организации физической подготовки войск» под редакцией Л.А. Вейднер-Дубровина,

В.В. Миронова и В. А. Шейченко (1992) отмечается, что военнослужащие разведывательных подразделений испытывают преимущественно динамические по характеру и значительные по величине физические нагрузки. Авторы также констатируют, что для разведывательных подразделений прикладные навыки преодоления различных препятствий и рукопашного боя лежат в основе многих комплексных военно-профессиональных приемов и действий.

Проводя ретроспективный анализ специальных задач военнослужащих разведывательных подразделений, следует отметить, что в НФП-78 они были отражены в следующей редакции: «Специальными задачами для личного состава разведывательных частей являются: овладение навыками преодоления препятствий полевого и городского типа, метания гранат, выполнения боевых приемов на лыжах, плавания в обмундировании с оружием и переправ вплавь; преимущественное развитие общей выносливости и быстроты в действиях; подготовка к совершению маршей на лыжах и марш-бросков».

В НФП-87 в аспекте специальных задач произошло усиление роли рукопашного боя, повысились требования (в анализе трактовки задач) к длительным маршам на лыжах и марш-бросков по пересеченной местности. Необходимо отметить, что в НФП-87 в число специальных задач вошло также требование к необходимости воспитания сплоченности и совершенствования навыков в коллективных действиях на фоне больших физических и психических нагрузок.

В НФП-2001 к вышеуказанным специальным задачам добавилась значимость также и скоростной выносливости.

В настоящее время в основном действующем руководящем документе - НФП-2009 лишь перечислены общие задачи военнослужащих. В ст. 5 гл. 1 сделана ссылка об обусловливании специальных задач физической подготовки особенностями военнопрофессиональной деятельности военнослужащих видов ВС, родов войск ВС и другими ведомствами. Следует подчеркнуть, что в настоящее время Руководство по физической подготовке СВ не введено в действие. В проекте РФП СВ (2008) специальные задачи разведывательных подразделений отражены в следующей редакции:

«для личного состава подразделений специального назначения, разведывательных подразделений:

преимущественное развитие общей и скоростной выносливости, ловкости, способности к совершению длительных маршей на лыжах и марш-бросков по пересеченной местности; совершенствование навыков в преодолении препятствий, формирование готовности к рукопашной схватке с численно превосходящим противником; повышение устойчивости к укачиванию, укрепление опорно-двигательного аппарата; воспитание сплоченности и совершенствование навыков в коллективных действиях на фоне больших физических и психических нагрузок».

Как видно, в планируемое в введение в действие РФП СВ специалисты по физической подготовки СВ РФ и коллектив ученых Военного института физической культуры (филиала Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова) добавили также значимость «специального качества» - устойчивости к укачиванию, значимость показателей физического развития в отношении опорнодвигательного аппарата.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы. Подводя итог данной работы, следует заключить, что особенностями профессиональной деятельности разведчиков сухопутных войск РФ является их тактическая двигательная мобильность, всестороннее умение вести решительные действия комплексного характера во всепогодных условиях и различных климато-географических зонах, умение применять всевозможные способы маскировки в сочетании с технология-

ми сенсорного распознания замысла противника и на фоне воздействия сбивающего психогенного фактора, вызванного необходимыми оперативными действиями в условиях вероятной смерти. При этом особо важное значение имеет боевая слаженность подразделений (или коллективная физическая готовность к боевым действиям), в основе которой лежит сплоченность, сработанность, боевое единство коллектива, взаимозаменяемость боевых товарищей.

В отношении требований к физической готовности разведчиков особенно целесообразно выделить следующие положения: во-первых, наиболее значимыми структурными элементами «конкретного физического состояния, обеспечивающего эффективность боевых действий», являются общая выносливость; комплексная степень сформированно-сти военно-прикладных двигательных навыков с некоторым превалированием навыков марш-бросков, передвижения на лыжах, преодоления препятствий и рукопашного боя; функции памяти, внимания, мышления, кар-дио-респираторной системы, системы управления движениями, координационных способностей, сенсорных систем, мышечносилового компонента тела, аэробных механизмов энергообразования; во-вторых, в результате комплексного воздействия на организм ряда психических, физических и эмоциональных факторов профессиональнобоевой деятельности разведчики испытывают повышенное нервно-эмоциональное напряжение, сопровождаемое значительными функциональными сдвигами в деятельности многих органов и систем жизнеобеспечения; в-третьих, уровень развития (степени дееспособности) указанных структурных элементов физического состояния (физического развития, функционального состояния организма и физической подготовленности) предполагает динамический по характеру и значительный по величине показатель физических нагрузок.

1. Илюхин В.Н., Новосельцев О.В. Обоснование энергометрических основ техники и методики обучения военнослужащих спецподразде-лений стрельбе с поверхности воды из автомата двухсреднего специального (АДС) // Актуальные проблемы физической подготовки силовых структур. 2008. № 2. С. 30-38.

2. Липовка В.П. Подготовка боевых пловцов к ведению рукопашного боя под водой: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Л., 1989.

3. Липовка В.П. Подготовка военнослужащих спецподразделений к ведению боевых действий на поверхности воды и под водой: авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2003.

4. Сущенко В.П. Профессионально-прикладная физическая подготовка военнослужащих подразделений специального назначения Вооруженных сил Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2006.

5. Дмитриев Г.Г. Формирование военно-

прикладных навыков в процессе физической подготовки военнослужащих к действиям в экстремальных условиях: автореф. дис. . д-ра пед. наук. СПб., 2005.

6. Дмитриев Г.Г., Пугачев И.Ю. Тенденции мониторинга в состоянии здоровья призывного контингента // Актуальные проблемы военнопрофессионального образования и физической подготовки в Вооруженных силах Российской Федерации: сборник научных статей. СПб., 2005. № 6.

7. Горелов А.А. Основы теории и практики физической подготовки летного состава военной авиации: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1994.

8. Горелов А.А., Сущенко В.П. Содержание и направленность физической подготовки военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации // Развитие теоретико-методологических основ физической культуры в условиях Болонского процесса: материалы научно-практической конференции «Г ерценов-ские чтения». СПб., 2006. С. 182-189.

9. Истрашкин А.В., Пугачев И.Ю. Экспресс-тест не подведет // Армейский сборник. 2007. № 4 (154). С. 60-62.

10. Кузнецов И.А. и др. Организация и методика физической подготовки специальных подразделений к действиям в различных природноклиматических условиях. СПб., 2006.

11. Османов Э.М., Кораблев Ю.Ю., Пугачев И.Ю. Физическая культура специалистов-препода-вателей старших возрастов инженернотехнических вузов министерства обороны // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 6 (50). С. 25-29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Османов Э.М., Кораблев Ю.Ю., Пугачев И.Ю. Факторы, влияющие на эффективность физической подготовки специалистов-преподава-телей старших возрастов инженерно-технических вузов Министерства обороны // Вестник Тамбовского университета. Серия Есте-

ственные и технические науки. Тамбов, 2009. Том 14. Вып. 1. С. 57-62.

13. Пугачев И.Ю., Османов Э.М., Кораблев Ю.Ю. Проблемные положения методики обучения прикладному плаванию в Военно-Морском флоте РФ // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2011. Т. 16. Вып. 5. С. 1441-1450.

14. Пугачев И.Ю., Османов Э.М., Кораблев Ю.Ю. Прогнозирование физической и психофизиологической работоспособности военнослужащих ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 11 (103). С. 155-167.

15. Пугачев И.Ю., Османов Э.М., Кораблев Ю.Ю. Формирование коллектива корабля Военноморского флота РФ к боевым действиям // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 12 (104).

С. 147-152.

16. Удовик С.В. Физическая подготовка военнослужащих на современном этапе реформирования Вооруженных сил Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2008.

17. Шейченко В.А. Обоснование специальной

направленности физической подготовки разведывательных подразделений: автореф.

дис. ... канд. пед. наук. Л., 1979.

18. Шейченко В.А. Развитие научных взглядов о физической готовности человека к деятельности. СПб., 1996.

19. Тарас А.Е., Заруцкий Ф.Д. Подготовка разведчика: система спецназа ГРУ. Мн., 1998.

20. Ашкинази С.М. Военно-педагогические основы обучения военнослужащих рукопашному бою: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1994.

21. Бурцев Г.А. Научно-теоретические основы физической подготовки подразделений специального назначения по борьбе с террористами: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1996.

22. Жаринов Н.М. Формирование физической годности молодежи допризывного и призывного возраста к военной службе: монография. СПб., 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Поладенко В.В. Физическая тренировка разведывательных групп специального назначения на этапе непосредственной подготовки к выполнению боевых задач: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1996.

Поступила в редакцию 27.03.2013 г.

UDC 371

FEATURES OF PROFESSIONAL SCOUTS GROUND FORCES OF RUSSIAN FEDERATION AND REQUIREMENTS FOR THEIR PHYSICAL FITNESS

Igor Yuryevich PUGACHEV, Military Study Scientific Center of Military Marine Fleet “Military Marine Academy”, Saint Petersburg, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor, e-mail: osmanov@bk.ru

Yuri Yuryevich KORABLEV, Tambov Branch of Russian Academy of Public Economy and State Service, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor of State and Municipal Management Department, e-mail: osmanov@bk.ru

Esedulla Mallaalivich OSMANOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Medicine, Professor, Vice Director of Medical Institute for Strategic Development, e-mail: osmanov@bk.ru Only physically prepared intelligence unit, which has the required level of group cohesion, harmony, unity of combat, the development of strength, endurance, speed and agility, sustainability to negative force down to psychogenic factors is capable of performing combat tasks.

Key words: professional activity; land forces intelligence, physical readiness.

УДК 796.01

К ВОПРОСУ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА

© Вячеслав Вячеславович ДРЕПИН

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра адаптивной физической культуры, e-mail: vyacheslav_drepin@mail.ru

Рассмотрена актуальная проблема формирования профессионально-прикладной физической культуры педагога. Проанализировав теоретические основы физической культуры личности, было выявлено, что существующие представления о профессиональной направленности физического воспитания студентов педагогических вузов требуют переосмысления.

Ключевые слова: физическая культура; физическая культура личности; профессиональноприкладная физическая культура педагога; профессиональная деятельность учителя.

Физическая культура представляет собой общественное явление, которое выполняет социальные функции общества в области морали, воспитания и этики не имея социальных, профессиональных, биологических, возрастных, географических границ, выступает как составная часть физической культуры личности [1; 2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Физкультурно-оздоровительная деятельность составляет важную часть стиля жизни педагога, способа осуществления индивидуальной профессиональной и личностной стратегии. Отношение учителя к физической культуре может проявляться по-разному - от активной включенности в регулярные или эпизодические физкультурно-спортивные занятия до пассивно-зрительского поведения или безразличия. Все вышесказанное представляет собой форму поведения личности, качественно характеризуя уровень успешно-

сти жизни учителя на основании изучения влияния физической культуры на человека

[2; 3].

В понятии «личность» отражается социальная природа человека, а сам человек рассматривается как субъект социокультурной жизни, носитель индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.

Успешность становления личности во многом определяется тем, насколько в процессе воспитания сформированы основные личностные характеристики. В современной жизни немаловажное значение имеют такие качества человека, как способность активно действовать, умение выполнять разнообразные социальные функции и роли в разных условиях, постоянная готовность к выполнению основных социальных функций. Неотъ-