Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 3 (4), с. 59-62
УДК 372.8
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ»
© 2014 г. О.В. Зверев
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
Поступила в редакцию 12.11.2014
Предлагается совокупность активных методов и средств, которые могут применяться в ходе изучения дисциплины «Военная история» в учебном военном центре гражданского вуза. Предложенные методы в своем сочетании со средствами обучения позволяют подготовить будущего офицера в объеме, соответствующем квалификационным требованиям к выпускнику учебного военного центра.
Ключевые слова: активные методы, дискуссионные методы, проблемно-ситуационные методы, бланк-конспект, электронный учебно-методический комплекс, активные средства обучения.
Интенсивно возрастающее количество информации, которую должен получить современный выпускник высшего учебного заведения с учетом своих индивидуальных способностей, предъявляет новые требования не столько к количественной, сколько к качественной стороне обучения, позволяющей студентам самим активно участвовать в учебном процессе.
Данная тенденция предполагает поиск такой модели профессиональной подготовки, в которой образовательный процесс должен обеспечивать сочетание содержания обучения с организованной самостоятельной работой студентов в развитии их индивидуальных способностей и с учетом интересов их будущей профессиональной деятельности.
Исследования памяти человека показывают, что в среднем запоминается до 90% того, что мы делаем и говорим, до 50% того, что мы видим, и только около 10% того, что мы слышим. Следовательно, наиболее эффективный образовательный процесс должен основываться на активном включении всех процессов деятельности человека, что свидетельствует о целесообразности использования активных методов и средств обучения.
Применение активных методов и средств обучения в процессе изучения дисциплины «Военная история» обусловлено прежде всего целями и задачами, стоящими перед будущим офицером, особенностями его будущей профессиональной деятельности, видами которой являются эксплуатационная, организационно-управленческая и воспитательная деятельность. Эти цели традиционно достигаются путем изу-
чения программного материала на лекциях с последующим закреплением и углублением знаний в ходе семинаров и самостоятельной работы.
Как показывает опыт преподавания дисциплины «Военная история» в учебном военном центре ННГУ им. Н.И. Лобачевского, активные методы обучения можно успешно применять на всех видах занятий при её изучении, так как они требуют от студентов волевых эмоциональных качеств, способности мыслить и, на основании анализа изучаемого материала, самостоятельно принимать решения.
Ведущее место в рамках дисциплины занимает проблемная лекция, которая относится к дискуссионным проблемно-ситуационным методам обучения. В процессе лекции имеет место двусторонняя мыслительная деятельность преподавателя и обучающихся. Для ее реализации преподавателю необходимо четко определить проблему, логически выстроить ход её решения и представить само решение данной проблемы. Так, например, при изучении темы «Особенности военного искусства Советских Вооруженных сил в ходе второго периода Великой Отечественной войны» во вводной части преподаватель так определяет проблематику лекции:
- «Почему второй период стал переломным для советских войск в ходе Великой Отечественной войны?»;
- «Как повлияли контрнаступление под Сталинградом и Курская битва на дальнейшее развитие событий на советско-германском фронте?»;
- «Что нового появилось в стратегии и тактике советских войск?».
В ходе основной части лекции последовательно рассматриваются общая обстановка на советско-германском фронте к началу второго периода войны; предпосылки к началу крупных сражений под Сталинградом и на Курской дуге, ход этих сражений; новое в боевом применении войск в сравнении с первым периодом и т.д. - с поэтапным решением сформулированной ранее проблемы.
Перед началом изучения дисциплины «Военная история» каждому обучающемуся в качестве активного средства обучения выдается бланк-конспект (рабочая тетрадь), в схематичной форме представляющий содержание лекций, что позволяет студенту выделить, логически выстроить и законспектировать материал читаемой преподавателем лекции. Как показывает практика, при использовании бланк-конспекта время на доведение до обучающихся основного содержания лекции сокращается на 20% и у преподавателя появляется возможность во время лекции обсуждать с ними проблемные вопросы, контролировать качество усвоения темы.
В ходе изложения лекционного материала также используются методы активизации познавательной деятельности обучающихся: анализ конкретных ситуаций, доклад замысла сражения (битвы) с использованием карты, моделирование возможных вариантов решений военачальников (командующих) и др.
В заключительной части лекции преподаватель, обобщив изложенный материал с обязательным участием студентов, отвечает на поставленные во вводной части лекции вопросы.
Таким образом, проблемная лекция в отличие от традиционной учит будущих офицеров самостоятельно видеть проблему и находить способы ее решения, развивая при этом навыки штабной культуры.
Самостоятельная работа по дисциплине «Военная история» реализуется с активным использованием модульного метода. Смысл данного метода заключается в том, что необходимый объем знаний и умений студент получает в процессе самостоятельного освоения учебного модуля, который представляет собой набор систематизированных и стандартизированных учебных элементов или средств обучения. Особая роль при самостоятельной работе отводится электронному учебно-методическому комплексу (ЭУМК), который включает совокупность целевых установок на изучение дисциплины, её содержание, учебно-методические и справоч-
ные материалы, иллюстрации и видеоматериалы, а также контрольные (тестовые) задания. ЭУМК позволяет осуществлять контроль усвоения дисциплины в различных режимах - таких, как:
- «Самопроверка» (студентами проводится оперативный самоконтроль знаний на самостоятельной работе по любой из тем дисциплины);
- «Контрольная работа» (преподавателем осуществляется текущий контроль усвоения любой из изучаемых тем дисциплины, с последующим вводом результатов в электронный журнал);
- «Зачет» (преподавателем проводится итоговый контроль усвоения всего материала дисциплины, с последующим вводом результатов в электронный журнал).
В процессе самостоятельной работы обучающиеся в соответствии с заданием и списком рекомендуемой литературы, которые представлены в бланк-конспекте (рабочей тетради):
- изучают рекомендуемую литературу;
- используя текстовый, иллюстрационный, а также видеоматериал электронного учебно-методического комплекса, дополняют законспектированный на лекции материал;
- анализируют законспектированный во время занятий и дополненный в часы самостоятельной работы материал; на основании его анализа вписывают в концептуальные таблицы, имеющиеся в бланке-конспекте, наиболее важные события и их характерные особенности, что позволяет получить более систематизированные представления об историческом процессе;
- используя контрольные (тестовые) задания электронного учебно-методического комплекса, оперативно оценивают свои знания отдельно по каждой из изучаемых в рамках дисциплины тем.
Для закрепления приобретенных знаний, более углубленного и систематизированного изучения материала, полученного на лекции и во время самостоятельной работы, в ходе изучения дисциплины «Военная история» используются семинары, при проведении которых также широко применяются активные дискуссионные и проблемно-ситуационные методы:
- анализ конкретных ситуаций;
- проектно-ориентированные методы;
- дискуссия;
- работа с электронным учебно-методическим комплексом.
В начале проведения семинара, как правило, в течение 7-10 минут проводится интеллектуальная разминка с помощью контрольных (тестовых) заданий электронного учебно-методи-
Активные методы и средства обучения, применяемые при изучении дисциплины «Военная история»
61
ческого комплекса в режиме «Контрольная работа», целью которой является:
- приведение в состояние «боевой готовности» имеющихся знаний студентов;
- настрой обучающихся на творческую мыслительную работу, динамичное и системное решение учебных задач;
- проведение текущего контроля уровня готовности обучающихся к данному занятию с выводом результатов в базу данных электронного журнала, находящегося на сервере (компьютере преподавателя).
При проведении семинара активно используется метод анализа конкретных ситуаций, который обеспечивает решение проблемной задачи теоретического уровня, развитие творческого мышления у обучающихся и выработку начальных навыков для последующей коллективной профессиональной деятельности (умение работать в группе, умение самостоятельно принимать решение, штабная культура и др.).
Методику проведения занятия рассмотрим на примере семинара по теме «Особенности стратегии и тактики Советских Вооруженных сил в Великой Отечественной войне». До начала занятия на доске вычерчивается концептуальная таблица, охватывающая все периоды Великой Отечественной войны. На занятии преподаватель разбивает учебный взвод на 3 штаба (подгруппы). Перед штабами ставятся определенные проблемы, выносимые на семинарское занятие. После этого предоставляется время для выработки ответа на поставленные вопросы. Во время обсуждения обучающимся разрешается пользоваться своими бланк-конспектами с целью логического и грамотного построения ответа. Штабы также продумывают свои вопросы к другим штабам, оригинальность и своевременность этих вопросов оценивается преподавателем.
После окончания установленного времени преподаватель организует обсуждение поставленных проблем, при этом представители от каждого штаба поочередно выступают перед аудиторией, а их ассистенты по ходу выступления и в ходе дискуссии заполняют таблицу на доске. После выступления основного докладчика в дискуссию вступают сторонники выступающего и представители других штабов с уточнениями и дополнениями, причем, что немаловажно для будущих офицеров, с соблюдением требований уставов и штабной культуры. В конце каждого обсуждения преподаватель дает разъяснения, отмечая полноту ответа, его правильность, на какие моменты следует обратить особое внимание, а все обучающиеся дополня-
ют таблицы, заполнявшиеся во время самостоятельной работы.
На семинарских занятиях по дисциплине можно сочетать различные активные методы. Так, например, наряду с методом анализа конкретной ситуации можно применить и методы-дискуссии, или проектно-ориентированные методы. Для этого за неделю до семинара преподаватель должен организовать подготовительную работу: провести консультацию, четко определить темы докладов, которые будут обсуждаться на семинаре, основную и дополнительную литературу для докладчиков (оппонентов).
Сочетание вышеизложенных методов значительно активизирует познавательную деятельность обучающихся, делает занятие более результативным вследствие вовлечения всех участников учебного процесса в обсуждение материала изучаемой темы. Кроме того, такой подход позволяет будущим офицерам учиться выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, а также развивает умение слушать, что необходимо в будущей профессиональной деятельности офицера как воспитателя.
При проведении семинара можно также использовать элементы игровых методов обучения, где отдельные обучающиеся выступают в роли конкретных полководцев (Александра Македонского, персидского царя Дария, Карла XII, Петра I). Перед ними ставится проблема на основе изученного материала, а впоследствии вводится нестандартная ситуация, например: А если бы в ходе битвы при Гавгамелах в 331 г. до н.э. войска Дария не бросились грабить лагерь Александра Македонского, а закрепили свои позиции в тылу врага и продолжали боевые действия, к чему бы это привело? Такая постановка вопроса приводит к развитию нестандартного мышления, заставляет студентов активно мыслить и искать решение данной проблемы, что позволяет научить будущих офицеров продумывать различные варианты при принятии решения на боевые действия.
Таким образом, сочетание и взаимосвязь используемых активных методов и средств обучения позволяет осуществлять совместную творческую деятельность преподавателя и обучающихся, активизировать процесс изучения дисциплины «Военная история», охватить в полном объеме изучаемый материал и, как следствие, значительно повысить эффективность и качество подготовки будущих офицеров как командиров и воспитателей.
ACTIVE LEARNING METHODS AND TOOLS USED IN THE STUDY OF THE DISCIPLINE «MILITARY HISTORY»
O.V. Zverev
The author proposes a set of active methods and tools that can be applied in the study of the subject «Military History». The proposed methods in combination with teaching tools make it possible to prepare future officers who will meet the qualification requirements for the military training center graduate.
Keywords: active methods; discussion; problem situation; template lecture notes; electronic educational toolkit; active learning tools.