Научная статья на тему 'Основные методы проведения аудиторных занятий в военных вузах США'

Основные методы проведения аудиторных занятий в военных вузах США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ЛЕКЦИЯ / ДИСКУССИЯ / МАЛАЯ ГРУППА / УЧЕБНАЯ ИГРА / TEACHING METHODS / LECTURE / DISCUSSION / SMALL GROUP / EDUCATIONAL GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамула Л. А.

В статье рассматриваются основные методы проведения занятий в военных вузах США, подчеркивается важность влияния разнообразных методов обучения на достижение требуемых результатов в обучении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC METHODS OF TRAINING CADETS IN MILITARY ACADEMIES

The paper deals with the basic methods of training in the U.S. military academies. It emphasizes the importance of influence of different methods of training to achieve the desired learning outcomes

Текст научной работы на тему «Основные методы проведения аудиторных занятий в военных вузах США»

УДК 355.23 (73)

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ США

Л.А. Хамула

В статье рассматриваются основные методы проведения занятий в военных вузах США, подчеркивается важность влияния разнообразных методов обучения на достижение требуемых результатов в обучении

Ключевые слова: методы обучения, лекция, дискуссия, малая группа, учебная игра

Высшая военная школа США стремится использовать самые разнообразные и прогрессивные методы в подготовке военнослужащих. В статье М. Анастазио, начальника Центра по подготовке командного состава при командно-штабном колледже сухопутных войск «Подготовка командиров. Взгляд в будущее» говорится: «Для того чтобы быть уверенным, что мы готовим компетентных командиров, которые на высоком профессиональном уровне могут выполнять свои обязанности сегодня и смогут справиться с еще более трудными задачами в будущем, программы профессиональной подготовки должны предусматривать использование самых прогрессивных методов подготовки и обучения» [2].

Во время аудиторных занятий практически по многим дисциплинам, исключая языковую подготовку, проводятся лекции. В 1975 году в уставе FM 21-6 было закреплено положение о том, что лекция является одной из основных форм проведения занятий, цель которой за минимальное количество времени донести информацию до максимального количества обучаемых. Американский ученый Дж. Вуд приводит общепринятые основные задачи лекции: передача учебной информации; вызов у обучаемых интереса к изучаемой проблеме, обеспечение понимания основных концепций, теорий изучаемой дисциплины.

Последнее время в высшей военной школе США лекции используются не как источник информации, а как направляющая форма обучения ввиду того, что на аудиторные занятия выделяется меньше времени, чем на самостоятельную работу. На лекции обычно дается общий обзор какого-либо раздела, освещаются наиболее сложные и важные вопросы, предлагаются методические указания для самостоятельной работы. Как правило,

продолжительность лекции 50-60 минут, но по желанию преподавателя может быть увеличена до 90 минут. До лекции каждому студенту выдается сокращенный конспект необходимого учебного материала (trots). По канонам американской педагогики, максимальная концентрация внимания не превышает 15 минут, поэтому через каждые 10-15 минут демонстрируются отрывки из документальных и игровых фильмов, преподаватель в эти маленькие паузы отвечает на любые вопросы, происходит обмен мнениями. В конце лекции в течение 10 минут производится письменный опрос [1].

В высшей военной школе США в процессе преподавания используются различные виды лекций: информативная,

используемая как вводная лекция при рассмотрении наиболее сложного материала; иллюстративная, во время которой преподаватель стремится на конкретных фактах «проиллюстрировать» свои суждения, размышления и обобщения; дискуссионная, разновидностями которой является лекция-панель (обсуждение какой-то конкретной проблемы наиболее известными

высококвалифицированными специалистами); сократическая, на которой преподаватель использует систему вопросов: вопрос-

утверждение, вопрос-решение, вопрос-ловушка и т. д. По мнению американского ученого Д. Таннера «задавание вопросов - основа обучения, и от того, насколько умно задан вопрос, будет зависеть качество ответа.

Воспринимая вопрос, обучаемый учится развивать свои мыслительные, творческие, познавательные, а также коммуникативные возможности». Р. Макмастер отмечает, что «...в основании лежит сам интерес обучаемого к вопросу, его желание ответить на него, показав тем самым свою компетентность».

Американские педагоги считают, что

неправильных ответов не бывает, каждый ответ заслуживает уважения; задавание вопросов -

Хамула Лилия Александровна - КВВАУЛ, канд. пед. наук, доцент, e-mail: [email protected]

универсально по своей форме и может быть применено на любом виде занятий [4].

Для выступления с лекциями в высшие военно-учебные заведения приглашаются опытные профессора, преподаватели из

высших, самых престижных гражданских учебных заведений, политические и

государственные деятели США. Так, например, для этих целей в университет национальной обороны приглашаются сенаторы и

конгрессмены, министры и командующие видами вооруженных сил и объединенными командованиями. Председатель комитета начальников штабов вооруженных сил США лично отвечает за деятельность университета национальной обороны и в ходе регулярных посещений выступает с лекциями, докладами на симпозиумах и конференциях. Перед слушателями, прежде всего военного колледжа, выступают послы и высокопоставленные представители многих государств мира, включая Россию.

Ярыми сторонниками метода дискуссии в американской педагогике являются Л. Гаррисон, Р. Дахлк, Р. Мораш, А. Хендерсон, И. Смит, К. Спит и др. И.Смит считает, что дискуссия способствует реализации

способностей и возможностей обучаемых, формированию навыков принятия решений, формированию межличностных отношений, глубокому усвоению знаний [7]. К. Спит представляет дискуссию как идеальную модель учебного процесса, поскольку в природе человека заложена потребность в совместном решении проблемы [8]. Разные авторы выделяют разное количество и разные виды дискуссий. И. Гаррисон пишет о таких видах дискуссий, как панель-дискуссия, форум, симпозиум, сессия [5]. И.Смит выделяет три вида дискуссий: под руководством студента-лидера (без преподавателя); без студента-лидера и без преподавателя; эволюционные (прогрессивные) с участием преподавателя [7]. Н. Д. Никандров в своем исследовании высшей школы США говорит о двух видах дискуссий: прогрессивной и свободной.

Среди дискуссий в военно-учебных заведениях США наиболее широкое применение нашли такие виды, как панель-дискуссия, форум, симпозиум, сессия. Панель-дискуссия - это дискуссия между членами группы, завершающаяся выступлением старшего группы о результатах научно-учебной работы. Симпозиум - обсуждение кратких выступлений слушателей и общая формулировка выводов. За панель-дискуссией или симпозиумом обычно следует форум,

который имеет вопросно-ответную форму, а участникам разрешается выступать

неограниченное время, если при этом удается поддерживать заинтересованность аудитории. Небольшая сессия - еще один вид свободной дискуссии, при которой аудитория разбивается на небольшие группы, каждая группа обсуждает и принимает решение по одной из проблем, связанной с общей темой дискуссии. Регулярно приглашаются студенты

гражданских колледжей и университетов для участия совместно с курсантами в обсуждении и анализе глобальных военно-политических и социальных проблем. По программе «Выдающийся собеседник» перед курсантами выступают видные общественные и политические деятели, крупные ученые и военачальники. Преподаватели ведут занятия доброжелательным тоном, даже исправляя ответы, не принято делать замечаний.

Метод дискуссии широко применяется в проведении занятий по родному языку, в преподавании культуры речи. «Совершенное владение языком - это не просто навык общения, это способ понимания жизни. На занятиях по родному языку обучаемому должны быть предоставлены широкие возможности не только по овладению грамотным письмом, но и по обсуждению стиля выдающихся авторов», - писал А. Моулакис [6]. Много интересного в методику преподавания культуры речи внес Б. Франклин, президент США. Он советовал читать определенных авторов, произносить слова «естественным, а не театральным тоном». Для отработки стиля речи рекомендовал обучаемым больше дискутировать друг с другом, писать друг другу письма. Норман Коупленд, английский военный психолог, в своей монографии пишет: «Чтобы научиться живо и интересно говорить в течение

продолжительного времени, надо много читать, так как при чтении накапливаются слова, образы, мысли... Самый лучший метод усвоения приобретенных мыслей и знаний -обсуждение их в разговоре... В разговоре люди делятся своими знаниями и проверяют правильность своих выводов... ».

Следует отметить, что дискуссия в наибольшей степени отвечает как традициям американской системы образования, так и американскому менталитету. На занятиях царит атмосфера непринужденности и отсутствия боязни сделать ошибку. Обучаемые свободно высказывают свое мнение, терпимы к мнению других, умеют тактично и аргументировано полемизировать.

Современная концепция подготовки офицеров США опирается на ставшее широко распространенным обучение в малых группах. «В настоящее время, - пишет У. М. Ричардсон, -основное внимание уделяется не лекционному методу преподавания, а работе с небольшими учебными группами (до 15 слушателей). Профессорско-преподавательский состав

стремится поддерживать такую атмосферу, которая способствует тому, чтобы слушатели постоянно думали, выражали свои мысли, свободно излагали свои идеи и применяли установленные принципы и концепции во время специальных учений» [3]. Нужно отметить что, термин «практические занятия», принятый в российской высшей школе, не находит однозначного эквивалента в США и обычно соответствует различным формам занятий в малой группе. Создание малых групп считается основой более мобильной организации процесса обучения, решением проблемы соотношения личности и группы в данном процессе. Малые группы часто разбиваются на подгруппы, называемые номинальные группы (5-8 человек), участники которой самостоятельно ищут варианты решения конкретной проблемы, затем друг с другом делятся своим мнением, рассматривают альтернативы.

В процессе подготовки офицерских кадров США широко используется метод обучения в малых группах во многих его разновидностях. При использовании метода «жужжащей группы» обучаемых разбивают на кратковременные номинальные группы для быстрого решения проблемы, например, для проведения группового интервью на занятиях по иностранному языку. Метод «аквариума» предполагает деление обучаемых на три номинальные группы. Обучаемые первой группы получают задание и начинают его обсуждать, вторая группа за ними наблюдает, записывает их идеи, третья группа вместе с преподавателем обсуждает деятельность первой и второй группы. Этот метод часто используется на занятиях по военной истории при обсуждении военных баталий. Метод конкретных ситуаций («case study») часто предлагается на практических занятиях по военной психологии, например, для разрешения конкретного случая: конфликтная ситуация в воинском коллективе. Каждый должен самостоятельно проанализировать ситуацию, разработать несколько вариантов решений и выбрать из них наиболее целесообразный, увлечь слушателей, побудить их к поиску новых, нужных для ее решения

заданий. Ситуация должна быть достаточно сложной, но в то же время доступной для решения.

Значительной популярностью

пользуется метод, получивший название «ситуативное обучение» («classes studies»), при котором происходит более детальное решение частных аспектов проблемных ситуаций. Обучаемым предлагается определить проблему, обосновать средства ее решения, найти дополнительную информацию, необходимую для ускорения решения проблемы, а также осуществить прогноз возможных последствий проблемной ситуации

Д.Спитцер утверждает, что основная причина эффективности такой формы обучения - отработка навыков общения, получение удовлетворения от совместной деятельности, стимулирующей у обучаемых интерес к учебе, возможность получения множества

качественных решений, более частое применение нетрадиционных подходов к решению проблем [5].

Ведущее положение в учебном процессе всех военно-учебных заведений США занимают различные виды игр. Большой популярностью пользуются ролевые игры. В ряде случаев игры, связанные друг с другом общим сценарием, охватывают в своей последовательности весь курс обучения. Весьма частый методический прием на занятиях по иностранному языку - ролевая игра.

Несомненное влияние на формирование теории игры в высшей школе США оказали работы Ж.Пиаже, Э.Эриксона. Ряд

американских дидактов таких, как С.Черилхоулмс относится к играм весьма скептически: «с помощью учебных игр

обучаемые усваивают отнюдь не больше фактов, чем вследствие использования традиционных методов обучения». Однако большинство американских исследователей таких, как Дж.Коулман, С.Букок отводят в учебном процессе ролевым играм значительную роль, так как считают, что они обладают «определенной мотивационной способностью».

Учебные игры при проведении занятий имеют в своей основе много положительного: в процессе игры происходит формирование практических навыков и умений для будущей профессиональной деятельности, развитие творческого мышления, выработки

индивидуального стиля общения, но, вместе с тем, этот метод требует значительного времени

для подготовки, тщательной разработки сценария, хорошей подготовки обучаемых.

Таким образом, обзор методов проведения учебных занятий в военных вузах США позволяет сделать вывод о том, что в процессе подготовки офицерских кадров используется многообразный спектр методов обучения курсантов и слушателей, которые позволяют добиваться необходимых результатов в обучении.

Литература

1. Болдуин Т., Карпенко С. Гуманитарное образование в США // Свободная мысль, 1994. - № 1. - С. 100-109.

2. Anastasio M.A. Leader Development. Direction for the Future // Military Review (MR), 2001. - No. 5. - P.10-19.

3. Coleman J.S., Boocock S.S. Games with Simulated Environments in Learning // Sociology of Education, 1976. - Vol.39. - No. 3. - P. 218.

4. Dahlke R.M., Morash R.P. Discussion in College and University Teaching. - Wash. - 1992. - V.30. - No.2. -P.56-59.

5. Garrison I.I. Communicating in Small Groups // J.Business Education. - Wash. - 2002. - V.57. - No. 1. -P.33-36.

6. Moulakis A. Beyond Utility. Liberal Education for a Technological Age.- Columbia (Miss.), 1994. - 171 p.

7. Smith I. Teaching with Discussion: A Review I Educational Technology. Englewood Cliffs, 1988 - V. 18. -No. 11. - P.40-48.

8 Speeth K.L. Good Discussion. «A Joint

Research» // Improving College and University Teaching. -Wash.,1988. - V.26. - No.4. - P. 218-220.

9. Комарова, Э.П. Психолого-педагогические особенности развития интеллекта обучающихся в контексте компетентностной парадигмы [Текст] / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012. - Т. 8. № 10. 2. - С. 2527.

10. Комарова, Э.П. Эмоциональный контекст общения как фактор социально-нравственного развития личности [Текст] / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9. № 3.2. - С. 160-163.

Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков

BASIC METHODS OF TRAINING CADETS IN MILITARY ACADEMIES

L.A. Hamula

The paper deals with the basic methods of training in the U.S. military academies. It emphasizes the importance of influence of different methods of training to achieve the desired learning outcomes

Key words: teaching methods, lecture, discussion, small group, educational game

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.