Научная статья на тему 'Выявление сущности, форм, методов и средств внутрифирменного обучения персонала'

Выявление сущности, форм, методов и средств внутрифирменного обучения персонала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1617
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ПЕРСОНАЛ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ / TRAINING / THE PERSONNEL / METHODS OF TRAINING / TRAINING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рулевский В. И.

Система внутрифирменного обучения имеет в своем арсенале разнообразный выбор форм, методов и средств развития профессиональных знаний и навыков. В статье выделены две основные формы внутрифирменного обучения обучение непосредственно на рабочем месте и обучение вне рабочего места, проведен анализ эффективности каждого метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVEALING OF ESSENCE, FORMS, METHODS AND MEANS OF INTRAFIRM TRAINING OF THE PERSONNEL

The system of intrafirm training has a various choice of forms, methods and means of development of professional knowledge and skills in the arsenal. In article two basic forms of intrafirm training training directly on a workplace and training out of a workplace are allocated, the analysis of efficiency of each method is carried out.

Текст научной работы на тему «Выявление сущности, форм, методов и средств внутрифирменного обучения персонала»

ВЫЯВЛЕНИЕ СУЩНОСТИ, ФОРМ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА

Рулевский В.И., аспирант МФПА

Система внутрифирменного обучения имеет в своем арсенале разнообразный выбор форм, методов и средств развития профессиональных знаний и навыков. В статье выделены две основные формы внутрифирменного обучения - обучение непосредственно на рабочем месте и обучение вне рабочего места, проведен анализ эффективности каждого метода.

Ключевые слова: обучение, персонал, методы обучения, системы обучения

REVEALING OF ESSENCE, FORMS, METHODS AND MEANS OF INTRAFIRM TRAINING OF THE PERSONNEL

Rulevsky V., Post-graduate student MIFP

The system of intrafirm training has a various choice offorms, methods and means of development ofprofessional knowledge and skills in the arsenal. In article two basic forms of intrafirm training - training directly on a workplace and training out of a workplace are allocated, the analysis of efficiency of each method is carried out.

Keywords: training, the personnel, methods of training, training system

Обучение на рабочем месте характеризуется непосредственным взаимодействием с обычной работой в обычном рабочей обстановке. Определяющим признаком здесь является то, что обучение организовано и проводится специально для данной организации и только для ее сотрудников. Для обучения на рабочем месте характерна практическая направленность, непосредственная связь с производственными функциями сотрудника. Здесь предоставляются значительные возможности для повторения и закрепления вновь изученного. В этом смысле данная форма обучения является оптимальной для выработки навыков, требуемых для выполнения текущих производственных задач.

В то же время такое обучение часто бывает слишком узким для развития потенциала сотрудника, формирования принципиально новых поведенческих и профессиональных навыков, поскольку не дает ему возможности абстрагироваться от сегодняшней ситуации на рабочем месте и выйти за рамки традиционного поведения. Для достижения таких целей более эффективны программы обучения вне рабочего места.

В отличие от существующих классификаций внутрифирменного обучения по видам, мы считаем интересным привести расширенную классификацию, дополнительно основанная на источнике обучения. Мы считаем, что по источнику внутрифирменное обучение может быть закрытым и открытым. По мнению автора, закрытое обучение осуществляется силами персонала предприятия. Открытое обучение отличается от закрытого тем, что для его осуществления приглашаются внешние по отношению к предприятию специалисты. По нашей классификации основными методами внутрифирменного обучения в расширенном смысле являются следующие:

Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором.

Ротация представляет собой метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник временно переводится на новую работу или должность для получения дополнительной профессиональной квалификации и расширения опыта.

Ученичество и наставничество являются традиционными методами профессионального обучения: работая рядом с мастером, молодые рабочие изучают профессию.

Делегирование полномочий как метод внутрифирменного обучения представляет собой передачу сотрудникам четко очерченной области задач с полномочиями принятия решения по оговоренному кругу вопросов.

Метод усложняющих заданий - это специальная программа рабочих действий, выстроенная по степени их важности, расширения объема задания и повышения сложности.

К методам обучения вне рабочего места также можно отнести лекции, семинары, занятия по разбору практических ситуаций, деловые игры, самообучение, моделирование и психологические тренинги.

Лекция является традиционным методом профессионального обучения и наиболее эффективным средством изложения большого объема учебного материала в короткий срок, позволяет развить

множество новых идей в течение одного занятия, сделать необходимые акценты.

Заключительной стадией применения данного метода является самостоятельное выполнение задания. Издержки, связанные с подготовкой и использованием методов внутрифирменного обучения и область их применения систематизированы нами в табл. 1.

Самостоятельное обучение является наиболее простым видом обучения - обучающийся учится там, тогда и так, как ему удобно. Однако такой способ сопряжен с трудностями выбора программы.

Использование моделирования как метода обучения подразумевает воспроизведение реальных условий работы, когда обучающиеся учатся на действующем или смоделированном оборудовании, используемом в их работе, но фактически вне рабочего места.

К актуальным проблемам психолого-педагогического обеспечения системы внутрифирменного обучения относится и важный вопрос о возрасте обучаемых. Особенностью взрослого учащегося является наличие структурированного жизненного опыта, в том числе социального, профессионального и опыта межличностного общения. Мотивы обучения у взрослого непосредственно связаны с текущей или ближайшей перспективной деятельностью.

В педагогическом плане одна из особенностей обучения взрослых состоит в том, что они склонны пренебрегать теорией, скептически относятся к абстрактным научным принципам, определениям, не слишком стремятся к тому, чтобы овладеть внутренней структурой знаний, тратить время на формулировку проблем и самостоятельно искать пути их решения. Большая часть обучаемых требует от преподавателя «рецептов», проявляя явно выраженную прагматическую ориентацию на получение конкретных рекомендаций1. Такое рецептурное обучение опасно тем, что формирует узких специалистов, не способных решать задачи в ситуациях с неполной информацией, дефицитом времени и пр.

При обучении взрослых слушателей эффективным является взаимное групповое обучение. В учебной группе происходит взаимный обмен знаниями, опытом работы, мнениями и т. п. Этот процесс взаимного обогащения знаниями и опытом нужно правильно организовать. Наиболее подходящими для этого, на наш взгляд, оказываются методы групповой дискуссии. Сам преподаватель должен стремиться не только отдавать, но и получать знания, заимствовать у слушателей конкретные подходы, способы решения проблемных ситуаций, средства и способы организации профессиональной деятельности.

Осложняет применение методов группового обучения повсеместно наблюдаемая неоднородность состава слушателей. Группы комплектуются по профессиональным признакам или по видам профессиональной деятельности. При этом оказывается, что слушатели отличаются друг от друга уровнем подготовки, этническими и психологическими характеристиками, социальным и должностным статусом, целями учебной деятельности, мотивами и способностями. Мы предлагаем дифференцировать слушателей по перечисленным характеристикам и создавать гибкие учебные группы не по направлениям, дисциплинам, формам деятельности, а по проблемам профессиональной деятельности.

Таблица 1. Методы внутрифирменного обучения

Метод Издег )ЖКИ Область применения

подготовка реализация

Закрытые методы обучения на рабочем месте

Инструктаж высокие низкие простые операции, ручной труд, высококвалифицированные сотрудники

Ротация средние средние смежные профессии, подготовка руководителей

Наставничество низкие высокие сложные профессии, высокое мастерство, ручной труд, высокая степень риска

Делегирование средние средние подготовка руководителей среднего и высшего звена, инновации, сложные профессии,

Усложняющие задания высокие низкие сложные профессии, квалифицированные сотрудники

Закрытые методы обучения вне рабочего места

Лекция низкие низкие большой объем материала, множество концепций, большое число слушателей, ограниченные ресурсы

Разбор практических ситуаций средние средние иллюстрация концепций, принятие решений, рассмотрение альтернатив

Деловые игры высокие высокие практические навыки, иллюстрация концепций, виденье организации, подготовка руководителей

Самообучение низкие- высокие низкие- средние теоретические и практические навыки, концепции

Моделирование высокие низкие высокие технологии, дорогое оборудование, высокоточные операции,

Психологический тренинг средние низкие межличностное общение, управленческие навыки

Открытые методы обучения

Корпоративный тренинг средние высокие функциональные компетенции; командообразование

Рабочая группа консалтингового проекта средние средние снижение сопротивления переменам; повышение эффективности групповой работы; функциональные и смежные компетенции

Выбор того или иного метода обучения зависит от цели занятия, его содержания, состава учебной группы, и, конечно, квалификации преподавателя. Современными средствами обучения является вся система современных технических средств обучения: от простейших диапроекторов до технических установок типа «multi-media», персональных и универсальных компьютеров и пр. В результате расширяющегося применения электронных технологий в области образования в настоящее время разработаны различные виды компьютерных средств обучения, такие, как обучающие программы, автоматизированные обучающие системы (АОС), автоматизированные учебные курсы (АУК), программные тренажеры, экспертные обучающие системы.

Для анализа возможностей и характерных особенностей компьютерных средств обучения проведем их классификацию по ряду аспектов, определим наиболее перспективные направления и методы их разработки и возможность их применения для обучения специалистов в системе подготовки персонала. При классификации компьютерных средств обучения по функциональному признаку можно выделить такие виды систем (рис. 1): обучающая; консультирующая; диагностирующая; управляющая; сопровождающая и интегрированная.

В настоящее время за рубежом накоплен значительный опыт реализации систем дистанционного обучения (ДО). В каждой европейской стране существует значительная группа учебных заве-

Обучающие

Компьютерные обучающие системы

Консультирующи

е

Диагностирующи е

Управляющие

С опровождающи е

Интегрированные

Информационносправочная среда.

Вопросноответная система. Интеллектуальна я база знаний

Учебная среда Консультации Объяснения

Решение задач Диагностика Модель обучаемого

Стратегия обучения Система экспертных ошибок Управление обучением Модель обучения

Инструментальна я среда Расширение функций АОС Прогнозирование Эксплуатация системы

Инструментальн ые экспертнообучаемые системы

Обучение понятиям и навыкам

Консультация при решении задач и поиске учебной информации

Диагностика ошибок при решении задач

Управление

познавательной

деятельностью

обучаемого

Слежение за поведением обучаемого контекстнозависимая помощь

Прогнозирование цепей деятельности обучаемого. Управление по стратегии

Рис. 1. Классификация компьютерных обучающих систем по функциональному признаку

дений, реализующих дистанционные образовательные программы. В России обучение в дистанционной форме осуществляют более десяти вузов, которые имеют 540 филиалов и региональных центров ДО, в том числе и зарубежных. Внедрение дистанционного обучения в России было вызвано необходимостью переподготовки большого количества работников предприятий и организаций в условиях радикальных перемен в экономике страны и острой необходимости переподготовки руководителей без отрыва от производства при отсутствии достаточного количества высококвалифицированных преподавателей во многих учебных заведениях. В дистанционном обучении применяются три основные технологии:

• кейс-технология, когда учебно-методические материалы четко структурированы и соответствующим образом комплектуются в специальный набор («кейс»), затем пересылаются обучаемому для самостоятельного изучения с периодическими консультациями у специальных преподавателей-консультантов;

• ТУ-технология, базирующаяся на использовании телевизионных лекций с консультациями у преподавателей;

• сетевая технология, основанная на использовании сети 1пТегпеТ

как для обеспечения обучаемых учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемым.

Наиболее универсальной и перспективной технологией ДО, обеспечивающей доступ в систему дистанционного обучения как обучающегося, так и преподавателей на любом уровне информационных ресурсов - внутривузовском, национальном и мировом, является сетевая МетеТ-технология. В сетевой технологии могут быть реализованы различные способы и методы обучения: электронные учебники и библиотеки, тестирующие системы, средства общения обучающихся, преподавателей и администрации учебной организации.

Таким образом, не существует одного универсального метода, способа и формы обучения - каждый имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому большинство современных программ профессионального обучения представляют собой сочетание различных приемов подачи материала - лекций, видеофильмов, деловых игр, моделирования и т.д. Сотрудники отдела профессиональной подготовки должны хорошо понимать сильные и слабые стороны каждого из методов и разрабатывать программы с учетом этого.

1 Формирование и развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. Учеб. пос. / Под ред. Ю.И. Иванова, ЮМ. Забродина. - М.: Магистр, 1998. с. 109

ВЛИЯНИЕ ЯВЛЕНИЯ РЕЗОНАНСА НА ОПРОКИДЫВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ ПРИ ОБЪЕЗДЕ ВНЕЗАПНО ВОЗНИКШЕГО ПРЕПЯТСТВИЯ

Божкова Л.В., д.т.н., профессор, Норицина Г.И., к.т.н., доцент, Николаева М.С., аспирант

Проводимые многочисленные эксперименты показывают, что при объезде внезапно возникшего препятствия велика вероятность опрокидывания автомобиля.

В данной работе найдены законы поперечных вынужденных колебаний кузова при объезде внезапно возникшего препятствия, на основании которых показана возможность возникновения явления резонанса и его влияния на опрокидывание автомобиля.

Полученные результаты дают принципиальную возможность определения оптимальных соотношений конструкторских и эксплуатационных параметров автомобиля, обеспечивающих устойчивость его движения при рассматриваемом маневре.

Ключевые слова: автомобиль, резонанс, препятствие.

THE INFLUENCE OF THE RESONANCE PHENOMENON OF THE ROLLOVER VEHICLE WHEN PASSING A SUDDEN OBSTACLE

Bojkova L., Ph.D., professor, Noritsina G., Ph.D., senior lecturer, Nikolaeva M., graduate student

Conducted numerous experiments show that the detour of sudden obstacles likely tipping the vehicle.

In this paper we found the principles of the transverse forced vibration body when passing of sudden obstacles on which the possibility of a resonance phenomenon and its effect on vehicle rollover.

The results obtained give the possibility in principle determine the optimum ratio of design and operational parameters of the vehicle to ensure the sustainability of its motion for the considered maneuver.

Keywords: car, resonance, an obstacle.

Опыт вождения автомобиля и проводимые в последнее время многочисленные эксперименты [1] показывают, что при объезде внезапно возникающего препятствия, то есть при маневре «короткая двойная переставка», при которой автомобиль возвращается на прежнюю полосу, очень велика вероятность опрокидывания автомобиля. Этот маневр после того, как, выполняя его, опрокинулся Мерседес А-класса, журналистами стал называться Elk - test «лосиный тест» (то есть тест, имитирующий объезд внезапно выбежавшего на дорогу лося).

Известно [1], что после проведения «лосиных тестов» фирма

Mersedes - Benz пошла на колоссальные затраты, приостановив производство для устранения обнаруженных при этом недостатков конструкции А-класса.

В реальной жизни такие ситуации могут возникнуть, где в роли внезапно выбежавшего на дорогу лося будут выступать пешеходы, открытый колодец и т.д. Пренебрегать при этом опасностью такого страшного явления как опрокидывание недопустимо, даже если вероятность этого очень мала.

В связи с этим необходимо более глубоко и всесторонне изучить сущность физических явлений, вызывающих опрокидывание при объезде внезапно возникшего препятствия, установить закономерности, присущие этому сложному процессу. При этом важное значение имеют теоретические исследования в этом направлении, основой которых должен стать вид траектории автомобиля, приведенный в работе [2] и представленный на рисунке 1.

Аз А4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.