Научная статья на тему 'Подготовка офицеров резерва на курсах вневойсковой подготовки (ROTC) в сухопутных войсках США'

Подготовка офицеров резерва на курсах вневойсковой подготовки (ROTC) в сухопутных войсках США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1527
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСЫ ВНЕВОЙСКОВОЙ ПОДГОТОВКИ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ РЕЗЕРВИСТОВ / RESERVE OFFICERS TRAINING COURSES / SYSTEM OF FUTURE RESERVE OFFICERS TRAINING / PERSONALITY DEVELOPMENT / COURSE OF RESERVE OFFICERS TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамула Лилия Александровна, Хамула Александр Ярославович

В статье рассматриваются особенности подготовки резервных компонентов на курсах вневойсковой подготовки в сухопутных войсках США, описываются требования, предъявляемые к процессу обучения резервистов, приводится исторический обзор зарождения и развития курсов вневойсковой подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESERVE OFFICERS TRAINING COURSES (ROTC) AT THE US LAND FORCES

The article deals with the specific aspects of future officers training at the Reserve Officers Training Courses of the US Army. It also describes the demands for the course of education of the US reserve component and gives a historical overview of the origin and development of reserve officers training courses.

Текст научной работы на тему «Подготовка офицеров резерва на курсах вневойсковой подготовки (ROTC) в сухопутных войсках США»

УДК 355.23(73)

Хамула Лилия Александровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» (филиал г. Краснодар) [email protected]

Хамула Александр Ярославович

соискатель кафедры педагогики и психологии Воронежского государственного университета [email protected]

ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРОВ РЕЗЕРВА НА КУРСАХ ВНЕВОЙСКОВОЙ ПОДГОТОВКИ ^ТС) В СУХОПУТНЫХ ВОЙСКАХ США

В статье рассматриваются особенности подготовки резервных компонентов на курсах вневойсковой подготовки в сухопутных войсках США, описываются требования, предъявляемые к процессу обучения резервистов, приводится исторический обзор зарождения и развития курсов вневойсковой подготовки.

Ключевые слова: курсы вневойсковой подготовки, система подготовки военнослужащих, развитие личности, процесс обучения резервистов.

В основе американской военной стратегии лежит концепция «базовых сил», которая предусматривает, в частности, наличие меньших по размеру, но высокообученных и играющих важную роль резервных компонентов, ориентированных на поддержку регулярных вооруженных сил. По уровню готовности и условиям мобилизации резервисты вооруженных сил США подразделяются на три категории: первой, второй и третьей очереди.

В состав резерва первой очереди входят три группы:

- резервисты, включенные в штаты соединений и частей национальной гвардии и резерва сухопутных войск;

- индивидуальные резервисты, которыми в случае мобилизации будут немедленно пополняться до штатов военного времени соединения и части регулярных войск и организованного резерва;

- индивидуальные резервисты, предназначенные для последующего восполнения потерь в течение шести месяцев после объявления мобилизации [1, с. 7].

Резервисты первой очереди проходят регулярную подготовку, им присваиваются очередные воинские звания с соответствующим продвижением по должности и выплатой денежного содержания. Резервисты второй и третьей очереди обязательной подготовки не проходят и состоят на учете до 60 лет.

По мнению американских военных спе-

Khamula Liliya Aleksandrovna

PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Foreign Languages of Air Force Scientific Training Center “Air Force Academy” (Krasnodar affiliated branch) [email protected]

Khamula Alexander Yaroslavovich

Postgraduate student of the Department of Pedagogy and Psychology of Voronezh State University [email protected]

RESERVE OFFICERS TRAINING COURSES (ROTC) AT THE US LAND FORCES

The article deals with the specific aspects of future officers training at the Reserve Officers Training Courses of the US Army. It also describes the demands for the course of education of the US reserve component and gives a historical overview of the origin and development of reserve officers training courses.

Key words: Reserve Officers Training Courses, system of future reserve officers training, personality development, course of reserve officers training.

циалистов, подготовка офицеров резерва первой очереди должна носить ориентированный на практическую деятельность, состязательный и напряженный характер, отличаться высокой эффективностью. Частные требования, предъявляемые к процессу обучения резервистов, сводятся к следующему:

1. Оно должно вестись с учетом тех целей и задач видов вооруженных сил, которые изложены в военной доктрине. Это является основой планирования процесса обучения.

2. «Обучай тому, что необходимо на войне». В ходе подготовки акцент ставится на практических формах обучения. При этом воссоздается обстановка, близкая к реальной, полностью учитываются условия, в которых военнослужащие будут применять свои знания и навыки.

3. Резервистам прививают и такие качества, как самостоятельность в действиях, уверенность в своих силах, инициативность, поиск нового, а не просто формируют из них добросовестных исполнителей.

4. Эффективность обучения связана с поддержанием знаний и навыков на достигнутом уровне. Это требование подразумевает постоянство, выражающееся в цикличности посещения различных курсов подготовки и переподготовки военных специалистов [2, с. 7].

Значительную роль в профессиональном росте военнослужащего также играют личная инициатива и стремление к самосовершенствованию. Программа самоподготовки - это та

форма приобретения знаний, которая наиболее полно учитывает индивидуальные особенности каждого. В настоящее время наблюдается переориентация на самоподготовку. Это связано с повышением требований к качеству подготовки личного состава.

На современном этапе все виды подготовки резервистов, как правило, интегрируются в рамках одного курса, одной программы и т.д., что наряду с сочетанием теоретических и практических форм обеспечивает комплексное обучение военнослужащих. Закономерной чертой процесса подготовки считается увеличение объема времени, выделяемого на отработку командных навыков, по мере повышения уровня обучения. Это объясняется большим значением, которое руководство министерства обороны придает управлению силами и средствами.

Созданная в вооруженных силах система подготовки личного состава, и особенно офицеров резерва, ориентирована на личность отдельного военнослужащего. В период прохождения подготовки по специальности на курсах и в школах слушатели объединяются в устойчивые и слаженные учебные группы. Но в конечном итоге оцениваются достижения каждого из них. Приоритет личности над учебной группой традиционен. Считается, что базирующаяся на данной установке система обучения имеет такие положительные стороны, как высокая индивидуальная подготовленность военнослужащих к выполнению возлагаемых на них функций, возможность в наибольшей степени развивать сильные стороны обучаемых и нивелировать недостатки, производить взвешенный отбор наиболее способных кандидатов и т.д. [3, с. 8].

Обучение осуществляется на курсах вневойсковой подготовки офицеров резерва (курсы РОТС) и в офицерских кандидатских школах сухопутных войск.

Несмотря на то, что курсы были

официально учреждены в США только в 1916 г., истоки их создания уходят в начало 1800-х. Курсы ROTC зародились в университете Норвича (штат Вермонт) в 1819 г., позже известного как американская литературная, научная и военная академия. Основатель этого университета капитан Олден Партридж учредил особое учебное заведение - это был первый частный колледж с военным учебным планом. В 1862 г. Конгресс США принял Великий акт Морила, получивший свое название по фамилии конгрессмена, вынесшего его на рассмотрение. В соответствии с этим актом в каждом штате высшим учебным заведениям бесплатно выделялось 30 000 акров земли (12 000 гектаров) для строительства и организации учебных заведений. Данный акт существенно повлиял на развитие системы высшего образования США [4]. Эти учебные

заведения получили название «колледжей на дарованной земле» (land-grant colleges). Их особенностью стало обязательное внедрение военных учебных программ в процесс обучения. Таким образом, в стране появились высшие гражданские учебные заведения, где студенты могли получать военную подготовку. Позже это привело к появлению курсов ROTC [5].

Капитан Олден Партридж, возглавляя университет Норвича, был одержим идеей создания такого университета, который мог бы подготовить студентов к работе как в гражданских, так и в военных областях. Идеология Партриджа, выпускника и одного из начальников военной академии Вест-Пойнт, была естественным порывом объединить противоположности. Партридж попытался построить учебную программу таким образом, чтобы студенты могли одновременно изучать гуманитарные предметы и осваивать военное дело. В то время еще не существовало какой-либо федеральной программы, в соответствии с которой были бы сгруппированы предметы военной направленности, поэтому преподаватели распределяли их по собственному усмотрению.

В 1916 г. президент Вудро Вилсон (Woodrow Wilson) подписал Закон о национальной обороне, который официально учреждал курсы ROTC в качестве национального инструмента подготовки студентов гражданских вузов к возможной службе в армии. Сухопутные войска стали первыми внедрять программы ROTC в гражданские учебные заведения, и вскоре после этого ВМС, ВВС и корпус морской пехоты разработали свои собственные программы [6].

После принятия закона о национальной обороне по всей стране отмечался устойчивый рост курсов ROTC. Однако в истории возникали периоды уменьшения числа желающих учиться на этих курсах. Одним из таких периодов можно назвать 1960-е гг., когда многие студенты, протестующие против войны во Вьетнаме, начали проводить акции по отмене программ ROTC в гражданских вузах. Антивоенный пыл того периода повлиял на пересмотр государственной политики в отношении курсов ROTC, а с 1962 г. студенты могли посещать данные курсы по желанию. Женское движение за расширение своих прав в 1960-х и 1970-х гг. также изменило историю ROTC и дало право женщинам посещать эти курсы. В настоящее время учеба на курсах ROTC продолжает процветать в американских университетах [7].

Курсы организованы по видам вооруженных сил. Офицеры сухопутных войск занимаются на курсах при 300 колледжах и университетах. На них обучается около 60 тыс. чел., из них 20% женщин. Выпускники этих курсов составляют приблизительно 70% молодых офицеров

вооруженных сил. Программа обучения рассчитана на четыре или два года, но наиболее распространенной формой является четырехлетнее образование. Студенты университетов и колледжей, при которых функционируют данные курсы, занимаются по своей основной гражданской специальности и одновременно по программе курсов РОТС [8, с. 8].

Целью курсов является научить студентов понимать особенности сухопутных войск США, оказывающих непосредственное влияние на личность обучаемого, заставляя его творчески мыслить, правильно говорить и писать. Курсы также воздействуют на подготовку будущего офицера с точки зрения адекватной оценки ситуации до принятия важных решений, развивают у студентов умение понимать людей и организовывать их. Посещая РОТС, студенты изучают основы самодисциплины, особенности внешнего вида офицера, в них воспитывается чувство долга, чести и единства [9].

Программа обучения делится на два периода продолжительностью два года каждый.

Первые два года студенты посещают курс основной подготовки, который предусматривает изучение истории вооруженных сил, организации воинских формирований, их назначения и задач, оружия, а также занятия по огневой, строевой и физической подготовке, топографии, основам военного законодательства. Особенностью этого периода является сохранение за студентами права в любой момент прервать учебу по собственному желанию. Кроме того, ношение формы и строгое соблюдение требований воинской дисциплины при посещении занятий основной подготовки не обязательны.

В течение этого курса курсанты изучают следующие предметы:

Первый год обучения Происхождение и роль сухопутных войск Обычаи и традиции сухопутных войск Подразделения сухопутных войск Тактика и военные операции Второй год обучения Роль военнослужащих сержантского и офицерского состава

Средства военной связи Военный этикет

Средства первой медицинской помощи Особенности ведения войны Тактика и военные операции [10].

Второй период обучения на курах - это так называемая углубленная подготовка. К нему допускаются юноши и девушки, подписавшие контракт, по которому они обязуются закончить курсы подготовки офицеров резерва и отслужить положенный срок в войсках (в регулярной армии или резерве). Продолжительность углубленной подготовки составляет 300 ч (по 5 ч в

неделю). Ее программа включает изучение таких дисциплин, как основы военного искусства, организация, вооружение и тактика мелких подразделений, организация связи, служба тыла, оружие и военная техника, права и обязанности командиров. Предусмотрены строевая и физическая подготовка. На занятиях обязательна военная форма. Обмундированием студенты обеспечиваются бесплатно. За каждый месяц на курсах выплачивается денежное содержание в размере около 500 дол., а по окончании обучения - 300 дол. на приобретение формы одежды [11, с. 8].

Примерный учебный план углубленной подготовки может быть представлен следующим образом:

Третий год обучения Функции командования и офицеров штаба

Ядерное, биохимическое и химическое оружие

Военное право Виды вооружения Психология человека Математика Информатика

Тактика и военные операции Четвертый год обучения

Военное право

Разведка и электронное оружие Управление подразделениями сухопутных войск

Военное снабжение сухопутных войск Обслуживание специальных установок Тактика и военные операции [12].

После первого года занятий по программе углубленной подготовки студенты проходят шестинедельные летние лагерные сборы в учебных центрах, которые составляют основу учебно-материальной базы вооруженных сил. Наиболее крупным является национальный учебный центр в форте Ирвин (штат Калифорния). Общее руководство организацией учебного процесса и контроль над его ходом осуществляют штаб центра и инструкторские группы, в число задач которых входят разработка сценариев учений, их проведение и разбор.

В том виде, в каком он функционирует сейчас, учебный центр в форте Ирвин начали создавать в конце 1970-х гг. в местах расположения казарм и других сооружений, принадлежавших военному ведомству и оставшихся со времен второй мировой войны. При разработке проекта национального учебного центра специалисты по боевой подготовке исходили из того, что все батальоны сухопутных войск, дислоцированные на континентальной части США, должны раз в 2-3 года проходить обучение, переподготовку и проверку возможностей по ве-

дению боевых действий против частей и подразделений вероятного противника [13, с. 66].

Национальный учебный центр в Форт Ирвин расположен в центральной части пустыни Мохаве, примерно на полпути между Лос-Анджелесом и Лас-Вегасом. Административная часть представляет собой типичный военный городок подобного назначения, в котором имеются служебные и жилые здания, склады, парки учебно-боевых машин и т. п. Общая площадь учебного центра 2 590 км2. Это пустынная, но достаточно разнообразная местность. Высокие горы чередуются с небольшими холмами и широкими долинами, пересекаемыми высохшими руслами рек. Естественные преграды - горные хребты разделяют два основных учебных поля. Их размеры колеблются от 6 до 12 км в ширину и 45 км в длину. Климат здесь резко континентальный, с жарким летом. Осадков выпадает 45-150 мм в год (одно из самых сухих мест в стране). Примерно 75% территории проходимо для бронетанковой техники [14, с. 66].

Американские специалисты подчеркивают, что такие физико-географические условия в сочетании с отдаленным положением от центра (56 км до ближайшего населенного пункта Бар-стоу) практически исключают возможность несчастных случаев среди гражданского населения, создают благоприятные возможности для обучения мотопехотных и танковых подразделений. Наряду с этим существенное влияние на повышение эффективности отработки задач оказывает использование обозначения противника при проведении двусторонних учений специального армейского формирования ОПФОР (0РF0R - Opposing Force), использование аппаратуры, позволяющей непрерывно контролировать и управлять тактической обстановкой, применение универсальной лазерной системы имитации стрельбы и поражения, а также постоянное нахождение в ходе учений в обучаемых подразделениях наблюдателей-посредников.

Отдельные практические занятия в учебном центре начались в конце 1981 г., а активная эксплуатация с сентября 1983 г. За период до начала XXI в., по сообщениям иностранной военной печати, подготовку в нем проходили свыше 320 тыс. солдат и офицеров, сегодня средняя пропускная способность подразделений составляет более 40 батальонов в год. Постоянный состав центра включает примерно 2 750 военнослужащих и около 500 гражданских лиц [15, с. 66].

Техническое оснащение учебных полигонов обеспечивает создание в деталях практически любых тактических ситуаций. Управление ими ведется с использованием современных компьютерных сетей, установленных в админи-

стративном центре форта Ирвин. Через сеть датчиков, размещенных по всей территории учебного центра, компьютер способен отслеживать действия и выдавать команды 500 участвующим в учениях объектам. С помощью компьютеров на экранах отображающих устройств на фоне топографической карты или плана местности указывается местонахождение машины, ее тип, состояние вооружения [16, с. 67].

Территория центра также оборудована автоматизированными минными полями, тренажерами, иммитаторами различных целей, телевизионной аппаратурой, приемными и регистрирующими устройствами и датчиками, объединенными в общую систему управления элементами мишенной обстановки и контроля за ходом обучения. Таким образом, лагерные сборы в форте Ирвин позволяют студентам курсов ROTC оказаться в обстановке полностью приближенной к театру военных действий.

Четырехгодичные курсы подготовки офицеров резерва являются также одним из основных источников пополнения вооруженных сил кадровыми офицерами, особенно в мирное время, поскольку более 40% выпускников становятся офицерами регулярных вооруженных сил.

Двухгодичные курсы предоставляют возможность получить офицерское звание студентам, которые по различным причинам не прошли начальную подготовку.

Для более широкого привлечения студентов на курсы RОТС министерство обороны США установило ежегодные стипендии, которые присуждаются добившимся наибольших успехов в учебе. Эта стипендия покрывает плату за обучение в университете или колледже, расходы на приобретение учебников, учебных пособий, а также на лабораторные работы.

Ежегодный выпуск офицеров резерва курсов RОТС составляет до 10 тыс. чел. После завершения обучения на них (которое совпадает с окончанием учебы в высшем учебном заведении) выпускникам одновременно с дипломом о высшем образовании вручают и диплом об окончании курсов с присвоением первого офицерского звания - второй лейтенант резерва. Молодые офицеры обязаны прослужить два года в регулярных частях и четыре в организованном резерве, а те, кто получал стипендию, -четыре и два года соответственно. Некоторым студентам по их желанию может быть присвоено звание второй лейтенант. В этом случае они обязаны прослужить по три года в регулярных войсках и резерве. Те выпускники курсов, которые решили пройти подготовку в школе армейской авиации, после ее окончания также должны прослужить в регулярных войсках не менее трех лет. Если завершивший их слушатель вы-

разил желание продолжить обучение по своей военной специальности, то он направляется на курсы специализации в школы родов войск и служб, и общий срок его службы составит восемь лет.

Американские военные специалисты, занимающиеся вопросами комплектования вооруженных сил личным составом, отмечают, что вневойсковая подготовка студентов в сочетании с высшим гражданским образованием предоставляет выпускникам курсов возможность широкого выбора военно-учетных специальностей.

При этом недостаток военных знаний по соответствующей специальности восполняется в процессе подготовки на курсах специализации в учебных центрах и школах родов войск и служб, куда направляются все выпускники курсов РОТС в обязательном порядке перед первым назначением на офицерскую должность. Впоследствии они могут быть (по желанию) направлены на курсы усовершенствования, которые функционируют при школах родов войск и служб.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Аршинова О. Подготовка офицеров резерва вооруженных сил США // Зарубежное военное обозрение. 1993. № 1.

2. Там же.

3. Там же.

4. Cubberley E.R. Public Education in the United States. Boston, 1999.

5. URL: http://www.wisegeek.com/what-are-the-key-events-in-rotc-history (дата обращения 15.11.2011).

6. Там же.

7. Там же.

8. Аршинова О. Указ. соч.

9. URL: http://www.stonehill.edu (дата обращения 15.11.2011).

10. URL: http://www.military.com/R0TC (дата обращения 15.11.2011).

11. Аршинова О. Указ. соч.

12. URL: http://www.military.com/R0TC (дата обращения 15.11.2011).

13. Черемушкин В. Национальный учебный центр в Форт-Ирвин // Зарубежное военное обозрение. 1990. № 5.

14. Там же.

15. Там же.

16. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.