Научная статья на тему 'Вневойсковая подготовка военных специалистов из числа студентов в странах НАТО (на примере США и Англии)'

Вневойсковая подготовка военных специалистов из числа студентов в странах НАТО (на примере США и Англии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
718
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / СТУДЕНТЫ / ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Переходко Федор Георгиевич, Прокопчук Сергей Сафронович, Щеголев Валерий Александрович, Зефирова Екатерина Витальевна

В статье дается описание педагогических систем вневойсковой подготовки военных специалистов из числа студентов в странах НАТО. Обучение студентов военным профессиям с последующим их призывом на военную службу осуществляется по заказу министерств всех видов ВС США. Студенты гражданских вузов Англии могут заключать с министерством обороны контракты на получение высшего гражданского образования в качестве военнослужащих-студентов (по английской терминологии "университетские кадеты") или вольнонаемных. При этом они должны быть старше 17 лет и шести месяцев и закончить учебное заведение до достижения 25летнего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Переходко Федор Георгиевич, Прокопчук Сергей Сафронович, Щеголев Валерий Александрович, Зефирова Екатерина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Extra army training of military experts from among students in NATO countries (on the example of the USA and England)

The article gives the description of the pedagogical systems of extra army training of military experts from among the students in NATO countries. Training of the students to the military professions with their subsequent conscription is carried out under the request of the ministries of all types of Army Forces of the USA. The students of the civil higher education institutions of England can conclude with the Ministry of Defense the contracts for receiving the higher civic education as the military personnel students (following the English terminology "university cadets") or civilians. At the same time they have to be older than 17 years and six months and finish the educational institution before achievement of 25-summer age.

Текст научной работы на тему «Вневойсковая подготовка военных специалистов из числа студентов в странах НАТО (на примере США и Англии)»

20. Chernyshenko, У.К., Balandin, У.А. and Kuznetsova, У.Е. (2016), "Gender and age features of development dynamics of physical preparedness among 4-5 year-old preschool children", Physical culture: education, training, No. 2, pp. 18-21.

Контактная информация: ukcher@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.02.2017

УДК 378

ВНЕВОЙСКОВАЯ ПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИЗ ЧИСЛА СТУДЕНТОВ В СТРАНАХ НАТО (НА ПРИМЕРЕ США И АНГЛИИ)

Федор Георгиевич Переходко, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Сафронович Прокопчук, кандидат педагогических наук, доцент,

Валерий Александрович Щеголев, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры,

Екатерина Витальевна Зефирова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье дается описание педагогических систем вневойсковой подготовки военных специалистов из числа студентов в странах НАТО. Обучение студентов военным профессиям с последующим их призывом на военную службу осуществляется по заказу министерств всех видов ВС США. Студенты гражданских вузов Англии могут заключать с министерством обороны контракты на получение высшего гражданского образования в качестве военнослужащих-студентов (по английской терминологии "университетские кадеты") или вольнонаемных. При этом они должны быть старше 17 лет и шести месяцев и закончить учебное заведение до достижения 25-летнего возраста.

Ключевые слова: педагогические системы, студенты, военные специалисты.

EXTRA ARMY TRAINING OF MILITARY EXPERTS FROM AMONG STUDENTS IN NATO COUNTRIES (ON THE EXAMPLE OF THE USA AND ENGLAND)

Fedor Georgiyevich Perekhodko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Safronovich Prokopchuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Valery Aleksandrovich Shchegolev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Honored worker of physical culture, Ekaterina Vitalyevna Zefirova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics, St. Petersburg

Annotation

The article gives the description of the pedagogical systems of extra army training of military experts from among the students in NATO countries. Training of the students to the military professions with their subsequent conscription is carried out under the request of the ministries of all types of Army Forces of the USA. The students of the civil higher education institutions of England can conclude with the Ministry of Defense the contracts for receiving the higher civic education as the military personnel students (following the English terminology "university cadets") or civilians. At the same time they have to be older than 17 years and six months and finish the educational institution before achievement of 25-summer age.

Keywords: pedagogical systems, students, military experts.

ВВЕДЕНИЕ

Во многих странах, входящих в НАТО существуют различные системы вневойсковой подготовки военных специалистов из числа студентов.

К примеру, в вооруженных силах США военно-педагогическая система вневойсковой подготовки студентов (ROTS) весьма продуктивна и обеспечивает подготовку до 80% технических профессий офицерского состава США. Обучение студентов военным профессиям с последующим их призывом на военную службу осуществляется по заказу министерств всех видов ВС США. Так, например, в сухопутных войсках подготовка студентов военным специальностям через систему ROTS организуется при 300 учебных заведениях. Студенты университетов и колледжей, на базе которых организованы военно-педагогические системы РОТС, обучаются по программам университета (колледжа) согласно своей основной специальности и одновременно по программе курсов РОТС. Расходы на организацию обучения студентов финансируется из военного бюджета США.

Результаты анализа литературных источников свидетельствуют о том, что для повышения эффективности подготовки студентов через систему ROTS организована сеть вербовочных пунктов, через которую специально обученные служащие проводят отбор студентов для их военно-профессионального обучения и заключают с ними предварительные контракты на прохождение дальнейшей воинской службы [1, 5, 7, 8, 9, 10].

Согласно этим контрактам студенты в установленное время обязаны посещать учебные занятия, а также прибывать на специально организуемые для них военные ежегодные лагерные сборы (летние и зимние 4-6 недель). В конце обучения в вузе будущие офицеры, проходят в течение трех месяцев в учебных центрах военно-профессиональную и физическую подготовку. После успешной сдачи установленных экзаменов и нормативов с ними заключаются контракты на прохождение дальнейшей службы на офицерских должностях в действующей армии или в резерве.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Программа курсов РОТС состоит из начальной и основной военной подготовки и рассчитана на четыре года (480 часов).

В процессе начальной подготовки (180 часов, по 3 часа в неделю на первых двух годах обучения) студенты изучат азы военного дела: основные виды и способы стрельбы из различных видов оружия, умение ориентироваться на местности, обучаются строевым приемам и действиям, выполняют установленные военно-прикладные физические упражнения, приемы и действия, приобретают командно-методические навыки. Ношение формы и строгое соблюдение требований воинской дисциплины при посещении занятий начальной подготовки необязательно. По окончании начальной подготовки проводятся 6-ти недельные сборы в лагерных условиях.

Программа основной военно-профессиональной подготовки (300 часов, предусматривает режим обучения по пять часов в неделю на последних двух годах обучения). В расписание занятий включаются такие учебные дисциплины, как: основы военно-профессиональных знаний, организации, вооружения и тактики действий подразделений в бою, использования средств связи, вооружения и военной техники, организации и задач органов тыла сухопутных войск. На данном этапе предусмотрены интенсивные занятия по строевой и физической подготовке [2, 7, 9, 11].

С целью популяризации военно-педагогической системы РОТС и привлечения студентов к активным занятиям в ней, оборонным бюджетом США предусмотрены ежегодные именные стипендии, которые выдаются наиболее подготовленным и мотивированным студентам. Размер стипендии обеспечивает оплату обучения по основной профессии студента, и другие личные расходы. Кроме того, всем студентам, занимающимся на курсах РОТС, выплачивается ежемесячное пособие в размере 50 долл., а в период летних лагерных сборов - денежное содержание из расчета 200 долл. в месяц.

На занятиях в лагерных условиях студенты должны присутствовать в военной форме. Обмундированием они обеспечиваются бесплатно.

В период подготовки студентов в системе ROTS учебные занятия по физической подготовке в лагерных условиях проводятся ежедневно.

При этом программы физической подготовки для студентов включают этап начального обучения и этап комплексной усложненной подготовки. Отличительной особенностью данных программ является их стандартизация и унификация, как по времени, так и по содержанию. Главная цель программ - выполнение всеми студентами обязательных нормативных требований физической готовности, определенных для той или иной воинской профессии.

В начальном периоде обучения в системе ROTS занятия по физической подготовке организуется и проводится, ежедневно по 60-120 минут, в последующем от 3 до 5 раз в учебную неделю по 60 минут.

В процессе проведения занятий программные упражнения, приемы и действия доводятся до совершенствования. В первую очередь усилия преподавателей и инструкторов сосредотачиваются на обучении выполнению приемов рукопашного боя и самозащиты, различным способам преодоления препятствий и водных преград. Много времени уделяется развитию общей и скоростной выносливости, силы и быстроты в действиях. При организации занятий по физической подготовке в полевых условиях активно используются подручные средства. По мнению ряда специалистов [3, 4, 6, 11] содержание и методика занятий по физической подготовке в первую очередь имеют своей целью формирование физической готовности будущих офицеров к повседневной деятельности и к выполнению боевых задач согласно своему предназначению. При этом уровень физической готовности определяется на основе выполнения установленных нормативов Единого армейского теста.

Практика показывает, что до 50% выпускников курсов РОТС, полностью и успешно завершивших программы обучения, становятся кадровыми офицерами.

В вооруженных силах Великобритании также широко применяется практика заключения контрактов со студентами, обучающимися в гражданских высших учебных заведениях [6, 11, 12, 13]. Так, студенты гражданских вузов могут заключать с министерством обороны контракты на получение высшего гражданского образования в качестве военнослужащих-студентов (по английской терминологии "университетские кадеты") или вольнонаемных. При этом они должны быть старше 17 лет и шести месяцев и закончить учебное заведение до достижения 25-летнего возраста. В ходе начальной военной подготовки основными предметами обучения являются: физическая, строевая, огневая, тактическая и общеобразовательная подготовка. В этот период курсанты получают интенсивную физическую нагрузку, их сон составляет не более 6 часов (отбой в 23 часа, подъем в 5 утра). Для них предусмотрено усиленное питание. Далее с курсантами проводятся занятия по общевойсковой подготовке, действиям в различных погодных условиях, основам горной подготовки, преодолении водных преград и др. Главная цель обучения -дать студентам базовые знания и умения в области общевойсковой и физической подготовки.

Военнослужащим-студентам присваивается временное первичное офицерское звание, выплачивается денежное содержание и оплачивается обучение в вузе. Военная форма носится только во время военных сборов, которые включают два сбора по одной неделе на рождественские и пасхальные каникулы и одномесячные сборы в период летних каникул. После окончания университета военнослужащие-студенты обязаны пройти курс военной подготовки в военном училище, им подтверждается первичное воинское звание и гарантируется заключение регулярного контракта с минимальным сроком на пять лет.

Вольнонаемные студенты получают пособие на обучение, обязаны по окончании университета пройти курс подготовки в военном училище и отслужить после его окончания минимум три года. Им гарантируется заключение краткосрочного контракта, а в дальнейшем возможен переход на регулярный контракт.

Выпускники высших гражданских учебных заведений не старше 29 лет и не имеющие военной подготовки могут заключить на общих основаниях регулярный, специальный регулярный или краткосрочный контракты. При этом они обязаны пройти курс обучения в военном училище. В отдельных случаях им разрешается поступление в военно-научный колледж.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ свидетельствует о том, что при обучении студентов в военно-педагогических системах профессионально-физическая подготовка рассматривается как важный компонент их готовности к военной службе. Каждый студент несет личную ответственность за свою профессиональную и физическую подготовленность [14, 15].

Для ведущих армий блока НАТО характерно деление физической подготовки на общую и специальную. Общая физическая подготовка направлена на поддержание высокой работоспособности и формирование основных двигательных навыков (на нее отводится от 3 до 4,5 часов в неделю); специальная - организационно отделена от общей, а по задачам, содержанию и этапам тесно связана с боевой подготовкой. По объему же и интенсивности нагрузок она значительно превышает общую физическую подготовку.

Проверка и оценка физической подготовки унифицирована на уровне видов вооруженных сил. От результатов проверки в значительной мере зависит денежное содержание офицеров и их продвижение по службе. Длительные сроки службы и личная материальная заинтересованность способствуют достижению офицерским составом армий НАТО достаточно высокого уровня физической готовности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Допризывная военно-физическая подготовка израильской молодежи / А. А. Бурдейный, В.А. Щеголев, С.С. Прокопчук, Е.В. Зефирова // Ученые записки университета имени П.Ф Лесгафта. - 2016. - № 11 (141). - С. 37-40.

2. Обвинцев, А.А. Организация физической подготовки курсантов вузов США / А.А. Обвинцев, В.А. Щеголев, А.В. Зыков // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2015. - № 4. - С. 18-27.

3. Подготовка специалистов военно-физкультурного профиля в вооруженных силах ведущих стран НАТО / В.А. Щеголев, А.Н. Сивак, А.А. Кочин, В.Ю. Егоров // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 2. - С. 61-66.

4. Сущенко, В.П. Особенности личностно-профессионального развития различных категорий специалистов по физической культуре и спорту / В.П. Сущенко, В.А. Щеголев,

A.В. Коршунов // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 6. - С. 3-6.

5. Теоретические аспекты использования интерактивных технологий в физическом воспитании студентов вузов / В.А. Щеголев, Ф.Г. Переходко, С.С. Прокопчук, В.А. Платонова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 12 (130). - С. 246-249.

6. Физическая подготовка иностранных армий. / В.Н. Утенко, В.А. Щеголев, Г.Н. Блахин, Г.Г. Дмитриев, В.П. Сущенко, В.В. Рябчук. - Санкт-Петербург : Издательский дом "Инкери", 2007. - 272 с.

7. Щеголев, В.А. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в армиях стран БРИКС / В.А. Щеголев, А.О. Миронов // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2016. - № 1.- С. 64-69.

8. Щеголев, В.А. Профессиональное совершенствование субъектов управления физическим воспитанием студентов с использованием интерактивных технологий / В.А. Щеголев, О.В. Новосельцев // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 2. - С.15-18.

9. Щеголев, В.А. Зарубежное военно-физкультурное образование / В.А. Щеголев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 183-187.

10. Щеголев, В.А. Физическая подготовка в военных образовательных системах США /

B.А. Щеголев // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 9. - С. 55-60

11. Щеголев, В.А. Опыт организации спортивной работы вооруженных сил ведущих стран НАТО / В.А. Щеголев, В.В. Рябчук // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки

силовых структур. - 2009. - № 4. - С. 156.

12. Щеголев, В.А. Критерии и показатели эффективности процесса профессионально-педагогической подготовки военно-инженерных кадров / В.А. Щеголев, К.А. Грачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 174-178.

13. Щеголев, В.А. Спортивные единоборства и прикладные физические упражнения как средства военно-профессионального воспитания студентов-будущих офицеров запаса / В.А. Щеголев, Б.Г. Тихонов // Ученые записки университета имени. П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 22. - С. 100-105.

14. Щеголев, В.А. К вопросу повышения профессионального мастерства субъектов управления физическим воспитанием студентов / В.А. Щеголев, А.В. Коршунов, А.О. Миронов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 135-139.

15. Щеголев, В.А. Служебно-прикладная направленность занятий физической культурой и спортом со студентами как средство и способ формирования их готовности к выполнению норм и требований ГТО / В.А. Щеголев, А.В. Коршунов, А.Ю. Липовка // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 6. - С. 21-24.

REFERENCES

1. Burdeyny, A.A., Shchegolev, V.A., Prokopchuk, S.S. and Zefirova, E.V. (2016), "Preinduc-tion military physical training of the Israeli youth", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 141, No. 11, pp. 37-40.

2. Obvintsev, A.A., Shchegolev, V.A. and Zykov, A.V. (2015), "Organization of physical training of cadets of higher education institutions of USA", Urgent problems of physical and special training of law enforcement agencies, No. 4, pp. 18-27.

3. Shchegolev, V.A. and Mironov, A.O. (2016), "Training of specialists on physical culture and sport in armies of the countries of BRICS", Urgent problems of physical and special training of law enforcement agencies, No. 1, pp. 64-69.

4. Shchegolev, V.A., Sivak, A.N., Kochin, A.A. and Egorov, V.Yu. (2016), "Training of specialists of a military and sports profile in armed forces of the leading countries of NATO", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 61-66.

5. Sushchenko, V.P., Shchegolev, V.A. and Korshunov, A.V. (2016), "Features of personal and professional development of various professional categories in physical culture and sport", Theory and practice of physical culture, No. 6, pp. 3-6.

6. Shchegolev, V.A., Perekhodko, F.G., Prokopchuk, S.S. and Platonova, V.A. (2015), "Theoretical aspects of use of interactive technologies in physical training of students of higher education institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 130, No. 12, pp. 246-249.

7. Utenko, V.N., Shchegolev, V.A., Blakhin, G.N., Dmitriev, G.G., Sushchenko, V.P. and Ryabchuk, V.V. (2007), Physical training of foreign armies, Inkeri publishing house, St. Petersburg.

8. Shchegolev, V.A. and Novoseltsev, O.V. (2015), "Professional improvement of subjects of management of physical training of students with use of interactive technologies", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 15-18.

9. Shchegolev, V.A. (2014), "Foreign military and sports education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 183-187.

10. Shchegolev, V.A. (2014), "Physical training in military educational systems of the USA", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 55-60.

11. Shchegolev, V.A. and Ryabchuk, V.V. (2009), "Experience of the organization of sports work of armed forces of the leading countries of NATO", Urgent problems of physical and special training of law enforcement agencies, No. 4, pp. 156.

12. Shchegolev, V.A. and Grachev, K.A. (2013), "Criteria and indicators of efficiency of process of professional and pedagogical preparation of military and engineering shots", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 174-178.

13. Shchegolev, V.A. and Tikhonov, B.G. (2006), "Combat sports and applied physical exercises as means of military and professional education of students - future reserve officers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 22, pp. 100-105.

14. Shchegolev, V.A., Mironov, A.O. and Korshunov, A.V. (2016), "To a question of increase in professional skill of subjects of management of physical training of students", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 135-139

15. Shchegolev, V.A., Korshunov, A.V. and Lipovka, A.Yu. (2016), "Office and applied orientation of occupations physical culture and sport with students as means and a way of formation of their readiness for performance of norms and requirements of RLD", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 21-24.

Контактная информация: shegval@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.02.2017

УДК 796.3

ЛИЧНОЕ ПЕРВЕНСТВО В ИГРОВОМ ВИДЕ СПОРТА КАК СРЕДСТВО МОТИВИРОВАНИЯ ИГРОКОВ

Андрей Анатольевич Полозов, доктор педагогических наук, профессор, Евгений Станиславович Набойченко, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой, Светлана Михайловна Галышева, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Александровна Гончарова, старший преподаватель, Владимир Николаевич Люберцев, кандидат биологических наук, доцент, Институт физической культуры, спорта и молодежной политики, Уральский федеральный университет, Екатеринбург

Аннотация

Личное первенство в командном виде спорта без изменения соотношения играющих сторон, возможно. Представьте, как оно бы выглядело для парного тенниса с игроками 1, 2, 3, 4. Три игры: (1,2) - (3,4), (1,3) - (2,4) и (1,4) - (2,3). За три микроматча каждый сыграет с каждым равное число игр. Аналогично можно сделать и для гандбола - 6 на 6. Это позволяет мотивировать игрока собственными достижениями, восполнить дефицит игровой практики.

Ключевые слова: игрок, уровень, мастерство.

INDIVIDUAL LEADERSHIP IN GAME SPORT AS A MEANS OF MOTIVATION OF

PLAYERS

Andrey Anatolyevich Polozov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Evgeny Stani-slavovich Naboychenko, the candidate of economic sciences, senior lecturer, department chairman, Svetlana Mikhailovna Galysheva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Aleksandrovna Goncharova, the senior teacher, Vladimir Nikolaevich Lyu-bertsev, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Institute of Physical Culture, Sport and Youth Policy, Ural Federal University, Yekaterinburg

Annotation

Individual leadership in team sport without changing the ratio of the playing sides is possible. Imagine how it would look for pair tennis players 1, 2, 3, 4. Three games (1,2) - (3,4), (1,3) - (2,4) and (1,4) - (2,3). For three micro matches each player take part in equal by number games with each other. Similarly, we can make for handball - 6 to 6. This makes it possible to motivate the players with their own achievements, to fill the shortage of match practice.

Keywords: player, level, skill.

ВВЕДЕНИЕ

Еще в 1998 году одним из авторов была уже опубликована статья по так называемому личному первенству в командном виде спорта [1]. Необходимость такого рода соревнований особенно остро стоит для ДЮСШ, полупрофессиональных, любительских команд, дефицитом их игровой практики и невысоким уровнем мотивации. За прошедшие годы все тренеры, освоившие эту технологию, высказались положительно, поскольку удается восполнить дефицит игровой практики, заставить игрока раз в неделю играть с полной самоотдачей, стимулировать игрока к росту спортивного мастерства. Однако длительный период использования позволил выявить ряд узких мест, необходимость в совершенствовании технологии [2, 3, 4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.