УДК 378
ВЛИЯНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ОПЫТА КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ НА ХАРАКТЕР ПРОТЕКАНИЯ ИХ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Валерий Александрович Щеголев, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры,
Военный институт физической культуры (ВИФК)
Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (ВИФК), Санкт-Петербург,
Павел Анатольевич Солдатов, соискатель,
Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России
Аннотация
В статье раскрываются направленность влияния физкультурно-спортивного опыта курсантов вузов ВВ МВД России на характер протекания их военно-профессиональной социализации. Установлено, что предшествующий высокий уровень физической и спортивной подготовленности молодежи, поступившей в военные вузы внутренних войск МВД России, находится в числе важных факторов, влияющих на курсантов и оказывающих существенное воздействие, как на их самоопределение в воинском коллективе, так и на успешность их военно-профессиональной социализации.
Ключевые слова: военно-профессиональная социализация, военные вузы внутренних войск, курсанты, физкультурно-спортивный опыт.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.05.111.p187-192
INFLUENCE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS EXPERIENCE OF THE CADETS OF THE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA ON CHARACTER OF COURSE OF THEIR MILITARY AND PROFESSIONAL SOCIALIZATION
Valery Aleksandrovich Shchyogolev, the doctor of pedagogical sciences, professor, honored
worker of physical culture,
Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy,
St. Petersburg,
Pavel Anatolyevich Soldatov, the competitor,
St. Petersburg military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs ofRussia
Annotation
The article reveals the specificity of the influence of physical culture and sports experience of cadets of the higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia on character of course of their military and professional socialization. It has been established that previous high level of the physical and sports readiness of the youth entered the military university of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia is in number of the important factors influencing on the cadets, both on their self-determination in the military collective and on success of their military and professional socialization.
Keywords: military and professional socialization, military higher education institutions of internal troops, cadets, physical culture and sports experience.
ВВЕДЕНИЕ
Ведущей причиной порождающей проблему адаптации студентов к условиям обучения в вузе, является слабая преемственность между средней и высшей школой. Известно, что в гражданских вузах адаптация студентов к обучению происходит на младших курсах, а на старших курсах к последующей профессиональной деятельности [1, 2].
Адаптация студента к обучению в вузе складывается (младшие курсы):
- во-первых, из физической и функциональной адаптации (формирование необходимых функциональных резервов и физической подготовленности, необходимых для успешного обучения в вузе - сдача сессии в срок). Так в работе [3] экспериментально выявлено, что среди достаточно большого спектра физических и функциональных качеств только физическая выносливость имеет положительную корреляционная связь по уровню значимости 0,05 с успешностью обучения на младших курсах технических вузов.
- во-вторых, из социально-психологической адаптации. Социальнопсихологическая адаптация подразумевает специально организованный процесс приспособления личности к условиям внешней среды. В контексте высшей школы социальнопсихологическая адаптация складывается из адаптации вхождения в коллектив (формирование коммуникативных компетенций) и преодоления стрессовых реакций при кардинальном изменении системы контроля знаний, умений. навыков и компетенций.
Значимая роль в процессе адаптации к обучению в вузе и формированию стрессо-устойчивости принадлежит средствам физического воспитания.
Совершенно другая ситуация в военных вузах и в гражданских вузах, имеющие специальности, профессиональная деятельность выпускников которых, связана с опасностью и риском для жизни и здоровья [3]. В этом случае адаптация к будущей профессиональной деятельности должна начинаться и начинается с первого курса.
Известно, что, впервые попадая в курсантский коллектив, многие молодые люди адаптируются в нем недостаточно быстро и легко. Причиной тому являются факторы, характерные только для воинской службы:
Во-первых, в данный период происходит процесс их адаптации и военнопрофессиональной социализации, связанный с перестройкой режима труда и отдыха, новыми формами общения с окружающими людьми, повышенными требованиями к функциональному состоянию организма и др.
Во-вторых, начальный период формирования курсантского коллектива отличается значительным расширением объема новой информации и необходимостью её усвоения в ограниченные сроки.
В-третьих, важность обязательного выполнения всего объема заданий, беспрекословное подчинение командирам на фоне резкой интенсификации учебной деятельности обусловливает повышенную нервно-психическую напряженность молодых курсантов.
Результаты проведенного нами анкетирования командного состава курсантских подразделений внутренних войск МВД России свидетельствует о том, что наибольшую трудность для молодого курсанта представляет выполнение условий: беспрекословно подчиняться командирам и соблюдать воинскую дисциплину, переносить высокие физические нагрузки и напряжения, подчинять себя строгому распорядку дня.
Совокупное воздействие этих и других трудностей может приводить к определенным функциональным и психическим расстройствам организма молодых курсантов. Известно, что возникновение у некоторых военнослужащих астенических состояний и невротических реакций впервые месяцы службы объясняется оторванностью от семьи, строгим распорядком дня, сменой привычных референтных групп, четкими дисциплинарными ограничениями и другими факторами (В. А. Щеголев, 1991).
Функциональные изменения в адаптационном периоде следует рассматривать как вполне естественную адекватную реакцию на особенности военной службы, возникающую в результате физических нагрузок и нервно-психических напряжений и исчезающую после физиологической перестройки органов и систем. Начальное формирование курсантского коллектива оказывает определенное воздействие на эмоциональную сферу молодых курсантов.
В этот период многие военнослужащие чувствуют себя неуверенно, обособленно, испытывают обостренное чувство оторванности от привычной среды, неудовлетворен-
ность своим положением, часто допускают отступления от уставных требований.
В ранее опубликованных нами работах, [4, 6] имеются данные, указывающие на то, что высокий и разносторонний уровень физкультурно-спортивной подготовленности молодых курсантов в значительной степени способствует нейтрализации негативных изменений, происходящих в их организме и тем самым обеспечивает успешность их социальной адаптации. Встречаются также ссылки на то, что рационально организованный процесс физической подготовки может активизировать межличностные отношения военнослужащих на начальном этапе пребывания в воинском коллективе и тем самым ускорить их социально-психологическую адаптацию к условиям воинской службы [5, 7, 8].
Однако эти данные нами были получены на других выборках испытуемых и характеризуют преимущественно динамику функционального и эмоционального состояния молодых курсантов на начальном этапе их пребывания в воинском коллективе.
В связи с вышеизложенным, а также, исходя из задач настоящего исследования, представлялось необходимым рассмотреть данную проблему более комплексно, уделив главное внимание теоретическому и экспериментальному изучению вопросов влияния предшествующего физкультурно-спортивного опыта курсантов на успешность их военно-профессиональной социализации.
МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В качестве методов исследования использовались общеизвестные психологопедагогические методы, таких как: групповая оценка личности, исследования эмоциональной экспансивности, определение личностного статуса в коллективе, исследование самоопределения личности в группе и др. На основе применения данных методик определились: групповая оценка личности, социометрический статус, эмоциональная экспансивность, устойчивость взаимоотношений, индекс группового единства и другие показатели, характеризующие включенность личности в военно-профессиональную деятельность и коллектив.
В исследовании приняло участие 116 курсантов первого курса и 24 офицера из числа командного состава курсантских подразделений Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД Российской Федерации.
Для того чтобы оценить влияние высокого или низкого уровня физической и спортивной подготовки молодых курсантов на успешность военно-профессиональной социализации в коллективе, в качестве основного метода решения данной задачи был выбран метод сравнения полярных групп [7].
Сдвиги, наблюдающиеся у испытуемых, лучше или хуже физически подготовленных, хотя и имеют одинаковую направленность, однако происходят на разных уровнях функциональной дееспособности. Наиболее выражено это наблюдается в конце первого начале второго месяца службы. Полученные результаты в определенной степени подтверждают имеющиеся мнение о снижении функциональной дееспособности систем организма в данном периоде под воздействием адаптационных процессов. При этом, также с очевидностью, можно утверждать о благоприятном влиянии высокого уровня физической подготовленности на характер морфофункциональных изменений в организме курсантов.
Наряду с некоторыми показателями, обусловливающими функциональную дееспособность молодых курсантов, педагогическому сравнению подвергались такие параметры как:
- самоопределение личности в воинском коллективе;
- социально-психологическая позиция в коллективе;
- групповая оценка личности;
- индекс группового единства и другие показатели, на основе которых исследовался характер протекания военно-профессиональной социализации личности в курсант-
ском коллективе [7].
За критерий самоопределения личности в курсантском коллективе принималась степень соответствия самооценки молодых военнослужащих и оценки её подразделениями по значимым, с точки зрения профессиональной деятельности, способностям и качествам характера. При этом учитывалось, что чем однороднее характеристика конкретного курсанта, данная членами воинского коллектива, и чем больше она соответствует его самооценке, тем лучше знает коллектив его индивидуальные особенности и тем естественнее положение человека в данном подразделении.
Основным методическим приемом был метод взаимных характеристик. Курсантам учебных групп предлагалось оценить друг друга по двум рядам показателей:
1) показатели успешности военно-профессионального обучения;
2) личностные качества.
Кроме того, каждый опрашиваемый должен был оценить по тем же параметрам и самого себя. Испытуемым выдавалась таблица: с левой стороны печатался список параметров, по которым производилась оценка, а сверху - список учебной группы, участвовавшей в исследовании. Оценка проводилась по 9 - балльной шкале.
В курсантских подразделениях был проведен и социометрический опрос. Обработка результатов производилась подсчетом баллов, соответствующих самооценке и средней оценке каждого испытуемого по всем параметрам. Затем производилось сопоставление оценок и самооценок каждого испытуемого.
Всех опрашиваемых курсантов в соответствии с полученными результатами можно разделить на три группы:
1) положительно оценивающие свои качества;
2) неопределенно оценивающие свои качества;
3) дифференцированно подходящие к оценке своих качеств.
Сопоставление самооценки групп со шкалой авторитета, составленной по результатам социометрического опроса, показало, что испытуемые первой группы имеют наиболее высокий социометрический статус, испытуемые второй и третьей групп размещены на разных уровнях шкалы авторитета. При этом весьма любопытным оказался факт наличия в первой группе большинства курсантов (82,6%) с высоким уровнем физической и спортивной подготовленности.
По разности между средней величиной оценки группой каждого из её членов и самооценкой индивида был обнаружен значительный разброс данных, начиная с завышенных до заниженных самооценок.
По данным социометрического опроса, для каждого исследуемого были вычислены соотношения сделанных и полученных выборов, свидетельствующих о степени удовлетворенности или неудовлетворенности потребности в общении. Было обнаружено, что опрашиваемые с высоким (от 1,5 до 3,4) значением этого отношения, т.е. с высоким индексом неудовлетворенности потребности в общении, отличаются либо сильно заниженной, либо сильно завышенной самооценкой в сравнении с оценкой группы. Было обнаружено и то, что курсанты, находящиеся в центре шкалы, т.е. давшие самооценки, близкие к оценке их группой, имеют более высокий и разносторонний уровень физической и спортивной подготовленности. Очевидно, что приобретенный ими опыт коммуникативного общения в предшествующей физкультурно-спортивной деятельности обусловливает не только объективную самооценку своих возможностей, но и способствует росту их авторитета среди сослуживцев.
Можно предположить, что курсанты с самооценкой, неадекватной оценкам, вынесенным группой, имеющие высокие индексы неудовлетворенности потребности в общении, оказываются наиболее неадекватными внутри своих групп, еще не сумевшими достичь самоопределения в курсантских подразделениях, утвердить свою индивидуальность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные результаты убедительно свидетельствуют о том, что предшествующий высокий уровень физической и спортивной подготовленности молодежи, поступившей в военные вузы внутренних войск МВД России, находится в числе важных факторов, оказывающих существенное воздействие, как на самоопределение курсантов в воинском коллективе, так и на успешность их военно-профессиональной социализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Григорьев, В.И. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В. А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 35-41.
2. Руденко, Г.В. Модельные характеристики психофизической подготовленности выпускника - горноспасателя / Г.В. Руденко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 110-113.
3. Чистяков, В.А. Мониторинг физического состояния студента / В.А. Чистяков, О.Е. Пискун, В.Л Веретенников // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения : труды пятой Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2010. - С. 252-257.
4. Щеголев, В.А. Воспитание воинских коллективов в системе физической подготовки : монография / В.А. Щеголев ; Военный ин-т физ. культуры. - Л. : [б.и.], 1990. - 168 с.
5. Щеголев, В.А. Спортивные единоборства и прикладные физические упражнения как средства военно-профессионального воспитания студентов - будущих офицеров запаса / В.А. Щеголев, Б.Г. Тихонов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - № 3 (22). - С. 100-105.
6. Щеголев, В. А. Физическая культура и спорт как средство профессиональноориентированного воспитания студенческой молодежи [Электронный ресурс] / В.А. Щеголев, В.Ю. Карпов, Ю.Н. Щедрин // http://window.edu.ru/resource/582/41582/files/itmo181.pdf. - Дата обращения 30.03.2013.
7. Щеголев, В.А. Критерии и показатели эффективности процесса профессиональнопедагогической подготовки военно-инженерных кадров / В.А. Щеголев, К.А. Грачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 174-178.
8. Щеголев, В.А. Отношение военных специалистов Войск ПВО к физической подготовке в системе дополнительного военно-профессионального образования / В.А. Щеголев, А.В. Савельев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 2 (108). - С. 194-198.
REFERENCES
1. Grigoriev, V.I., Davidenko D.N. and Chistyakov V.A. (2011), “Competence-based approach to design of individual educational trajectories of physical development of students”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1 pp. 38-42.
2. Rudenko G.V. and Chistyakov V.A. (2012), “Modeling characteristics of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 110-113.
3. Chistyakov, V.A., Piskun, O.E. and Veretennikov, V.L (2010), “Monitoring of a physical condition of the student”, Health - a basis of human potential: problems and ways of their decision, collection of conference, publishing house Polytechnical University, St. Petersburg, pp. 252-257.
4. Shchegolev, VA. (1990), Education of military collectives in system of physical preparation, publishing house Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg.
5. Shchegolev, VA and Tikhonov, B.G. (2006), “Combat sports and applied physical exercises as means of military and professional education of students - future reserve officers”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 22, No. 3, pp. 100-105.
6. Shchegolev, VA., Karpov, V.Yu. and Shchedrin, Yu.N. (2006), Physical culture and sport as means professional the focused education of student's youth, available at: //http://window.edu.ru/resource/582/41582/files/itmo181.pdf.
7. Shchegolev, VA. and Grachev, K.A. (2013), “Criteria and indicators of efficiency of process of professional and pedagogical preparation of military and engineering shots”, Uchenye zapiski universi-
teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 98, No. 2, pp. 174-178.
8. Shchegolev, VA. and Savelyev A.V. (2014), “Relation of military specialists of Armies of air defense to physical preparation in system additional military professional education”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 108, No. 2, pp. 194-198.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.05.2014.
УДК: 37. 037-053. 067/37. 011. 3
НОРМИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК СИЛОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С УЧЕТОМ СОМАТОТИПА ЛИЦ ЖЕНСКОГО ПОЛА (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОК
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)
Анатолий Николаевич Яковлев, кандидат педагогических наук, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС), Россия, Полесский государственный университет (ПолесГУ), Пинск, Республика Беларусь, Евгений Александрович Масловский, доктор педагогических наук, профессор, Полесский государственный университет (ПолесГУ), Пинск, Республика Беларусь
Аннотация
Внимание ученых-медиков обращено на изучение закономерностей развертывания приспособительных реакций организма в процессе выполнения разнообразных физических нагрузок, что связано с изучением проблемы силовой подготовки, научным обоснованием рационального подбора силовых упражнений и методики их использования с учетом особенностей контингентов занимающихся по специализации, возрасту, полу, подготовленности и состоянию здоровья. Интересным исследовательским материалом также следует считать влияние занятий силовыми упражнениями па функциональное состояние первпой системы (ФСНС) студенток. Для этих целей исследователи применяли комплексы ортостатических проб (ОСП), проведенных до и после учебного занятия. Методологический подход, характеризует исследуемую выборку по среднему значению ОСП по каждому занятию, по результатам строятся графики фактической динамики, а наиболее общие тенденции представлены сглаженными полиномиальными кривыми. Привлекательна для оценки результатов силовых нагрузок па организм лиц женского пола комплексная оценка (анализ динамической ЭКГ, оксигемограммы, частота дыхания в процессе работы артериальной осциллограммы и анализа субъективных данных).
Ключевые слова: приспособительные реакции организма, проблемы силовой подготовки, функциональное состояние первпой системы (ФСНС) студенток, методический подход, комплексная оценка, анализ динамической ЭКГ, анализ субъективных данных.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.05.111.p192-197
RATIONING OF THE POWER TRAINING LOADS AT PHYSICAL CULTURE CLASSES WITH REGARD TO SOMATOTYPE OF FEMALES (ON THE EXAMPLE
OF BELARUS STUDENTS)
Anatoly Nikolaevich Yakovlev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladivostok State University Economics and Service, Russia, Vladivostok,
Polesky State University, Belarus, Pinsk,
Evgeny Alexandrovich Maslovsky, the doctor of pedagogical sciences, professor, Polesky State University, Belarus, Pinsk
Annotation
Attention of medical scientists was drawn to the study of patterns of deployment of adaptive reactions in the process of performing a variety of physical activities that involve studying the problem of the strength training, scientific substantiation of rational selection of strength exercises and methods of their