растной категории.
ЛИТЕРАТУРА
1. Балахничев, В. В. Отбор и подготовка спортсменок в легкой атлетике с позиции полового диморфизма I В.В. Балахничев, Е.П. Врублевский, О.М. Мирзоев II Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 4. - С. 11-15.
2. Олейник, Е.А. Пальцевые пропорции у спортсменок, занимающихся спортивными видами единоборств, как маркер морфологической маскулинизации I Е.А. Олейник II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 8 (54). - С. 96-98.
REFERENCES
1. Balakhnichev, V.V., Vrublewski E.P. and Mirzoyev O.M., (2003), “Selection and training of female athletes in track and field athletics from the perspective of sexual dimorphism”, Theory and Practice of Physical Culture, No. 3, pp. 21-24.
2. Oleynik, E.A. (2009), “The Finger ratio of female athletes practicing sports wrestling as an index of morphological masculinization”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. (54), pp. 96-98.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.03.2013.
УДК 378
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНОМ ВУЗЕ
Валерий Лукич Пашута, доктор педагогических наук, профессор,
Елена Николаевна Курьянович, кандидат педагогических наук, доцент,
Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени
С.М. Кирова, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению факторов, определяющих необходимость психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в военнофизкультурном вузе. К числу основных факторов, определяющих необходимость психологопедагогического сопровождения учебного процесса в военно-физкультурном вузе, авторы относят: неадекватность поведения курсантов; затруднения адаптации к учебной и повседневной деятельности; гипертрофированное стремление курсантов обратить на себя внимание. Выявленные факторы позволили определить направленность психокоррекционных мероприятий с курсантами и осуществить их с учетом специфики военно-физкультурного вуза. Повторное обследование военнослужащих, после психокоррекционных мероприятий, показало положительную динамику в состоянии их психофизиологической сферы. На уровне коррекции личностных свойств курсантов изменения были позитивные. Результаты показали обоснованность применяемых психокоррекционных мероприятий.
Ключевые слова: факторы, психолого-педагогическое сопровождение, психокоррекция, психодиагностика, курсанты военно-физкультурного вуза, деформация личности, позитивные изменения личности.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.03.97.p159-163
FACTORS DEFINING THE NEED IN PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT OF EDUCATIONAL PROCESS IN MILITARY AND SPORTS HIGHER
EDUCATION INSTITUTION
Valery Lucich Pashuta, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Elena Nikolaevna Kuryanovich, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy,
St.-Petersburg
Annotation
Results of researches of authors on identification of the factors defining need in psychological-pedagogical support of educational process in military and sports higher education institution are presented in the article. To number of the major factors defining need in psychological-pedagogical support of educational process in military and sports higher education institution, authors carry: inadequacy of behavior of cadets; difficulties at adaptation to educational and daily activity; hypertrophied aspiration of cadets to attract attention on themselves. The revealed factors allowed defining the orientation of psychocorrec-tional actions with cadets and carrying out them taking into account specifics of military and sports higher education institution. Repeated inspection of the military personnel, after psychocorrectional actions, showed positive dynamics in a condition of their psychophysiological sphere. At the level of correction of personal properties of cadets, the changes were positive. Results showed validity of applied psychocorrec-tional actions.
Keywords: factors, psychological-pedagogical support, psychocorrection, psychodiagnostics, cadets of military and sports higher education institution, deformation of personality, positive changes of personality.
В изменившихся социально-экономических условиях необходим поиск новых эффективных педагогических технологий, направленных на оптимизацию системы подготовки офицерских кадров в высшей военной школе. Прежде всего, требуют своего научного обоснования психолого-педагогические аспекты профессиональной подготовки будущих офицеров, с учетом отечественного и зарубежного исторического опыта обучения и воспитания военных кадров. В этих условиях поиск факторов, определяющих необходимость психолого-педагогического сопровождения учебного процесса военнофизкультурного вуза, становится актуальной проблемой. Это позволит осуществить пересмотр целевых установок, содержания, методов, форм организации обучаемых с учетом современных требований к образовательному процессу в военно-физкультурном вузе. Обоснование средств для психолого-педагогического сопровождения, направленных на формирование нравственных черт личности, патриотизма и преданности своему Отечеству проходит под воздействием объективных и субъективных причин. Психологопедагогическое воздействие влияет на сознание курсантов и слушателей, на базе глубокого осмысления и всестороннего изучения отечественного исторического опыта системы военного образования в России [1-10].
Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса должно начинаться с момента поступления курсантов в военно-физкультурный вуз и завершаться перед выпуском.
Целью нашего исследования явилось научное обоснование факторов, определяющих необходимость психолого-педагогического сопровождения учебного процесса военно-физкультурного вуза. С целью определения этих факторов проводился опрос опытных преподавателей военно-физкультурного вуза. Всего в опросе приняли участие 78 респондентов. Результаты опроса представлены в таблице 1.
Таблица 1
Ранговая структура факторов, определяющих необходимость психологопедагогического сопровождения учебного процесса военно-физкультурного вуза ___________________________________(п=78)__________________________________
Ранговое место (значимость) Факторы Ранговый показатель (%)
1 Неадекватность поведения курсантов в процессе учебной деятельности 20,7
2 Затруднения адаптации курсантов к учебной и повседневной деятельности 18,3
3 Гипертрофированное стремление курсантов обратить на себя внимание 17,1
4 Немотивированные, трудно объяснимые поступки курсантов 14,3
5 Цинизм, бравирование курсантов своей распущенностью 10,7
6 Необъяснимое, бессмысленное упрямство курсантов, отсутствие какого-либо позитивного эффекта от бесед, внушений 7,9
7 Постоянное участие курсантов в различных конфликтах, ссорах с окружающими 6,7
8 Чрезмерная угодливость, податливость курсантов в процессе учебы 4,3
Выявленные факторы позволили определить направленность психокоррекционных мероприятий.
В нескольких сериях экспериментов группы курсантов оценивались с помощью опросника ЧХТ [7], для выявления пограничных состояний, нарушений со стороны психофизиологической сферы обучаемых. Сведения, полученные с помощью этого опросника, уточнялись путем наблюдения и бесед. Для реализации индивидуального подхода к учебно-воспитательной работе с курсантами, имеющими затруднения в адаптации к учебному процессу в вузе, были определены конкретные рекомендации для преподавательского состава и командиров курсантских подразделений.
В ходе бесед и наблюдения особое внимание обращалось на наличие трех основных факторов, определяющих необходимость психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в военно-физкультурном вузе:
- неадекватность поведения курсантов;
- затруднения адаптации к учебной и повседневной деятельности;
- гипертрофированное стремление курсантов обратить на себя внимание.
По ЧХТ курсантам предлагалось двадцать утверждений, отражающих наличие акцентуаций и психопатических черт характера (из ММР1, КеИе1 и ЧХТ). Выставлялась условная оценка по девятибалльной шкале.
Сопоставление показателей наблюдения в четырех исследованиях позволило выявить корреляционные связи в диапазоне г=0,56^0,65. Это свидетельствует о достаточной информативной ценности опросника ЧХТ, удобного в применении (занимающего значительно меньше времени, чем процесс накопления сведений путем наблюдения и бесед).
Представленные преподавателям и командирам сведения о личностных особенностях их подопечных, особенностях мышления, помогли снизить вероятность негативных конфликтов, подобрать пути к более доверительным отношениям, ограничивать вероятность негативных импульсивных реакций с их стороны.
Совершенно очевидно, что необходимо постоянное наблюдение динамики происходящих процессов в сознании курсантов и возможное своевременное, уместное вмешательство педагогов в этот процесс для того, чтобы избежать отрицательной деформации личности.
В процессе проведения мероприятий психолого-педагогического сопровождения учебного процесса должны учитываться особенности личности каждого (способности, характер, темперамент), личностный адаптационный потенциал обучаемого, а также возможности решения проблем у лиц с затруднением адаптационных механизмов.
Повторное обследование военнослужащих, после психокоррекционных мероприятий, показало положительную динамику в состоянии их психофизиологической сферы. На уровне коррекции личностных свойств курсантов изменения были позитивные. Результаты показали обоснованность применяемых психокоррекционных мероприятий.
ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости выявления негативных личностных свойств у обучаемых. С курсантами, нуждающимися в психологической коррекции необходимо проводить мероприятия психологопедагогического сопровождения, направленные на снижение риска возникновения расстройств со стороны их психики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Педагогическая модель обеспечения физической готовности выпускников вузов ПВО (ВКО) к боевой деятельности / А.Э. Болотин, О.С. Зайцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 38-42.
2. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). -С. 30-35.
3. Болотин, А.Э. Модель процесса подготовки призывной молодёжи к воинской службе / А.Э. Болотин, Р. А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 27-31.
4. Бурняшев, А. А. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности водных судов / А.А. Бурняшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2011. - № 10 (80). - С. 45-49.
5. Григорьев, В.И. Государственный образовательный стандарт - стабилизационный инструмент развития физической культуры в вузах / В.И. Григорьев, Д.Н. Дави-денко, В. А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 39-45.
6. Григорьев, В.И. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. -№ 1 (71). - С. 35-41.
7. Марищук, В.Л. Методики психодиагностики в спорте / В.Л. Маришук. - М. : Просвещение, 1990. - 256 с.
8. Чистяков, В.А. Факторная структура психофизической подготовленности выпускника - горноспасателя / В. А. Чистяков, Г.В. Руденко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 159-163.
9. Щеголев, В.А. Спортивные единоборства и прикладные физические упражнения как средства военно-профессионального воспитания / В.А. Щеголев, Б.Г. Тихонов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 22. - С. 100-105.
10. Chistyakov, V.A. Information interaction of the person with an environment / V.A. Chistyakov // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 19. - С. 90-99.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Zaitcev (2012), “Pedagogical model of ensuring the physical readiness of graduates of higher education institutions of air defense (Air and space defense) to fighting activity”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9 pp. 38-42.
2. Bolotin, A.E. and Sivak, A.N. (2012), “Requirements shown to graduates of higher education institutions of Internal Troops of the Ministry Of Internal affairs of Russia for effec-
tive implementation of office and fighting tasks”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.
3. Bolotin, A.E. and Layshev, R.A. (2012), “Model of process of preparation of draft youth to military service”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12, pp. 27-31.
4. Burnyashev A. A. (2011), “Pedagogical technology of application of training complexes in the course of vocational training of experts of fire safety of water vessels”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10, pp. 45-49.
5. Grigoriev, V.I., Davidenko D.N. and Chistyakov V.A. (2011) "Competence-based approach to design of individual educational trajectories of physical development of students, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1, pp. 38-42.
6. Grigoriev, V.I., Davidenko D.N. and Chistyakov V.A. (2011) "The state educational standard - the stabilization instrument of development of physical culture in higher education institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 74, No. 4 pp. 39-45.
7. Marishchuk, V.L. (1990), Psychodiagnostic methods in sports, publishing house “Education”, Moscow, Russian Federation.
8. Chistyakov V.A., Rudenko G.V. (2012), “Factorial structure of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 159-163.
9. Shchegolev, V.A. and Tikhonov, B.G. (2006), “Combat sports and applied exercises as a means of military professional training”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 20, pp. 100-105.
10. Chistyakov, V.A. (2006), “Information interaction of the person with an environment”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 19, pp. 90-99.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.03.2013.
УДК 796.01:612
ФИЗИЧЕСКОЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ РОССИИ
Алексей Сергеевич Солодков, заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских
наук, профессор,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В эпоху технологического прогресса, когда общество предъявляет высокие требования к специалистам разных областей, проблема сохранения здоровья школьников и студентов является важной государственной задачей. К этому относятся также актуальная для России демографическая ситуация, т.к. здоровые дети рождаются у здоровых родителей. Уровень психофизического состояния обучающихся служит индикатором социального благополучия общества. Именно эффективность физического и функционального развития в детском возрасте определяет основные черты здоровья нации в старших возрастах, включая потенциальное долголетие, высокую работоспособность, широкие адаптационные возможности организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды и передачу соответствующих качеств будущим поколениям.
Данные Минздрава РФ свидетельствуют о том, что до 60^70% школьников к выпускному классу имеют нарушения органа зрения, 30% - хронические заболевания. Среди хронической патологии преобладают существенные отклонения в показателях функций нервной системы, органов кровообращения и опорно-двигательного аппарата. Доля здоровых детей к концу обучения в школе не превышает 20%, а в Санкт-Петербурге здоровых выпускников школ всего 3^4% (Д.И. Зелинская, 1995; Ф.Н. Зусманович, 1998).