Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение курсантов на начальном этапе обучения'

Психолого-педагогическое сопровождение курсантов на начальном этапе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
448
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашута Валерий Лукич, Курьянович Елена Николаевна

Успешность обучения курсантов высших военно-учебных заведений является сегодня актуальной задачей, так как обучение сочетается с выполнением ими обязанностей военно-профессиональной деятельности. Непривычные психические и физические нагрузки, строго регламентированный характер деятельности и общения, относительная социальная изоляция обуславливают психологическую новизну условий жизнедеятельности молодого человека. Оптимизация процесса обучения зависит от многих факторов: от организации учебного процесса, мотивации, личностных структур, скорости протекания нервных процессов и др. Важно по-разному строить обучение, учитывать индивидуальные особенности учащихся, только такой подход дает положительные результаты и сохранит здоровье обучаемых. В статье показано, что психолого-педагогического сопровождения следует рассматривать как задачу организационно-педагогического управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пашута Валерий Лукич, Курьянович Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical support of the cadets at the initial stage of training

Success of training of cadets of the highest military schools today is an actual task as the training is combined with the performance of military professional activity duties by them. The unusual mental and physical activities, strictly regulated nature of the activity and communication, relative social isolation cause the psychological novelty of the conditions of activity of the young man. Optimization of the process of training depends on many factors: the organization of educational process, motivation, personal structures, speed of nervous processes, etc. It is important to build training in a different mode, to consider the specific features of pupils, and only such approach yields the positive results and keeps health of trainees. It is shown in the article that psychology and pedagogical maintenance are necessary to consider as a problem of organizational and pedagogical management.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение курсантов на начальном этапе обучения»

машинного обучения авиационных специалистов : автореф. дис. ... канд. техн. наук / Кемалов Б.К. - Пенза, 2012. - 19 с.

6. Макаров, Р.Н. Основы формирования профессиональной надежности летного состава гражданской авиации : учеб. пособие / Р.Н. Макаров. - М. : Воздушный транспорт, 1990. - 384 с.

7. Макаров, Р.Н. Психологические основы дидактики летного обучения / Р.Н. Макаров,

Н.А. Нидзий, Ж.К. Шишкин. - М. : Изд-во Международной Академии проблем человека в авиации и космонавтике (МАКЧАК), 2000. - 536 с.

8. Макаров, Р.Н. Человек в измерениях ХХ века. Прогресс Человечества в двадцатом столетии. Том VI / Р. Н. Макаров. - М. : Изд-во Московской областной общественной организации «Академии проблем человека в авиации и космонавтике» (МАПЧАК), 2003. - 409 с.

9. Пономаренко, А.В. Интеллектуальные интерактивные учебно-тренировочные комплексы / А.В. Пономаренко, В.М. Василец. - М. : Воениздат, 2006. - 255 с.

10. Пономаренко, В.А. Законы регуляции психической деятельности летных экипажей в нештатных ситуациях и принципы тренажерной подготовки / В. А. Пономаренко // Труды общества независимых расследователей авиационных происшествий. Вып. 15 / под ред. В. Е. Овчарова. - М., 2003. - С. 26-38.

REFERENCES

1. Vorona, A.A. and Zatsamy N.N. (1990), “Psychophysiological evaluation training effectiveness of simulators”, Aeromedical and ergonomic study of human factors in aviation, conference, publishing house “Institute of Civil Aviation”, Moscow, pp. 21-26 .

2. Gander D.V. (2007), Professional psychopedagogy, publishing house “Voentekhizdat”, Moscow.

3. Zinkovskaya, S.M. (2009), “Psychological aspects of pilot training to act in specific situations”, Teacher Education, No. 4, pp. 83-90.

4. Kazatchkin, B.I. (1999), Flight simulators as a link between ground and flight training, Mon-

ino.

5. Kemalov, B.K. (2012), Development of integrated tools for knowledge representation in machine learning aviation professionals, dissertation, Penza.

6. Makarov, R.N. (1990), Foundations for professional reliability aircrew of civil aviation, publishing house “Air Transport”, Moscow.

7. Makarov, R.N., Nidzi, N.A. and Shishkin, J.K. (2000), Psychological bases didactics flight training, publishing house “MAKCHAK”, Moscow.

8. Makarov, R.N. (2003), Man in the measurements of the twentieth century. Progress of Mankind in the twentieth century, publishing house “MAPCHAK”, Moscow.

9. Ponomarenko, A.V. and Vasilets, V.M. (2006), Intelligent interactive training complexes, publishing house “Military Publishing”, Moscow, 2006.

10. Ponomarenko, V.A. (2003), “Laws regulating mental activity flight crews in emergency situations and the principles of simulator training”, Proceedings of the Society of Independent Investigative accident, Issue 15, publishing house “MAK”, Moscow, pp. 26-38.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.02.2014.

УДК 378

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРСАНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Валерий Лукич Пашута, доктор педагогических наук, профессор,

Елена Николаевна Курьянович, кандидат педагогических наук, доцент,

Военный институт физической культуры

Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (ВИФК), Санкт-Петербург

Аннотация

Успешность обучения курсантов высших военно-учебных заведений является сегодня актуальной задачей, так как обучение сочетается с выполнением ими обязанностей военно-

профессиональной деятельности. Непривычные психические и физические нагрузки, строго регламентированный характер деятельности и общения, относительная социальная изоляция обуславливают психологическую новизну условий жизнедеятельности молодого человека. Оптимизация процесса обучения зависит от многих факторов: от организации учебного процесса, мотивации, личностных структур, скорости протекания нервных процессов и др. Важно по-разному строить обучение, учитывать индивидуальные особенности учащихся, только такой подход дает положительные результаты и сохранит здоровье обучаемых. В статье показано, что психологопедагогического сопровождения следует рассматривать как задачу организационнопедагогического управления.

Ключевые слова: образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса, личностно-ориентированное психологическое сопровождение.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.02.108.p136-141 PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE CADETS AT THE INITIAL STAGE OF TRAINING

Valery Lucic Pashuta, the doctor of pedagogical sciences, the professor,

Elena Nikolaevna Kuryanovich, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

The Military Institute of Physical Training of Kirov Military Medical Academy,

St. Petersburg

Annotation

Success of training of cadets of the highest military schools today is an actual task as the training is combined with the performance of military professional activity duties by them. The unusual mental and physical activities, strictly regulated nature of the activity and communication, relative social isolation cause the psychological novelty of the conditions of activity of the young man. Optimization of the process of training depends on many factors: the organization of educational process, motivation, personal structures, speed of nervous processes, etc. It is important to build training in a different mode, to consider the specific features of pupils, and only such approach yields the positive results and keeps health of trainees. It is shown in the article that psychology and pedagogical maintenance are necessary to consider as a problem of organizational and pedagogical management.

Keywords: educational process, psychology and pedagogical support of educational process, personally focused psychological support.

Адаптация (приспособление) к изменяющимся условиям внешней среды является основным законом эволюции. В этом смысле обучение можно рассматривать как управляемую адаптацию.

Адаптацию к обучению в вузе принято разделять на два этапа: на младших курсах

- адаптация к обучению, на старших курсах - к будущей профессиональной деятельности [1]. Что касается периода первоначальной адаптации (наиболее сложный период приспособления к обучению в вузе), то он хорошо разработан в системе высшей школы. На первом и втором курсах студент изучает профильные предметы, знакомые ему по школе, но на более высоком уровне.

Бывший абитуриент попав в среду военно-физкультурного вуза одновременно должен адаптироваться как непосредственно к новой форме обучения, так и повышенным требованиям к его физической форме. В этом смысле процесс протекания первоначальной адаптации курсанта происходит значительно сложнее, особенно, в психологическом плане, так как речь идет о приспособлении «духа и тела». Следует отметить, что начавшееся в последнее время широкое применение генетических маркеров для прогнозирования успешности обучения (по аналогии прогнозирования успешности в спорте [811]) достаточно спорное явление и требует определенной осторожности, в том числе и по этическим соображениям, из-за разницы в генеральной цели: в спорте - выявить на этапе начального спортивного отбора спортсмена, генетические задатки которого позволят достичь самых высоких спортивных результатов; в системе высшего профессионального

образования - сформировать знания, умения, навыки и компетенции для успешного выполнения служебно-боевых задач.

Тема формирования физических кондиций курсанта хорошо изучена и широко применяется, как на занятиях по физической подготовке в военных вузах, так и в войсках

- школа молодого бойца.

Значительно труднее происходит психологическая адаптация на начальном этапе обучения в военно-физкультурном вузе. В психологии мы имеем дело с отдельной личностью, поэтому рассмотрение «психологического профиля среднего курсанта», по нашему мнению, является ошибочным и является ничем иным, как определением «средней температуры по больнице, включая морг и гнойное отделение»., т.е. если мы собираемся помочь курсанту в психологическом плане, то это должна быть адресная помощь.

Это позволяет нам сформулировать рабочую гипотезу, а именно, психологическая адаптация курсантов к обучению в военно-физкультурном вузе будет успешной, если будет организовано личностно-ориентированное психолого-педагогическое сопровождение курсантов на младших курсах.

Под интегральными характеристиками успешности адаптации курсантов мы будем понимать: «успеваемость» - образовательная составляющая и «дисциплинированность»

- воспитательная составляющая. Эти две характеристики мы назовем индикаторами системы психофизической адаптации курсантов к обучению в военно-физкультурном вузе.

Сформулированная нами задача представляет собой задачу организационнопедагогического управления: разработки комплекса мероприятий по переводу педагогической системы из известного начального состояния в желаемое конечное состояние педагогическими методами. Задача организационно-педагогического управления, как и любая задача управления имеет решения, если известны ограничения на управляемые параметры системы [2-7, 11-14]. Возможности физической адаптации определяются функциональными резервами организма и ограничениями на физическое развитие. Ограничения на физическое развитие и функциональное представлены в известной книге Х.Д. Ланге (2004). В настоящее время для оценки физического развития и уровня здоровья широко применяется интегральный показатель, известный как уровень соматического здоровья по Г.Л. Апанасенко.

Значительно сложнее обстоит дело с ограничениями на психологическое состояние при адаптации к обучению. «При рассмотрении проблемы адаптации человека выделяют физиологическую, психическую и социальную адаптацию. При этом психическая адаптация является наиболее значимым уровнем для обеспечения успешной адаптации человека в целом, поскольку механизмы адаптации, прежде всего, имеют психическую природу. По мнению известного отечественного психиатра Ю. А. Александровского, адаптированная психическая деятельность является важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья. В том случае, когда уровень психической адаптации соответствует необходимому для активной жизнедеятельности, можно говорить о «норме»» [А.Г. Маклаков, Общая психология. - 2001, С. 453] и, далее, там же «Психолог должен различать сферу своей компетенции и сферу компетенции психиатра». В качестве такого интегрального показателя адаптированоости можно рассматривать личностный потенциал социально-психологической адаптации» (ЛАП). (А.Г. Маклаков, 2001). Им разработан многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность», который можно использовать в качестве интегральной характеристики психической адаптации. Данный тест прошел всестороннюю проверку на валидность и рекомендован МО РФ для повсеместного внедрения. Регулярное вычисление соматического здоровья по Апанасенко и личностного адаптационного потенциала по Маклакову решают задачу контроля психофизиологического состояния педагогической системы и служат основанием для разработки корректирующих мероприятий, по психофизиологической адаптации курсанта, т.е. образуют контур обратной связи в системе организационно-педагогического

управления. Однако вычисление ЛАП достаточно сложная задача - 160 вопросов [Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психол. журн. - 2001. - Т. 22. - №1. - С. 16-24.].

На начальном этапе психологическими факторами, сдерживающими процесс психологической адаптации, является тревожность (личностная и реактивная), связанная с кардинальным изменением социального статуса (школьник ^ курсант). Поэтому в разработанной нами системе психолого-педагогического сопровождения курсантов ВИФК на начальном этапе обучения мы регулярно (1 раз в месяц) использовали тест Спилбер-гера-Ханина (который входит в тест Маклакова «Адаптивность), содержащий всего 40 вопросов. Чтобы исключить запоминание ответов перед каждым тестированием вопросы перемешивались случайным образом. Корректирующие процедуры психологопедагогического сопровождения были направлены на снижение уровня личностной и реактивной тревожности. Известно, что наиболее эффективный метод помочь людям научиться контролировать стресс и тревожность — развитие у них уверенности в своих силах. Люди, уверенные в своих силах, как правило, испытывают более низкое состояние тревоги. С этой целью мы использовали создание положительной среды и воспитание конструктивного отношения к ошибкам и неудачам. Для проверки правильности нашего предположения мы провели формирующий эксперимент с курсантами 1-го курса в весеннем семестре 2013 года. Были образованы две статистические неразличимые группы курсантов: экспериментальная группа (ЭГ) - 27 человек и контрольная группа (КГ) - 26 человек. В экспериментальной группе индивидуально с каждым курсантом ежемесячно проводились тренинги по снижению уровня личностной тревожности. Результаты исследования (динамика индикаторов управляемой педагогической системы в условных единицах - пятибалльная шкала) представлена в таблице 1

В экспериментальной группе отмечается достаточно четкое улучшение показателей, статистически значимо (Р<0,05). В контрольной группе выраженных изменений не произошло.

Таблица 1

Влияние психолого-педагогических воздействий на успеваемость и дисциплиниро-

ванность курсантов (в баллах)

Показатели Результаты тестирования

ЭГ (п=27) различия КГ (п=26) различия

Дисциплинированность До эксперимента 3,35+0,17 Р < 0,05 3,30±0,19 -

После эксперимента 3,89+0,12 3,31±0,21

Успеваемость До эксперимента 3,92±0,18 Р > 0,05 3,98±0,21 Р > 0,05

После эксперимента 4,16±0,18 3,81 ±0,21

ЛИТЕРАТУРА

1. Акулова, Л.Н. Адаптация студентов факультета физической культуры к условиям обучения в высшей школе / Л.Н. Акулова, В.В. Лобачев, А.И. Бугаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 5 (39). - С. 7-11.

2. Болотин, А.Э. Организационно-педагогические условия, необходимые для адаптации специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях к профессиональной деятельности во время обучения в вузе / А.Э. Болотин, А.В. Токарева, А.А. Паульс // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 23-28.

3. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 15-21.

4. Болотин, А.Э. Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности в добровольных пожарных командах / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 14-19.

5. Болотин, А.Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования

многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.

6. Бакулев, С.Е. Повышение эффективности прогнозирования успешности спортсменов единоборцев с учетом генетических основ родовой, межвидовой и внутриродовой ориентации / С.Е. Бакулев, В.А. Таймазов, В.А. Чистяков // Вестник спортивной науки. - 2011. - № 2. - С. 35-39.

7. Организация процессного управления спортивной федерацией / Э.Г. Алиев, С.Н. Андреев, В. Л. Мутко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008.

- № 3 (37). - С. 3-9.

8. Таймазов, В.А. Прогнозирование успешности соревновательной деятельности спортсменов с учетом генетических основ тренируемости / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2005. - Вып. 18. - С. 81-91.

9. Таймазов, В.А. Значение функциональной асимметрии как генетического маркера спортивных способностей боксера / В. А. Таймазов, С. Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 22. - С. 72-76.

10. Таймазов, В. А. Развитие системного подхода к изучению деятельности человека / В. А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 1 (23). -С. 68-76.

11. Чистяков, В.А. Имитационное моделирование в сфере физической культуры / В.А. Чистяков, Г.З. Аронов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 21. -С. 83-86.

12. Чистяков, В. А. Магическое число семь - результат информационного взаимодействия человека с внешней средой / В. А. Чистяков // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта.

- 2010. - № 5 (63). - С. 118-122.

13. Чистяков, В.А. Процесс маркетинговой деятельности в сфере физкультурнооздоровительных услуг как объект управления / В.А. Чистяков, Г.З. Аронов, Г.А. Пригода // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2005. - Вып. 18. - С. 91-100.

14. Чистяков, В.А. Структура педагогической концепции спортизации физического воспитания в техническом вузе средствами спортивного клуба / В.А. Чистяков, О.В. Костромин, О.О. Новосельцева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 180-185.

REFERENCES

1. Akulova, L.N., Lobachyov, V.V. and Bugakov A.I. (2008), “Adaptation of students of faculty of physical training to conditions of training in the higher school”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 39, No. 5, pp. 7-11.

2. Bolotin, A.E., Tokareva, A.V. and Pauls, A.A. (2013), “Organizational and pedagogical conditions necessary for adaptation of experts in protection in emergency situations to professional activity during training in higher education institution”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 23-28.

3. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), “Requirement made to professional readiness of experts in protection in emergency situations”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 15-21.

4. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), “Pedagogical model of vocational training of experts in protection in emergency situations in higher education institution, with use of office activity in voluntary fire brigades”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 14-19.

5. Bolotin, A.E. and Chistyakov A.V. (2013), “Structure and contents of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.

6. Aliev, E.G., Andreev, S.N., Mutko, V.L. and Chistyakov, V.A. (2008), “The organization of process management of sports federation”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 37, No.

3, pp. 3-9.

7. Bakulev, S.E. Tajmazov, V.A. and Chistyakov, V.A. (2011), “Increase of forecasting effectiveness of success of athletes of martial artists taking into account genetic bases of patrimonial, interspecific and intra patrimonial orientation”, Messenger of sports science, No. 2, pp. 35-39.

8. Tajmazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2005), “Forecasting of success of competitive activity of athletes taking into account genetic bases of a training”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 18, pp. 81-91.

9. Tajmazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2QQ6), “Value of functional asymmetry as genetic marker of sports abilities of the boxer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 22, pp. 72-76.

1Q. Tajmazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2QQ7), “Development of system approach to studying of activity of the person”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 23, No. 1, pp. 68-76.

11. Chistyakov, V.A., Aronov, G.Z. and Pryhoda G.A. (2QQS), “The process of marketing activities in the field of health and fitness services, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 18, pp. 91-1QQ.

12. Chistyakov, V.A. and Aronov, G.Z. (2QQ6), “Simulation in the field of physical culture”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 21, pp. 83-86.

13. Chistyakov V.A. (2Q1Q), “Magic number seven is the result of information interaction of the person with the environment”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 67, No. S, pp. 118122.

14. Chistyakov, V.A., Kostromin, O.V. and Novoseltseva, O.O. (2Q14) “Structure of the pedagogical concept of the sportization of physical training in technical college by means of sports club”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 1Q7, No. 1, pp. 18Q-18S.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.02.2014.

УДК 797.21

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ КАК ФАКТОР ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОСТИ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ КОМБИНАЦИЙ ТЕХНИКИ ПРИКЛАДНОГО ПЛАВАНИЯ

Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, доцент,

Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени

С.М. Кирова, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье исследованы возможности обучения прикладному плаванию на основе функцио-нально-координирующего метода. Сформулировано понятие двигательных функций навыков прикладного плавания. Выявлена зависимость структурной координации элементов техники от функционального применения плавательных навыков. Установлено, что наилучшая согласованность движений в индивидуальных комбинациях достигается посредством использования при обучении координирующих упражнений. Представлены результаты педагогического эксперимента, характеризующие изменения технических показателей прикладного плавания.

Ключевые слова: функции навыков прикладного плавания, координация элементов, координирующие упражнения.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.02.108.p141-144 FUNCTIONAL COORDINATION OF MOVEMENTS AS FACTOR OF EXISTENCE OF TYPOLOGICAL COMBINATIONS OF APPLIED SWIMMING TECHNIQUE

Oleg Evgenyevich Ponimasov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy,

St. Petersburg

Annotation

The article explores the possibility of applied swimming training on the basis of the functional coordinating method. The notion of functions of applied swimming skills is formulated. The dependence of the structural coordination of the technical elements on the functional application of the swimming skills is identified. It has been established that the best motion consistency of the individual combinations has to be achieved through the use of the coordinating exercises in the training process. The results of the pedagogical experiment characterizing changes of technical indicators in applied swimming have been presented.

Keywords: functions of applied swimming skills, coordination of elements, coordinating exercis-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.