Научная статья на тему 'Факторы, определяющие эффективность применения комплексных тактических занятий при обучении курсантов военно-физкультурного вуза'

Факторы, определяющие эффективность применения комплексных тактических занятий при обучении курсантов военно-физкультурного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / КОМПЛЕКСНЫЕ ТАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ТАКТИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашута Валерий Лукич, Ролдугин Павел Валерьевич

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию факторов, определяющих эффективность применения комплексных тактических занятий при обучении курсантов военно-физкультурного вуза. К их числу авторы относят следующие: принципиальные преобразования в подготовке военных кадров, требующие новых подходов к образованию; постоянный рост объёма информации при неизменном лимите времени на подготовку офицерских кадров; необходимость разработки универсальной модели комплексных занятий по тактическим дисциплинам. Сюда же они относят: необходимость определения структуры и содержания универсальной модели комплексных тактических занятий; обеспечение доступности прохождения программы по тактическим дисциплинам для всех курсантов; необходимость создания алгоритма формирования военно-профессиональных компетенций у курсантов по тактическим дисциплинам. Важными факторами являются: предоставление возможности комплексного воздействия на курсантов при освоении тактических дисциплин; обеспечение комплексного развития военно-профессиональных навыков у курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пашута Валерий Лукич, Ролдугин Павел Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors defining the efficiency of application of the complex classes in tactics at training of the cadets of military and sports higher education institution

Results of researches of authors on justification of the factors defining the efficiency of application of the complex classes in tactics at training of the cadets of military and sports higher education institution have been presented in the article. Authors carry the following to their number: basic reforms in preparation of the military staff, demanding new approaches to the education; continuous growth of the volume of information at an invariable limit of time for preparation of the officer staff; need in development of the universal model of complex classes in tactical disciplines. They include the following: need in definition of the structure and content of the universal model of the complex classes in tactics; ensuring the availability of program passing in the tactical disciplines for all cadets; need in creation of the algorithm of formation of the military and professional competences among the cadets in tactical disciplines. The important factors are the following: granting of the possibility of complex impact on the cadets at development of the tactical disciplines; ensuring of the complex development of the military and professional skills among the cadets.

Текст научной работы на тему «Факторы, определяющие эффективность применения комплексных тактических занятий при обучении курсантов военно-физкультурного вуза»

stitutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to effective implementation of office and fighting tasks”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.

3. Bolotin, A.E. and Erastov, A.E. (2013), “Technology of vocational training of special divisions of FSIN of Russia with use of hand-to-hand fight”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 98, No. 4, pp. 15-21.

4. Bolotin, A.E. and Volkov, A.V. and Panchenko I.A. (2014), “Psychology and pedagogical conditions necessary for ensuring physical readiness of staff of mine-rescue divisions”, Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 35-38.

5. Bolotin, A.E. and Chistyakov, V.A. (2013), “Scientific-theoretical approaches to improvement of process of physical training of students in higher education institutions”, Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.

6. Burnyashev A.A. (2011), “Pedagogical technology of application of training complexes in the course of vocational training of experts of fire safety of water vessels”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10 pp. 45-49.

7. Grigoriev, V.I., Davidenko D.N. and Chistyakov V.A. (2011) "Competence-based approach to design of individual educational trajectories of physical development of students, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1 pp. 38-42.

8. Kondykov, A.V. and Severin, N.N. (2011), “Pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of preparation of supernumerary rescue formations”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 82, No. 12, pp. 143-146.

9. Pashuta V. L. and Kuryanovich E.N. (2013), “Factors defining need of the psychologist - pedagogical maintenance of educational process in military sports higher education institution”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 159-163.

10. Pashuta V. L. and Greekov, A.P. (2013), “The factors defining need of use of special equipment for training of the military personnel in conducting combat operations”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 98, No. 4, pp. 113-116.

11. Pereverzeva, I.P. and Ryzhkina, L.A. (2010), “Pedagogical technology of the application of training complexes in the course of vocational training for experts of airfield fire-prevention service”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 66, No. 8, pp. 70-74.

12. Rudenko, G.V. and Chistyakov, V.A. (2012), "Modeling characteristics of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 110-113.

13. Titushina N.V. (2008), “Pedagogical technology of stage-by-stage professional development of the identity of the student of higher education institution oil and gas branch”, Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 35, No. 1, pp. 89-93.

14. Chistyakov V.A., Rudenko G.V. (2012), “Factorial structure of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 159-163.

Контактная информация: a_bolotin@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 28.04.2014.

УДК 378

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ТАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

Валерий Лукич Пашута, доктор педагогических наук, профессор,

Павел Валерьевич Ролдугин, соискатель,

Военный институт физической культуры (ВИФК)

Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (ВИФК), Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию факторов, определяющих эффективность применения комплексных тактических занятий при обучении курсантов военно-физкультурного вуза. К их числу авторы относят следующие: принципиальные преобразо-

вания в подготовке военных кадров, требующие новых подходов к образованию; постоянный рост объёма информации при неизменном лимите времени на подготовку офицерских кадров; необходимость разработки универсальной модели комплексных занятий по тактическим дисциплинам. Сюда же они относят: необходимость определения структуры и содержания универсальной модели комплексных тактических занятий; обеспечение доступности прохождения программы по тактическим дисциплинам для всех курсантов; необходимость создания алгоритма формирования военнопрофессиональных компетенций у курсантов по тактическим дисциплинам. Важными факторами являются: предоставление возможности комплексного воздействия на курсантов при освоении тактических дисциплин; обеспечение комплексного развития военно-профессиональных навыков у курсантов.

Ключевые слова: факторы, комплексные тактические занятия, военно-профессиональные компетенции, педагогический процесс, тактические дисциплины.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.04.110.p115-120 FACTORS DEFINING THE EFFICIENCY OF APPLICATION OF THE COMPLEX CLASSES IN TACTICS AT TRAINING OF THE CADETS OF MILITARY AND SPORTS HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Valery Lucic Pashuta, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Pavel Valeryevich Roldugin, the competitor,

The Military Institute of Physical Training of Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg

Annotation

Results of researches of authors on justification of the factors defining the efficiency of application of the complex classes in tactics at training of the cadets of military and sports higher education institution have been presented in the article.

Authors carry the following to their number: basic reforms in preparation of the military staff, demanding new approaches to the education; continuous growth of the volume of information at an invariable limit of time for preparation of the officer staff; need in development of the universal model of complex classes in tactical disciplines. They include the following: need in definition of the structure and content of the universal model of the complex classes in tactics; ensuring the availability of program passing in the tactical disciplines for all cadets; need in creation of the algorithm of formation of the military and professional competences among the cadets in tactical disciplines. The important factors are the following: granting of the possibility of complex impact on the cadets at development of the tactical disciplines; ensuring of the complex development of the military and professional skills among the cadets.

Keywords: factors, complex classes in tactics, military and professional competences, pedagogical process, tactical disciplines.

Реально существующий и быстро растущий объем информации, к которому человек должен адаптироваться, ставят перед педагогической наукой вопросы соответствия образовательных систем быстрому развитию общества. Это требует переработки и усвоения постоянно растущих потоков информации в условиях неизменного лимита времени [1-20]. Масштабные перемены в военной организации государства и формирование перспективного облика Вооруженных сил РФ требуют принципиальных преобразований в подготовке военных кадров, внедрение в учебный процесс новых форм обучения, позволяющих в условиях постоянно растущего объёма информации при неизменном лимите времени готовить высокопрофессиональных специалистов [1, 5, 6, 7, 20]. Одной из таких форм являются комплексные тактические занятия.

Основной причиной появления комплексных тактических занятий является то, что наиболее приближает практическую работу обучающихся к дальнейшей профессиональной деятельности специалистов, сложностью, конфликтностью, а порой с опасностями и риском, существующими в реальных ее условиях [2]. Поэтому возникает необходимость предварительного ее выполнения. Главной задачей для разработки модели организации и проведения комплексных тактических занятий является обоснование факторов, опреде-

ляющих эффективность их применения [1-10]. В полной мере такая задача стоит и при обучении курсантов военно-физкультурного вуза. С целью выявления факторов, определяющих эффективность применения комплексных тактических занятий, был проведен опрос профессорско-преподавательского состава Военного института физической культуры. Всего в опросе приняли участие 79 респондентов. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ранговая структура факторов, определяющих эффективность применения комплексных тактических занятий при обучении курсантов военно-физкультурного _________________________________вуза (п=79)________________________________

Ранговое место (значимость) Факторы Ранговый показатель (в %)

1 Принципиальные преобразования в подготовке военных кадров, требующие новых подходов к образованию 18,7

2 Постоянный рост объёма информации при неизменном лимите времени на подготовку офицерских кадров 17,8

3 Необходимость разработки универсальной модели комплексных занятий по тактическим дисциплинам 15,7

4 Необходимость определения структуры и содержания универсальной модели комплексных тактических занятий 14,5

5 Обеспечение доступности прохождения программы по тактическим дисциплинам для всех курсантов 10,5

6 Необходимость создания алгоритма формирования военнопрофессиональных компетенций у курсантов по тактическим дисциплинам 9,3

7 Предоставление возможности комплексного воздействия на курсантов при освоении тактических дисциплин 7,2

8 Обеспечение комплексного развития военно-профессиональных навыков у курсантов 6,3

В ходе проведенного исследования были выявлены факторы, определяющие эффективность применения комплексных тактических занятий при обучении курсантов военно-физкультурного вуза. К наиболее значимым факторам относятся следующие: принципиальные преобразования в подготовке военных кадров, требующие новых подходов к образованию; постоянный рост объёма информации при неизменном лимите времени на подготовку офицерских кадров; необходимость разработки универсальной модели комплексных занятий по тактическим дисциплинам. Сюда же можно отнести: необходимость определения структуры и содержания универсальной модели комплексных тактических занятий; обеспечение доступности прохождения программы по тактическим дисциплинам для всех курсантов; необходимость создания алгоритма формирования военнопрофессиональных компетенций у курсантов по тактическим дисциплинам. Важными факторами являются: предоставление возможности комплексного воздействия на курсантов при освоении тактических дисциплин; обеспечение комплексного развития военнопрофессиональных навыков у курсантов.

Данные факторы легли в основу разработки универсальной модели комплексных занятий для обучения курсантов военно-физкультурного вуза тактическим дисциплинам. Эффективность данной модели проверялась в ходе педагогического эксперимента.

Изменение содержания тактических дисциплин обусловило необходимость привлечения к эксперименту не только обучаемых, но и профессорско-преподавательского состава кафедры. Вопросы совершенствования эффективности педагогического процесса по формированию профессиональных и личностных качеств обучающихся рассматривались на заседаниях предметно-методической комиссии, заседаниях кафедры и межка-федральных методических совещаниях.

Одной из важнейших задач в процессе экспериментальной работы была определена задача выделения критерия эффективности полученных в ходе экспериментальной

работы результатов. В качестве критерия в исследовании избрано изменение уровня подготовленности курсантов:

Да =ак-а0,

где, Да - изменение уровня подготовленности;

О - конечный (проверяемый ) уровень подготовленности;

а0- предыдущий уровень подготовленности.

Оценка обучающихся производилась по 4-балльной системе оценки, что полностью обеспечило возможность сравнительного анализа уровня профессиональной подготовленности испытуемых.

Эксперимент осуществлялся при обучении курсантов во время полевых выходов по следующим дисциплинам: Общая тактика, Подготовка по связи; Военно-инженерная подготовка; Радиационная, химическая и биологическая защита (РХБЗ).

Результаты педагогического эксперимента представлены в таблице 2.

Таблица 2

Повышение уровня подготовленности курсантов (Ад)____________________

Период обучения Общая тактика Военно-инженерная подготовка РХБ защита Подготовка по связи

2009-10 (КГ) - - - -

2010-11 (ЭГ) 0,3 0,45 0,75 0,83

2012-13 (ЭГ) 0,8 0,46 0,75 0,84

ВЫВОД. Проведенный педагогический эксперимент свидетельствует о высокой эффективности разработанной универсальной модели комплексных занятий для обучения курсантов военно-физкультурного вуза тактическим дисциплинам на основе выявленных факторов. В результате педагогического эксперимента уровень подготовленности курсантов по тактическим дисциплинам вырос в среднем на 14 - 15%.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акулова, Л.Н. Адаптация студентов факультета физической культуры к условиям обучения в высшей школе / Л.Н. Акулова, В.В. Лобачев, А.И. Бугаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 5 (39). - С. 7-11.

2. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 30-35.

3. Болотин, А.Э. Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности в добровольных пожарных командах / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 14-19.

4. Болотин, А. Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, А.В. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.

5. Болотин, А. Э. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 15-21.

6. Болотин, А. Э. Педагогическая модель управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России / А.Э. Болотин, О.В. Битюцкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 31-36.

7. Болотин, А.Э. Технология управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России / А.Э. Болотин, О.В. Битюцкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 34-39.

8. Болотин, А.Э. Организационно-педагогические условия, необходимые для адаптации специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях к профессиональной деятельности во время обучения в вузе / А.Э. Болотин, А.В. Токарева, А.А. Паульс // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 10 (104). - С. 23-28.

9. Болотин, А.Э. Педагогическая технология управления развитием коммуникативных

способностей у студентов вузов физической культуры / А.Э. Болотин, Н.Л. Стрельникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 2 (108). - С. 21-25.

10. Бакулев, С.Е. Повышение эффективности прогнозирования успешности спортсменов единоборцев с учетом генетических основ родовой, межвидовой и внутриродовой ориентации / С.Е. Бакулев, В.А. Таймазов, В.А. Чистяков // Вестник спортивной науки. - 2011. - № 2. - С. 35-39.

11. Организация процессного управления спортивной федерацией / Э.Г. Алиев, С.Н. Андреев, В. Л. Мутко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008.

- № 3 (37). - С. 3-9.

12. Пашута, В.Л. Факторы, определяющие необходимость использования специального снаряжения для обучения военнослужащих ведению боевых действий / В. Л. Пашута, А.П. Греков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 4 (98). - С. 113-116 .

13. Пашута, В.Л. Факторы определяющие необходимость психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в военно-физкультурном вузе / В. Л. Пашута, Е.Н. Курьянович // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 159-163.

14. Таймазов, В. А. Прогнозирование успешности соревновательной деятельности спортсменов с учетом генетических основ тренируемости / В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2005. - Вып. 18. - С. 81-91.

15. Таймазов, В.А. Значение функциональной асимметрии как генетического маркера спортивных способностей боксера / В. А. Таймазов, С. Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 22. - С. 72-76.

16. Таймазов, В.А. Развитие системного подхода к изучению деятельности человека / В. А. Таймазов, С. Е. Бакулев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2007. - № 1 (23). - С. 68-76.

17. Чистяков, В.А. Имитационное моделирование в сфере физической культуры /

В.А. Чистяков, Г.З. Аронов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 21. - С. 83-86.

18. Чистяков, В.А. Магическое число семь - результат информационного взаимодействия человека с внешней средой / В. А. Чистяков // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта.

- 2010. - № 5 (63). - С. 118-122.

19. Чистяков, В.А. Процесс маркетинговой деятельности в сфере физкультурнооздоровительных услуг как объект управления / В.А. Чистяков, Г.З. Аронов, Г.А. Пригода //

Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2005. - Вып. 18. - С. 91-100.

20. Чистяков, В.А. Структура педагогической концепции спортизации физического

воспитания в техническом вузе средствами спортивного клуба / В.А. Чистяков, О.В. Костромин, О.О. Новосельцева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 180-185.

REFERENCES

1. Akulova, L.N., Lobachyov, V.V. and Bugakov A.I. (2008), “Adaptation of students of faculty of physical training to conditions of training in the higher school”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 39, No. 5, pp. 7-11.

2. Bolotin, A.E. and Sivak A.N. (2012), “Requirement made to graduates of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to effective implementation of office and fighting tasks”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.

3. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), “Pedagogical model of vocational training of experts in protection in emergency situations in higher education institution, with use of office activity in voluntary fire brigades”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 14-19.

4. Bolotin, A.E. and Strelnikova, N.L. (2014), “Pedagogical technology of management of development of communicative abilities in students of higher education institutions of physical culture”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 108, No. 2, pp. 21-25.

5. Bolotin, A.E. and Chistyakov A.V. (2013), “Structure and contents of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.

6. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), “Requirement made to professional readiness of experts in protection in emergency situations”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 15-21.

7. Bolotin, A.E. and Bityutskya, O.V. (2013), “Pedagogical model of management of develop-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ment of legal literacy in heads of GPN Emercom of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No. 7, pp. 31-36.

8. Bolotin, A.E. and Bityutskya, O.V. (2013), “Technology of management of development of legal literacy at heads of GPN Emercom of Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 34-39.

9. Bolotin, A.E., Tokareva, A.V. and Pauls, A.A. (2013), “Organizational and pedagogical conditions necessary for adaptation of experts in protection in emergency situations to professional activity during training in higher education institution”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 23-28.

10. Pashuta V. L. and Kuryanovich E.N. (2013), “Factors defining need of the psychologist - pedagogical maintenance of educational process in military sports higher education institution”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 159-163.

11. Bakulev, S.E. Tajmazov, V.A. and Chistyakov, V.A. (2011), “Increase of forecasting effectiveness of success of athletes of martial artists taking into account genetic bases of patrimonial, interspecific and intra patrimonial orientation”, Messenger of sports science, No. 2, pp. 35-39.

12. Aliev, E.G., Andreev, S.N., Mutko, V.L. and Chistyakov, V.A. (2008), “The organization of process management of sports federation”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 37, No.

3, pp. 3-9.

13. Pashuta V. L. and Greekov, A.P. (2013), “The factors defining need of use of special equipment for training of the military personnel in conducting combat operations”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 98, No. 4, pp. 113-116.

14. Tajmazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2005), “Forecasting of success of competitive activity of athletes taking into account genetic bases of a training”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 18, pp. 81-91.

15. Tajmazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2006), “Value of functional asymmetry as genetic marker of sports abilities of the boxer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 22, pp. 72-76.

16. Tajmazov, V.A. and Bakulev, S.E. (2007), “Development of system approach to studying of activity of the person”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 23, No. 1, pp. 68-76.

17. Chistyakov, V.A., Aronov, G.Z. and Pryhoda G.A. (2005), “The process of marketing activities in the field of health and fitness services, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 18, pp. 91-100.

18. Chistyakov, V.A. and Aronov, G.Z. (2006), “Simulation in the field of physical culture”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 21, pp. 83-86.

19. Chistyakov V.A. (2010), “Magic number seven is the result of information interaction of the person with the environment”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 67, No. 5, pp. 118122.

20. Chistyakov, V.A., Kostromin, O.V. and Novoseltseva, O.O. (2014) “Structure of the pedagogical concept of the sportization of physical training in technical college by means of sports club”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 180-185.

Контактная інформація: a_bolotin@inbox.ru

Статья поступила вредакцию 27.04.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.