2. Филимонов, В.И. Спортивно-техническая и физическая подготовка / В.И. Филимонов. -М. : Инсан, 2QQQ. - 432 с.
3. Тренировочный комплекс силомер «Киктест - 1QQ» [Электронный ресурс] // URL : http://www.raysport-shop.ru/product/tpQ9Q1Q7. - Дата обращения 22.Q4.2Q14.
4. Павлов, Н.В. Практика бокса : учебное пособие для образовательных учреждений профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению Q321QQ - «Физическая культура» и для индивидуального пользования / Н.В. Павлов. - Краснодар : Неоглори, 2Q12. - 399 с.
REFERENCES
1. Beloborodov, H.M. (2QQ5), Boxing. Equipment and tactics, publishing house “Sport Print”, Moscow.
2. Filimonov, V.I. (2QQQ), Sports and technical and physical preparation, publishing house “In-san”, Moscow.
3. Training complex a silomer "Kiktest - 100", available at: http://www.raysport-
shop.ru/product/tpQ9Q1Q7 (accessed 22 April 2Q14).
4. Pavlov, H.B. (2Q12), Practice of boxing. The manual for the educational institutions of professional education which are carrying out educational activity in the direction 032100 - "Physical culture" and for individual using, publishing house “Neoglori”, Krasnodar.
Контактная информация: акор [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.04.2014.
УДК 378
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВОИНСКИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
Валерий Лукич Пашута, доктор педагогических наук, профессор,
Олег Владимирович Комов, преподаватель,
Военный институт физической культуры (ВИФК)
Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (ВИФК), Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию психологопедагогических условий, необходимых для улучшения подготовки курсантов к обеспечению личной безопасности воинских должностных лиц.
К их числу авторы относят следующие: моделирование тактических ситуаций по защите воинских должностных лиц во время обучения курсантов; максимальное приближение обучения курсантов к реальным ситуациям по защите воинских должностных лиц; разработка и реализация специального курса подготовки курсантов по обеспечению безопасности воинских должностных лиц. Сюда же они относят: приобретение знаний, связанных с изучением особенностей взаимодействия воинских должностных лиц; повышенное внимание к изучению курсантами конфликтологии; формирование психологических качеств у курсантов необходимых для защиты воинских должностных лиц. Важными условиями являются: пристальное изучение передового опыта по защите воинских должностных лиц в процессе обучения курсантов; повышение ответственности преподавательского состава по реализации индивидуальных возможностей курсантов при формировании навыков по защите воинских должностных лиц.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия, курсанты, обеспечение личной безопасности, воинские должностные лица.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.04.110.p111-115 PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR IMPROVEMENT OF TRAINING OF CADETS TO ENSURING THE PERSONAL SECURITY OF MILITARY OFFICIALS
Valery Lucic Pashuta, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Oleg Vladimirovich Komov, the teacher,
The Military Institute of Physical Training of Kirov Military Medical Academy, St. Petersburg
Annotation
The article presents the results of researches of authors on justification of the psychology and pedagogical conditions necessary for improvement of training of cadets to ensuring the personal security of military officials.
Authors carry the following to their number: the modeling of the tactical situations on protection of the military officials during training of the cadets; the maximum approach of training of cadets to real situations on protection of the military officials; the development and realization of the special course of training of cadets on safety of the military officials. They carry there too: acquisition of the knowledge connected with studying of the features of interaction of the military officials; the special attention to studying of conflictology by the cadets; the formation of psychological qualities at cadets necessary for protection of the military officials. Among the important conditions are the following: the studying of the best practices on protection of the military officials in the course of training of the cadets; the increase of responsibility of the teaching staff aimed at realization of the individual opportunities of the cadets when forming the skills on protection of the military officials.
Keywords: psychology and pedagogical conditions, cadets, ensuring of personal security, military officials.
В настоящее время одной из главных задач совершенствования подготовки курсантов является выработка оптимальной стратегии развития системы военнопрофессионального образования, в том числе и в области обеспечения личной безопасности воинских должностных лиц. [1-6]. Большое внимание в ходе подготовки курсантов должно уделяться моделированию тактических ситуаций по охране воинских должностных лиц, максимально приближенных к реальной ситуации.
За всю историю человечества, начиная с древних времен и по настоящее время, совершались и совершаются убийства (попытки убийств), лидеров и других высокопоставленных лиц гражданского и военного значения. По мнению целого ряда военных экспертов, все большее распространение получают специальные методы противоборства, которые направлены на подрыв военной мощи государств изнутри, в том числе путем уничтожения военных начальников различного ранга. [1-14].
При развязывании современных вооружённых конфликтов (локальных войн) противоборствующие стороны стремятся обезглавить войска противоположной стороны путём физического устранения командного состава её соединений и частей ещё до вооружённой стадии конфликта, в так называемый «угрожаемый период» - период приведения вооружённых сил в повышенные степени боевой готовности.
Важность обеспечения безопасности воинских должностных лиц в настоящее время имеет большое значение и выходит на новый уровень. От качества работы личной охраны зависит жизнь и здоровье охраняемого лица. [2-5, 12, 14].
Опыт ведения боевых действий показывает, что противоборствующие стороны предпринимают активные меры по физическому устранению командного состава войск противника, как в ходе боевых действий, так и до их начала. Для выполнения этой задачи привлекаются подразделения сил специальных операций - высококвалифицированные специалисты-диверсанты, «партизанские формирования», террористические группы.
Часто для физического уничтожения командного состава массово используется соответствующим образом обработанное местное население.
Возможность террористических актов по отношению к военным объектам вызывает необходимость готовности военнослужащих к предотвращению этих актов или снижению их последствий.
Поэтому при разработке программ подготовки курсантов к обеспечению безопасности воинских должностных лиц должны учитываться все аспекты обеспечения безопасности. Человеческий фактор в создании такого комплекса мер представляется приоритетной сферой. [7-14].
Проблема совершенствования специальной военно-профессиональной подготовки курсантов обеспечению безопасности воинских должностных лиц сегодня актуальна как никогда, т.к. получив багаж знаний во время обучения в военно-учебном заведении, они будут готовы применить их на практике в процессе служебной деятельности в частях и подразделениях Вооруженных сил.
Решение данной проблемы возможно лишь путем обоснования психологопедагогических условий, необходимых для улучшения подготовки курсантов к обеспечению личной безопасности воинских должностных лиц.
Для определения ранговой структуры психолого-педагогических условий, необходимых для улучшения подготовки курсантов к обеспечению личной безопасности воинских должностных лиц, был проведен опрос 72 респондентов, имеющих опыт работы в данной сфере более 10 лет. Результаты опроса представлены в таблице 1.
Таблица 1
Ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для улучшения подго-
товки курсантов к обеспечению личной безопасности воинских должностных лиц (п=72)
Ранговое место (значимость) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель (в %)
1 Моделирование тактических ситуаций по защите воинских должностных лиц во время обучения курсантов 18,3
2 Максимальное приближение обучения курсантов к реальным ситуациям по защите воинских должностных лиц 17,8
3 Разработка и реализация специального курса подготовки курсантов по обеспечению безопасности воинских должностных лиц 15,7
4 Приобретение знаний, связанных с изучением особенностей взаимодействия воинских должностных лиц 12,8
5 Повышенное внимание изучению курсантами конфликтологии 12,2
6 Формирование психологических качеств у курсантов необходимых для защиты воинских должностных лиц 9,3
7 Пристальное изучение передового опыта по защите воинских должностных лиц в процессе обучения курсантов 7,2
8 Повышение ответственности преподавательского состава по реализации индивидуальных возможностей курсантов при формировании навыков по защите воинских должностных лиц 6,7
К числу наиболее важных условий респонденты относят следующие: моделирование тактических ситуаций по защите воинских должностных лиц во время обучения курсантов; максимальное приближение обучения курсантов к реальным ситуациям по защите воинских должностных лиц; разработка и реализация специального курса подготовки курсантов по обеспечению безопасности воинских должностных лиц. Сюда же они относят: приобретение знаний, связанных с изучением особенностей взаимодействия воинских должностных лиц; повышенное внимание к изучению курсантами конфликтологии; формирование психологических качеств у курсантов необходимых для защиты воинских должностных лиц. Важными условиями являются: пристальное изучение передового опыта по защите воинских должностных лиц в процессе обучения курсантов; повышение ответственности преподавательского состава по реализации индивидуальных возможностей курсантов при формировании навыков по защите воинских должностных лиц.
Практика показала, что осуществление процесса подготовки курсантов на основе выявленных психолого-педагогических условий, оказывает положительное влияние на
уровень их готовности к защите воинских должностных лиц. ВЫВОД. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости использования, выявленных психолого-педагогических условий, для улучшения подготовки курсантов к обеспечению личной безопасности воинских должностных лиц. ЛИТЕРАТУРА
1. Алдошина, Е.А. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки членов добровольных пожарных дружин сельскохозяйственных объектов / Е.А. Алдошина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 2 (60). - С. 3-6.
2. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 30-35.
3. Болотин, А. Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.
4. Болотин, А.Э. Технология профессиональной подготовки специальных подразделений ФСИН России с использованием рукопашного боя / А.Э. Болотин, А.Е. Эрастов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 4 (98). - С. 15-21.
5. Болотин, А. Э. Психолого-педагогические условия, необходимые для обеспечения физической готовности личного состава горноспасательных подразделений / А.Э. Болотин,
A.В. Волков, И.А. Панченко // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2 - С. 35-38.
6. Бурняшев, А.А. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности водных судов / А.А. Бурняшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80). - С. 45-49.
7. Григорьев, В.И. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко,
B.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 35-41.
8. Кондыков, А.В. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований / А.В. Кондыков, Н.Н. Северин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12 (82). - С. 143-146.
9. Пашута, В.Л. Факторы определяющие необходимость психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в военно-физкультурном вузе / В. Л. Пашута, Е.Н. Курьянович // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 159-163.
10. Пашута, В.Л. Факторы, определяющие необходимость использования специального снаряжения для обучения военнослужащих ведению боевых действий / В. Л. Пашута, А.П. Греков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 4 (98). - С. 113-116 .
11. Переверзева, И.В. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности аэродромной службы / И.В. Переверзева, Л.А. Рыжкина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2010. - № 8 (66). - С. 70-74.
12. Руденко, Г.В. Модельные характеристики психофизической подготовленности выпускника - горноспасателя / Г.В. Руденко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 110-113.
13. Титушина, Н.В. Педагогическая технология поэтапного профессионального развития личности студента, вуза нефтегазовой отрасли / Н.В. Титушина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 89-93.
14. Чистяков, В.А. Факторная структура психофизической подготовленности выпускника -горноспасателя / В.А. Чистяков, Г.В. Руденко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 159-163.
REFERENCES
1. Aldoshina, E.A. (2010), “Pedagogical technology of application of training complexes in the course of vocational training of members of voluntary fire teams agricultural objects”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 60, No. 2, pp. 3-6.
2. Bolotin, A.E. and Sivak A.N. (2012), “Requirement made to graduates of higher education in-
stitutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to effective implementation of office and fighting tasks”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.
3. Bolotin, A.E. and Erastov, A.E. (2013), “Technology of vocational training of special divisions of FSIN of Russia with use of hand-to-hand fight”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 98, No. 4, pp. 15-21.
4. Bolotin, A.E. and Volkov, A.V. and Panchenko I.A. (2014), “Psychology and pedagogical conditions necessary for ensuring physical readiness of staff of mine-rescue divisions”, Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 35-38.
5. Bolotin, A.E. and Chistyakov, V.A. (2013), “Scientific-theoretical approaches to improvement of process of physical training of students in higher education institutions”, Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.
6. Burnyashev A.A. (2011), “Pedagogical technology of application of training complexes in the course of vocational training of experts of fire safety of water vessels”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10 pp. 45-49.
7. Grigoriev, V.I., Davidenko D.N. and Chistyakov V.A. (2011) "Competence-based approach to design of individual educational trajectories of physical development of students, Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1 pp. 38-42.
8. Kondykov, A.V. and Severin, N.N. (2011), “Pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of preparation of supernumerary rescue formations”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 82, No. 12, pp. 143-146.
9. Pashuta V. L. and Kuryanovich E.N. (2013), “Factors defining need of the psychologist - pedagogical maintenance of educational process in military sports higher education institution”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 159-163.
10. Pashuta V. L. and Greekov, A.P. (2013), “The factors defining need of use of special equipment for training of the military personnel in conducting combat operations”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 98, No. 4, pp. 113-116.
11. Pereverzeva, I.P. and Ryzhkina, L.A. (2010), “Pedagogical technology of the application of training complexes in the course of vocational training for experts of airfield fire-prevention service”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 66, No. 8, pp. 70-74.
12. Rudenko, G.V. and Chistyakov, V.A. (2012), "Modeling characteristics of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 110-113.
13. Titushina N.V. (2008), “Pedagogical technology of stage-by-stage professional development of the identity of the student of higher education institution oil and gas branch”, Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 35, No. 1, pp. 89-93.
14. Chistyakov V.A., Rudenko G.V. (2012), “Factorial structure of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 159-163.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.04.2014.
УДК 378
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ТАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА
Валерий Лукич Пашута, доктор педагогических наук, профессор,
Павел Валерьевич Ролдугин, соискатель,
Военный институт физической культуры (ВИФК)
Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова (ВИФК), Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов но обоснованию факторов, онре-деляющих эффективность применения комплексных тактических занятий при обучении курсантов военно-физкультурного вуза. К их числу авторы относят следующие: принципиальные преобразо-