Научная статья на тему 'Темпы прироста показателей специфических координационных способностей детей 7 лет'

Темпы прироста показателей специфических координационных способностей детей 7 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
400
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПЫ ПРИРОСТА / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ДЕТИ 7 ЛЕТ / ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахомова Александра Юрьевна, Баландин Валерий Александрович, Чернышенко Юрий Константинович

В статье представлены данные, характеризующие особенности параметров темпов прироста балльных оценок интегральных, обобщенных и суммарных показателей специфических координационных способностей детей 7 лет дошкольных образовательных организаций в годичном учебно-воспитательном цикле. В результате исследований выявлены особенности, отражающие неоднозначное восприятие организма детей старшего дошкольного возраста целенаправленных педагогических воздействий в контексте развития их специфических координационных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пахомова Александра Юрьевна, Баландин Валерий Александрович, Чернышенко Юрий Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Growth rates of specific coordination abilities indicators among 7-year-old children

The article presents the data characterizing the features of growth rates parameters of integral, generalized and total scores of the specific coordination abilities indicators among 7-year-old children at pre-school educational institutions in a year educational cycle. As a result of the studies the authors revealed the features, reflecting the ambiguous perception of the children organism at senior preschool age of the targeted pedagogical influences in the context of their specific coordination abilities development.

Текст научной работы на тему «Темпы прироста показателей специфических координационных способностей детей 7 лет»

4. Guzhalovsky, A.A. (1997), "Physical and the critical periods of development", Theory and practice physical culture, No. 7, pp. 37-39.

5. Kogashkin, V.M. (1978), Physical in an elementary school, Education, Moscow.

6. Korobkov, А^. (1959), "About value of sports training in development and preservation of speed of movement in ontogenesis", Works of XII anniversary international conferences, Moscow, pp. 526.

7. Lyakh, V.I. (1987), "High-speed of ability of schoolboys", Physical training in school, No. 3,

pp.2-8.

8. Nikitushkin, V.G. (1997), "Prodlenka and sports", Physical training: education, formation, training, No. 7, pp. 28-29.

9. Pavlov, V.V. (2000), The efficiency of physical training of children of 8-10 years at various planning educational process, dissertation, Cheboksary.

10. Farfel, V.S. (1959), "Development of high-speed qualities at children of school age", Works of III scientific conference on age morphology, physiology and the biomechanics, publishing house APS of RSFSR, Moscow, pp.185-189.

11. Ed. Kozlov, V.I. and Farber, D.A. (1983), Physiology of development of the child, Pedagogics, Moscow.

12. Shadrin, V.V. (1976), Method and the portable equipment for research of individually-psychological distinctions of the person, publishing house Kazan State University, Kazan.

Контактная информация: larisa_288@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.02.2017

УДК 373.203.71

ТЕМПЫ ПРИРОСТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СПЕЦИФИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 7 ЛЕТ

Александра Юрьевна Пахомова, преподаватель, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Краснодарский филиал), г. Краснодар,

Валерий Александрович Баландин, доктор педагогических наук, профессор, Юрий Константинович Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

(КГУФКСТ), Краснодар

Аннотация

В статье представлены данные, характеризующие особенности параметров темпов прироста балльных оценок интегральных, обобщенных и суммарных показателей специфических координационных способностей детей 7 лет дошкольных образовательных организаций в годичном учебно-воспитательном цикле. В результате исследований выявлены особенности, отражающие неоднозначное восприятие организма детей старшего дошкольного возраста целенаправленных педагогических воздействий в контексте развития их специфических координационных способностей.

Ключевые слова: темпы прироста, специфические координационные способности, дети 7 лет, дошкольные образовательные организации.

GROWTH RATES OF SPECIFIC COORDINATION ABILITIES INDICATORS AMONG 7-YEAR-OLD CHILDREN

Alexandra Yurievna Pakhomova, the teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Krasnodar branch), Valery Alexandrovich Balandin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Yury Konstantinovich Chernyshenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar

Annotation

The article presents the data characterizing the features of growth rates parameters of integral, generalized and total scores of the specific coordination abilities indicators among 7-year-old children at

pre-school educational institutions in a year educational cycle. As a result of the studies the authors revealed the features, reflecting the ambiguous perception of the children organism at senior preschool age of the targeted pedagogical influences in the context of their specific coordination abilities development.

Keywords: growth rate, specific coordination abilities, 7-year-old children, pre-school educational institutions.

Организация и содержание процесса физического воспитания в дошкольных образовательных организациях (ДОО) по традиционным программно-нормативным документам во многом обеспечивает решение одной из главных задач - создание полифункциональной базы физкультурной подготовленности детей 6-7 лет необходимой для дальнейшей интенсификации их двигательной активности. Это подтверждается повышением уровня развития практически всех компонентов специфических координационных способностей мальчиков и девочек 7 лет. Вместе с тем, по нашему мнению, эффективность педагогических воздействий была бы значительно выше в случае представления в программно-нормативных документах конкретных рекомендаций по развитию данного физического качества у старших дошкольников.

Целенаправленной деятельностью специалистов ДОО по развитию специфических координационных способностей детей, обеспечивается основа для решения одной из приоритетных проективных установок физического воспитания на дошкольном этапе онтогенеза - формирование и интенсивное увеличение объема освоенных ребенком двигательных, в том числе и жизненно важных двигательных действий.

Результаты анализа научно-методических публикаций и программ обучения и воспитания в ДОО свидетельствуют о незначительном количестве конкретных рекомендаций по развитию основных физических качеств, в том числе и координационных способностей дошкольников [5; 9; 10; 15].

Важным аспектом вопроса изучения динамики параметров степени развития отдельных компонентов и общего уровня координационной подготовленности детей старшего дошкольного возраста является анализ темпов прироста данного физического качества, что позволяет на основе полученных результатов уточнить следующие организационно-методические аспекты:

- возрастные границы сенситивных периодов развития изучаемых свойств и качеств детей [3; 13; 17];

- объемы учебно-тренировочных нагрузок в процессе развития специфических координационных способностей старших дошкольников [7; 10; 11; 15].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для решения поставленной задачи использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, динамометрия, психофизиологические методы и методы математической статистики.

Тестовые задания отбирались на основе анализа научно-методической литературы [1; 2; 4; 7; 8; 20] и анализа программ по физическому воспитанию детей дошкольного возраста [5; 6; 9;14; 16].

Динамометрия использовалась для определения способностей детей к воспроизведению, точности отмеривания и дифференцирования силовых параметров сгибателей пальцев правой и левой кисти (кистевая динамометрия), разгибателей туловища (становая динамометрия), разгибателей левого и правого предплечья.

С целью определения латентного времени двигательной реакции (ЛВДР) на световой и звуковой сигналы использовалась психофизиологическая экспресс-диагностика с применением прибора «Барьер».

Оценочные таблицы результатов тестирования, используемые для расчета интегральных показателей, разрабатывались при помощи пропорциональной шкалы ГЦОЛИФК [12].

Интегральные, обобщенные и суммарные показатели рассчитывались по методике Ю.К. Чернышенко [19].

Темпы прироста параметров уровня развития координационных способностей определялись по унифицированной формуле 8. В1^у [18].

Исследования проводились на базах МБДО г. Краснодар «Детский сад общеразви-вающего вида №129, МАДОУ МО «Центр развития ребенка - детский сад №63» и МБДОУ МО «Центр развития ребенка - детский сад №115» г. Краснодара. В них приняло участие 138 детей 7 лет (72 девочки и 66 мальчиков).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В соответствии с фундаментальными положениями математической теории тестов отобраны 26 контрольных упражнений, которые были квалифицированы по четырем группам интегральных показателей - отдельные проявления координационных способностей, воспроизведение, точность отмеривания и дифференцирование параметров движения. По основанию снижения параметров темпов прироста изучаемых признаков установлена их следующая иерархия (рисунок):

^ „, ПМальчики

Тпр.,%

50 -,

40 -

30 -

20 -

10 -

0

Тпр.,% □ Девочки

50 40 30 -20 -10 0

12 13 14 Показатели

Рисунок - Темпы прироста интегральных, обобщенных и суммарных показателей специфических координационных способностей детей 7 лет

Мальчики (порядковый номер/номер теста на рисунке):

1/1. Интегральный показатель отдельных проявлений специфических координационных способностей - 30,9 %.

2/9. Обобщенный показатель точности отмеривания параметров движений -

29,4%.

3/10. Интегральный показатель дифференцирования угловых параметров движений - 22,2%.

4/8. Интегральный показатель точности отмеривания силовых параметров движений - 18,2%.

5/13 Обобщенные показатели дифференцирования параметров движений - 18,1%. 6/14. Суммарный показатель специфических координационных способностей -

18,1%.

7/7. Интегральный показатель точности отмеривания временных параметров движений - 17,7%.

8/12. Интегральный показатель дифференцирования силовых параметров движений - 17,6%.

9/11. Интегральный показатель дифференцирования временных параметров движений - 16,1%.

10/4. Интегральный показатель воспроизведения силовых параметров движений -

14,2%.

11/6. Интегральный показатель точности отмеривания угловых параметров движений - 13,5%.

12/5. Обобщенный показатель воспроизведения параметров движений - 10,7%. 13/3. Интегральный показатель воспроизведения силовых параметров движений -

9,7%.

14/2. Интегральный показатель воспроизведения угловых параметров движений -

6,6%.

Девочки (порядковый номер/номер теста на рисунке):

1/1. Интегральный показатель отдельных проявлений специфических координационных способностей - 32,0%.

2/7. Интегральный показатель точности отмеривания временных показателей движений - 21,5%.

3/4. Интегральный показатель воспроизведения силовых параметров движений -

15,6%.

4/14. Суммарный показатель специфических координационных способностей -

15,1%.

5/9. Обобщенный показатель точности отмеривания параметров движений -

14,3%.

6/6. Интегральный показатель точности отмеривания угловых параметров движений - 13,9%.

7/3. Интегральный показатель воспроизведения силовых параметров движений -

11,6%.

8/8. Интегральный показатель точности отмеривания силовых параметров движения - 11,3%.

9/5. Обобщенные показатели воспроизведения параметров движения - 11,1%. 10/11. Интегральный показатель дифференцирования временных параметров движения - 9,5%.

11/12. Интегральный показатель дифференцирования силовых параметров движения - 9,0%.

12/13. Обобщенные показатели дифференцирования параметров движения - 8,6%. 13/10. Интегральный показатель дифференцирования угловых параметров движения - 7,1%.

14/2. Интегральный показатель воспроизведения угловых параметров движения -

4,3%.

Полученные данные о темпах прироста основанных компонентов изучаемого физического качества позволили сформулировать следующие обобщения:

1. Отобранные тестовые задания и интегративное их представление, адекватно характеризующие специфические координационные способности детей 7 лет, значительно отличаются от предложенных в программно-нормативных документах по содержанию и количеству контрольных упражнений, рекомендованных для их оценки, что существенно повышает объективность и точность анализа динамики личностной характеристики дошкольников.

2. Неравномерность развития различных компонентов специфических координационных способностей детей старшего дошкольного возраста, обусловливает гетеро-хронность интенсивности и качества освоения ими жизненно важных двигательных умений и навыков.

3. Установленные элементы полового диморфизма по параметрам темпов прироста показателей специфических координационных способностей свидетельствует о преимуществе мальчиков 7-летнего возраста по большинству изучаемых признаков.

4. Выявленные особенности динамики показателей темпов прироста следует учитывать в ходе разработки документов планирования процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баландин, В.А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Баландин В.А. - Краснодар, 2001. - 466 с.

2. Баландин, В.А. Динамика показателей уровня развития координационных способностей мальчиков 11-15 лет / В.А. Баландин // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2016. - № 1. - С. 35-39.

3. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М. : Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

4. Ботяев, В.Л. Контроль и оценка физической подготовленности в синхронном плавании на этапах специализированной подготовки / В.Л. Ботяев, В.Н. Бойко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 6 (136). - С. 12-16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А. Васильева. -3-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.

6. Губа, В.П. Измерения и вычисления в спортивной практике: учеб пособие для вузов физической культуры / В.П. Губа. - 2-е изд. - М. : Физкультура и спорт, 2000. - 220 с.

7. Демидова, Е. В. Влияние упражнений повышенной координационной сложности на физическое развитие детей дошкольного возраста (4-7 лет) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 14.00.17 / Демидова Е.В. - Краснодар, 1986. - 19 с.

8. Деушев, Р.Х. Развитие координационных способностей с учетом половозрастных особенностей учащихся 11-15 лет общеобразовательных учреждений : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Деушев Р. Х. - Краснодар, 2015. - 264 с.

9. Доронова, Т. Н. Радуга. Программа и руководство для воспитателей групп детского сада / Т.Н. Доронова. - М. : Просвещение, 1993. - 224 с.

10. Дрень, О.Е. Развитие чувства ритма у старших дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / Дрень О.Е. - Екатеринбург, 2003. - 22 с.

11. Дьяченко, Г.Б. Развитие координационных движений у детей 3-6 лет с использованием легкоатлетических движений : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Г. Б. Дьяченко. - М., 1992. - 19 с.

12. Зациорский, В.М. Спортивная метрология. Педагогический контроль в тренировочном процессе (основы теории тестов и оценок) : учеб. пособие для студ. ин-тов физ. культуры / В.М. Зациорский ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - М. : [б.и.], 1978. - 49 с.

13. Иванова, Е. В. Сенситивные периоды развития специфической координации движений рук у девочек 4-8 лет, занимающихся художественной гимнастикой / Е.В. Иванова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2008. - № 8 (42). - С. 37-41.

14. Коренева, М.В. Модель педагогического процесса формирования личностной физической культуры студентов с учетом идеалов олимпизма / М.В. Коренева // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2014. - № 4. - С. 21-25.

15. Панов, В. А. Методика развития координационных способностей детей 7 лет на основании применения стандартной тренировочной программы : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Панов В.А. - М., 1996. - 23 с.

16. Парамонова, Л.А. Истоки. Комплексная программа развития дошкольников / Л.А. Парамонова. - М. : Сфера, 2001. - 220 с.

17. Сальников, В.А. Сенситивные и критические периоды как составляющие индивидуального развития / В.А. Сальников // Теория и практика физической культуры. - 2008. -№ 2. - С. 37-38, 55-61.

18. Сирис, П.З. Темпы прироста физических качеств - фактор, определяющий потенциальные возможности спортсмена / П. З. Сирис // Теория и практика физической культуры. - 1973. - № 4. - С. 19-22.

19. Чернышенко, Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Чернышенко Ю.К. - Краснодар, 1998. - 537 с.

20. Чернышенко, Ю.К. Половозрастные особенности динамики развития физической подготовленности дошкольников 4-5 лет / Ю.К. Чернышенко, В.А. Баландин, В.Е. Кузнецова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 2. - С. 18-21.

REFERENCES

1. Balandin, V.A. (2001), Scientific and technological bases of the physical education update process in elementary school, dissertation, Krasnodar.

2. Balandin, V.A. (2016), "Indicator dynamics of development level of 11-15 year-old boys' coordination abilities", Physical education and sports - science and practice, No. 1, pp.35-39.

3. Balsevich, V.K (2000), Human Ontokinesiology, Theory and Practice of Physical Education, Moscow.

4. Botyaev, V.L. and Boyko, V.N. (2016), "Monitoring and evaluation of physical preparedness in synchronized swimming at the stages of specialized training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 136, No. 6, pp. 12-16.

5. Vasilieva, М.А. (2005), Educational and training program in nursery schools, Mozaika-Sintez, Moscow.

6. Guba, V.P. (2000), Measurements and calculations in sports practice: textbook for physical training high schools, Physical education and sport, Moscow.

7. Demidova, E.V. (1986), Effect of exercises of increased coordinating complexity on the physical development of preschool age children (4-7years), dissertation, Krasnodar.

8. Deushev, R.K. (2015), The development of coordination abilities taking into account age and gender characteristics of 11-15 year-old schoolchildren of educational institutions, dissertation, Krasnodar.

9. Dronova, T.N. (1993), Rainbow. Program and manual for teachers' nursery school groups, Prosveshchenie, Moscow.

10. Dren, О.Е. (2003), Development of a rhythm sense among senior preschool children during their musical-game activity, dissertation, Ekaterinburg.

11. Dyachenko, G.B. (1992), Development of coordination movements among 3-6 year-old children with the use of athletic movements, dissertation, Moscow.

12. Zatsiorsky, V.M. (1978), Sport metrology. Teaching control in the training process (basic theory of tests and assessments): guide for students of physical education institutes, GTSOLIFK, Moscow.

13. Ivanova, E.V. (2008), "Sensitive periods of development of specific coordination of hand movements among 4-8 year-old girls, engaged in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 42, No. 8, pp. 37-41.

14. Koreneva, M.V. (2014), "Model of pedagogical process for students' personal physical educational formation including the ideals of Olympism", Physical educational, sports - science and practice, No. 4, pp. 21-25.

15. Panov, V.A. (1996), Development methodology of coordination abilities among 7 year-old children based on the application of the standard training program, dissertation, Moscow.

16. Paramonova, L.A. (2001), Backgrounds. Complex program of preschool children's development, Sphere, Moscow.

17. Salnikov, V.A. (2008), "Sensitive and critical periods as components of individual development", Theory and Practice of physical education, No. 2, pp. 37-38, 55-61.

18. Siris, P.Z. (1973), "The rate growth of physical qualities - factor determining the potential of an athlete", Theory and Practice of physical education, No. 4, pp. 19-22.

19. Chernyshenko, Yu.K (1998), Scientific and pedagogical bases of innovative directions in the system of physical training for preschool age children, dissertation, Krasnodar.

20. Chernyshenko, Y.K., Balandin, V.A. and Kuznetsova, V.E. (2016), "Gender and age features of development dynamics of physical preparedness among 4-5 year-old preschool children", Physical culture: education, training, No. 2, pp. 18-21.

Контактная информация: ukcher@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.02.2017

УДК 378

ВНЕВОЙСКОВАЯ ПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ИЗ ЧИСЛА СТУДЕНТОВ В СТРАНАХ НАТО (НА ПРИМЕРЕ США И АНГЛИИ)

Федор Георгиевич Переходко, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Сафронович Прокопчук, кандидат педагогических наук, доцент,

Валерий Александрович Щеголев, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры,

Екатерина Витальевна Зефирова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье дается описание педагогических систем вневойсковой подготовки военных специалистов из числа студентов в странах НАТО. Обучение студентов военным профессиям с последующим их призывом на военную службу осуществляется по заказу министерств всех видов ВС США. Студенты гражданских вузов Англии могут заключать с министерством обороны контракты на получение высшего гражданского образования в качестве военнослужащих-студентов (по английской терминологии "университетские кадеты") или вольнонаемных. При этом они должны быть старше 17 лет и шести месяцев и закончить учебное заведение до достижения 25- летнего возраста.

Ключевые слова: педагогические системы, студенты, военные специалисты.

EXTRA ARMY TRAINING OF MILITARY EXPERTS FROM AMONG STUDENTS IN NATO COUNTRIES (ON THE EXAMPLE OF THE USA AND ENGLAND)

Fedor Georgiyevich Perekhodko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Safronovich Prokopchuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Valery Aleksandrovich Shchegolev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Honored worker of physical culture, Ekaterina Vitalyevna Zefirova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics, St. Petersburg

Annotation

The article gives the description of the pedagogical systems of extra army training of military experts from among the students in NATO countries. Training of the students to the military professions with their subsequent conscription is carried out under the request of the ministries of all types of Army Forces of the USA. The students of the civil higher education institutions of England can conclude with the Ministry of Defense the contracts for receiving the higher civic education as the military personnel students (following the English terminology "university cadets") or civilians. At the same time they have to be older than 17 years and six months and finish the educational institution before achievement of 25-summer age.

Keywords: pedagogical systems, students, military experts.

ВВЕДЕНИЕ

Во многих странах, входящих в НАТО существуют различные системы вневойсковой подготовки военных специалистов из числа студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.