Научная статья на тему 'Темпы прироста показателей специфических координационных способностей детей 6 лет'

Темпы прироста показателей специфических координационных способностей детей 6 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
592
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / COORDINATION ABILITIES / ТЕМПЫ ПРИРОСТА / GROWTH RATE / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / 6 YEAR-OLD CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пахомова А. Ю.

В статье рассматриваются темпы прироста балльных оценок интегральных, обобщенных и суммарных показателей специфических координационных способностей детей 6 лет дошкольных образовательных учреждений в годичном цикле, обуславливающие периоды ускоренного и замедленного формирования данного физического качества. В исследованиях были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, методы математической статистики. Контрольные упражнения, адекватно характеризующие отдельные проявления координационных способностей, воспроизведение, точность отмеривания и дифференцирование параметров движения, выбраны в результате анализа научно-методической литературы и программ по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Состав использованных контрольных упражнений отличается неординарностью, что подтверждается интегративным отражением основных проявлений специфических координационных способностей. Темпы прироста изучаемых признаков определялись по унифицированной формуле S. Brody. В результате исследований выявлены особенности аритмичности развития различных координационных способностей, характеризующие неоднозначное восприятие организма детей старшего дошкольного возраста целенаправленных педагогических воздействий в контексте развития их двигательного потенциала. В ходе многочисленных исследований установлена решающая роль высокого уровня развития специфических координационных способностей человека в освоении и реализации различных видов и форм жизнедеятельности. В системе научно-методического обеспечения процесса физического воспитания детей 6-7 лет сформировалась проблемная ситуация, содержанием которой является поддерживаемое различными категориями специалистов положение о необходимости целенаправленного развития координационных способностей дошкольников на основе учета половозрастных особенностей динамики темпов прироста их структурных компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пахомова А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Growth rates of indicators of 6 year-old children''s specific coordination abilities

This article discusses growth rates of numerical scores of integrated, generalized and total indicators of specific coordination abilities among 6 year-old children of preschool educational institutions in the annual cycle, which determine periods of accelerated and decelerated formation of this physical quality. The following methods were used in the studies: analysis of scientific and methodical literature, pedagogical testing, methods of mathematical statistics. Control exercises, adequately characterize individual demonstration of coordination abilities, performance, measuring accuracy and differentiation of motion parameters, were selected by the analysis of the scientific and methodological literature and physical education programs for children of preschool age. The set of used control exercises is differ for its originality, as confirmed by an integrative reflection of main demonstration of specific coordination abilities. Growth rates of the studied features determined by the unified formula of S. Brody. The studies revealed arrhythmia development particularities of various coordination abilities, which characterize ambiguous body perception among children of preschool age after targeted pedagogical influences in the context of their motor capacity development. Numerous studies showed a vital role of high level of specific coordination abilities development in the exploration and implementation of various types and forms of life. The problematic situation in the scientific and methodological support system of 6-7 year-old children's physical education process was formed, the content of which is the suppose about the need in the targeted development of preschool children's coordination abilities by taking into account age and gender characteristics of the growth rate dynamics of their structural components supported by specialists of different categories.

Текст научной работы на тему «Темпы прироста показателей специфических координационных способностей детей 6 лет»

УДК 373.203.71

ТЕМПЫ ПРИРОСТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СПЕЦИФИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ

А. Ю. Пахомова, преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга,

Краснодарский филиал Финансового университета при правительстве Российской Федерации, г. Краснодар.

Контактная информация для переписки: 350000, г. Краснодар, ул. Шоссе Нефтяников, 32; e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются темпы прироста балльных оценок интегральных, обобщенных и суммарных показателей специфических координационных способностей детей 6 лет дошкольных образовательных учреждений в годичном цикле, обуславливающие периоды ускоренного и замедленного формирования данного физического качества.

В исследованиях были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, методы математической статистики.

Контрольные упражнения, адекватно характеризующие отдельные проявления координационных способностей, воспроизведение, точность отмеривания и дифференцирование параметров движения, выбраны в результате анализа научно-методической литературы и программ по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Состав использованных контрольных упражнений отличается неординарностью, что подтверждается интегративным отражением основных проявлений специфических координационных способностей.

Темпы прироста изучаемых признаков определялись по унифицированной формуле S. Brody.

В результате исследований выявлены особенности аритмичности развития различных координационных способностей, характеризующие неоднозначное восприятие организма детей старшего дошкольного возраста целенаправленных педагогических воздействий в контексте развития их двигательного потенциала.

В ходе многочисленных исследований установлена решающая роль высокого уровня развития специфических координационных способностей

человека в освоении и реализации различных видов и форм жизнедеятельности.

В системе научно-методического обеспечения процесса физического воспитания детей 6-7 лет сформировалась проблемная ситуация, содержанием которой является поддерживаемое различными категориями специалистов положение о необходимости целенаправленного развития координационных способностей дошкольников на основе учета половозрастных особенностей динамики темпов прироста их структурных компонентов.

Ключевые слова: координационные способности; темпы прироста; физическое воспитание; дети старшего дошкольного возраста.

Введение. Абсолютное большинство ведущих российских и зарубежных ученых, занимающихся проблемами физического воспитания подрастающего поколения, считают координационные способности одним из ведущих физических качеств, во многом обеспечивающих освоение дошкольниками умений и навыков, являющихся двигательной основой жизнедеятельности человека [3, с. 197-203; 7, с. 207-209; 8, с. 305-312]. В связи с этим ряд исследователей полагает, что особое внимание педагогам ДОО необходимо уделять формированию и развитию специфических координационных способностей, обеспечивающих точность дифференцирования, воспроизведения и отмеривания пространственных, силовых и временных параметров двигательных действий, необходимых в процессе реализации различных видов и форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста [2, с. 36-38; 4, с. 107; 10, с. 74-83].

Изучение научно-методических публикаций по проблеме физкультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста обоего пола позволяет отме-

тить наличие незначительного количества диссертационных исследований, в которых конкретизированы эффективные практические рекомендации по организационным и методическим аспектам процесса формирования и развития координационных способностей, а также технологическим подходам к оценке этого физического качества, что в значительной мере снижает, по нашему мнению, качество учебно-воспитательного процесса в ДОО [2, с. 36-38; 6, с. 4-6; 13, с. 39].

Методы и организация исследования. В исследовании использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, динамометрия, психофизиологические методы и методы математической статистики.

Контрольные упражнения, адекватно характеризующие различные координационные способности, выбирались на основе анализа научно-методической литературы [1, с. 19-23; 3, с. 197-203; 6, с. 4-6; 7, с. 207-209; 8,

Таблица

Перечень контрольных упражнений, входящих в интегральные показатели различных

координационных способностей

Интегральные показатели № № п/п Контрольные упражнения

Отдельные проявления координационных способностей 1 Латентное время двигательной реакции на звук и на свет (мс) (средний показатель)

2 Тест на сочетание и переключение движений (балл)

3 Сохранение равновесия (с)

4 Ориентировка в пространстве (см)

5 Воспроизведение темпо-ритмовой структуры движения (с)

Воспроизведение угловых параметров 6 Воспроизведение < 45° при сгибании в тазобедренных суставах (градусы)

7 Воспроизведение < 135° в плечевых суставах при поднимании рук в стороны - кверху (градусы)

Воспроизведение временных параметров 8 Воспроизведение временного интервала 10 с (с)

9 Воспроизведение времени выполнения упражнения за 16 с (с)

Воспроизведение силовых параметров 10 Воспроизведение оптимального усилия кистевой динамометрии правой руки (кг)

11 Воспроизведение оптимального усилия становой динамометрии

12 Воспроизведение оптимального результата в прыжках в длину с места (см)

Точность отмеривания угловых параметров 13 Точность отмеривания У < 90° при сгибании в тазобедренных суставах (градусы)

14 Точность отмеривания У < 90° в плечевых суставах при поднимании рук в стороны (градусы)

Точность отмеривания временных параметров 15 Точность отмеривания У временного интервала 10 с (с)

16 Точность отмеривания У времени выполнения упражнения за 16 с (с)

Точность отмеривания силовых параметров 17 Точность отмеривания У усилия от максимальной кистевой динамометрии правой руки (кг)

18 Точность отмеривания усилия от максимально возможного при разгибании туловища (кг)

19 Точность отмеривания У максимального результата в прыжке в длину с места (см)

Дифференцирование угловых параметров 20 Минимальное увеличение амплитуды движения при сгибании в тазобедренных суставах в диапазоне от < 45° до < 90° (количество)

21 Минимальное увеличение амплитуды движения в плечевых суставах при поднимании рук в стороны - кверху в диапазоне от < 90° до < 135° (количество)

Дифференцирование временных параметров 22 Минимальное увеличение времени в диапазоне от 5 до 15 с (количество)

23 Минимальное увеличение времени выполнения упражнения в диапазоне от 8 до 16 с (количество)

Дифференцирование силовых параметров 24 Минимальное увеличение усилий кистевой динамометрии правой руки в диапазоне от 25 % до 75 % от максимальной (кол-во)

25 Минимальное увеличение усилий разгибателей туловища в диапазоне от 25 % до 75 % от максимальной (кол-во)

26 Минимальные увеличение результатов в прыжках вверх с места с взмахом руками в диапазоне от 50 % до 75 % от максимального показателя

с. 22-27; 12, с. 34-38], анализа программ по физическому воспитанию детей дошкольного возраста [4, с. 111-113; 10, с. 90-94; 9, с. 289-301] и собственного педагогического опыта.

Динамометрия использовалась с целью определения способности детей к воспроизведению, точности отмеривания и дифференцирования силовых параметров сгибателей пальцев правой и левой кисти (кистевая динамометрия), разгибателей туловища (становая динамометрия), разгибателей левого и правого предплечья.

Психофизиологические методы использовались с целью определения латентного времени двигательной реакции (ЛВДР) на световой и звуковой сигналы. Применялся экспресс-диагностический прибор «Барьер».

В соответствии с математической теорией тестов из 59 выбранных тестовых заданий было отобрано 26, которые квалифицированы по четырем группам, составляющие интегральные показатели - отдельные проявления координационных способностей, воспроизведение, точность отмеривания и дифференцирование параметров движения (таблица).

Интегральные, обобщенные и суммарные показатели рассчитывались по методике [12, с. 66-69].

Оценочные таблицы результатов тестирования разрабатывались при помощи пропорциональной шкалы ГЦОЛИФК [5, с. 116-121].

Расчет средней арифметической (М) и стандартного отклонения (±6) осуществлялся по общепринятым методикам [5, с. 122-124].

Темпы прироста координационных способностей определялись по унифицированной формуле Б. Вгос1у [11, с. 20].

Исследования проводились на базе МБДО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида № 129», МАДОУ МО «Центр развития ребенка - детский сад № 63» и МБДОУ МО «Центр развития ребенка - детский сад № 115» г. Краснодара. В них приняли участие 180 детей 6 лет (97 девочек и 83 мальчика).

Результаты исследований и их обсуждение. Данные, характеризующие темпы прироста параметров интегральных, обобщенных и суммарных показателей координационных способностей детей 6 лет, представлены на рисунках 1 и 2.

Рис. 1. Темпы прироста интегральных, обобщенных и суммарных показателей специфических координационных способностей мальчиков 6 лет

Рис. 2. Темпы прироста интегральных, обобщенных и суммарных показателей специфических координационных способностей девочек 6 лет

По основанию снижения параметров темпов прироста установлена следующая иерархия изучаемых признаков.

Мальчики:

Интегральный показатель дифференцирования угловых параметров движений - 42,4 %.

Интегральный показатель отдельных проявлений специфических координационных способностей -35,3 %.

Интегральный показатель точности отмеривания силовых параметров движений - 32,4 %.

Обобщенный показатель дифференцирования параметров движений - 31,2 %.

Интегральный показатель дифференцирования силовых параметров движений - 30,4 %.

Интегральный показатель точности отмеривания временных параметров движений - 28,0 %.

Суммарный показатель специфических координационных способностей - 27,9 %.

Интегральный показатель воспроизведения силовых параметров движений - 26,7 %.

Обобщенный показатель точности отмеривания параметров движений и интегральный показатель дифференцирования угловых параметров движений -25,6 %.

Обобщенный показатель воспроизведения параметров движений - 23,0 %.

Интегральный показатель воспроизведения временных параметров движений - 21,4 %.

Интегральный показатель воспроизведения угловых параметров движений - 18,8 %.

Интегральный показатель точности отмеривания угловых параметров движений - 12,9 %.

Девочки:

Интегральный показатель отдельных проявлений координационных способностей - 44,0%.

Интегральный показатель дифференцирования угловых параметров движений - 43,4 %.

Интегральный показатель точности отмеривания временных параметров движений - 33,7 %.

Обобщенный показатель дифференцирования параметров движений - 31,0%.

Интегральный показатель воспроизведения временных параметров движений - 28,6 %.

Суммарный показатель специфических координационных способностей - 28,1 %.

Интегральный показатель дифференцирования временных параметров движений - 26,1 %.

Интегральный показатель дифференцирования силовых параметров движений - 25,1 %.

Обобщенный показатель точности отмеривания параметров движений - 22,8 %.

Обобщенный показатель воспроизведения параметров движений - 22,1 %.

Интегральный показатель точности отмеривания силовых параметров движений - 20,8 %.

Интегральный показатель воспроизведения силовых параметров движений - 20,2 %.

Интегральный показатель воспроизведения угловых параметров движений - 19,0 %.

Интегральный показатель точности отмеривания угловых параметров движений - 16,4 %.

Заключение.

Выбранные контрольные упражнения, адекватно характеризующие специфические координационные способности, отличаются неординарностью, что подтверждается:

• интегративным отражением основных проявлений специфических координационных способностей;

• значительным отличием от практических рекомендаций, предложенных в различных программно-нормативных документах и научно-методических публикациях, по количеству контрольных упражнений, что существенно повышает уровень объективности экспериментальной методики;

• включением в перечень контрольных упражнений тестов, используемых в различных видах физкультурно-спортивной деятельности (спортивной и художественной гимнастике, легкой атлетике, спортивных играх и др.);

• использованием контрольных упражнений, проведение которых не требует сложного инструментария или особенных материально-технологических условий;

• гетерохронностью формирования базовых компонентов специфических координационных способностей дошкольников, обеспечивающих развитие фонда их моторики, обусловливающего интенсивное и качественное освоение жизненно важных умений и навыков;

• наличием элементов полового диморфизма в темпах прироста различных компонентов специфических координационных способностей детей, что обусловливает необходимость учета данного научного факта в ходе разработки документов планирования процесса физического воспитания в дошкольных образовательных организациях.

ЛИТЕРАТУРА:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Баландин В. А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / В. А. Баландин. - Краснодар, 2001. - 466 с.

2. Баландин В. А. Динамика показателей уровня развития координационных способностей мальчиков 11-15 лет / В. А. Баландин и др. // Физическая культура, спорт - наука и практика. - Краснодар. - 2016. -№ 1. - С. 35-39.

3. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры. - 275 с.

4. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М. А. Васильева. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.

5. Губа В. П. Измерения и вычисления в спортивной

практике: учеб. пособие для вузов физической культуры / В. П. Губа. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 220 с.

6. Деушев Р. Х. Развитие координационных способностей с учетом половозрастных особенностей учащихся 11-15 лет общеобразовательных учреждений: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Р. Х. Деушев. - Краснодар, 2015. - 24 с.

7. Колидзей Э. А. Становление и развитие двигательных действий ребенка: дис. ... д-ра психол. наук / Э. А. Колидзей. - М., 2002. - 325 с.

8. Лях В. И. Развитие координационных способностей у детей школьного возраста: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / В. И. Лях. - М., 1990. - 513 с.

9. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду / Т. И. Осокина. - М.: Просвещение, 1990. - 324 с.

10. Парамонова Л. А. Истоки. Комплексная программа развития дошкольников / Л. А. Парамонова. - М., 2001. - 220 с.

11. Сирис П. З. Темпы прироста физических качеств, фактор, определяющий потенциальные возможности спортсмена / П. З. Сирис // Теория и практика физической культуры. - 1973. - № 4. - С. 19-22.

12. Чернышенко Ю. К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Ю. К. Чернышенко. - Краснодар, 1998. - 393 с.

13. Чернышенко Ю. К. Информативность параметров показателей спортивной культуры учащихся 7-10 лет / Ю. К. Чернышенко, В. А. Баландин, Г. М. Пашков // Физическая культура, спорт - наука и практика. - Краснодар. 2015. - № 4. - С. 37-42.

GROWTH RATES OF INDICATORS OF 6 YEAR-OLD CHILDREN'S SPECIFIC COORDINATION ABILITIES

A. Pakhomova, Teacher of the Management and Marketing Department

Krasnodar branch of Financial University under the Government of the Russian Federation, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350000, Krasnodar, Shosse Neftyannikov str., 32; e-mail: [email protected]

This article discusses growth rates of numerical scores of integrated, generalized and total indicators of specific coordination abilities among 6 year-old children of preschool educational institutions in the annual cycle, which determine periods of accelerated and decelerated formation of this physical quality.

The following methods were used in the studies: analysis of scientific and methodical literature, pedagogical testing, methods of mathematical statistics.

Control exercises, adequately characterize individual demonstration of coordination abilities, performance, measuring accuracy and differentiation of motion parameters, were selected by the analysis of the scientific and methodological literature and physical education programs for children of preschool age.

The set of used control exercises is differ for its originality, as confirmed by an integrative reflection of main demonstration of specific coordination abilities.

Growth rates of the studied features determined by the unified formula of S. Brody.

The studies revealed arrhythmia development particularities of various coordination abilities, which characterize ambiguous body perception among children of preschool age after targeted pedagogical influences in the context of their motor capacity development.

Numerous studies showed a vital role of high level of specific coordination abilities development in the exploration and implementation of various types and forms of life.

The problematic situation in the scientific and methodological support system of 6-7 year-old children's physical education process was formed, the content of which is the suppose about the need in the targeted development of preschool children's coordination abilities by taking into account age and gender characteristics of the growth rate dynamics of their structural components supported by specialists of different categories.

Keywords: coordination abilities; growth rate; 6 year-old children.

References:

1. Balandin V .A. Scientific and technological bases of updating of process of physical training at elementary school. Doctor's thesis. Krasnodar, 2001, 466 p. (in Russian).

2. Balandin V. A. Dynamics of indicators of the level of development of coordination abilities of boys of 11-15 years. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice]. Krasnodar, 2016, no 1, pp. 35-39. (in Russian).

3. Bal'sevich V. K. Ontokinezilogiya of the Person. Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture]. Moscow, 275 p. (in Russian).

4. Vasil'eva M. A. Programma vospitanija i obuchenija v detskom sadu [The program of education and training in kindergarten]. Moscow, Mozaika-Sintez, 2005, 208 p. (in Russian).

5. Guba V. P. Izmerenija i vychislenija v sportivnoj praktike. [Measurements and calculations in sports practice]. Moscow, Fizkul'tura i sport, 2000, 220 p. (in Russian).

6. Deushev R. H. Development of coordination abilities taking into account gender and age features of pupils of 11-15 years of educational institutions. Extended abstract of candidate's thesis. Krasnodar, 2015, 24 p. (in Russian).

7. Kolidzej Je. A. Formation and development of physical actions of the child. Doctor's thesis. Moscow, 2002, 325 p. (in Russian).

8. Ljah V. I. Development of coordination abilities in children of school age. Doctor's thesis. Moscow, 1990, 513 p. (in Russian).

9. Osokina T. I. Fizicheskaja kul'tura v detskom sadu [Physical culture in kindergarten]. Moscow, Prosveshhenie, 1990, 324 p. (in Russian).

10. Paramonova L. A. Istoki. Kompleksnaja programma raz-vitija doshkol'nikov [Sources. Comprehensive program

of development of preschool children]. Moscow, 2001, 220 p. (in Russian).

11. Siris P. Z. Rates of a Gain of Physical Qualities, The Factor Defining Potential opportunities of the athlete. Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 1973, no 4, pp. 19-22. (in Russian).

12. Chernyshenko Ju. K. The scientific and pedagogical bases of the innovative directions in system of physical training of children of preschool age. Doctor's thesis. Krasnodar, 1998, 393 p. (in Russian).

13. Chernyshenko Ju. K., Balandin V. A., Pashkov G. M. Informational content of parameters of indicators of sports culture of pupils of 7-10 years. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice]. Krasnodar, 2015, no 4, pp. 37-42. (in Russian).

УДК 796.332

МНОГОЛЕТНЯЯ ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУТБОЛИСТОК-ЮНИОРОК

Т. В. Зайцева, аспирант, главный тренер футбольного клуба «Кубаночка», А. П. Золотарев, доктор педагогических наук, профессор,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350001, Россия, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 79, футбольный клуб «Кубаночка»; e-mail: [email protected]

В статье представлены данные о трехлетней динамике показателей технико-тактических действий футболисток-юниорок профессиональной команды.

Интенсивно развивающийся в последние десятилетия в нашей стране, и в частности в Краснодарском крае, женский футбол все еще считается относительно новым видом спорта, вследствие чего его научные и методические основы остаются практически неразработанными. До настоящего времени крайне ограничен круг серьезных научных исследований по проблемам подготовки футболисток. Следует отметить, что становление спортивного ма-

стерства футболистов-юниоров, в частности на этапе перехода в профессиональный спорт, как в мужском, так и в женском футболе, представляет собой важнейший аспект многолетней подготовки.

Исследование включало анализ технико-тактических действий, выполняемых спортсменками в условиях соревновательной деятельности. Регистрация показателей игровой деятельности спортсменок проводилась с использованием видеосъемки и последующей обработкой данных с помощью программы «InstatVideo». Выявлен неоднородный характер из-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.