Научная статья на тему 'Взаимосвязь показателей координационных способностей школьников 13 лет'

Взаимосвязь показателей координационных способностей школьников 13 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
279
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / COORDINATION ABILITIES / ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / CORRELATION INDICATORS / ШКОЛЬНИКИ 13 ЛЕТ / 13 YEARS OLD STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ахметов С. М., Чернышенко Ю. К., Баландин В. А., Чернышенко К. Ю., Деушев Р. Х.

Двигательные акты человека, как и все другие виды деятельности, являются проявлением функций целостного организма. Следовательно, координацию движений можно рассматривать как результат согласованного сочетания функциональной деятельности различных органов и систем организма в тесной связи между собой, т. е. как единое целое. Необходимо отметить, что координационные способности считаются одной из главных детерминант достижения высоких результатов практически во всех видах трудовой и физкультурно-спортивной деятельности. В результате анализа научно-методической литературы и учебных программ по физическому воспитанию [3, с. 211-215; 5, с. 5-8; 7, с. 16-20; 9, с. 34; 10, с. 106-110] с целью определения уровня развития координационных способностей были подобраны 16 контрольных упражнений. Отобранные тестовые задания распределены по четырем группам, составляющим интегральные показатели: отдельные проявления координационных способностей, воспроизведение, точность отмеривания и дифференцирование параметров движений. Определение степени взаимосвязи различных проявлений координационных способностей яв лялось основой для разработки документов планирования процесса их развития. Из 420 установленных вариантов взаимосвязи в совокупной выборке в группах мальчиков и девочек 102 коэффициента корреляции (24,3 %) имеют отрицательные, а 115 (27,4 %) положительные значения. Отсутствие достоверных корреляционных взаимосвязей в абсолютном большинстве случаев между изучаемыми характеристиками корреляционных способностей является объективным подтверждением их высокой автономности и обуславливает необходимость дифференцирования средств и методов педагогических воздействий с целью формирования и развития данного физического качества у учащихся 13 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ахметов С. М., Чернышенко Ю. К., Баландин В. А., Чернышенко К. Ю., Деушев Р. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION INDICATORS OF 13 YEARS OLD STUDENTS COORDINATION ABILITIES

Motor acts of a person, as well as all other kind of activities are demonstration of the whole organism functions. Therefore, movements coordination can be seen as the result of a coordinated combination of the functional activities of various organs and systems in close connection with each other, that is to say as one whole. It should be noted that coordination abilities are considered to be one of the main determinants of achieving good results in nearly all types of work and sports activity. As the analysis result of the scientific and methodological literature and training programs of physical education sixteen control exercises were chosen to determine the level of coordination abilities development. Selected test tasks were divided into four groups, constituting integral indicators: individual demonstration of coordination abilities, reproduction, measuring accuracy and differentiation of motion parameters. Correlation degree determining of different coordination abilities demonstrations is the basis for planning documents of their development process. From 420 established variants of interconnection in the total sample in boys and girls groups 102 correlation coefficients (24,3%) have negative values, and 115 (27,4%) positive values. Lack of reliable correlation interrelations in most cases between studied abilities characteristics is an objective acknowledgment of their high autonomy and it determines necessitates in means and methods of pedagogical influence differentiation with the aim of this physical quality formation and development among 13 years old students.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь показателей координационных способностей школьников 13 лет»

УДК 796.012.2: 373.103.71

взаимосвязь показателей координационных

способностей школьников 13 лет

С. М. Ахметов, доктор педагогических наук, профессор, ректор Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма,

Ю. К. Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор, проректор по инновационным и олимпийским программам Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма,

В. А. Баландин, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социальной и дошкольной педагогики Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма,

К. Ю. Чернышенко, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации,

Р. Х. Деушев, учитель физической культуры Государственного бюджетного образовательного учреждения «Гимназия № 1048 «Новокосино» г. Москва.

Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, [email protected]

Двигательные акты человека, как и все другие виды деятельности, являются проявлением функций целостного организма. Следовательно, координацию движений можно рассматривать как результат согласованного сочетания функциональной деятельности различных органов и систем организма в тесной связи между собой, т. е. как единое целое.

Необходимо отметить, что координационные способности считаются одной из главных детерминант достижения высоких результатов практически во всех видах трудовой и физкультурно-спортивной деятельности.

В результате анализа научно-методической литературы и учебных программ по физическому воспитанию [3, с. 211-215; 5, с. 5-8; 7, с. 16-20; 9, с. 34; 10, с. 106-110] с целью определения уровня развития координационных способностей были подобраны 16 контрольных упражнений. Отобранные тестовые задания распределены по четырем группам, составляющим интегральные показатели: отдельные проявления координационных способностей, воспроизведение, точность отмеривания и дифференцирование параметров движений.

Определение степени взаимосвязи различных проявлений координационных способностей яв-

лялось основой для разработки документов планирования процесса их развития. Из 420 установленных вариантов взаимосвязи в совокупной выборке в группах мальчиков и девочек 102 коэффициента корреляции (24,3 %) имеют отрицательные, а 115 (27,4 %) - положительные значения.

Отсутствие достоверных корреляционных взаимосвязей в абсолютном большинстве случаев между изучаемыми характеристиками корреляционных способностей является объективным подтверждением их высокой автономности и обуславливает необходимость дифференцирования средств и методов педагогических воздействий с целью формирования и развития данного физического качества у учащихся 13 лет.

Ключевые слова: координационные способности; взаимосвязь показателей; школьники 13 лет.

Введение. Координационные способности являются одной из главных детерминант достижения высоких результатов практически во всех видах физкультурно-спортивной деятельности, являющейся важнейшим компонентом общественной жизни граждан [7, с. 1620].

Актуальной задачей процесса физического воспитания учащихся средних классов общеобразовательных учреждений, в том числе и в части развития координационных способностей, является обоснование современных и, самое главное, эффективных технологических подходов к развитию данного важного двигательного качества. Среди многих направлений ее решения логичным является определение степени взаимосвязи различных проявлений координационных способностей как основы для разработки базовых документов планирования учебно-воспитательного процесса и соответствующих методик оценивания данного физического качества, подбора средств и методов их развития [1, с. 12; 2, с. 460-462].

Методы и организация исследования. В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, методы математической статистики.

Выбор контрольных упражнений с целью определения уровня развития координационных способностей осуществлялся на основе данных научно-методической литературы [5, с. 5-8; 8, с. 120], анализа рабочих программ по физическому воспитанию и нормативных требований по физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ [3, с. 211-215; 9, с. 3-4; 10, с. 106-110].

Выбранные тестовые задания были классифицированы по четырем группам, составляющие интегральные показатели:

1 группа:

1. Латентное время сложной двигательной реакции (мс).

2. Способность к равновесию (с).

3. Способность к переключению и сочетанию движений (балл).

4. Способность к ориентировке в пространстве (балл).

5. Способность к освоению и воспроизведению тем-поритмовой структуры движения (с).

6. Интегральный показатель отдельных проявлений координационных способностей.

2 группа:

7. Воспроизведение силовых параметров (кистевая динамометрия) (кг).

8. Воспроизведение угла 45° при сгибании в тазобедренных суставах (градусы).

9. Воспроизведение угла 135° в плечевых суставах (градусы).

10. Воспроизведение временных интервалов (с).

11. Интегральный показатель способностей к воспроизведению характеристик движений.

3 группа:

12. Точность отмеривания силовых усилий (кг).

13. Точность отмеривания временных интервалов

(с).

14. Точность отмеривания параметров прыжка в длину с места (см).

15. Интегральный показатель - точность отмеривания параметров движений.

4 группа:

16. Дифференцирование усилий в кистевой динамометрии (кол-во).

17. Дифференцирование амплитуды при сгибании в тазобедренных суставах (кол-во).

18. Дифференцирование амплитуды в движениях в плечевых суставах (кол-во).

19. Дифференцирование усилий в прыжках в длину с места (кол-во).

20. Интегральный показатель способности к дифференцированию параметров движений.

Интегральные и суммарный показатели определялись по методике, предложенной [11, с. 14]. При этом разработка оценочных таблиц результатов тестирования координационных способностей осуществлялась при помощи пропорциональной шкалы ГЦОЛИФК, так как распределение показателей в тестовых заданиях было близко к нормальному [4, с. 210]. Полученные результаты исследования подвергались математико-ста-тистической обработке по общепринятым методикам [4, с. 210; 6, с. 250-257]. Взаимосвязь показателей вычислялась с помощью парного линейного коэффициента корреляции Бравэ-Пирсона (г). Уровень достоверности коэффициентов корреляции определялся при помощи статистических таблиц.

Настоящие исследования проводились на базе государственных бюджетных образовательных учреждений (ГБОУ) гимназия № 1048 «Новокосино» и средней общеобразовательной школы № 1927 г. Москвы. В них приняли участие 174 подростка 13 лет (86 мальчиков и 88 девочек).

Результаты исследований и их обсуждение. Данные, характеризующие особенности взаимосвязи показателей координационных способностей школьников 13 лет, представлены в таблице и на рисунке.

В группе мальчиков существенная взаимосвязь (Р<0,01) установлена между:

• интегральным показателем отдельных проявлений координационных способностей и ЛВДР, равновесием, способностью к переключению и сочетанию движений, ориентировкой в пространстве и суммарным показателем;

• интегральным показателем воспроизведения параметров движения и суммарным показателем;

• интегральным показателем дифференцирования параметров движений и суммарным показателем;

- выявлена взаимосвязь на уровне Р<0,05 между

уровнем развития:

• интегрального показателя отдельных проявлений координационных способностей и ориентировки в пространстве;

• интегрального показателя воспроизведения параметров движений и способности к переключению и сочетанию движений, ориентировки в пространстве;

Таблица

Взаимосвязь показателей, характеризующих различные координационные способности учащихся 13 лет

Показатели Пол 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

1 М + 070 223 192 524** 732** -301 -201 107 531** 202

Д + 130 398* 284 630** 708** -270 -052 149 497** 140

2 М + 040 -062 124 498** 144 -231 122 241 019

Д + 107 -041 170 512** 102 -077 009 202 139

3 М + 189 420* 520** -140 144 -321 248 407*

Д + 241 473** 561** 097 208 -043 391* 432*

4 М + 097 383* -024 279 387* 240 404*

Д + 106 421* -125 379* 291 018 444*

5 М + 519** -045 140 097 389* 250

Д + 634** -123 207 124 472** 108

6 М + 143 091 144 090 292

Д + 272 103 241 007 368*

7 М + -124 -391* -040 123

Д + -206 -106 -140 204

8 М + 273 -144 024

Д + 391* -092 143

9 М + -124 389*

Д + 066 441*

10 М + 293

Д + 249

11 М +

Д +

Показатели Пол 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

1 М -043 407* 208 443* 095 124 098 135 240 437*

Д -097 441* 103 502* 170 203 003 100 152 508**

2 М -098 -124 -234 124 184 236 -124 130 306 302

Д 131 -048 -050 101 008 189 -098 245 279 284

3 М 241 438* 193 140 -105 083 160 244 291 107

Д 162 331 105 097 -144 121 207 123 308 281

4 М 121 043 271 211 156 074 036 143 170 207

Д 205 121 321 193 207 111 142 102 241 289

5 М 044 320 -121 270 -144 121 093 040 141 321

Д 101 294 -096 302 -078 207 102 100 204 340

6 М 184 162 204 031 009 124 274 193 398* 489**

Д 243 075 188 108 079 301 205 246 227 524**

7 М 483** -121 -045 024 542** -106 -193 -125 214 115

Д 504** -180 107 100 419* -208 -064 -079 182 279

8 М -243 -124 -089 290 121 379* 222 108 079 184

Д -042 -107 -179 326 206 463** 303 096 243 260

9 М -120 -008 107 271 -121 135 524** -240 109 241

Д -201 -143 -049 194 -059 272 641** -124 176 192

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 М -140 490** -121 092 -101 -240 -120 -140 221 321

Д -059 517** 090 004 124 -170 -044 -194 268 284

11 М 193 254 197 340 287 164 232 197 289 476**

Д 249 290 206 292 192 248 320 241 120 520**

12 М + -094 -120 232 421* -121 -241 -091 224 291

Д + -120 -243 190 520** -032 -384* -124 275 320

13 М + -104 221 -241 -114 -074 -241 181 245

Д + -003 240 -108 -201 -123 -124 107 294

14 М + 220 -140 054 122 501** 241 270

Д + 291 -271 103 204 498** 202 220

Продолжение таблицы

15 М + 250 207 271 192 241 314

Д + 219 249 180 143 292 320

16 М + -019 -143 -149 382* 249

Д + 047 -120 -040 415* 290

17 М + 440* 093 270 321

Д + 471** 120 240 301

18 М + -141 224 271

Д + -092 290 224

19 М + 297 269

Д + 204 307

20 М + 532**

Д + 434*

21 М +

Д +

Примечание: 1. Номера тестов соответствуют представленным в разделе «Методы и организация исследования». 2. Под номером 21 представлены результаты суммарного показателя координационных способностей. 3. Ноли перед коэффициентами корреляции опущены. 4. Достоверные коэффициенты корреляции: «*» - Р<0,05; «**» - Р<0,01.

Рис. взаимосвязи контрольных упражнений, интегральных и суммарного показателей координационных способностей учащихся 13 лет

Мальчики

Девочки

интегральные показатели координационных способностей;

суммарный показатель координационных способностей;

контрольные упражнения;

1, 2 ... 21 - номера тестов, соответствующие контрольным упражнениям, представленным в таблице;

ч-► - Р<0,01;

---* - Р<0,05.

• интегрального показателя дифференцирования параметров движений и дифференцирования усилий в кистевой динамометрии.

В группе девочек высокий уровень взаимообусловленности установлен между:

• интегральным показателем отдельных проявлений координационных способностей и ЛВДР, равновесием, способностью к переключению и сочетанию движений, ориентировкой в пространстве, воспроизведением темпоритмовой структуры движений и суммарным показателем;

• интегральным показателем воспроизведения параметров движений и суммарным показателем координационных способностей;

• интегральным показателем дифференцирования параметров движений и суммарным показателем координационных способностей;

- взаимосвязь на уровне Р<0,05 выявлена между параметрами:

• интегральным показателем воспроизведения параметров движений и способностью к переключению и сочетанию движений, ориентировкой в пространстве, воспроизведением угла 135° в плечевых суставах и интегральным показателем отдельных проявлений координационных способностей;

• интегральным показателем точности отмеривания параметров движений и ЛВДР;

• интегральным показателем дифференцирования параметров движений и дифференцированием усилий в кистевой динамометрии.

В ходе анализа 210 коэффициентов корреляции, характеризующих взаимосвязь различных показателей координационных способностей как в группах мальчиков, так и девочек, выявлено следующее их соотношение по степени достоверности:

- мальчики: Р<0,01 (26 случаев) - 12,4 %; Р<0,05 (30) - 14,3 %; Р>0,05 (154) - 73,3 %;

- девочки: Р<0,01 (30 случаев) - 14,3 %; Р<0,05 (29) -13,8 %; Р>0,05 (151) - 71,9 %.

Из 420 установленных вариантов взаимосвязи в совокупной выборке в группах мальчиков и девочек 102 коэффициента корреляции (24,3 %) имеют отрицательные, а 115 (27,4 %) - положительные значения.

Из 115 коэффициентов корреляции, имеющих положительные значения, достоверными являются 56 (48,7 %) в группе мальчиков и 59 (51,3 %) - в группе девочек.

заключение. Установленное в ходе многолетних исследований отсутствие достоверных взаимосвязей в абсолютном большинстве изучаемых случаев между характеристиками отдельных проявлений координационных способностей, воспроизведения, точности

отмеривания и дифференцирования параметров двигательных действий является объективным подтверждением высокой степени их автономности. Данный факт обуславливает необходимость дифференцирования средств и методов педагогических воздействий с целью формирования и развития данного физического качества у учащихся 13 лет образовательных учреждений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баландин В. А. Педагогический контроль за специальной двигательной подготовленностью гимнасток 11-14 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 /

B. А. Баландин. - М., 1986. - 23 с.

2. Гавердовский Ю. К. Обучение спортивным упражнениям / Ю. К. Гавердовский // Биомеханика. Методология. Дидактика. - М.: Физкультура и спорт, 2007. -

C. 460-462.

3. Германов Г. Н. Классификация двигательных заданий игрового характера в программном материале по физической культуре школьников 5-х классов (на примере баскетбола) / Г. Н. Германов, И. В. Машоши-на // Вестник Тамбовского университета; [Серия: Гуманитарные науки]. - Тамбов, 2009. - Вып. 12 (80). -С. 211-215.

4. Гмурман В. Е. Теория вероятности и математическая статистика: учебное пособие. - 12-е изд., перераб. / В. Е. Гмурман. - М.: Высшее образование, 2007. - 478 с.

5. Гусева Н. А. Совершенствование координационных способностей квалифицированных лыжниц-гонщиц в переходном и подготовительном периоде спортивной тренировки / Н. А. Гусева // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - № 2. - С. 5-8.

6. Елисеева И. И. Общая теория статистики: учебник / И. И. Елисеева, М. М. Юзбашев; под ред. И. И. Елисеевой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 656 с.

7. Кусякова Р. Ф. Методика применения средств классического танца для развития координационных способностей студентов / П. Ф. Кусякова, З. М. Кузнецова // Физическая культура, спорт - наука и практика. -2014. - № 1. - С. 16-20.

8. Ланда Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие / Б. Х. Ланда. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2006. - 208 с.

9. Литвинов Е. Программа по физическому воспитанию / Е. Литвинов, А. Шлемин // Спорт в школе. - 2006. -№ 22. - С. 3-4.

10. Лях В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. - 2-е изд. / В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2005. - 128 с.

11. Чернышенко Ю. К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Ю. К. Чернышенко. - Краснодар, 1998. - 52 с.

correlation indicators of 13 years old students coordination abilities

S. Akhmetov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Rector for Innovation and Olympic Programs in the Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism

Y. Chernyshenko, Doctor of Pedagogic Science, Professor, Vice-Rector for Innovation and Olympic Programs in the Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism V. Balandin, Doctor of Pedagogic Science, Professor of Department of Social and Preschool Pedagogy in the Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism

K. Chernyshenko, Candidate of Pedagogic Science, Senior Lecturer of the Physical Training and Sports Department in the Krasnodar University of the Russian Federation Ministry of the Interior R. Deushev, Physical Training Teacher in the State Budget Educational Establishment «Gymnasium № 1048 «Novokosino» Moscow.

Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo street, 161, [email protected]

Motor acts of a person, as well as all other kind of activities are demonstration of the whole organism functions. Therefore, movements coordination can be seen as the result of a coordinated combination of the functional activities of various organs and systems in close connection with each other, that is to say as one whole.

It should be noted that coordination abilities are considered to be one of the main determinants of achieving good results in nearly all types of work and sports activity.

As the analysis result of the scientific and methodological literature and training programs of physical education sixteen control exercises were chosen to determine the level of coordination abilities development. Selected test tasks were divided into four groups, constituting integral indicators: individual demonstration of coordination abilities, reproduction, measuring accuracy and differentiation of motion parameters. Correlation degree determining of different coordination abilities demonstrations is the basis for planning documents of their development process.

From 420 established variants of interconnection in the total sample in boys and girls groups 102 correlation coefficients (24,3%) have negative values, and 115 (27,4%) - positive values.

Lack of reliable correlation interrelations in most cases between studied abilities characteristics is an objective acknowledgment of their high autonomy and it determines necessitates in means and methods of pedagogical influence differentiation with the aim of this physical quality formation and development among 13 years old students.

Keywords: coordination abilities, correlation indicators, 13 years old students.

References

1. Balandin V. A. Teaching control of 11-14 years old gymnasts special motor preparedness. Extended abstract of candidate's thesis. Moscow, 1986, 23 p. (in Russian)

2. Gaverdovskiy Y K. Training Exercise. Biomekhanika. Metodologiia. Didaktika [Biomechanics. Methodology. Didactics]. Moscow, Physical education and sport, 2007, pp. 460-462.

3. Germanov G. N., Mashoshina I. V. Klassifikatsiia dvigatel'nykh zadanii igrovogo kharaktera v programm-

nom materiale po fizicheskoi kul'ture shkol'nikov 5-kh klassov (na primere basketbola) [Classification of gaming character motor tasks in the program material on physical training for 5 year school pupils (for example, basketball)]. Vestnik Tambovskogo universiteta; [Seriia: Gumanitarnye nauki] [Ambassador of the Tambov University; [Series: Humanitarian sciences]], Tambov, 2009, V. 12 (80), pp. 211-215. (in Russian).

4. Gmurman V. E. Teoriia veroiatnosti i matematicheskaia statistika: uchebnoe posobie [Probability theory and mathematical statistics: Textbook]. 12th edition, updates. Moscow, Higher education, 2007, 478 p.

5. Guseva N. A. Sovershenstvovanie koordinatsionnykh spo-sobnostei kvalifitsirovannykh lyzhnits-gonshchits v perek-hodnom i podgotovitel'nom periode sportivnoi trenirovki [Improving of skilled skiers-racers coordination abilities in the transitional and preparatory period of sports training]. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2012, no 2, pp. 5-8. (in Russian).

6. Eliseeva I. I., Yuzbashev M. M. Obshchaia teoriia statistiki: uchebnik [General theory of statistics: textbook]. 5th edition, revised and expanded. Moscow, Finance and Statistics, 2006, 656 p.

7. Kusyakova P. F., Kuznetsova Z. M. Metodika primeneniia sredstv klassicheskogo tantsa dlia razvitiia koordinatsionnykh sposobnostei studentov [Classical dance methods application for the development of students coordination abilities]. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka ipraktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2014, no 1, pp. 16-20. (in Russian)

8. Landa B. K. Metodika kompleksnoi otsenki fizicheskogo razvitiia i fizicheskoi podgotovlennosti: ucheb. posobie [Methods of integrated assessment of physical development and physical preparedness: textbook]. 3d edition, revised and expanded. Moscow, Soviet sport, 2006, 208 p.

9. Litvinov E., Shlemin A. Programmapo fizicheskomu vospi-taniiu [Physical education program]. Sportvshkole [Sport at school], 2006, no 22, pp. 3-4. (in Russian).

10. Lyakh V. I., Zdanevich A. A. Kompleksnaia programma fizicheskogo vospitaniia uchashchikhsia 1-11 klassov [Physical training complex program of 1-11 classes pupils]. 2nd edition. Moscow, Prosveshchenie, 2005, 128 p.

11. Chernyshenko Y. K. Scientific and pedagogical bases of innovative directions in the system of physical training for preschool age children. Extended abstract of Doctor's thesis. Krasnodar, 1998, 52 p. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.