УДК 373.103.71
особенности возрастной динамики показателей
уровня развития координационных способностей
мальчиков 11-15 лет
Соискатель Р. Х. Деушев,
доктор педагогических наук, профессор В. А. Баландин,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
в статье представлены результаты многолетних обследований мальчиков 5-9 классов общеобразовательных учреждений с целью выявления возрастной динамики параметров различных проявлений координационных способностей. Изложены данные статистической обработки, проведенной при анализе четырех групп координационных способностей учащихся: способности к воспроизведению характеристик движений; точности отмеривания параметров движений; способности к дифференцированию параметров движений; отдельные проявления координационных способностей.
Ключевые слова: мальчики среднего школьного возраста; координационные способности; физическое воспитание учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений; возрастная динамика.
По мнению ряда ученых, физическое воспитание учащихся общеобразовательных учреждений в достаточной степени обеспечено программно-нормативными документами [7, 8]. Данное утверждение нельзя, по нашему мнению, в полной мере отнести к содержащимся в программах рекомендациям по технологическим подходам к достижению целевых установок физического воспитания школьников и, в первую очередь, развитию их координационных способностей с учетом их пола и возраста. Более того, ряд ученых считает, что чрезвычайно скупо изложенные в данных документах методические указания не обоснованы с позиций онтогенетических особенностей развития физического и двигательного потенциала детей школьного возраста, так как в распространенных программах физического воспитания в общеобразовательных учреждениях пояснения по данному вопросу практически отсутствуют [4, 5, 6].
В связи с вышеизложенным в ходе исследований изучались особенности половозрастной динамики параметров различных проявлений специфических координационных способностей в процессе реализации существующих программ физического воспитания.
Объект исследования - процесс физического воспитания учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений.
Предмет исследования - развитие координационных способностей учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений с учетом онтогенетических особенностей.
цель исследования - выявить изменения абсолютных значений координационных способностей учащихся 5-9 классов в годичном учебном цикле.
Методы и организация исследования. В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, методы математической статистики. Выбор контрольных упражнений с целью определения уровня развития координационных способностей осуществлялся на основе данных научно-методической литературы [7, 11, 13], анализа рабочих программ по физическому воспитанию и нормативных требований по физической подготовленности [5, 8] и собственного педагогического опыта.
В связи со спецификой координационных способностей выбранные тестовые задания были классифицированы по четырем группам:
- способности к воспроизведению характеристик движений (4 показателя);
- точности отмеривания параметров движений (4 показателя);
- способности к дифференцированию параметров движений (4 показателя);
- показатели, не сводимые по своей сущности к вышеперечисленным группам и в этой связи представленные как отдельные проявления координационных способностей (5 показателей).
Обработка полученных результатов проводилась с помощью персонального компьютера типа Pentium 3.
При этом по общепринятым методикам осуществлялся расчет средней арифметической величины (М), среднего квадратического отклонения (±6), ошибки средней арифметической (±m) [1, 2].
Оценка достоверности различий параметрических статистических характеристик проводилась с помощью t-критерия Стьюдента.
При разработке оценочных таблиц результатов тестирования координационных способностей использовалась пропорциональная шкала ГЦОЛИФК, так как распределение результатов тестирования близко к нормальному [1].
Исследования проводились на базе общеобразовательных школ № 1048 и № 1927 г. Москвы. В них приняли участие 322 мальчика 11-15 лет.
Результаты исследования. Динамика показателей координационных способностей изучалась как на основе анализа изменений результатов в отдельных тестах, переведенных в баллы, на основе разработанных шкал относительной оценки результатов тестирования, так и по значениям интегральных и суммарных показателей координационных способностей. Значения интегральных показателей рассчитывались по общепринятой методике [13]. Значения суммарного показателя уровня развития координационных способностей рассчитывались на основе суммирования балльных оценок интегральных показателей.
Данные, характеризующие достоверность изменения показателей координационных способностей учащихся 11-15 лет, представлены в таблице.
Полученные результаты описаны по следующей схеме:
1. Блоки показателей координационных способностей, по которым произошли позитивные изменения в 50% и более изучаемых случаев (первый уровень).
2. Блоки показателей координационных способностей, по которым произошли негативные изменения в 50% и более изучаемых случаев (второй уровень).
3. Блоки показателей координационных способностей, по которым не выявлены изменения (третий уровень).
Статистическая обработка полученных результатов обследований школьников 11-15 лет позволила получить следующие научные данные.
В группе 11-летних мальчиков к первому уровню относятся:
- блок точности отмеривания параметров движений - 100% (силовые усилия временных интервалов, усилия в прыжках в длину с места);
- блок дифференцирования параметров движения - 80% (усилия в кистевой динамометрии, амплитуда при сгибании в тазобедренных суставах, амплитуда
движений в плечевых суставах, усилия в прыжках в длину с места).
Ко второму уровню не относится ни один из изучаемых блоков показателей координационных способностей.
К третьему уровню относятся:
- блок отдельных проявлений координационных способностей - 50% (переключение и сочетание движений, воспроизведение темпоритмовой структуры, интегральный показатель);
- блок воспроизведения параметров движения -100% (все показатели).
В группе 12-летних мальчиков к первому уровню относится блок дифференцирования параметров движения - 80% (амплитуда при сгибании в тазобедренных суставах, амплитуда в плечевых суставах, усилия в прыжках в длину с места, интегральный показатель).
Ко второму уровню не относится ни один из показателей.
К третьему уровню относятся:
- блок воспроизведения параметров движения
- 80% (угол при сгибании в тазобедренных суставах, угол в плечевых суставах, временные интервалы, интегральный показатель);
- блок точности отмеривания параметров движения - 15% (силовые усилия, усилия в прыжках в длину с места, интегральный показатель).
В группе 13-летних мальчиков к первому уровню относится только блок дифференцирования параметров движений - 80% (силовые усилия, амплитуда при сгибании в тазобедренных суставах, усилия в прыжках в длину с места, интегральный показатель).
Ко второму уровню не относится ни одна из групп показателей.
К третьему уровню относятся:
- блок отдельных проявлений координационных способностей (равновесие, интегральный показатель);
- блок воспроизведения параметров движений -100% (все показатели);
- блок точности отмеривания параметров движений - 50% (силовые усилия, интегральный показатель).
В группе 14-летних мальчиков к первому и второму уровню не относится ни один из изучаемых блоков координационных способностей.
К третьему блоку относятся все блоки координационных способностей:
- блок отдельных проявлений координационных способностей - 66% (равновесие, переключение и сочетание движений, воспроизведение темпоритмовой структуры, интегральный показатель);
- блок воспроизведения параметров движения -100% (все показатели);
- блок точности отмеривания параметров движений - 50% (отмеривание усилий в прыжках в длину, интегральный показатель);
- блок дифференцирования параметров движений
- 100% (все показатели).
Таблица
Достоверность изменения балльных оценок среднегрупповых показателей координационных способностей мальчиков 11-15 лет в течение учебного года
№ Показатели(балл) возраст
п/п 11 12 13 14 15
1 е т ЛВДР (мс) <0,001 <0,001 <0,05
2 с нб ео Равновесие (с) <0,01 <0,001
3 лс т О тс с О и рх пы Способность к переключению и сочетанию движений (балл) -<0,001 <0,001 <0,05
4 е н 3 £ 1 5 с §■ Ориентировка в пространстве (балл) -<0,05 <0,01 <0,05 <0,01
5 л еа е 1 ° 2 о о Воспроизведение темпоритмовой структуры движений (с) <0,05
6 Интегральный показатель (средний балл) <0,05
7 е Воспроизведение силовых параметров (кистевая динамометрия) (кг) <0,05
8 спроизведени параметров Воспроизведение угла 45° при сгибании в тазобедренных суставах (градусы)
9 Воспроизведение угла 135° в плечевых суставах (градусы)
10 о СО Воспроизведение временных интервалов (с)
11 Интегральный показатель (средний балл)
12 я Точность отмеривания силовых усилий (кг) <0,01 -<0,001 <0,05
13 в л Точность отмеривания временных интервалов (с) <0,01 <0,01 -<0,001 <0,01
14 ове ш тп Точность отмеривания параметров прыжка в длину с места (см) <0,001 <0,01
15 оп Интегральный показатель (средний балл) <0,01
16 е Дифференцирование усилий в кистевой динамометрии (количество) <0,001 <0,05
17 и н а Ш Ш оо рр Дифференцирование амплитуды при сгибании в тазобедренных суставах (количество) <0,001 <0,001 <0,01
18 н ф та О. ^ еа Дифференцирование амплитуды в движениях в плечевых суставах (количество) <0,001 <0,001 <0,001
19 ■е- с ф С1 Дифференцирование усилий в прыжках в длину с места (количество) <0,05 <0,05 <0,01
20 Интегральный показатель (средний балл) <0,01 <0,01
21 Суммарный показатель координационных способностей (балл)
Примечание: 1. В таблице представлены только достоверные значения уровня Р. 2. Знак «-» характеризует более высокие показатели в начале учебного года.
В группе 15-летних мальчиков к первому уровню относится блок отдельных проявлений координационных способностей - 50% (ЛВДР, упражнение на переключение и сочетание движений, интегральный показатель).
Ко второму уровню не относится ни один из изучаемых блоков.
К третьему уровню относятся:
- блоки воспроизведения и дифференцирования параметров движения по 100% (все показатели);
- блок точности отмеривания параметров движений - 75% (временные интервалы, усилия в прыжках в длину с места, интегральный показатель).
В ходе изучения динамики показателей уровня развития координационных способностей учащихся средних классов общеобразовательных школ необходимо также отметить наличие следующих научных фактов:
1. Достоверный прирост значений суммарных показателей координационных способностей учащихся только в группах школьников 11 лет.
2. Позитивные существенные изменения в уровне развития интегральных показателей различных групп координационных способностей в половозрастном аспекте:
11 лет - группы точности отмеривания параметров движения (Р<0,01);
12 лет - дифференцирование параметров движения (Р<0,05);
13 лет - дифференцирование параметров движения (Р<0,01);
14 лет - достоверно изменившихся в учебном году групп координационных способностей не установлено;
15 лет - отдельные проявления координационных способностей (Р<0,05).
3. Достоверное снижение уровня развития отдельных показателей координационных способностей:
- в группах 11-летних - ориентировка в пространстве (Р<0,05);
- в группах 12-летних - способность к переключению и сочетанию движений (Р<0,001);
- в группах 13-летних - ориентировка в пространстве (Р<0,05), точность отмеривания временных интервалов (Р<0,001);
- в группах 14-летних - точность отмеривания силовых усилий (Р<0,001);
- в группах 15-летних не установлены показатели, достоверно снижающиеся в годичном учебном цикле.
Проблема разработки экспериментальной методики развития координационных способностей учащихся среднего школьного возраста обусловливает необходимость определения состава изучаемых параметров, который в достаточно полной мере содержал основные их проявления. Анализ научно-методической литературы позволил остановиться на группах, которые, по нашему мнению, соответствовали задачам исследования: способность к воспроизведению характеристик движений; точность отмеривания параметров движе-
ний; способность к дифференцированию параметров движений; отдельные проявления координационных способностей.
Данные группы были выделены по результатам изучения научных данных, представленных в публикациях по проблемам физического воспитания детей, подростков и молодежи, а также их начальной и начальной специализированной спортивной подготовки [9, 10, 12].
Необходимо отметить состав первой группы, которая содержит не сводимые к какому-либо единому основанию (признаку) параметры, в связи с чем он был так и обозначен, как блок отдельных проявлений координационных способностей.
Стратегия предварительных обследований учащихся 11-15 лет базировалась на следующих позициях:
Используемые для оценки координационных способностей критерии должны, с одной стороны, четко дифференцировать изучаемые показатели по их сущностным специфическим характеристикам, а с другой
- обобщенно отражать уровень развития отдельных групп и данного физического качества в целом. В этой связи в исследовании использовались:
а) отдельные контрольные упражнения (тесты);
б) значения интегральных показателей, отражающие уровень развития блоков проявления родственных координационных способностей;
в) суммарные показатели, обобщенно характеризующие уровень развития координационных способностей у школьниов.
Необходимо отметить, что расчет значений интегральных и суммарных показателей предполагает предварительную разработку шкал относительной оценки результатов тестирования. Дополнительные временные затраты на их разработку окупаются за счет удобства и простоты использования в практических целях интегральных и суммарных показателей, позволяющих существенно улучшить качество контрольно-учетной деятельности учителей физической культуры.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гмурман, В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика: учеб. пособие / В. Е. Гмурман. - 12-е изд., перераб.
- М.: Высшее образование, 2007. - 478 с.
2. Губа, В. П. Измерения и вычисления в спортивной практике: учеб. пособие для вузов физической культуры / В. П. Губа [и др.]. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 220 с.
3. Гусева, Н. А. Совершенствование координационных способностей квалифицированных лыжниц-гонциц в переходном и подготовительном периоде спортивной тренировки / Н. А. Гусева // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2012. - № 2. - С. 5-8.
4. Каль, М. Воспитание функции равновесия / М. Каль // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 3. -С. 62-63.
5. Литвинов, Е. Программа по физическому воспитанию / Е. Литвинов, А. Шлемин // Спорт в школе. - 2006. - № 22. -С. 3-4.
6. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / В. И. Лях. - М.: ООО «Издательство АСТ», 1998. - 272 с.
7. Лях, В. И. Учение и обучение двигательным действиям / В. И. Лях // Физическая культура в школе. - 2005. - № 2. -С. 8-10.
8. Лях, В. И. Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов: учебное издание / В. И. Лях, А. А. Здане-вич. - М.: Просвещение, 2008. - 127 с.
9. Назаренко, Л. Д. Примерная классификация базовых двигательных координаций по ряду общих и специфических признаков и структурных элементов / Л. Д. Назаренко // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 8. - С. 19-21.
10. Орлова, Н. А. Время реакции как показатель координационной сложности физического упражнения / Н. А. Орлова // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 3. -С. 54.
11. Смирнов, Ю. И. Спортивная метрология: учебник для студентов пед. вузов / Ю. И. Смирнов, М. М. Полевщиков. - М.: Академия, 2000. - 232 с.
12. Чернышенко, Ю. К. Методы отбора юных гимнасток 7-10 лет на основе оценки двигательной подготовленности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Ю. К. Чернышенко. - М., 1982. - 253 с.
13. Чернышенко, Ю. К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: автореф. дис. . д-ра пед. наук: 13.00.04 / Ю. К. Чернышенко. - Краснодар, 1998. - 50 с.
peculiarities of age dynamics indices of developmental level of boys' coordination abilities aged 11-15 years
R. Deushev, Competitor,
V. Balandin, Professor, Doctor of Pedagogical Sciences,
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar.
Contact information: 350015, Krasnodar city, Budyennogo str., 161.
The long-term examination results of boys from 5 till 9 grades of comprehensive institutions are presented in the article. The aim of examinations was to reveal age dynamics of such parameters as different coordination abilities manifestations. There are also given statistical data obtained with the analysis of four groups of pupils' coordination abilities. These groups include: an ability to reproduce characteristics of movements; an ability to measure off the
parameters of movement exactly; an ability to differentiate the parameters of movement; and individual manifestations of coordination abilities.
Key words: boys of secondary school age; coordination abilities; physical education of pupils from 5 till 9 grades of secondary schools; age dynamics.