ИССЛЕДОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БЕЙСБОЛИСТОВ С УЧЁТОМ ИХ
ИГРОВОГО АМПЛУА
Агапов Д.В.
Таврический Национальный университет им. В.И. Вернадского
Аннотация. Проведено тестирование детей 12-14 лет занимающихся бейсболом с использованием комплекса тестов, направленных на оценку координационных способностей Исследован уровень развития интегральной координации движений у бейсболистов по амплуа (питчеры, аутфилдеры, инфилдеры, кетчеры). Выявлены отдельно наиболее доминирующие показатели координационных способностей бейсболистов относительно их амплуа.
Ключевые слова: интегральная, координация амплуа, бейсбол, дети, тесты.
Анотація. Агапов Д.В. Дослідження координаційних здібностей бейсболістів з урахуванням їх ігрового амплуа. Проведено тестування дітей 12-14 років, що займаються бейсболом з використанням комплексу тестів, спрямованих на оцінку координаційних здатностей Досліджено рівень розвитку інтегральної координації рухів у бейсболістів по амплуа (пітчери, кєтчери, інфілдери, аутфілдери). Виявлені окремо найбільш домінуючі показники координаційних здатностей бейсболістів відносно їхнього амплуа.
Ключові слова: інтегральна, координація, амплуа, бейсбол, діти, тести.
Annotation. Agapov D.V. Research of coordination abilities of baseball players with the count of their game role.
Testing children of 12-14 years engaged by baseball with use of complex tests directed on estimation of coordination abilities is carried out. The level of development of integrated coordination of movements at baseball players on еру role (pitchers, catchers, infielders, outfielders) is investigated. The most dominant parameters of coordination abilities of baseball players concerning their role are revealed separately.
Keywords: integrated, coordination, role, baseball, children, tests.
Введение.
Современный уровень развития бейсбола, рост конкуренции на международной арене требует значительной подготовки учебно-тренировочного процесса для подготовки юных бейсболистов. Высокие темпы повышения уровня бейсбола высших достижений требуют постоянного поиска новых, всё более эффективных средств и методов подготовки надёжного резерва[1,2,5].
Высокая ступень развития современного бейсбола требует максимального проявления индивидуальных координационныхспособностей каждого игрока и необходимостииспользования этих способностей в игре.
По мнению ряда авторов наиболее необходимым для повышения мастерства юных спортсменов и правильного построения учебно-тренировочного процесса на это время - является оценка и выявление необходимых параметров координационных способностей в каждом амплуа спортсменов, воздействуя на которые, можно оказывать положительное влиянии на рост спортивного мастерства бейсбольной команды в целом[3,4].
Проблема координации движений применительно к спортивным играм в целом и, в частности, к бейсболу остаётся малоизученной как в теоретическом, так и в практическом её аспектах. До настоящего времени недостаточно чётко сформулированы основные понятия, связанные с координацией движений, слабо изучена специфика её проявления в бейсболе для различных возрастных контингентов, занимающихся бейсболом и с учётом их различных игровых амплуа. Проблема координационного совершенствования человека является предметом научных дискуссий на протяжении ряда лет. Развитие координационных способностей имеет первостепенное значение в плане становления и совершенствования двигательной функции у детей школьного возраста. Особенно значимо оно на этапах обучения в сложнокоординационных видах спорта, таких как бейсбол[1,6,9]. Последние годы большое внимание уделяется изучению формирования умения осознанно управлять движениями в пространстве, во времени и по степени мышечных усилий, как одного из факторов повышения эффективности обучения двигательным действиям. Однако нами не обнаружено работ, посвящённых изучению особенностей обучения сложно-координационных двигательным действиям бейсболистов с различными способностями регуляции движений по пространственным, временным и силовым характеристикам в соответствии с их игровым амплуа.
Анализ научно-методической литературы и спортивного передового опыта показывает, что в теории и практике тренировки юных бейсболистов не сложилось единого мнения относительно преимущественной направленности подготовки в различные возрастные периоды, и в первую очередь в возрасте 12-14 лет. Вместе с тем, логическое осмысление основных методических направлений и концептуальныхподходов во множестве научных исследований позволило заключить о ведущей роли подготовки направленной на развитие координационных способностей в юношеском бейсболе.
Разнообразие точек зрения, неоднородность взглядов на тренировочный процесс детей занимающихся бейсболом, несоответствие в практических рекомендациях специалистов и практиков во многом обусловлены тем, что исследователи не учитывали методологию индивидуально-групповой организации и дифференцированного управления тренировочным процессом юных бейсболистов на основе анализа типоспецифических особенностей их игрового амплуа [1,2,8]. Таким образом, всё выше изложенное позволяет признать актуальным изучение координационных способностей у бейсболистов в зависимости от игрового амплуа.
Исследования проводились в соответствии с планами НИР Таврического Национального университета им. В.И. Вернадского по программе: «Медико-биологическое обоснование системы физического воспитания» (гос. регистрация № 010Ш005752 (2001-2005)).
Формулирование целей работы
Целью данной работы является исследование координационных способностей бейсболистов 12-14лет в зависимости от игрового амплуа. Для решения поставленной цели использовались следующие методы исследования: Анализ и обобщение литературных источников педагогические методы исследования Критериями оценки, являлись оценка силового, пространственного и временного параметра координации движений у игроков с различным амплуа. Методы математической статистики Исследование включало определение уровня развития координационных способностей у бейсболистов по амплуа (питчеры, аутфилдеры, инфилдеры, кетчеры).
Результаты исследования.
Используя комплекс тестов, направленных на оценку координационныхспособностей бейсболистов мы провели тестирование детей 12-14 лет занимающихся бейсболом Исследование координационных способностей детей было проведено с учётом их игрового амплуа (питчеры, аутфилдеры, инфилдеры, кетчеры). В результате исследований было обнаружено что питчеры (п=40) (игроки, выполняющие броски мяча в направлении пластины дома кетчеру в определённую зону, с определённого расстояния) имеют достаточно высокие показатели дифференцировки мышечных усилий. При выполнении теста №1 было обнаружено что при отмеривании 25% от максимального отклонение составило 0,64±0,03кг (р< 0,001), при отмеривании 50% от максимального -1,49±0,04кг (р< 0,001), при отмеривании 75% от максимального 2,08± 0,05 кг (р< 0,001). (таблица 1).
Таблица 1.
Показатели координационных способностей (пространственных, временных, силовых) у бейсболистов 12-14
лет (п=160) с различным амплуа.
Т есты: питчеры ( п=40) Р1 Аутфилдеры (п=40) Р2 Инфилдеры ( п=40) Р3 кетчеры ( п=40)
Тест №1 (динамометрия) Усилия (кг) 25% 0,6±40,03 <0,001 1,39±0,05 <0,001 1,53±0,04 <0,001 1,99±0,06
50 % 1,49±0,04 <0,001 2,26±0,02 <0,001 2,1±0,03 <0,001 2,19±0,06
75% 2,08±0,05 <0,001 2,53±0,03 <0,05 2,53±0,05 <0,001 3,19±0,05
Тест №2 (метание теннисных мячей) кол-во попаданий 7,6±0,18 <0,001 4,9±0,14 <0,01 5,6±0,21 <0,001 6,5±0,25
Тест №3 (Прыжки на месте с поворотом)отклонение90° 17±0,43 <0,001 12,02±0,18 <0,001 10,17±0,54 <0,001 12,6±0,29
270° 17,9±0,76 <0,001 11,6±0,58 <0,001 13,72±0,4 <0,001 12,75±0,21
Т ест № 4 (ходьба к цели) см. 57,9±2,56 > 0,05 55,25±2,18 > 0,05 63,7±1,96 <0,001 66,5±1,75
Тест №5 (оценка временных интервалов) 5с. 1,9±0,06 <0,001 0,6±0,02 <0,001 0,21±0,01 <0,001 1,23±0,04
30с. 2,77±0,08 <0,001 1,22±0,06 <0,001 1,73±0,03 <0,001 2,32±0,03
60с. 3,85±0,4 > 0,05 4,58±0,14 <0,01 2,42±0,07 <0,05 2,84±0.05
Тест №6 (точность движений руки) отклонение в точках 4,25±0,32 <0,001 7,83±0,25 <0,001 7,77±0,18 <0,001 7,47±0,29
Тест №7 (бег змейкой) время преодоления дистанции(с). 5,92±0,16 > 0,05 5,63±0,05 > 0,05 5,79±0,05 > 0,05 5,86±0,05
Где Р1 - достоверность показателей координационных способностей между питчерами и аутфилдерами
Р2 - достоверность показателей координационных способностей между питчерами и инфилдерами Р3 - достоверность показателей координационных способностей между питчерами и кетчерами .
Высокие показатели дифференцировки мышечных усилий связаны, прежде всего, с тем что, при обхватывании мяча пальцами кисти с целью удержания и броска мяча в необходимом положении и направлении, питчер применяет усилие сходное с усилием при отмеривании 25% от максимального, Это усилие и является оптимальным при выполнении хвата мяча, тестирование кол-ва попаданий мяча в цель при малых отмериваниях от максимального, является одной из самых главных задач питчера и в игре и, на тренировке, поэтому важны результаты теста №2, которые составляют соответственно 7,6 ±0,18 попаданий (р< 0,001). Именно этот показатель имеет существенное преимущество перед игроками, выполняющими другие игровые
функции[9]. Среди всех бейсболистов, которые прошли тесты, именно у питчеров наиболее высокая точность движений руки, это подтверждает показатель теста №6 4,25± 0,32 точки (p< 0,001).
У игроков внешнего поля (аутфилдеры) (n=40) обнаружены высокие показатели в следующих тестах: тест №4 (ходьба к цели) 55,25± 2,18 см (p > 0,05), тест№3 (прыжки на месте с поворотом на 270o) - 11,6± 0,58o (p< 0,001), тест №5(оценка временных интервалов 30с) - 1,22± 0,06 с. (p < 0,001).Такие высокие показатели по отношению к бейсболистам других амплуа, отражают игровую деятельность аутфилдеров. Так способность ориентации в пространстве тест №4 - отражает игровую деятельность, где аутфилдер должен достаточно хорошо определять расстояние до летящего мяча, правильно выбрать позицию, скорость бега и ловля летящего по воздуху мяча должны сходится в одной точке где происходит приём мяча. Прыжок с поворотом на 270o является показателем интегральной координации движений игроков внешнего поля, поскольку во время приёма мяча, очень часто игроки этого назначения разворачиваются по ходу движения или против в сторону, где находится мяч. Результаты полученные при оценке временных интервалов 30с - являются оптимальными так как связанны с тем что продолжительность одного игрового эпизода после отбивания мяча в зону деятельности аутфилдера, занимает время от 5 до 30 с, связанное с тем, что расстояние до внешнего поля наибольшее для вылета мяча в эту часть игрового поля.
У игроков внутреннего поля (инфилдеры) (n=40), высокие показатели интегральной координации движений связаны с их игровыми действиями, так результат в беге змейкой (тест №7) составил - 5,79± 0,05с (p > 0,05), что является непосредственной оценкой различных по скорости и направлению к базам перемещений игроков внутреннего поля, а так же выполнения передач по базам. Т ест №5 (оценка временных интервалов 5с) подтверждает, что вся игра инфилдеров происходит в отрезке времени от 1 до 5 секунд, после чего игровая ситуация или несколько игровых ситуаций уже исчерпаны Тест №3 (прыжки на месте с поворотом на 90o) -10,17± 0,54o(p < 0,001) характеризует приём и передачу мяча, которые могут происходить в движении, прыжках и поворотом туловища в различных направлениях.
У кетчеров (n=40), в игре действия характеризуются , взрывными движениями (во время передачи мяча на базы из положения низкого приседа), соответственно здесь развиты показатели точности движения руки тест №6 отклонение в точках -7,47± 0,29точки (p < 0,001); и кол-во попаданий при метании мячей в цель тест №2 -6,5±0,25 попаданий (p < 0,001). Элемент приёма «флая» (летящего по воздуху мяча) воздействует на ориентацию в пространстве (тест №3 прыжки на месте с поворотом на 270o) - 12,75± 0,21 o(p < 0,001) Все эти показатели превышают среднестатистические показатели бейсболистов
Координационные способности у различных амплуа в бейсболе основаны на проявлениях двигательных реакций и пространственно-временных антиципаций, лежат в основе деятельности спортсменов в неожиданных и быстро изменяющихся ситуациях характерных для того или иного амплуа. В конкретных ситуациях отдельные координационные способности играют ведущую роль, другие - вспомогательную при этом возможно мгновенное изменение роли различных способностей в связи с изменившимися внешними условиями Относительно игрового амплуа можно выделить следующие относительно самостоятельные виды координационныхспособностей развитие которых различно у питчеров, кетчеров, аутфилдеров и инфилдеров: способность к оценке и регуляции динамических и пространственно-временных параметров движений; способность к сохранению устойчивости позы (равновесия); способность к ориентированию в пространстве; координированность движений В реальной тренировочной и соревновательной деятельности все указанные способности проявляются не в чистом виде, а в сложном взаимодействии Тем не менее координационные способности каждого амплуа (питчеры, кетчеры, аутфилдеры, инфилдеры) зависят от факторов морфофункционального и психологического порядка, в первую очередь с техническим мастерством бейсболистов определённого игрового амплуа[8].
Таким образом, можно предположить, что, определив ведущие показатели координационных способностей у бейсболистов с различным амплуа и оказывая воздейсвие на них при помощи специфических упражнений возможно повышение уровня технической подготовленности индивидуальном порядке.
Выводы:
1.Питчеры занимают лидирующее положение по дифференцировке мышечных усилий, количеству попаданий в цель и точности движения руки; аутфилдеры имеют преимущество в ходьбе к цели, прыжках на месте с поворотом при отмеривании 270o , оценки временного интервала 30с;
2. Инфилдеры выделяются в таких параметрах как бег змейкой, оценки временного интервала 5с, прыжках на месте с поворотом при отмеривании 90o
3. Кетчеры и их координационные способности имеют преимущество в отклонении в точках, количеству попаданий в цель и прыжках на месте с поворотом при отмеривании 270o .
4.Оценку показателей координационных способностей, бейсболистов необходимо анализировать с учётом их игрового амплуа, и использовать с целью улучшения их системы подготовки
Дальнейшее исследование предполагается провести в направлении изучения и подбора специальных комплексов упражнений, направленных на развитие интегральной координации движений у юных бейсболистов.
Литература:
1. Агапов Д.В. Исследование координационных способностей у школьников, занимающихся бейсболом на этапе начальной подготовки// Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: наукова монографія за редакцією проф. Єрмакова С.С. - Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2008. -№ 4. -148с.
2. Кротов В.В. Методика совершенствования двигательной координации у баскетболистов подросткового возраста. Автореферат. Ленинград -1983г.
3. З.Лушинская Л.Б. Развитие точности двигательных действий детей 6-8 лет с учётом индивидуальных особенностей координации движений. Автореферат. Киев- 1991г.
4. Лях В.И. Основные закономерности взаимосвязей показателей, характеризующих координационные способности детей и молодёжи: попытка анализа в свете концепции Н.А. Бернштейна. //Теория и практика физической культуры 1996, № 11 с. 20-25.
5. Полянцева Н.В. Тренировка точности выполнения технических приёмов игры у юных баскетболистов 1012 лет. Автореферат., Киев -1990
6. Романенко В. А. Диагностика двигательных способностей Учебное пособие, Донецк. ,2005г. ДонНУ., - 290с.
7. Сышко Д.В., Мутьев А.В. Коррекция вестибуловегетативныхтипов реакций у спортсменов // Физическое воспитание студентовтворческих специальностей Специальный выпуск на тему: « Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях», - Харьков,- 2006, -№4.- С.42-47.
8. Платонов В.Н. Общая теория подготовкиспортсменов в олимпийском спорте. Учебник для студентоввузов физического воспитания и спорта. - К.: Олимпийская литература, 1997г. - 583 с.
9. Хуан Эало де ла Эрран. Бейсбол, М.: ФИС, 1988 .- 176 с.
Поступила в редакцию 10.09.2008г.