17. Жмыхова, А. Ю. Коррекционная направленность физической подготовки студентов специальной медицинской группы на основе их морфофункциональных особенностей : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / А. Ю. Жмыхова. - М., 2010. - 219 с.
САФОНОВА Жанна Борисовна, доктор педагогических наук, профессор (Россия), профессор кафедры физического воспитания и спорта. ШЕВЕЛЕВА Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры физического воспитания и спорта.
КУГАЕВСКИХ Валентина Григорьевна, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта.
ПОЛОЗКОВА Ирина Владимировна, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта. ПЕТРОВА Галина Андреевна, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.04.2014 г. © Ж. Б. Сафонова, И. Н. Шевелева, В. Г. Кугаевских, И. В. Полозкова, Г. А. Петрова
УДК 796011 И. В. АВЕРЬЯНОВ
А. И. КУЗНЕЦОВ
о г
Т
и
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,
г. Омск
Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва «Иртыш»,
г. Омск
ПСИХОМОТОРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАК КРИТЕРИИ ИГРОВОГО АМПЛУА ФУТБОЛИСТОВ 13-14 ЛЕТ
В статье представлены результаты исследования психомоторных показателей, значимых для повышения уровня технической подготовленности футболистов. Публикация основана на материалах, полученных в ходе исследований, направленных на разработку критериев контроля координационной подготовленности, уточнения и коррекции игрового амплуа. В ходе исследования получены новые сведения об особенностях показателей точности футболистов 13—14 лет, которые могут быть использованы в практике работы тренеров по футболу с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности.
Ключевые слова: футбол, психомоторные способности, параметры точности технических действий, этап специализации, целевая точность, стабилография.
Решение вопросов разработки и научного обоснования методик, позволяющих быстро и качественно повысить уровень эффективности спортивной тренировки на всех этапах многолетней подготовки футболистов, неразрывно связано с внедрением в учебно-тренировочный процесс современных диагностических средств. Применяя компьютерные средства диагностики, специалисты получают данные на основании которых можно определить спектр и сочетание факторов, способных оказать влияние на рост спортивного результата. Для футбола одним из наиболее значимых факторов, определяющих эффективность соревновательной деятельности, является точность (целевая точность, точность передвижений, точность исполнения технических приемов, точность реализации технико-тактических действий и т.д.).
В процесс обеспечения точности в соревновательной деятельности футболистов вовлечены все сенсорные системы, что определяет точность как сложно-координационное качество, состоящее из множества психомоторных компонентов, каждый из которых
требует оценки и изучения. Учитывая сказанное выше, мы можем предположить, что одних педагогических тестов для оценки точности недостаточно так как с их помощью специалисты могут оценить точность в целом, упуская возможность диагностики мелких элементов, составляющих ее структуру. Таким образом, чтобы обеспечить оценку максимального количества показателей, определяющих уровень развития точности, необходимо применение компьютерных методик, позволяющих измерять и интерпретировать полученные данные. Примером подобной методики может являться стабилографи-ческий контроль.
Вместе с тем существует мнение [1], что в современной спортивной науке научно-методические вопросы использования компьютерной стабилогра-фии для совершенствования спортивной техники сложнокоординационных движений изучены недостаточно полно. В этой связи изучение проблемы совершенствования точности в футболе по средствам применения компьютерной стабилографии приобретает особую актуальность.
Целью наших исследований является изучение психомоторных показателей, значимых для проявления точности двигательных действий футболистов разных игровых амплуа в процессе спортивной подготовки на этапе специализации, а также разработка критериев для выбора игрового амплуа футболистов учебно-тренировочных групп 4-го года обучения (УТ-4) на основе общих параметров точности.
Исследование осуществляется на базе кафедр медико-биологических основ физической культуры и спорта, кафедры теории и методики футбола и хоккея Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, БОУ ДОД СДЮШОР «Динамо» и «Иртыш» по футболу г. Омска. В исследовании принимают участие футболисты двух групп УТ-4, общее количество испытуемых 26 человек. Исследование проходило в период с апреля 2013 по февраль 2014 гг., возраст испытуемых на период диагностики составляет 13—14 лет. Методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, стабило-графия, методы математической статистики.
Результаты исследования и их обсуждение. В данной статье представлен фрагмент многолетнег и -следования, в рамках которого по средствам компьютерной стабилографии мы пытаемся определить особенности сочетания показателей точности в зависимости от игровых амплуа юных футболистов. На более ранних этапах нашего исследования некоторые общие и специфические компоненты точности футболистов были изучены [2, 3]. Однако до настоящего времени остается непонятным, возможно ли, опираясь на результаты тестирования показателей точности, распределять юных футболис ов по амплуа таким образом, чтобы максимально реализовать их игровой потенциал. Если данное распределение возможно, возникает вопрос: в каком сочетании и на каком уровне развития должны находиться показатели, определяющие точность у отдельно взятых амплуа полевых игроков — защитников, полузащитников, нападающих?
Для изучения параметров точности в учебно-тренировочный процесс футболистов 13—14 лет нами была внедрена программа тестирования, направленная на оценку показателей, значимых для проявления точности в футболе. В эту программу вошли стабилографические тесты, оценивающие общие параметры точности юных футболистов.
Исследование включало четыре теста, которые были отобраны нами, как значимые для исследования отдельных психомоторных параметров, отражающих компоненты точности: тест «Мишень» (в котором оценивалось 3 показателя), тест «С эвольвентой» (оценивалось 2 показателя), тест «Со ступенчатым воздействием» (определялось 6 показателей), тест «Поза Ромберга» (учитывалось 4 показателя). Таким образом, данный раздел программы тестирования состоял из оценки и анализа 15 показателей, в разной степени значимых для проявления точности футболистов 13—14 лет. В ходе исследования изучались среднегрупповые данные и проводился сравнительный анализ изучаемых показателей у футболистов разных игровых амплуа.
Исследованию, результаты которого представлены в данной статье, предшествовало предположение о том, что сочетание изучаемых показателей неодинаково у разных игровых амплуа, принимавших участие в исследовании юных футболистов. Анализ полученных результатов позволил выявить
Защитники
Полузащитники Амплуа игроков
Нападающие
Рис. 1. Уровень развития показателя качество функции равновесия (тест «Мишень», %) у футболистов 13—14 лет разных игровых амплуа
25 24 ■ 23 - -22 - -21 - -20 ■ 19 ■
Полузащ и Амплуа игроков
Нападающ ие
Рис. 2. Уровень развития показателя качество функции равновесия (тест «С эвольвентой», %) у футболистов 13—14 лет разных игровых амплуа
1
0,8 - ■ 0,6 -0,4 - ■ 0,2 - ■ 0
Полузащи Амплуа игроков
Нападающие
Рис. 3. Уровень развития показателя время броска, компенсация воздействия (тест «Со ступенчатым воздействием», с) у футболистов 13—14 лет разных игровых амплуа
4,4 * " 4,2
= £ 4
£ 3,8 ! Э 3,6
=23 3
ш 3,4 3, 2
Полузащ итники Амплуа игроков
Нападающ ие
Рис. 4. Уровень развития показателя время реакции компенсация воздействия (тест «Со ступенчатым воздействием», с) у футболистов 13—14 лет разных игровых амплуа
38 -■ 37 -■ 36 -■ 35 -■ 34 -■ 33 -■ 32 -■ 31 -■ 30 --
Полузащ итники Амплуа игроков
Нападающие
Рис. 5. Уровень развития показателя качество функции равновесия (тест «Со ступенчатым воздействием», %) у футболистов 13—14 лет разных игровых амплуа
1
0 0,8 - -
1 0,6 -1 0,4 --
° 0,2 0
н
Защитники Полузащитники Нападающи
Амплуа игроков
Рис. 6. Уровень развития показателя время броска, возврат в исходное состояние (тест «Со ступенчатым воздействием», с) у футболистов 13—14 лет разных игровых амплуа
61
2 о
$ I?
120 100 80 60 40 20 0
Защитники
Полузащитники Амплуа игроков
Нападающие
Рис. 7. Уровень развития показателя скорость броска, компенсация воздействия (тест «Со ступенчатым воздействием», %/ с) у футболистов 13—14 лет разных игровых амплуа
14,5 - -14 - -13,5 - -13 - -12,5 - • 12 - -11,5--
Полузащ и Амплуа игроков
Нападающ и
Рис. 8. Уровень развития показателя коэффициент резкого изменения направления движения (тест «Со ступенчатым воздействием», %) у футболистов 13—14 лет разных игровых амплуа
0,4 - -
',35 - -0,3 - -',25 - -0,2 - -',15 - •
0,1 - -',05 - -0
Полузащ и Амплуа игроков
Нападающ и
Рис. 9. Уровень развития показателя ошибка анализа сигнала (тест «Проба Ромберга», у.е. (открытые глаза)) у футболистов 13—14 лет разных игровых амплуа
0,25 0,2 0,15 - • 0,1 - • 0,05 - • 0
Полузащ и Амплуа игроков
Рис. 10. Уровень развития показателя ошибка анализа сигнала (тест «Проба Ромберга», у.е. (закрытые глаза)) у футболистов 13—14 лет разных игровых амплуа
88
1 -о 86 ^ %
£5 84
I
® 1 82
80 78
О.
й
Полузащ итники Амплуа игроков
Нападающ ие
Рис. 11. Уровень развития показателя качество функции равновесия (тест «Проба Ромберга», % (открытые глаза)) у футболистов 13—14 лет разных игровых амплуа
88 -■ , 87,5 -■ 87 -■ 86,5 -■ 86 -■ 85,5 -■ 85 -■ 84,5 --
Полузащ итники Амплуа игроков
Нападающ ие
Рис. 12. Уровень развития показателя количество очков (тест «Мишень», у.е.) у футболистов 13—14 лет разных игровых амплуа
некоторые особенности уровня развития изучаемых параметров у футболистов разных амплуа.
Анализ эмпирических данных, полученных в ходе диагностики психомоторных показателей, характеризующих точность футболистов 13-14 лет (амплуа защитник), свидетельствуют о том, что уровень развития изучаемых показателей, соответствующий диапазону выше среднегрупповых значений, отмечен в трех тестах: в тесте «Мишень» (показатель качества функции равновесия) (рис. 1); «С эвольвентой» (показатель качества функции равновесия) (рис. 2); «Со ступенчатым воздействием» (показатель время броска, компенсация воздействия (рис. 3), показатель время реакции компенсация воздействия (рис. 4), показатель качества функции равновесия (рис. 5).
Таким образом, из пяти показателей, соответствующих высокому уровню развития, три характеризуют качество функции равновесия (в разных тестах). Данный факт может быть обусловлен тем, что игроки обороны в процессе игровой и соревновательной деятельности, часто вступая в единоборства с соперником, стремятся любым, разрешенным правилами способом точно выполнить оборонительные действия, овладев мячом либо сорвав атаку. В связи с чем способность к сохранению равновесия становится важнейшей для защитников при обеспечении безопасности собственных ворот, так как в случае потери равновесия игроком обороны нападающий соперников получает преимущество во времени, что дает ему возможность выхода на оперативный простор и увеличивает вероятность доведения атаки до логического завершения.
Анализ показателей, полученных в тесте «Со ступенчатым воздействием» (показатель время реакции, компенсация воздействия (рис. 4) и показатель время броска, компенсация воздействия (рис. 3)) позволил сделать предположение о том, что способность к оценке, отмериванию и дифференцированию пространственных и временных параметров движения, определяющих данный показатель, имеет существенное значение для точного выполнения специфических для футбола двигательных действий, определяющих эффективность отбора мяча игроками обороны, в частности, данная способность может проявляться при игре на опережение.
Наиболее высокие абсолютные значения при проведении стабилаграфического тестирования футболистов игрового амплуа «полузащитник» были выявлены в следующих тестах: «Мишень» (показатель качества функции равновесия) (рис. 1); «Со ступенчатым воздействием» (показатель время броска, возврат в исходное состояние) (рис. 6); «Со ступенчатым воздействием» (показатель скорость броска, компенсация воздействия) (рис. 7); «Со ступенчатым воздействием» (показатель коэффициент резкого изменения направления движения) (рис. 8); «Проба Ромберга — открытые глаза» (показатель ошибка анализа сигнала) (рис. 9); «Проба Ромбер-га — закрытые глаза» (показатель ошибка анализа сигнала) (рис. 10).
У юных футболистов амплуа «полузащитник» выявлено следующее сочетание показателей с высоким уровнем развития, по нашему мнению, определяющих точность выполнения двигательных действий, влияющих на эффективность оборонительных технико-тактических действий: тест «Мишень» (показатель качества функции равновесия) (рис. 1), «Со ступенчатым воздействием» (показа-
0,45
76
Рис. 13. Уровень развития показателя коэффициент резкого изменения направления движения (тест «Мишень», %) у футболистов 13—14 лет разных игровых амплуа
Рис. 14. Уровень развития показателя коэффициент резкого изменения направления движения (тест «С эвольвентой», %) у футболистов 13—14 лет разных игровых амплуа
78 76 ' 74 - • 72
70 - • 68 - •
О
В
Полузащ и Амплуа игроков
Рис. 15. Уровень развития показателя качество функции равновесия (тест «Проба Ромберга», % (закрытые глаза)) у футболистов 13—14 лет разных игровых амплуа
тель время броска, возвр т в исходное состояние (рис. 6) и показатель скорость броска, компенсация воздействия (рис. 11). Это может быть обусловлено тем, что игроки средней линии поля наряду с атакующими действиями активное участие принимают в игре в обороне.
Вместе с тем у юных футболистов амплуа «полузащитник» выявлен уровень выше среднего по ряду показателей, не характер х для игроков обороны. В частности, отмечен выс ий уровень психомоторных показателей в тесте «Со ступенчатым воздействием (коэффициент резкого изменения направления движения)» (рис. 8). На наш взгляд, это может быть обусловлено необходимостью точно выполнять атакующие технико-тактических действия в экстремальных условиях соревновательной деятельности, свойственные полузащитникам (обманные движения, ведения мяча с быстрой сменой направлений, комбинации различного характера и т.д.).
Реализация полузащитниками технико-тактических действий атакующего характера в полном объеме не возможна без применения основного средства ведения игры — ударов по мячу. Удары необходимо выполнять точно, при этом используя разные способы, направлять мяч по различным траекториям, на разные расстояния в адрес партнеру по команде, учитывать мгновенно меняющуюся игровую ситуацию, что требует высокого уровня развития, в том числе такого показателя, как ошибка анализа сигнала (рис. 9, 10).
В результате обработки и интерпретации данных, полученных в ходе стабилаграфического тестирования юных футболистов 13—14 лет игровое амплуа «нападающие» выявлен высокий уровень развития ряда изучаемых показателей: в тесте «Мишень» (показатель количества очков (рис. 12)
и показатель коэффициент резкого изменения направления движения (рис. 13)); в тесте «С эвольвентой» (показатель коэффициент резкого изменения направления движения) (рис. 14); в тесте «Со ступенчатым воздействием» (показатель время броска компенсация воздействия) (рис. 3) и показатель коэффициент резкого изменения направления движения) (рис. 8); в тесте «Проба Ромберга — открытые глаза» (показатель качества функции равновесия) (рис. 11); «Проба Ромберга — закрытые глаза» (показатель качества функции равновесия) (рис. 15).
Принимая во внимание особенности сочетания показателей психомоторных способностей у защитников и полузащитников, мы можем предположить, что точность движений, определяющих эффективное выполнение нападающими технико-тактических действий атакующего характера, определяет высокий уровень развития показателей: количество очков (рис. 12), коэффициент резкого изменения направления движения (рис. 14). Точная реализация технико-тактических действий в условиях противодействия соперников невозможна без эффективного преодоления данного противодействия. В связи с этим мы можем предположить, что именно высокий уровень развития показателя время броска компенсация воздействия, а также качество функции равновесия определяют навык нападающих, вступая в единоборства с игроками обороны успешно решать игровые задачи (рис. 11, 15).
На основе результатов, полученных в ходе исследования, разработаны критерии оценки психомоторных показателей, лежащих в основе точности, для футболистов различных амплуа. Разработанные критерии можно использовать в учебно-тренировочном процессе футболистов 13—14 лет для контроля координационной подготовленности, а также в целях уточнения и коррекции игрового амплуа.
Выводы. 1. Наиболее значимыми показателями для защитников, характеризующими точность специфических двигательных действий, являются: качество функции равновесия, время броска компенсация воздействия; время реакции компенсация воздействия.
2. У игроков средней линии поля уровень развития выше среднегрупповых значений выявлен у следующих показателей, лежащих в основе точности: время броска возврат в исходное состояние, скорость броска компенсация воздействия, коэффициент резкого изменения направления движения, ошибка анализа сигнала.
3. В ходе диагностики психомоторного состояния футболистов 13—14 лет (амплуа нападающие) высокий уровень развития выявлен у следующих показателей точности: количество очков, качество функции равновесия, коэффициент резкого изменения направления движения, время броска компенсация воздействия, качество функции равновесия.
Библиографический список
1. Мистулова, Т. Е. Методика стабилографии в научно-методическом обеспечении подготовки сборных команд Украины / Т. Е. Мистулова // Теория и практика физической культуры : науч.-метод. жур. — 2006. — № 2. — С. 22 — 30.
2. Горская, И. Ю. Оценка координационной подготовленности в спорте / И. Ю. Горская // Теория и практика физической культуры : науч.-теорет. жур. — 2010. — № 7. — С. 34-38.
3. Аверьянов, И. В. Оценка и совершенствование кинестетических координационных способностей футболистов на
80
64 - ■ 62 - ■
Нападающ
разных этапах спортивной подготовки : моногр. / И. В. Аверьянов, И. Ю. Горская. - Омск : Изд-во СибГУФК, 2008. -132 с.
АВЕРЬЯНОВ Игорь Валерьевич, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заведующий отделом аспирантуры и докторантуры Сибирского го-
сударственного университета физической культуры и спорта.
КУЗНЕЦОВ Анатолий Иванович, тренер высшей категории СДЮСШОР «Иртыш», г. Омск. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.03.2014 г. © И. В. Аверьянов, А. И. Кузнецов
УДК 797.122.3:73 Л. А. ЗЕЛЕНИН
Пермский национальный исследовательский политехнический
университет
о г
Т
и
ВОСПИТАНИЕ ЮНЫХ ГРЕБЦОВ ВЫСОКОГО КЛАССА В КОНТЕКСТЕ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ КРУПНОГО МАСШТАБА
Статья рассматривает этап начальной подготовки в гребном спорте как самый трудный и сложный, но необходимый в воспитании будущих спортсменов высокого международного класса, способных защищать честь страны на самых престижных соревнованиях. Разработанная система формирования равновесия и комплекс гребных тренажеров для гребцов позволила в искусственных условиях внешней среды ограничивать нерациональные траектории гребко-вых движений и активно формировать технику гребли, соответствующую водной среде.
Ключевые слова: гребля на байдарках и каноэ, этап начальной подготовки, простая стойка каноиста, сложная стойка каноиста, «Каноэ-тренажер для развития равновесия», скользящий по снегу и льду «Тренажер-каноэ».
Анализ научно-методической литературы и многолетний стаж тренера по гребному спорту убедительно свидетельствуют о том, что свои результаты исследователи получали о гребцах, которые уже уверенно сидели и работали в байдарках, отлично управляли лодкой. Техника их двигательных действий была уже на качественном хорошем уровне. Начинающие гребцы, которые пришли заниматься греблей на первую тренировку, особенно греблей на каноэ, всем этим искусством управления лодкой не обладают. Как воспитывать технику гребли начинающих гребцов, формировать специфическое (водное) равновесие, какие методы, подходы, приемы применять и с помощью каких средств обучения формировать техническое мастерство, особенно гребцов на каноэ, — на эти вопросы учёные не дают ответа, отмечая, что их следует сначала осваивать на суше и только потом тренироваться в лодке на воде. Решению данной проблемы в теории и методики совершенствования равновесия и техники гребли на этапе начальной подготовки юных гребцов позволил выявит ряд противоречий.
Организация исследования. Педагогический эксперимент проводился с целью выявления эффективности применения разработанной нами системы совершенствования равновесия с введённым в неё комплексом гребных тренажёрных устройств для ускоренного (без форсирования) освоения техники гребли и специфического (водного) равновесия [1-5]. Эксперимент проходил с учётом 3-х групп,
которые по своим возрастным, половым и по совершённым ошибкам двигательной координации были равны. Каждая из трех групп состояла из 15 чел. и занималась 3 раза в неделю по 90 мин. Контрольная группа той же численностью занималась в том же объёме по государственной программе ДЮСШ греблей на байдарках и каноэ. Исследование проводилось в начале, в середине и в конце эксперимента, позволившее оценить уровень сохранения специфического водного равновесия в «простой» и «сложной» стойках каноиста на устройстве «Каноэ-тренажёр для развития равновесия» (рис. 1) [2-8], на корме которого перпендикулярно прикреплен ограничитель. Гребец, находящийся на плоскости тренажёра, удерживает 3-минутное равновесие, которое выполняется при помощи весла в руках, движением туловища, направляющей ноги и едва заметными движениями опорной ноги, с выявлением количества ошибок в стойке каноиста. В 1-й ЭГ в начале составило 33,52 ошибок; во 2-й ЭГ соответственно — 33,11; в КГ в начале выявлено 31,51 ошибок. Ошибкой считается, если каноист при сохранении равновесия любым концом ограничителя коснулся пола, значит, выпал из лодки. На этом тренажёре выполнялась «сложная» стойка каноиста (техника гребли на тренажёре в полной координации) в течение 3-х минут выполнялось равновесие с выявлением соответствующих в начале, в середине и в конце эксперимента. В 1-й ЭГ в начале исследования выявлено 39,01 ошибок,