УДК 796.011
И. В. АВЕРЬЯНОВ А. А. БЛИЗНЮК
Сибирский государственный университет физической культуры
и спорта, г. Омск
Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Иртыш»,
г. Омск
МНОГОЛЕТНЯЯ ДИНАМИКА СТАБИЛОГРАФИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ТОЧНОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ФУТБОЛИСТОВ_
В статье представлен анализ результатов диагностики психомоторных показателей, значимых для точности двигательных действий футболистов с учетом этапа многолетней спортивной подготовки. Публикация основана на материалах многолетних исследований, в ходе которых получены новые сведения о возрастной динамике показателей, важных для точности двигательных действий футболистов разного возраста и уровня квалификации. Материалы, представленные в статье, могут быть использованы в практике работы тренеров по футболу с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности.
Ключевые слова: психомоторные способности, двигательные действия, спортивная подготовка, юные футболисты, целевая точность, стабилография.
Внедрение в практику работы тренеров методик, позволяющих быстро и качественно повысить эффективность учебно-тренировочного процесса на всех этапах многолетней подготовки футболистов, неразрывно связано с внедрением современных диагностических средств, в том числе и средств компьютерной диагностики. Применяя методики компьютерного тестирования, специалисты получают данные, на основании которых можно определить факторы, значимые для роста спортивного мастерства. Для футбола одним из наиболее значимых факторов, определяющих эффективность соревновательной деятельности, является точность [1, 2].
Точность, в соревновательной деятельности, определяется как сложнокоординационное качество, состоящее из множества компонентов, каждый из которых требует оценки и изучения [3, 4]. Чтобы обеспечить оценку максимального количества показателей, определяющих уровень развития точности, необходимо применение компьютерных методик, позволяющих измерять и интерпретировать полученные данные. Примером подобной методики может являться стабилографический контроль. Однако в современной спортивной науке научно-методические вопросы использования компьютерной стабилографии для совершенствования спортивной техники сложнокоординационных движений, изучены недостаточно полно [5]. В этой связи изучение точности в футболе по средствам применения компьютерной стабилографии приобретает особую актуальность.
Целью наших исследований является изучение многолетней динамики психомоторных показателей, значимых для проявления точности двигательных действий футболистов.
Исследование осуществляется на базе кафедры теории и методики футбола и хоккея Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, БОУ ДОД СДЮШОР «Динамо» и «Иртыш» по футболу г. Омска. В исследовании принимают участие футболисты 8—16 лет, общее количество испытуемых 235 человек. Исследование проходило в период с апреля 2013 по февраль 2014 гг.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, стабилография, методы математической статистики.
Результаты исследования и их обсуждение.
В данной статье представлен фрагмент исследования, в рамках которого по средствам компьютерной стабилографии мы изучаем многолетнюю динамику показателей, определяющих точность двигательных действий юных футболистов.
В результате обработки и анализа данных, полученных в ходе диагностики показателей, характеризующих неспецифические проявления точности у футболистов в возрастном аспекте (рис. 1), установлено, что наиболее низкий результат в тесте «Мишень» (количество очков) продемонстрировали юные футболисты групп начальной подготовки второго года обучения (75,96 у.е.), у юных футболистов групп начальной подготовки третьего года обучения
№
Рис. 1. «Мишень» (количество очков)
Рис. 2. Тест «Мишень» (качество функции равновесия, %)
I =
I I
г I § ^
II
23.00 21.00 19,00 17,00 15,00 13,00 11,00 9.00 7,00
Рис. 3. Тест «Мишень» (коэффициент резкого изменения направления движения, %)
изучаемый показатель достоверно выше и составляет 83,6 у.е. У футболистов учебно-тренировочных групп первого года обучения наблюдается достоверное снижение изучаемого показателя, относительно футболистов НП — 3, при этом результат юных спортсменов УТ— 1 не является достоверно выше результата футболистов НП — 2 и составляет 77,33 у.е.
В результате тестирования изучаемых показателей у юных футболистов учебно-тренировочных групп 2 года обучения (УТ — 2) получены данные, свидетельствующие о достоверном их росте (85,41 у.е.), по сравнению с результатами юных футболистов УТ—1, однако результаты тестирования футболистов УТ — 2 не имеют достоверных различий с показателями, полученными в ходе тестирования футболистов НП —3. Результаты, полученные в ходе диагностики неспецифических параметров точности у футболистов учебно-тренировочных групп третьего года обучения позволили сделать вывод о достоверном снижении изучаемых показателей относительно футболистов УТ — 2 (82,36 у.е.).
У юных футболистов учебно-тренировочных групп четвертого и пятого годов обучения произошло достоверное улучшение изучаемых показателей по сравнению с футболистами УТ —3 (86,68
и 86,17 у.е. соответственно), вместе с тем достоверных различий между показателями, отражающими неспецифическую точность у футболистов УТ —4 и УТ — 5 не выявлено. В результате проведения педагогического тестирования выявлено достоверное увеличение изучаемых показателей у футболистов групп спортивного совершенствования второго года обучения (93 у.е.), по сравнению с предыдущими контрольными срезами.
Схожая волнообразная динамика наблюдается у показателя качество функции равновесия, оценка которого также производилась по средствам теста «Мишень». Отличительной особенностью изменения данного показателя в возрастном аспекте является наличие достоверных различий между результатами тестирования футболистов групп НП — 2 и УТ-1 (44,79 % и 51,06 % соответственно), НП-3 и УТ — 2 (56,49 % и 61,03 % соответственно), (рис. 2).
Менее ярко выраженный волнообразный характер имеет динамика показателя коэффициент резкого изменения направления движения, тест «Мишень». Отличительной чертой данного показателя является отсутствие достоверных различий между параметрами базовой точности у футболистов групп НП-3 и УТ-1 (12,42 % и 11,82 %
£
15,00 30,00 25,00 20,00 15,00 10,00
НП-2 НП-3. УТ-1 УТ-2 УТ-3 УГ-4 УТ - 5 СС-2
Группы
Рис. 4. Тест «С эвольвентой» (качество функции равновесия, %)
соответственно), УТ-2 и УТ-3 (13,59 % и 13,7 % соответственно), при этом показатели футболистов УТ-1 достоверно выше показателей футболистов НП-2 (10,5 %) (рис. 3).
Таким образом, в результате анализа данных, полученных в ходе диагностики показателей, характеризующих базовую точность в тесте «Мишень», выявлено, что в возрастном аспекте динамика изучаемых показателей носит волнообразный характер с достоверным увеличением уровня развития изучаемых параметров в возрастных диапазонах соответствующих группам: начальной подготовки третьего года обучения, учебно-тренировочным второго года обучения, учебно-тренировочным четвертого и пятого годов обучения (в рамках данного возрастного диапазона наблюдается стабилизация изучаемых показателей). Вместе с тем в возрастном диапазоне соответствующим этапу спортивного совершенствования наблюдается резкий скачек показателей базовой точности у испытуемых футболистов.
Прирост показателей на этапе начальной спортивной подготовки можно объяснить обучающей направленностью учебно-тренировочного процесса, где посредствам базовых и специфических упражнений формируется навык выполнять точно двигательные действия, необходимые для ведения эффективной игровой деятельности футболистов. Снижение показателей в начале этапа специализации, на наш взгляд, обусловлено постепенным смещением акцента в учебно-тренировочном процессе с обучения техническим приемам на разучивание технико-тактических действий, а последующие увеличение (УТ-2) связано с адаптацией детей к сменившимся внешним факторам.
Выявленное в последующих возрастных диапазонах недостоверное снижение, а затем увеличение изучаемых показателей (рис. 1, 2) с дальнейшей их стабилизацией совпадает по срокам с пубертатным периодом, что объясняет данную динамику. Достоверный прирост показателей базовой точности у футболистов на этапе спортивного совершенствования по нашему мнению объясняется положительным влиянием роста спортивного мастерства футболистов на изучаемые показатели.
Анализ данных, полученных в ходе диагностики уровня развития показателя качество функции равновесия в тесте «С эвольвентой» позволил выявить динамику в возрастном диапазоне, охватывающем все этапы многолетней подготовки юных футболистов (рис. 4). Наиболее низкий результат, отражающий уровень развития изучаемого показателя, выявлен у футболистов групп НП-2 составляет 19,27 %. У испытуемых групп НП-3 наблюдается достоверный прирост показателя качество функции равновесия (24,36 %). В возрастном диапазоне, соот-
ветствующем группам УТ-1, наблюдается недостоверное снижение изучаемого показателя, результат составил 23,33 %. В процессе изучения показателей точности у футболистов групп УТ-2 выявлено достоверное увеличение качества функции равновесия до 25,95 %. Тестирование стабилографических показателей у футболистов групп УТ-3 позволило констатировать достоверное его снижение до уровня 23,25 %. Уровень развития показателя качество функции равновесия у футболистов групп УТ-4 не имеет достоверных различий с результатом юных спортсменов групп УТ-3 и составляет 23,18 %. Диагностика качества функции равновесия, проведенная в группах УТ-5 позволила выявить прирост изучаемых показателей в данном возрастном диапазоне до уровня 26,98 %. Следующий контрольный срез, проведенный в группах СС-2, позволил установить достоверный прирост показателя качество функции равновесия по сравнению с результатом групп УТ-5 (29,7 %).
Таким образом, мы можем сделать частный вывод о том, что наиболее существенный прирост показателя качество функции равновесия в тесте «С эвольвентой» наблюдается у юных футболистов групп: НП-3, УТ-5, СС-2. Вместе с тем изучение многолетней динамики данного показателя у юных футболистов свидетельствует о его не значительном изменении (10,43 %) начиная с групп НП-2, заканчивая группами СС-2 (8 лет спортивной подготовки). Наиболее высокий уровень показателя качества функции равновесия составляет 29,7 %, что значительно ниже нормативных величин — 85 %.
Способность к сохранению равновесия является значимой координационной способностью для футболистов разного возраста и квалификации, и в конечном итоге влияет на точность технико-тактических действий, так как, потеряв равновесие, спортсмен не способен эффективно решать игровые задачи. Вместе с тем в большинстве игровых эпизодов двигательные действия выполняются футболистами в динамическом режиме, отличном по своей биомеханической структуре и параметрам нагрузки от режима работы при выполнении задания в процессе диагностики показателя качество функции равновесия в тесте «С эвольвентой». Данный факт, на наш взгляд, обусловливает низкий уровень развития изучаемого показателя, выявленный у футболистов всех возрастных групп.
Изучая многолетнюю динамику показателя коэффициент резкого изменения направления движения (тест «С эвольвентой) у юных футболистов мы установили некоторые особенности, зависящие от этапа спортивной подготовки (рис. 5). В частности, наиболее низкое значение данного показателя выявлено у футболистов групп НП-2 (7,52 %).
Рис. 5. Тест «С эвольвентой» (коэффициент резкого изменения направления движения, %)
Рис. 6. Тест «Со ступенчатым воздействием» (время броска — компенсация воздействия, с)
№
Рис. 7. Тест «Со ступенчатым воздействием» (время броска — возврат в исходное состояние, с)
В последующих контрольных срезах, произведенных в группах НП — 3 и УТ—1 достоверных изменений изучаемого показателя не выявлено (7,79 %, 7,95 % соответственно). Возрастной диапазон, соответствующий группам УТ — 2 сопровождался достоверным приростом данного показателя до уровня в 11,08 %. У испытуемых групп УТ — 3 показатель коэффициент резкого изменения направления движения достоверно снизился до уровня 7,73 %, и достиг значений, соответствующих уровню юных спортсменов групп НП —2, НП —3, УТ—1. В последующих контрольных срезах, проведенных в группах УТ — 4 и УТ — 5, выявлены следующие изменения изучаемого показателя: в первом случае наблюдалось достоверное увеличение результата до 9,6 % (р<0,05), во втором — снижение до 8,79 % (р>0,05). Наиболее высокие темпы прироста выявлены у испытуемых групп СС —2. Уровень развития показателя коэффициент резкого изменения направления движения юных футболистов на этапе спортивного совершенствования составил 13,6 %.
Диагностика уровня развития точности выполнения двигательных действий, не специфических для футбола, по средством теста «С эвольвентой» (коэффициента резкого изменения направления движения), проведенная на всех этапах многолетней спортивной подготовки позволила определить
периоды наиболее высоких темпов прироста изучаемого показателя. К данным периодам можно отнести возрастные диапазоны, соответствующие группам УТ — 2 и СС—1 (рис. 5). Вместе с тем уровень развития данного показателя у футболистов всех возрастных групп находится на отметке ниже нормы, что свидетельствует о необходимости коррекции учебно-тренировочного процесса.
В целом кривая изменения показателей не целевой точности футболистов в тесте «С эвольвентой» по своему характеру схожа с динамикой показателей в тесте «Мишень», что позволило нам предположить существование взаимосвязи либо взаимное влияние изучаемых показателей.
При оценке показателей, характеризующих точность двигательных действий юных футболистов, применялся тест «Со ступенчатым воздействием». Изучалась многолетняя динамика двух проявлений показателя время броска: компенсация воздействия (рис. 6) и возврат в исходное состояние (рис. 7).
Наиболее высокий уровень развития показателя время броска — компенсация воздействия (рис. 6) выявлен у юных футболистов групп НП — 2 (0,78 с). Тестирование футболистов групп НП —3 позволило установить снижение изучаемого показателя (0,82 с), однако изменения носили недостоверный характер относительно результата футболистов групп
НП —2. Контрольное тестирование стабилографи-ческих показателей, проведенное в группах УТ—1 достоверных изменений относительно результата футболистов групп НП — 3 не выявило (0,86 с), при этом установлено достоверное снижение результата по сравнению с футболистами групп НП —2. В дальнейшем динамика изучаемых показателей носила волнообразный характер: наблюдалось достоверное снижение показателя (1,04 с) у футболистов групп УТ —2, достоверное увеличение у футболистов групп УТ — 3 (0,87 с), недостоверное увеличение (0,79 с) у юных спортсменов групп УТ — 4. При этом результаты футболистов групп УТ — 4 не имеют достоверных различий с результатами футболистов групп НП — 2. Результаты, полученные в последующих контрольных срезах, свидетельствуют о резком (достоверном) снижении стабилографического показателя время броска — компенсация воздействия у юных футболистов групп УТ — 5 (1 с) и СС — 2 (1,2 с).
Анализ результатов стабилографического тестирования (тест «Со ступенчатым воздействием» — время броска — возврат в исходное состояние) позволил выявить отличительные особенности многолетней динамики изучаемого показателя (рис. 7). Наиболее высокие результаты в данном тесте показали испытуемые групп НП-2, УТ-1, УТ-4 (0,81, 0,85, 0,83 соответственно). В целом динамика носила волнообразный характер и сопровождалась достоверным ухудшением результата в возрастных диапазонах, соответствующих группам НП —3, УТ —3, УТ — 5, СС — 2. У испытуемых групп УТ — 2 достоверных изменений в изучаемых показателях не выявлено.
Диагностика психомоторных способностей юных футболистов с применением метода стабило-графии позволила выявить, положительную многолетнюю динамику ряда показателей, однако, абсолютные значения данных параметров находятся на низком уровне на всех анализируемых этапах спортивной подготовки футболистов. Среди таких показателей можно назвать: качество функции равновесия при выполнении стабилографическо-го теста «С эвольвентой» (значения 19 — 30 % при нормативных величинах 85 %), показатель коэффициента резкого изменения направления движения в тесте «С эвольвентой» (результаты футболистов 8—15 лет находятся ниже нормативных значений). При этом в тесте «Со ступенчатым воздействием» выявлены показатели, динамика которых выглядит снижающейся, к ним относятся: время броска — компенсация воздействия, время броска — возврат в исходное состояние.
Вывяленные особенности позволяют предположить наличие как минимум двух факторов, определяющих многолетнюю динамику изучаемых показателей. Среди них экзогенным фактором является
направленность учебно-тренировочного процесса, а эндогенным — взаимное влияние различных показателей точности в ходе онтогенеза.
Выводы. Таким образом, в рамках данного исследования выявлен уровень развития психомоторных параметров, значимых для проявления точности футболистов, получены сведения о характере многолетней динамики различных психомоторных параметров, проведен сравнительный анализ изучаемых показателей на разных этапах многолетней спортивной подготовки. Вместе с тем требует детального изучения вопрос о характере и степени тесноты взаимосвязи показателей точности двигательной активности действий с показателями точности выполнения технических приемов футболистами разного возраста, а также степень влияния учебно-тренировочного процесса на изучаемые показатели.
Библиографический список
1. Чатинян, А. А. Особенности возрастной динамики показателей точности движений у школьников и студентов / А. А. Чатинян // Современный олимпийский спорт и спорт для всех : материалы XIII Междунар. науч. конгр. — Алматы : КазАСТ, 2009. - С. 626-629.
2. Голомазов, С. В. Теоретические основы и методика совершенствования целевой точности двигательных действий : дис. ... д-ра пед. наук / С. В. Голомазов. — М., 1997. — 324 с.
3. Аверьянов, И. В. Оценка уровня развития кинестетических координационных способностей у футболистов на этапе спортивного совершенствования / И. В. Аверьянов, И. Ю. Горская, В. А. Блинов. — Омск, 2005. — 40 с.
4. Аверьянов, И. В. Совершенствование координационных способностей футболистов на этапе начальной спортивной подготовки / И. В. Аверьянов, Ю. И. Сиренко, В. А. Блинов. — Омск, 2010. — 100 с.
5. Соломка, Т. Н. Физическая подготовленность и морфо-функциональные резервы организма футболистов / Т. Н. Соломка, И. В. Аверьянов, В. А. Блинов. — Омск, 2011. — 152 с.
АВЕРЬЯНОВ Игорь Валерьевич, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заведующий отделом аспирантуры и докторантуры Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.
БЛИЗНЮК Александр Александрович, тренер-преподаватель специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва «Иртыш».
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.09.2014 г. © И. В. Аверьянов, А. А. Близнюк