ЛИТЕРАТУРА
1. Казиков, И.Б. Этап непосредственной подготовки к играм Олимпиад и его моделирование / И.Б. Казиков // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 4. - С. 36-38.
2. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 1997. - 584 с.
3. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - М. : Советский спорт, 2005. - 820 с.
4. Теория и методика физической культуры : учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М. : Советский спорт, 2004. - 464 с.
REFERENCES
1. Kazikov, I.B. (2004), "Especially preparing stage for Olympic games", Theory and practice of physical education, No. 4, pp. 36-38.
2. Platonov, V.N. (1997), Common theory of athletes training in Olympic sport, Olympic literature, Kiev.
3. Platonov, V.N. (2005), Training system of athletes in Olympic sport, Common theory and its practical applications, Soviet sport, Moscow.
4. Kuramshin Yu.F. (2004), Theory and methods of physical education, Soviet sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.10.2016
УДК 373.203.71:796.012.2
НОВЫЙ ПОДХОД К ФОРМАЛИЗОВАННОМУ ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОБЪЕМОВ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ПОВЫШЕНИЮ
УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Валерий Александрович Баландин, доктор педагогических наук, профессор, Юрий Константинович Чернышенко, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (ФГБОУ ВО КГУФКСТ), Краснодар, Александра Юрьевна Пахомова, преподаватель, Краснодарский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Краснодар, Константин Юрьевич Чернышенко, кандидат педагогических наук, Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации,
Краснодар
Аннотация
В статье представлены данные многолетних исследований, отражающие особенности формализованного подхода к определению объемов физических упражнений, способствующих повышению уровня развития физических качеств. В качестве примера рассматривается расчет показателей объемов физических упражнений в контексте повышения уровня специфических координационных способностей мальчиков 6 лет.
Ключевые слова: специфические координационные способности, интегральные показатели, объемы физических упражнений, мальчики 6 лет.
NEW APPROACH TO FORMALIZED DETERMINATION OF EXERCISES VOLUMES, ENHANCING THE LEVEL OF PHYSICAL FITNESS DEVELOPMENT OF PRESCHOOL AGE CHILDREN
Valery Alexandrovich Balandin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Yury Konstan-tinovich Chernyshenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar; Alexandra Yurievna Pakhomova, the teacher, Krasnodar branch of Financial University under the Government of the Russian Federation, Krasnodar; Konstantin Yurievich Chernyshenko, the candidate of pedagogical sciences, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation,
Krasnodar
Annotation
The article presents the long-term studies, reflecting the peculiarities of the formalized determination of volumes of the exercises, enhancing the level of development of the physical fitness. The calculation of indicators for the exercises volume in the context of the 6 year-old boys' specific coordination abilities increasing is considered as an example.
Keywords: specific coordination abilities, integrated indicators, exercises volumes, 6 year-old
boys.
В настоящее время в научно-методической литературе предпринят ряд попыток обоснования процесса формализации оценки уровня развития физической культуры индивида [2, 4, 15, 16].
При этом, как правило, обосновываются технологии оценки уровня развития физической подготовленности занимающихся. В тоже время практически отсутствуют публикации, в которых предлагаются эффективные подходы к формализованному определению объемов двигательной активности, что не позволяет в конечном итоге качественно и педагогически оправдано повышать уровень развития физических качеств.
В связи с вышеизложенным в данной статье представлены результаты исследований, характеризующие разработанный алгоритм определения показателей объемов физических упражнений (ОФУ), способствующих повышению уровня развития физических качеств на примере специфических координационных способностей мальчиков 6 лет. Данный подход, по нашему мнению, можно применить для расчета учебно -тренировочных нагрузок по всем физическим качествам у детей дошкольного возраста.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В процессе проведения исследования использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, динамометрия, психофизиологические методы, логическое моделирование, методы математической статистики. Выбор контрольных упражнений осуществлялся на основе анализа научно-методической литературы, и программ по физическому воспитанию детей дошкольного возраста [1, 7, 8, 9, 10, 11, 14].
Динамометрия использовалась для определения способностей детей к воспроизведению, точности отмеривания и дифференцирования силовых параметров сгибателей пальцев правой и левой кисти (кистевая динамометрия), разгибателей туловища (становая динамометрия), разгибателей правого и левого предплечья.
Психофизиологические методы применялись с целью определения латентного времени двигательной реакции на световой и звуковой сигналы на основе использования экспресс-диагностического прибора «Барьер».
Логическое моделирование использовалось с целью разработки алгоритма определения объемов физических упражнений, способствующих развитию специфических координационных упражнений. Результаты, полученные в ходе исследований, обрабатывались общепринятыми статистическими методами [6]. При этом рассчитывались: среднее
арифметическое (М), среднее квадратическое отклонение (±5), ошибка среднего арифметического (±т), ^критерий Стьюдента, темпы прироста показателей (Тпр.%), полный линейный коэффициент корреляции Бравэ-Пирсона (г), парный коэффициент корреляции Спирмена. Темпы прироста изучаемых показателей вычислялись унифицированной формуле 8. Бгоау [12].
При разработке оценочных таблиц результатов тестирования специфических координационных способностей использовалась пропорциональная шкала ГЦОЛИФК [3].
Исследования проводились на базах Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №129», Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка - детский сад № 63», и Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка - детский сад № 115». В них приняли участие 83 мальчика 6 лет.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Относительные показатели объемов физических упражнений (ОПОФУ), способствующих повышению уровня интегральных, обобщенных и суммарных показателей координационных способностей, определялись по формуле:
ОФУ =
1,1хк. ___
X к_
\ (
-х100
1,2 хГ.
\
-х100
1,3х& __1_
X Б,
\
х100
1,4 хТпр_ X Тпр._
\
-х100
X к +г. +Б. +Тпр. отн. щ щ щ
-х 100
ОДА(мин) х-= мин (%о)
где:
ОФУ - объем физических упражнений;
к_ - показатель коэффициента информативности изучаемого параметра; X к - сумма показателей коэффициентов информативности без учета пола и возраста детей;
Г_ - показатель ^критерия Стьюдента изучаемого параметра; X Г_ - сумма показателей ^критерия Стьюдента без учета пола и возраста детей; Sl - сумма показателей взаимосвязей изучаемого параметра;
X - сумма показателей взаимосвязей всех изучаемых параметров без учета пола и возраста детей;
Тпр_ - показатель темпов прироста изучаемого параметра; X Тпр.. - сумма темпов прироста показателей без учета пола и возраста детей;
Ек + Г + & + Тпр. - сумма относительных значений информативности, 1-
отн. _g _g _g Г _g ^ т 1 7
критерия Стьюдента, взаимосвязей и темпов прироста в соответствии с полом и возрастом детей;
ОДА - объем двигательной активности детей в условиях дошкольной образовательной организации в течение года, равный 37230 мин (620,5 час.).
1,1; 1,2; 1,3; 1,4 - коэффициенты значимости индивидуальных показателей к, Г_,
Тпр..
Алгоритм определения объемов двигательной активности детей состоит из следующих организационно-методических мероприятий:
1. Выявление уровня координационных способностей посредством педагогического тестирования.
2. Определение информативности, надежности и эквивалентности контрольных упражнений.
3. В соответствии с положениями математической теорией тестов определение комплекса контрольных упражнений, адекватно характеризующих уровень развития координационных способностей. При этом из 59 тестовых заданий отобрано 26, которые квалифицированы по четырем группам - отдельные проявления координационных способностей, воспроизведение, точность отмеривания и дифференцирование параметров движения.
4. Разработка шкал относительной оценки результатов тестирования.
5. Расчет интегральных показателей отдельных проявлений координационных способностей, воспроизведения, точности отмеривания и дифференцирования параметров движения. В состав интегральных показателей воспроизведения, точность отмеривания и дифференцирование параметров движения включено по 7 тестовых заданий, характеризующие угловые, временные и силовые свойства движений. Пять контрольных упражнений, не сводимые по своей сущности к вышеперечисленным группам, входят в интегральный показатель отдельных проявлений координационных способностей.
6. Выявление динамики интегральных показателей отдельных проявлений координационных способностей, воспроизведения, точности отмеривания и дифференцирования параметров движения на основе выявления достоверности изменений по Ь критерию Стьюдента и темпов прироста изучаемых признаков в годичном цикле.
7. Определение суммы абсолютных значений показателей информативности (г,), ^критерия Стьюдента (), взаимосвязей координационных способностей (Б,) и темпов прироста (Тпр.,) (столбцы 3, 5, 7, 9 таблицы).
8. Определение относительных индивидуальных показателей г., ^ Б, Тпр., с учетом коэффициентов соответственно 1,1; 1,2; 1,3; 1,4 (столбцы 4, 6, 8, 10 таблицы).
9. Определение суммы индивидуальных относительных показателей
) (г + / + Б, +Тпр.г) (столбец 11 таблицы).
10. -Определение суммы относительных индивидуальных показателей в соответствии с полом и возрастом ( > ) (> г + ( + Б + Тпр. ).
^^^^ отн ^ отн. % % ^ 1 7
11. Выявление объемов физических упражнений (УОФу) для развития специфиче-
/1 отн.
ских координационных способностей УОДА = —-- х ОДА (мин).
/1 отн^
При этом объем двигательной активности координационной направленности составлял 50% от общего объема двигательной активности (ОДА) детей в условиях дошкольной образовательной организации (ДОО) в течение года, равного 18615 мин.
Для расчета объема двигательной активности детей в условиях дошкольной образовательной организации в течение года мы ориентировались на примерный недельный режим двигательной активности, предложенный Е. В. Демидовой [5]. При этом ОДА в годичном цикле составил 37230 минут с учетом того, что дети посещают ДОО 51 неделю.
В качестве примера в таблице представлен алгоритм расчета объемов специализированных упражнений для мальчиков 6 лет, способствующих развитию специфических координационных способностей.
Иерархия рассчитанных объемов физических упражнений необходимых для эффективного развития специфических координационных способностей мальчиков 6 лет представлена на рисунке.
Необходимо отметить, что использование комплекса показателей в контексте определения объемов учебно-тренировочных нагрузок, несомненно, повышает эффективность педагогических воздействий.
Таблица - Расчет объемов физических упражнений для мальчиков 6 лет, способствующий_
№ п/п Интегральные показатели г, (абс.) Х10( Т.Г, (отн.) и (абс.) 12Х1Х100 Н (отн.) (абс.) МХХ, х 100 г х, (отн.) Тпр., (абс.) 1ЛхТпр- х100 гТпр, (отн.) 1отн.1 (абс.) "У отн ^-^ Х100 (отн.) ОФУ (мин)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Отдельные
1 проявления координационных способностей 0,417 9,5 4,27 13,0 1,753 6,1 35,6 13,0 41,6 10,4 1934
Воспроизведение параметров движения
2 Угловых 0,439 10,0 2,29 7,0 3,290 11,5 18,8 6,9 35,4 8,9 1657
3 Временных 0,467 10,6 2,54 7,7 3,609 12,5 21,4 7,8 38,6 9,7 1806
4 Силовых 0,409 9,3 3,16 9,6 3,034 10,5 26,7 9,7 39,1 9,8 1824
Точность отмеривания па раметров движения
5 Угловых 0,431 9,8 1,62 4,9 3,079 10,7 12,9 4,7 30,1 7,5 1396
6 Временных 0,458 10,4 3,39 10,3 2,841 9,9 28,0 10,2 40,8 10,2 1899
7 Силовых 0,463 10,5 3,87 11,8 2,831 9,8 32,4 11,8 43,9 10,9 2029
Дифференцирование параметров движения
8 Угловых 0,450 10,2 5,04 15,3 2,754 9,6 42,4 15,5 50,6 12,6 2346
9 Временных 0,441 10,0 3,07 9,3 3,144 10,9 25,6 9,3 39,5 9,9 1844
10 Силовых 0,428 9,7 3,66 11,1 2,450 8,5 30,4 11,1 40,4 10,1 1880
I 4,403 100,0 32,91 100,0 28,795 100,0 274,2 100,0 400,0 100,0 18615
Показатели
1 Дифференцирование угловых параметров 2346
2 Точность отмеривания силовых параметров 2029
3 Отдельные проявления координационных способностей 1934
4 Точность отмеривания временных параметров 1899
5 Дифференцирование силовых параметров 1880
6 Дифференцирование временных параметров 1844
7 Воспроизведение силовых параметров 1824
8 Воспроизведение временных параметров 1806
9 Воспроизведение угловых параметров 1657
10 Точность отмеривания угловых параметров 1396 1111 1 1 1
300
600
900
1200
1500
1800
2100
1 мин. 2400
Рисунок - Объемы физических упражнений для мальчиков 6 лет, способствующие развитию различных проявлений координационных способностей
Представленный в статье подход расчета количественных показателей объемов физических упражнений, способствующих развитию специфических координационных способностей детей 6 лет, по нашему мнению, может быть распространен на процесс физического воспитания занимающихся различного возраста и пола с целью развития не только координационных способностей, но и других физических качеств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баландин, В.А. Научно-технологические основы обновления процесса физического воспитания в начальной школе : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Баландин В.А. - Краснодар, 2001. - 466 с.
2. Баландин, В.А. Динамика показателей уровня развития координационных способностей мальчиков 11-15 лет / В. А. Баландин, Ю.К. Чернышенко, В.А. Баландин // Физическая куль-
0
тура, спорт - наука и практика. - 2016. - № 1. - С. 35-39.
3. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике : учеб. пособие для вузов физической культуры / В.П. Губа [и др.]. - 2-е изд. - М. : Физкультура и спорт, 2006. - 220 с.
4. Дворкина, Н.И. Система формирования базовой личностной физической культуры ребенка на этапах дошкольного онтогенеза : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Дворкина Н.И. - Майкоп, 2015. - 46 с.
5. Демидова, Е.В. Физкультурно-оздоровительная работа в условиях прогимназии / Е. В. Демидова. - Краснодар : Краснодарские известия, 2001. - 154 с.
6. Денисова, Л.В. Измерения и методы математической статистики в физическом воспитании и спорте : учебное пособие для вузов / Л.В. Денисова, И.В. Хмельницкая, Л.А. Харченко. -Киев : Олимпийская литература, 2008. - 127 с.
7. Деушев, Р.Х. Наличие элементов полового диморфизма в различных проявлениях координационных способностей учащихся 11-15 лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях / Р.Х. Деушев, В.А. Баландин, Ю.К. Чернышенко // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2014. - № 6 (112). - С. 63-66.
8. Максимова, С.Ю. Развитие координационных и психомоторных способностей дошкольников с задержкой психического развития средствами ритмической гимнастики / С.Ю. Максимова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2008. - № 9 (43). - С. 38-41.
9. Орлова, Н.А. Время реакции как показатель координационной сложности физического упражнения / Н. А. Орлова // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 3. - С. 54.
10. Попкова, Н. В. Индивидуализация процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Попкова Н.В. - Челябинск, 2010. - 23 с.
11. Правдов, Д.М. Формирование двигательных действий на основе использования упражнений с целевой точностью у детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Правдов Д.М. - Шуя, 2009. - 24 с.
12. Сирис, П.З. Темпы прироста физических качеств - фактор, определяющий потенциальные возможности спортсмена / П. З. Сирис // Теория и практика физической культуры. - 1973. - № 4. - С. 19-22.
13. Филиппов, А.С. Развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры с гимнастической направленностью / А.С. Филиппов, А.С. Сергин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 1. - С. 2931.
14. Чернышенко, Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Чернышенко Ю.К. - Краснодар, 1998. - 393 с.
15. Чернышенко, Ю.К. Информативность параметров показателей спортивной культуры учащихся 7-10 лет / Ю.К. Чернышенко, В.А. Баландин, Г.М. Пашков // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2015. - № 4. - С. 37-42.
16. Шебеко, В. Н. Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Шебеко В.Н. - М., 2011. - 48 с.
REFERENCES
1. Balandin, V.A. (2001), Scientific and technological bases of updating of process of physical training at elementary school, dissertation. Krasnodar.
2. Balandin, VA., Chernyshenko Yu.K. and Balandin, V.A. (2016), "Dynamics of indicators of the level of development of coordination capabilities of boys of 11-15 years", Physical culture, sport -science and practice, No. 1, pp. 35-39.
3. Guba, V.P. (2006), Measurements and calculations in sports practice: studies. benefit for higher education institutions of physical culture, Physical culture and sport, Moscow.
4. Dvorkina, N.I. (2015), System of forming of basic personal physical culture of the child at stages of preschool ontogenesis, dissertation, Maykop.
5. Demidova, E.V. (2001), Sports and improving work in the conditions of pro-gymnasium, Krasnodar news, Krasnodar.
6. Denisova, L.V., Hmelnitskaya, I.V. and Harchenko, L.A. (2008), Measurements and methods of mathematical statistics in physical training and sport: the education guidance for higher education institutions, Olympic literature, Kiev.
7. Deushev, R.H., Balandin, V.A. and Chernyshenko, Yu.K. (2014), "Availability of elements of sexual dimorphism in various manifestations of coordination capabilities of pupils of 11-15 years studying in educational institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 63-66.
8. Maximova, S.Yu. (2008), "Development of coordination and psychomotor capabilities of preschool children with a delay of mental development by means of rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 43, No. 9, pp. 38-41.
9. Orlova, N. A. (2005), "Time reaction as indicator of coordination complexity of physical exercise", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 54.
10. Popkova, N.V. (2010), Individualization ofprocess ofphysical training of children of the advanced preschool age, dissertation, Chelyabinsk.
11. Pravdov, D.M. (2009), Forming of physical actions on the basis of use of exercises with a target accuracy at children of preschool age, dissertation, Shuya.
12. Siris, P.Z. (1973), "Rates of a surplus of physical qualities - the factor determining potential opportunities of athlete", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 19-22.
13. Filippov, A.S. and Sergin, A.S. (2013), "Development of coordination capabilities of children of younger school age at physical education classes with a gymnastic orientation", Physical culture: education, education, training, No. 1, pp. 29-31.
14. Chernyshenko, Yu.K. (1998), Scientific and pedagogical bases of the innovative directions in system ofphysical training of children ofpreschool age, dissertation, Krasnodar.
15. Chernyshenko, Yu.K., Balandin, V.A. and Pashkov, G.M. (2015), "Informational content of parameters of indicators of sports culture of pupils of 7-10 years", Physical culture, sport - science and practice, No. 4, pp. 37-42.
16. Shebeko, V.N. (2011), Forming of the identity of the child ofpreschool age means ofphysical culture, dissertation, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.10.2016
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ФСИН РОССИИ СТРЕЛЬБЕ
ИЗ ШТАТНОГО ОРУЖИЯ
Алексей Евгеньевич Батурин, кандидат педагогических наук, начальник кафедры, Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников ФСИН России, Василий Васильевич Вольский, кандидат педагогических наук, доцент, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Санкт-Петербург
Аннотация
Обоснована ранговая структура педагогических условий, необходимых для повышения эффективности обучения сотрудников ФСИН России стрельбе из штатного оружия. Наиболее значимыми являются: организация работы постоянно действующего учебно-методического комплекса по обучению сотрудников ФСИН России стрельбе из штатного оружия; использование простых для понимания и восприятия приемов при обучении сотрудников ФСИН технике стрельбы из штатного оружия; оперирование конкретными и простыми приемами при объяснении техники стрельбы из штатного оружия. Менее значимыми условиями являются: оптимизация планирования огневой подготовки сотрудников ФСИН с учётом особенностей служебной деятельности; Обеспечение готовности сотрудников ФСИН к воспроизведению навыков точной стрельбы в любой экстремальной ситуации; использование средств обучения стрельбе для перехода от традиционных упражнений к действиям, выполняемым при выполнении практических задач.
Ключевые слова: обучение стрельбе из штатного оружия; сотрудники ФСИН России; педагогические условия.