УДК 355.21-044.332(4)
DOI 10.18413/2075-4574-2019-38-1-155-160
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В ГОСУДАРСТВАХ - ЧЛЕНАХ НАТО
SYSTEM OF PREPARATION FOR MILITARY SERVICE OF MODERN YOUTH IN STATES - NATO MEMBERS
В.А. Корытков V.A. Korytkov
Войсковая часть 71592, Россия, 620049, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, д. 44
Military unit 71592, 44 Pervomajskaya Str., Ekaterinburg, 620049, Russia
E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье анализируется процесс подготовки к военной службе молодежи ведущих государств - членов НАТО - Великобритании, США и ФРГ. Показаны трудности с комплектованием вооруженных сил личным составом, испытываемые в этих государствах, связанные с состоянием здоровья, низким интеллектуальным уровнем, слабой физической подготовкой новобранцев, нежеланием молодежи служить в армии. Раскрыто содержание вневойсковой подготовки граждан к военной службе в добровольных военизированных юношеских организациях школ и колледжей, кадетских корпусах, юношеских курсах РОТС, включающей в себя изучение воинских уставов, военной истории, топографии, подрывного дела, вождения машин, подрывного дела, основ гражданственности.
Abstract
The article analyzes the process of preparation for military service of the youth of the leading NATO member States: the UK, the USA and Germany. The article shows the difficulties with the manning of the armed forces, experienced in a number of these States, associated with the state of health, low intellectual level, poor physical training of recruits, unwillingness of young people to serve in the army. The system of non-military training of citizens for military service, its features in the leading NATO member States, allowing to adapt the youth of these countries to military service is revealed. The basis of the modern system of non-military training in the UK are voluntary military youth organizations of schools and colleges united in the army cadet corps, cadet corps of aviation training and naval corps. In the United States adaptation to military service is carried out through the realization of the Federal program of training officers in Junior Reserve Officers (Training Corps) - by creating classes in schools with the programs of the JROTS of the Army, the Air force and the Navy. The content of non-military training of young people for military service in these countries is shown.
Ключевые слова: вневойсковая подготовка, новобранцы, начальная военная подготовка, РОТС, кадетский корпус.
Keywords: military training for civilians, extra-military training, recruits, initial military training.
Введение
В современных условиях руководство Российской Федерации предъявляет повышенные требования к формированию условий для обеспечения укомплектования Вооруженных сил России профессионально подготовленными военными специалистами, обла-
дающими развитыми морально-психологическими и физическими качествами, имеющими высокую мотивацию к прохождению военной службы [Концепция, 2010]. В этой связи определенный интерес представляет опыт ведущих государств - членов НАТО по подготовке своих граждан к военной службе.
В начале нашего исследования следует отметить, что в большинстве из государств - членов НАТО военное руководство испытывает определенные трудности с комплектованием вооруженных сил личным составом. Основными причинами этого являются низкий интеллектуальный уровень определенной части молодежи [Горячев, 2016], слабое состояние здоровья [Сычев, 2010; Хансов, 2002; Румынов, 2014; Мосов, 2007], слабая физическая подготовка [Сычев, 2010; Горячев, 2016], нежелание служить в армии [Горячев, 2016; Митин, 2012], прерывание контрактов военнослужащими [Горячев, URL; НВП возрождается, 2000], рост числа осужденных [Как у них, 2013; Хансов, 2002], сокращение числа белых американцев в армии США [Варламик, 2010], что привело к тому, что в США на службу стали принимать иностранцев [Фильков, 2002; НВП возрождается, 2000].
Эти проблемы обусловливают необходимость обращения военного руководства стран - членов НАТО к поиску новых способов мотивации к поступлению на военную службу разных категорий населения, в первую очередь молодежи, их подготовку к военной службе.
Объекты и методы исследования
Объектом исследования является вневойсковая подготовка граждан ведущих государств - членов НАТО. Методологической основой для разработки решения проблемы подготовки к военной службе молодежи этих государств явились труды отечественных и зарубежных исследователей современного состояния и перспектив развития вооруженных сил Великобритании, США, Франции, ФРГ (В. Баранов, А. Варламик, Д. Горячев, А. Митин, С. Мосов, М. Норштейн, Д. Румынов, В. Сычев, Б. Хасанов, D. French), системы начальной военной подготовки в общеобразовательных учебных заведениях (Е. Головченко, Н.А. Давыдов, С. Мосов, С.П. Поляков, С.М. Фильков, B. Strauss, R. Bateman и др.).
Основными методами исследования автором были избраны методы логического описания и сравнения, индукции и дедукции, анализа и синтеза.
Результаты и их обсуждение
Проведенный автором анализ показывает, что основными направлениями в решении этих проблем являются, во-первых, расширение различных льгот и социальных гарантий для военнослужащих, улучшение условий для прохождения ими военной службы [Микрюков, 1999; Трусцов, Шатров, 2002; Разов, 2014], во-вторых, организация работы по начальной военной подготовке различных категорий граждан и в первую очередь молодежи.
В интересах подготовки молодежи к службе в армии в ряде стран - членов НАТО проводится вневойсковая подготовка граждан к военной службе.
В Великобритании начальная военная подготовка осуществляется через созданную систему вневойсковой подготовки, находящейся в ведении британского министерства обороны и финансируемой им. Базой этой системы выступают военизированные структурные подразделения школ и колледжей. Эти организации действуют на добровольных началах и представлены армейскими кадетскими подразделениями, кадетскими корпусами авиационной подготовки, морским кадетским корпусом. В настоящее время в них обучается более 140 тыс. юношей и девушек [Пещеров, 2012]. В кадетских подразделениях сухопутных войск изучаются связь, рукопашный бой, преодоление естественных препятствий, обслуживание автомобилей и бронетанковой техники. По окончании учебного года
кадеты выезжают на две недели в летние лагеря не только своей страны, но и Франции и Норвегии.
В Кадетских корпусах авиационной подготовки обучаются примерно сорок тысяч кадетов. В составе корпуса сформировано около 900 эскадрилий, более сорока штабов авиакрыльев и более 100 отдельных звеньев. Занятия также проводятся в 28 планерных школах и 13 авиа-звеньях совершенствования авиационной подготовки. Планерные школы ежегодно выпускают до 1 700 кадетов. Определенная их часть продолжают обучение в звеньях по совершенствованию авиационной подготовки. Здесь они осваивают полеты на легких самолетах. В результате более 30 % из них связывают свою судьбу с авиацией [Пещеров, 2012; Головченко, 2013].
В морском кадетском корпусе обучается примерно 12 тысяч человек. В нем обучают основам навигации и мореплавания, гребле на шлюпках, строевой подготовке, связи и оказанию первой медицинской помощи. Закрепление полученных знаний осуществляется в учебных центрах ВМС. Морскую подготовку кадеты проходят на парусниках, рыболовных судах, а часть из них - на боевых кораблях.
В целом военное руководство Великобритании считает, что система вневойсковой подготовки вносит определенный вклад в подготовку будущих военнослужащих.
В США в средних школах начальная военная подготовка осуществляется на основе федеральной программы юношеских курсов JROTC (Junior Reserve Officers, Training Corps) - РОТС [Strauss, 2008; Давыдов, Поляков, 2012].
В соответствии с законом целями РОТС являются воспитание у молодежи чувства патриотизма, развитие уверенности, формирование лидерских качеств, совершенствование физической подготовки, воспитание почтения к армии страны, развитие строевых приемов и знание уставов. Программа требует готовить молодежь к тому, чтобы «лучше служить своей стране в качестве лидеров и подготовиться к военной службе» [Головченко, 2013; Bateman, 2008; French, 2014].
Для координации и организации работы курсов РОТС в Пентагоне, а также в главных штабах видов вооруженных сил, сформированы специальные управления. Финансирует работу курсов Пентагон, ежегодно выделяя на эти цели около 400 тысяч долларов. В настоящее время в США функционирует 3 229 школ с программами РОТС [Головченко, 2013]. Министерство обороны обеспечивает курсы формой, учебными материалами, оружием, предоставляет лагеря для проведения тренировок обучающихся на местности.
Конкурс на поступление в классы составляет примерно 10-15 человек на место. Срок обучения в школах по программе РОТС составляет 3 -4 года. На военную подготовку отводится по 96 часов ежегодно [Давыдов, Поляков, 2012]. В соответствии с учебным планом с обучающимися проводят занятия по военным уставам, военной истории, физической подготовке, основам гражданственности. В некоторых учебных заведениях обучают стрельбе из стрелкового оружия.
Занятия по топографии, строевой подготовке, вождению машин, подрывному делу проводятся в учебных лагерях. Некоторые школы организуют экскурсии на военные базы в период летних каникул.
Кадеты гражданского воздушного патруля и морского кадетского корпуса проходят практику на военных аэродромах и в гавани ВМС, соответственно выбранным профессиям. Здесь они участвуют в полетах, выходят в море на военных судах.
По окончании курсов выпускники получают свидетельства, в которых указаны результаты начальной военной подготовки [Фильков, 2002].
О значении и роли курсов РОТС, как инструменте реализации системы подготовки к службе в армии, говорит тот факт, что 40 % генералов армии США в свое время обучались по программе этих курсов [Головченко, 2013].
В вооруженных силах ФРГ сложилась практика выделения для выпускников средних школ 1 400 мест для обучения по 60 специальностям, в частности, электротехника,
системного администратора, слесаря-моториста, авиамеханика, специалиста по обслуживанию компьютеров, отопительных систем и др. [Норштейн, 2012].
Выводы
Таким образом, для решения проблем с комплектованием вооруженных сил личным составом в Великобритании, США, Франции, ФРГ уделяется достаточное внимание организации вневойсковой подготовки молодежи к службе в армии.
Анализ состояния работы по подготовке к военной службе молодежи в Российской Федерации и учет определенного опыта подобной работы в ведущих странах - членах НАТО позволит выработать основные направления по совершенствованию данного процесса в общеобразовательных учебных заведениях, учебных заведениях начального и среднего профессионального образования.
Список литературы References
1. Баранов В. 2010. Комплектование вооруженных сил США личным составом, его военная и специальная подготовка. URL: war 1960 ru /vs/complectvcusa/shtm/ (дата обращения: 23 ноября 2018).
Baranov V. 2010. Komplektovanie vooruzhennyh sil SSHA lichnym sostavom, ego voennaya i special'naya podgotovka [Recruitment of the US armed forces personnel, its military and special training]. URL: war 1960 ru /vs/complectvcusa/shtm/ (accessed 23 November 2018). (in Russian)
2. Варламик А. 2010. Армия США. Армейский вестник. URL: https://army-news.ru/2010/11/armiya-ssha/ (дата обращения 23 ноября 2018).
Varlamik, A. 2010. Armiya SSHA [US Armed Forces]. Armeyskiy vestnik. URL: https://army-news.ru/2010/11/armiya-ssha/ (in Russian)
3. Головченко Е. 2013. Начальная военная подготовка в школах США. URL: 1071q. ru / boon / export/ html / 655 (дата обращения 23 ноября 2018).
Golovchenko E. 2013. Nachal'naya voennaya podgotovka v shkolah SSHA [Basic military training in the US schools]. URL: 1071q. ru / boon / export/ html / 655 (accessed 23 November 2018). (in Russian)
4. Горячев Д. 2016. Военная реформа во Франции. Политическое образование, Информационно-аналитический журнал. URL: / Iaw In rusIa. ru/ node/ 284348 (дата обращения: 25 ноября 2018).
Goryachev D. 2016. Voennaya reforma vo Francii. Politicheskoe obrazovanie [The French military reform. The political education], Information and analytical magazine. URL: / IawInrusIa.ru/ node/ 284348 (accessed 25 November 2018). (in Russian)
5. Давыдов Н.А., Поляков С.П. 2012. Сравнительный анализ опыта подготовки молодежи к военной службе в России и США. Юридическая психология, 3.
Davydov N.A., Polyakov S.P. 2012. Sravnitel'nyj analiz opyta podgotovki molodezhi k voennoj sluzhbe v Rossii i SSHA [The comparative analysis of the experience of the young people training for military service in Russia and the USA]. Juridical psycology, 3. (in Russian)
6. Как у них: Жители Израиля, Дании, Германии, Греции, США о службе в армии. 2013. URL: // www. the - village / city / benvh marking / 134489 (дата обращения: 25 ноября 2018).
Kak u nih: ZHiteli Izrailya, Danii, Germanii, Grecii, SSHA o sluzhbe v armii [The way the do: Israel, Denmark, Germany, Greece, and the USA citizens about military service]. 2013. URL: // www. the - village / city / benvh marking / 134489 (accessed 25 November 2018). (in Russian)
7. Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства Р.Ф. от 3
февраля 2010 г.№ 134 р). 2010. URL: base. garant. ru/197417/ #friends (дата обращения 23 ноября 2018).
Koncepciya federal'noj sistemy podgotovki grazhdan Rossijskoj Federacii k voennoj slu-zhbe na period do 2020 goda [The federal system conception of the Russian Federation citizens training for the military service up to the year 2020]. (authorized by Russian Federation Government on 3 February 2010. 2010. URL: base. garant. ru /197417/ #friends (accessed 23 November 2018). (in Russian)
8. Микрюков А. 1999. Правовое и финансово-экономическое обеспечение социальной защиты военнослужащих ФРГ. Зарубежное военное обозрение, 11: 16-20.
Mikryukov A. 1999. Pravovoe i finansovo-ehkonomicheskoe obespechenie social'noj zashchity voennosluzhashchih FRG [Law and financial - economic provision of social protection of servicemen of the Federal Republic of Germany]. Foreign military review, 11: 16-20. (in Russian)
9. Митин А. 2012. Вооруженные силы Франции. URL: www. modern army. ru / article 211 (дата обращения 24 ноября 2018).
Mitin A. 2012. Vooruzhennye sily Francii [French Armed Forces]. URL: www. modern army. ru / article 21 (accessed 24 November 2018). (in Russian)
10. Мосов С. 2007. Профессиональная армия Великобритании: приоритеты и особенности. Атташе. Военная дипломатия, 4: 20-27.
Mosov S. 2007. Professional'naya armiya Velikobritanii: prioritety i osobennosti [Professional army of Great Britain: priorities and features]. Attaché. Military diplomacy, 4: 20 - 27. (in Russian)
11. НВП возрождается, но в странах НАТО. 2000. Независимое военное обозрение, 3 марта.
NVP vozrozhdaetsya, no v stranah NATO [BMT is reviving, but only in NATO member states]. 2000. An independent military overview, 3 of March. (in Russian)
12. Норштейн М. 2012. Бундесвер - армия профессионалов. Partner, 8 (179).
Nortshtein M. 2012. Bundesver - armiya professionalov [Bundeswehr - The army of professionals]. Partner, 8 (179).
13. Пещеров Г. 2012. Как в Великобритании готовят будущих солдат. URL: www. soldiering. Ru/ army/ file/ brItrer.php (дата обращения: 24 ноября 2018).
Pescherov G. 2012. Kak v Velikobritanii gotovyat budushchih soldat [The british way of future soldier training]. URL: www. soldiering. R u/ army/ file/ brItrekr.php (accessed 24 November 2018). (in Russian)
14. Разов П.В. 2014. Зарубежный опыт решения проблемы переквалификации и трудоустройства уволенных в запас военнослужащих. Власть, 5.
Razov P. 2014. Zarubezhnyj opyt resheniya problemy perekvalifikacii i trudoustrojstva uvolennyh v zapas voennosluzhashchih [Foreign experience of the solution of a problem of retraining and employment of the retired military personnel]. Vlast', 5. (in Russian)
15. Румынов Д. 2014. Система подготовки офицеров вооруженных сил ФРГ. URL: www/ moderarmy.ru / article / 426 / podgotovka-ofIcerov-vs-frg (дата обращения: 24 ноября 2018).
Rumynov D. 2014. Sistema podgotovki oficerov vooruzhennyh sil FRG. [FRG Armed Forces officer training system]. URL: www/ moderarmy.ru / article / 426 / podgotovka-oflcerov-vs-frg (accessed 24 November 2018). (in Russian)
16. Сычев В. 2010. Штыки шестого поколения, Армия США меняет программу обучения солдат рукопашному бою. URL: https: // lenta. ru/ articles/ 2010/ 03/ 23/ bayonet/ (дата обращения: 24 ноября 2018).
Sychev V. 2010. SHtyki shestogo pokoleniya, Armiya SSHA menyaet programmu obucheniya soldat rukopashnomu boyu [Sixth generation bayonets. US Armed Forces are changing the system of hand to hand combat soldier training]. URL: // lenta.ru/ articles/ 2010/ 03/ 23/ bayonet/ (accessed 24 November 2018). (in Russian)
17. Трусцов А., Шатров С. 2002. Финансово-экономическое обеспечение и социальная защита американских военнослужащих. Зарубежное военное обозрение, 13: 24-34.
Trusсov A., Shatrov S. 2002. Finansovo-ehkonomicheskoe obespechenie i social'naya zashchita amerikanskih voennosluzhashchih [Financial-economic security and social protection of American soldiers]. Foreign military review, 13: 24-34. (in Russian)
18. Фильков С.М. 2002. Система военной подготовки в граждански вузах: теория и практика функционирования и совершенствования. М., Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Росси: 229.
Filkov S.M. 2002. Sistema voennoj podgotovki v grazhdanski vuzah: teoriya i praktika funkcionirovaniya i sovershenstvovaniya [The system of military training in the civilian higher education institutions: the theory and practice of its functioning and development]. M., Moscow state Institute of international relations (University) of the Russian foreign Ministry: 229 (in Russian)
19. Хансов Г. 2002. Система и перспективы развития вооруженных сил ФРГ. URL: www. soldering. ru /country / euro / german / armed_ forces. php (дата обращения: 24 ноября 2018).
Hansov G. 2002. Sistema i perspektivy razvitiya vooruzhennyh sil FRG [The system and development perspective of the FRG Armed Forces]. URL: www. soldering. ru /country / euro / german / armed_ forces. php (accessed 24 November 2018). (in Russian)
20. Bateman R.L. 2008. The Army and Academic Culture. Academic Questions. March Volume 21: 62 - 78.
21. French D. 2014. Learning to Fight. Academic Questions. June, 27 (2): 213 - 218.
22. Strauss B. 2008. Military Education: Models from Antiguity. Academic Questions. March, 21 (1): 52-61.
Ссылка для цитирования статьи Reference to article
Корытков В.А. Оистема подготовки к военной службе современной молодежи в государствах - членах НАТО // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 38, № 1. С. 155-160. DOI: 10.18413/20754574-2019-38-1-155-160.
Korytkov V.A. System of preparation for military service of modern youth in states - NATO members // Belgorod State University Scientific Bulletin. Humanities series. 2019. V. 38, № 1. P. 155-160. DOI: 10.18413/2075-4574-2019-38-1-155-160.