Научная статья на тему 'Необходимые условия подготовки офицеров в гражданских вузах'

Необходимые условия подготовки офицеров в гражданских вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
728
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА / НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ / ANALYSIS / TRAINING RESERVE OFFICERS / NECESSARY CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крикунов Константин Николаевич

Анализируется опыт подготовки офицеров резерва в гражданских вузах в России и за рубежом. Определяются необходимые условия подготовки офицеров в гражданских вузах: педагогические, организационно-управленческие, нормативно-правовые и социально-экономические.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Necessary conditions of training officers in civil institutes of higher education

The practices of training reserve officers in domestic and foreign civil institutes of higher education are analyzed. The necessary conditions of training officers in civil institutes are determined: pedagogical, organizational and managerial, legal, socio-economic.

Текст научной работы на тему «Необходимые условия подготовки офицеров в гражданских вузах»

Теория и методика профессионального образования

УДК 378.016:355.237+378.635.5 ББК 4489.30

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ В ГРАЖДАНСКИХ ВУЗАХ

К.Н. Крикунов

Южно-Уральский государственный университет

NECESSARY CONDITIONS OF TRAINING OFFICERS IN CIVIL INSTITUTES OF HIGHER EDUCATION

K. Krikunov South Ural State University

Анализируется опыт подготовки офицеров резерва в гражданских вузах в России и за рубежом. Определяются необходимые условия подготовки офицеров в гражданских вузах: педагогические, организационно-управленческие, нормативно-правовые и социально-экономические.

Ключевые слова: анализ, подготовка офицеров запаса, необходимые условия.

The practices of training reserve officers in domestic and foreign civil institutes of higher education are analyzed. The necessary conditions of training officers in civil institutes are determined: pedagogical, organizational and managerial, legal, socio-economic.

Keywords: analysis, training reserve officers, necessary conditions.

Современное состояние Вооруженных сил (ВС) Российской Федерации предполагает небольшую численность армии в мирное время и значительное увеличение ее в ходе мобилизации. Основу мобилизационного резерва офицерского корпуса составляют выпускники вузов, прошедшие обучение по программам подготовки офицеров запаса на факультетах военного обучения и военных кафедрах. Приоритетным направлением является подготовка офицеров технических военно-учетных специальностей. Проводимая в настоящее время модернизация системы подготовки военных кадров осуществляется в соответствии с федеральной программой по реформированию системы военного образования, одной из задач которой является формирование дополнительных источников комплектования Вооруженных сил офицерами. При формировании этих источников Министерство обороны Российской Федерации исходит из соображений

качества и экономической целесообразности подготовки необходимых специалистов.

Целесообразность подготовки офицеров в гражданских вузах обусловлена несколькими факторами. Во-первых, степень владения необходимыми компетенциями у офицера-вы-пускника гражданского вуза в большинстве случаев не ниже, а иногда и выше, чем у выпускника военно-учебного заведения. При этом существующие различия нивелируются в течение первых месяцев службы. Во-вторых, подготовка офицера в гражданском вузе существенно дешевле. В-третьих, дополнительная квалификация позволит выпускнику вуза быть более конкурентоспособным на рынке труда. Однако в настоящее время потенциал гражданских вузов в сфере подготовки офицеров резерва используется не в полной мере, а студенты рассматривают наличие факультета военного обучения в вузе, прежде всего, как способ избежать службы в армии. Таким

Теория и методика профессионального образования

образом, нужно определить необходимые условия подготовки офицеров в гражданских вузах, предварительно проведя анализ опыта данной подготовки в ведущих армиях мира.

В конце XIX - начале XX века в России рассматривалась идея по подготовке офицеров резерва из числа студентов, но в силу распространения среди них протестных настроений государство отказалось от этого замысла [4]. Подготовка офицеров запаса из числа студентов вузов была начата в 1926 году и была обязательной для всех до 1991 года. При этом часть выпускников вузов призывалась на действительную военную службу на первичные офицерские должности. В Советском Союзе в гражданских вузах готовились офицеры как командного, так и технического профиля [3]. В настоящее время обучение по программам подготовки офицеров запаса является добровольным, а их призыв прекращен с 2008 года, однако изъявившие желание могут поступить на службу по контракту в ВС или другие силовые структуры.

Подготовка офицеров запаса в США. Ежегодное пополнение офицерского корпуса ВС США в последнее десятилетие более чем наполовину обеспечивается за счет выпускников военных учебных заведений и около 40 % -за счет курсов ROTC (Reserve Officers Training Corps) при гражданских вузах. В гражданских образовательных учреждениях, имеющих курсы ROTC, проводится высшая специальная общеобразовательная и общая военная подготовка. В колледжах и университетах, с которыми Министерство обороны (МО) имеет соответствующие соглашения, студент, желающий стать офицером ВС США, поступает на курсы на период учебы в данном высшем образовательном учреждении и по окончании получает не только степень бакалавра или магистра, но и первичное офицерское звание -второй лейтенант. Студенты овладевают своей специальностью по программе вуза и одновременно занимаются по программе курсов ROTC, которые организованы во всех видах ВС. В настоящее время командование вневойсковой подготовки сотрудничает с более чем 600 гражданскими высшими учебными заведениями США, то есть почти с 20 % всех функционирующих в стране вузов. Студент высшего учебного заведения США, с которым у МО есть соответствующее соглашение, желающий стать офицером, имеет право поступить на четырех-, трех- или двухгодичные курсы ROTC во время учебы в данном вузе. Для зачисления на курсы студент должен соот-

ветствовать ряду весьма жестких требований, касающихся состояния здоровья, уровня развития соответствующих индивидуально-лич-ностных качеств и физической подготовленности. Поступая на курсы, студенты подписывают контракт, по которому обязуются прослужить определенный срок в резерве или регулярных вооруженных силах. В дальнейшем он может быть призван на военную службу в любое время, исходя из потребностей МО США.

В целях подготовки молодежи к исполнению воинской обязанности курсы ROTC (с двухлетним сроком обучения) организованы также в ряде американских колледжей. Однако они готовят только офицеров резерва, при этом обучение государством не оплачивается.

Наиболее популярной формой подготовки среди американских студентов вузов является четырехлетнее обучение на курсах, которое полностью финансируется государством. Оно включает в себя два этапа: двухгодичный курс для студентов 1-го и 2-го курсов, которые, именуясь курсантами, изучают военное дело, не принимая на себя обязательств прохождения службы в ВС США, а затем двухгодичный курс для студентов 3-го и 4-го курсов с обязательством прохождения военной службы в различных видах вооруженных сил.

Обучающиеся на курсах ROTC в период прохождения военной подготовки обеспечиваются ежемесячной стипендией, а также выплатами на приобретение книг и учебных пособий, что в совокупности составляет значительную сумму. Предусмотрены также именные выплаты за участие в различных программах, обеспечение жильем и питанием, компенсация транспортных расходов при выезде в летние лагеря. Министерство обороны особо стимулирует будущих врачей, физиков, химиков и инженеров. Они награждаются стипендиями до 7000 долларов, что составляет примерно 80 % от общей оплаты за обучение. Однако в случае невыполнения курсантом положений контракта с него взимается сумма всех полученных им выплат со стороны курсов ROTC.

Военная подготовка на таких курсах при колледжах и университетах проводится один раз в неделю под руководством опытных офицеров и сержантов, состоящих в штате командования вневойсковой подготовки.

Образовательная программа курсов ROTC при четырехлетием периоде обучения предполагает два цикла: начальная общая военная подготовка и углубленная подготовка. Продолжительность первого цикла - два года. На него отводится около 180 часов учебного вре-

мени. В конце курса начальной подготовки наступает самый важный этап военного обучения - летние учебные сборы. Второй цикл занимает также два года, но на занятия отводится уже 300 часов. На данном этапе студенты-курсанты старшего курса знакомятся с задачами офицерского корпуса и изучают основные принципы военного искусства. По окончании курса военной подготовки курсанту присваивается первое воинское звание - второй лейтенант, и он приступает, как предусмотрено контрактом, к военной службе.

В настоящее время около 50 % выпускников, закончивших четырехлетний цикл обучения, становятся офицерами регулярных войск. В структуры военной разведки часто отбираются наиболее подготовленные выпускники ведущих университетов страны - Гарвардского, Колумбийского, Йельского и Калифорнийского, а также ряда специализированных учебных заведений - Крипто-математического института, Института вычислительной техники и информатики, Института международных проблем и т. д.

Необходимо отметить, что студенты, успешно окончившие курсы ИОТС и изъявившие желание служить в регулярных войсках, получают только общую военную подготовку. Конкретную военную специальность они приобретают в течение нескольких месяцев на соответствующих курсах в школах родов войск (сил) и служб, а также в военных учебных центрах и только после этого направляются в части соответствующего вида ВС.

В дальнейшем офицеры, заключившие контракт на службу в регулярных войсках после курсов 1ЮТС, прослужив в войсках более пяти лет, как правило, направляются в специализированные офицерские школы с целью повышения общего специального и военнопрофессионального образования или прохождения курсов повышения квалификации [8].

Подготовка офицеров запаса в Великобритании. На долю выпускников вневойсковой подготовки приходится около 30% всех подготавливаемых офицеров. О качестве подготовки этих офицеров можно судить по высокой оценке командования НАТО, полученной в результате анализа их действий во время операции «Буря в пустыне» против вооруженных сил Ирака. Эта подготовка экономична: если затраты на подготовку специалиста инженерного профиля в военном училище составляют в среднем 100 тыс. долл., то в гражданском вузе - всего 40 тыс. долл., т. е. в 2,5 раза дешевле. Военная подготовка сту-

дентов хорошо стимулируется. К льготам, помимо бесплатного обучения, относится снабжение обмундированием, а также всеми видами довольствия во время лагерных сборов и учений. Студенты, отвечающие квалификационным требованиям, получают премии и дотации. Студенты обучаются по программе меньшего объема, чем курсанты военного училища и имеют большую профессиональную направленность. Срок обучения на курсах - 3 года. Для получения первой ученой степени (бакалавр) необходимо 3-4 года, а медицинских специальностей - 5-6 лет. Занятия проводятся по 2-4 часа 1-2 раза в неделю, а также посредством сборов (их в месяц бывает 1-2). Учебный год заканчивается двухнедельным сбором, который проводится в летние каникулы. Руководит деятельностью таких курсов комитет военной подготовки (сюда входит представитель ректората и начальник военной кафедры). Преподавательский и инструкторский состав комплектуется из кадровых офицеров и офицеров запаса [2].

Во Франции подготовкой офицерского состава занимаются более 50 гражданских вузов. Помимо того, к ней традиционно привлекаются средние специальные учебные заведения. По сведениям военных источников, в последние годы наметилась тенденция возрастания количества офицеров, поступающих на службу после окончания институтов, по сравнению с выпускниками военным училищ. Офицеры запаса составляют примерно 30 % общей численности офицерского корпуса. Из них около 50 % являются выпускниками вузов технического профиля, остальные - юридических, экономических, торговых, управленческих и т. п. С 1986 г. введен обязательный курс подготовки по военно-медицинским специальностям, прохождение которого организовано в учебном центре подготовки офицеров запаса. К ней привлекаются выпускники всех медицинских институтов для обучения по программе офицеров запаса в обязательном порядке [2].

На основании проведенного анализа состояния проблемы можно сделать следующие выводы:

во-первых, правительство и военное командование ведущих стран Запада и США активно используют систему высшего гражданского образования для подготовки офицерских кадров;

во-вторых, в составе мотивации военной подготовки студента наряду с моральными выступают материальные формы;

в-третьих, офицеры запаса активно ис-

Теория и методика профессионального образования

пользуются армией и флотом в локальных боевых действиях, выполняя по меньшей мере три задачи - сохранение кадрового офицерского состава и практическая доподготовка офицеров запаса в ходе боевых действий, возвращение с прибылью тех вложений, которые были сделаны в подготовку офицеров запаса;

в-четвертых, в большинстве случаев подготовка офицеров запаса из числа студентов носит индивидуальный характер и не предпринимаются попытки (за редким исключением) охватить этой подготовкой весь студенческий контингент определенной специализации.

По нашему мнению, в целях оптимизации подготовки офицеров запаса в гражданских вузах необходимо создать соответствующие условия. В философской литературе термин «условие» трактуется как категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может [9]. «Необходимые условия эффективного функционирования какой-либо системы - это условия, без которых система не может работать в полной мере» [10, с. 70]. Можно выделить несколько групп необходимых условий подготовки офицеров в гражданских вузах: педагогические, организационно-управленческие, нормативно-правовые и социально-экономические.

Определим необходимые педагогические условия. В исследованиях И.Д. Бело-новской [1], А.М. Новикова [5] подчеркивается необходимость взаимной адаптации содержания программ основного и дополнительного образования. Таким образом, одним из необходимых педагогических условий является взаимная адаптация содержания образовательных программ по гражданской и военной специальностям. Целесообразно готовить в гражданских вузах офицеров технического профиля, а также военных врачей, юристов, экономистов и психологов. Подготовить офицеров командного звена, в достаточной степени владеющего необходимыми компетенциями, проблематично, хотя в настоящее время в ряде вузов такая подготовка ведется.

Целесообразность перехода на многоуровневое образование доказывается во многих современных исследованиях. Двухуровневая подготовка позволит выделить две категории будущих офицеров: желающих уйти в запас после окончания вуза и желающих поступить на действительную военную службу. На первом этапе (1-й и 2-й курс) осуществляется начальная военная подготовка, после окон-

чания университета студенты, прошедшие этот этап, зачисляются в запас и периодически направляются в специализированные образовательные учреждения с целью прохождения курсов повышения квалификации для обеспечения непрерывности образования. На втором этапе (3-й и 4-й курс) студенты получают общую военную подготовку, принимая при этом на себя обязательство после окончания университета прослужить определенное время в ВС. Конкретную военную специальность они приобретают в течение нескольких месяцев на соответствующих курсах в школах родов войск (сил) и служб, а также в военных учебных центрах и только после этого направляются в части соответствующего вида ВС. Значит двухуровневая подготовка является еще одним необходимым педагогическим условием.

Выявим организационно-управленческие условия. Анализ управления процессом подготовки офицеров в гражданских вузах позволяет сделать вывод о том, что имеющиеся в Министерстве обороны и Федеральном агентстве по образованию структуры не обеспечивают в достаточной степени эффективного управления процессом подготовки офицеров в гражданских вузах вследствие нечеткого распределения выполняемых функций и недостаточной организации взаимодействия. Значит необходимым организационно-управлен-ческим условием является создание единого командования вневойсковой подготовки, что позволит оптимизировать процесс управления.

Для обеспечения качества контингента будущих офицеров необходимым организационно-управленческим условием является индивидуальный отбор кандидатов из числа студентов. Кандидат должен пройти медицинское освидетельствование на соответствие требованиям, предъявляемым к офицерам. В целях определения уровня развития соответствующих индивидуально-личностных качеств необходимо психологическое тестирование. Следующий критерий - выполнение нормативов по физической подготовке.

Подготовка офицеров в гражданских вузах должна быть оправдана с военной и экономической точек зрения. Поэтому необходимым организационно-управленческим условием будет являться безусловное использование офицеров запаса в мирное и военное время. В мирное время - для пополнения офицерского корпуса. В военное - как резерв для восполнения потерь.

С целью определения необходимых нормативно-правовых условий рассмотрим

имеющуюся законодательную базу. Деятельность факультетов военного обучения регламентируется Приказом Министра обороны и Министерства образования и науки Российской Федерации № 666/249 от 11 июля 2009 г. [7] и Постановлением Правительства РФ № 152 от 6 марта 2008 г. [6]. Анализ содержания этих документов показывает, что они не учитывают всех аспектов взаимоотношений студентов с Министерством обороны. В частности, в контракте об обучении отсутствуют взаимные обязательства при его расторжении на каком-либо этапе обучения или прохождения службы по инициативе одной из сторон, а также в случае невыполнения его положений - и социальные гарантии будущих офицеров. Таким образом, необходимым нормативно-правовым условием является договорная основа вневойсковой подготовки офицеров.

Необходимые социально-экономические условия связаны со стимулированием военного образования.

Первое условие - хорошее материальное стимулирование военного образования студентов. Сейчас студенты, обучающиеся по программе подготовки офицеров запаса, получают прибавку к стипендии в размере 15 либо 25 % от ее основной суммы. Этого явно недостаточно для обеспечения мотивации при обучении. Необходимо значительно увеличить стипендиальные выплаты, а также предусмотреть возможность выплаты компенсации на приобретение военной формы одежды и проживание в общежитии для иногородних студентов. Целесообразно предусмотреть стимулирующие выплаты для студентов, изъявивших желание перейти на второй этап обучения. Кроме того, необходимо поощрять студентов, обучающихся на особо востребованных в ВС гражданских специальностях.

Второе условие группы - обеспечение мотивации офицеров запаса к повышению квалификации путем обеспечения мер социальной поддержки при прохождении ими курсов повышения квалификации (учебных сборов). Необходимо обеспечить выплату средней заработной платы по месту работы направляемого на курсы повышения квалификации, а также льготы (например, по налогам) для работодателя, наемный работник которого призван на учебные сборы. В настоящее время вследствие низкой материальной заинтересованности офицера запаса и его работодателя массовым явлением стало уклонение от прохождения учебных сборов.

Выполнение этих условий позволит повысить качество образования на факультетах военного обучения и военных кафедрах гражданских вузов, обеспечить потребности ВС в высококвалифицированных специалистах, прежде всего технического профиля, сэкономив при этом значительные средства.

Литература

1. Белоновская, И.Д. Перспективы развития многоуровневого непрерывного технического образования / И.Д. Белоновская, В.П. Ковалевский, Ж.Г. Пискунова // Вестн. Оренбург, гос. ун-та. - 2007. - № 3. — С. 12-17.

2. Каменев, А.И Военная школа России / А.И. Каменев. — http://www.ruscadet.ru/library/ 01 -books/kamenev/milschool6. htm

3. Каменев, А.И. История подготовки офицерских кадров в России / А.И. Каменев. -http://wcry. narod. ru/kamenev2ht/pre. html

4. Карпов, С.И. Становление и развитие системы подготовки офицеров запаса в высших учебных заведениях Дальнего Востока: дис. ... канд. ист. наук / С.И. Карпов. - Ком-сомолъск-на-Амуре, 2006. - 207 с.

5. Новиков, А.М. Построение системы непрерывного образования / А.М. Новиков. — М.: Логос, 2008. - 243 с.

6. Российская Федерация. Постановления Правительства. Постановление № 152 от 6 марта 2008 г. об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. -М., 2008. -11с.

7. Российская Федерация. Приказ Министра обороны и Министерства образования и науки Российской Федерации № 666/249 от 11 июля 2009 г. об организации деятельности учебных военных центров, факультетов военного обучения и военных кафедр при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. -М., 2009. -171 с.

8. Стрелецкий, А.В. Система подготовки офицерских кадров в США / А.В. Стрелецкий. — http.V/www.pentagonus. ru/publ/9-1-0-230

9. Философский словарь / ИТ. Фролов [и др.]. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1987. -590 с.

10. Яковлев, Е.В. Педагогический эксперимент: квалиметрический аспект: моногр. / Е.В. Яковлев. - Челябинск: Изд-во 41 'НУ, 1998. -136 с.

Поступила в редакцию 10 февраля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.