30 "Культурная жизнь Юга России"
№ 1 (44), 2012
Л. А. ХАМУЛА
ОСОБЕННОСТИ ОТБОРА И НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТИ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В АКАДЕМИИ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК США
В статье рассматриваются аспекты отбора кандидатов на должность преподавателей академии Вест-Пойнт, подчеркивается необходимость специальной психолого-педагогической подготовки будущих преподавателей и обучения в «учебной мастерской» для достижения ими необходимого профессионального уровня.
Ключевые слова: военное образование, академия сухопутных войск США, профессиональное мастерство преподавателя.
Расширение международных контактов и сотрудничество на всех уровнях, интернационализация экономики, науки и культуры, решение проблем, выходящих за рамки национально-государственных границ, обусловливают важность изучения мирового опыта в различных областях общественной, научной жизни, в сфере образования, которая на сегодняшний день стала одним из самых значительных и динамичных элементов социальной инфраструктуры. Интеграция российской высшей школы в международное пространство совпала с поиском новых подходов к образовательному процессу. Введение бакалавриата, магистратуры, вариативных программ, тестирования, профильной школы и многих других реалий является результатом влияния европейской и американской системы образования на российскую культуру, в частности, национальную модель образования.
Система военного образования в России в настоящее время также испытывает глобальные изменения. В условиях резкого сокращения количества военных вузов, численности послужного состава необходимо уделять особое внимание отбору и педагогической подготовке военных специалистов, которые планируют работать в качестве преподавателей военных вузов: на них ложится ответственность за подготовку офицеров обновляющихся вооруженных сил. Возникает потребность тщательного изучения мирового опыта, в первую очередь тех стран, которые уже пережили подобные трансформации. В этом смысле ценен опыт США, который можно раскрыть на примере старейшего военного учебного заведения - академии сухопутных войск в Вест-Пойнте.
В настоящее время постоянный состав академии насчитывает 4300 чел. (2700 военнослужащих и около 1600 гражданских лиц - преподаватели, инструкторы и обслуживающий персонал). Основная часть профессорско-преподавательского состава - офицеры, в большинстве своем имеющие звания капитана и майора. Две трети из них имеют ученую степень магистра, 37% - доктора наук [1]. Подбор кандидатов на преподавательские должности осуществляется на добровольной основе путем проведения конкурса. Срок службы офицеров-преподавателей составляет в среднем четыре года; ежегодная ротация кадров составляет 120-180 чел., что, по мнению руководства академии, обеспечивает тесную связь процесса обучения с повседневной боевой подготовкой в
строевых частях и с деятельностью других армейских учреждений [2].
Численность профессорско-преподавательского состава по кафедрам распределяется в зависимости от приоритетности дисциплин. Военную подготовку преподают почти 90 офицеров, физическую - 80 преподавателей и тренеров. Из общетеоретических наиболее многочисленны кафедры математики (более 50 чел.), физики (более 40), английского языка (около 40) и иностранных языков (более 30): на других кафедрах в среднем по 27 [3]. Лишь 18% преподавателей академии имеют постоянные ставки. Они разрабатывают и корректируют учебную программу, обращая особое внимание на межпредметные связи. Эта часть состава академии отвечает за соответствие уровня обучения курсантов государственным образовательным стандартам и за совершенствование профессионализма преподавателей.
Гражданские преподаватели привносят дополнительные возможности педагогического развития коллектива, обеспечивают узкоспециализированное знание по преподаваемым дисциплинам, совершенствуют методику обучения курсантов, выступают «послами» Вест-Пойнта на научных семинарах и форумах.
Офицеры сухопутных войск США, которые проходят службу в Вест-Пойнте в течение трех-че-тырех лет, а затем возвращаются в войска, составляют 60% штата академии. Опыт действительной армейской службы позволяет им давать пример для подражания со стороны курсантов. В связи с этим руководству академии приходится ежегодно прилагать усилия, выбирая достойных офицеров из сотен желающих. Командование сухопутных войск, отвечающее за подбор персонала, принимает активное участие в отборе кандидатур. Особое внимание при этом обращается на успеваемость офицера в вузе и выполнение им служебных обязанностей по своей должности. Около половины преподавателей Вест-Пойнта - ее выпускники, другие закончили иные учебные заведения.
Отбор кандидатов на преподавательские должности осуществляется специально выбранной оценочной комиссией. Применяются интернет-технологии: комиссия внимательно изучает файл каждого претендента, интерактивно просматриваются рекомендательные письма, досье личных данных, прослушиваются стенограммы пробных занятий. Каждый член комиссии оставляет свой
№ 1 (44), 2012
жизнь Юга России"
комментарий и проставляет оценку по следующей шкале:
1) необходимо выбрать (must select);
2) выбрать (select);
3) подходит (ok);
4) не выбирать (don't select).
Члены комиссии прочитывают комментарии своих коллег, после чего подсчитывается средний балл каждого кандидата и выбираются наиболее достойные [4].
Для того чтобы стать преподавателем академии Вест-Пойнт, необходима специальная психолого-педагогическая подготовка: прежде чем приступить к работе, вновь прибывшие преподаватели проходят шестинедельное обучение в «учебной мастерской». Это необходимо для полной интеграции офицеров в рабочую среду. Несколько опытных преподавателей работают с новичками почти целое лето, помогая им настроиться на ритм работы в академии. Основная задача учебной мастерской - подготовить преподавателей к обучению курсантов, помочь им достичь необходимого профессионального мастерства. Все начинается с представления преподавателей-стажеров их опытным коллегам. После этого новичков приглашают на брифинги, где они знакомятся с особенностями учебного плана и предметов, изучаемых курсантами в академии [5].
По мнению руководства академии, чтобы стать преподавателем-профессионалом, необходимо, прежде всего, изучить среду, в которой курсанты живут и работают (спортзал, библиотеку, центр по ремонту компьютеров, центр ускоренного обучения, где курсантам преподают курс развития навыков обучения, курс скорочтения и т. д.) - условия необычны для типичного американского студента. Курсанты уделяют много времени физической и военной подготовке, новые преподаватели начинают с этого же. Таким образом они могут лучше понять своих учеников, приводить значимые примеры для курсантов на занятиях, задавать актуальные вопросы на экзамене.
Начинающие офицеры-преподаватели обычно занимаются с курсантами 1-го и 2-го года обучения (распределение по подгруппам зависит от специальности, которую офицеры будут преподавать). В учебной мастерской материал дисциплины осваивается в той последовательности, в которой курсанты будут его проходить. Это помогает преподавателям-стажерам предвидеть трудности, с которыми они могут столкнуться в течение семестра [6].
Новых членов академии готовят к преподаванию различными способами. Например, опытный коллега проводит занятия, офицеры-стажеры играют роль курсантов; во второй половине занятия опытные и начинающие меняются ролями - первые играют роль курсантов, помогая вторым увидеть свои недостатки. После нескольких тренировочных занятий учебный процесс записывается на видео, чтобы его участники могли посмотреть на собственную работу. На протяжении лета проводятся семинары по темам: как помочь неуспевающим; как разрабатывать тесты и контрольные опросы; как оценивать самостоятельную работу курсантов и ответы на экзаменах. Вновь прибывшим рассказывают о методах обучения, видах и формах предстоящей деятельности (таксономия Блума и т. д.), которые преподаватели-стажеры могут использовать в своей дальнейшей работе [7].
После шести недель упорной работы и учебы новые члены коллектива академии вливаются в ряды преподавателей. Период подготовки включает в себя и ряд культурных мероприятий, на которые приглашаются все члены семей преподавателей-стажеров. Таким образом, руководство академии помогает начинающим почувствовать себя уютно и комфортно в новом коллективе. Такой опыт тесного сотрудничества между преподавателями ведет к успеху совместных исследовательских проектов - будущим профессиональным достижениям и научным открытиям.
Литература
1. Bicentennial Book. A Pictorial History of the First 200 Years of USMA. URL: http://www. usma. edu/bicentennial
2. Комарова А. А., Червова А. А. Сравнительный анализ систем обучения иностранным языкам в военных вузах России и США. Н. Новгород, 2004. С. 54.
3. Там же. С. 54.
4. Blair J., Fairfax D., Goda B. Faculty Development in Information Technology Education. N. Y., 2008.
5. Academic Catalog: «The Redbook». Office of the Dean, USMA. URL: http://www.dean.usma.edu/ sebpublic/curriccat/static/index.htm
6. Center for Teaching Excellence. URL: http:// www.dean.usma.edu/centers/cte/default.htm
7. Learning Models for the Academic Program Goals. USMA, West Point, NY 10996, 1998. URL: http: //www.dean.usma.edu/ DEAN/images/academic program
l. a. khamula. the pecularities of faculty selection and development in the us military academy
The article deals with the problem of selection and faculty development in the US military academy. It also touches upon the necessity of producing such faculty members who are prepared to achieve teaching excellence in an environment that values excellence in teaching.
Key words: military education, US land forces academy, teacher's professional skills