Научная статья на тему 'Педагогическое руководство совершенствованием навыков и умений воспитательной работы у курсантов военных вузов'

Педагогическое руководство совершенствованием навыков и умений воспитательной работы у курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
759
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВЫКИ И УМЕНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / РУКОВОДСТВО / КУРСАНТ / ФОРМИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / SKILLS AND ABILITIES / EDUCATIONAL WORK / MANAGEMENT TRAINEE / FORMATION / DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов С. А.

В статье раскрывается специфика педагогического руководства совершенствованием навыков и умений воспитательной работы у курсантов военных вузов, ее цели и результаты, факторы и проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER’S GUIDE THE IMPROVEMENT OF SKILLS AND EDUCATIONAL WORK IN CADETS OF MILITARY SCHOOLS

The article reveals the specificity of pedagogical management improvement of skills and educational work with students of military educational institutions, its objectives and outcomes, the factors and problems.

Текст научной работы на тему «Педагогическое руководство совершенствованием навыков и умений воспитательной работы у курсантов военных вузов»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Иванов С.А., соискатель кафедры педагогики Военного университета

В статье раскрывается специфика педагогического руководства совершенствованием навыков и умений воспитательной работы у курсантов военных вузов, ее цели и результаты, факторы и проблемы.

Ключевые слова: навыки и умения, воспитательная работа, руководство, курсант, формирование, развитие, совершенствование.

TEACHER’S GUIDE THE IMPROVEMENT OF SKILLS AND EDUCATIONAL WORK IN CADETS OF MILITARY SCHOOLS

Ivanov S., the applicant of the Department of pedagogy of the Military University

The article reveals the specificity ofpedagogical management improvement of skills and educational work with students of military educational institutions, its objectives and outcomes, the factors and problems.

Keywords: skills and abilities, educational work, management trainee, formation, development and improvement.

Одним из важнейших условий подготовки курсантов к реализации задач воспитательной работы является умение работать с людьми, вести их за собой, правильно строить воспитательную работу, умело опираться на коллективы. Высшие военные заведения призваны развивать общественно-политическую активность курсантов, прививать им навыки организаторской и воспитательной работы.

Советский офицер это не только командир, специалист того или иного профиля, но и педагог, воспитатель, идейный боец, проводник политики государства в массах воинов. А это значит, что военные кадры призваны, неустанно овладевать искусством политического просвещения и убеждения масс, вести агитационно-пропагандистскую работу доказательно и доходчиво, оперативно реагируя на события в стране и на мировой арене, на идейные запросы людей.

Возросшие требования государства к офицерским кадрам, усиление борьбы на идеологическом фронте, неуклонное повышение роли воспитательной работы в поддержании высокой боевой готовности войск, обучении, воспитании личного состава, укреплении дисциплины и организованности обусловливают возрастающее значение формирования и развития у курсантов навыков и умений воспитательной работы.

Навыки воспитательной работы проявляются в определенных качествах офицера, в его способности использовать те или иные средства, формы и методы воинского воспитания личного состава, идеологической и организаторской работы. Например, навыки подготовки и проведения собрания, организации митинга или диспута, тематического вечера, составления плана работы.

Основу таких навыков составляют глубокие знания всех общественных наук, теория и практика воспитательной работы.

В процессе обучения при взаимосвязи и взаимодействии знаний и навыков у курсантов формируются умения. Это предполагает определенный уровень теоретической и практической подготовленности выпускника вуза в области воспитательной работы, степень его готовности и способность самостоятельно проводить организаторскую работу с личным составом в соответствии с требованиями, умело направлять их усилия на решение задач, стоящих перед подразделением.

Навыки и умения воспитательной работы исключительно многообразны, и это учитывается при формировании их у курсантов. Исходя из характера задач, которые призван решать офицер, его навыки и умения в области воспитательной работы можно условно разделить на три группы:

- изучение личности военнослужащих и положения дел в воинских коллективах;

- агитационно-пропагандистская деятельность;

- организация и проведение воспитательной работы.

Понятно, что все три группы навыков и умений воспитательной работы направлены на успешное решение задач боевой подготовки войск, укрепление дисциплины и повышение боевой готовности частей, кораблей. Каждой из этих групп свойственнысоб-ственная направленностьи содержание. В то же время они тесно переплетаются. Немаловажно, чтобы все эти навыки и умения приобрел каждый офицер, независимо от профиля подготовки и долж-

ности, на которую он назначается по окончании вуза, хотя уровень и степень совершенства рассматриваемых качеств могут быть различными.

При формировании и развитии у курсантов навыков и умений воспитательной работы командиры, заместители командиров, военные педагоги учитывают ряд специфических обстоятельств.

Во-первых, успех формирования данных навыков и умений, более чем каких-либо других, зависит от уровня общего развития личности обучаемого, его идейной закалки, морально-психологических и нравственных качеств, знания им форм и методов воспитательной работы.

Во-вторых, в приобретении, совершенствовании и развитии навыков и умений большая роль принадлежит стремлению к творческой деятельности самого курсанта.

В-третьих, на формирование и развитие этих качеств существенное влияние оказывает личный опыт воспитательной работы обучаемого.

В-четвертых, навыки и умения в этой области тесно переплетаются с наклонностями и способностями обучаемого к воспитательной и организаторской работе.

Следовательно, процесс формирования навыков и умений представляет собой сознательную целенаправленную деятельность как командиров, педагогов, так и обучаемых. А это значит, что привитие этих качеств курсантам - управляемая и самоуправляемая деятельность.

Формирование и развитие навыков и умений воспитательной работы у курсантов осуществляется по отдельным направлениям.

Первое - пояснение характера будущей деятельности в жизни офицера, как руководителя и воспитателя. Значения приобретения необходимых навыков и умений воспитательной работы для успешного решения задач и воинского воспитания личного состава.

Второе направление - объяснение или практический показ процесса выполнения действия, ориентирование обучаемых на активную мыслительную деятельность, на изучение ими сущности важнейших навыков и умений воспитательной работы и методов их практического применения.

Третье - контроль преподавателями и командирами учебных подразделений за процессом формирования и развития у курсантов навыков и умений воспитательной работы.

Четвертое - деятельноестимулирование обучаемых к самосто-ятельномуучебному труду, развитие у них самостоятельности, самоконтроля и самоанализа в ходе совершенствования разбираемых качеств.

Умения и навыки воспитательной работы формируются и развиваются у курсантов в ходе учебно-воспитательного процесса, прежде всего при изучении общественных наук и во время войсковой стажировки, а также в результате их участия в общественно жизни училища, института, университета пропагандистской деятельности в частях гарнизона и в школах.

Центральное место в формировании у курсантов навыков и умений воспитательной работы отводится учебному процессу. Доминирующее положение в этом занимает изучение общественных наук, составляющие методологическую и идейную основу всей

воспитательной работы.

Изучая общественные науки, воспитанники вузов овладевают основами идейно-теоретическим богатством. У курсантов развивается идейная убежденность, принципиальность. Учатся у опытных педагогов ораторскому искусству, умению кратко и четко излагать основные вопросы темы, делать правильные выводы и заключения, владеть аудиторией, вызывать у нее интерес к излагаемому материалу и т. п.

Важное значение в развитии и совершенствовании у обучаемых навыков и умений воспитательной работы имеют семинары и групповые занятия по общественным наукам.

На практических занятиях курсанты приобретают и совершенствуют ораторское мастерство, учатся у опытных преподавателей методике организации теоретических семинаров и собеседований. И поэтому важно, чтобы педагоги перед каждым семинаром ставили цель - привить курсантам те или иные навыки.

Действенное влияние на формирование и развитие навыков и умений у обучаемых оказывают лекционный курс, семинары и групповые занятия по воспитательной работе, военной педагогике и психологии. В лекциях по этим дисциплинам раскрываются теоретические проблемы идеологической и организационно-воспитательной работы, опыт практической деятельности командиров.

При подготовке и проведении семинара, групповых занятий преподаватели уделяют внимание развитию у обучаемых навыков и умений в составлении и отработке планов по воспитательной работе в подразделении, части. Все это помогает курсантам овладевать навыками и умениями воспитательной работы; вырабатывает у них самостоятельность, способность творчески подходить к организации и проведению воспитательной работы.

Действенным средством повышения уровня обучения и воспитания курсантов является их активное участие в научно-исследовательской работе в области общественных наук (в частности, по военной педагогике и психологии). А это в значительной мере способствует формированию и развитию у них навыков и умений идейно-воспитательной работы.

В привитии обучаемым навыков и умений воспитательной работы положительную роль играет написание ими курсовых и дипломных работ, рефератов по проблемам воспитательной работы и воинского воспитания.

Уровень влияния написания рефератов, курсовых, дипломных работ, одинаково, как и деятельность в научных конференциях, на совершенствование навыков и умений воспитательной работы определяется рядом факторов: проблемной тематикой, рекомендуемой для исследования; уровнем подготовки руководителей, методикой их работы с курсантами.

Важное место в учебном процессе занимает стажировка курсантов в войсках. Здесь курсанты имеют наибольшую возможность расширять и закреплять свои теоретические знания, как по специальности, так и по вопросам воспитательной работы.

Находясь, определенное время в частях и подразделениях, где решаются задачи боевой подготовки и проблемы и вопросы по воспитательной работе, курсанты приобретают, закрепляют и совершенствуют навыки и умения воспитательной работы. Вот почему командование вузов, кафедры и факультеты должны придавать этому этапу учебы большое значение.

Успех стажировки, использование ее возможностей для приобретения навыков и умений организации и проведения воспитательной работы с личным составом зависят от ряда условий. Одно из них - степень подготовленности курсанта к выполнению программы стажировки, как по специальности, так и по вопросам воспитательной работы и воинского воспитания.

Подготовка курсантов к войсковой практике, по сущности, начинается в первый день их пребывания в стенах военного вузах и ведется в ходе всего учебно-воспитательного процесса. Однако целенаправленная работа, решение конкретных вопросов осуществляется за полтора-два месяца до выезда в войска. В это время детально разрабатываются и определяются задания курсантам. При этом учитывается характер их деятельности в качестве стажеров, оптимальные возможности и способности каждого из них.

Преподаватели, руководство факультетов, курсов организуют изучение курсантами документов правительства, приказов Министра обороны, директив начальника Главного управления воспитательной работы. Курсанты знакомятся с конкретными задачами, которые решать им придется в частях, где будут проходить стажировку, знакомятся с темами, которые будут изучать в системе ко-

мандирской подготовки и воспитательной работы с личным составом и т.д. Все это даст им возможность с помощью профессорско-преподавательского составанепосредственно спланировать свою работу, обозначитьшироту вопросов, предстоящие для решения и подготовить для этого нужный материал.

Заблаговременно до выезда стажеров полезно установить связи с командирами частей. Офицеры из войск обычно высказывают рекомендации, пожелания, по каким вопросам воспитательной работы, к проведению каких мероприятий курсант должен себя подготовить.

Активной формой совершенствования навыков и умений воспитательной работы в ходе стажировки является обобщение курсантами передового опыта командиров, по воспитательной работе и воинскому воспитанию с личным составом. Поэтому во многих вузах преподаватели определяют каждому курсанту, что в этом плане он должен сделать во время войсковой практики, рекомендуя ему, как наиболее эффективно организовать изучение имеющегося опыта, какие формы, методы исредстваразумнееиспользоватьв данных условиях. Результаты изучения и обобщения опыта курсанты используют для написания курсовых работ, подготовки рефератов, докладов, с которыми выступают на заседаниях военно-научных конференциях.

Эффективность стажировки в приобретении обучаемыми навыков и умений воспитательной работы в большинстве своем определяется подготовленностью руководства стажерами командирами подразделений, и, конечно же, профессионализма профессорско-преподавательского состава (руководителями стажировки от военного вуза). Важно, чтобы офицеры-руководители систематически направляли работу курсантов, помогали им в организации и проведении тех или иных мероприятий, разумно использовали их возможности и поддерживали инициативу. Старшие товарищи в частях призваны объективно оценивать работу стажера по организации и проведению того или иного мероприятия, анализировать ход его действий, обозначать недостатки и выделять положительные моменты, стимулируя и побуждая его деятельность.

Очень полезно, когда по окончании стажировки в частях, подводятся итоги работы каждого курсанта, которые находят объективное отражение и в отзывах, направляемых в военно-учебные заведения.

Важно также подведение итогов стажировки в вузах. А это означает глубокий анализ деятельности каждого курсанта в войсках по воспитательной работе и воинскому воспитанию личного состава. При этом делаются должные выводы, определяются формы работы собучающимися, которые наиболее эффективно будут способствовать совершенствованию их навыков и умений в этой области. Здесь же говорится об основных недостатках в организации стажировки в плане формирования рассматриваемых качеств у обучаемых.

Подведение итогов работы по формированию и развитию у курсантов навыков и умений воспитательной работы и воинского воспитания личного состава на стажировке направлено на выявление наиболее рациональных мер, путей дальнейшего закрепления и совершенствования этих навыков в ходе учебно-воспитательного процесса. При этом очень полезно использовать различные учебно-методические и организационные мероприятия: специальные семинары, разборы в классных отделениях, ротах, на курсах и факультетах, обсуждение на итоговых конференциях.

Широкие возможности для привития курсантам навыков и умений воспитательной работы открываются также в ходе изучения военных дисциплин, и прежде всего на тактических занятиях и учениях. Проведение курсантами активной воспитательной работы в ходе оперативно-тактической подготовки способствует совершенствованию качества проводимых занятий, а также решению ряда вопросов, связанных с обучением их методами иформами воспитания подчиненных.

Все это повышает интерес у курсантов к воспитательной работе, активизирует их деятельность, позволяет им успешнее овладевать конкретными формами и методами работы с личным составом, сочетать выполнение обязанностей командиров.

Большие возможности для формирования и развития навыков и умений воспитательной работы у курсантов в процессе их участия в общественно жизни.

Во всех военно-учебных заведениях проводится содержательная и многообразная агитационно-массовая, культурно-просветительная и спортивно-массовая работа. Проведение ее в курсантс-

ких подразделениях, а также в масштабе факультета, училища, университета или института способствует развитию у обучаемых навыков и умений работы с людьми, качеств активного общественника.

Известно, что наиболее прочные навыки и умения агитационно-пропагандистской и воспитательной работы вырабатываются у обучаемых, когда они лично участвуют в организации, подготовке и проведении тех или иных мероприятий. Именно поэтому командиры, начальники и преподаватели кафедры общественных наук, отдел воспитательной работы вузов стремятся вовлечь каждого курсанта в общественную работу. Для этого имеются широкие возможности как непосредственно в военно-учебных заведениях, так и в частях гарнизона.

Опытные воспитатели понимают важность того, чтобы общественная деятельность обучаемых была полезной, а также посильной и доступной каждому из них.Здесь учитываются склонности курсантов, их интерес к определенному виду деятельности. Но вместе с тем задачи подготовки выпускников вузов требуют активного участия их в различных областях общественной и воспитательной работе.

Одним из сложных видов общественной деятельности, в процессе которой у обучаемых успешно формируются навыки и умения, является агитационно-пропагандистская работа.

Проведение и организация пропагандистской работы требуют от курсантов высокой общетеоретической и методической подготовки, знания основ ораторского искусства и других качеств. Поэтому привлечение к ней курсантов целесообразно начинать на вторых или даже третьих курсах. При этом полезно, чтобы преподаватели социально-экономических дисциплин периодически присутствовали на занятиях, которые ведут курсанты, проводили с ними разборы, давали советы по дальнейшему совершенствованию пропагандистского мастерства.

В целях равномерного и направленного вовлечения обучаемых в общественную работу, контроля за этим процессом в подразделениях полезно вести учет заданий, поручений, которые курсанты выполняют на протяжении всего периода обучения.

Это позволит преподавателям и командирам анализировать деятельность каждого выпускника вуза по овладению навыками воспитательной работы.

Наряду с рассмотренными выше направлениями успешное развитие у курсантов навыков и умений воспитательной и организационной работы предполагаю:ее проведение на твердо научной основе;конкретную плановостьэтой работы на весь период обуче-

ния на всех инстанциях (учебное отделение, курс, факультет, кафедра);

повседневное руководство со стороны воспитательного отдела вузов деятельностью кафедр, факультетов, курсов, по формированию данных качеств у обучаемых;использование потенциала всех форм учебного процесса и сферывоспитательной и общественной деятельности; ежедневное изучение опыта, поиск новых путей формирования этих качеств;осознание обучаемыми того, что овладение этими навыками - залог успешного выполнения служебных обязанностей офицера и его долга.

В процессе формирования навыков и умений воспитательной работы курсанты руководствуются прежде всего следующими мотивами: самоопределении как офицера, руководителя, и воспитателя, утверждения позиции в воинском коллективе, выраженной характером учебной и воспитательной деятельности.

Процесс формирования навыков и умений воспитательной работы у курсантов высших военно-учебных заведений требует ведение новых тем, четкой организации, стройной системы, включающей в себе учебные занятия, внеаудиторную работу, педагогическую практику, стажировку в войсках.

Военная система дает потенциална каждом курсе использовать разнообразные формы, методы, приемы и средства, способствующее формированию у курсантов потребности в навыках и умениях воспитательной работы, четко представлять командирам, преподавателям учебного заведения свою роль и место в решении этой задачи.

Всесторонность учета специфичности учебной работы делает процесс формирования навыков и умений воспитательной работы динамичным и высоко результативным.

Литература:

1. Бахтин В.К. Формирование у курсантов высших военных политических училищ навыков и умений организации воспитательной работы в подразделении. Дис. ... канд. пед. наук. - М.: 1980;

2. Башков А.В. Проектирование самовоспитания профессионально значимых качеств курсанта вуза МВД России: Дис. ... канд. пед. наук, Барнаул, 2004;

3. Биочинский И.В. Организационно-педагогические основы подготовки офицерских кадров в высших училищах Сухопутных войск: Дисс. ... докт. пед. наук. - Казань,1993;

4. Коробейникова И.Ю. Педагогические условия формирования ответственного отношения к учебно-профессиональной деятельности у курсантов военного вуза: Дис. ... канд. пед. наук, Челябинск, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.