Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
Критерий «социально-правовая активность» выражается совокупностью следующих показателей: умение использовать в практической деятельности разные виды правовых источников; умения анализировать правовые явления и ситуации, а также прогнозировать возможные последствия действий; навыки организации и проведения правовоспитательных мероприятий; участие в мероприятиях по укреплению законности и правопорядка; активное противодействие проявлениям правового нигилизма.
Показатели критериев повышения эффективности правового воспитания свидетельствуют о том, что каждый из компонентов педагогического процесса является диагностируемым объектом, лишь операционально выделенным в целостном процессе правового воспитания курсантов военных вузов. В совокупности компоненты процесса и их показатели характеризуют правовое воспитание как педагогический процесс, который можно и необходимо целенаправленно организовывать, управлять и при этом стремиться к достижению результатов. Об эффективности различных мер воздействия на процесс правового воспитания курсантов военных вузов можно судить по тем изменениям, которые происходят с каждым из составляющих его компонентов.
Наблюдения за практикой правового воспитания в Кемеровском высшем военном командном училище связи, Военной академии связи и Военном институте физической культуры, изучение исследований, посвященных этой проблеме, показали, что результаты правового воспитания курсантов могут быть квалифицированы в рамках трех уровней, которые можно определись как низкий (неудовлетворительный), средний (удовлетворительный) и высокий.
Проведенное исследование показало, что количество курсантов обладающих низким уровнем правовой воспитанности, после проведения эксперимента в контрольных группах практически не уменьшилось, также ненамного увеличилось количество курсантов с высоким уровнем правовой воспитанности. В экспериментальных группах количество курсантов с низким уровнем правовой воспитанности уменьшилось с 193 (54%) курсантов до 5 (1,4%) курсантов и количество курсантов с высоким уровнем правовой воспитанности увеличилось с 44 (12%) курсантов до 150 (41,4%) курсантов.
Таким образом, в процессе проведенного исследования были обоснованы и раскрыты составляющие процесса правового воспитания будущих офицеров. Реализации этих составляющих, способов, средств достижения поставленных целей придают воспитательному процессу технологичность, обеспечивают преемственность целей, содержания, методов, и организационных форм и позволяют влиять на эффективность правовопитательного процесса.
Список литературы
1. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.
2. Аамаскин, О. В., Зюбин, В. Р. Правовое воспитание курсантов. — М., 1990.
3. Ефремов, О. Ю. Педагогика. — СПб.: Питер, 2008.
4. Кочин, А. А. Педагогическая концепция и технология профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в деятельности органов внутренних дел МВД России. — СПб.: Санкт-Петербургский институт 1 ПС МЧС России, 2005.
5. i-ерсесянц, B. C. Правосознание и правовая культура // Общая теория права и государства. — М.:Норма, 2002.
6. Штофф, В. А. Новое в новом: размышления о душе. — М., 1994.
7. Экимов, А. И., Моисеев, А. А. Правосознание, правовая культура и правовой нигилизм // Теория государства и права. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право. 2001.
УДК 355.51
H.H. Исаева*, В.Ю. Колпаков**
Состояние военно-педагогической подготовки в современном вузе внутренних войск МВД России
Статья посвящена анализу состояния военно-педагогической подготовки курсантов в военных институтах внутренних войск МВД России, показаны имеющиеся недостатки в обучении при переходе на подготовку специалистов по Федеральным Государственным образовательным стандартам.
Ключевые слова: военно-педагогическая подготовка, психолого-педагогическая деятельность, курсанты.
* Исаева, Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Россия, 198092, Санкт-Петербург, ул. Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected].
** Колпаков, Виталий Юрьевич начальник кафедры педагогики Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, кандидат педагогических наук, доцент. Россия 198092, Санкт-Петербург, ул. Пилютова, д. 1.
* Isaeva, Natalia Nikolaevna, the candidate of pedagogical sciences, the senior teacher of faculty of pedagogics of the St.-Petersburg military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
** Kolpakov,VitaleyYurievich, the chief of the pedagogic chair of St. Petersburg military institute of the Russian Interior Ministry Forces, candidate of the pedagogic sciences, associate professor.
© Исаева Н.Н, Колпаков В.Ю., 2012
N.N. Isaeva*, V.Y. Kolpakov**. Status of military training in teaching the modern high institute Interior troops Russia. The article analyzes the state of military and educational training of cadets in military institutions, the Interior Ministry of Russia, shows the gaps in training during the transition to training in the federal state educational standards.
Keywords: military-pedagogical training, psycho-educational activities, students.
Анализ подготовки курсантов в современных условиях ограничен сроками функционирования Вооруженных сил Российской Федерации и внутренних войск МВД России и поэтому охватывает промежуток с мая 1993 г. до настоящего времени. Это период существенных политических и социальноэкономических изменений в обществе, наложивших в основном негативный отпечаток на жизнедеятельность силовых структур, военно-учебных заведений. По мнению специалистов в области отечественного образования, высшая, в т.ч. военная, школа еще находится в кризисном состоянии. У вузов множество проблем, нерешенных вопросов. «Но главное, — пишет А.В. Барабанщиков, — человек (курсант, слушатель) с его природными задатками, склонностями, увлечениями, потребностями, характером, особенностями жизненного опыта не стал центром жизни и деятельности военно-учебных заведений. Он утрачивает многие свои важнейшие истинно человеческие качества» [1, с. 2].
Современные военные вузы МВД России в настоящее время переживают состояние реформирования. Его предполагалось осуществить в соответствии с Концепцией развития системы военного образования, некоторые направления которой оказали влияние на военно-педагогическую подготовку курсантов.
Ранее одним из направлений перестройки системы военного образования в стране явилась ликвидация или перепрофилирование системы политических училищ и нахождение способов подготовки офицеров воспитательных структур всех уровней. На сегодняшний день принято решение о подготовке офицеров к психолого-педагогической деятельности в должностях заместителей командиров по работе с личным составом в Санкт-Петербургском военном институте внутренних войск МВД России.
Другим направлением реформирования стало приведение содержания обучения курсантов (слушателей) по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам в соответствие с требованиями к основным образовательным программам на основе Государственных образовательных стандартов. Решение этой задачи потребовало от преподавателей поиска оптимального соотношения обязательного минимума знаний (федеральный компонент) и военно-прикладной направленности обучения (региональный или отраслевой компонент), в т.ч. и в содержании дисциплины «Военная педагогика».
В беседах с преподавателями данного предмета выяснилось, что достижение такого соотношения является для них непростым делом. Причина заключается прежде всего в том, что не все педагоги обладают знаниями на современном уровне требований, а за последние пять лет в вузы внутренних войск не поступало ни одного нового учебника по военной педагогике, других учебных и методических пособий, брошюр психолого-педагогической направленности. В связи с этим преподавателям довольно сложно подобрать и сконструировать учебный материал так, чтобы он отвечал современным требованиям.
Изучение мнений преподавателей педагогики свидетельствует о том, что обязательный минимум содержания данного предмета способствует в основном формированию у обучаемых психологопедагогических взглядов, но он недостаточно ориентирован на обучение педагогической деятельности. Поэтому основная нагрузка по подготовке курсантов к работе с военнослужащими приходится на отраслевой компонент содержания предмета «Военная педагогика».
В рассматриваемой период изменение функционирования вузов и подготовки обучаемых в них к педагогической деятельности осуществлялось еще по одному направлению. Оно связано с тем, что с сентября 1995 г. пришлось готовить будущих офицеров по так называемой переходной программе, что не позволило создать эффективную систему работы по подготовке курсантов к обучению и воспитанию подчиненных.
В интересах исследования современного состояния военно-педагогической подготовки были изучены ее основные элементы.
Во-первых, был проведен сравнительный анализ прежних учебных программ и тематических планов по военной педагогике, а также новых, подготовленных по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Результаты показывают, что в целевой установке и организационно-методических указаниях изучения предмета происходят качественные изменения: появились компетенции. Раньше цель определялась преимущественно для преподавателей, и она заключалась в сообщении знаний курсантам об основных категориях военной психологии и педагогики, закономерностях психолого-педагогического воздействия на личность военнослужащего, формах и методах воспитательной работы с военнослужащими. Целевые установки такого рода можно назвать информационно-просветительскими. В результате изучения дисциплины курсанты должны были знать довольно большой перечень конкретных сведений из области военной и общей педагогики (например, цели военного образования и воспитания, общие принципы дидактики и их реализации в конкретных методиках военного обучения и др.). В то же время перечень того, что курсанты после изучений курса должны были уметь, определялся весьма расплывчато (например, жить и действовать в экстремальных условиях, всемерно уважать честь и достоинство подчиненных и др.).
В настоящее время цель обучения педагогике все больше обращена к обеим сторонам участников познавательного процесса (преподавателям и курсантам); изучение дисциплины направляется
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
на подготовку офицеров-выпускников к осуществлению профессиональной деятельности в сфере обучения, воспитания, психологической подготовки, взаимоотношений с подчиненными и взаимодействия с коллегами по службе. Уже во вводном разделе тематического плана предпринимается попытка определить то, что должны уметь курсанты на основе изучения теоретических аспектов учебного предмета и выработки навыков педагогической деятельности. К основным умениям относятся: проведение занятий по общественно-государственной и боевой подготовке, основных видов воспитательных мероприятий, индивидуальной воспитательной работы, составление психологопедагогических характеристик на военнослужащих и др. Структура курса предполагает изучение следующих разделов: основы военной педагогики, теория обучения военнослужащих (дидактики), теория воспитания военнослужащих, педагогическое мастерство офицера. На семинарах рекомендуется использовать такие интерактивные формы обучения, как дискуссия, «круглый стол», «интеллектуальная разминка», «мозговой штурм». На практических занятиях признано целесообразным осуществлять анализ конкретных ситуаций, проводить организационно-деятельностные игры и индивидуальные практикумы, делить учебную группу на творческие коллективы. Курсантам предлагается готовить краткие сообщения, доклады, рефераты, обзоры педагогической литературы. Все это в совокупности способствует подготовке обучаемых вузов к педагогической деятельности в войсках.
Вместе с тем проведенный анализ тематических планов и программ, изучение мнений преподавателей показали, что в обучении курсантов военной педагогике по-прежнему теоретический компонент преобладает над деятельностным; обучаемые не в полной мере изучают содержание, особенности и другие составляющие педагогической деятельности офицера-выпускника данного вуза; методическая подготовка к проведению занятий по общественно-государственной подготовке недостаточна.
Во-вторых, было исследовано состояние методической подготовки курсантов Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, в частности, на кафедрах военных и общепрофессиональных дисциплин. Исследование показало, что за время подготовки в вузах обучаемые в среднем два-три раза сами проводят учебные занятия. В основном это происходит на зачетах (экзаменах) по методике проведения занятий по строевой и физической подготовке, общевоинским уставам ВС РФ, где курсанты выступают в роли руководителей. На других же видах занятий преподаватели очень редко поручают курсантам подготовку и самостоятельное проведение фрагментов семинаров, групповых и практических занятий. Методическая стажировка курсантов в роли младших командиров, командиров отделений, как правило, не осуществляется в полном объеме. В результате изучения мнений самих преподавателей о причинах недостаточного внимания с их стороны к методической подготовке обучаемых выясняется, что некоторые, особенно молодые преподаватели, не осознают необходимости и значимости данной задачи; другие не умеют сочетать преподавание учебного предмета с обучением курсантов методике передачи знаний, навыков и умений; некоторые преподаватели не хотят обременять себя методической подготовкой курсантов.
В-третьих, было изучено влияние методических кабинетов, учебных классов на военнопедагогическую подготовку обучаемых. Некоторые находятся в состоянии перманентного ремонта или обновления содержания, а то и просто не функционируют. В целом они утратили свое прежнее предназначение, не пополняются литературой, современными техническими средствами обучения. Очевидно, что это не способствует подготовке курсантов (слушателей) к педагогической работе в войсках.
В-четвертых, установлено, что работа военно-научных кружков находится на недостаточно высоком уровне. Анализ итогов работы кружков за последние несколько лет свидетельствует, что к основным причинам спада военно-научной работы относятся: недостаток времени и недостаточный интерес основной части переменного состава к теории и практике обучения и воспитания военнослужащих; увеличение нормативов учебной нагрузки на преподавателей кафедр; недостаточное материальное и моральное стимулирование научно-исследовательской деятельности курсантов и другие.
Наблюдения показывают, что в современных условиях научный интерес к педагогическим проблемам проявляют лишь отдельные курсанты (слушатели), работающие под руководством преподавателей, которые сами трудятся над диссертациями, проводят научные исследования. Ослабление внимания к научно-исследовательской работе обучаемых отрицательно сказывается на закреплении у них учебных знаний, формировании и развитии исследовательских навыков и умений, готовности к эффективному осуществлению педагогической деятельности во внутренних войсках МВД России.
В-пятых, выявлено, что войсковая стажировка курсантов организуется и проводится с различным качеством. Положительно то, что курсантам-стажерам, проходящим стажировку в должности заместителей командиров рот по работе с личным составом даются индивидуальные задания, отчет о выполнении которых они должны представить по окончании стажировки. Преподаватели стремятся к этому же времени приурочить личную стажировку в тех же воинских частях (соединениях). Кроме того, в Санкт-Петербургском военном институте внутренних войск МВД России курсантов-стажеров направляют в те части, в которые они в последующем планируются быть назначенными. По мнению руководителей стажировки, данная практика позволяет обучаемым после прибытия со стажировки более целенаправленно и всесторонне, а главное, психологически готовить себя к практической деятельности в войсках, способствует в последующем быстрой адаптации офицеров-выпускников к условиям службы. Преподаватели, выступающие одновременно стажерами на своих должностях и руководителями войсковой стажировки курсантов, имеют возможность не со стороны, а изнутри, в деле, наблюдать за своими воспитанниками и оказывать им реальную помощь.
Однако подобная организация войсковой стажировки курсантов существует не везде. В связи с некомплектом личного состава во многих воинских частях на одну должность назначают несколько стажеров, что не способствует эффективной войсковой практике курсантов. Войсковая стажировка как важнейший элемент подготовки обучаемых к педагогической деятельности в некоторых вузах стала носить лишь ознакомительный характер, проходить в «укороченном» варианте, без отработки будущими офицерами всего перечня обязательных для стажера педагогических действий. Например, в плане-задании курсантам-стажерам ставится только задача ознакомиться с организацией и методикой проведения занятий по общественно-государственной подготовке, что явно недостаточно для будущей педагогической деятельности выпускников военного института.
Некоторое представление о результатах военно-педагогической подготовки обучаемых дают ответы курсантов-выпускников. Результаты опроса 105 человек представлены в таблице оценки курсантами Санкт-Петербургского и Саратовского военных институтов внутренних войск МВД России своей подготовленности к военно-педагогической деятельности в войсках (в %).
№№ п/п Наименование вопроса или суждения СПб ВИ Саратовский ВИ
1 2 3 4
1. Ваша готовность к осуществлению обучения и воспитания военнослужащих можно считать: очень высокой 9 10,6
высокой 28,4 27,8
удовлетворительной (достаточной) 62 58,3
низкои 3,15 3,6
очень низкой 3,15 2,3
2. Ваши знания по военной педагогике являются: полными, глубокими, достаточными для обучения и воспитания подчиненных 61 57,6
неполными, поверхностными, недостаточными для педагогической деятельности 31,5 26,5
не дающими представления о педагогической деятельности выпускника 5,3 4,3
3. Какие умения у Вас сформированы в большей мере : коммуникативные 44 57,6
организаторские 58 70,2
исследовательские 14,7 17,9
познавательные 19,5 27,1
оценочные 17,9 58,9
прогностические 10,5 19,9
* При ответе на данный вопрос курсанты выбирали по несколько умений, поэтому умма процентов составляет более 100 %.
По результатам опроса курсантов можно видеть, что в обоих военных институтах примерно равное их число (около 60 %) считает свою готовность к осуществлению обучения и воспитания военнослужащих удовлетворительной. В среднем 28 % курсантов отмечают свою высокую готовность. Большинство курсантов (почти 88 %) считают готовность к осуществлению педагогической деятельности в войсках достаточной и даже высокой. Преподаватели этих же вузов столь высокие показатели готовности выпускников объясняют следующими причинами: часть курсантов не представляют в полном объеме содержание педагогической деятельности выпускника военного вуза; в том объеме знаний, с которым респонденты знакомы, они вполне уверены; несколько завышенное мнение о своей готовности свойственно молодым людям. Эти же причины лежат в основе того, что большинство курсантов свои знания считают достаточными для осуществления грамотной педагогической деятельности во внутренних войсках. Однако треть выпускников самокритично заявляют, что их психолого-педагогические знания являются недостаточными для обучения и воспитания подчиненных.
Что касается умений, то в обоих институтах большинство курсантов полагают, что у них в большей мере сформированы организаторские умения, затем — коммуникативные и оценочные. Почти 45 % курсантов ответили, что исследовательские, познавательные и прогностические умения сформированы у них в меньшей мере. Данные факты подтверждают реальное положение дел в вузах, где недостаточное внимание уделяется развитию познавательной деятельности, формированию познавательных, прогностических навыков и умений у обучаемых, слабо используется исследовательский подход.
Тем же курсантам было предложено по четырехбалльной шкале (от 2 до 5) оценить свою готовность к проведению с личным составом; различных видов учебных занятий по боевой и общественно-государственной подготовке, воспитательной работы с использованием коллективных форм; индивидуальной воспитательной деятельности с личным составом; обучения сержантского состава осуществлению учебно-воспитательного процесса в подразделении; психологической подготовки военнослужащих; самосовершенствования в области педагогической деятельности.
Обобщенные результаты показывают, что курсанты довольно высоко оценивают свои способности к проведению учебных занятий по огневой, тактической, военно-технической и физической подготовке, но недостаточно владеют методикой проведения общественно-государственной подготовки с личным составом. Большинство курсантов ответили, что могут заниматься индивидуальной воспитательной работой с личным составом на хорошо и отлично, но им трудно с таким же качеством организовывать коллективные беседы, лекции, собрания, диспуты и т.п.
Таким образом, общие перемены в военно-учебных заведениях в связи с новыми условиями жизнедеятельности Российской Федерации привнесли изменений в военно-педагогическую подготовку курсантов (слушателей). Изучение педагогики стало неотъемлемым компонентом военнопрофессиональной подготовки офицерских кадров на основе требований ФГОСов. В некоторых вузах внутренних войск сохранилось ответственное отношение к войсковой стажировке обучаемых,
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (55) 2012
подготовке их как методистов и исследователей психолого-педагогических проблем войсковой (вузовской) практики. Однако многие элементы ранее отлаженного механизма функционирования военно-педагогической подготовки переменного состава в современных условиях нуждаются в существенном обновлении. Обучаемые зачастую имеют достаточные знания, но не владеют умениями действовать в различных педагогических ситуациях. Военно-педагогическая подготовка обучаемых нуждается в обновлении теоретических основ и технологии осуществления в соответствии с современной педагогической деятельностью офицеров внутренних войск МВД России.
Список литературы
1. Барабанщиков, Л. В. О разработке философии военного образования. - М., 1994. — 210 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования от 17 января 2011 г. — М., 2011. — 80 с.
УДК 374.7 В.А. Корниенко*
Развитие социально-коммуникативных компетенций в процессе обучения должностных лиц таможни
В статье обоснована важная роль социально-коммуникативных компетенций в процессе обучения должностных лиц таможни и определены принципы, этапы, формы, методы их развития.
Ключевые слова: обучение взрослых, социально-коммуникативные компетенции, должностные лица таможни, обучение должностных лиц таможни.
VA. Kornienko*. The development of social and communicative competence in the learning process customs officials. In the article the importance of social and communicative competence in the learning process customs officials and shown to their development.
Keywords: adult education, social-communicative competence, customs officials, training customs officials.
Изменения, происходящие в стране и мире, требуют от руководства, должностных лиц, работников таможенных органов высокого уровня профессиональной компетентности и всех ее составляющих, включая социально-коммуникативные компетенции.
Значимость социально-коммуникативных компетенций обусловлена тем, что должностные лица таможни осуществляют свою профессиональную деятельность на контактной основе, в условиях постоянного межличностного взаимодействия. Всё это обусловливает необходимость проведения целенаправленной учебной работы с этими должностными лицами по формированию у них социальнокоммуникативных умений, коммуникативной культуры как составных элементов ключевых компетенций.
Современная таможенная служба Российской Федерации в 2011 г. отметила свое 20-летие. Государство и общество требуют от Федеральной таможенной службы обеспечения качественно нового уровня международного сотрудничества и взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности в рамках таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Особо следует отметить необходимость освоения в таможенных органах требований стандартов ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества», а также требований современных нормативных правовых актов, в основе которых — Таможенный кодекс Таможенного союза и федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации», внедрение электронного декларирования товаров [11]. На основании принятых в последнее время нормативных актов вносятся изменения в таможенные процедуры и операции, что повлекло за собой необходимость приобретения должностными лицами таможни новых знаний, навыков и умений, как следствие изменившихся качественных профессиональных характеристик кадров таможенных органов.
Проведенный анализ показывает, что в значительной степени обучение должностных лиц таможни происходят непосредственно на рабочих местах — в таможенных органах, под руководством коллег.
Процесс обучения должностных лиц таможни организовывается и проводится согласно приказу ФТС России от 28 ноября 2004 г. № 329 «Об утверждении Порядка организации профессиональной учёбы должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации». Профессиональная учеба — это непрерывный образовательный процесс, организовываемый с целью
* Корниенко, Владимир Алексеевич — сотрудник Центральной оперативной таможни ЦТУ ФТС России. E-mail: [email protected].
* Vladimir Kornienko, member of the Central customs operational CTS FCS of Russia. E-mail: [email protected].
© Корниенко В.В., 2012