Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
УДК 378. 14 Э.Х. Карсанов*
Повышение уровня мотивации курсантов к военно-профессиональной подготовке
В статье анализируется необходимость формирования и развития мотивации курсантов к профессиональной служебной деятельности.
Ключевые слова: мотивация, мотивы деятельности, интерес, мастерство.
E.K. Karsanov*. Raising the level of cadets’ motivation to military-professional training. The
article is concerned with the problem of cadets’ motivation to professional activities. The necessity of formation and development of cadets’ motivation to their professional military activities has been analyzed.
Keywords: motivation, professional activities motives, interest, mastership.
Актуальность проблемы заключается в том, что в последние годы в мотивации выпускников преобладают утилитарные мотивы: стремление обеспечить в будущем хорошую пенсию, личный достаток, достижение выгодного общественного положения. Позитивные мотивы социального плана у выпускников реально существуют, но в результате негативного воздействия социально-экономических факторов побуждающая сила их влияния на личность ослаблена.
Теоретический анализ исследуемой проблемы, данные опытно-экспериментальной работы и опыт военно-профессиональной подготовки курсантов в военных вузах свидетельствуют, что повышению военнопрофессиональной подготовки курсантов во многом способствует формирование мотивации к ней.
Под мотивацией в военно-педагогической литературе понимается совокупность стойких мотивов, устойчиво определяющих содержание и характер деятельности личности воина. Исходя из вышеизложенного, под мотивом понимаются активные внутренние силы, побуждающие курсантов ставить цели по овладению содержанием военно-профессиональной подготовки и проявлять настойчивость по их достижению.
В проводимом исследовании ставилась задача по выявлению механизма формирования и развития мотивов в учебной деятельности курсантов. Учитывая научные взгляды В.В. Богуславского, можно утверждать, что механизмы содержания, формирования и развития мотивации заключаются в следующем.
Прежде всего—это усвоение смыслового содержания мотивов. Курсантам в готовом виде предъявляются значимые установки, интересы, идеалы, которые, выступая в виде побуждений через внутреннюю сознательноволевую работу личности, в определенных условиях превращаются во внутренне принятые.
Весьма важную роль играет избирательная актуализация побуждений. Проводимые с курсантами мероприятия актуализируют необходимые социально-ценностные побуждения, которые при систематической активизации упрочняются и трансформируются в устойчивые мотивы деятельности. Важно целенаправленно и своевременно стимулировать действия курсантов, соответствующе этим побуждениям.
Следует выделить еще одно слагаемое в механизме развития мотивов — «опредмечивание», конкретизацию потребностей. Все большее осознание и принятие курсантами актуализируемых побуждений проводит к возникновению потребностных состояний, вызывающих поисковую активность личности. Проявление такой активности детерминирует постановку целей деятельности, что и свидетельствует о трансформации потребности в мотив.
Мотивам военно-профессиональной подготовки свойственна определенная совокупность содержательных и динамических характеристик. Содержательные характеристики преимущественно связаны с внутренними особенностями учебной деятельности. Динамические характеристики не связаны с ними прямо, а в большой мере зависят от личностных особенностей обучаемых. Развитие мотивации курсантов к военно-профессиональной подготовке правомерно рассматривать как изменение ее содержательных и динамических характеристик в процессе становления, упрочнения, стабилизации побуждений и дальнейшего качественного их совершенствования.
Развитие мотивации приводит к той или иной степени ее сформированности у курсантов на различных этапах военно-профессиональной подготовки. В соответствии с этим формирование мотивации рассматривается как целенаправленная деятельность руководящего и профессорско-преподавательского составов военного вуза по оказанию систематических воздействий на побуждения обучаемых с целью придания им позитивной направленности и обеспечения их развития под влиянием формирующих факторов. Формирование и развитие мотивации является взаимосвязанным и непрерывным процессом.
* Карсанов, Эдуард Хаджимуссаевич, командир курсантского батальона Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-70-62.
* Karsanov, Edward Khadzhimussayevich, a cadet’s battalion commander of the St.-Petersburg military institute for the Internal Troops of the RF Ministry of the Interior. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1. Ph. 744-70-62.
Статья поступила в редакцию 10 июня 2010 года.
Знание механизма формирования мотивации позволило в ходе исследования организовать целенаправленную работу по развитию мотивации курсантов к военно-профессиональной подготовке. Работа заключалась в осуществлении комплекса мер педагогического воздействия, направленных на сознание, чувства и волю курсантов, и имела целью актуализировать именно те побуждения и мотивы, которые обеспечили активную работу курсантов по военно-профессиональной подготовке и овладению элементами профессионального мастерства.
В основу работы была положена идея механизма формирования мотивации, т.е. осознание курсантом личной значимости военно-профессиональной подготовки. Исследование показало, что наиболее эффективными педагогическими условиями развития мотивации являются:
— показ важности военно-профессиональной подготовки курсантов при овладении содержанием профессиональной деятельности;
— активизация познавательной деятельности курсантов в ходе военно-профессиональной подготовки;
— улучшение организации и содержательности войсковой стажировки;
— воспитание у курсантов убежденности в социальной значимости офицерской службы.
Показ важности военно-профессиональной подготовки курсантов при овладении содержанием
профессиональной деятельности предполагает осознание курсантами определенной зависимости между успешной военно-профессиональной подготовкой в военном вузе и эффективной практической деятельностью в войсках в современных непростых условиях службы.
Наиболее эффективными способами показа важности военно-профессиональной подготовки являются следующие:
— во-первых, демонстрация применения содержания изучаемых дисциплин (знаний, навыков и умений) в практической деятельности будущего офицера;
— во-вторых, использование практических примеров, показывающих важное значение военнопрофессиональной подготовки в успешной (или неуспешной) деятельности офицера, а также личного опыта преподавателя (офицера подразделения) и т.д.
Данные способы, актуализируют потребность курсантов в овладении военнопрофессиональными знаниями, навыками и умениями, активизируют внутреннюю сознательноволевую работу личности и тем самым способствуют изменению потребности в постоянный интерес, побуждающий курсантов быть разносторонне подготовленным офицером, что, несомненно, оказывает влияние на карьерный рост и повышение материального достатка.
Анализ экспериментальных данных показал, что желание быть разносторонне образованным офицером является самым сильным мотивом, побуждающим курсантов к формированию профессиональной подготовленности. Это подтвердили также и результаты опроса, в ходе которого 33% курсантов экспериментальных групп данный мотив поставили на первое место среди всех остальных мотивов.
В ходе исследования было выявлено, что в военных вузах внутренних войск МВД работа по разъяснению важности военно-профессиональной подготовки курсантов осуществляется внепланово и на низком организационном и методическом уровнях, участвует в ней не весь профессорско-преподавательский состав, следовательно, мотивация курсантов к военно-профессиональной подготовке остается низкой. В нашем исследовании ставилась цель: выявление факторов, наличие которых помогает курсантам быстрее понять роль и значимость военно-профессиональной подготовки.
Результаты исследования позволили сделать вывод, что основными факторами, способствующими осознанию курсантами важности военно-профессиональной подготовки будущей деятельности офицера, являются следующие.
1. Компетентность в работе руководящего и профессорско-преподавательского составов военных вузов по разъяснению курсантам важности военно-профессиональной подготовки для будущей практической деятельности. Каждая учебная дисциплина своим содержанием, методами и средствами способна не только вооружить курсантов знаниями о характере будущей деятельности офицера, но и сформировать командно-методические и профессионально-деятельностные навыки.
2. Постоянная и целенаправленная работа по разъяснению курсантам значимости военнопрофессиональных знаний, навыков и умений в решении военно-профессиональных задач. Регулярный показ важности вузовской военно-профессиональной подготовки в решении практических задач, с одной стороны, способствует более глубокому изучению учебного материала, а с другой, поскольку идет обдумывание его применения в практической деятельности, повышает профессиональную мотивацию курсантов.
3. Соответствие обучения в военном вузе задачам и содержанию практической деятельности офицера в частях и подразделениях войск, чтобы демонстрируемые факты и примеры отражали реальную практическую военно-профессиональную деятельность со всеми ее трудностями и противоречиями. Их знание и понимание усиливает мотивацию курсантов к более качественной профессиональной подготовке, способствующей успешному преодолению и разрешению трудностей и противоречий в реальной служебной действительности.
Наше исследование показало, что демонстрация значимости военно-профессиональной подготовки курсантов в овладении содержанием профессиональной деятельности способствовала изменению характера и содержания мотивации.
В результате проведения мероприятий по плану программы исследования устойчивая мотивация к овладению военно-профессиональными знаниями была развита у 40% курсантов в экспериментальных группах, а в контрольных группах данный уровень мотивации достигнут 21% курсантов.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (48) 2010
Необходимо повышать и познавательную мотивацию, т.к. процесс формирования профессиональной подготовленности курсантов полимотивирован. В наибольшей степени этому способствовала активизация познавательной деятельности курсантов, в ходе которой у них возникали и развивались такие познавательные мотивы, как интерес к решению разнообразных военно-профессиональных задач, желание проверить уровень своего мышления, стремление к его саморазвитию и др.
Целенаправленный анализ содержания, организации и методики проведения различных видов учебных занятий по различным дисциплинам, беседы, проведенные со всеми категориями участников эксперимента, позволили установить, что на познавательную мотивацию курсантов оказывали влияние индивидуальные особенности их мышления, коллективные настроения, атмосфера творческой обстановки на занятиях, уровень культуры поведения преподавателя и др. Экспериментальные данные позволили подтвердить, что активность познавательной деятельности зависит от следующих факторов.
1. Сочетание коллективных и индивидуальных форм учебной деятельности курсантов. Влияние этого фактора обусловлено индивидуальными особенностями мышления курсантов. Эффективной формой учета данного фактора являлось сочетание индивидуального и коллективного решения курсантами военнопрофессиональных задач. В ходе исследования большинство профессорско-преподавательского состава активно использовало данную форму проведения занятий, проявляя при этом инициативу и творчество.
2. Создание творческой обстановки на занятиях. Приемы активизации познавательной деятельности курсантов лишь тогда достигали целей, когда курсанты не боялись высказать собственное мнение, в дискуссии не увлекались чрезмерной критикой друг друга. Поддерживая обстановку творческой дискуссии, профессорско-преподавательский состав координировал и направлял творческие усилия курсантов на поиск новых идей и решений. Элементы творческой дискуссии применялись на всех видах учебных занятий. При этом важно было, чтобы этот процесс контролировался и управлялся преподавателем.
3. Одновременно с созданием творческой обстановки необходимо поддерживать в курсантской группе положительный эмоциональный фон, (удовольствие, удовлетворение и т.п.) обеспечивать индивидуальный и коллективный комфорт, создавать благоприятную возможность для проявления познавательной активности курсантов. Тесная доброжелательная эмоциональная связь преподавателя с курсантами, сопереживание совместно достигнутого в интеллектуальном труде успеха активизировало познавательные чувства курсантов: любопытство, любознательность и т.п. Систематизация и актуализация чувств приводила к их трансформации в устойчивые познавательные мотивы, побуждению курсантов к овладению профессиональными знаниями, навыками и умениями.
Средствами эмоционального воздействия на курсантов являлись личная увлеченность профессорско-преподавательского состава, новизна изучаемого материала, педагогический юмор и своевременные шутки, остроумные замечания и др.
4. Важным фактором возникновения и развития познавательных мотивов в ходе занятий являлись своевременные поощрения любых инициативных или творческих проявлений курсантов. Как показал опыт группового решения задач, необходимо поощрять любые варианты решения военнопрофессиональной задачи, даже неправильные. Поощрялся не сам вариант (особенно неправильный), а активность курсанта, пытающегося решить задачу. Это стимул повышения интереса к задаче, актуализирующий интеллектуальные чувства, которые побуждали курсантов к поиску новых вариантов ее решения. Наиболее доступными приемами поощрения познавательной активности курсантов являлись одобрение, похвала, доверие и др. Иногда эффективными были и приемы наказания: огорчение, упрек и др.
Как показало исследование, активизация познавательной деятельности курсантов позволяла одновременно решать две важнейшие задачи:
— во-первых, повышать познавательную мотивацию курсантов к овладению профессиональным мышлением;
— во-вторых, обеспечить глубокое усвоение знаний и развитие профессиональных навыков и умений, необходимых для успешного решения военно-профессиональных задач.
Применение соответствующих приемов позволило курсантам гораздо быстрее развивать профессиональные способности, если в программе их развития как личностей предусматривались мероприятия, способствующие этому процессу. Анализ развития этой стороны профессиограммы личности в экспериментальных и контрольных группах свидетельствовал о том, что к окончанию эксперимента в экспериментальных группах у 30% курсантов были определены высокие профессиональные способности, а в контрольных группах у 15%.
Большие возможности для формирования положительной мотивации курсантов к военнопрофессиональной подготовке выявились в ходе войсковой стажировки. Анализ работы показал, что эффективность проведения войсковой стажировки обусловливалась заинтересованным участием в ее организации и проведении как военных вузов, так и воинских частей. Интерес и педагогические результаты стажировка имела только тогда, когда в планировании, организации и проведении учитывались прежде всего профессиональные аспекты.
Данное обстоятельство достигалось следующими требованиями:
— в военных вузах: заблаговременным доведением до командования воинских частей количества прибывающих курсантов и программ их стажировки; назначением руководителями стажировки опытных преподавателей и проведением с ними учебно-методических сборов; проведением занятий с курсантами по изучению руководящих документов, ознакомлением с программами стажировки и
планом ее проведения; совместным обсуждением и определением преподавателями ведущих кафедр круга практических задач (в т.ч. и военно-педагогических), обязательных для выполнения курсантами в ходе стажировки; оказанием помощи курсантам в составлении индивидуальных планов-заданий на период стажировки и организацией подготовки к их выполнению;
- в воинских частях: определением лучших подразделений для стажировки курсантов и назначением наставниками наиболее опытных, педагогически подготовленных офицеров; организацией практической деятельности курсантов в соответствии с программой и планом стажировки, оказанием помощи в ее проведении; ознакомлением курсантов с передовым опытом работы офицеров; созданием нормальных бытовых условий для жизни и деятельности курсантов;
- руководителей стажировки и наставников курсантов (командиров подразделений): уточнением программы и плана стажировки каждому курсанту и определением условий для их выполнения; совместным анализом результатов практической деятельности стажеров и оказанием им необходимой помощи; координацией всех мероприятий, проводимых командованием частей и руководителями стажировки; совместным подведением итогов стажировки и подготовкой отзывов на курсантов.
Выполнение этих требований способствовало улучшению организации проведения войсковой стажировки, положительно влияло на развитие мотивации военно-профессиональной подготовки курсантов. Однако в ходе исследования были выявлены факты и отрицательного влияния стажировки на мотивацию курсантов — такие, как:
- отсутствие плановости и организованности;
- распределение курсантов не в лучшие подразделения и не к лучшим командирам;
- недостаточное внимание к курсантам со стороны командиров подразделений;
- эпизодическое общение командиров подразделений с курсантами и др.
Анализ фактического материала позволил сделать вывод о том, что совершенствование планирования, организации и проведения войсковой стажировки, внимание к ее педагогическому обеспечению способствуют формированию у курсантов важных военно-профессиональных качеств. Необходимо, чтобы свои первые шаги в самостоятельной военно-профессиональной деятельности курсанты делали под руководством опытных наставников, которые личным примером показывали необходимость работы с людьми в деле военно-профессиональной подготовки.
Полученные данные позволили выделить основные показатели мотивации, соответствующие условиям ее формирования: осознание важности педагогической подготовки курсантов к военнопрофессиональной деятельности; высокая познавательная активность курсантов в ходе психологопедагогической подготовки; личная подготовленность к войсковой стажировке; убежденность в социальной значимости офицерской службы.
Замеры уровней мотивации осуществлялись по каждому курсанту экспериментальных и контрольных групп в ходе всего периода эксперимента. Эффективность исследовательской работы определялась путем сопоставления и последующего анализа уровней сформированности мотивации и уровней профессиональной подготовленности. Выявлено, что более высокие уровни сформированности мотивации в экспериментальных группах соответствовали высоким уровням профессиональной подготовленности. Это свидетельствовало о правильности мнения о влиянии мотивации у курсантов на военно-профессиональную подготовку.
Уровень сформированности мотивации у курсантов экспериментальных и контрольных групп к военно-профессиональной подготовке
№ Замера ГРУППЫ Количество курсантов с разным уровнем сформированности мотивации к военнопрофессиональной подготовке (в %)
высокий средний низкий
I Экспериментальные 20,8 66,9 11,3
Контрольные 21,1 67,7 10,2
II Экспериментальные 36,8 61,0 2,2
Контрольные 28,2 66,3 5,5
III Экспериментальные 44,5 55,2 0,8
Контрольные 33,0 62,5 4,5
Полученные данные свидетельствуют, что в экспериментальных группах, где проводилась целенаправленная работа по развитию мотивации к активной военно-профессиональной подготовке, результаты оказались выше, чем в контрольных группах. На заключительном этапе процент курсантов в экспериментальных группах с высоким уровнем мотивации равен 44,5%, а в контрольных группах 33% (см. табл.).
На развитие мотивации курсантов к военно-профессиональной подготовке оказывали влияние внешние и внутренние факторы.
Основными внешними факторами, как показало исследование, были: четкое руководство образовательным процессом и военно-профессиональной подготовкой, включающее планирование,
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (48) 2010
организацию, администрирование, систематический спрос за результаты личной профессиональной подготовки, стимулирование военно-профессиональной подготовки курсантов, положительные примеры профессиональной деятельности руководящего и профессорско-преподавательского составов и т.п.
К наиболее значимым внутренним мотивационным факторам относились следующие:
— стремление к овладению профессиональными знаниями;
— удовлетворенность выбранной профессией;
— стремление к военно-профессиональной деятельности;
— понимание значимости военно-профессиональной подготовки для будущей служебной деятельности;
— объективность самооценки уровня сформированности профессиональных знаний, навыков, умений и личностных качеств и др.
Это основные условия, средства и способы развития мотивации курсантов к военнопрофессиональной подготовке. Они реализовывались в ходе учебных занятий, служебных и воспитательных мероприятий с курсантами.
Таким образом, развитие мотивации курсантов к военно-профессиональной подготовке, является одним из путей совершенствования процесса военно-профессиональной подготовки.
Список литературы
1. Богуславский, В. В. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности курсантов военных училищ МВД СССР. — М.: ВПА, 1988.
2. Муцынов, С. С. Педагогический юмор — дело нешуточное. — М.: ВПА, 1992.
Literature
1. Boguslavsky, V. V. Development and Formation of Cadets’ Study motivation at Higher Military Schools of the USSR Ministry of the Interior. — Moscow, 1988.
2. Mutsynov, S. S. Pedagogical Humor — It’s not a Joke. — Moscow, 1992.
УДК 796.0 А.Ф. Кузнецов*
Применение метода учебных проектов для формирования физической культуры личности у курсантов образовательных учреждений МВД России
В статье рассматриваются перспективы применения метода учебных проектов для формирования физической культуры личности у курсантов образовательных учреждений МВД России, представляются результаты экспериментальной проверки его эффективности.
Ключевые слова: учебный проект, физическая культура, курсанты образовательных учреждений МВД России.
A.F. Kuznetsov*. Application of the educational projects methods for the development of personal physical culture of cadets of educational institutions of the ministry of internal affairs of Russia. The article considers the prospects of applying the method of educational projects for the development of personal physical culture of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia and presents the results of the experimental check of its efficiency.
Keywords: an educational project, physical training, cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
* Кузнецов, Анатолий Федорович, заместитель начальника кафедры, Омская академия МВД России, кандидат педагогических наук, доцент, полковник милиции. Адрес: Россия, 644092, г. Омск, пр. Комарова, 7. Тел.: (3812) 75-01-80 (доб.4-34). Мб.: 8-913-966-31-58. E-mail: [email protected]
* Kuznetsov, Anatoly Fedorovich, the deputy chief of department, Federal public Educational Institution of Higher Vocational Education “The Omsk Akademy of the Ministry of the Internal Affairs of the Russian Federation”, Candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, colonel of militia. Address: Russia, 644092, Omsk, Komarova, 7. Ph.: (3812) 75-01-80 (4-34). E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26 июня 2010 года.