Научная статья на тему 'Теоретическое обоснование педагогических условий повышения эффективности формирования миссионной направленности воспитанников СВУ'

Теоретическое обоснование педагогических условий повышения эффективности формирования миссионной направленности воспитанников СВУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / МИССИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ СУВОРОВЦЕВ / МИССИЯ ВЕННОГО / МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / ЛИЧНОСТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / MOTIVE (INCENTIVE) / (LEARNER’S) PERSONAL REFLECTION / IDENTITY OF A PERSON / MISSION DIMENSION IDENTITY OF CADETS / A MILITARY MAN MISSION / MOTIVATION / REFLECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Затонацкий Ю. А.

В статье приведено теоретическое обоснование педагогических условий повышения эффективности формирования миссионной направленности личности суворовцев в образовательном процессе СВУ. Даны определения основополагающих понятий и показана связь между содержательным наполнением основных дефиниций и выбором педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASICS OF PEDAGOGICAL CONDITIONS OF IMPROVING EFFICIENCY FOR BUILDING MISSION DIMENSION IDENTITY OF SUVOROV MILITARY COLLEGE CADETS

In the article theoretical basics of pedagogical conditions of improving efficiency for building mission dimension identity of Suvorov Military School students are considered. Basic concepts are given and basic definitions meaning and pedagogical conditions choice connection is presented.

Текст научной работы на тему «Теоретическое обоснование педагогических условий повышения эффективности формирования миссионной направленности воспитанников СВУ»

дение в человекознание. Учеб. пос. - СПб.: СПбУ, 2001, с. 244. этап), Воронеж 2009 г., Сайт МВД РФ http://www.mvd.ru.

7. Занина Т.М. Отчет о научно-исследовательской работе по 8. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984, с.149.

теме: «Разработка комплекса мер по формированию высококвали- 9. Полубабкина Н.И. Самореализация личности (социально-

фицированного кадрового состава правоохранительной службы» (1 философский аспект): Дис. канд. филос. наук. М., 1995.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МИССИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВОСПИТАННИКОВ СВУ

Затонацкий Ю.А., директор Екатеринбургского суворовского военного училища

В статье приведено теоретическое обоснование педагогических условий повышения эффективности формирования миссионной направленности личности суворовцев в образовательном процессе СВУ. Даны определения основополагающих понятий и показана связь между содержательным наполнением основных дефиниций и выбором педагогических условий.

Ключевые слова: направленность личности, миссионная направленность личности суворовцев, миссия венного, мотив, мотивация, рефлексия, личностная рефлексия.

THEORETICAL BASICS OF PEDAGOGICAL CONDITIONS OF IMPROVING EFFICIENCY FOR BUILDING MISSION DIMENSION IDENTITY OF SUVOROV MILITARY COLLEGE CADETS

Zatonackiy Y., The director, Yekaterinburg Suvorov military college

In the article theoretical basics ofpedagogical conditions of improving efficiency for building mission dimension identity of Suvorov Military School students are considered. Basic concepts are given and basic definitions meaning and pedagogical conditions choice connection is presented.

Keywords: Identity of a person, mission dimension identity of cadets, a military man mission, motive (incentive), motivation, reflection, (learner’s) personal reflection.

Процесс исследования проблемы формирования миссионной направленности личности суворовцев привел нас к необходимости выявления и теоретического обоснования педагогических условий, которые как каждое в отдельности влияло бы на повышение эффективности обозначенного процесса, так и в комплексе позволяли получить наиболее оптимальный результат.

При выявлении данных условий, мы отталкивались от основополагающей категории исследования - миссионная направленность личности суворовца (будущего офицера), которая, с нашей точки зрения, включает в себя а) направленность воспитанника СВУ на военно-профессиональную деятельность, сопряженную сознанием миссии военного; б) эмоционально-положительное отношение суворовца к дальнейшей военно-профессиональной деятельности; в) целевую нравственную установку на выполнение миссии военно-го.Миссионная направленность личности суворовца выражается в присвоении воспитанником личностно-значимых качеств будущих офицеров, необходимых для выполнения миссии военного и в стремлении к их развитию и реализуется в поступках и линии поведения, свойственного российскому офицерству в рамках выполняемой ими миссии военного.

При этом мы понимаем, что направленность личностипредстав-ляет собой совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности; характеризуется ее (личности) интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, установками, в которых выражается мировоззрение человека.

Таким образом, на основании вышеизложенного, мы гипотетически предположили, что повышение эффективности процесса формирования миссионной направленности суворовцев должно обуславливаться развитием у воспитанников суворовского военного училища мотивации к овладению военно-профессиональной де-ятельностью.Развитие же мотивации к овладению военно-профессиональной деятельностью возможно на основе присвоения суворовцами исторически сложившихся ценностей российского офи-церстватаких, как честь, долг, гуманизм, коллективизм, верность присяге, патриотизм, нравственная свобода.

Помимо этого, миссия военного была определена нами как духовно-нравственное образование, отражающее социальное мировоззрение офицера как совокупность установок, идеалов, убеждений, определяющих способы военно-профессиональной деятельности и общения, принципы военно-профессионального бытия. На основании данной трактовки, мы гипотетически предположили, что для повышения эффективности процесса формирования миссион-

ной направленности у воспитанников СВУ необходимо развивать личностную рефлексию с целью оптимизации присвоения ими профессионально-значимых качеств будущих офицеров, таких как ответственность, справедливость, совестливость, честность, независимость, эмоциональная устойчивость, толерантность, контактность.

И, наконец, формирование у воспитанников суворовского военного училища мотивации к овладению военно-профессиональной деятельностью, а также развитие личностной рефлексии с целью оптимизации присвоения ими профессионально-значимых качеств будущих офицеров, с нашей точки зрения, следует осуществлять на фоне инновационного изменения системы воспитательной работы в СВУ.

Таким образом, нами были выявлены три педагогических условия, которые гипотетически влияют на повышение эффективности процесса формирования миссионной направленности суворовцев в образовательном процессе СВУ: 1) развитие у воспитанников суворовского военного училища мотивации к овладению военнопрофессиональной деятельностью на основе присвоения суворовцами исторически сложившихся ценностей российского офицерства; 2) развитие у суворовцев личностной рефлексии с целью оптимизации присвоения ими профессионально-значимых качеств будущих офицеров; 3) инновационное изменение системы воспитательной работы в суворовском военном училище.

Рассмотрим первое условие. Не вдаваясь в подробный анализ понятия «мотив», отметим лишь то, что в своем исследовании мы опираемся на концепцию, предложенную Е.П. Ильиным (1), в которой определено,что мотив правомерно рассматривать как сложное интегральное (системное) психологическое образование, включающее в себя потребность, намерение, побуждение, свойство личности. С нашей точки зрения, мотив представляет собой то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.

Изучая развитие мотивационной сферы, А. Маслоу(12, 13) ставит в зависимость от развития потребностей личности саму иерархию мотивов и выделяет несколько групп потребностей и соответствующих им мотивов. Исходя из теории А. Маслу, можно предположить, что после актуализации потребностного блока посредством сознания личности возникает «внутренний фильтр», либо возвращающий человека на первую стадию формирования мотива (происходит замещении или уточнение потребности), либо «пропуска-

ющий» - происходит определённая деятельность, достигается конкретная цель - это и есть «целевой блок». Поэтому можно заключить, что весь процесс - формирование потребности, осознание и принятие данной потребности и возможности её удовлетворения, а также совершения конкретного поступка либо деятельности -имеет в своей сущности некое течение - динамику.Из чего следует, чтодинамический процесс формирования мотива (как основания поступка) - это и есть мотивация. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Личность выступает как ядро широко понимаемой мотивации (3).

Психологические факторы (образования), участвующие в конкретном мотивационном процессе и обусловливающие принятие человеком решения, называются мотиваторами(мотивационными детерминантами) - они при объяснении основания действия и поступка становятся аргументами принятого решения. Можно выделить следующие группы мотиваторов: а) нравственный контроль (наличие нравственных принципов); б) предпочтения (интересы,с-клонности); в) внешняя ситуация; г) собственные возможности (знания, умения, качества); д) собственное состояние в данный момент; е) условия достижения цели (затраты усилий и времени); ж) последствия своего действия, поступка (1).

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что нельзя извне в процессе воспитания формировать мотивы, можно только способствовать этому процессу (а, следовательно, и развитию мотивации) через формированиемотиваторов.Нам же надлежит констатировать тот факт, что в рамках проводимого исследования, при реализации первого педагогического условия, основной задачей педагогов и офицеров воспитателей обозначается необходимость сформировать у воспитанников группу мотиваторов, способствующих появлению в личностных структурах воспитанников СВУ устойчиво доминирующих мотивов, определяющих мотивацию к овладению военно-профессиональной деятельностью

К ведущим внутренним условиямразвития мотивации личности (в нашем случае - развитие мотивации воспитанников СВУ к овладению военно-профессиональной деятельностью) следует отнести: а) наличие потребности в конкретной деятельности (в нашем случае - военно-профессиональной), связанной с целевыми установками личности;б) осмысление и принятие общественных целей деятельности; в) наличие установки на конкретный вид деятельности (в нашем случае - военно-профессиональную);г) цен-ностнаясоорентированность в конкретном виде деятельности (в нашем случае - соориентированность в исторически сложившихся ценностях российского офицерства); д) сформированность идеала конкретной деятельности (в нашем случае - образ российского офицера); е) наличие интереса к соответствующим знаниям, умениям и навыкам (в нашем случае - элементы образовательного процесса СВУ).

Рассмотрим второе условие.Как особая проблема рефлексия стала предметом обсуждения ещё в древнегреческой философии и является им по нынешний день.В контексте нашего исследования рассмотрим подробнее личностную рефлексию.

Личностный аспект рефлексии ориентирует понимание рефлексии как процесса переосмысления, как механизма не только дифференциации в каждом развитом и уникальном человеческом «я» его различных подструктур (типа «я» - физическое тело», «я» - социальное существо», «я» - субъект творчества и др.), но и интеграции «я» в неповторимую целостность (4).

Попадая в ситуацию неопределенности, человек склонен регрессировать на предыдущие этапы своего развития, и здесь происходит понимание того, что средствами прошлого опыта такая ситуация не разрешается, необходимо продуцировать новые средства работы с ней (5). Так же возникает риск быть непонятыми другими людьми при совместном поиске новых решений (6), отсюда комплекс неуверенности в себе и страх перед самореализацией. Здесь и задействуется личностный аспект рефлексии так, как появляется необходимость преодоления личностных конфликтов, неминуемо возникающих из-за невозможности непосредственного разрешения задачи и требующих (конфликтов) для своего снятия активной са-моперестройки личности (7).

При этом выделяются различные личностные аспекты мышления: ценностный, мотивационный, эмоциональный, волевой и др., а продуктивному решению проблемы сопутствует: а) самостоятельность (не используются известные алгоритмы или предложенные

методы); б) инсайтность (внезапность и неожиданность момента открытия принципа решения); в) конфликтность (ощущение напряженности поиска, граничащей с переживанием невозможности или неспособности разрешить проблемную ситуацию) и т.д.

Причем главным, объективно необходимым условием, при котором мыслительный процесс приобретает свойство продуктивности, является проблемность задачи, решаемой человеком. Сущность такой задачи в том, что в процессе ее решения обнаруживается противоречие между ресурсами накопленного опыта и уникальностью условий и требований ситуации задачи. Самостоятельное преодоление испытуемыми этого противоречия и становится в итоге искомым решением, причем к нему сложно прийти без самоорганизации, источником которой является познавательная активность личности как целостного саморазвивающегося «Я». В этом суть личностного аспекта рефлексии. Таким образом, переосмысление как способ активного осуществления «Я» в проблемно-конфликтной ситуации определяет самоизменение и саморазвитие субъекта, что вполне оправдывает трактовку переосмысления как личностной рефлексии. То есть, личностная рефлексия исследует собственные поступки субъекта, образы собственного Я как индивидуальности.

В контексте нашего исследования личностная рефлексия представляет собой процесс самопознания суворовцем своей деятельности и ее отдельных актов, своих внутренних психических состояний и процессов. В качестве сферы приложения механизмов личностной рефлексии суворовцеввыступают мышление, деятельность и самосознание. Тип рассматриваемой в исследовании рефлексии - интеллектуальная и личностная; вид рефлексии - ситуационная, перспективная. Функции исследуемой рефлексии: осознание, контролирование, регулирование, моделирование, прогнозирование, принятие решения. В процессе личностной рефлексии обеспечивается самопознание, саморазвитие и саморегуляция личности, что позволяет ей постоянно самосовершенствоваться (в том числе и профессионально). Она помогает вырабатываться важным:

- общечеловеческим качествам: самокритичности, самоприня-тию, восприимчивости к другой личности или другому мнению, способности увидеть себя в сложном зеркальном отражении разных мнений, что позволяет строить поведение, адекватное ситуации и направленности самой личности;

- профессиональным качествам: ответственность, справедливость, совестливость, честность, независимость, эмоциональная устойчивость, толерантность, контактность, что способствует формированию миссионной направленности личности будущего офицера.

Обоснуем в контексте решения исследуемой проблемы необходимость внедрения в образовательный процесс СВУ третьего педагогического условия - инновационного изменения системы воспитательной работы.

Программа перехода Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к единой системе воинского воспитания (утв. Президентом РФ 22 августа 2002 г.)оп-ределяет следующие условия перехода к единой системе воинского воспитания: признание воинского воспитания ответственной задачей военного строительства; комплексный подход к постановке и организации выполнения задач воинского воспитания; организация всестороннего обеспечения воспитательного процесса; органичное соединение в единое целое всех направлений воспитательной работы. Таким образом, новые исторические условия выдвинули новые проблемы, важность и острота которых стали очевидными в воспитательной работе. Среди основных можно отметить следующие:

1. Снижение общего уровня образованности и воспитанности подростков. Как показывают результаты наших исследований, поколение подростков в последнее десятилетие по основным показателям социального положения и физического развития заметно уступает предыдущим. Оно менее физически развито, всё более безнравственно и криминально.

2. Радикальное изменение ценностных ориентаций подростков. Подростки в значительной мере выведены за рамки исторических и национальных ценностей - они оказались податливыми к западной массовой культуре; на них преднамеренно обращён шквал низкопробной продукции. На историческую арену выходит новый тип личности - циничный и агрессивный.

3. Безыдейность нового поколения. Большинство подростков безыдейны, а значит, равнодушны и даже враждебны к традициям

российского патриотизма. Продукт предшествующей эпохи - советский человек всё более уходит на задний план.

4. Негативное отношение к общественно-полезной деятельности. Новые формы труда и оплаты, изменившееся отношение к собственности вызывают у подростков желание получить как можно больше, не используя никакого труда. Отсюда вытекает следующая проблема

5. Безнравственное и асоциальное поведение. Тяжёлые социальные условия толкают подростков на преступления. Криминализация молодёжной среды, наркомания, алкоголизм дестабилизируют общество. Таким образом, функция воспитания в сфере образования становится сегодня важнее функции обучения.

Всё это, безусловно, ставит вопрос о необходимости изменения самих принципов воспитательной работы с учащимися в суворовских военных училищах. Помимо этого, в реалиях современного СВУ существует основное противоречие между направленностью педагогического процесса на обучение и педагогическое воздействие, как главной детерминанты реализации государственных стандартов в удовлетворении запросов государства, и необходимостью переориентации образовательной системы на удовлетворение потребностей личности в свободном и ответственном самоопределении, саморазвитии и самореализации, как главной ценности гражданского общества.Вышеизложенное привело к необходимости разработки новой концепции воспитательной системы училища, мак-

симально способствующей формированию миссионной направленности личности суворовцев.

Вышеизложенные размышления и привели нас к выявлению обозначенного комплекса педагогических условий повышения эффективности формированиямиссионной направленности личности суворовцев в образовательном процессе СВУ

Литература:

1. Ильин Е.П. «Мотивация и мотивы». - СПб.: «Питер», 2002

- 507с.

2. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности// Вопросы психологии. - 1987. - № 5.- С.- 129-139.

3. Маслоу А. Мотивация и личность.- СПб.: Евразия, 1994.478 с.

4. Степанов С. Ю., Семёнов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии.- 1985.- № 3.- С. 31-40.

5. Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций.- М.: Наука, 2000.- 240 с.

6. Арышева О.. Изучение использования рефлексии подростками и студентами// Журнал практического психолога, № 3, 2004.

7. Тюков А.А. О путях описания психологических механизмов рефлексии. // Проблемы рефлексии. - Новосибирск, 1987.- С. 68-76.

АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВОЕННОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ АВИАЦИОННЫХ ВУЗОВ

Бакланов И.О., к.г.н., доцент, директор ВФ МГЭИ

В статье проведен конструктивный и системный анализ содержания, организации и существующей практики военно-профессиональной подготовки курсантов авиационных вузов. Выявлены недостатки, трудности и положительные тенденции в функционировании системы военно-профессионального образования, позволяющие развить и дополнить её новыми фактами и полезными практическими идеями.

Ключевые слова: система военно-профессиональной подготовки, курсанты авиационных вузов, опытно-экспериментальная работа.

ANALYSIS OF FUNCTIONING OF SYSTEM OF MILITARY PROFESSIONAL STUDENTS’ TRAINING IN FLYING SCHOOLS

Baklanov I., candidate of geographical science, associate professor, director of Voronezh branch of Moscow institute of Economy and

Humanitarian sciences

The article deals with constructive and system analysis of contents, structure and existing practice of military professional students’ training in flying schools. Revealed limitations, difficulties and positive tendencies of functioning of the system of military professional education allow developing it and adding some new facts and ideas.

Keywords: system of military professional training, students of flying schools, experimental work.

В высшей военной школе военно-профессиональная подготовка призвана осуществлять формирование профессионально важных качеств специалиста, которые обеспечивают ему возможность продуктивно выполнять обязанности по должностному предназначению. Ввиду этого военно-профессиональная подготовка организуется в авиационных вузах, ведущих подготовку специалистов инженерного, командно-инженерного и командного профилей к деятельности, связанной с организацией и выполнением задач и различных видов обеспечения действий частей и подразделений.

Специальным предметом опытно-экспериментальной работы в шести вузах ВВС явился конструктивный и системный анализ содержания, организации и методики военно-профессиональной подготовки курсантов, результаты которого были представлены в констатирующей части педагогического эксперимента. Опора на профессиональную практику, передовой педагогический и военно-профессиональный опыт представляют собой решение важной задачи исследования. В основу анализа деятельности командования экспериментальных вузов и его структурных подразделений по совершенствованию военно-профессиональной подготовки курсантов авиационных вузов были положены: методы наблюдения, беседы, изучение хода и результатов учебных занятий, обобщение независимых характеристик, изучения и анализа различных документов, экспертных оценок и др. Сбор и обработка полученных данных осуществлялась с помощью заранее

подготовленных формализованных бланков, наблюдений, регистрации результатов образовательной деятельности и результатов изучения документов военно-профессиональной подготовки офицерских кадров.

Данная методика констатирующего эксперимента позволила в определённой степени составить полное и точное представление о состоянии рассматриваемой проблемы в реальной профессиональной практике, глубже понять происходящие в ней процессы, так как анализ военно-профессиональной подготовки курсантов авиационных вузов был целеустремленным и планомерным. Это в значительной степени помогло избежать случайностей и ошибок, подметить типичные положительные и отрицательные тенденции непрофессиональной подготовке курсантов, раскрыть его взаимосвязи с другими педагогическими процессами.

Изучение 120 руководящих документов по рассматриваемой проблеме показало, что в настоящее время в экспериментальных вузах военно-профессиональной подготовке курсантов придаётся определённое значение. Нормативно-правовой базой определено, что основные усилия руководящего и профессорско-преподавательского состава авиационных вузов должны быть подчинены одной образовательной цели - качественному выполнению стоящих перед курсантами многочисленных и сложных задач военно-профессиональной подготовки в высшей военно-авиационной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.