Научная статья на тему 'На службе Отечеству'

На службе Отечеству Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
754
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ / SUVOROVSKY MILITARY COLLEGE / НАХИМОВСКОЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ / NAKHIMOV NAVAL NAVAL SCHOOL / ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОТБОРА / FEATURES OF SYSTEM OF SELECTION / ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ / TRAINING AND EDUCATION OF PUPILS / ОФИЦЕРСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ВЫПУСКНИКИ УЧИЛИЩ / GRADUATES OF SCHOOLS / АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК РСФСР / ACADEMY OF PEDAGOGICAL SCIENCES OF RSFSR / OFFICER AND PEDAGOGICAL COLLECTIVE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саханский Н. Б.

В статье рассмотрена история создания суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ. Благодаря хорошо отлаженной работе педагогических коллективов, использованию передовых методик в обучении и воспитании суворовцев многие выпускники СВУ добились значимых успехов, как на военном, так и гражданском поприщах – достигли генеральских званий, удостоились ученых степеней, званий, государственных премий, получили признание своих талантов как у себя в стране, так и за рубежом. Весомую лепту в достижение этих результатов внесла и Академия педагогических наук РСФСР, 70-летие которой также отмечается в этом году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IN THE SERVICE OF THE FATHERLAND

The article discusses the history of creation of the Suvorov military and Nakhimov naval colleges. During the Soviet period these specialized average military schools by right occupied one of leading places in system of preparation of professional military shots. During the existence they passed a difficult and interesting way of development, having stored a work vast experience with pupils of various age. Thanks to well debugged work of pedagogical collectives, use of the advanced techniques in training and education of Suvorov Military School students many graduates of SVU achieved significant successes as on the military, and civil fields – reached general ranks, received scientific degrees, ranks, the state awards, gained recognition of the talents both at home, and abroad. The powerful contribution in achievement of these results was brought also by Academy of pedagogical sciences of RSFSR which 70 anniversary also is celebrated this year.

Текст научной работы на тему «На службе Отечеству»

УДК 376.1

НА СЛУЖБЕ ОТЕЧЕСТВУ

(к 70-летию образования суворовских и нахимовских училищ)

Посвящается 70-летию образования суворовских и нахимовских училищ и юбилею Академии педагогических наук РСФСР

Саханский Н.Б., д.пед.н., профессор, Институт управления образованием РАО, Москва, Email: [email protected]

Аннотация: В статье рассмотрена история создания суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ. Благодаря хорошо отлаженной работе педагогических коллективов, использованию передовых методик в обучении и воспитании суворовцев многие выпускники СВУ добились значимых успехов, как на военном, так и гражданском поприщах - достигли генеральских званий, удостоились ученых степеней, званий, государственных премий, получили признание своих талантов как у себя в стране, так и за рубежом. Весомую лепту в достижение этих результатов внесла и Академия педагогических наук РСФСР, 70-летие которой также отмечается в этом году.

Ключевые слова: суворовское военное училище, нахимовское военно-морское училище, особенности системы отбора, обучения и воспитания учащихся, офицерский и педагогический коллектив, выпускники училищ, Академия педагогических наук РСФСР.

IN THE SERVICE OF THE FATHERLAND

(to the 70th anniversary of Suvorov military and Nakhimov naval colleges)

Sakhanskiy N.B. Doctor of Arts, Prof., Institute of Management in Education of RAE, Moskow, Email: [email protected]

Summary: The article discusses the history of creation of the Suvorov military and Nakhimov naval colleges. During the Soviet period these specialized average military schools by right occupied one of leading places in system of preparation of professional military shots. During the existence they passed a difficult and interesting way of development, having stored a work vast experience with pupils of various age. Thanks to well debugged work of pedagogical collectives, use of the advanced techniques in training and education of Suvorov Military School students many graduates of SVU achieved significant successes as on the military, and civil fields - reached general ranks, received scientific degrees, ranks, the state awards, gained recognition of the talents both at home, and abroad. The powerful contribution in achievement of these results was brought also by Academy of pedagogical sciences of RSFSR which 70 anniversary also is celebrated this year.

Keywords: suvorovsky military college, Nakhimov Naval naval School, features of system of selection, training and education of pupils, officer and pedagogical collective, graduates of schools, Academy of pedagogical sciences of RSFSR.

В 2013 году исполняется 70 лет с того дня, когда одним из пунктов Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» наряду с другими мероприятиями по устранению последствий разрушительной войны предусматривалось «создание для детей воинов Красной Армии и партизан Отечественной войны, а также детей-сирот, родители которых погибли от рук немецких оккупантов, суворовских военных училищ по 500 человек в каждом, всего 4500 человек со сроком обучения 7 лет, с закрытым пансионом для воспитанников».

Однако весьма примечательной была поправка на проекте того постановления, сделанная рукой И.В. Сталина. Он уточнил, что создаются не просто военные училища для подростков, а училища «по типу старых кадетских корпусов»! Тех самых корпусов царской России, с воспитанниками которых и Сталин, и некоторые его маршалы воевали еще в гражданскую войну, с неприязнью называя кадет «белой костью». Почему же именно о них, о старых корпусах вспомнил глава государства летом 1943-го, когда положение на фронтах стало выправляться и была выиграна переломная Курская битва, когда уже просматривался в недалеком будущем победный мир? Почему решил взять за образец ту систему образования и воспитания, которая была категорически отвергнута и ликвидирована в первые же месяцы Советской власти?

Почему советское государство, практически отказавшееся после революции от опыта, накопленного российскими гимназиями и реальными училищами, создавшее, как считалось, лучшую систему образования в мире, вдруг решило обратиться к опыту кадетских корпусов Российской империи? В 1943 году после Курской битвы наступил решительный перелом в Великой Отечественной. Уже вставала задача восстановления разрушенной страны. Война унесла с собой миллионы жизней советских людей. На фронтах погибли десятки тысяч солдат и офицеров. Конечно же, армия срочно нуждалась в пополнении своих рядов высококвалифицированными военными кадрами. Но в стране действовала большая сеть училищ, которая худо-бедно справлялась с подготовкой младших офицеров. Ее можно было как-то усовершенствовать, и совсем необязательно создавать рядом, параллельно что-то новое. Да и приютить сотни тысяч осиротевших подростков суворовские училища вряд ли смогли бы. Для этого существовала система детских домов.

Скорее всего, уже летом 1943-го Сталин понял или почувствовал, что в стране нужно формировать, именно формировать, сознательно и целенаправленно новое поколение людей, ориентированных на исторические приоритеты, патриотические традиции Российского государства. Война серьезно меняла мировоззрение советского

общества, и прежде всего молодежи. Велик был риск, что в ее среде на фоне послевоенных бедствий могут возникнуть весьма негативные процессы. Чтобы противостоять им, нужно было искать опору в российской истории, в историческом опыте подготовки «людей государевых».

Не случайно в армию были возвращены погоны, появились ордена, учрежденные в честь великих русских полководцев, официальная пропаганда стала гораздо чаще обращаться к славным событиям в истории государства Российского. В этом ряду новаций совершенно естественным выглядит и восстановление системы образовательных учреждений по образцу кадетских корпусов.

Как раз в тот момент и оказалась вновь востребованной давняя, многократно обкатанная и доказавшая свою эффективность модель кадетской подготовки. Вероятно, Сталин разглядел в кадетских корпусах надежный инструмент патриотического воспитания и образования. И поспешил воспользоваться им, чтобы поставленные властью новые задачи могли решать уже принципиально новые кадры.

Из опыта старых кадетских корпусов суворовские училища, прежде всего, переняли комплексный подход к обучению воспитанников, который строился на основе духовно-нравственного, патриотического, физического, воинского воспитания юношества. История российских кадетских корпусов свидетельствует, что их воспитанников, где бы они ни служили, всегда отличали любовь к Отечеству, истинная доблесть, рыцарское отношение к женщине. А такие воспитанники «ко двору» при любой общественной и политической системе.

Для организации суворовских училищ с фронтов Великой Отечественной войны были отозваны офицеры и генералы, закончившие в свое время императорские кадетские корпуса, носители традиций тех лет. К преподавательской работе привлекались лучшие педагоги. Тщательно подобранные педагогические и воспитательские кадры давали своим воспитанникам исключительно глубокие и широкие знания по всем предметам, прививали любовь к Отечеству, к родному училищу, ставшему для них на несколько лет родным домом.

Суворовские и нахимовское училища дали возможность многим выпускникам этих заведений состояться как личности, сделать успешную карьеру как на военном, так и на гражданском поприще, в спорте и искусстве.

Согласно Постановлению в СВУ принимались мальчики начиная с 10-летнего возраста. При училищах организовывались младшие и старшие приготовительные классы с годичным сроком обучения в каждом классе, куда принимались ребята в возрасте от 8 до 10 лет. В целях полного укомплектования одновременно всех СВУ в

1943 г., в виде исключения, разрешалось произвести прием четырех возрастов - от 10 до 13 лет включительно. Для воспитанников было установлено проживание в училищах, нахождение на полном государственном обеспечении и ношение специальной формы одежды военного образца.

Конкретные мероприятия по формированию СВУ и сроки их выполнения были определены директивой Генерального штаба Красной Армии от 27 августа 1943 года. В соответствии с ней для СВУ требовалось отобрать лучший офицерский состав, имеющий достаточный опыт педагогической работы и практический стаж в командовании подразделениями и частями Красной Армии. При наличии всех этих качеств, преимущество отдавалось офицерам, имеющим боевой опыт. Следует отметить, что должностные оклады руководящего состава были определены в среднем на 25% выше окладов таких же должностных лиц обычных военных училищ.

В начале сентября 1943 г. военно-строительные управления фронтов и округов начали ремонт зданий, предназначенных для расквартирования СВУ. Под училища государством передавались лучшие здания в городах их постоянной дислокации. С центрального склада Главсанупра в адреса училищ отправлялось медицинское оборудование, швейные фабрики приступили к пошиву обмундирования для первых суворовцев. Было предусмотрено своевременное обеспечение и остальным имуществом, необходимым для быта и учебы будущих офицеров. Получили училища и подробную инструкцию о наборе воспитанников. Именно так называли тогда первых суворовцев - «воспитанник». И только через два года их официально стали именовать «суворовцами».

1 декабря 1943 года во всех 11 училищах в торжественной обстановке начался учебный год. Вскоре первым СВУ были вручены Боевые Знамена. В это же время была завершена разработка первого «Положения о Суворовских военных училищах».

Согласно Положению и утвержденным штатам начальник училища пользовался правами командира дивизии, его заместителями были: начальник учебного отдела, начальник политического отдела и начальник материально-технического обеспечения. Совещательным органом при начальнике училища состоял педагогический совет, в который входили: начальник училища (председатель), его заместители, начальник медицинской службы, командиры рот, старшие преподаватели, помощники начальников политического и учебного отделов. Совет рассматривал наиболее важные вопросы обучения и воспитания суворовцев.

В целях улучшения организации учебного процесса, обмена опытом учебно-воспитательной работы по предметам учебного плана в училище создавались

предметно-методические комиссии. Предметно-методическая комиссия по военной подготовке и воинскому воспитанию объединяла командиров рот и офицеров-воспитателей. В остальных комиссиях работали преподаватели общеобразовательных дисциплин во главе со старшим преподавателем.

Внутренний порядок в училищах строился на основании «Правил внутреннего распорядка и поведения воспитанников суворовского военного училища». В отношении суворовцев в Правилах особо подчеркивалось, что «каждый воспитанник училища должен твердо знать, точно и беспрекословно выполнять установленный порядок в училище, все приказы и распоряжения своих начальников, добросовестно изучать науки и выполнять свои обязанности и задания по службе».

В организационном отношении все суворовцы сводились в роты согласно штату. В первой роте были воспитанники двух старших классов - шестого и седьмого. Она состояла из трех взводов, состоящих в свою очередь из отделений. На должности командиров отделений и заместителей командиров взводов назначались лучшие суворовцы, которым присваивались звания «вице-сержант» и «старший вице-сержант». Позднее была введена для суворовцев должность старшины роты и звание «вице-старшина». Остальные роты состояли из учебных отделений. Из числа лучших суворовцев в них назначались старшие учебного отделения.

Жизнь и деятельность суворовцев в стенах училища протекала по распорядку дня, который устанавливал начальник СВУ. В распорядке дня было предусмотрено 6 уроков; самоподготовка: для 1-2 классов - 2 часа, для других - 3 учебных часа; свободное время после обеда - 3 часа, из них 1,5 часа на воздухе; 9 часов сна; увольнения: суббота (канун праздника), воскресенье и праздничные дни.

Обучение в СВУ проводилось по 24 предметам. В неделю занимались 6 дней. Решающую роль в деле обучения и воспитания суворовцев играл урок. Методика преподавания при всем многообразии педагогических приемов преследовала единую цель - добиться прочного усвоения учебного материала непосредственно во время занятий. Опыт лучших уроков становился достоянием всех преподавателей. Учебная работа продолжалась и во внеурочное время. С этой целью в училищах были организованы самоподготовка и кружковая работа, на которых закреплялись и расширялись знания, полученные на уроках. Осуществляемый учебный процесс опирался на прочную учебно-техническую базу: лаборатории физики, химии и биологии, кабинеты математики, литературы, истории, географии, черчения, военной подготовки, иностранного языка, специальные классы электротехники, автомобильной

подготовки, столярные и слесарные мастерские, библиотеки учебной и художественной литературы, клубы со стационарными киноустановками, спортивные залы.

В основе военного воспитания лежал личный пример офицеров училищ, отмечались юбилеи великих полководцев, встречи с Героями Советского Союза, видными военными и гражданскими деятелями, ветеранами, прививалась любовь к военной форме и воинской дисциплине, занятия по военным предметам строились так, чтобы максимально способствовать удовлетворению интереса воспитанника к военному делу.

Важная роль в воинском воспитании отводилась строевой подготовке, строевым смотрам, занятиям по тактике с использованием стрелкового оружия, взрывпакетов, химических патронов, сигнальных ракет и полевых телефонов. Периодически училища в полном составе выходили на прогулки по городу с оркестром и исполнением строевой песни, что способствовало сплочению коллектива.

Учитывая статус закрытого военного заведения, применялись дисциплинарные взыскания и поощрения суворовцев, максимально приближенные к предусмотренным военными Уставами требованиям. Видами поощрений являлись: благодарность, награждение ценным подарком, похвальной грамотой, назначение на должность, фотографирование при развернутом Знамени училища, занесение на Доску отличников, благодарственное письмо родителям и др.

Виды взысканий отличались большим разнообразием, чем поощрения: выговор перед строем или лично, лишение отпуска в город и на каникулы, назначение в наряд вне очереди, снижение балла за поведение, отстранение от исполнения должностных обязанностей, снятие погон на некоторое время, простой арест, строгий арест с содержанием на гауптвахте или в карцере, оставление в училище условно, отчисление из училища. Были и такие виды взысканий, которые нигде не фиксировались: лишение посещения кино, удаление из класса и др.

Нравственному и эстетическому воспитанию способствовали художественная и эстетическая обстановка учебных заведений, посещение музеев, театров и выставок, участие суворовцев в художественной самодеятельности, организация регулярных суворовских балов.

Большое значение в училищах придавалось трудовому воспитанию. Суворовцы активно участвовали во всех мероприятиях по облагораживанию города и территории училища, оказывали помощь колхозникам в сборе урожая, посещали заводы, убирали жилые помещения своей роты, выполняли разные хозяйственные работы.

Высокий уровень физического воспитания суворовцев достигался умелым использованием разнообразных средств и форм физической подготовки, соблюдением норм личной гигиены.

Для повышения военных и педагогических знаний офицеры-воспитатели с 1943г. направлялись на Высшие офицерские курсы «Выстрел», где с ними проводились занятия по 13 предметам, начиная с политической подготовки и заканчивая логикой, педагогикой и психологией. Показательно, что занятия по педагогике и психологии проводились в объеме курса педагогического института. По окончании обучения офицеры сдавали экзамены.

Большое место в подготовке офицерско - преподавательского состава занимали учебно-методические сборы. На сборах совершенствовались знания и методические навыки офицеров и преподавателей, рассматривались вопросы методики обучения и воспитания суворовцев.

Важную роль в решении вопросов учебно-воспитательной и методической работы играли педагогические советы училища, которые проводились не реже одного раза в четверть. На них обсуждались наиболее актуальные вопросы, связанные с обучение и воспитанием суворовцев, повышением педагогического мастерства преподавательского и офицерского состава. На заседаниях педагогических советов давалось направление всей методической работе в училище, в том числе работе предметно-методических комиссий и ротных педагогических совещаний.

Особое место в работе предметных комиссий занимали такие вопросы, как пути и средства повышения эффективности урока, связь обучения и воспитания с жизнью и военным делом, воинское воспитание на уроках и во внеклассной работе, воспитания прилежания и самостоятельности суворовцев на учебных занятиях и самоподготовке.

Успеху методической работы в училищах в известной мере способствовали связи предметных комиссий со школами городов, педагогическими кабинетами городских отделов образования, педагогическими институтами, научно-исследовательскими институтами АПН РСФСР. С 1959 г. все офицеры обязаны были получить специальную подготовку на военно-педагогических курсах, находившихся при Ленинградском Суворовском военном училище.

Из первых 9 суворовских военных училищ, предусмотренных Постановлением к созданию в период с 1 октября по 1 декабря 1943 г., 5 училищ (Новочеркасское, Воронежское, Курское, Калининское и Ставропольское) формировались в соответствующих их названию городах, а еще 4 училища (Краснодарское, Сталинградское, Харьковское, Орловское) в связи с отсутствием пригодной

материальной базы временно создавались в городах Майкопе, Астрахани, Чугуеве, и Ельце соответственно.

19 декабря 1943 г. поименованным училищам было вручено Боевое Красное Знамя, что означало, что суворовские военные училища становились воинской частью. Под этими знаменами суворовцы Орловского, Калининского, Горьковского СВУ впервые приняли участие в Первомайском параде на Красной площади в Москве. Но самым запоминающимся событием стало для всех воспитанников участие в составе сводного полка суворовцев в Параде Победы 24 июня 1945 года. С тех пор участие суворовцев в парадах до недавних пор было традицией. Можно только порадоваться, что новым Министром обороны РФ С. К. Шойгу эта традиция возрождается.

Наркомом Военно-морского флота СССР Адмиралом Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецовым в 1944 году на основании Постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 21 июня 1944 года № 745 было принято решение о создании нахимовских военно-морских училищ в г. Тбилиси, Риге и Ленинграде. Одновременно шло создание суворовских училищ в системе НКВД (постановление СНК СССР от 4 сентября 1943 г. № 946) - Кутаисского (в 1946 году ставшего Ленинградским), и Ташкентского.

4 июня 1944 года ГКО принял Постановление об открытии в стране еще шести суворовских военных училищ: Горьковского, Казанского, Куйбышевского, Саратовского, Тамбовского и Тульского. При их организации использовался годичный опыт создания и практической деятельности первых девяти суворовских военных училищ. Таким образом, 1944/1945 учебный год уже заканчивали 15 СВУ, в которых обучалось более 7500 воспитанников. В 1953 г. были дополнительно образованы Минское, а в 1955 г. - Ленинградское СВУ.

В последующем в связи с передислокацией ряд училищ изменили свое название: Горьковское стало Московским, Курское - Уссурийским, Сталинградское - Оренбургским, Харьковское - Киевским, Краснодарское -Орджоникидзевским, Орловское - Свердловским и т.д.

В сентябре 1950 года заместителем военного министра СССР утверждается новое «Положение о Суворовских военных училищах». Особое внимание в нем было уделено вопросам воспитательной работы, более конкретно излагались функциональные обязанности должностных лиц училища. В соответствии с данным Положением в СВУ стали приниматься мальчики в возрасте 10 лет, окончившие 3 класса начальной школы. Прием в подготовительные классы училищ прекращался. За

успехи в учебно-воспитательной работе, боевой подготовке и воинской дисциплине в 1950 г. специально для СВУ был учрежден приз - переходящее Красное Знамя и бронзовый бюст генералиссимуса А.В. Суворова.

23 августа 1954 года приказом Министра обороны Союза ССР вводится в действие третье «Положение о Суворовских военных училищах» и новые «Правила внутреннего распорядка...» в них. В этих документах был учтен 10-летний опыт работы училищ, уточнен и конкретизирован целый ряд положений. Значительным изменениям подверглись «Правила внутреннего распорядка.». В частности, в них были включены разделы: «Организация учебного года в училище», «Распорядок дня», «Состав и обязанности лиц суточного наряда», «Размещение суворовцев и содержание помещений», «Правила поведения суворовцев». Сравнительно больше внимания стало уделяться вопросам воинского воспитания, точному выполнению уставных требований, образцовому несению службы и выполнению распорядка дня.

К середине 1950-х гг. обучение детей лиц, погибших в годы Великой Отечественной войны, в основном было закончено. С 1956 г. в СВУ стали приниматься сыновья военнослужащих Вооруженных Сил, лиц офицерского состава, находящихся в запасе и в отставке, а также рабочих, колхозников и служащих. Было установлено, что в них принимаются годные по состоянию здоровья к военной службе мальчики в возрасте не менее 11 лет с общеобразовательной подготовкой в объёме четырёх классов начальной школы.

В этот же период в СВУ была значительно расширена программа по военной подготовке. Если в первые годы существования училищ она слагалась из строевой подготовки, изучения материальной части стрелкового оружия и общевоинских уставов, то с октября 1957 года к этим дисциплинам добавились еще и основы военно-технической подготовки. Этот предмет знакомил суворовцев с принципами действия реактивного оружия, основами радиотехники, электроники, ядерной физики, с устройством и эксплуатацией автомобиля и средств связи.

Первые пятнадцать лет своего существования суворовские и нахимовские училища сохраняли многое от царских кадетских корпусов: семилетний срок обучения, форму одежды, распорядок дня, некоторые бытовые условия и традиции. В качестве обязательного предмета в программу обучения были введены танцы, факультативно -конная подготовка и фехтование. На уроках труда суворовцев учили столярному и переплетному делу, и кое-кому это серьезно пригодилось в жизни.

Особую миссию возрожденных кадетских корпусов тогда же отмечал советский военный педагог, выпускник Сумского кадетского корпуса, полковник Николай

Сергеевич Неелов. В 1947 г. он направил начальнику Главного управления кадров Вооруженных сил генерал-полковнику Ф.И. Голикову письмо с соображениями о том, что даст суворовское военное училище своим выпускникам, и о дальнейшей подготовке суворовцев. «Нахожу огромную разницу между обучением и воспитанием в школах Министерства просвещения и таковыми же в суворовских училищах. Юноша из суворовского училища придет в военное училище с уже определившимися у него традициями военного порядка. Наш воспитанник хорошо знает строй, физически натренирован, приучен к опрятности, аккуратности и подтянутости. Он будет владеть одним из иностранных языков, уметь себя вести в любом обществе, хорошо танцевать. Эти на первый взгляд небольшие качества будут его резко выделять в среде юношей, пришедших в военное училище из школ просвещения. Нужно прямо сказать, что в подавляющем большинстве случаев подбор кадров для суворовских училищ был произведен исключительно хорошо. Те кадры, которые в условиях военного времени были найдены, проверены и направлены в суворовские училища, себя бесспорно и в основном оправдали».

Результаты работы суворовских училищ уже в первые послевоенные годы свидетельствуют о дальновидности высшего руководства страны, принявшего в тяжелое для страны время верное решение. Суворовские военные училища, впитавшие в себя лучшие традиции кадетских корпусов Российской империи, и полностью себя оправдали.

Наряду с повышением уровня военно-профессиональной подготовки суворовцев в приказах Министра обороны и Главнокомандующего Сухопутными войсками требовалось добиваться от выпускников свободного владения иностранными языками. С 1956/57 учебного года училища стали переводиться на учебный план, предусматривавший 2000 часов на изучение иностранного языка. В программу изучения иностранного языка были включены военный перевод, страноведение, экономическая география зарубежных стран на изучаемом языке. Это заставило увеличить срок обучения в СВУ на один год, доукомплектовать училища офицерами, знающими иностранный язык, усовершенствовать материально-техническую базу процесса обучения, оснастив лингафонными кабинетами. В летних лагерях проходило изучение иностранного языка.

В 1962 г. для суворовцев-выпускников был введен дополнительный (для желающих) экзамен на квалификацию военного переводчика. Этот эксперимент дал стране министра и заместителя министра иностранных дел, десятки чиновников Министерства иностранных дел Советского Союза и России, Организации

Объединенных Наций, сотрудников военной и внешней разведки, сотни высококвалифицированных переводчиков в различных областях.

Значительные изменения, происшедшие в политической жизни страны за период с 1954 по 1962 годы, новые задачи, стоящие перед училищами, а также накопленный училищами большой опыт учебно-воспитательной работы потребовали разработки нового «Положения о Суворовских военных училищах». Очередное Положение было введено приказом № 200 Министра обороны Союза ССР от 25 июля 1962 года. В нем, как и в прежних документах, определялись задачи офицеров и преподавателей по идейно-политическому, нравственному, воинскому, трудовому, физическому и эстетическому воспитанию суворовцев. В то же время, в Положении появляется и специальная глава о связи СВУ с воинскими частями, определяющая порядок и особенности войсковой практики воспитанников 5-7 классов.

Когда в 60-х годах прошлого столетия по инициативе Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева проводилось значительное сокращение Вооруженных Сил, ряд суворовских училищ были расформированы. С 1963-1964 гг. в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР училища стали комплектоваться годными по состоянию здоровья к военной службе юношами в возрасте 15-16 лет с 8-летним образованием. Установлен 3-летний срок обучения (9-11-й классы). В результате такого перехода отпала необходимость в одновременном существовании двух распорядков дня - для младших и старших воспитанников. Состав суворовцев становится однородным в возрастном отношении.

Дальнейший опыт работы показал, что подавляющее большинство воспитанников 3-летнего срока обучения продолжают проявлять прилежание в учебе, дисциплинированность и желание стать офицерами. В 1966 г. среди изучаемых предметов были: русский язык, литература, геометрия, история, география, физика, астрономия, химия, биология, иностранный язык, военный перевод, обществоведение, военные дисциплины, физподготовка. В 1966 г. дополнительно были введены основы этики и основы эстетики, которые тесно увязывались с внеклассной работой, проводимой командирами рот, офицерами-воспитателями и преподавателями других дисциплин.

В 1969 г. последовало очередное нововведение - СВУ перешли на 2-летний срок обучения (9-10-й классы). В учебные планы и программы были внесены соответствующие изменения. К концу 1970-х гг. имелось 8 СВУ: Казанское, Калининское, Киевское, Ленинградское, Минское, Московское, Свердловское и Уссурийское. Учебная программа в них все так же была рассчитана на получение

воспитанниками общеобразовательной подготовки в объёме средней школы, первоначальных военных знаний и навыков, необходимых для будущей профессии офицера. Решить задачи дальнейшей активизации мыслительной деятельности суворовцев, повышения их самостоятельности и активности в обучении уже известными педагогическими методами и приемами считалось тогда крайне сложным. Поэтому в практике работы училищ большое внимание стало уделяться проблемному обучению.

Фактически суворовские училища отличались элитной системой образования и воспитания, что и приносило весьма благие результаты.

После развала Советского государства и коммунистической идеологии молодежь оказалась в идейном и духовном вакууме. Старые ценностные установки исчезли, новых не появилось. Система среднего образования фактически лишилась воспитательных приоритетов, вынуждена была ограничиваться только учебным процессом. Государство отстранилось от забот о мировоззрении подростков.

Все это вызывало большую тревогу. Вставал вопрос о сохранении Российского государства. Исторический опыт подсказывал: спасение России - в новых людях, которых следует вырастить и воспитать. А форма подготовки национальной элиты в нашем государстве была известна - старый, традиционный кадетский корпус, который поставлял стране высокообразованных, преданных Отечеству людей.

Именно эта модель воспитания, в основе которой - закрытое учебное заведение со своим особым внутренним распорядком, со своими прочными традициями и принципами, в известной степени защищенными от неблагоприятного влияния «внешней среды», изначально приспособлена работать в кризисных условиях. И выполнять свою высокую миссию.

В обществе, уставшем от интервенции чужой субкультуры, появилась потребность в воспитании личности, которая честно служит своему Народу и Отечеству. Это и является тем мостом между прошлым и будущим, тем фундаментом, на котором необходимо проектировать формирование новых поколений. Россия тяжело переживала смутные 90-е. Но даже в 1943 году, когда до исторической Победы над фашизмом оставалось почти два года, государство нашло возможности для создания суворовских и нахимовских училищ, чтобы спасти детей, обустроить сирот, воспитать из них достойных граждан России. Пример русской эмиграции показал, что это можно сделать даже в невероятно трудных условиях, находясь на территории других государств.

В настоящее время в структуре Министерства обороны Российской Федерации насчитывается 8 суворовских (Владикавказ, Екатеринбург, Казань, Москва, Санкт-Петербург, Тверь, Ульяновск, Уссурийск) и Санкт-Петербургское нахимовское военно-морское училище. 6 суворовских военных училищ обучают и воспитывают юношей в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (Астрахань, Грозный, Елабуга, Новочеркасск, Санкт-Петербург, Чита). Есть аналогичные учебные заведения и в странах ближнего зарубежья: Минске, Киеве, Бишкеке, Ташкенте.

В последние два десятилетия, не без помощи ветеранов суворовского сообщества, в России стали возрождаться кадетские корпуса, школы, классы и другие типы учебных заведений, подготавливающие молодых людей к государственной службе.

В начале 1990-х годов выпускники русских зарубежных кадетских корпусов приехали в Россию, чтобы передать лучшие традиции воинского воспитания, сложившиеся в их корпусах, и тем самым продолжить самобытную историю кадетского образования на российской земле. Им удалось найти единомышленников среди офицеров и генералов, выпускников суворовских и нахимовских училищ.

Возникло новое неформальное сообщество зарубежных и советских кадет, новое кадетское братство, которое и взялось возрождать в России систему кадетского образования и воспитания.

В 1992 г. в Новочеркасске был открыт, как частное учебное заведение, Донской Императора Александра III кадетский корпус. В том же году возникло и первое официально зарегистрированное в стране кадетское учреждение - Новосибирский кадетский корпус. Вслед за этими учреждаются кадетские корпуса в Москве, Воронеже, Царском селе и других городах России. Первым кадетским корпусам при их создании была оказана определенная финансовая помощь со стороны кадет русского зарубежья.

Беспрецедентный случай для нашей страны: за 20 лет в России по инициативе не центральной власти, а отдельных личностей и общества сложилась государственная система образования с уникальными технологиями и фантастическими результатами. Такое могло произойти только при том условии, что именно кадетские корпуса вновь оказались востребованы временем, вновь призваны позаботиться о новых поколениях патриотов России.

Когда государство оказалось не готово сформулировать стратегию развития, не предлагает ясных духовных и нравственных ориентиров, когда серьезно размыта

система фундаментальных ценностей, общество неизбежно сталкивается с угрозой деградации и распада. И вынуждено само себя защищать, сберегая для молодежи принципы и идеалы, то разумное, доброе, вечное, на чем держалось веками.

По сути, это обращение к кадетской модели не «верхов» - столичных государственных структур, а «низов» - регионов, самостоятельных объединений граждан - продиктовано необходимостью выживания, самосохранения. То есть простыми и естественными стремлениями.

Сегодня в нашем обществе уже сложилось твердое представление, что задача кадетских корпусов - воспитание образованных, преданных делу государственников, независимо от того, станут ли они военными или проявят свои способности на гражданском поприще, подготовка их к служению Отечеству; что кадетские корпуса должны содействовать воспитанию нового поколения россиян, элиты общества, способной взять на себя ответственность за будущее России.

Многие авторитетные общественные, научно-педагогические и политические деятели связывают с развитием кадетского образования перспективы возрождения России, укрепления ее государственности, воспитания истинных патриотов.

Президент Российской академии образования Н. Д. Никандров 5 марта 2013 г. принял участие в педагогическом совете Московского суворовского военного училища на тему «Совершенствование инновационной деятельности в училище» и выступил с докладом. Он ознакомился с организацией учебно-воспитательного процесса в училище, посетил учебные классы и кабинеты, кафедры отдельных дисциплин, корпус дополнительного образования, службу психологического сопровождения, фото и видеостудии. С руководством училища обсуждались вопросы открытия на базе училища экспериментальной площадки РАО, проведения плановых совместных мероприятий для административного и преподавательского состава по проблемам возрастной психологии, инновационной педагогической деятельности, образовательных программ и методических совещаний.

Не без помощи политических деятелей страны, осознающих роль довузовской подготовки молодых людей к государственной службе и в частно -сти благодаря законодательной инициативе депутата Государственной Думы И.А.Яровой, впервые удалось закрепить в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» создание и функционирование в рамках обучения по образовательным программам основного общего и среднего общего образования соответствующих общеобразовательных организаций со специальными наименованиями

«президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус», «кадетская школа», «кадетский (морской кадетский) корпус», «казачий кадетский корпус» и профессиональные образовательные организации со специальным наименованием «военно-музыкальное училище».

Как свидетельствует история, в числе первых суворовцев было не менее половины набора ребят, потерявших в годы войны родителей. Немало среди них было и тех, кто прошел по дорогам войны в качестве сынов полков.

Создав в годы Великой Отечественной войны суворовские военные и нахимовские военно-морские училища, государство не только готовило кадры для Вооруженных Сил, но и выполняло важную социальную роль, спасая от неустроенной и во многом криминальной послевоенной среды будущее поколение. По признанию многих из таких выпускников, достигших определенных высот в избранной сфере деятельности, училища их спасли от «улицы» и всех связанных с ней последствий.

За прошедшие 70 лет суворовские военные и нахимовские военно-морские училища выпустили более 150 тысяч воспитанников. Многие из них, учитывая целевую направленность созданных суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ, стали офицерами и генералами, продолжателями дела великого своего предшественника - полководца А.В. Суворова. Среди выпускников СВУ и НВ МУ 4 генерала армии (Герасимов В. В., Бобрышев В. С, Казанцев В. Г., Кочетов К. А.), 33 генерал-полковника и 2 адмирала, более 150 генерал-лейтенантов и 6 вице-адмиралов, не менее 400 генерал-майоров и более 60 контр-адмиралов. 25 высших офицеров прошли через командование военными округами и флотами: 6 человек возглавляли военные ведомства государств постсоветского пространства: генерал-полковники П. Г. Чаус и Л. С. Мальцев (Минское СБУ) - в Республике Беларусь, А.С. Гриценко (Киевское СБУ) - в Украине, генерал-полковник А. К.Баранкевич (Свердловское СБУ) и Ю.А.Танаев (Минское СБУ) - в Южной Осетии, С. Г. Хажеев (Свердловское СБУ) - в Приднестровской Молдавской Республике. И сегодня многие руководящие должности в Вооруженных Силах Российской Федерации занимают выпускники суворовских и нахимовских училищ: генерал армии В. В. Герасимов (Казанское СБУ) - первый заместитель Министра обороны РФ - начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, Ю.И.Борисов (Калининское СБУ) - заместитель министра обороны РФ, генерал-

полковник В.В.Чиркин (Казанское СБУ) - главнокомандующий Сухопутными войсками - начальник Главного управления Сухопутных войск, генерал -полковник Н.В. Богдановский Свердловское СБУ - командующий войсками Центрального военного округа, генерал-лейтенант А.А.Сидоров - (Свердловское СБУ) - командующий войсками Западного военного округа и т. д.

Проявившие свои лучшие профессиональные качества 72 выпускника за ратные подвиги и успехи в труде удостоены высшего геройского звания. В их числе: дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт В.А. Джанибеков (совершил 5 космических полетов), Герой Советского Союза - 14 чел., Герой Социалистического Труда -3 чел., Герой Российской Федерации - 52 чел., Герой Украины - С.В.Червонописский (Минское СВУ), Герой Абхазии - В. В. Анцупов (Кавказское СВУ). Еще при жизни стало легендой имя выпускника Ленинградского НВМУ генерал-майора авиации Т. А. Апакидзе, первым в истории морской авиации освоившего палубный истребитель. Не менее зна-чимые подвиги совершили другие лица, удостоенные высшей награды государств.

Получив основательную подготовку в суворовских военных и нахимовских военно-морских училищах, их выпускники добились значительных успехов в других сферах деятельности - политике, науке, искусстве, спорте и т. д. Имена многих из них с гордостью называют не только в училищах, которые они окончили, но их фамилии, государственные дела хорошо знакомы за пределами Вооруженных Сил. Министры СССР и Российской Федерации (Э.Д.Днепров, Ю.С.Мелентьев, И.С.Иванов), губернаторы (Б.В.Громов, В.С.Груздев, А.И.Шевелев), депутаты законодательных органов (Д. Н. Вороненков, С.В.Железняк, А.Н. Метельский, В.А.Стальмахов,), Чрезвычайные и Полномочные послы России и других государств постсоветского пространства, академики РАН (В.Г. Кардашевский, А.Г.Витушкин, М.И.Давыдов), народные артисты (Г.В. Васильев, А.С.Пашутин), участники и призеры Олимпийских игр (Ю.П.Власов, В.В.Попенченко, В.В.Портной, В.М.Емельянов, И.И.Никитин), их тренеры (С.М.Вайцеховский, Ю.Ш. Балов), работники творческих профессий (писатели, композиторы, актеры, режиссеры, художники), перечислить которых из-за их многочисленности весьма проблематично, составляют гордость суворовско-нахимовского сообщества.

Ни одна национальная система обучения и воспитания граждан России не дала таких выдающихся результатов.

Таким образом, за семь десятилетий СВУ прошли большой путь поисков форм и методов обучения и воспитания суворовцев. Особенности управления учебно-воспитательным процессом, внутренней структуры и инфраструктуры училищ в целом позволяли качественно выполнять поставленные перед ними задачи по обучению и воспитанию будущих офицеров. По отзывам из войск питомцы этих училищ всегда отличались глубокими общеобразовательными и начальными военно-профессиональными знаниями, широкой образованностью и культурой, высоко развитым чувством патриотизма, воинского долга, офицерской чести и войскового товарищества. Анализ различных сторон деятельности этих военно-учебных заведений дает основания утверждать, что высокий уровень общеобразовательной и начальной военной подготовки воспитанников во многом определялся:

- четким определением цели и задач обучения, воспитания, развития и психологической подготовкой воспитанников к будущей профессиональной деятельности; эффективным управлением этими процессами со стороны командования училищ, постоянным поиском новых форм и методов обучения и воспитания;

- системностью, индивидуальным подходом в воспитании каждого суворовца, с учетом его возраста и условий предшествующей жизни, а также формирующихся в этот период основных морально-психологических качеств личности;

- педагогизацией среды жизнедеятельности, тщательным отбором будущих воспитанников, командного и преподавательского состава; хорошим материальным обеспечением учебы, жизни и быта суворовцев; продуманным во всех отношениях распорядком дня, сочетанием высокой требовательности с заботой о воспитанниках;

- содержанием воспитательного процесса: воинское, физическое, патриотическое, нравственное и эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, давали возможность достичь главную цель воспитания -формирование всесторонней и гармонично развитой личности, патриота и защитника своего Отечества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Накопленный училищами огромный опыт учебно-воспитательной работы является, на наш взгляд, той положительной базой, на основе которой следует проводить формирование и деятельность подобного рода учебных заведений в современных условиях, решать вопросы модернизации образования.

Ряд сотрудников, которые работали и продолжают работать в Институте управления образованием, также являются выпускниками суворовских военных училищ, добросовестно и прилежно выполняли и выполняют возложенные на них обязанности и в настоящее время являются членами Ученого и

Диссертационного советов института. Общим для них является то, что они не только выпускники Суворовских военных училищ, но и выпускники педагогического факультета (отделения специализации - педагогика и психология) Военно-политической академии им. В.И.Ленина - Военного университета. Это:

Мощенко Александр Васильевич - выпускник Киевского Суворовского военного училища, полковник запаса, доктор психологических наук, профессор. Светлая память о нем навечно сохраниться в наших сердцах.

Лямзин Михаил Алексеевич - выпускник Казанского суворовского военного училища, полковник запаса, доктор педагогических наук, профессор.

Денисенко Сергей Иванович - выпускник Калининского Суворовского военного училища, капитан первого ранга запаса, доктор педагогических наук, профессор.

Автор этой статьи, Саханский Николай Борисович - выпускник Ленинградского Суворовского военного училища, полковник запаса, доктор педагогических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.

По-разному сложился наш жизненный путь. Но общим является то, что свою жизнь мы отдали ратной службе с детства на благо Отечества, связав ее с научно-педагогической деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.