сти существующих игроков рынка и переведут многие компании на свою платформу, очень высока. Однако, возможность серьезной конкуренции с упомянутыми гигантами, на наш взгляд, весьма сомнительна, поскольку требует значительного первоначального вложения средств в условиях экономии на масштабе. Это вложение может не окупить планируемой выгоды за счет снижения комиссии.
Выводы
Оценивая происходящие на мировом фондовом рынке события, мывидим, что на практике довольно сложно провести разли-
чие между различными формами экспансии ведущих мировых фондовых бирж, и обычно они используют те формы, которые доступны для достижения поставленных целей, исходя из существующих финансовых ограничений.
Попытка недружественного поглощения биржей NASDAQ Лондонской фондовой биржи и последующее слияние NYSE Group и Euronext открыли новую стадию взаимодействия фондовых бирж. Крупные межконтинентальные слияния и поглощения создают новую архитектуру мирового финансового рынка, и в этих условиях все большее количество фондовых бирж может стать целью для региональной или глобальной экспансии той или иной биржи.
ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СОВРЕМЕННОГО СВУ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МИССИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕНТАЛЬНО-МИССИОННОГО ПОДХОДА
Затонацкий Ю.А., Директор Екатеринбургского суворовского военного училища
В статье определена одна из важнейших на современном этапе реформирования российской армии проблема формирования миссион-ной направленности личности суворовцев (будущих офицеров) и показаны возможности ментально-миссионного подхода для ее решения.
Ключевые слова: миссионная направленность личности суворовцев (будущих офицеров), ментально-миссионный подход.
A MODERN SUVOROV MILITARY SCHOOL EDUCATIONAL PROCESS OPPORTUNITIES FOR BUILDING MISSION DIMENSION IDENTITY OF FUTURE OFFICERS IN THE ASPECT OF MENTAL-MISSIONAL APPROACH
Zatonackiy Y., The director, Ekaterinburg suvorov a military college
The author formulates one of the most urgent problems, i.e. building mission dimension identity of suvorovites as future officers. The article also deals with mental-missional approach opportunities to solve these problems.
Keywords: mission dimension identity of suvorovites (future officers), mental-missional approach.
Разносторонний анализ понятий «личность», «направленность», «направленность личности», «миссия», категории «мисси-онная направленность личности» позволил нам содержательно наполнить категорию «миссионная направленность личности суворовца (будущего офицера)», которая, с нашей точки зрения: 1) включает в себя а) направленность воспитанника СВУ на военно-профессиональную деятельность, сопряженную со знанием миссии военного; б) эмоционально-положительное отношение суворовца к дальнейшей военно-профессиональной деятельности; в) целевую нравственную установку на выполнение миссии военного; 2) выражается в присвоении суворовцем личностно-значимых качеств будущих офицеров, необходимых для выполнения миссии военного и в стремлении к их развитию; 3) реализуется в поступках и линии поведения, свойственного российскому офицерству в рамках выполняемой ими миссии военного.
На современном этапе реформирования российской армии проблема формирования миссионной направленности личности будущих офицеров выступает как одна из актуальных проблем довузовского военного образования, что обусловило необходимость поиска путей и способов эффективного решения данной проблемы. Осуществляемый поиск привел нас к знакомству и дальнейшему исследованию возможностей ментально-миссионного подхода в образовательном процессе современного СВУ для решения проблемы формирования миссионной направленности личности суворовцев.
Доктор педагогических наук, профессор, академик АСПН и МАНПО А.С. Белкин с группой ученых (1) на основе сущностного анализа понятий «менталитет», «миссия», «мессия» показывают, что образовательному процессу (в контексте нашего исследования - образовательному процессу СВУ) присущи все их функции:
- это представительство государства;
- полномочный посланник общества;
- распространитель идей просвещения, воспитания, обучения, спаситель, защитник душ во всех сферах социальной и духовной жизни общества, семьи, личности от невежества, агрессии, человеконенавистничества.
На основании синтеза и научной логики ими сформулировано определение ментально-миссионного подхода в образовательном процессе как совокупности принципов, исходящих из сущности его (образовательного процесса) миссионных функций, представленных образовательными учреждениями, составляющими их менталитет. Можно сказать о том, что ментально-миссионный подход в образовательном процессе суворовского военного училища - актуальное направление, отражающее генеральную идею образования и конечный смысл деятельности педагогов и офицеров-воспитате-лей, основанных на идее служения.
Каковы же направления реализации ментально-миссионного подхода в образовательном процессе современного суворовского военного училища? Данные направления можно определить с позиции двух оснований:
- системы ценностей в образовании;
- духовно-нравственного содержания образования.
Указанные выше основания определяют четыре главных направления реализации ментально-миссионного подхода в образовательном процессе суворовского военного училища.
1. Гуманистическое направление. Для этого характерно признание воспитанника высшей ценностью, с его способностью к самоопределению, самореализации, где ценность человека - его духовная составляющая.
2. Этнопедагогическое направление. Для этого направления реализации ментально-миссионного подхода присуще рассматривать суворовца как совокупность качеств, определяемых менталитетом народа, к которому он принадлежит, его традиций, национальных особенностей, где духовность рассматривается как интегративное отражение этих ценностей.
3. Историко-культурологическое направление. Этому направлению свойственно рассматривать духовно-нравственное воспитание будущего офицера с позиции сохранения, развития того духовного наследия, которое накопило общество в процессе исторического развития.
4. Религиозно-духовное направление подразумевает подход к воспитаннику с позиции трех ипостасей: тела, души, духа. В кон-
тексте формирования миссионной направленности личности суворовца речь идет о единстве нравственного и духовного, посвященного «... служению добру, свободе и раскаянию» (2, с. І2). При этом духовность личности характеризуется совокупностью в различной степени осознаваемых, отраженных в нравственных взглядах, идеалах, идеях, направленных на служение этим идеалам.
Определимся в контексте заявленной проблемы с содержанием идеологии суворовского образования, его целей и задач. Однако сначала сформулируем свою позицию по выявлению специфических аспектов реализации ментально-миссионного подхода в образовательном процессе современного суворовского военного училища.
С нашей точки зрения, к отличительным чертам реализации ментально-миссионного подхода в образовательном процессе СВУ следует отнести:
- реализацию культурологического содержания образования; сочетание образовательных программ, реализующих общеобразовательный компонент, программ дополнительного образования, направленных на а) формирование практических знаний по основам подготовки к государственной службе; б) личностное самосовершенствование будущего офицера;
- приоритетность формирования миссионной направленности личности суворовцев в образовательном процессе СВУ через создание среды, насыщенной общечеловеческими, национальными ценностями, исторически сложившимися ценностями российского офицерства; нормами морали, религиозной культуры, заповедями и традициями, ритуалами, свойственными миссии военного;
- особый уклад суворовского военного училища, определяемый в соответствии со специализацией, воинскими уставами, руководящими документами соответствующих федеральных министерств и субъектов федераций с учетом возрастных особенностей и возрастной психологией детей;
- сочетание элементов воинской службы, дисциплины и самоуправления суворовцев;
- постоянная педагогическая поддержка будущих офицеров, осуществляемая педагогами и офицерами-воспитателями, оказание им профессиональной поддержки и психологической помощи.
Итак, идеология суворовского образования реализуется в следующей формуле: «Вера в Россию. Жизнь - Отечеству. Честь - ни кому!»
К целям суворовского образования в контексте решения проблемы формирования миссионной направленности личности суворовцев в условиях реализации ментально-миссионного подхода можно отнести:
1) Формирование высокообразованных юношей (девушек), патриотов своего региона и Отечества, включающим «честь», «долг», «гуманизм», «коллективизм», «ответственность», «верность присяге», «патриотизм», «нравственную свободу», готовых к дальнейшему обучению в образовательных учреждениях высшего (среднего) профессионального образования, осуществляющих подготовку к государственной службе;
2) Обеспечение доступного качественного среднего общего образования, независимо от места проживания, социального статуса в условиях раздельного обучения и совместного воспитания юношей и девушек.
Основными задачами суворовского образования в контексте решения проблемы формирования миссионной направленности личности суворовцев в условиях реализации ментально-миссион-ного подхода являются: а) утверждение в сознании и чувствах воспитанников исторически сложившихся ценностей российского офицерства, взглядов и убеждений, свойственных миссии военного; б) уважение к культурному и историческому наследию России, к историческим гражданским, военно-патриотическим, трудовым и нравственным традициям; в) повышение престижа военной и гражданской службы; г) воспитание и развитие профессионально-значимых для военной профессии качеств личности таких, как призвание, героизм, самоотверженность, верность, благородство, справедливость, добросовестность, достоинство, воля, патриотичность.
К принципам организации образовательного процесса СВУ в условиях реализации ментально-миссионного подхода в контексте данного исследования следует отнести:
І) Природосообразности: вышеперечисленные профессионально-значимые качества присущи каждой личности, следовательно, задача офицеров-воспитателей и педагогов СВУ заключается в их «пробуждении» и развитии;
2) Гуманизма: обеспечение в образовательном процессе СВУ диалога, сотрудничества, взаимодействия, партнерства, другодоми-нантности, толерантности, эмпатии и др.
3) Мотивации: выбор офицером-воспитателем, педагогом таких действий, которые максимально мотивирует суворовца к получению профессии военного, постижению миссии характерной для профессиональной деятельности российского офицера;
4) Целостности: принятие личности воспитанника в единстве всех ипостасей человеческого в человеке, в неразрывном единстве биологического, психического, социального и духовного;
5) Деятельности: воспитание суворовцев через организацию их жизни и деятельности, приобретения ими необходимого опыта;
6) Эгоцентризма: обращение к внутреннему миру воспитанника, воспитание чувства лидерства и ответственности, как перед окружающими, так и перед самим собой; позитивная «Я-концепция», определяющая отношение человека к окружающему миру и к себе, включает: самопринятие; способность к личностной рефлексии, умение оценивать и владеть своими чувствами, определять поведение, управлять собой; знание самого себя (реакций, функций, влечений, темперамента, особенностей характера, стиля и тактики своей жизни); способность к эмпатии, толерантности; чувство собственного достоинства, самоуважение, активность, лидерство, оптимизм; интеллектуальную и эмоциональную независимость, готовность к самостоятельному жизненному выбору и пр.;
7) Диагностики: использование мониторинга результатов формирования миссионной направленности личности суворовцев (2, с. 52-55).
Реализация ментально-миссионного подхода в образовательном процессе СВУ имеет своей целью содействие становлению и развитию личности воспитанника, оптимизацию условий формирования миссионной направленности личности суворовцев. К принципам взаимодействия педагога (офицера-воспитателя) и воспитанника в процессе формирования миссионной направленности личности будущих офицеров в условиях реализации ментально-миссионного подхода мы относим: согласие воспитанника на помощь и поддержку; опора на наличные силы и потенциальные возможности личности; вера в эти возможности; ориентация на способность воспитанника самостоятельно преодолевать препятствия; совместность, сотрудничество, содействие; конфиденциальность; доброжелательность и безоценочность; безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; реализация принципа «не навреди»; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.
Основные направления формирования миссионной направленности суворовцев в условиях реализации ментально-миссионного подхода в образовательном процессе СВУ осуществляются через:
1) Нравственно-патриотическое просвещение: а) уроки гуманитарного цикла как средство знакомства суворовцев с военно-нравственными традициями российского офицерства; б) введение занятий по этикету с целью формирования у воспитанников навыков культурного поведения; в) психологические тренинги, направленные на развитие у суворовцев способности к личностной рефлексии, направленной на развитие профессионально значимых качеств личности будущего офицера; г) занятия, направленные на выработку у воспитанников навыков нравственного поведения (в рамках внеплановой работы по воспитательной работе);
2) Поощрение (объявление благодарности; снятие ранее наложенного взыскания; похвальный отзыв в письме к родителям /лицам их заменяющим/ и т.д.); и наказание (замечание; выговор; строгий выговор; лишение очередного увольнения из расположения училища в предвыходные и выходные дни; лишение воинского звания с отстранением от выполнения служебных обязанностей; отчисление из училища), при этом следует отметить, что поощрение воспитанников является средством создания ситуаций успеха и закрепления положительной оценки их поведения, как в учебе, так и в быту;
3) Воспитательную работу в казармах: соревнование как средство стимулирования их поведения в быту на основе общественного мнения;
4) Спортивно-оздоровительную и военно-патриотическую работу: воспитание здорового образа жизни суворовцев, выработка у них навыков нравственно-патриотического поведения, развитие и реализация личностных качеств будущих офицеров.
Таким образом, можно говорить о том, что в условиях реализации ментально-миссионного подхода образовательный процесс современного СВУ имеет все возможности для формирования мис-
сионной направленности личности будущих офицеров, что на современном этапе в ситуации реформирования российской армии является чрезвычайно актуальной проблемой.
Литература:
1. Белкин, А. С., Сутырина, Т. А. Ментально-миссионное направление в образовании Текст /А. С. Белкин, Т. А. Сутырина. - М.,
2009. - 237 с. С. 13-14.
2. Воспитание суворовцев в контексте ментально-миссион-ного направления в образовании: материалы методологического семинара воспитателей ЕкСВУ с участием представителей Уральского государственного педагогического университета/ Под ред. Ю.А. Затонацкого, Н.И. Мазарчук, В.И. Сабурова.- Екатеринбург: ООО «ИРА УТК» , 2011. - 98с.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ КОРМОПРОИЗВОДСТВА В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Кочергина Е.П., старший преподаватель кафедры экономики и финансов Смоленского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Обеспечение отрасли животноводства физиологически необходимыми и качественными кормами требует рационального использования всех видов ресурсов. Системное использование ресурсов обеспечивается методами прогнозирования и оптимизации элементов системы кормопроизводства путем государственного стимулирования модернизации кормопроизводства.
Ключевые слова: кормопроизводство; животноводство; экономическое стимулирование; инновация; молоко; мясо;, государственное регулирование.
ECONOMIC INCENTIVES FOR UPGRADE GRASSLAND IN THE SMOLENSK REGION
Kochergina E., Senior Lecturer, Economics and Finance chair, Smolensk branch FGBOU VPO «Russian Academy of National Economy and
the Public Service under the President of the Russian Federation»
Providing livestock industry physiologically appropriate and of good quality foragesrequires management of all types of resources. Systemic use of resources provided by the methods offorecasting and optimization of system elements fodder by the state to promote the upgrading offodder production.
Keywords: grassland; livestock; economic incentives; innovation; milk; meat; government regulation.
Целевой вектор развития сельского хозяйства предопределен политическими устремлениями страны: сделать Россию не только энергетической, но и ведущей мировой продовольственной державой. При этом задача безопасности и социальная цель преобразований в агрокомплексе включает освобождение страны от продовольственной импортозависимости и стабилизацию продуктовых цен.
Несомненно, системообразующим, базисным решением этих задач является технологическая, а точнее машинно-технологическая (учитывая сегодняшние способы производства продовольствия) модернизация сельскохозяйственного производства. Однако наибольший эффект от модернизации следует ожидать от качественных, технологических преобразований в отрасли: использование генетических достижений в растениеводстве и животноводстве, эффективных способов производства продукции включая технические достижения и формирование эффективной системы трансферта этих достижений в широкую практику производства и т. д.
Отрасль кормопроизводства определяет развитие отрасли животноводства, оказывает существенное влияние на биологизацию и экологизацию земледелия и растениеводства, сохранение и воспроизводство плодородия почв, в значительной мере связана с решением проблем ресурсосбережения в сельскохозяйственном производстве и улучшением среды обитания человека. Именно поэтому необходима система экономического стимулирования использования инновационных факторов кормопроизводства, обеспечивающих ее многофункциональность и, в первую очередь, сохранение и повышение продуктивности кормовых угодий.
При разработке системы экономического стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей за улучшение качественных характеристик кормовых угодий необходимо руководствоваться статьей 10 Земельного кодекса Российской Федерации «Виды экономического стимулирования и охраны земель».[1]
В 2006-2009 гг. в Смоленской области значительно возросла государственная поддержка развития сельского хозяйства. В 2009 г. она составила 891,7 млн. руб., что в 2,73 раза выше уровня 2006 г. В 2009 г. на государственную поддержку отраслей растениеводства затрачено 73,6 млн. руб., на поддержку животноводства - 184,9 млн. руб., или в 2,5 раза больше. Учитывая, что производство мяса крупного рогатого скота в области убыточно, а затраты на корма составляют 40-65% в себестоимости животноводческой продукции, очевидно следует увеличивать государственную поддержку отрасли
кормопроизводства, не увеличивая в дальнейшем поддержку отрасли животноводства. В отрасли животноводства следует отдать предпочтение модернизации существующих ферм и комплексов и восстановление не эксплуатируемых, на основе новой, инновационной технологии содержания животных.
В системе государственной поддержки отраслей растениеводства приоритетное значение должно принадлежать стимулированию землевладельцев, землепользователей и непосредственно исполнителей технологических операций, содействующих и обеспечивающих сохранение и повышение плодородия кормовых угодий.
Возможные направления формирования механизма экономического стимулирования использования инновационных факторов в кормопроизводстве сводятся к следующим:
• государственное стимулирование использования инновационных факторов в кормопроизводстве реализуется в общей системе мер за полученный конечный результат конкретными сельскохозяйственными товаропроизводителями;
• приоритет отдается системе мер экономического стимулирования предприятий и организаций сельского хозяйства за улучшение показателей землепользования в кормопроизводстве;
• стимулирование конкретных работников отрасли за качественное выполнение наиболее важных работ по улучшению землепользования в отрасли.
Основными направлениями государственной поддержки отрасли кормопроизводства должны быть:
- мониторинг плодородия угодий в кормопроизводстве;
- приобретение семян районированных и перспективных сортов кормовых трав, зернофуражных и зернобобовых кормовых культур 1-2 репродукции элиты, в том числе и для освоения кормовых севооборотов;
- приобретение техники для кормопроизводства по лизингу;
- освоение кормовых севооборотов;
- внедрение инновационных, почвозащитных и ресурсосберегающих технологий выращивания кормовых культур и заготовки объемистых кормов;
- восстановление мелиоративных систем, обогащение кормовых угодий на пашне свежим органическим веществом, в том числе за счет сидератов;
- известкование и фосфоритизация кормовых угодий;
- приобретение минеральных удобрений, использование в от-