Научная статья на тему 'Технологические аспекты решения проблемы формирования миссионной направленности личности суворовцев в образовательном процессе Екатеринбургского суворовского военного училища'

Технологические аспекты решения проблемы формирования миссионной направленности личности суворовцев в образовательном процессе Екатеринбургского суворовского военного училища Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИССИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ СУВОРОВЦА / КОМПОНЕНТЫ МИССИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС / ВИТАГЕННЫЙ ОПЫТ ВОСПИТАННИКОВ ЕКСВУ / ПРИЕМЫ ВИТАГЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ГОЛОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД ПРОЕКЦИИ / МОТИВАЦИЯ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ К ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЛИЧНОСТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ СУВОРОВЦЕВ / PERSONAL MISSION ORIENTATION OF A SUVOROV MILITARY SCHOOL STUDENT / COMPONENTS OF PERSONAL MISSION ORIENTATION OF A FUTURE OFFICER / INTELLECT-PSYCHOLOGICAL RESOURCE / LIFE EXPERIENCE OF SUVOROV MILITARY SCHOOL STUDENTS / METHODS OF EXPERIENCE-BASED EDUCATION / HOLOGRAPHIC PROJECTION METHOD / MOTIVATION FOR MILITARY AND PROFESSIONAL ACTIVITIES OF FUTURE OFFICERS / PERSONAL REFLECTION OF SUVOROV MILITARY SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Затонацкий Ю. А.

Обосновывается необходимость практической разработки методического обеспечения формирования миссионной направленности личности суворовцев в образовательном процессе ЕкСВУ. Раскрываются сущность, структура и содержание миссионной направленности личности будущих офицеров. Представляются методические аспекты решения исследуемой проблемы на основе педагогического опыта участников образовательного процесса ЕкСВУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technological aspects of students’ personal mission orientation formation problem within the framework of educational process at Suvorov Military School

. This article grounds and substantiates the necessity of methodological support of practical development for students’ personal mission orientation formation within the framework of educational process at Suvorov Military School. It discusses the essence, structure and content of future officers’ mission orientation. The article exposes methodological aspects of the problem solution based on the pedagogic experience of the participants of educational process at Suvorov Military School.

Текст научной работы на тему «Технологические аспекты решения проблемы формирования миссионной направленности личности суворовцев в образовательном процессе Екатеринбургского суворовского военного училища»

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

УДК 355.231.1

ББК Ц439.8(235.55) ГСНТИ 14.33.05 Код ВАК 13.00.01

Ю. А. Затонацкий

Екатеринбург

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИССИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СУВОРОВЦЕВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: миссионная направленность личности суворовца; компоненты миссионной направленности личности будущего офицера; интеллектуально-психологический ресурс; витаген-ный опыт воспитанников ЕкСВУ; приемы витагенного образования; голографический метод проекции; мотивация будущих офицеров к военно-профессиональной деятельности; личностная рефлексия суворовцев.

АННОТАЦИЯ. Обосновывается необходимость практической разработки методического обеспечения формирования миссионной направленности личности суворовцев в образовательном процессе ЕкСВУ. Раскрываются сущность, структура и содержание миссионной направленности личности будущих офицеров. Представляются методические аспекты решения исследуемой проблемы на основе педагогического опыта участников образовательного процесса ЕкСВУ.

Y. A. Zatonatski

Ekaterinburg

TECHNOLOGICAL ASPECTS OF STUDENTS’ PERSONAL MISSION ORIENTATION FORMATION PROBLEM WITHIN THE FRAMEWORK OF EDUCATIONAL PROCESS AT SUVOROV MILITARY SCHOOL

KEY WORDS: personal mission orientation of a Suvorov Military School student; components of personal mission orientation of a future officer; intellect-psychological resource; life experience of Suvorov Military School students; methods of experience-based education; holographic projection method; motivation for military and professional activities of future officers; personal reflection of Suvorov Military School students.

ABSTRACT. This article grounds and substantiates the necessity of methodological support of practical development for students’ personal mission orientation formation within the framework of educational process at Suvorov Military School. It discusses the essence, structure and content of future officers’ mission orientation. The article exposes methodological aspects of the problem solution based on the pedagogic experience of the participants of educational process at Suvorov Military School.

Во все исторические эпохи личность российского офицера характеризовалась набором нравственно-патриотических личностных качеств, сопряженных с миссионной направленностью военно-профессиональной деятельности, проявляющихся в критические для Родины моменты. Опыт подготовки военных кадров накапливался веками со времен Петра I и позднее при учреждении первого «Положения о службе по учебной части» и издании первых программ по всем дисциплинам в военных учебных заведениях (1836—1840 гг.). Именно с этого времени разрабатываются педагогические основы формирования мис-сионной направленности личности российских офицеров и воинов через воспитание таких качеств личности, как призвание, героизм, самоотверженность, верность, благородство, справедливость, добросовестность, достоинство, воля, патриотизм На

современном этапе развития российского общества в силу ряда объективных обстоятельств произошла полная или частичная дискредитация миссии российского военного, в то время как в условиях социальных, экономических и технологических преобразований, реформирования Вооруженных сил Российской Федерации перспективы создания боеспособной и мобильной армии, укомплектованной высококвалифицированными офицерами, во многом зависят от сформированности у них миссионной направленности личности, т. е. направленности офицеров на военно-профессиональную деятельность, сопряженную с выполнением миссии военного, окрашенную эмоционально положительным отношением офицера к военно-профессиональной деятельности, определяемой целевой нравственной установкой на выполнение миссии военного.

Вышеизложенное в целом позволяет говорить о необходимости срочного восполнения данного пробела в рамках образовательного процесса учреждений довузовского военного образования и учреждений высшего военно-профессионального образования. Можно констатировать тот факт, что на протяжении всей своей истории военные учебные заведения России были и остаются основным источником комплектования армии и флота офицерскими кадрами. Однако отсутствие практической разработанности методического обеспечения формирования миссионной направленности личности суворовцев в современном образовательном процессе ЕкСВУ влечет за собой неполноценное содействие системы довузовского военного образования подготовке воспитанников к военно-профессиональной деятельности, несмотря на то, что она априори обладает огромным потенциалом в контексте решения рассматриваемой проблемы. Анализируя различные психологопедагогические источники [2; 7; 8; 9; 10; 11 и др.], а также имеющийся исторический опыт в контексте военно-профессиональной деятельности российского офицерства [1; 3; 4; 5; 6], мы уточнили понятие «миссионная направленность личности суворовца (будущего офицера)» и определили, что оно:

- включает в себя а) направленность воспитанника ЕкСВУ на военно-профессиональную деятельность, сопряженную со знанием миссии военного; б) эмоционально положительное отношение суворовца к дальнейшей военнопрофессиональной деятельности; в) целевую нравственную установку на выполнение миссии военного;

- выражается в присвоении суворовцем личностно значимых качеств будущего офицера, необходимых для выполнения им миссии военного и в стремлении к их развитию;

- осуществляется на основе самореализации будущего офицера в поступках и линии поведения, свойственного российскому офицерству в рамках выполняемой им миссии;

- характеризуется удовлетворенностью личности воспитанника осуществляемой в рамках УВП ЕкСВУ деятельностью, близкой по сути и содержанию к военно-профессиональной.

Таким образом, технологические аспекты формирования исследуемого интегрального качества личности будущего офицера, по нашему убеждению, реализуются посредством осуществления следующих стадий:

1) интенциональной — направленной на осуществление коллективной и личностной рефлексии воспитанников на цели и мотивы военно-профессиональной

деятельности;

2) операциональной — направленной на осуществление суворовцем личностной рефлексии на процессы реализации миссии военного в дальнейшей военнопрофессиональной деятельности и присвоения личностно значимых качеств российского офицерства;

3) когнитивной — направленной на понимание будущим офицером сути и содержания военно-профессиональной деятельности, миссии военного;

4) игровой — позволяющей создать поле эмоционально-интеллектуального напряжения, пробудить интерес к восприятию, осмыслению информации на основе интеграции витагенного опыта и интеллектуально-психологического ресурса воспитанников.

При этом на каждой стадии должны использоваться диагностические методики, направленные на оценивание коллективной и личностной рефлексии суворовцев в контексте самореализации и удовлетворенности деятельностью, осуществляемой в рамках УВП ЕкСВУ, схожей с военно-профессиональной деятельностью, а также позволяющие педагогу-исследователю отслеживать реальное состояние сформированности личностно значимых качеств будущих офицеров в рамках определенных и апробированных критериев.

Технологические аспекты применительно к цели исследования могут быть представлены через рассмотрение: 1) предмета (миссионная направленность личности будущего офицера); 2) процесса (актуализация витагенного опыта и интеллектуально-психологического ресурса воспитанников); 3) средств (возможности а) гуманитарных дисциплин (истории, литературы, географии); б) системы воспитательной работы ЕкСВУ; в) предпрофессиональной военной подготовки; г) психологического ресурса ЕкСВУ); 4) методов и форм (примеры, диспуты, дискуссии, нравственное упражнение, ситуации нравственного выбора, игровое проектирование нравственных ситуаций, мозговые штурмы, сочинения, рассуждения, образно-рефлексивные упражнения, тренинги, лекции, практические занятия, занятия в микроколлективах, пресс-конференции, этико-философские беседы, встречи с ветеранами ВОВ, Героями СССР и России, участниками боевых действий, действующими офицерами, выпускниками Ек-СВУ и пр.); 5) внешних условий (учебновоспитательная среда; среда предпрофес-сиональной военной подготовки; формы их организации и взаимодействия); 6) внешних норм (исторически сложившийся образ российского офицера); 7) результата

(удовлетворенность процессом образования, сосредоточенном на формировании миссионной направленности личности суворовца; присвоенность личностно значимых качеств российского офицерства; самореализация и удовлетворенность деятельностью, осуществляемой в рамках УВП ЕкСВУ, близкой по сути и содержанию к военно-профессиональной). Обращаясь к содержательному наполнению категории «миссионная направленность личности суворовца», выделим компоненты данного интегрального качества: 1) эмоционально положительное отношение к дальнейшей военно-профессиональной деятельности; 2) направленность на военно-профессиональную деятельность, сопряженную с выполнением миссии военного; 3) целевая нравственная установка на выполнение миссии военного; 4) присвоенность лично-стно значимых качеств российского офицера — ответственность, справедливость, честность, независимость, эмоциональная устойчивость, толерантность, контактность; 5) самореализация в деятельности в рамках УВП ЕкСВУ, близкой по сути и содержанию к военно-профессиональной, на основе актуализации личностного потенциала, определяемого следующими личностными качествами — центрированность на проблеме, потребность в познании, оптимизм, друго-доминантность, креативность, спонтанность, автономность, самопонимание, контактность; 6) удовлетворенность осуществляемой в рамках УВП ЕкСВУ деятельностью, близкой по сути и содержанию к военно-профессиональной.

Процедура преобразования данных компонент в совокупность личностных новообразований и является стержневым моментом в разработке технологических аспектов процесса формирования миссион-ной направленности личности суворовцев в образовательном процессе ЕкСВУ. Решение этой задачи предусматривает рассмотрение:

1) внутренней мотивации воспитанников — потребностей, мотивов, значения и смысла осуществления военно-профессиональной деятельности, выполнения миссии военного;

2) внутренних условий — способности суворовцев к военно-профессиональной деятельности; 3) внутренних норм будущих офицеров — нравственно-этических оценок; 4) ви-тагенного опыта учащихся ЕкСВУ; 5) когнитивной составляющей — объективного представления суворовцев о сути и содержании военно-профессиональной деятельности, миссии военного, совокупности личностно значимых качеств российского офицерства. Как показывает наш профессиональнопедагогический опыт в области довузовского военного образования, технологические

аспекты формирования миссионной направленности личности суворовца реализуются через: а) использование голографического метода проекции в образовательном процессе ЕкСВУ на основе актуализации витагенного опыта и интеллектуальнопсихологического ресурса воспитанников;

б) развитие у воспитанников суворовского военного училища мотивации к военнопрофессиональной деятельности на основе исследования системы формирования мотивационной сферы профессиональной деятельности российского офицерства и внедрение элементов этой системы в учебновоспитательный процесс ЕкСВУ; в) развитие у суворовцев личностной рефлексии с целью оптимизации присвоения ими профессионально значимых качеств будущих офицеров.

Для актуализации витагенного опыта и интеллектуально-психологического ресурса необходимо их изучить. Относительно исследования интеллектуально-психологического ресурса следует использовать специально подобранный психолого-педагоги-ческий диагностический инструментарий.

Адаптивная технология изучения ви-тагенного опыта участников образовательного процесса ЕкСВУ при формировании миссионной направленности личности суворовцев содержит следующие шаги: 1) выявление содержания витагенного опыта воспитанников с помощью визуализации; 2) выявление витагенного опыта суворовцев с помощью экспресс-опросов; 3) выявление витагенного опыта с помощью его вербализации всеми участниками образовательного процесса; 4) анализ витагенного опыта, выявление его характера и объема, установление связей между ними; 5) определение базового, устойчивого, существенного и личностно значимого ценного опыта в контексте исследуемой проблемы; 6) определение оснований для классификации витагенного опыта, его классификация; 7) определение возможности целенаправленного педагогического воздействия на сознание воспитанников на основе актуализации их витагенного опыта и интеллектуально-психологического ресурса в условиях формирования миссионной направленности личности; 8) определение условий для использования коллективного витагенного опыта в процессе формирования миссионной направленности личности будущих офицеров; 9) привлечение витагенного опыта участников образовательного процесса ЕкСВУ к формированию миссионной направленности.

К приемам витагенного образования в контексте решения проблемы формирования миссионной направленности личности суворовцев мы относим приемы: стартовой актуализации жизненного опыта будущих офицеров; конструирования незаконченной

образовательной модели; ретроспективного сослагательного наклонения; творческого синтеза образовательных проекций; вита-генного анализа; образовательных проекций; «жизненные перекрестки».

Развитие у воспитанников ЕкСВУ мотивации к военно-профессиональной деятельности подчиняется определенному алгоритму (логике). Первый шаг этого алгоритма предписывает педагогу (офицеру-воспитателю) следует максимально четко осознать, какую модель военно-профессиональной деятельности он хочет получить от воспитанника. Это очень важный момент в алгоритме — начать с конца. В противном случае все действия по формированию мотивации будут носить недостаточно целенаправленный характер. Результат этого шага — понимание педагогом (офицером-воспита-телем) модели военно-профессиональной деятельности будущего офицера. Следующий шаг заключается в том, чтобы понять, какие потребности воспитанник сможет удовлетворить с помощью данной модели, так как развитие мотивации априори не является манипуляцией сознанием будущего офицера, а позволяет помочь педагогу сформировать у суворовца нужный мотив. В контексте сказанного развиваемая мотивация должна быть полезна прежде всего воспитаннику. Для того чтобы понять, какие потребности суворовцев может удовлетворить модель военно-профессиональной деятельности, каждого из них следует достаточно хорошо знать или начать узнавать. В этом случае педагогу (офицеру-воспи-тателю) на помощь приходит актуализация витагенного опыта и интеллектуальнопсихологического ресурса воспитанников. Выявив потребности, следует проверить, насколько они актуальны для воспитанника в настоящий момент и перейти к третьему шагу — повышению актуальности данных потребностей через: а) привязку их к дру-

гим потребностям; б) повышение значимости выявленных потребностей. Четвертый шаг (после того как педагог увидел, что нужная потребность актуализировалась) — предложение конкретного способа удовлетворения потребности, т. е. модели военно-профессиональной деятельности. Следующий шаг — это комментарии военно-профессиональной деятельности, и чем они конкретнее, тем лучше. Последний содержательный шаг — проверка наличия мотивации. Если мотивация воспитанников к военно-профессиональной деятельности развивается — хорошо, а если нет, то необходим возврат на один из предыдущих шагов. Такова в общих чертах логика развития мотивации к военнопрофессиональной деятельности.

Развитие личностной рефлексии будущих офицеров осуществляется: а) при помощи формирования осознанного отношения воспитанника к событиям своей жизни в целом и ЕкСВУ в частности, времени своей жизни, процедуре выбора профессии и осознанию своих желаний; б) через формирование рефлексивной позиции по отношению к различным жизненным стратегиям, таким, как «иметь» и «быть», «сознательный выбор», и отношению к жизни;

в) через осознание воспитанниками необходимости присвоения таких личностно значимых качеств российского офицерства, как ответственность, справедливость, совестливость, честность, независимость, эмоциональная устойчивость, толерантность, контактность. Развитию личностной рефлексии у будущих офицеров способствует специально разработанный психологической службой ЕкСВУ тренинг «Развитие личностной рефлексии суворовцев».

Таковы общие характеристики основных технологических аспектов формирования мис-сионной направленности личности суворовцев в образовательном процессе ЕкСВУ.

ЛИТЕРАТУРА

1. АЛПАТОВ Н. И. Очерки по истории кадетских корпусов и военных гимназий в России. Рязань, 1948.

2. БЕЛКИН А. С., СУТЫРИНА Т. А. Ментально-миссионное направление в образовании : монография. М. : Спутник, 2009.

3. ВОЛКОВ С. В., ГАЛУШКО Ю. А., КОЛЕСНИКОВ А. А. Школа российского офицерства. М. : Русский мир, 1993.

4. ДРАГОМИРОВ М. И. Одиннадцать лет. 1895—1906 : сб. оригинальных и переводных статей : в 2 кн. СПб., 1909.

5. ЖЕЛЕЗНЯК Л. Ф. и др. Курс военной психологии / ВУ. М., 1995. Ч. 2.

6. КОСТОУСОВ Н. С., АБЗАЛОВ А. А., ЗУБАРЕВ И. А. Генезис нравственного воспитания в отечественном кадетском образовании // Общие проблемы образования. 2006. № 3 (39).

7. МАКЛАКОВ А. Общая психология. СПб. : Питер, 2001.

8. МЯСИЩЕВ В. Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева. М. : Ин-т практической психологии ; Воронеж : НПО «МОД ЭК», 1995.

9. РУБИНШТЕЙН С. Л. Основы общей психологии / сост. А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. СПб. : Питер, 2000.

10. СПИРИДОНОВА Н. Ю. Связь направленности личности с выбором профессии в юношеском возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2011.

11. ЯКОБСОН П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М. : Политиздат, 1969.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Т. А. Сутырина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.