Научная статья на тему 'Анализ функционирования системы военно-профессиональной подготовки курсантов авиационных вузов'

Анализ функционирования системы военно-профессиональной подготовки курсантов авиационных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
534
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / КУРСАНТЫ АВИАЦИОННЫХ ВУЗОВ / ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА / SYSTEM OF MILITARY PROFESSIONAL TRAINING / STUDENTS OF FLYING SCHOOLS / EXPERIMENTAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакланов И. О.

В статье проведен конструктивный и системный анализ содержания, организации и существующей практики военно-профессиональной подготовки курсантов авиационных вузов. Выявлены недостатки, трудности и положительные тенденции в функционировании системы военно-профессионального образования, позволяющие развить и дополнить её новыми фактами и полезными практическими идеями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FUNCTIONING OF SYSTEM OF MILITARY PROFESSIONAL STUDENTS’ TRAINING IN FLYING SCHOOLS

The article deals with constructive and system analysis of contents, structure and existing practice of military professional students’ training in flying schools. Revealed limitations, difficulties and positive tendencies of functioning of the system of military professional education allow developing it and adding some new facts and ideas.

Текст научной работы на тему «Анализ функционирования системы военно-профессиональной подготовки курсантов авиационных вузов»

российского патриотизма. Продукт предшествующей эпохи - советский человек всё более уходит на задний план.

4. Негативное отношение к общественно-полезной деятель-ности.Новые формы труда и оплаты, изменившееся отношение к собственности вызывают у подростков желание получить как можно больше, не используя никакого труда. Отсюда вытекает следующая проблема

5. Безнравственное и асоциальное поведение. Тяжёлые социальные условия толкают подростков на преступления. Криминализация молодёжной среды, наркомания, алкоголизм дестабилизируют общество. Таким образом, функция воспитания в сфере образования становится сегодня важнее функции обучения.

Всё это, безусловно, ставит вопрос о необходимости изменения самих принципов воспитательной работы с учащимися в суворовских военных училищах. Помимо этого, в реалиях современного СВУ существует основное противоречие между направленностью педагогического процесса на обучение и педагогическое воздействие, как главной детерминанты реализации государственных стандартов в удовлетворении запросов государства, и необходимостью переориентации образовательной системы на удовлетворение потребностей личности в свободном и ответственном самоопределении, саморазвитии и самореализации, как главной ценности гражданского общества.Вышеизложенное привело к необходимости разработки новой концепции воспитательной системы училища, мак-

симально способствующей формированию миссионной направленности личности суворовцев.

Вышеизложенные размышления и привели нас к выявлению обозначенного комплекса педагогических условий повышения эффективности формированиямиссионной направленности личности суворовцев в образовательном процессе СВУ

Литература:

1. Ильин Е.П. «Мотивация и мотивы». - СПб.: «Питер», 2002 - 507с.

2. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности// Вопросы психологии. - 1987. - № 5.- С.- 129-139.

3. Маслоу А. Мотивация и личность.- СПб.: Евразия, 1994.478 с.

4. Степанов С. Ю., Семёнов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии.- 1985.- № 3.- С. 31-40.

5. Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций.- М.: Наука, 2000.- 240 с.

6. Арышева О.. Изучение использования рефлексии подростками и студентами// Журнал практического психолога, № 3, 2004.

7. Тюков А.А. О путях описания психологических механизмов рефлексии. // Проблемы рефлексии. - Новосибирск, 1987.- С. 68-76.

АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВОЕННОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ АВИАЦИОННЫХ ВУЗОВ

Бакланов И.О., к.г.н., доцент, директор ВФ МГЭИ

В статье проведен конструктивный и системный анализ содержания, организации и существующей практики военно-профессиональной подготовки курсантов авиационных вузов. Выявлены недостатки, трудности и положительные тенденции в функционировании системы военно-профессионального образования, позволяющие развить и дополнить её новыми фактами и полезными практическими идеями.

Ключевые слова: система военно-профессиональной подготовки, курсанты авиационных вузов, опытно-экспериментальная работа.

ANALYSIS OF FUNCTIONING OF SYSTEM OF MILITARY PROFESSIONAL STUDENTS’ TRAINING IN FLYING SCHOOLS

Baklanov I., candidate of geographical science, associate professor, director of Voronezh branch of Moscow institute of Economy and

Humanitarian sciences

The article deals with constructive and system analysis of contents, structure and existing practice of military professional students’ training in flying schools. Revealed limitations, difficulties and positive tendencies of functioning of the system of military professional education allow developing it and adding some new facts and ideas.

Keywords: system of military professional training, students of flying schools, experimental work.

В высшей военной школе военно-профессиональная подготовка призвана осуществлять формирование профессионально важных качеств специалиста, которые обеспечивают ему возможность продуктивно выполнять обязанности по должностному предназначению. Ввиду этого военно-профессиональная подготовка организуется в авиационных вузах, ведущих подготовку специалистов инженерного, командно-инженерного и командного профилей к деятельности, связанной с организацией и выполнением задач и различных видов обеспечения действий частей и подразделений.

Специальным предметом опытно-экспериментальной работы в шести вузах ВВС явился конструктивный и системный анализ содержания, организации и методики военно-профессиональной подготовки курсантов, результаты которого были представлены в констатирующей части педагогического эксперимента. Опора на профессиональную практику, передовой педагогический и военно-профессиональный опыт представляют собой решение важной задачи исследования. В основу анализа деятельности командования экспериментальных вузов и его структурных подразделений по совершенствованию военно-профессиональной подготовки курсантов авиационных вузов были положены: методы наблюдения, беседы, изучение хода и результатов учебных занятий, обобщение независимых характеристик, изучения и анализа различных документов, экспертных оценок и др. Сбор и обработка полученных данных осуществлялась с помощью заранее

подготовленных формализованных бланков, наблюдений, регистрации результатов образовательной деятельности и результатов изучения документов военно-профессиональной подготовки офицерских кадров.

Данная методика констатирующего эксперимента позволила в определённой степени составить полное и точное представление о состоянии рассматриваемой проблемы в реальной профессиональной практике, глубже понять происходящие в ней процессы, так как анализ военно-профессиональной подготовки курсантов авиационных вузов был целеустремленным и планомерным. Это в значительной степени помогло избежать случайностей и ошибок, подметить типичные положительные и отрицательные тенденции непрофессиональной подготовке курсантов, раскрыть его взаимосвязи с другими педагогическими процессами.

Изучение 120 руководящих документов по рассматриваемой проблеме показало, что в настоящее время в экспериментальных вузах военно-профессиональной подготовке курсантов придаётся определённое значение. Нормативно-правовой базой определено, что основные усилия руководящего и профессорско-преподавательского состава авиационных вузов должны быть подчинены одной образовательной цели - качественному выполнению стоящих перед курсантами многочисленных и сложных задач военно-профессиональной подготовки в высшей военно-авиационной школе.

Противоречивое влияние на профессионализацию учебных дисциплин в авиационных вузах оказало формировании и реформирование российской системы военного образования. В основу всех преобразований была положена Концепция развития системы военного образования и Стратегический план совершенствования профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих МО РФ на период до 2020 года [3,4]. Их главной целью было выведение имеющейся системы военного образования на качественно новый уровень, обеспечивающий радикальное повышение профессионализма и общей культуры военных кадров, формирования у офицеров высоких нравственных качеств гражданина и защитника Отечества. По мнению специалистов в области отечественного военно-профессионального образования, высшая, в том числе военная школа, переживает сложный период своего функционирования, так как вузы имеют множество проблем, нерешенных вопросов [1,2].

В беседах с 96 преподавателями военно-инженерных кафедр выяснилось, что достижение необходимого соотношения между теоретическим и прикладным компонентами в содержании военно-специальных предметов является для вузовских педагогов непростым делом. Основные причины трудностей заключаются в недостатке у многих военных педагогов психолого-педагогических знаний. Исследование показало, что в экспериментальных вузах в среднем только каждый третий преподаватель имеет базовое психолого-педагогическое образование и является выпускником профильных отделений военных институтов, академий и университетов.

Педагогический анализ рассматриваемых направлений реформирования системы военного авиационного образования позволяет сделать определенные обобщения. Проводимые мероприятия крайне противоречиво отражаются на сложившейся практике военно-профессиональной подготовки курсантов, не всегда ведут к прогрессивным изменениям. Во-первых, эффективность преподавания общепрофессиональных и военно-специальных дисциплин в экспериментальных вузах заметно снизилась. Данный факт подтверждается результатами посещения занятий в военных институтах и академиях (университетах) в 2005-2011 годах. Целесообразно заметить, что в 2005-2011 годах эксперты посетили более 178 занятий в экспериментальных вузах. В качестве экспертов было привлечено 86 опытных преподавателей кафедр, офицеров и методистов учебных отделов авиационных вузов. Во-вторых, наметились следующие негативные тенденции: нарастание частных проблем в военно-профессиональной подготовке курсантов; падение престижа военного образования; снижение уровня квалификации преподавателей общепрофессиональных дисциплин; проблема сохранения научно-педагогических кадров в авиационных вузах; необъективность контроля и оценки военно-профессиональной подготовки с учётом требуемых уровней их обученности по общепрофессиональным и военно-специальным предметам.

Анализ современного состояния военно-профессиональной подготовки курсантов семи экспериментальных вузов показал, что в высшей военной школе ВВС имеется определённый сложившийся в условиях их реформирования опыт по формированию у них необходимых военно-специальных знаний, навыков, умений, профессиональных важных боевых, физических, психологических качеств и профессиональных компетенций. Военно-профессиональная подготовка будущих офицеров в экспериментальных вузах в целом носит целенаправленный характер, но его возможности используются не полностью из-за трудностей социально-экономического и военно-технического характера, которые испытывает вся без исключения высшая военная школа.

Анализ практики в экспериментальных вузах свидетельствует, что период преобразований в системе военно-авиационного образования был вызван рядом факторов, к которым можно отнести: 1) научнотехнический прогресс, инициировавший развитие вооружения и военной техники на качественно новой основе; 2) создание новых видов Вооруженных Сил, потребовавшее значительного количества высококлассных специалистов с высшим профессиональным образованием; 3) развитие военной науки и искусства с учетом применения оружия массового поражения, новых современных угроз человечеству и Российской Федерации; 4) возрастание уровня образования в стране и призыв на срочную службу солдат, имеющих высшее и среднетехническое образование.

Анализ военно-профессиональной подготовки офицерских кадров в экспериментальных вузах показал, что существенно изменилось содержание профессионального авиационного образования. Пересмотрены программы обучения курсантов в сторону усиления фундамен-

тальной математической и естественно научной (до 12% учебного времени) и общепрофессиональной (до 21%) подготовки. Значительно увеличился блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин (до 15%). При этом на военно-профессиональные дисциплины с учетом войсковых стажировок и практик в инженерных вузах отводится до 52%, а в командных - до 60% учебного времени.

Системный анализ военно-профессиональной подготовки курсантов свидетельствует, что ее результаты зависят от ряда причин, противоречиво влияющих на ее эффективность. Причины, как показали результаты констатирующего эксперимента, имеют объективный и субъективный характер.

Изучение мнений молодых офицеров и курсантов старших курсов показывает, что их не удовлетворяет в военно-профессиональной подготовке в вузах: низкая подготовленность преподавателей, отсутствие личной примерности в выполнение того, что они преподают; абстрактный характер преподавания, оторванность от жизни войск, слабый учет в преподавание особенностей будущей профессиональной деятельности офицера; отсутствие практических рекомендаций по работе с людьми (особенно в отдаленных гарнизонах, в условиях ведения боевых действий).

Анализ недостатков свидетельствует, что они являются следствием слабой теоретической и методической подготовки преподавателей, низкого уровня их военно-профессиональной педагогической культуры. Одной из причин этого является отсутствие специального педагогического образования. Например, из общего числа преподавателей военной психологии и педагогики, авиационных вузов закончили отделение специализации военно-педагогического факультета Военного университета 25%, обучались на других отделениях - 10%, причем из гражданских вузов -35%, назначено из войск 30% офицеров.

С целью определения уровня профессиональной подготовленности выпускников и координации программы формирующего эксперимента в экспериментальных вузах были проведены: изучение профессиональной деятельности молодых офицеров - выпускников, беседы с ними и их командирами; анализ служебных отзывов и ответов командиров частей на карточку-запрос о службе выпускников. Исследование показало, что более половины из них обладают необходимыми для офицера качествами, знаниями, навыками и умениями, проявляют себя профессионально подготовленными специалистами, командирами, руководителями - носителями нравственности и культуры. Проведенный среди 160 молодых офицеров анализ показал, что 56% из них сдали выпускные государственные экзамены на «хорошо» и «отлично», 40% из них аттестованы на вышестоящие должности, 35% стали командирами и инженерами подразделений.

Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют, что около половины молодых офицеров в течение двух-трёх лет после окончания авиационных вузов становятся квалифицированными специалистами. Так, из 200 молодых офицеров 45% стали классными специалистами, а из них 37% - специалистами 1 и 2 классов. В большинстве экспериментальных фактов характеристики, данные курсантам в выпускных аттестациях, подтверждаются в войсках. Однако целесообразно отметить, что эти характеристики подтверждаются далеко не у всех. У многих молодых авиаторов отмечается низкий уровень творческой служебной активности, 35% авиаторов выполняет лишь необходимый минимум должностных обязанностей; у 35% обследуемых проблема служебной карьеры не имеет особого значения; 55% молодых офицеров добросовестно выполняют свои обязанности, исходя из чувства долга и нежелания подвести своего непосредственного командира; 44% хорошо служат, так как привыкли честно делать свое дело; более 40% молодых авиаторов откровенно неудовлетворенны военной службой.

Анализ отзывов показал, что не все молодые офицеры способны быть квалифицированными специалистами, успешно преодолевать возникающие трудности профессионального и психолого-педагогичес-кого характера. К примеру, в 35% отзывов уровень профессиональной подготовленности выпускников оценивался как низкий или ниже среднего.

Исследование показало, что 72% выпускников становилось в должности в срок до одного года. В то же время в 35% служебных отзывов было отмечено, что за период более одного года после выпуска из вуза молодого офицера нельзя считать освоившим должность. Было определено, что сроки становления выпускников экспериментальных вузов колеблются в среднем от полугода до полутора лет. В процессе анализа служебных отзывов, бесед с молодыми офицерами, обращалось внимание как на сроки профессионального становления молодых офицеров в должности, так и на то минимальное время, по исте-

Рис. 1 Время качественного выполнения профессиональных обязанностей

чении которого они могли качественно выполнять свои профессиональные обязанности (рисунок 1).

Среди профессиональных негативных особенностей выпускников авиационных вузов были отмечены: неумение действовать практически при наличии определенных профессиональных знаний; установление чрезмерной дистанции или ее отсутствие в отношениях с подчиненными, вследствие небольшой разницы в возрасте; преимущественно «словесный» характер осуществления профессиональной «деятельности», недостаточное использование творческих приемов в работе с военнослужащими; недостаточно устойчивая направленность и ценностная ориентация на военную службу, и как результат - низкий уровень профессиональной готовности.

Анализ действующей системы профессиональной подготовки будущих офицеров экспериментальных вузов ВВС позволил определить наличие существенных недостатков как в ходе формирования командно-методических навыков, так и навыков обучения и воспитания военнослужащих. В авиационных вузах недостаточно обеспечивается единство подготовки слушателей и курсантов к профессиональной деятельности в учебное и вне учебное время, ее непрерывность, оптимальное соотношение между теорией и практикой профессиональной подготовки. Не все командиры подразделений курсантов, офицеры-преподаватели имеют достаточную педагогическую подготовленность к работе по формированию у выпускников профессиональных качеств, не все участвуют в этой работе, не всегда действуют целеустремленно и активно. Практика показывает, что проводимая работа, носящая эпизодический характер, не дает нужных результатов. Недостаточно внедряются в образовательный процесс авиационных вузов новые формы и приемы военно-профессиональной подготовки. Наличие недостатков военно-профессиональной подготовке курсантов подтвердили ответы курсантов-выпускников Тамбовского и Балашов-ского авиационных институтов. При существующем уровне военнопрофессиональной подготовки в этих вузах её высокого уровня достигает менее 30% выпускников, основная масса (55%) имеет средний уровень, около 15% - ниже среднего и начальный. Полученные данные послужили основанием для вывода, что существующий порядок формирования военно-профессиональной подготовленности курсантов авиационных вузов нуждается в совершенствовании.

Осуществленный с помощью системного подхода анализ состояния военно-профессиональной подготовки курсантов показал, что такой важной составляющей обучения и воспитания авиационных специалистов в настоящее время уделяется недостаточное внимание. Этому способствует ряд причин: социально-экономическая обстановка в стране; ежегодно понижающийся уровень интеллектуального развития поступающих; слабый интерес курсантов авиационных вузов к гуманитарным наукам; низкая мотивация курсантов к учебе и недостаточная требовательность со стороны преподавателей. В авиационных вузах недостаточно обеспечивается единство подготовки курсантов к военно-профессиональной деятельности в учебное и во вне учебное время, ее непрерывность. Как следствие этого - низкий уровень военно-профессиональной подготовленности выпускников, длительные сроки становления молодых офицеров в должности и трудности в работе с военнослужащими. Для устранения недостатков необходима комплексная работа по определению основных направлений совершенствования военно-профессиональной подготовки курсантов авиационных вузов.

Исходя из указанных недостатков и трудностей в функционировании системы военно-профессионального образования курсантов, в проведенном исследовании были предложены следующие направления их разрешения: повышение эффективности управления качеством профессиональной подготовки офицерских кадров; учебно-методичес-

кое обеспечение профессиональной подготовки обучающихся; реализация воспитательного потенциала в военно-профессиональной подготовке курсантов, научное сопровождение военно-профессиональной подготовки офицерских кадров в высшей военной школе.

Таковы основные и негативные тенденции, выявленные в научном анализе современного состояния военно-профессиональной подготовки офицерских кадров в экспериментальных авиационных вузах. Их обобщенный анализ позволил сформировать определённые теоретические и практические выводы.

1. В качестве развития содержательных концептуальных положений высшего военного профессионального образования в авиационных вузах целесообразно: усилить актуальность и значимость научных и прикладных проблем военно-профессиональной подготовки курсантов; обосновать сущность и содержание военно-профессиональной подготовки офицерских кадров как основы высшего военного профессионального образования; определить педагогический «инструментарий» реализации в авиационных вузах Концепции; показать место и роль военно-профессиональной подготовки курсантов в образовательной деятельности авиационных вузов и др.

2. В плане улучшения и совершенствования организации военнопрофессиональной подготовки офицерских кадров рекомендуется: разработать цель и задачи профессиональной деятельности руководящего, профессорско-преподавательского и курсантского состава авиационных вузов; усилить их активацию и потребность в ней; обосновать педагогический механизм профессиональных воздействий руководящего и профессорско-преподавательского состава как субъектов рассматриваемого процесса и курсантов как его объекта; выявить реальные критерии и показатели определения качества военно-профессиональной подготовки офицерских кадров; определить основные направления и пути повышения её эффективности в высшей авиационной школе; исследовать уровни военно-профессиональной подготовленности курсантов и учет их в образовательной практике авиационных вузах.

3. В методическом плане целесообразно: показать необходимость совокупности и взаимосвязи педагогических методов, приёмов, форм и средств повышения эффективности военно-профессиональной подготовки курсантов в профессиональном становлении выпускников авиационных вузов в войсках; формировать у офицерских кадров методическое мастерство успешной профессиональной деятельности по должностному предназначению.

Литература:

1. Карманов А.И. Актуальные проблемы совершенствования системы военного образования, повышения качества подготовки офицерских кадров // Военное образование. №2. 1997. С. 9-14.

2. Ерёмин В.П. Методологические подходы к формированию доктрины военного образования в России // Военная мысль. № 4. 1997. С.54-64.

3. Стратегический план совершенствования профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации на период до 2020 года, утвержден на заседании Комиссии Министерства обороны Российской Федерации по реализации Стратегий социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации 3 декабря 2008 г.

4. Лямзин М.А. Военно-педагогическая подготовка курсантов (слушателей) ВУЗов: история, теория, практика: Монография. М.: ВПА, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.