Научная статья на тему 'Совершенствование управления системой профессиональной подготовки курсантов в военно-инженерном вузе'

Совершенствование управления системой профессиональной подготовки курсантов в военно-инженерном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / МОДЕЛЬ / TRAINING / MANAGEMENT / MILITARY-PROFESSIONAL COMPETENCE / MILITARY-PROFESSIONAL ORIENTATION / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимов Александр Николаевич

В данной работе рассматриваются процессы управления учебной деятельностью, становлением человеческой личности, формированием её военно-профессиональных и военно-педагогических качеств. Предложены модель формирования профессиональной и военно-профессиональной компетентности офицера инженера-автомобилиста, а также целевая модель формирования военно-профессиональной направленности по этапам подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Training System Management Improvement at the Military Engineering Educational Institution

This article is devoted to the processes of the educational activity management, the formation of a personality, his military-professional and military-pedagogical qualities. The author describes the model of the formation of an officer automotive engineer's professional and military professional competence as well as the objective model of the military-professional orientation formation according to the training stages.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления системой профессиональной подготовки курсантов в военно-инженерном вузе»

УДК 37.00 ББК 74.20

Герасимов Александр Николаевич

кандидат технических наук, профессор г. Рязань Gerasimov Alexandr Nikolaevich

Сап^а1е of Еп§теепп§8,

РгО^ог

Ryazan

Совершенствование управления системой профессиональной подготовки курсантов в военно-инженерном вузе Professional Training System Management Improvement at the Military Engineering Educational Institution

В данной работе рассматриваются процессы управления учебной деятельностью, становлением человеческой личности, формированием её военнопрофессиональных и военно-педагогических качеств. Предложены модель формирования профессиональной и военно-профессиональной компетентности офицера инженера-автомобилиста, а также целевая модель формирования военно-профессиональной направленности по этапам подготовки.

This article is devoted to the processes of the educational activity management, the formation of a personality, his military-professional and military-pedagogical qualities. The author describes the model of the formation of an officer - automotive engineer’s professional and military - professional competence as well as the objective model of the military-professional orientation formation according to the training stages.

Ключевые слова: обучение, управление, военно-профессиональная компетентность, военно-профессиональная направленность, модель

Key words: training, management, military-professional competence, military-professional orientation, model.

В данной работе обучение и воспитание офицерских кадров рассматриваются как процессы управления учебной деятельностью, становлением человеческой личности, формированием её военно-профессиональных и военнопедагогических качеств. При этом общей теорией управления живыми организмами, машинами и обществом является кибернетика [2]. При современном уровне научных знаний трудно представить себе эффективное управление каким-либо процессом без обращения к кибернетике. Более того, использование общей теории управления в традиционно-педагогической сфере оказывается, как и во многих других областях, объективной необходимостью. Это, разумеется, не означает уменьшения роли педагогики и педагогической психологии.

«Управлять - это не подавлять, не навязывать процессу ход, противоречащий его природе, а, наоборот, максимально учитывать природу процесса, согласовывать каждое воздействие на процесс с его логикой» [3, 4]. Лишь понимание природы процесса обучения и воспитания её логики, выработанное педагогической психологией, может служить основой приложения к этому процессу общей теории управления.

Опираясь на положения психолого-педагогической теории и кибернетики, представляется возможным существенно изменить функции как самого ввуза, так и преподавателя, как центральной фигуры в высшем военном учебном заведении, традиционные информационные функции которого, как источника знания, уступят место функциям управления процессом становления специалиста.

Исследователи подчеркивают [3, 4, 5, 6], что разумное применение общей теории управления (кибернетики) в педагогической сфере может стимулировать развитие психолого-педагогической науки, обогащая ее новыми понятиями и ставя перед ней новые, практически важные задачи. В тоже время применение кибернетики не должно быть механическим, догматичным. Ее использование в педагогической практике окажется плодотворным лишь в том случае, если будет основано на понимании специфики процессов обучения и воспитания.

Обучение, как средство социального наследования, является деятельностью, с помощью которой воспроизводится любая другая деятельность [3, 4, 6]. Обучение в его эмпирическом многообразии определяют в различных обобщающих трудах и пособиях как: двусторонний процесс осуществляемый учителем и учеником; целенаправленную деятельность учителя и ученика; процесс умственных и физических действий; особый вид познавательной деятельности человека. Об обучении говорят как о совокупности последовательных и взаимосвязанных действий учителя и руководимых им учениках, направленных на усвоение последними знаний, умений и навыков. Такое определение в определенном, ограниченном смысле верно, поскольку эти действия реально осуществляются, их можно видеть «своими глазами». Но сущность обучения не лежит на поверхности и непосредственно наблюдать её нельзя. Отправной пункт дви-

жения научной мысли должен располагаться на социальном уровне. Этот уровень - первичный, тот, с которого начинается анализ явлений обучения, социальная природа которых никогда не должна упускаться из виду: «... и при теоретическом методе субъект - общество - должен постоянно витать перед нашим представлением как предпосылка» [2]. Исходя из этого, исходной посылкой для характеристики учебной деятельности в рассматриваемой работе служит положение о том, что она должна задаваться социальной программой, которая вступает в действие, когда возникают соотношения между деятельностями преподавания и учения.

Социальный заказ Вооруженным Силам имеет, как правило, две главные стороны: воспроизводство вооруженной защиты национальной безопасности и органичное функционирование страты военнослужащих в обществе [6, 7].

Основой этих процессов выступает компетентность командноинженерных кадров в военно-профессиональной и военно-педагогической деятельности в рамках социального заказа. Управление выполнением социального заказа имеет целью стимулировать указанные процессы. Воздействуя на всю совокупность общественных отношений, на все социальные структуры и виды деятельности, управление решает задачу оптимального функционирования и развития социального организма посредством максимизации активности субъекта и объекта управления. В связи с этим составной частью цели управления выступает военно-профессиональная компетентность офицера, формируемая в ходе учебно-воспитательного процесса в период обучения в военном вузе, после окончания которого выпускник получает квалификационную оценку, закрепленную соответствующим статусом [6, 7].

Основными субъектами управления при этом выступают: командный состав как субъект общего управления; профессорско-преподавательский состав как субъект теоретической подготовки; курсанты как субъекты самоуправления.

Изложенные положения общей стратегии военно-профессиональной компетентности офицерских кадров позволяют осуществить на практике модели-

рование технологии организации обучения и воспитания, разработать целевую и входную модели, определить комплекс основополагающих целей этапов и периодов их военно-профессионального становления.

Целевая модель (модель специалиста), является системообразующим фактором поэтапного формирования подготовленности военного инженера- автомобилиста и определяет сущность самой модели. Она должна включать не только требования к специалисту, предъявляемые его рабочим местом и характером решаемых производственных задач, необходимые знания и умения, но и специфические социальные и психологические качества личности офицера, обеспечивающие эффективность её деятельности как в нормальных, так и в экстремальных условиях в заданное время.

Общая целевая модель формирования военно-профессиональной компетентности офицера основывается на установках, представленных на рис. 1.

Формирование военно-профессиональной компетентности имеет целью:

- стать специалистом широкого профиля, предназначенного для самостоятельной инженерной, исследовательской, управленческой и организаторской деятельности в сфере эксплуатации военной автомобильной техники;

- достижение компетентности в исполнении военно-социальных ролей - быть гражданином Отечества, офицером Вооруженных Сил России.

Достижение этих целей возможно на основе достаточности уровня предрасположенности обучаемого контингента к избранному военно-социальному статусу офицера Вооружённых Сил. Для этого стартовой позицией выступает необходимый уровень способностей при условии направленности личности на исполнение военно-профессиональных, военно-педагогических и военно-

социальных ролей.

Поддержание направленности на достаточном уровне лежит в сфере от желания до мировоззрения и убеждений и характеризуется активностью и избирательностью отношений личности будущего офицера - инженера-автомобилиста. При этом формируется необходимый и достаточный уровень его подготовленности к исполнению военно-профессиональных, военно-педагогических и военно-

социальных ролей, а также надежность жизнедеятельности как в мирное так и в военное время, в особых и экстремальных условиях.

Рис. 1. Сущность модели формирования военно-профессиональной и военно-педагогической компетентности офицера-инженера-автомобилиста

В связи с этим перед субъектами управления основные группы целевых задач сводятся к следующему: поэтапное формирование военно-

профессиональных, военно-педагогических и военно-социальных значимых качеств, осуществляемых на основе поддержания и развития полноценной и устойчивой мотивации у будущих офицеров-инженеров автомобильной специализации. Исследования показывают, что ведущие мотивы учения у курсантов всех курсов это военно-профессиональные, научно-познавательные и общественные.

Сила таких мотивов изменяется от курса к курсу. Возрастают, к примеру, военно-профессиональные и общественные, несколько уменьшается роль научно-познавательных мотивов, значительно ослабевают мотивы собственного благополучия, получения личных выгод после окончания ввуза [1, 2, 6].

Рассматривая мотивационные факторы в зависимости от уровня общественной активности и успеваемости, установлено, что в группе курсантов с высокой общественной активностью и успеваемостью самыми значимыми являются научно-познавательные мотивы, причем сила их значительно выше, чем у курсантов с низким уровнем активности. Расхождение в оценке этих мотивов становится особенно заметным, когда речь идет о привлекательности самого процесса познания, об отношении к творческому проектированию - к учебному труду.

Целевая модель должна определять стратегию достижения цели военнопрофессиональной подготовленности и, прежде всего, решение проблем, связанных с типовыми задачами, которые курсанты должны научиться выполнять, а также методов оценки и контроля требуемого уровня их знаний и умений, компонентов человеческого фактора, являющихся определяющими при формировании компетентности и ее составляющих.

В процессе достижения общей цели обучаемые проходят через три периода (рис. 2): поступление в Военный автомобильный институт; обучение в институте; служба в Вооруженных Силах.

Входная модель имеет целью определение наиболее предрасположенных абитуриентов к осуществлению военно-профессиональной направленности военного инженера автомобильной специализации.

Динамическая модель имеет целью поэтапное формирование в вузе военно-профессиональной и военно-педагогической подготовленности обучаемых на основе сохранения и развития их предрасположенности.

Выходная модель - это модель выпускника института. Модель идеального, наиболее полного соответствия личности выпускника профессии офицера - военного инженера автомобильной службы обновленных Вооруженных Сил России.

На первом периоде подготовки с помощью входной модели решаются задачи оптимизации процесса отбора пригодных абитуриентов для обучения в Военном автомобильном институте, повышения его эффективности и качества. В этот период осуществляется анализ и оценка информации о поступающем контингенте, производится коррекция модели обучения и воспитания курсантов, разрабатываются планы коррекции функционирования органов управления ввузов.

На втором периоде (динамическая модель) решаются задачи оптимизации учебно-воспитательного процесса в институте, определяются пути повышения его эффективности и качества. При этом возможно уточнение положений концептуальной модели поэтапного формирования компетентности обучаемых к военно-профессиональной и военно-педагогической деятельности, вырабатываются управленческие решения, осуществляется программирование и планирование их выполнения; проводится диагностирование и контроль исполнения принятых решений.

На третьем периоде (выходная модель) осуществляется решение задачи анализа и оценки обратной информации о реальной военно-профессиональной и военно-педагогической деятельности выпускников института в войсках, самооценка выпускников, анализ служебных отзывов на них из войск. В процессе третьего периода производится моделирование реальной военно-

профессиональной и военно-педагогической деятельности выпускников, специалистов автомобильной службы, в войсках; уточняются содержание и критерии военно-профессиональной и военно-педагогической компетентности военного инженера-автомобилиста, формулируются, корректируются основные це-

ли и вырабатываются предложения по совершенствованию учебновоспитательного процесса в вузе.

Рис. 2. Целевая модель формирования военно-профессиональной направленности офицера-инженера автомобильной службы

На основе данных, полученных в результате проведенной работы, были выработаны предложения и скорректирована организация учебно-воспитательного процесса в Рязанском военном автомобильном институте. Эффективность выполненных в период с 2002 по 2008 мероприятий, подтверждается служебными отзывами на выпускников из войск. Так, число выпускников училища, оцененных в указанный период на «отлично» увеличилось с 23% до 35%, а количество отрицательных отзывов сократилось с 9% до 4%.

Значимость целевой модели поэтапной подготовки и становления офицерских кадров подтверждается тем, что сама компетентность выпускников института в исполнении своих функциональных обязанностей по предназначению является одной из главных целей и результатом эффективного управления образовательным процессом в военных автомобильных вузах. При этом, основными субъектами управления выступают: командный состав как субъект общего управления; профессорско-преподавательский состав как субъект теоретической подготовки курсантов; курсанты как субъекты самоуправления. Конкретные пути повышения эффективности управления системой подготовки и становления офицерских кадров и практические рекомендации по их реализации целесообразно адресовать субъектам управления военно-учебных заведений автомобильного профиля и вышестоящим субъектам управления.

Библиографический список

1. Вазина К. Я., Петров Ю. Н., Белиловский В. Д. Педагогический менджмент (концепция, опыт работы) [Текст]: - М.: Педагогика, 1991. - 268 с.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский, под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1996. - 345 с.

3. Моргунов Г.М. Социосинергетика и образование [Текст] / Г.М.Моргунов. - М.: Изд. МЭИ, 2005. - 152 с.

4. Лозовский В.Н. Фундаментализация высшего технического образования: цели, идеи, практика [Текст] / В.Н. Лозовский, С.В. Лозовский, В.Н. Шушкунов. - СПб.: Лань, 2006. -126 с.

5. Огарев Е.И. Компетентность образования: социальный аспект [Текст] / Е.И. Огарев. -СПб.: Изд-во РАО ИОВ, 1999. - 283 с.

6. Шеремет Ю.В. Развитие мотивизации военно-профессиональной деятельности курсантов военных вузов [Текст] / Ю.В. Шеремет. - М.: Педагогика, 1998. - 238 с.

7. Характер современных локальных войн и вооруженных конфликтов и их влияние на военное искусство и облик ВС РФ в XXI веке [Текст]: // Материалы воен.-науч. конференции ВС РФ. - М.: ГШ ВС РФ, 1999. - 224 с.

Bibliography

1. Character of Modern Local Wars and Armed Conflicts and Their Influence on Military Art and Shape of the Armed Forces in the Russian Federation in XXI Century [Text] // Materials of Milit.- Scient. Conference of the Armed Forces in the Russian Federation / - M.: GSh. of the Armed Forces of the Russian Federation, 1999. - 224 p.

2. Lozovski, V.N. Higher Technical Education Fundamentation: Purposes, Ideas, Practice [Text] / V.N. Lozovski, S.V. Lozovski, V.E. Shukshunov. - SP.: Lan, 2006. - 128 p.

3. Morgunov, G.M. Sociosynergy and Education [Text] / G.M.Morgunov. - M.: MEI, 2005. -

152 p.

4. Ogarev, E.I. Competence of Education: Social Aspects [Text]/ E.I Ogarev - SP.: RAO IOV, 1999. -.283 p.

5. Sheremet, Yu.V. Development of Cadets’ Military-Professional Activity Motivation. [Text] / Yu.V. Sheremet. - M: Pedagogika, 1998. - 238 p.

6. Vazina, K. Ya. Pedagogical Management (Conception, Job Experience) [Text] / K. Ya. Vazina, Yu. N.Petrov, V. D.Belilovski. - M.: Pedagogika, 1991. - 268 p.

7. Vygotski, L. S. Pedagogical Psychology [Text] / L. S. Vygotski // Edit. by V.V. Davydov. -M.: Pedagogika, 1996. - 345 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.