5. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя [Текст]. : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 — Педагогика и психология / Л.М. Митина. — М. : Академия, 2004. — 319 с. - ISBN 5-7695-1666-6.
6. Архангельский С.И., Хозяинов Г.И. Совершенствование профессионально-педагогической деятельности преподавателя / Совершенствование педагогического мастерства преподавателя [Текст]. : Метод. объедин. в помощь слушателям факультета новых методов и средств обучения при Политехн. музее... НИИ проблем высш. шк. ; под науч. ред. С.И. Архангельского. — М. : Знание, 1986. — С. 47-60.
7. Сонин В.А. Психолого-педагогический анализ профессионального менталитета учителя [Текст]. / В.А. Сонин // Мир психологии. — 2000. — № 2. — С. 183—191.
8. Фонарёв А.Р. Развитие личности в процессе профессионализации [Текст]. / А.Р. Фонарев // Вопросы психоло-
гии. - 2004. - № 6. - С. 72 -83. - ISSN 0042-8841.
9. Маркова А.К.Психология труда учителя. Книга для учителя [Текст]. / А.К. Маркова. - М. : Просвещение, 1993. -192 с. - ISBN 5-0900- 3639 - 4.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст]. / С.Р. Рубинштейн : В 2 Т./ АПН СССР. - М .: Педагогика, 1989. - 596 с. - ISBN 5 -7155 - 0112 - 1.
ЛАРИОНОВА Марина Александровна, член-корреспондент Международной академия наук педагогического образования, доцент, кандидат педагогических наук, научный сотрудник кафедры общей и педагогической психологии.
Дата поступления статьи в редакцию: 07.10.2008 г.
© Ларионова М.А.
УДК 378 355 В. Н. РОМАШИН
Омский танковый инженерный институт им. Маршала Советского Союза П. К. Кошевого
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОФИЦЕРСКИМ КАДРАМ,
И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ____________________________
Главной целью реформы Вооруженных сил РФ является создание боеспособной армии, что в полном объеме отразилось на процессе модернизации системы военного образования. Основной целью осуществляемых преобразований является создание условий для повышения качества военно-профессиональной подготовки курсантов, отвечающей современным требованиям. Одним из условий этого является совершенствование образовательного процесса в учебных заведениях Министерства обороны РФ путем внедрения инновационных педагогических технологий.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, инновация, самообучение, военно-профессиональная деятельность, педагогическая технология.
Офицер — профессия особая, и эта особенность проявляется в своеобразных требованиях к его качествам. Суть проблемы была выражена еще в XVIII веке генералом М. Драгомировым, считавшим, что роль офицера велика и почетна, но тягость ее не всякому под силу. Офицерская профессия, более чем любая другая, требует призвания. Эта профессия трудна физически, морально и психологически, опасна даже в мирное время, требует высокой самоотверженности, доходящей до самозабвения. Офицерская служба сопряжена со многими лишениями, неудобствами, которые не свойственны другим профессиям. Высокая степень ответственности, ограниченность гражданских и личных прав и свобод тяжелым бременем ложатся на офицера и требуют высочайшего уровня
сознательности и самоограничения.
Российский офицер — это обобщенное понятие, указывающее на принадлежность к Вооруженным силам РФ, на общность стоящих перед этой профессиональной группой задач, на единый, установленный законами и воинскими уставами порядок прохождения службы, определенный социальный статус личности.
Профессиональное становление будущего офицера как специалиста, отвечающего квалификационным требованиям и требованиям ГОС ВПО, представляет собой динамичный многоуровневый процесс, состоящий из четырех ступеней:
а) формирование профессиональных намерений (профессиональная ориентация);
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009
б) профессиональное обучение;
в) профессиональная адаптация;
г) частичная или полная реализация личности в профессиональном труде.
Проблемам профессионального становления военных специалистов уделялось значительное внимание в работах военных педагогов и психологов (А.В. Барабанщиков, В.Н. Герасимов, В.П. Давыдов, В.Г. Звягинцев, Н.И. Калаков, П.А. Корчемной, Л.Г. Лаптев, Г.В. Ложкин, В.Л. Марищук, В.Г. Михайловский,
В.Ф. Перевалов, В.Н. Селезнев, И.А. Скопылатов, Э.П. Утлик, Н.Ф. Феденко, А.Ф. Шикун, И.Н. Шкадов и др). Кардинальные изменения, произошедшие в государстве и в обществе в 90-х годах прошлого столетия, динамика процессов, происходящих в современном российском обществе, изменили не только ценностные ориентации офицеров, но и требования к их подготовке со стороны заказчика — Министерства обороны РФ.
В настоящее время обучение в вузах Министерства обороны РФ, в том числе и в подчиненных ГАБТУ (Главное автобронетанковое управление), ведется по новым учебным планам и программам на основе ГОС ВПО. При их разработке удалось достичь значительного усиления военно-профессиональной составляющей в подготовке курсантов, не отступая от принципа «Учить войска тому, что необходимо на войне». Однако войсковая практика, в том числе опыт контртеррористической операции на Северном Кавказе, свидетельствует о несоответствии уровня подготовки выпускников военных вузов современным требованиям.
Анализ отзывов командиров подразделений и частей на выпускников военных вузов последних лет показывает, что характерными недостатками в их подготовке являются:
— недостаточная подготовка к практическим действиям по эксплуатации, об служиванию и ремонту вооружения и военной техники;
— слабые знания, умения и навыки в планировании и организации боевой под готовки, службы войск, парковой службы, ведения ротного хозяйства;
— недостаточная методическая подготовленность;
— слабые навыки воспитательной работы с личным составом;
— слабые знания руководящих документов;
— слабые знания, умения и навыки в работе со служебной документацией. Одна из причин несфор-мированности системы требований к офицерам и их подготовке — отсутствие надежного фундамента формирования образователь ных программ. В настоящее время общепринято выделять три группы таких требований: общегосударственные, общие военнопрофессиональные и военно-профессиональные по конкретной специальности (дисциплины специализации). Общегосударственные требования в силу своей известности и применимости в сфере высшего образования в целом не являются предметом нашего рассмотрения. Рассмотрим подробнее требования, определяющие военную составляющую подготовки офицера.
Общие военно-профессиональные требования обязательны для всех без исключения офицеров. Они должны в совершенстве знать основные положения военной доктрины РФ, структуру Вооруженных сил; принципы военного искусства, характер, природу и содержание вооруженной борьбы в XXI веке; характер задач войск, формы и способы их обеспечения и выполнения; до автоматизма освоить алгоритм
работы по организации выполнения боевых и иных задач. Столь же прочно будущему офицеру нужно знать систему деятельности воинского коллектива, уметь эффективно управлять ею. Это и многое другое зависит от методической выучки, умения высококачественно обучать и воспитывать подчиненных. Поэтому каждый офицер должен быть не просто высоко квалифицированным профессионалом в своей области, но и умелым педагогом. Ему должны быть присущи развитое тактическое и оперативнотактическое мышление, высокие морально-боевые и психологические качества: чувства офицерской чести, достоинства и уважения достоинства других [1]. Сумма общегосударственных и военно-профессиональных требований являются по своей сути моделью современного военного специалиста. На их основе формируются профессиональные образовательные программы по специальностям.
Как представляется, определяющим требованием следует считать профессионализм и компетентность выпускников военных вузов. Речь идет не только о глубоком знании военного дела, практических умениях и навыках, военно-профессиональном мастерстве. Как известно, можно быть прекрасным специалистом, но относиться к выполнению служебных обязанностей без души, формально и казенно. Другими словами, офицер должен обладать высокой военно-профессиональной культурой, которая включает в себя, помимо должностной и служебной еще и духовно-нравственную составляющую.
Следующим важным требованием выступает юридическая основа военно-профессиональной деятельности офицера, которая предполагает осуществление должностных обязанностей на строгой правовой базе. В требовании заложено, с одной стороны, строгое и безусловное выполнение порядка и правил прохождения офицерской службы, ответственность за порученное дело, с другой — создание условий для реализации предоставленных законами прав, льгот и преимуществ военной службы.
Важным требованием является гуманизм, уважение личности подчиненного военнослужащего. Центральным элементом любой социально-педагогической системы является человек, с его целями, интересами и потребностями. Гуманизм и уважение личности военнослужащего подразумевает, прежде всего, гарантированное развитие инициативы, таланта, профессиональных навыков, творческих способностей, получение фундаментального образования, максимальное удовлетворение информационных потребностей, создание возможностей и необходимых условий для военно-профессионального роста и продвижения по службе в соответствии с личными заслугами. В основе требования равных возможностей для профессионального и служебного роста, соблюдения единого статуса военнослужащего всеми должностными лицами лежит законодательно закрепленное положение о том, что каждый офицер имеет право продвигаться по военной службе на общих условиях равенства и правовых возможностей.
В современных условиях важным требованием к подготовке офицерского состава является формирование не простых исполнителей-функционеров, запро граммированных на решение стереотипных задач, а личностей творческих, способных к постановке и решению военно-профессиональных задач конструктивными и нестандартными способами. Пришло время для оказания всемерной поддержки развития творчески одаренных обучаемых, поиска военных талантов. Достижение этого в условиях
Результаты специальной подготовки выпускников (% от общего числа полученных отзывов)
Таблица 1
Требования к подготовке специалиста Оценка
отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно
2004 год
Знание руководящих документов 4,9 51,6 35,6 7,9
Умение работать с эксплуатационной документацией 4,9 56,5 30,7 7,9
Умение организовать работы по техническому обслуживанию БТВТ 9,9 52,5 37,0 6,9
Личное умение проводить войсковой ремонт с использованием технической документации - 57,5 35,6 6,9
2005 год
Знание руководящих до кументов 3,4 44,6 46,3 5,7
Умение работать с эксплуатационной документацией 5,9 49,4 40,6 4,1
Умение организовать работы по техническому обслуживанию БТВТ 5,9 54,1 35,3 4,7
Личное умение проводить войсковой ремонт с использованием технической документации 4,7 61,8 20,7 6,5
2006 год
Знание руководящих до кументов 6,1 51,5 37,8 4,6
Умение работать с эксплуатационной документацией 4,6 51,5 39,3 4,6
Умение организовать работы по техническому обслуживанию БТВТ 4,6 53,5 36,3 4,6
Личное умение проводить войсковой ремонт с использованием технической документации 6,1 66,7 21,1 6,1
военного вуза обеспечивается освоением профессорско-педагогическим составом методик и учебных действий, направ ленных на адресное развитие творческих задатков курсантов, способствующих овладению творческими элементами профессиональной деятельности; индивидуализацией обучения путем использования на занятиях индивидуальных планов работ с курсантами. Одной из задач образовательного процесса является избавление от всеобщей стандартизации военно-профессиональной подготовки, так как развивающаяся личность нуждается не просто в обогащении общечеловеческими ценностями, но и в развитии ее индивидуальности.
Возрастают требования к повышению профессиональной компетентности офицеров-выпускников, важнейшим звеном которой является коммуникативная готовность: знание психологии и этики общения, овладение деловой письменной и устной речью на родном и одном (двух) иностранном языках, умение разрабатывать служебную документацию и работать с нею, использовать компьютерную технику, средства связи и информации. Все это является необходимой предпосылкой развития управленческих способностей курсантов.
Военно-профессиональная подготовка офицеров в течение всего периода их обучения в военном вузе направлена, в первую очередь, на формирование у них высокого профессионализма, служащего основой для успешного исполнения ими своих служебных обязанностей как в мирное время, так и в условиях боевой
обстановки. При этом под профессионализмом офицера понимается его готовность выполнять военнопрофессиональную деятельность по определенной военной специальности (группе специальностей) на высоком уровне, а также его способность обучать и воспитывать подчиненных.
Высокий профессионализм военного руководителя не мыслится без обстоятельных методических знаний в области боевой и морально-психологической подготовки подразделений и частей, а также воспитательной работы с личным составом. В этой связи требуется оснащение образовательного процесса совре менными методическими материалами, аудиовизуальными пособиями, изучение и использование зарубежного опыта подготовки военных профессионалов.
Формирование профессионально важных военных качеств курсантов должно стать главным объектом образовательного процесса военного вуза. Если обобщить основные требования к современному офицеру на каждом этапе его под готовки, то на выходе из военного вуза он должен обладать качествами:
1) гражданина-патриота;
2) квалифицированного военного специалиста;
3) умелого руководителя подразделения, организатора всех видов воинской деятельности;
4) квалифицированного военного педагога, умеющего обучать и воспитывать личный состав подразделения.
Каждый офицер — это, прежде всего, военный
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009
руководитель. Содержание деятельности и функций офицеров различных специальностей специфичны. В связи с тем что ему в течение своей службы приходится занимать ряд должностей, отличающихся друг от друга объемом необходимых военно-профессиональных знаний, умений и навыков, уровнем ответственности, приобретенным опытом боевой и служебной деятельности, по аналогии с непрерывным профессиональным образованием мы можем говорить о непрерывном профессиональном становлении офицера, позволяющем ему делать военную карьеру и добросовестно исполнять любую должность, на которую он будет назначен.
Профессионализм офицера зависит в значительной степени от качества и результативности процесса его подготовки в военном вузе. Как отмечалось ранее, стоящие на современном этапе сложные и ответственные задачи реформирования системы военного образования вызывают необходимость организации процесса профессиональной подготовки офицерских кадров, отвечающего современным требованиям.
Реформирование системы военного образования предполагает решение следующих основных задач:
1) создание организационно-правовых и экономических условий для полного удовлетворения потребностей Вооруженных сил Российской Федерации и дру гих войск в офицерах при рациональном использовании средств федерального бюджета, выделяемых на их подготовку;
2) повышение качества военного образования, приведение уровня профессиональной подготовленности офицеров в соответствие с нормативными правовыми актами и требованиями военно-профессиональной деятельности;
3) повышение эффективности управления военным образованием [2].
Результатом осуществления намеченных мероприятий по совершенствованию системы военного образования станет следующее:
— во-первых, создание благоприятных внешних (прежде всего, в законода тельной базе) и внутренних условий для формирования и выполнения государ ственного заказа на военно-профессиональную подготовку офицерских кадров;
— во-вторых, оптимизация сети военно-учебных заведений, военных кафедр и факультетов гражданских вузов, подразделений дополнительного профессионального образования, которая бы отвечала количественным и качественным параметрам кадрового заказа и обеспечивала многоуровневую подготовку офицеров;
— в-третьих, повышение качества содержания обучения на основе создания унифицированных требований Министерства обороны к уровню профессиональной подготовленности офицеров, минимуму содержания военно-профессиональных дисциплин по основным группам специальностей и квалификаций, по которым в военно-учебных заведениях организуется подготовка офицеров, а также образовательных стандартов по специальностям высшего военного образования и вновь введенным специальностям высшего военно-специального образования.
Достижение этих результатов связано с совершенствованием и успешным функционированием существующей системы военного образования, для которых нужна тщательно продуманная «отладка» всех ее составляющих. И в этом смысле важно помнить, что любая современная педагогическая система представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных
элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества [3].
Современная педагогическая наука большое внимание уделяет такому на правлению совершенствования образовательного процесса в учебных заведени ях различного типа, как инновации, являющиеся одним из условий повышения качества подготовки специалистов. Инновационные идеи широко распространены не только в гражданских, но и в военных вузах. С точки зрения Ю.Е. Булыгина, С.М. Вишняковой, А.И.Мищенко, В.А. Сластенина и др., инновация в образовании — это результат творческой деятельности; введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности преподавателей и обучающихся; разработка педагогических технологий; изменения в стиле педагогического мышления [4].
Инновационная деятельность преподавателя представляет собой его включение в деятельность по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств в практике обучения и воспитания, создание в образовательном учреждении определенной инновационной образовательной среды [5].
Педагогическая инновация предполагает нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологиях обучения и воспитания, имеющее целью повышение их эффективности. В.А. Сластенин и другие исследователи выделяют следующие обстоятельства, определяющие необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях [6].
Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации образовательного процесса в учебных заведениях различного типа.
Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, изменение их содержания требуют постоянного поиска методов и организационных форм, технологий обучения.
В-третьих, демократизация образования привела к изменению характера отношения преподавателей к использованию приемов и способов педагогической деятельности и к созданию условий для внедрения инновационных идей в образовательный процесс.
В-четвертых, создание новых типов учебных заведений приводит к реальной конкуренции на рынке образовательных услуг, что, в свою очередь, вынуждает военные вузы изыскивать новые подходы к совершенствованию образовательного процесса.
A.M. Герасимов и И.П. Логинов утверждают, что внедрение инноваций в образовательный процесс предметно проявляется, в частности, в моделировании профессиональной деятельности, в развитии профессиональных способностей обучающихся в интерактивной форме. Они также полагают, что инновационный подход к обучению необходимо рассматривать «как системную обоснованную педагогическую деятельность по приведению модели обучения в соответствие не только с реалиями социальной и профессиональной практики, но и с направленностью и динамикой их развития». К основным этапам инновационного обучения профессии исследователи относят:
— уяснение будущим специалистом модели своей деятельности;
— развитие опыта профессиональной самореализации;
— подготовку к выполнению задач повседневной и экстремальной деятельности [7].
С.Я. Батышев разделяет инновационные идеи по степени новизны на три типа:
— обновление, предполагающее замену ранее освоенного способа деятельности принципиально новым;
— дополнение, предусматривающее добавление нового элемента к прежнему способу деятельности;
— совершенствование, заключающееся в повышении уровня мастерства в применении различных способов деятельности [8].
Учитывая некоторый консерватизм в образовательной деятельности военных вузов, инновационные идеи в военном образовании первоначально должны воплощаться в виде совершенствования существующих форм, методов и технологий обучения, затем их дополнения новыми, и лишь только после получения положительных результатов можно переходить к их широкому внедрению. Данный подход относится к внедрению инновационных идей в масштабах военного вуза и нисколько не ограничивает инновационную деятельность преподавателей [9].
Эффективность инновационных изменений определяется реализацией системного подхода к совершенствованию образовательного процесса. Являясь социальной системой, образовательный процесс подчиняется законам социального менеджмента, в соответствии с которым изменения в одном из элементов системы влекут за собой аналогичные изменения системы в целом, в том числе такого важного ее элемента, как результаты ее функционирования. Совершенствование образовательного процесса военного вуза, а значит, подготовки высококвалифицированного военного специалиста, мы связываем с инновационными изменениями в технологиях обучения.
В военных вузах накоплен достаточно большой опыт внедрения в образовательный процесс инновационных методов и форм обучения, педагогических технологий путем осуществления экспериментальной деятельности.
Примером комплексного педагогического эксперимента является внедрение с 2006 года в учебный процесс Омского танкового инженерного института (ОТИИ) модульно-рейтинговой системы оценки знаний обучаемых по учебным дисциплинам. Положительный результат эксперимента подтверждается повышением активности курсантов на занятиях, их мотивированностью на получение зачетных баллов, развитием рефлексивных качеств личности, повышением академической успеваемости.
На профилирующих кафедрах ОТИИ (боевых гусеничных машин, эксплуатации и вождения, ремонта бронетанковой техники, вооружения танков и стрельбы) внедряются обучающие и контролирующие программы, основанные на использовании интерактивных методов обучения. В ходе отработки технологических процессов эксплуатации, вождения, восстановления вооружения и военной техники (ВВТ) назначаются сводные экипажи (расчеты), в состав которых входят наиболее подготовленные курсанты. Курсант, назначаемый на должность командира экипажа (расчета), в учебно-профессиональной деятельности, приближенной к реальным условиям службы, овладевает организаторскими и обучающими функциями. Таким способом происходит активное
само- и взаимообучение военно-профессиональной деятельности.
Использование данных педагогических технологий отразилось на качестве подготовки офицеров-выпускников ОТИИ, что отмечают в своих отзывах командиры подразделений и воинских частей, где они проходят дальнейшую службу (табл. 1).
Как видим, за представленные три года наблюдается устойчивая тенденция повышения уровня готовности выпускника института по всем рассмотренным требованиям. А именно, отличное и хорошее знание руководящих документов выявлено в 2006 году у 66,6% выпускников (превышение показателей 2004 года составило 10,1%). Оценка личного умения проводить войсковой ремонт с использованием технической документации на «отлично» и «хорошо» в 2006 году выявлена у 72,8% выпускников (увеличение по сравнению с 2004 годом на 15,2%). Позитивным результатом является и снижение среднего значения числа выпускников, чья подготовка по отдельным показателям была признана неудовлетворительной, с 7,4% (2004 год) до 4,9% (2006 год).
Проведенный анализ показывает, что использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе позволяет повысить качество военно-профессиональной подготовки будущих офицеров и их соответствия современным требованиям, предъявляемым основными задачами реформирования Вооруженных сил Российской Федерации.
Библиографический список
1. Панков, Н. Мы в самом начале пути // Военное образование. — 2003. — № 25-26. — 45 с.
2. Постановление Правительства РФ от 27 мая 2002 г. № 352 «О федеральной программе «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 г.».
3. Педагогические технологии / Под ред. B.C. Кукушина. — М. : ИКЦ «МарТ», 2006. - 333 с.
4. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М. : НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
5. Барабанщиков, А.В., Звягинцев, В.Г. Педагогика высшей военной школы. — М. :ВПА, 1985. — 314 с.
6. Сластенин, В.А., Подымова, Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. — М. : ИЧП «Издательство магистр», 1997. - 45 с.
7. Герасимов, A.M., Логинов, И.П. Инновационный подход в построении обучения (концептуально-технологический аспект). - М. : АПК и ПРО, 2001. - 64 с.
8. Профессиональная педагогика / Под ред. С.Я. Батышева. - М. : Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 904 с.
9. Фокина, В.Н. Инновационная культура преподавателя вуза: теоретическая модель социологического исследования // Инновации в образовании. - 2001. - № 1. - 63 с.
РОМАШИН Владимир Николаевич, аспирант кафедры социальной педагогики ОмГПУ, подполковник, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Дата поступления статьи в редакцию: 06.11.2008 г.
© Ромашин В.Н.
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (75), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ