7. Туманян, Г.С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов : учебное пособие I Г.С. Туманян. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 592 с.
S. Шахмурадов, Ю.А. Вольная борьба. Научно-методические основы многолетней подготовки борцов I Ю.А. Шахмуратов. - Махачкала : ИД «Эпоха», 2011. - 36S с.
9. Шулика, Ю.А. Греко-римская борьба I Ю.А. Шулика. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - S00 с.
REFERENCES
1. Kamalov, R.Z. (2013), “Situational essence is the basis for modeling of favorable situations at realization of techniques in wrestling, and as the private theory”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. S2-S7.
2. Lenz, A.N. (1960), Classic wrestling, publishing house “F&S”, Moscow, USSR.
3. Lenz, A.N. (1964), Wrestling: the manual for couches, publishing house “F&S”, Moscow, USSR.
4. Lenz, A.N. (1967), Tactics in wrestling, publishing house “F&S”, Moscow, USSR.
5. Platonov, K.K. (19S6), Structure and development of the personality, publishing
house “Science”, Moscow, USSR.
6. Semenov A.G. and Prokhorova, M.V. (2005), Greco-Roman wrestling. The textbook, publishing house “Olympia Press, Terra-Sports”, Moscow, Russian Federation.
7. Tumanyan, G.S. (2006), School of skill of fighters, judoists and sambo-wrestling: the manual, publishing center “Academy”, Moscow, Russian Federation.
S. Shakhmuradov, Yu.A. (2011), Free-style wrestling. Scientific and methodological foundations of long-term training fighters, publishing house “Epoch”, Makhachkala, Russian Federation.
9. Shulika, Yu.A. (2004), Greco-Roman wrestling. The textbook, publishing house
“Phoenix”, Rostov on Don, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.04.2013.
УДК 378 : 355.322
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ШТАБНОЙ КУЛЬТУРЫ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
Юрий Юрьевич Козорог, доцент,
Анатолий Петрович Шарухин, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский военный институт ВВ МВД России (СПВИ ВВ МВД России)
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию и разработке педагогической модели развития штабной культуры у курсантов вузов внутренних войск МВД России, а также проверке педагогических условий ее реализации. Проведенные исследования свидетельствуют, что целенаправленное внедрение в процесс профессиональной подготовки будущих специалистов разработанной модели и создание педагогических условий ее реализации приводит к росту эффективности этого процесса. У испытуемых экспериментальной группы наблюдались более выраженные положительные сдвиги по показателям, характеризующим иерархию ценностей курсантов; управленческий интеллект; умения штабной работы и коммуникативноуправленческую компетентность курсантов.
Ключевые слова: штабная культура, модель развития, курсант, вуз внутренних войск МВД России, педагогические условия.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.04.98.p53-58
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE STAFF CULTURE DEVELOPMENT AMONG THE CADETS OF THE MILITARY INSTITUTES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Yury Yuryevich Kozorog, the senior lecturer,
Anatoly Petrovich Sharukhin, the doctor of pedagogical sciences, professor, St.-Petersburg Military Institute of the Russian Interior Forces Ministry
Annotation
The article represents the results of the authors’ researches in stating and developing the pedagogical models of staff culture development for the cadets of the military institutes of the Ministry of Internal Affairs of The Russian Federation as well as the control of the pedagogical conditions of its realization. The performed researches show that purposeful employment of the developed model and creation of pedagogical conditions of its realization in the process of the future specialists’ professional training leads to the efficiency increasing of this process. The test of the experimental group show results that are more positive in indication characterizing the hierarchy of the cadets’ values; administrative intelligence; skills of staff work and the cadets’ communicative and administrative competence.
Keywords: staff culture, model of development, cadet, military institutes of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, pedagogical conditions.
Современный этап развития Российского государства и общества предъявляет особые требования к обеспечению правопорядка и обороноспособности страны. В то же время, несмотря на значительные успехи, внутренним войскам не удалось пока в полной мере решить проблему терроризма, обеспечить надежную защиту личности и общества от противоправных посягательств. На фоне роста профессионализма военнослужащих частей внутренних войск наблюдается значительное число просчетов и ошибок в организации процессов управления, подготовки и реализации управленческих решений. Проведенные исследования показывают, что рост управленческой компетентности офицеров внутренних войск отстает от развития вопросов военного управления, с которыми встречаются офицеры в служебно-боевой деятельности [3, 6, 7]. Одной из причин такого положения дел выступает недостаточная научная проработанность проблемы развития штабной культуры.
Природа штабной культуры командира подразделения связана с двумя подходами в осмыслении категории «культура»: деятельностным и аксеологическим. Как разновидность военно-профессиональной культуры она представляет собой целостное, многоуровневое, многоплановое и полифункциональное социокультурное образование, проявляющееся на мировоззренческом и поведенческом уровнях, характеризующее комплекс свойств, присущих офицерским кадрам управленческого звена, а также определенный способ военно-профессиональной деятельности и отражающее меру и качество данной деятельности.
Как педагогическая категория штабная культура выпускника вуза внутренних войск МВД России выступает в виде учебного результата вузовского образовательного процесса и включает в себя комплекс компонентов в психологической структуре офицера (научно-познавательного, ценностно-ориентационного, побудительно-волевого, эмоционально-оценочного и творчески-созидательного), взаимодействие которых составляет ее характерологическую сущность и определяет функции (познавательную, аксиологическую, побудительную, рефлексивную, творческую).
Штабная культура проявляется в умении: точно воспринимать и в полной мере осознавать стоящие перед подразделением задачи, определять цели деятельности; анализировать ситуацию, прогнозировать ее развитие при различных вариантах предпринимаемых действий, принимать оптимальные решения; организовывать деятельность по выполнению решения; точно в соответствии с принятым решением, аккуратно и своевре-
менно оформлять и вести документы; эффектно использовать технические средства управления; эффективно осуществлять профессиональное общение с подчиненными и начальниками; быть инициативно исполнительным и способным в короткие сроки выполнять большой объём задач.
Анализ научной литературы и педагогической практики позволил сделать вывод, что под развитием штабной культуры у курсантов вузов ВВ МВД России следует понимать качественные изменения в личностно-деятельностных структурах курсанта, происходящие в результате осуществления специально организованной учебно-познавательной деятельности и позволяющие успешно выполнять штабные функции в управленческой деятельности командира подразделения [1, 2, 4, 5].
Изучение процесса развития штабной культуры у курсантов позволил выделить причины, снижающие эффективность решения данной педагогической задачи. К ним относятся: относительно низкий уровень общеобразовательной подготовки, сформирован-ности компетенции и мотивации учебной деятельности абитуриентов, поступающих в вузы внутренних войск МВД России; отсутствие научно-обоснованной модели развития штабной культуры у курсантов, содержащей эффективную педагогическую технологию, и педагогических условий ее реализации; трудности, с которыми встречаются преподаватели (трудности целеполагания и трудности организационно-технологического характера). Устранение указанных недостатков и повышение эффективности развития штабной культуры обеспечивается разработкой и реализацией модели развития штабной культуры у курсантов вузов ВВ МВД России, включающей: субъектов, цель, содержание, принципы, технологии, этапы и критерии оценки результата.
К субъектам относятся: будущие выпускники, развитие штабной культуры у которых представляет собой цель учебного процесса, и преподаватели военнопрофессиональных кафедр. Достижение этой цели предполагает овладение опытом реализации штабных функций в управленческой деятельности, развитие и закрепление умений саморегуляции, развитие мотивационной сферы личности будущего выпускника. Содержательная составляющая процесса обучения курсантов состоит из 5 разделов, включенных в экспериментальный модуль (по дисциплине «Тактика» - 545 часов, в том числе 352 часа с преподавателем; по дисциплине «Служебно-боевое применение внутренних войск» - 556 часов и 338 часов соответственно).
Развитие штабной культуры связано с опорой как на общие и частные педагогические принципы.
К этапам процесса развития штабной культуры у курсантов следует отнести: адаптационно-ориентационный, завершающийся развитием у курсанта ценностных ориентаций с четким определением среди них места и значения штабной культуры, а также способов и правил ее развития (3-6 месяцев); профессионально-базовый, приводящий к формированию и развитию умений реализации штабных функций в управленческой деятельности, развитие и закрепление умений саморегуляции, развитие мотивационной сферы личности будущего выпускника (вторая половина 1 курса - 4 курс); закрепляющий, обеспечивающий накопление опыта проявления штабных функций в управленческой деятельности (5 курс). Результат развития штабной культуры может быть определен по критерию успешности решения учебно-практических задач, связанных с реализацией штабных функций в управленческой деятельности командира.
К педагогическим условиям реализации модели развития штабной культуры у курсантов вузов внутренних войск МВД России в процессе обучения относятся: повышение профессионально-педагогической подготовленности преподавателей к деятельности по развитию штабной культуры у курсантов вузов внутренних войск МВД России в процессе обучения; проектирование педагогической технологии эффективного развития штабной культуры у курсантов вузов внутренних войск МВД России; формирование направленности у курсантов вузов внутренних войск МВД России на деятельность по
эффективному развитию штабной культуры в процессе обучения.
Определено, что к основным характеристикам, составляющим профессиональнопедагогическую подготовленность преподавателя к деятельности по развитию штабной культуры у курсантов, относятся:
1. Теоретико-педагогические знания и сформированные на их основе умения эффективной организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, характеризующиеся глубиной понимания педагогических явлений. Это значит, что результатом педагогического воздействия должно быть не просто качественное усвоение знаний по учебной дисциплине, а обеспечение влияния усвоенных знаний на другие личностные качества обучающихся, характеризующие штабную культуру офицера.
2. Профессионально-специальные знания в сфере преподавания тактических дисциплин. Важно, чтобы эти знания отличались фундаментальностью, новизной, современностью преподаваемого материала.
3. Коммуникативные умения и навыки преподавателя.
Экспериментальное исследование позволило определить следующие способы повышения профессионально-педагогической подготовленности преподавателей к деятельности по развитию штабной культуры у курсантов в процессе обучения:
1. Развитие у преподавателей направленности на совершенствование собственной профессионально-педагогической подготовленности, достижение успеха. Это достигаться: а) созданием и актуализацией необходимого педагогического идеала; б) созданием и расширением поля перспектив педагогического труда; в) совершенствованием морального и материального стимулирования творчества в преподавательской деятельности.
2. Повышение профессиональной подготовленности преподавателей в процессе проведения научных исследований, в организованных формах методической работы, повседневной самостоятельной работы, проведения занятий, взаимопосещений и др.
3. Организация мониторинга профессионально-педагогического роста преподавателей, улучшение качественного состава профессорско-преподавательского состава вуза.
Другим педагогическим условием реализации модели развития штабной культуры курсантов выступает разработка педагогических технологий. В исследовании под педагогической технологией понимается научно обоснованный и спроектированный процесс алгоритмизированных взаимодействий преподавателя и обучающегося, обеспечивающий с высокой долей вероятности достижение поставленной цели.
Проектирование педагогической технологии по развитию у курсантов штабной культуры включает: определение педагогических целей, которые необходимо достичь в образовательном процессе; ориентирование в композиционных и социальнопсихологических особенностях учебной группы и учет индивидуально-психологических особенностей курсантов; выбор содержания процесса обучения с учетом особенностей обучаемых и содержанием образовательных программ, связанных с развитием штабной культуры; выбор технологий, позволяющих реализовать поставленные цели; адаптация выбранных технологий к поставленным целям, определение методов и приемов преподавания, средств и оптимальной последовательности их применения; определение этапов и способов диагностики и контроля хода и полноты реализации, поставленных образовательных целей.
В деятельности преподавателя должен быть создан замкнутый технологический цикл, который включает: технологию педагогического диагностирования обучаемых; технологию педагогического целеполагания; технологию педагогического прогнозирования и моделирования; технологию планирования; технологию педагогических действий по реализации поставленных целей и задач; технологию обратной связи и информационного обеспечения педагогической деятельности. Каждая из технологий включает совокупность специфических, отличающихся от других, форм, методов и приемов, объединенных целью и общим концептуальным педагогическим подходом.
В ходе экспериментальной работы был установлен алгоритм деятельности преподавателя по проектированию системы педагогических технологий в исследуемых условиях. Он сводится к следующим этапам: конструирование системы микроцелей, задающих содержательные параметры, изучаемого объекта; определение технологического механизма, позволяющего установить факт достижения поставленной цели; выбор траектории движения курсантов к достижению целей и задач, избранных преподавателем; определение психических механизмов развития штабной культуры обучаемых на учебном материале; разработка технологической модели обучения, как последовательности действий обучающего и обучаемых, использования форм, методов и приемов педагогического взаимодействия. Исходя из результатов исследования для повышения эффективности развития штабной культуры у курсантов рекомендуется применять технологии стимулирования учебного труда; педагогической поддержки; контекстного обучения; модульные технологии обучения; технологии развивающего, проблемного обучения, поэтапного формирования умственно-практических действий, контроля; технологии концентрированного обучения; проектные технологии; индивидуальные и групповые формы проведения занятий.
Третьим педагогическим условием выступают научно-обоснованные предложения по формированию направленности у курсантов на деятельность по эффективному развитию штабной культуры в процессе обучения. В исследовании направленность представляет собой систему устойчивых, относительно независимых от наличной ситуации и связанных с целями, мотивов. Направленность на развитие штабной культуры курсанта предполагает наличие личной устремленности к овладению необходимыми опытом, знаниями и умениями командно-штабной деятельности, а также применению их в профессиональной сфере. У курсантов в ходе обучения она проявляется: в положительном отношении к управленческой и штабной работе; в понимании и внутреннем принятии целей и задач штабной и управленческой деятельности, относящихся к ней идеалов, интересов, убеждений и установок; в сложившейся мотивации на осуществление действий по овладению необходимыми профессиональными знаниями и умениями, коммуникативными навыками, а также умениями и навыками профессионального поведения, характеризующими высокий уровень штабной культуры военного специалиста; в стремлении к развитию эмоционально-волевых качеств, позволяющих осуществлять эффективную регуляцию профессионального и бытового поведения в различных ситуациях командноштабной и военно-педагогической деятельности.
К основным способам формирования у курсантов направленности на развитие штабной культуры в процессе обучения следует отнести:
1. Совершенствование содержания обучения, наполнение его базовыми знаниями о сущности штабной культуры, ее компонентном составе, роли и значении в формировании профессионального облика офицера внутренних войск МВД России.
2. Оказание педагогической помощи в усвоении курсантами социального смысла и значения штабной культуры в системе профессиональной деятельности современного военного специалиста.
3. Подбор и совершенствование учебных технологий, формированию и развитию устойчивой мотивации к изучаемому предмету.
Экспериментальная работа показала, что претворение названных педагогических условий в жизнь обеспечивает развитие штабной культуры у курсантов на 16^18%.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб. : Издательство «Питер», 2002. - 288 с.
2. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. - М. : Изд. центр «Академия», 2010. - 448 с.
3. Бабкин, Ю.А. Подготовка соединений, воинских частей внутренних войск МВД России по служебно-боевым задачам / Ю.А. Бабкин // Перспективы развития внутренних войск МВД России на 2011-2020 годы : материалы научно-практической конференции. - М. : [б. и.], 2010. - С. 4-12.
4. Деркач, А.А. Формирование образовательной акмеологической среды для достижения профессионального успеха / А.А. Деркач. - М. : Изд-во Рос. акад. гос. службы, 2007. - 80 с.
5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2002. - 720 с.
6. Шимко, С.Ю. Развитие инноваций в обучении военнослужащих частей внутренних войск МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Шимко Сергей Юрьевич. - СПб., 2011. - 22 с.
7. Юматов, В.А. Профессиональная подготовка курсантов вузов внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности в подразделениях специального назначения : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Юматов Виталий Александрович. - СПб., 2012. - 23 с.
REFERENCES
1. Ananiev, B.G. (2002), Human being as a subject of cognition, publishing house “Peter”, St.-Petersburg, Russian Federation.
2. Asmolov, A.G. (2010), Personality Psychology: cultural and historical comprehension of human being development, publishing house “Academy”, Moscow, Russian Federation.
3. Babkin, Y.A. (2010), “Preparation of connections, military units of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia on office and fighting tasks”, Prospects of development of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia for 2011-2020: materials of scientific and practical conference, Moscow, Russian Federation, рр. 4-12.
4. Derkach, A.A. (2007), Formation of educational and acmeological environment for professional success achievement, publishing house “RAGC”, Moscow, Russian Federation.
5. Rubenstein, S.L. (2002), Bases of the general of psychology, publishing house “Peter”, St.-Petersburg, Russian Federation.
6. Shimko, S.Y. (2011), Innovations’ development in the learning of servicemen of the Russian Interior Ministry Forces: dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.
7. Yumatov, V.A. (2012), Professional training of the cadets of military institutes of the Russian Interior Ministry Forces for service combat activity in special purpose units: dissertation, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected].
Статья поступила в редакцию 02.04.2013.
УДК 796.352.081: 37.037.2
ТРЕНИРОВКА КИНЕСТЕТИЧЕСКИХ УСИЛИЙ В ПАТТИНГЕ И МИНИГОЛЬФЕ
Алексей Николаевич Корольков, кандидат технических наук, магистр физической
культуры,
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и
туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Аннотация
В статье рассмотрены особенности кинестетического ощущения чувства усилия в паттинге и мини-гольфе, описана методика тренировки чувства усилия с помощью измерений промежутков времени качения мяча от момента удара до момента попадания в лунку. В результате проведенных