24 "Культурная жизнь Юга России" № 2 (40), 2011
(степенью) бакалавр, магистр должен отвечать набор общекультурных компетенций, которые приобретаются в рамках соответствующих дисциплин.
Рекомендуется представлять содержание дисциплины в виде учебных модулей различных типов, обеспечивающих формирование требуемых компетенций. Поскольку компетенция - способность применять определенные знания, умения и навыки для успешной деятельности в определенной сфере, ее можно представить следующим образом:
КОМПЕТЕНЦИЯ = (ЗНАНИЕ + УМЕНИЕ) х НАВЫКИ
При этом социально-культурная компетентность выпускника представляет собой совокупное проявление всего набора общекультурных компетенций, которое можно выразить формулой:
СКК = (ОК-1 + ОК-2 + ОК-3 + ... + ОК-п) + С,
где СКК - социально-культурная компетентность выпускника;
ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-п - соответствующие общекультурные компетенции;
п - число компетенций, входящих в данную компетентность (для бакалавра экономики п = 16, а для магистра экономики п = 6);
С - результат синергетического эффекта, когда компетентность представляет собой нечто боль-
шее, чем сумма всех входящих в нее компетенций.
Переход общекультурных компетенций в социально-культурную компетентность студента (выпускника) происходит постепенно в процессе изменения мировоззрения и закрепления новых стереотипов поведения. Для ускорения этого процесса рекомендуется применять в педагогической практике историко-биографический метод. Он позволяет дать целостное представление об особенностях конкретной личности экономиста, философа, социолога как пример взаимосвязанного проявления компетенций (исторически сложившихся в определенных условиях качеств личности).
Литература
1. Сенашенко В. С. Сравнительный анализ социокультурной среды отечественных и зарубежных вузов как основы социализации и воспитания студентов / В. С. Сенашенко, Г. Ф. Ткач, Е. А. Конькова // Инновационные процессы в высшей школе: материалы XV юбилейн. всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2009. С. 21-22.
2. Воспитательная работа в вузе: психолого-педагогические аспекты / сост. Е. В. Крутых, И. И. Буряк. Краснодар, 2003. С. 4-5, 7.
3. Кукушин В. С. Теория и методика воспитательной работы. Ростов н/Д, 2010. С. 306-307.
4. Академическая мобильность в условиях интернационализации образования. М., 2009. С.279-283.
а. v. gaponenko. forming of the socio-cultural environment in a higher educational institution
The role of the socio-cultural environment in educational process is considered in the article. The essence, functions and stages of formation of the socio-cultural environment of the University have been revealed. Key words: socio-cultural environment, tutor, education of a person, general cultural competences, academic mobility of students.
Работа поддержана целевой программой Министерства образования и науки Российской Федерации, проект № 3.1.1/4181.
л. А. ХАМУЛА
ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В США:
ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА
В статье рассматриваются особенности функционирования академии Вест-Пойнт в первые годы ее существования - время зарождения военного образования в США.
Ключевые слова: военная академия Вест-Пойнт, программа обучения курсантов, метод Тейера.
Военное образование в США зародилось во времена борьбы за независимость. Как известно, континентальная армия - военное объединение представителей всех североамериканских штатов с целью борьбы с Великобританией - была создана по решению Континентального Конгресса 14 июня 1775 года. Ее главнокомандующим стал
первый президент США [1]. Как свободолюбивая сильная личность он взял курс на освобождение рабов и создание независимой, сильной Америки. Джорджу Вашингтону принадлежала ведущая роль в создании регулярной армии, которая, действуя совместно с партизанами, нанесла поражение войскам колонизаторов.
№ 2 (40), 2011
жизнь Юга России" ^
В 1779 году генерал Дж. Вашингтон перевел свой штаб в Вест-Пойнт. Годом ранее он приказал одному из героев битвы при г. Саратога-Спрингс Тадеушу Костюшко (1746-1817) спроектировать в Вест-Пойнте фортификационные сооружения, способные отразить наступление англичан [2].
Ключевое значение в войне имел контроль над Гудзоном - одним из немногих водных путей, прорезающих Аппалачи: по полузаливу-полуреке с наполовину соленой, наполовину пресной водой британские корабли углублялись на территорию страны. Чтобы лишить их такой возможности, было построено несколько фортов там, где Гудзон делает крутые повороты между обступившими его утесами, течет среди скал с поэтическими названиями Король бурь, Медвежья, Сорви-го-лова. Крайняя западная точка одного из изгибов залива - Вест-Пойнт - дала название военному поселению [3]. Расчет фортификаторов строился на том, что судну для поворотов необходимо резко сбавить скорость, и оно превращается в легко простреливаемую мишень. Наземные укрепления дополнялись искусственной преградой - протянутой через Гудзон с помощью деревянных плотов кованой стальной цепью, концы которой были надежно закреплены в прибрежных скалах [4].
По окончании войны Континентальную армию распустили: большинство сражавшихся не желали остаться в рядах вооруженных сил после завоевания независимости. Но постоянные войны с племенами индейцев и не ослабевавшая напряженность в отношениях с Великобританией привели руководство страны к решению создать в дополнение к существовавшей тогда милиции постоянную армию. Легион Соединенных Штатов был основан в 1791 году. Консультантами по военно-инженерному делу выступали иностранные специалисты. Это не могло удовлетворить потребности молодого государства. Так возникла необходимость в создании национальной военной школы [5]. 16 марта 1802 года конгресс США принял, а президент Т. Джефферсон утвердил решение разделить инженерные и артиллерийские войска и учредить военную академию в Вест-Пойнте в составе 7 офицеров и 10 курсантов. По замыслу Т. Джефферсона, академия должна была вырасти в университет, где будут вестись научные исследования и американские офицеры, получая глубокие технические знания, смогут стать передовыми представителями своей нации.
Программа вновь созданной академии базировалась на таких предметах, как математика, физика и инженерное дело (углубленная подготовка по этим отраслям знаний тогда считалась основой обучения офицерского состава армии) [6]. Поскольку практически все колледжи США того времени специализировались на гуманитарных науках, академия в Вест-Пойнте стала первой технической школой Америки. Обучение в ней полностью финансировалось государством.
Первыми выпускниками стали Джозеф Свифт и Саймон Леви, получившие дипломы 12 октября 1802 года. Свифт вскоре погиб, а Леви занимал пост главного инженера армии США и возглавлял академию с 1812 по 1818 год.
Внучатый племянник Б. Франклина Джонатан Вилльямс возглавил военную академию на первом этапе ее существования. Он проводил в Вест-Пойнте свою концепцию просвещения. Этот известный ученый не обладал военным опытом. Помогая курсантам осознать широкие возможности своей профессии, он нацеливал их на приобретение новых знаний не только в процессе учебы: по его мнению, следовало продолжать образование самостоятельно. Вильямсу приходилось сталкиваться с множеством проблем. Форт не был приспособлен для обучения, не хватало учебных корпусов. Когда в 1803 году Конгресс расширил круг дисциплин, добавив черчение и французский язык; в академию, кроме военных специалистов, стали приглашать преподавателей из числа гражданских лиц.
Четких требований к поступающим в академию или к оканчивающим ее в то время не существовало: возраст курсантов колебался от 10 до 37 лет, большинство из них прибывало с северо-востока США. Курс обучения длился от шести месяцев до шести лет, часто с большими перерывами. К 1812 году военная академия, практически, не функционировала: в ней числился один курсант и работал один преподаватель (за первые 10 лет выпущено 89 курсантов) [7].
Завоевание независимости послужило мощным стимулом к социально-экономическому развитию страны. В первой половине XIX века возникли многие учебные заведения, готовившие специалистов в области инженерии, сельского хозяйства, военного дела, мореплавания [8]. В этот период академия Вест-Пойнт претерпела существенные изменения: к законодательному упрочению ее юридических основ привела вероятность войны с Великобританией в апреле 1812 года. Утвержденный Конгрессом закон устанавливал следующее:
- возраст принимаемых на учебу - от 14 до 21 года;
- общее количество курсантов должно насчитывать 250;
- поступающие должны быть «хорошо сведущими в чтении, письме и арифметике»;
- организуются учебные роты во главе с офицерами;
- осуществляется подготовка для всех родов войск, а не только для инженерных частей и артиллерии.
Данный закон не столь уж легко реализовывал-ся на практике. На первых порах учебный процесс не был свободен от схоластики, дипломы выдавали вне зависимости от успеваемости; в 1815 году не состоялся выпуск курсантов. Тогда президент страны Джеймс Монро отправил майора Сил-вануса Тейера (выпускник академии 1808 г.) на материк с заданием изучить особенности преподавания в военных школах Европы. Тейер путешествовал более двух лет по разным странам и на основе своих наблюдений выбрал Политехнический институт во Франции как учебное заведение, на программе которого целесообразно базировать процесс подготовки будущих военных инженеров США. В военную академию США из Франции было прислано около 1000 книг, карт, диаграмм,
"Культурная жизнь Юга России"
№ 2 (40), 2011
брошюр. Когда С. Тейер возглавил это учебное заведение (1817), работа академии претерпела глобальные перемены [9].
Понимая, что подготовка высококвалифицированных военных инженеров необходима для страны, Тейер оставил ведущую роль в учебном плане за математикой и инженерными науками. Его «система преобразований», призванных «урегулировать и согласовать всю работу академии», основывалась на положениях, утвержденных Конгрессом в 1812 году. Курсантов поделили на четыре группы (в зависимости от успеваемости); были установлены фиксированные границы учебного процесса (график рабочего дня и продолжительность учебного года); принято решение не принимать слушателей, опоздавших к началу семестра. Программа дисциплин сосредоточивалась на сугубо технических предметах (инженерное дело, черчение, математика, начертательная геометрия). Так как большинство учебников математики было на французском языке, в первый год курсантам преподавали только математику и французский. В соответствии с планом обучения, длившегося в течение полных четырех лет, запрещалось покидать Вест-Пойнт без особого разрешения (отпуск ограничивался одним летом между 2-м и 3-м годами обучения). Жесткие требования к организации учебного года и распорядку дня воспитывали в курсантах чувство долга, по мнению С. Тейера, наиболее важный фактор становления личности будущего офицера, залог четкого выполнения обязанностей по службе [10].
Так были заложены основы того, что в современной американской школе называют «методом Тейера». Обучение проводилось по схеме: задание учителя - заучивание наизусть - воспроизведение заученного. Стимулируя чувство ответственности и привычку тщательно готовиться к занятиям, начальник Вест-Пойнта строго требовал, чтобы каждый курсант самостоятельно отвечал за свое обучение: любой должен был готов отвечать на вопросы, решать задачи на каждом занятии.
Новацией Тейера в плане системы воспитания было то, что он привел систему званий и обязанностей курсантов (организационную структуру рот и батальонов академии) в соответствие с иерархией званий в регулярной армии. Комплекс строго соблюдаемых правил прививал обучающимся привычку подчиняться своим командирам. В качестве наставников и воспитателей для курсантов были приглашены наиболее опытные боевые офицеры. Они жили в казармах вместе с курсантами и ежедневно проводили систематические проверки [11].
Был сделан акцент на принципах, позже воплощенных в девизе академии Вест-Пойнта: «Долг. Честь. Страна». По С. Тейеру, долг требовал подчинения Конституции государства и его воинским уставам; честь означала самоотверженное и честное выполнение обязанностей. Соответствующий
девиз ставил все на службу нации. За годы пребывания в академии курсанты усваивали важность этих принципов, тем самым воспитывая в себе чувство ответственности, долга перед страной. Создавались уникальные ритуалы и символы (например, перстень класса, принятый в 1835 году).
При С. Тэйере Вест-Пойнт достиг общенационального признания. Работа военной академии, ее требования к курсантам стали стабильными, единообразными. За период, когда Тейер руководил этим учебным заведением (1817-1833), количество закончивших курс специалистов в три раза превзошло общую численность выпусков за все предыдущие годы.
Поскольку регулярная армия США была невелика по размеру, правительство вплоть до 1836 года полагалось исключительно на академию как поставщика новых кадров (Вест-Пойнт готовил более 70% офицерского корпуса). Более того, данная военная академия оставалась и единственным инженерным учебным заведением в стране до 1824 года, когда был основан Политехнический институт Ренссела (Rensselaer).
Воспитанники и наставники Вест-Пойнта так преуспели в инженерном деле, что учебной программой военной академии руководствовались при составлении курсов во всех инженерных учебных заведениях вплоть до Гражданской войны 1861 года. Члены Правления академии снискали известность во многих областях научных исследований, примерно 10% слущателей (выпуск 1817-1833 гг.) стали профессорами в гражданских университетах, некоторые - ректорами вузов [12].
Литература
1. Bicentennial book. A pictorial history of the first 200 years of USMA. URL: http://www.usma. edu/bicentennial
2. Шитов А. Американская Спарта над Гудзоном // Зарубежное военное обозрение. 1991. № 6. С. 36.
3. Там же. С. 37.
4. Комарова А. А. Сравнительный анализ систем обучения иностранным языкам в военных вузах России и США // А. А. Комарова, А. А. Черво-ва. Н. Новгород, 2004. С. 53.
5. Ridgeway J. The Closed Corporation American Universities in crisis. N. Y., 1968. P. 27.
6. McMasters R. West point's contribution to education: 1802-1952. El Paso, 1951. P. 151-153.
7. Bicentennial book ...
8. Ridgeway J. The Closed Corporation ... P. 47.
9. Morrison J. The best school in the world: West Point, the Pre-Civil war years, 1833-1866. Kent (Oh.), 1986. P. 137.
10. Pappas G. To the Point: The United States Military academy, 1802-1902. Westport, 1993. P. 56-60.
11. Bicentennial book ...
12. Там же.
L. A. KHAMuLA. oRIGIN AND MAKING oF MILITARY EDuCATIoN IN THE usA:
the first half of the xix century
Peculiarities of West-Point academy's functioning in the first years of its existence - that was the time of the origin of military education in the USA - are considered in the article. Key words: West-Point military academy, curriculum for cadets, Thayer's method.