Научная статья на тему 'Формирование социально-культурной среды в высшем учебном заведении'

Формирование социально-культурной среды в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
452
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ТЬЮТОР / ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гапоненко Артем Васильевич

В статье раскрыты сущность, функции и этапы формирования социально-культурной среды университета, рассмотрена ее роль в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гапоненко Артем Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование социально-культурной среды в высшем учебном заведении»

Культура и образование

А. В. ГАПОНЕНКО

формирование социально-культурной среды

в высшем учебном заведении

В статье раскрыты сущность, функции и этапы формирования социально-культурной среды университета, рассмотрена ее роль в образовательном процессе.

Ключевые слова: социально-культурная среда, тьютор, воспитание личности, общекультурные компетенции, академическая мобильность студентов.

Формирование социально-культурной среды вуза как эффективного средства социализации и воспитания студентов - одна из сложнейших организационно-педагогических задач дальнейшего развития высшей школы [1]. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) общей целью основных образовательных программ становится формирование у студентов общекультурных компетенций, что также требует повышения воспитательного потенциала учебных дисциплин как составной части социально-культурной среды вуза, генерирующей атмосферу взаимодействия и сотрудничества преподавателей и студентов.

Важно отметить, что распространение новых образовательных технологий, направленных на индивидуализацию учебного процесса, ведет к коренным изменениям структуры образовательной среды вуза, изменению поведенческих стереотипов как студентов, так и преподавателей. Происходит становление нового типа социального, ценностно-мировоззренческого отношения к образовательному процессу в вузе (творческому взаимодействию его участников для разрешения личностных, профессиональных и научных проблем), способствующему приобретению необходимых знаний, умений и навыков.

В связи с этим социально-культурная среда вуза призвана решить следующие задачи:

- создать благоприятные условия для воспитательной деятельности тьютора в высшем учебном заведении;

- организовать реализацию интегрирующей, регулирующей и развивающей функций с учетом критериев качества воспитательной среды вуза;

- способствовать академической мобильности и межкультурной коммуникации студентов и преподавателей;

- обеспечить возможность разработки индивидуальных программ обучения и формирование общекультурных компетенций.

В рамках существующей образовательной системы отчетливо проявилось, что существуют проблемы не столько в обучении, сколько в воспитании творческой, активной, целеустремленной, умственно и нравственно зрелой личности, способной разрешать профессиональные и межличностные проблемы. На поверхность выступили вопросы

воспитания социально-устойчивой и одновременно мобильной личности, адаптирующейся к различным условиям, способной вырабатывать в меняющихся обстоятельствах жизни собственную стратегию, а также нести ответственность за последствия своих решений [2].

Первостепенной задачей вузов становится создание условий для успешной адаптации первокурсника в новой для него социальной ситуации развития. От того, насколько легко первокурсник сумеет выработать оптимальный режим своей деятельности, как быстро приобретет навыки учебной работы, зависит его социально-психологическое благополучие - успех в овладении профессиональными знаниями, умениями и навыками (компетенциями). Поэтому важную роль играет социально-культурная среда вуза, формирующая основные условия реализации воспитательной, профессиональной и научной активности участников образовательного процесса.

Координировать систему взаимоотношений между студентами и вузом призван новый для российской высшей школы институт преподавателей-тьюторов. Тьютор (англ. tutor - наставник, консультант, воспитатель) является не только разработчиком индивидуальных образовательных программ, организатором учебной работы студента, но и индивидуальным консультантом, оказывающим помощь и поддержку при разрешении проблем, возникающих в процессе обучения.

В период студенчества - время наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и интеллекта - вырабатываются такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, умение владеть собой. Именно в этом возрасте реализуются возможности самосовершенствования, однако способность человека к сознательной регуляции поведения развита еще не в полной мере (самосознание, которое полвека назад складывалось уже к 17-19 годам, в настоящее время формируется только к 23-25-ти) [2].

Вузовское обучение - мощный фактор социализации личности. Этот процесс в значительной степени зависит от среды, в которую после школы попадает молодой человек. Сейчас становится преобладающим подход к воспитанию не как к целенаправленному формированию личности,

а как к созданию условий для ее саморазвития, и успех воспитательной работы в немалой степени обеспечивается социально-культурной атмосферой в вузе и деятельностью тьюторов.

Социально-культурная среда (подсистема) университета представляет собой совокупность элементов социальной действительности, обеспечивающих нравственное становление и творческое развитие личности каждого из участников образовательного процесса, способствующих проявлению их социально-культурной компетентности. Как основа формирования профессионально-прикладной и научно-исследовательской подсистем она выполняет три основные функции: интегрирующую, регулирующую и развивающую. Интегрирующая приводит в единое целое ранее разрозненные, несогласованные воспитательные воздействия, регулирующая направлена на упорядочение применяемых педагогических технологий в соответствии с особенностями личности, развивающая функция обеспечивает оптимизацию, поступательное развитие, обновление, совершенствование подсистем.

Перечислим основные признаки, которыми должна обладать социально-культурная среда вуза:

1. Наличие собственной концепции развития.

2. Здоровый образ жизни профессорско-преподавательского и административно-управленческого персонала университета.

3. Опора на общечеловеческие ценности.

4. Активное участие педагогического коллектива в культурных мероприятиях вуза.

5. Наличие «центров свободного развития» (спортивного, театрального, музыкального, танцевального, познавательного).

6. Оформление территории, внешнего и внутреннего облика вуза по принципу «и пространство воспитывает».

7. Включенность социально-культурной среды в деятельность вуза, а вуза - в социально-культурную среду.

8. Способность разрешать возникающие конфликты за счет внутренних сил (межличностные отношения преподавателей и студентов основываются на взаимном доверии, доброжелательности, стремлении понять и разрешить любую возникшую проблему, чувстве принадлежности к чему-то значимому, всеобщему, характерному для внутренней среды вуза).

Важно отметить, что только наличие всех (или почти всех) перечисленных признаков может свидетельствовать о том, что социально-культурная среда вуза сложилась.

В процессе ее формирования можно выделить отдельные этапы, для которых характерны специфические задачи, виды деятельности, организационные формы и системообразующие связи.

Так, на первом этапе происходит вовлечение все большего числа участников образовательного процесса в различные виды совместной деятельности. Постепенно формируются традиции, вырабатываются ценностные установки, представления о допустимом / недопустимом. Это стадия

упорядочивания структуры социально-культурной среды, борьбы новых форм взаимодействия со сложившимися ранее привычками, стереотипами поведения. Носителями тенденций дезинтеграции для новой среды являются отдельные преподаватели и студенты, которые поступают вразрез со складывающимися нормами.

На первом этапе проявляется недостаточная прочность внутренних связей, а успех становления зависит от приведения разрозненных элементов «к общему знаменателю». Период первоначального формирования социально-культурной среды не следует затягивать, темпы системооб-разования должны быть достаточно высокими, чтобы оправдать ожидания участников образовательного процесса, повысить качество университетской жизни.

Второй этап характеризуется стабилизацией новых взаимоотношений и связан с отработкой структуры социально-культурной подсистемы, особенностей воспитательной деятельности преподавателей-тьюторов. Продолжается процесс упорядочивания системообразующих связей: оттачиваются наиболее эффективные способы взаимодействия, укрепляются традиции. В сознании участников образовательного процесса происходит сближение идеального (спроектированного) и реального образа социально-культурной среды вуза. Педагогический коллектив, как правило, уже осознает достоинства новой упорядоченной системы взаимоотношений, начинает ценить взаимную ответственность в достижении общих успехов, несмотря на это, он на втором этапе еще недостаточно сплочен и держит студентов на заметной дистанции. Административно-управленческий персонал должен способствовать сближению преподавателей и обучающихся, согласовывая темпы развития этих двух коллективов с учетом того, что первый более статичен и консервативен.

Следует также учесть, что этот период может протекать как этап кризисного развития системы (дезинтегрирующие явления, реакция консервативно настроенных преподавателей и студентов нарастают). Требуются затраты энергии и творческие инициативы, чтобы инновационное ядро вуза отстояло свои позиции.

Внешние проявления кризиса могут быть следующими: прежние стереотипы поведения начинают быть более заметными, нарастает недовольство коллектива состоянием основных видов деятельности. Кризис может быть преодолен путем возврата к прежним системообразующим связям, затем необходимо подготовить и реализовать другую стратегию построения новой социально-культурной среды вуза (в развитии воспитательной подсистемы вуза может наблюдаться цикличность). При втором варианте развития событий кризис позволяет перейти к новой воспитательной системе, сохраняющей некоторые ценности и традиции старой (но опирающейся на иной тип системообразующих связей). Третий вариант связан с разрушением воспитательной системы вуза, когда после кризиса следует не новый виток развития, а распад системообразующих связей.

Пережив кризисное состояние или благополучно его миновав, вуз приходит к завершающему этапу формирования социально-культурной среды. На третьем этапе окончательно оформляются и крепнут связи, жизнь вуза упорядочивается, работа идет в уже привычном режиме. В поиске новых, более гибких, форм взаимодействия преподавателей и студентов усиливаются интеграционные процессы, объединяющие учебную, научную, спортивную и иные виды деятельности. На качественно новый уровень выходят взаимоотношения участников образовательного процесса, объединенных общими целями и общей ответственностью. Развивается мышление, основанное на самоанализе, творчестве и рефлексии, что создает в вузе благоприятные условия для самоуправления, саморегуляции и самоорганизации.

Для оценки эффективности социально-культурной среды, ее жизнеспособности необходимо учитывать качественные изменения, происходящие как в отдельных компонентах образовательного процесса, так и в образе высшего учебного заведения в целом. Анализ эффективности осуществляется различными методами, выбор которых зависит от применяемых педагогических технологий, целей проводимого исследования, а также от степени развитости структуры социально-культурной (воспитательной) среды вуза. В частности возможна экспертная оценка сформи-рованности нравственных и других личностных качеств участников образовательного процесса по пятибалльной системе:

1 - качество не проявляется;

2 - проявляется редко;

3 - почти всегда, но под воздействием другого участника образовательного процесса;

4 - почти всегда, но еще не стало неотъемлемой частью поведения;

5 - качество проявляется всегда (участник образовательного процесса поступить иначе не может) [3].

При построении социально-культурной среды вуза, адекватной требованиям современности, необходимо не только сформировать условия, способствующие развитию личности участников образовательного процесса, но и обеспечить межкультурную коммуникацию вуза с зарубежными университетами и научно-исследовательскими центрами (академическую мобильность преподавателей и студентов).

Переход к системе многоуровневого образования, развитие мобильных образовательных программ и стандартов (Европейская Система Квалификаций), достижение академической мобильности и иные аспекты процесса модернизации высшей школы предполагают наличие альтернатив в образовательной сфере, заставляют обучающегося делать выбор исходя из собственных возможностей и профессиональных требований. Выбор индивидуального «маршрута обучения» в конечном итоге позволит каждому студенту развить качества личности, наиболее востребованные не только в современных условиях, но и в будущем.

В настоящее время активно развиваются программы академического обмена, «двойного» и «тройного» диплома. Обмен предполагает свободный выбор зарубежного вуза из числа партнеров университета для прохождения курса в зависимости от предлагаемых специализаций, языка обучения, заинтересованности в сотрудничестве. Программа зарубежного обучения координируется с учебным планом базового университета. Администрирование программ может осуществляться тьютором по международной образовательной деятельности.

Программы «двойного» диплома основаны на двусторонних договорах, определяющих содержание курсов и учебные регламенты (отбор, согласование учебных планов, перезачет дисциплин, продолжительность периодов зарубежного обучения и т. д.) бакалавриата или магистратуры. Если по возвращении студентов в университет после перезачета пройденных за рубежом дисциплин возникает академическая разница, студенты должны ее досдать в установленные сроки. Наиболее жесткая по своим требованиям и регламентам, программа «тройного» диплома основана на трехстороннем договоре, в котором определены основные регламенты.

Например, для магистерской программы учебные семестры могут быть распределены между вузами-партнерами следующим образом:

I семестр. 6 + 6 + 8 нед. (Германия);

II семестр. 8 + 8 нед. (Россия);

III семестр. 6 + 8 + 8 нед. (Франция);

IV семестр. Практика и подготовка магистерской диссертации (Россия).

Отбор обучаемых на программу осуществляется представителями трех вузов-партнеров: каждый набирает своих кандидатов и согласовывает выбор с двумя другими вузами. Учебный план полностью согласовывается и является единым, перезачеты не предусматриваются (каждый период обучения является частью общего учебного плана). Защита магистерской диссертации проводится перед комиссией, включающей в себя представителей всех вузов-партнеров. Администрирование такой программы осуществляется тьютором по международной образовательной деятельности магистратуры [4].

Проектирование индивидуальных программ обучения актуально сегодня для любой вузовской дисциплины, его субъектом могут выступать как отдельные факультеты, кафедры и преподаватели вуза, избирающие ту или иную образовательную стратегию, так и студенты, определяющие для себя оптимальную «учебную траекторию».

Для построения индивидуальной программы обучения у тьютора должно быть четкое представление о сферах, видах, задачах предстоящей профессиональной деятельности студента, о его личностных качествах и интересах, о дисциплинарном пространстве, которое обеспечит формирование требуемых знаний, умений и навыков, выраженных определенным набором компетенций. Так, в соответствии с ФГОС ВПО, направлению подготовки «Экономика» с квалификацией

(степенью) бакалавр, магистр должен отвечать набор общекультурных компетенций, которые приобретаются в рамках соответствующих дисциплин.

Рекомендуется представлять содержание дисциплины в виде учебных модулей различных типов, обеспечивающих формирование требуемых компетенций. Поскольку компетенция - способность применять определенные знания, умения и навыки для успешной деятельности в определенной сфере, ее можно представить следующим образом:

КОМПЕТЕНЦИЯ = (ЗНАНИЕ + УМЕНИЕ) х НАВЫКИ

При этом социально-культурная компетентность выпускника представляет собой совокупное проявление всего набора общекультурных компетенций, которое можно выразить формулой:

СКК = (ОК-1 + ОК-2 + ОК-3 + ... + ОК-п) + С,

где СКК - социально-культурная компетентность выпускника;

ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-п - соответствующие общекультурные компетенции;

п - число компетенций, входящих в данную компетентность (для бакалавра экономики п = 16, а для магистра экономики п = 6);

С - результат синергетического эффекта, когда компетентность представляет собой нечто боль-

шее, чем сумма всех входящих в нее компетенций.

Переход общекультурных компетенций в социально-культурную компетентность студента (выпускника) происходит постепенно в процессе изменения мировоззрения и закрепления новых стереотипов поведения. Для ускорения этого процесса рекомендуется применять в педагогической практике историко-биографический метод. Он позволяет дать целостное представление об особенностях конкретной личности экономиста, философа, социолога как пример взаимосвязанного проявления компетенций (исторически сложившихся в определенных условиях качеств личности).

Литература

1. Сенашенко В. С. Сравнительный анализ социокультурной среды отечественных и зарубежных вузов как основы социализации и воспитания студентов / В. С. Сенашенко, Г. Ф. Ткач, Е. А. Конькова // Инновационные процессы в высшей школе: материалы XV юбилейн. всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2009. С. 21-22.

2. Воспитательная работа в вузе: психолого-педагогические аспекты / сост. Е. В. Крутых, И. И. Буряк. Краснодар, 2003. С. 4-5, 7.

3. Кукушин В. С. Теория и методика воспитательной работы. Ростов н/Д, 2010. С. 306-307.

4. Академическая мобильность в условиях интернационализации образования. М., 2009. С.279-283.

а. v. gaponenko. forming of the socio-cultural environment in a higher educational institution

The role of the socio-cultural environment in educational process is considered in the article. The essence, functions and stages of formation of the socio-cultural environment of the University have been revealed. Key words: socio-cultural environment, tutor, education of a person, general cultural competences, academic mobility of students.

Работа поддержана целевой программой Министерства образования и науки Российской Федерации, проект № 3.1.1/4181.

Л. А. ХАМУЛА

зарождение и становление военного образования в сша:

первая половина xix века

В статье рассматриваются особенности функционирования академии Вест-Пойнт в первые годы ее существования - время зарождения военного образования в США.

Ключевые слова: военная академия Вест-Пойнт, программа обучения курсантов, метод Тейера.

Военное образование в США зародилось во времена борьбы за независимость. Как известно, континентальная армия - военное объединение представителей всех североамериканских штатов с целью борьбы с Великобританией - была создана по решению Континентального Конгресса 14 июня 1775 года. Ее главнокомандующим стал

первый президент США [1]. Как свободолюбивая сильная личность он взял курс на освобождение рабов и создание независимой, сильной Америки. Джорджу Вашингтону принадлежала ведущая роль в создании регулярной армии, которая, действуя совместно с партизанами, нанесла поражение войскам колонизаторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.