Научная статья на тему 'Программа подготовки тьюторов в Сибирском федеральном университете'

Программа подготовки тьюторов в Сибирском федеральном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
937
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА ТЬЮТОРОВ / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / TRAINING OF TUTORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смолянинова Ольга Георгиевна, Бекузарова Наталья Владимировна, Ермолович Елена Владимировна, Седых Татьяна Владимировна

Статья посвящена практическим аспектам подготовки тьюторов в системе бакалавриата. В статье подробно рассмотрена структура и содержание образовательной программы. Материал будет интересен преподавателям и руководителям педагогических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смолянинова Ольга Георгиевна, Бекузарова Наталья Владимировна, Ермолович Елена Владимировна, Седых Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROGRAM OF TRAINING OF TUTORS IN THE SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY

The article is devoted to the practical aspects of the training of tutors in the undergraduate. Special attention is paid to the structure and content of educational program. The article will be of interest to teachers and heads of teacher training institutes.

Текст научной работы на тему «Программа подготовки тьюторов в Сибирском федеральном университете»

общении с абитуриентами акцент смещен на квалификацию. Возможностей развиваться в студенческие годы досточно. Во-первых, можно параллельно получить степень бакалавра, например, по экономике, во-вторых, получить вторую специализацию по направлению подготовки. Доступна академическая мобильность: обучение за рубежом, стажировки. Школьников — будущих абитуриентов настраивают на серьезное изучение иностранного языка. Высокий уровень подготовки плюс знание языка в короткое время обеспечат высокооплачиваемое место в горной отрасли.

10 шагов по совершенствованию системы управления КузГТУ в условиях кризиса — такая задача была поставлена на курсах повышения квалификации перед группой, состоящей из представителей от каждого структурного подразделения университета.

Систему управления вузом рассматривали с различных сторон, но все члены группы приняли единое решение, что раздел, содержащий мероприятия, направленные на совершенствование организационно-управленческой деятельности, является самым важным. В связи с этим первоочередной задачей определена оптимизация организационно-управленческой деятельности: оптимизация состава и структуры отделов и служб на основе анализа и исключения дублирующих функций; разработка ежегодного графика предоставления информации подразделениями и выдача заданий структурным подразделениям через единый протокол

поручений; введение в практику публичных отчетов отделов и служб о выполняемой работе не менее двух раз в год; внедрение системы электронного документооборота.

Внедрение электронного документооборота в КузГТУ требует предварительной подготовки, которая включает в себя разработку нормативных документов, обучение сотрудников и пилотный проект.

Введение публичных отчетов отделов и служб позволит организовать их работу таким образом, чтобы она способствовала достижению показателей эффективности, а также уменьшению непрофильной работы, которую выполняет преподаватель. Следовательно, реализация шагов, предложенных на курсах повышения квалификации, значительно улучшит систему управления в ФГБОУ ВПО «Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева»

1. Институт дополнительного профессионального образования КузГТУ [Электронный ресурс]. — URL: http://idpo. kuzstu.ru/.

2. Организация обучения взрослого населения в учреждении профессионального образования : метод. пособие : в 2 ч. Ч. 1 Научные и нормативно-правовые основы организации обучения взрослых. Ч. 2 Методические рекомендации профессионального обучения взрослых / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова, А. В. Фаломкин и др. — Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2010. — 136 с.; 273 с.

3. Программа развития дополнительного профессионального образования КузГТУ на период 2014-2020 годы / Т. С. Панина, С. А. Дочкин, О. Г. Ачкасова и др. — Кемерово : Изд-во КузГТУ, 2013. — 44 с.

УДК/UDC 378.4 О. Г. Смолянинова, Н. В. Бекузарова,

Е. В. Ермолович, Т. В. Седых

O. Smolyaninova, N. Bekuzarova, E. Ermolovich, T. Sedykh

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ТЬЮТОРОВ В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

THE PROGRAM OF TRAINING OF TUTORS IN THE SIBERIAN FEDERAL UNIVERSITY

Статья посвящена практическим аспектам подготовки тьюторов в системе бакалавриата. В статье подробно рассмотрена структура и содержание образовательной программы. Мате-

риал будет интересен преподавателям и руководителям педагогических вузов.

The article is devoted to the practical aspects of the training of tutors in the undergraduate.

Special attention is paid to the structure and content of educational program. The article will be of interest to teachers and heads of teacher training institutes.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, подготовка тьюторов.

Keywords: higher professional education, training of tutors.

Образовательные инновации, связанные с присоединением России к Болонской конвенции, проявляющиеся во введении новых поколений стандартов («три» и «три плюс»), основанных на компетентностном подходе, привели к повышению мобильности людей. Чтобы выстроить собственную индивидуальную образовательную программу в соответствии с требованиями ФГОС на основе использования всего многообразия возможностей, которые предоставляет современная образовательная среда, обучающиеся нуждаются в сопровождении тьютора, владеющего специальными педагогическими технологиями сопровождения образования.

Несмотря на возрастающую потребность в индивидуализации образования, до сих пор не осуществлен переход к персонализации

Тьютор может оказать помощь по следующим направлениям:

— в выборе образовательной траектории (как в отечественной системе образования, так и зарубежной);

— при составлении и продвижении по индивидуальной образовательной программе, маршруту;

— в самоопределении, профориентации, переподготовке, решении о смене сферы деятельности;

обучения. Отечественные учебные заведения по-прежнему реализуют традиционную модель образования. При этом профессиональное педагогическое сообщество характеризуется сегодня многообразием позиций, которое проявляется в наличии различных персонажей: ректора и/или директора, их заместителей по отдельным направлениям, преподавателей, мастеров, методистов, социальных работников, психологов, организаторов дополнительного образования... Сегодня к ним присоединяется тьютор. «Тьютор профессия новая, — говорят одни. — Тьютору более 700 лет, — продолжают другие. — А что он будет делать в системе образования?» — спрашивают все.

Специфика работы тьютора существенно отличается от деятельности учителя. Учитель знает ответы, знает, как правильно к ним подвести. И это часть его профессии, он учит правилам и преподает законы. У тьютора другие цели, другой стиль и повод для общения. Сравнительная характеристика специфики деятельности учителя и тьютора (табл.), проведенная Н. В. Беляковой [2], позволяет увидеть функциональное предназначение этих специалистов и определить их роли в современном образовательном процессе.

— при подборе под образовательную задачу ресурсов в регионе проживания (в случае их кажущейся скудности, в случае переезда, освоения на новом месте);

— в сопровождении в предметной области — выявление и работа с трудностями;

— в сопровождении семьи при выборе основного или дополнительного образовательного учреждения, выборе формы обучения, при домашнем и семейном образовании;

Таблица

Предназначение и специфика деятельности учителя и тьютора в современном образовательном процессе

Вопросы, определяющие специфику деятельности учителя и тьютора Учитель Тьютор

В каком процессе участвует, в каком качестве? Обучение; управляет процессом Самообразование; сопровождает, поддерживает процесс

За что отвечает в идеале? Передает знания Участвует в формировании индивидуальной ответственности за полученные знания

На что опирается в своей деятельности? Методики обучения Рефлексия опыта самообразования

— в тьюторском сопровождении любых возрастов и на любом этапе, будь то выбор детского сада, школы; в сопровождении дет-ско-родительской пары, при подготовке к экзамену, переходу на другую форму обучения и т. п. и, соответственно, в сопровождении начального, среднего и высшего профессионального образования;

— в сопровождении повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

— в сопровождении при дистанционном образовании;

— при работе в инклюзивном образовании и социальной сфере.

Потребность в специалистах такого рода актуализирует создание и реализацию программы подготовки тьюторов в вузах Российской Федерации. Следует отметить, что в числе направлений совершенствования образования в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [6], утвержденной Правительством Российской Федерации 17.11.2008 (пр. № 1662-р), заявлено предоставление учащимся возможности выбора индивидуального учебного плана для дальнейшего обеспечения их социальной и профессиональной мобильности.

В настоящее время должность «тьютор» включена в государственный реестр профессий (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5.05.2008 № 216-н и 217-н), приняты квалификационные характеристики должности «тьютор» (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2009 № 593). В письме Минобразования России от 09.03.2004 № 15-55-357 ин/15 «О Примерном положении об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц» рекомендовано вузам организовать службу академических консультантов для содействия студентам в выборе и реализации их индивидуальных учебных планов. В примечании указано, что в зарубежных вузах такие консультанты, как правило, именуются тьюторами. Таким образом, в специалистах такого профиля нуждаются образовательные организации дошкольного, общеобразовательного, среднего, высшего, дополнительного образования, учреждения системы труда и занятости

населения, социальной сферы, молодежной политики и культуры.

Где на сегодняшний день

можно получить диплом тьютора

В Якутии составлены основная образовательная программа и учебный план нового профиля «Начальное образование и тьютор в основной малокомплектной (кочевой) школе Севера» по инновационной модульной системе обучения бакалавриата, куда включаются следующие структурно-содержательные компоненты-модули: «Начальное образование», «Основы тьюторской подготовки», «Филология и культура малочисленных народов Севера», «Специфика деятельности сельских малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера», «Психолого-педагогическая подготовка», «Инновационные образовательные технологии дистанционного обучения», «Дополнительная профильная специальность» и т. д. Содержание многопрофильной тьюторской подготовки учителей-бакалавров в малокомплектной основной и кочевой школах Севера предполагает формирование таких специфических профессиональных и этнокультурных компетенций, как:

— система знаний о культуре, истории, языке, религии, обычаях, биофизических особенностях и традициях народов Севера в контексте этнокультурного образования и поликультурного общения в мировом сообществе;

— общие интеллектуальные и практические умения и навыки по передаче основ национальной культуры;

— готовность будущего учителя к исследовательской, творческой деятельности по использованию народных традиций в учебно-воспитательной работе;

— опыт эмоционально-волевого отношения к действительности, сформированность сознательной профессиональной позиции как представителя северного этноса;

— мобильность специальной междисциплинарной, психолого-педагогической, общедидактической и узкопредметной методической подготовленности учителя (логическая межпредметная связь в содержании тех или иных профильных дисциплин, эрудированность и мастерство учителя, которые позволяют ему умело синтезировать содержание совмещаемых предметов, четко знать те узловые моменты, где общая дидактика преломляется в частную методику, перекрещиваются межпредметные особенности);

— владение арсеналом инновационных технологий, форм и методов, адекватных особенностям учебно-воспитательной работы сельских малокомплектных школ: малочисленный контингент учащихся, малая наполняемость класса, разновозрастные группы, многопредметность преподавания.

При этом фундаментальной основой универсализации тьюторской подготовки остается профиль «Начальное образование» [7].

Так, в 2007-2008 гг. была разработана программа специализации «Тьюторство». Целью специализации является освоение студентами технологии тьюторства, что предполагает, с одной стороны, освоение теоретического блока данной специализации, с другой — овладение арсеналом форм, приемов, техник и содержания работы по реализации тьюторского сопровождения в рамках педагогической деятельности. Это предопределяет дисциплины программы специализации «Тьюторство»: «Исторические истоки и теоретические основы тьюторства», «Тьюторская технология в рамках открытых образовательных технологий», «Тьюторское сопровождение в условиях профильного обучения», «Тьюторское сопровождение в системе дополнительного образования», «Тьюторское сопровождение проектной и исследовательской деятельности учащихся». Изучение дисциплин данной специализации реализуется на 3-5-м курсах (6-10-й семестры). Объем работы студента за период изучения дисциплины составляет 500 часов. Из них: 278 часов — аудиторные занятия, 222 часа — самостоятельная работа [5].

В Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) открыта магистратура «Тьютор в сфере образования», в рамках которой читают курсы по различным направлениям данной области: тьютор в сфере дошкольного образования, общего, среднего, высшего, профессионального образования, тьюторство в системе повышения квалификации, инклюзивное тьюторство.

На сегодняшний день существуют пять сертифицированных Тьюторской ассоциацией (www.thetutor.ru) региональных центров (Москва, Томск, Ижевск, Волгоград, Чебоксары), которые проводят курсы повышения квалификации. В рамках Московского института открытого образования (МИОО) разработаны и утверждены Программа профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение образовательной деятельности», рассчитан-

ная на 1200 часов, и Программа повышения квалификации «Основы тьюторского сопровождения» объемом 72 часа [3]. Создана тью-торская модель работы в системе повышения квалификации: с каждым человеком, который приезжает учиться, беседуют специалисты, выясняют, почему он хочет изучать именно тьюторство и как встраивается тьюторство в рамки его дальнейшей профессиональной карьеры. И уже после этого под его конкретные запросы выстраивается программа обучения. Таким образом каждый будущий тьютор практически формирует свою индивидуальную программу обучения.

В Белгородском региональном институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в основу разработки содержания подготовки тьюторов легли профессиональные функции. Поэтому содержание включает пять модулей: «Тьютор, его функции, квалификационная характеристика и взаимодействие в команде тьюторов», «Педагоги района как взрослые обучающиеся», «Межкурсовое взаимодействие методической службы и педагогов», «Проектирование саморазвития педагогов», «Сетевое взаимодействие образовательных учреждений и педагогов района. Управление сетевым взаимодействием», «Тьюторское сопровождение распространения лучшей образовательной практики в районе» [4].

В Республике Мордовия осуществляется подготовка специалистов для системы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в виде многоуровнего профессионального образования (программы бакалавриата и магистратуры), новых дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, организации городских и республиканских научно-практических мероприятий. В этой системе предусмотрена и подготовка тьютора инклюзивного образования. Так, в рамках освоения основной образовательной программы в учебные планы подготовки бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование» профиля «Психология и педагогика инклюзивного образования» введена дисциплина по выбору «Деятельность тьютора в условиях инклюзивного образования», подготовки магистров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» магистерской программы «Дефектологическое сопровождение субъектов образования» — дисциплина по выбору «Деятельность тьютора в дефектологическом сопровождении

субъектов образования». В рамках системы дополнительного образования разработана и реализуется дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Подготовка тьютора инклюзивного образования». Предложенная программа дает слушателям знания, ориентированные на различные компоненты деятельности по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья по вопросам психолого-педагогической диагностики, индивидуальной коррекционно-развивающей работы, консультативно-просветительской работы с педагогами и родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья [1].

Следует отметить, что основная масса программ подготовки тьюторов — это либо магистратура, либо курсы повышения квалификации. Подготовка тьюторов осуществляется уже на базе определенного образования, в рамках которого у будущих тьюторов не всегда формируются необходимые компетенции и теоретические знания в области их будущей профессиональной деятельности. За достаточно короткое время обучения на курсах или в магистратуре не все будущие тьюторы овладевают профессией. Одним из решений этой проблемы видится перенос начала обучения студентов по направлению на уровень бакалавриата. Говоря об актуальности формирования бакалаврской программы, следует отметить, что подготовка тьютора на первой ступени высшего образования представляется наиболее результативной в условиях прикладного бакалавриата.

В Сибирском федеральном университете имеется опыт организации обучения в рамках прикладного педагогического бакалавриата. С 2010 г. проводится набор и обучение будущих учителей начальной школы. Прикладной бакалавриат зарекомендовал себя как эффективная система подготовки, обеспечивающая формирование практических навыков и профессиональных компетенций.

По результатам полученного опыта с целью анализа существующих подходов и программ подготовки тьюторов для системы образования родилась идея разработки для образовательных организаций бакалаврской программы подготовки квалифицированных тьюторов, способных обеспечивать индивидуализацию образования.

В настоящее время программа подготовки бакалавров по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» начинает

старт в Сибирском федеральном университете. Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и ориентирована на удовлетворение спроса рынка труда в профессионалах высокого уровня. Потребность в выпускниках по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование» только в Красноярском крае составляет не менее 20 человек ежегодно. В реализации программы подготовки бакалавров участвуют действующие высококвалифицированные работники образовательных организаций Красноярского края.

Основная образовательная программа строится на углубленном изучении основных базовых направлений деятельности тьютора и формировании компетенций, необходимых для практической работы. Программа ориентирована на подготовку прикладного бакалавра, способного анализировать и решать на практике широкий круг личных, межличностных, детско-школьных и организационных проблем.

Заявленные в основной образовательной программе модули и дисциплины отражают весь спектр основных направлений деятельности тьютора: модули деятельностных основ тьюторских практик и здоровьесбережения; психолого-педагогический, инструментальный, экономико-правовой, историко-культуро-логический модули.

Системообразующий модуль деятель-ностных основ тьюторских практик предполагает не только теоретическое знакомство с международным и российским опытом, но и практическое освоение студентами технологий тьюторского сопровождения.

Изучение психолого-педагогического модуля формирует у будущих тьюторов представление о специфике развития и способах качественных изменений личности в разнообразных жизненных ситуациях и предшествует освоению модуля деятельностных основ тьюторских практик. Модуль здоровьесбере-жения направлен на формирование у студентов культуры здорового образа жизни и овладение здоровьесберегающими технологиями.

Инструментальный модуль представлен тремя разделами, выделенными в соответствии с особенностями реализации тьютор-ского сопровождения: раздел коммуникативно-языкового инструментария (дисциплины раздела совершенствуют у студентов языковую культуру); раздел ИКТ-инструментария (развивают навыки использования инфор-

мационно-коммуникационных технологий); раздел психолого-педагогический инструментария (формируют навыки в области планирования и проведения психолого-педагогических исследований).

При освоении экономико-правового модуля будущий тьютор способен оценивать качество реализуемых образовательных услуг на основе действующих нормативно-правовых актов.

Историко-культурологический модуль формирует у студентов образ «Я-тьютор» с позиции культурного контекста различных педагогических процессов и явлений, что является важным элементом обучения будущего тьютора и подчеркивает аксиологическую и социокультурную целесообразность данной программы.

Большой интерес представляют курсы по выбору и адаптационные дисциплины, которые учитывают принцип дифференциализа-ции и индивидуализации, являющийся одним из основополагающих факторов успешности, так как учитывает интересы и профессиональную направленность конкретного слушателя.

Формы организации обучения будущих тьюторов разнообразны, направлены на закрепление умения поиска, накопления и обработки научной информации, обеспечивают формирование практических умений для выполнения профессиональных задач. Образовательные технологии обучения характеризуются не только общепринятыми (лекции, практические, семинарские и лабораторные занятия), но и интерактивными формами, такими как интерактивно-игровая конференция «Современные проблемы и тенденции развития науки и образования», имитационно-деятельные игры и др. В целом основная образовательная программа строится на активных методах в формате квазипрофессионального обучения, что не только оправданно, но и существенно повышает эффективность обучения. Реализация основной образовательной программы «Тьютор» предполагает активное взаимодействие субъектов образовательного процесса, дополняя теоретический материал организационно-деятельностными, имитаци-онно-моделирующими играми, анализом кейсов и другими интерактивными методами. Внедрение в образовательный процесс интерактивных и активных методов обучения позволяет сформировать профессиональные компетенции в области педагогической поддержки и консультирования, а также развивает навыки системного анализа ситуации, приня-

тия решений, участия в коллективной работе.

При разработке программы авторы придерживались принципа межпредметности и интегративности. Программа практик выстроена как система последовательных и постепенно усложняющихся проб профессиональной деятельности. При определении баз практик приоритет отдается образовательным организациям и учреждениям, готовым к долгосрочному сотрудничеству, в том числе и трудоустройству выпускников.

Формой аутентичного оценивания учебных, научных и профессиональных достижений, полученных в ходе освоения программы, выступает индивидуальный е-портфолио.

Особого внимания заслуживает предлагаемое проведение государственного экзамена в форме публичной презентации личностных, социальных и профессиональных достижений выпускника посредством е-портфолио. В качестве особого достоинства предлагаемой формы проведения итоговой аттестации выпускника хочется отметить участие представителей потенциальных работодателей, что способствует не только продвижению тьюторов на соответствующем сегменте регионального рынка труда, но и оказанию поддержки в профессиональной и академической мобильности. Выпускная квалификационная работа (ВКР) представляет собой комплексную завершенную самостоятельную работу студента, главная цель и содержание которой — всесторонний анализ, научные исследования или разработка по одному из вопросов теоретического или практического характера в соответствии с профилем подготовки.

1. Абрамова И. В. Научно-теоретические основы подготовки тьютора инклюзивного образования // Специальное образование. — 2014. — № 4. — С. 81-87.

2. Белякова Н. . Тьюторство в педагогическом образовании и развитии личности: значение и перспективы подготовки // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Сер.: Педагогические и психологические науки. — 2011. — № 29. — С. 42-51.

3. Бендова Л. В. «Развиватель» для развивающихся // Управление персоналом. - 2006. - № 18. - С. 51-55.

4. Верзунова Л. В., Посохина Е. В. Подготовка специалистов муниципальной методической службы к тьюторскому сопровождению развития профессионализма педагогических кадров // Интеграция образования. — 2008. — № 3. — С. 61-64.

5. Грачева Н. Ю. Разработка тьюторской модели подготовки студентов педагогических вузов в условиях перехода на кредитно-модульную систему: введение специализации «тьюторство» // Преподаватель XXI век. — 2008. — № 2. — С. 3-10.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.nu/ document/cons_doc_LAW_90601/?frame=1#p28. Неустроев Н. Д., Неустроева А. Н. Подготовка бакалав-

ра нового профиля «Начальное образование и тьютор в основной малокомплектной (кочевой) школе Севера» как инновационный процесс // Наука и образование. — 2012. — № 4. — С. 73-78.

УДК/UDC 378.147

Г. А. Кочелаева G. Kochelaeva

КОМПЕТЕНТНОСТНЫИ ПОДХОД И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСцИПЛИН «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» И «ЭКОЛОГИЯ» В ГУМАНИТАРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

COMPETENCE APPROACH AND EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TEACHING "SAFETY" AND "ECOLOGY" IN UNIVERSITY FOR THE HUMANITIES

В статье рассматриваются вопросы формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в рамках ФГОС ВО 3+ (бакалавриат) в процессе преподавания дисциплин «безопасность жизнедеятельности» и «экология». Обсуждаются конкретные методики интерактивного и дистанционного обучения данным дисциплинам, организация работы обучающихся на практических занятиях, вопросы внутренней диагностики эффективности и качества преподавания перечисленных дисциплин в гуманитарном вузе. Приводятся результаты пилотного студенческого исследования по выявлению общих проблем экологического образования и воспитания в молодежной среде Одинцовского района.

The article deals with the formation of common cultural, general and professional competencies within the FSES of HE 3+ (bachelor degree) in teaching disciplines «Safety» and «Environment». We discuss the specific techniques of interactive and distance learning, organization of work of students on practical training, issues of internal diagnostics efficiency and quality of teaching of these subjects in Humanities University. The results of a pilot study to identify common problems of environmental education and education of youth from Odintsovo District are presented.

Ключевые слова: личность безопасного типа, безопасность жизнедеятельности, экология, экологическая культура, общекультурные

и профессиональные компетенции, кейс-метод, деловая игра.

Keywords: personality type safe, life safety, ecology, ecological culture, common cultural and professional competence, the case method, role play.

В настоящее время в условиях серьезных экономических преобразований, активного процесса глобализации и развития новых технологий все чаще встает вопрос о качестве высшего образования, его мобильности по отношению к вновь возникающим профессиональным требованиям, знаниям и умениям выпускников вузов. Кроме того, развитие международного вузовского обмена, использование новых технологий, в том числе и информационных, программ дистанционного обучения позволяют в перспективе обсуждать и ожидать активизацию процессов интегрированного модульного межвузовского образования (в том числе и международного) и процессов развития непрерывной образовательной среды в системе дошкольное образование — школа — колледж — вуз (университет). Все это требует от преподавателей высшей школы новых инновационных подходов при планировании своей педагогической деятельности, своевременного мониторинга изменения условий и требований рынка труда, а также соответствия программ обучения федеральным государственным стандартам (ФГОС ВО 3+), утвержденным в 2015 г Безусловно, экономи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.