Научная статья на тему 'Развитие академической и социальной мобильности студента современного вуза в процессе включения его в работу элективных курсов'

Развитие академической и социальной мобильности студента современного вуза в процессе включения его в работу элективных курсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ И АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕ ХXI В / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УРОВНИ ЗРЕЛОСТИ / ЦЕЛОСТНОСТЬ ПРОЦЕССА / ПОЗИЦИЯ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ И ПР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демченко Зинаида Алексеевна, Орешкина Анна Константиновна

Автор анализирует смысловое содержание таких феноменов как: академическая и социальная мобильность будущего специалиста во взаимосвязи с получением высшего профессионального образования, в частности в контексте элективных образовательных учебных курсов и на примере целевого включения студентов в процесс освоения основ и методологии научно-исследовательской деятельности как целостного педагогического процесса. В статье исследована специфика деятельности «Научной школы студента-исследователя» в одни из её направлений – академическая свобода студентов при учёте личностно-ориентиро-ванной направленности студентов. Обоснована роль и содержание диагностики ценностных ориентаций и природных задатков обучаемых, мониторинга их ценностно-смысловой позиции и гражданской направленности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демченко Зинаида Алексеевна, Орешкина Анна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие академической и социальной мобильности студента современного вуза в процессе включения его в работу элективных курсов»

УДК 378.016

Демченко Зинаида Алексеевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики Института экономики и управления, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, [email protected], Архангельск

Орешкина Анна Константиновна

Доктор педагогических наук, доцент, заведующая лабораторией методологии образовательного пространства ФГНУ «Институт теории и истории педагогики»РАО, [email protected], Москва

РАЗВИТИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛьНОЙ МОБИЛьНОСТИ СТУДЕНТА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ВКЛЮЧЕНИя ЕГО В РАБОТУ ЭЛЕКТИВНЫх КУРСОВ

Аннотация. Автор анализирует смысловое содержание таких феноменов как: академическая и социальная мобильность будущего специалиста во взаимосвязи с получением высшего профессионального образования, в частности в контексте элективных образовательных учебных курсов и на примере целевого включения студентов в процесс освоения основ и методологии научно-исследовательской деятельности как целостного педагогического процесса. В статье исследована специфика деятельности «Научной школы студента-исследователя» в одни из её направлений - академическая свобода студентов при учёте личностно-ориентиро-ванной направленности студентов. Обоснована роль и содержание диагностики ценностных ориентаций и природных задатков обучаемых, мониторинга их ценностно-смысловой позиции и гражданской направленности.

Ключевые слова: социальная и академическая мобильность, современное образование, специфика образования в обществе XXI в., социальная компетентность, уровни зрелости, целостность процесса, позиция, ценностное отношение и пр.

Demchenko Zinaida Alekseevna

Candidate ofpedagogical sciences, associate professor of the chair of economics of Institute of economics and management, the Northern (Arctic) federal university named after M.V. Lomonosov, [email protected], Arkhangelsk

Oreshkina Anna Konstantinovna

Doctor ofpedagogical Sciences, associate Professor, head of the laboratory of methodology educational space Research Institute of theory and history ofpedagogics» RAO, [email protected], Moscow

DEVELOPMENT OF THE ACADEMIC AND SOCIAL MOBILITY OF STUDENT IN THE MODERN UNIVERSITY IN THE PROCESS OF ITS INCLUSION IN wORK OF ELECTIVE COURSES

Abstract. The author analyzes the semantic content of such phenomena as: academic and social mobility of the future specialist in conjunction with the acquisition of higher professional education, in particular in the context of elective educational and training courses on the example of the target inclusion of students in the process of development of the framework and methodology of scientific research activities as the whole. The article analyses the specificity of the activity of the «Scientific school student-researcher» in one of its branches - the academic freedom of the students at the account of a person-oriented orientation of students. There is substantiated the role and contents of diagnostic value orientations and of natural inclinations of students, monitoring their value sensitive positions and civil orientation

Keywords: social and academic mobility, modern education, the specific character of education in the society of the twenty-first century, social competence, maturity levels, the integrity of the process, position, value ratio etc

Стратегической задачей инновационных процессов в высшем образовании выступает формирование профессиональных, общекультурных, общенаучных, информационных компетенций будущего специалиста постиндустриального производства, что предполагает приоритет становления на современном этапе развития системы высшего образования ценностно-позитивного отношения к научно-исследовательской деятельности как современной организационной культуре и системообразующей ценности субъекта деятельности.

Такая сущность стратегических задач согласуется с Концепцией Федеральной целевой программы развития образования и научно-исследовательской деятельности в учреждениях высшего образования Российской Федерации на период до 2015г., Федеральной Целевой Программой «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на период 2009-2013гг., совместным Заявлением государств «Зоны Европейского Высшего образования» - Бо-лонская декларация, подписанная 19 июня 1999 года, Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения, «Законом об Образовании в Российской Федерации» [7].

Исходя из положений «Закона об Образовании в Российской Федерации», гарантирующих право на получение непрерывного и многоуровневого образования, высшее образование отвечает потребностям личности в актуализации интеллектуального, культурного и нравственного развития обучающихся; совершенствованию процесса интеграции образовательной и научно-исследовательской деятельности, в образовательном процессе современного вуза в целях оптимизации качества подготовки специалистов нового поколения в рамках мировых образовательных стандартов. При этом обеспечение стратегического развития и повышения эффективности системы высшего образования должно осуществляться способом оптимального приобретения и применения новых знаний и достижений науки, техники и современных технологий в рамках современных образовательных уровней академического и прикладного бакалавриата, магистратуры и специалитета.

В данном контексте исследуются проблемы, связанные с разработкой теоретико-методологических оснований формирования ценностно-позитивного отношения к образованию и научно-исследовательской деятельности на основе идеи парадоксальности жизненных принципов как двух систем основания ценностного мира в контексте современных проблем человечества (Л. А. Микешина, др.); развития представления у студентов о роли субъективных и объективных факторов, влияющих на его отношенческое поведение к образованию и деятельности (К. А. Абульханова-Слав-ская, Л. М. Архангельский, Е. В. Бонда-ревская, М. Я. Виленский, И. И. Логвинов, В. В. Сериков, др.); развитием непрерывного профессионального образования (В. Н. Ермоленко, Ю. Н. Кулюткин, Т. Ю. Ломакина, А. М. Новиков, Г. С. Сухобская, Е. В. Тка-ченко, А. К. Орешкина, Е. В. Ткаченко и др.); преемственности образовательного процесса в системе непрерывного образования, обеспечивающим «...вариативность институциональных, неинстуциональных форм образования, их взаимосвязь на основе преемственности основных и дополнительных типов и видов образовательных программ по всем образовательным линиям...» [4, с. 14].

Одной из важных проблем современного процесса модернизации образовательного процесса вуза является развитие академической мобильности, как студентов, так и профессорско-педагогического состава. В педагогической теории и практики выделены и другие виды мобильности, в частности индивидуальная и социальная. Анализ авторских исследований Н. В. Жукова, О. О. Мартыненко, В. А. Садовничий и др.), касающихся понятий: «мобильность»; «индивидуальная мобильность»; «академическая мобильность» указывает на их идентичность. Поэтому остановим внимание на материале, касающемся понятия «мобильность» В. А. Садовничего [8]. Данное исследование позволяет принять определения в качестве рабочих, и на их основе уточнить сущностное содержание отдельных понятий «мобильность»: индивидуальная мобильность есть перемещение обучающегося (других лиц) на определенный период в другое образовательное или научное учреждение (в своей стране или за рубежом)

для обучения или проведение исследования с последующим возвращением в свое основное учебное заведение (в свою страну); академическая мобильность так же есть перемещение обучающихся (других лиц) для обучения или проведения исследований на определенный академический период (семестр, или учебный год в другое высшее учебное заведение (внутри страны или за рубежом), но уже с обязательным перезачетом освоенных образовательных программ в виде кредитов в своем вузе или для продолжения учебы в другом вузе.

С позиции развития международного образовательного пространства индивидуальная и академическая мобильность направлены на оптимизацию международных связей по внедрению образовательных программам, обмену студентами и совместной деятельностью профессорско-преподавательского состава.

Академическая мобильность согласуется с обучением студентов и аспирантов отечественного вуза в зарубежных вузах, а также деятельностью преподавателей и сотрудников в зарубежных образовательных или научных учреждениях, что в педагогической теории трактуется как внешняя (международная) мобильность. Что касается внутренней мобильности, то она согласуется с обучением студентов, аспирантов и преподавателей в вузах РФ [6]. Подобные определения сущности понятий «внутренняя и внешняя» мобильность мы находим в кейсе описания лучших практик вузов по направлению Болонского процесса «Академическая мобильность» на примере вузов Дальневосточного Федерального округа [3].

Проблемы, связанные с развитием академической мобильности студентов в контексте процессов глобализации, интернационализации и европеизации высшего образования, исследуются в работах отечественных ученых В. И Байденко, Н. И. Баш-маковой, В. А. Козырева, В. А. Садовничего, В. М. Филиппова и др. Актуальной проблеме развития академической мобильности студентов в условиях современного образовательного пространства вуза посвящены работы Е. И. Артамоновой, В. А. Ильина, Б. В. Касевича, Г.Ф. Ткач и др.

Понятие «социальная мобильность» вошедшее в педагогический тезаурус в связи с

переходом системы высшего образования на многоуровневую систему подготовки специалистов в рамках ФГОС ВПО, общепринятого в педагогической теории определения не имеет; приоритетно под «социальной мобильностью» понимается перемещение, но уже индивидов (иногда групп людей) между различными позициями в иерархии социальной стратификации, связанными с изменением статуса личности [3; 6], переход индивида от одной социальной позиции к другой.

Что касается определения понятия «профессиональной мобильности» будущего специалиста-выпускника современного вуза, то под ним понимается интегративное качество, объединяющее в себе сформированную потребность личности специалиста в переменах, определяют готовность и способность его проявлять активность при смене профессиональных функций в связи с реализацией производственной необходимости.

Отметим, что в определении сущности понятия «мобильность» в её различных экс-траполяциях не обнаруживается чёткого разграничения по уровням, формам, видам. Все виды мобильности, кроме «социальной» имеют идентичное содержание - это перемещение, обучение, исследование, возвращение (либо внутри страны, либо за её пределами, либо из одного вуза в другой).

Современный этап развития высшего образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике приобщения обучающихся различных уровней (бакалавры, магистры, специалисты) к интерактивному включению в проектирование индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов функциональной грамотности. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых - несоответствие традиционных форм и методов обучения требованиям подготовки будущего специалиста в условиях постиндустриального производства, обусловливающего повышение качества профессионального образования.

Представление теоретико-методологических оснований развития у студентов современного вуза индивидуальной мобильности как детерминанты других видов мобильности, в том числе социальной и академической (Е. П. Ильин, А. М. Новиков, Д. А. Новиков, А. А. Файзуллаев, X. Хекга-

узен, др.); способов аксиологизации образовательного процесс вуза и роли ценностных ориентации в данном процессе (С. Ф. Ани-симов, В. С. Библер, М. В. Богуславский, Т. М. Буянис, В. К.Вилюнас, О. С. Газман, Б. С. Гершунский, С. В.Иванова, М. С. Каган, А. В. Кирьякова, М. А. Лукацкий, З. И. Равкин, В.А.Сластенин, Я. С. Турбов-ской, Н. Е. Щуркова, др.), - выступает ведущим направлением в развитии современной педагогической теории и педагогики высшей школы.

Отметим, что целостное представление о процессе формирования индивидуальной мобильности студента как субъекта организационной культуры деятельности основывается на теоретических положениях: Н. А. Бердяева об экзистенциалистском утверждении ничем не ограниченного духовно-творческого начала личности посредством коммуникаций; Ж. Мартина об интеграционном гуманизме и персоналистической демократии как идеи самореализации потенций человека; Ж. Лакруа о развитии человеческого в человеке через вдохновение, интенцию как путь к самопостижению, саморазвитию и самоопределению; Г. Гадамара, Э. Левинаса, И. Канта, др. о том, что ценностное отношение к познавательной или преобразующей деятельности всегда связано с актом восприятия субъектом значимости самого себя в этой деятельности.

Философское осмысление понятия «индивидуальная мобильность» на основе экзистенциально-гуманистической парадигмы позволяют представить, что, с одной стороны, понятие «мобильность» есть понятие универсальное, а с другой - все более расширяется «арсенал» современных теоретических представлений в его различной трактовке. Особое внимание обращено на такое понятие как «интерпретирующий себя субъект», согласующееся с представлениями авторов о приоритетном развитии личности студента в образовательном процессе современного вуза, характеризующемся «...мировоззренческой, функциональной, профессиональной компетентностью, профессиональной и нравственной культурой деятельности» [5, с. 8].

Академическую и другие виды мобильности нельзя свести к конкретным действиям, технологиям и механизмам, связанным толь-

ко с системой обмена студентами учебных заведений (или другими лицами). Это достаточно сложный и многогранный процесс управления на новом этапе международного сотрудничества по обмену обучающими программами, внедрением в образовательный процесс российских вузов многоуровневой системы подготовки специалистов нового поколения (прикладной и академический бакалавриат и магистратура) при сохранении специалитета [2, 5, 7].

Становление современной организационной культуры, согласующейся с научно-исследовательской деятельностью студентов, как творческим процессом приобретения новых знаний и смысла целостной жизнедеятельности субъекта; средства и метода повышения качества образовательного процесса вуза и есть один из способов формирования у обучающихся индивидуальной и социальной мобильности. Данный процесс, находящий свое выражение в педагогической практике, целесообразно рассмотреть на примере авторского проекта «Научная школа студента-исследователя» [1; 2].

Организационная культура в «Научной школе студента-исследователя» (далее «Школа») реализуется в рамках построения преемственности всех этапов, уровней, способов и форм образовательного процесса вуза и внеаудиторной деятельности студентов с учетом форм самостоятельной работы под руководством научного руководителя (в качестве которого выступает преподаватель вуза). Это обуславливает формирование устойчивой мотивации личности к инновационному пониманию процесса приобретения знаний, востребованных постиндустриальным производством материальных и духовных ценностей. Вследствие тендициональной сущности образовательной парадигмы первоочередной задачей теории и практики образовательного процесса в «Школе» по развитию научно-исследовательской деятельности студентов как прак-тико ориентированной основы современной теории и методологии учебной деятельности в целях эффективного воспроизводства исследовательских, научных, научно-педагогических кадров [2].

По инициативе и при непосредственном участии слушателей и обучающихся «Школы»» в Северном (Арктическом) федераль-

ном университете имени М. В. Ломоносова с 2011 года проводиться Международная научно-практическая конференция «Проблемы развития энергетической и транспортной инфраструктур в условиях освоения Европейского Севера и Арктического региона на ближайшую перспективу» с элементами «Научной школы». Данный проект в качестве альтернативной педагогической технологии транслирует культурные смыслы в образовательный процесс современного вуза, межпоколенный опыт деятельности предшествующих научных поколений и школ и выступает в качестве аксиологического и педагогического средства развития исследовательского стиля мышления студентов и определённого способа к решению образовательных, познавательных и других задач. Кроме этого «Школа» является базовой платформой для диалога мнений и расширения аксиологического понятийного аппарата будущих специалистов - выпускников вуза.

В качестве основных целей деятельности «Научной школы студента-исследователя» выступают: 1) актуализация познавательного интереса студентов к науке и технике, к истории зарождения научных студенческих обществ, научных школ и творческих лабораторий; 2) развитие у студентов системного представления о роли ценностных ориентаций в образовательном процессе вуза, в окружающем мире; 3) потребност-но-мотивационное стимулирование студентов к занятиям научно-исследовательской работой, как основы формирования базовой культуры личности и др. [1; 2].

В соответствии с развитием программы обеспечения индивидуальной, а в последствии социальной и академической мобильности (участие студентов в семинарах, конференциях, выставках, публикации, грантовой деятельности и международных программах, программах обучения за рубежом), индивидуальный или групповой исследовательский модуль по освоению основ и методологии научно-исследовательской деятельности проектируется согласно: 1) диагностики вводного контроля знаний и умений в целях определения уровня готовности обучаемых к предстоящей учебно-исследовательской либо научно-исследовательской деятельности; 2) методологии учебной деятельности - определение вида задания: эссе;

реферат, расчётно-графическое задание; творческий проект; разработка модели механизма либо приспособления; статья для публикации; тезисы выступления и пр.); 3) мониторинга образовательной стратегии студента - обучение в магистратуре либо аспирантуре, в том числе и за рубежом.

В целях развития различных видов мобильности у студентов вуза в проекте «Школа» особое значение придаётся наличию следующих свойств организации научно-исследовательской деятельности: а) структурированность процесса деятельности (функции и задачи, особенности и сущность, цели и ценности); б) согласованность процесса взаимодействия (тип поведения и общение); в) организованность деятельности и взаимодействия (способность, планомерность, по-сильность, сотрудничество); г) академические свободы студентов с учётом различных образовательных уровней, в частности:

- социологическим, согласующимся с подготовкой конкурентоспособного специалиста, в связи с чем усиливаются философ-ско-антропологический, синергетический, социокультурный и ценностно-смысловой аспекты в управлении процессом самореализации личностных компетенций обучаемых при проектировании ими индивидуальных образовательных маршрутов;

- психолого-педагогическим, согласующимся со сменой парадигмы с субъект-объектной на субъект-субъектную, что обеспечивает смену ценностно-смысловой позиции студента от наблюдателя к позиции будущего специалиста, проявляющейся в понимании и осознании значимой информации и построения образа профессионала;

- установочно-действенным, согласующимся с разработкой студентами как субъектами научно-исследовательской деятельности собственной смысловой парадигмы, базирующейся на связи мотива, цели и смысла; смысла и содержания деятельности; отношения к деятельности и в деятельности.

Проблема развития индивидуальной, социальной и академической мобильности есть проблема развития ценностно-смысловой позиции студентов в условиях образовательного процесса современного вуза, в том числе и в формате ее инновационной модели деятельности «Научной школы студента-исследователя» обусловлена:

- общественной потребностью студента в новом качестве жизни, зависящем от позиционирования самой личности, общества, вуза, но в первую очередь, от собственной активности, целеустремленности, самостоятельности, ответственности, его умения вступать в культурно-исследовательскую взаимосвязь с окружающим миром;

- необходимостью переосмысления студентом своего отношения к рациональному и бережному использованию времени пребывания в вузе, выбору образовательных траекторий и проектированию индивидуальных образовательных маршрутов научно-исследовательской деятельности в условиях инновационных процессов в высшем образовании.

Библиографический список

1. Демченко З. А. Научная школа студента-исследователя как вариативный проект развития у её слушателей ценностно-смысловой позиции // Философия образования. - 2012. - Т. 40. - № 1. -С. 247-254.

2. Демченко З. А. Проектирование социокультурного пространства для развития научно-исследовательской деятельности обучающейся молодёжи в современном вузе // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №. 4. - С. 72-84.

3. Кейс описания лучших практик вузов по направлению Болонского процесса «Академическая мобильность» на примере вузов Дальневосточного Федерального округа» (работа выполнена в рамках проекта НФПК «Обобщение опыта участия вузов Российской Федерации в реализации принципов Болонского процесса», 2007. - 63 с.: [Электронный ресурс]: Режим доступа. - bologna. ntf.ru>DswMedia/case_mobility_vsues.p. - Заголов. с экрана.

4. Орешкина А. К. Методологические основы преемственности о образовательного процесса в системе непрерывного образования: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. - М.: 2009. - 45 с.

5. Орешкина А. К. Развитие образовательного процесса в системе непрерывного образования. -М.: Эгвес, 2007. - 152 с.

6. Садовничий В. А. Проект положения МГУ об академической мобильности, Москва. - 2007: [Электронный ресурс]: Режим доступа. - window. edu.ru. - Заголов. с экрана (дата обращения: 16.09.2013).

7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года [Электронный ресурс]: Режим доступа. - http://news.sfu-kras.ru/ node/11515 / 10.05.13 - Заголов. с экрана (дата обращения: 16.09.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.