УДК 37. 08
Демченко Зинаида Алексеевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и профессионального обучения, заместитель директора института энергетики и транспорта Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, (г. Архангельск) тел.: (818) 265-45-30
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ ЦЕННОСТЬ
В статье акцентируется внимание на проблеме развития академической и социальной мобильности студентов в целостном педагогическом процессе современного вуза; вопросах духовно-нравственного развития ценностносмысловой сферы личности будущего специалиста; научно-исследовательской деятельности как системообразующей ценности и средовом факторе, обеспечивающем усвоение содержания текстовых культур и межпо-коленного опыта в науке и образовании; проблеме обновления научных и научно-педагогических кадров в формате организованной и управляемой научноисследовательской деятельности на основе философско-антропологического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного и ценностно-смыслового подходов.
Ключевые слова: мобильность, академическая и социальная мобильность, целостный педагогический процесс, ценностно-смысловая сфера личности, культура, ценностное отношение, ценность, деятельность, научноисследовательская деятельность, межпоколенный опыт, подходы.
Demchenko Zinaida Alekseevna
PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Psychology and Vocational Education, Deputy Director of the Institute for Energy and Transport of Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia) tel.: (818) 265-45-30
RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS OF MODERN HIGHER EDUCATION INSTITUTION AS SYSTEM FORMING VALUE
The article draws attention to the problem of development of academic and social mobility of students in the integral educational process of modern higher education institution; the issues of spiritual and moral development of value-semantic sphere of the future specialist's personality; research activity as a system forming value and an environmental factor that ensures learning the content, text cultures and intergenerational experience in science and education; the problem of renewal of scientific and pedagogical personnel in the format of organized and controlled research activity on the basis of the philosophical and anthropological, system active, personality-oriented and value-semantic approaches.
Key words: mobility, academic and social mobility, holistic pedagogical process, value-semantic sphere of personality, culture, value ratio, value, activities, research activities, intergenerational experience, approaches.
Вопросы, касающиеся воспитательного аспекта образовательной деятельности высшей профессиональной школы в Российской Федерации, официально признаны актуальными, о чём свидетельствуют Концепция модернизации образования до 2010 г., Закон об образовании РФ (редакции 2007, 2008 гг.), а также Концепция образовательного стандарта общего образования нового поколения (2008 г.). При этом одним из важных направлений развития творческого потенциала высшей профессиональной школы, её кадровых проблем является развитие вузовской науки, особенно молодёжной [1-3].
Воспроизводство кадрового потенциала отнесено Правительством Российской Федерации к стратегическим национальным приоритетам, а обеспечение преемственности научных знаний - к одному из основных направлений политики государства в области развития науки и человекозна-ния [2, 4].
Анализ теоретических источников позволяет судить о том, что особую актуальность приобретает проблема развития инновационной экономики, основанной на внедрении в производство высокотехнических продуктов и современнейших схем управления экономикой и производством; мониторинг наращивания производства и производительных сил, что потребует обновления кадрового потенциала в сторону более тесного вовлечения студентов младших курсов вуза в учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность [2, 3, 4].
Научно-исследовательская деятельность в высшей профессиональной школе должна и может создавать условия, необходимые для формирования исследовательской культуры будущего специалиста, для становления социальной и академической мобильности студентов с опорой на их высокий уровень ценностно-смысловой сферы личности (чувство патриотизма, устойчивая гражданская позиция, чувство собственного достоинства, высокий гуманизм). Научно-исследовательская деятельность
обучающейся молодёжи способна выступить в качестве воспитательной среды и средства развития у них творческого потенциала, создать оптимальные условия для развития ценностно-смысловой сферы личности и воспроизводства кадров нового поколения [5].
Одновременно следует констатировать преобладание ярко выраженной когнитивной ориентации студентов и преподавателей на получение функциональных знаний под воздействием экспоненциально расширяющегося информационного потока, вовлекающего в содержание образования новое научно-теоретическое знание. Всё это происходит на фоне резкого сокращения кредитных единиц времени и возрастающего требования к качеству усваиваемого студентами учебного материала. Проблема актуализации ценностной стороны образования и личности в научно-исследовательской деятельности обучающейся молодёжи (в частности студентов младших курсов) остаётся малоизученной, хотя и не принципиально новой для педагогики высшей школы.
Мы считаем, что реализация личностно ориентированной и аксиологической функции высшего профессионального образования немыслима без: учёта мониторинга преемственности межпоколенно-го опыта, развития академической и социальной мобильности студентов в условиях современного образовательного и социокультурного пространства вуза; диагностируемого инструментария исследования роли научно-исследовательской деятельности как средства и способа влияния на целостное развитие смысловой сферы личности студентов, позволяющей достичь успешности в обучении и реализации предвосхищающих замыслов; понятийного аппарата научно-исследовательской деятельности в формате решения стратегической задачи обновления и развития кадрового потенциала инновационной России и других развитых стран. Все это тесно связано с влиянием гуманитарных образовательных технологий на развитие ценностно-смысловой сферы личности студентов как будущих специалистов (инженерные, научные и научно-педагогические кадры).
Из числа имеющихся в педагогике высшей школы гуманитарных образовательных технологий нами используются следующие: личностно ориентированная, позволяющая посредством опоры на ценностные приоритеты обучающихся, их личностные компетенции, на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обучаемых обеспечить и поддержать у них процессы самопознания, саморазвития, самоактуализации творческого потенциала, самореализации жизненного кредо в организованной процессуальной деятельности, (в частности научноисследовательской); философско-антропологическая как признанное во всем мире учение о человеке, обучающемся и воспитывающемся (понимающая методология или онтология в состоянии непрерывного диалога с собой и окружающей действительностью), и др.
Моделирование процесса организации научно-исследовательской деятельности студентов с позиции её переоценки как системообразующей ценности (авторский проект с 2007 г. под общим названием «Научная школа студента-исследователя») потребовало более серьёзного отношения к изучению философско-антропологического, системно-деятельностного, личностно ориентированного и ценностно-смыслового подходов. Кроме того, нам пришлось вернуться к осмыслению на новом витке ценностной значимости таких понятий, как: деятельность, процессуальная деятельность, целенаправленная комплексная деятельность; мотив в деятельности и мотивация к деятельности; развитие как проекция ценностно-смыслового сознания, как фактор мобильной социализации личности в социокультурном пространстве (количественные, качественные и структурные преобразования); ценностное отношение как сформированная смысловая позиция личности студента - будущего специалиста, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений в будущей профессии, и др. [6, 7].
Исследование проблемы формирования ценностного отношения к педагогической деятельности у студента классического университета - будущего учителя (2000-2007 гг.) и ценностного отношения студента технического университета к научно-исследовательской деятельности (2007-2012 гг.) подтвердило посылку о том, что ценностное отношение субъектов к научно-исследовательской деятельности - это сложное многоспектральное образование, включающее в себя различные эффекты, в том числе: познавательный (мотив и стимул); субстанционный (диалог и полилог); хронологический (временные рамки и периоды изменения); финализирующий (целесообразность и стратегия); когнитивный (внутренняя позиция и направленность личности); эмоциональный (личностный смысл) [6, 7].
Опытно-экспериментальная работа, проводимая нами в контексте активного семинара, связанного с формированием понятия «ценностное отношение» в классическом университете (ПГУ им. М.В. Ломоносова и ряде учебных заведений Архангельской области и г. Москвы - 2001-2007 гг.), а также на базе «Научной школы студента-исследователя» (АГТУ, а затем САФУ - 2007-2012 гг.), позволяет констатировать, что для обеспечения процесса развития ценностного отношения студентов к будущей профессиональной и научно-исследовательской деятельности как системообразующей должна быть применена образовательная технология поэтапного включения студентов в данный процесс. Важными
компонентами применяемой нами на протяжении большого интервала времени данной образовательной технологии выступают следующие:
- ценностно-смысловой, обуславливающий адекватность оценки субъектом социокультурной значимости целенаправленно организованной извне и изнутри деятельности;
- ценностно-регулятивный, определяющий значимость социальной роли личности в целенаправленной деятельности (творческие проекты как особый вид взаимосвязи интеллектуальной и гуманистической деятельности);
- аккумулятивно-организационный, отвечающий за самопобуждение субъекта к творческой деятельности на уровне коммуникативного взаимодействия и межличностного общения с другими подобными субъектами;
- мотивационно-побудительный, аккумулирующий и актуализирующий жизненный опыт преподавателей и студентов, закрепленный в образовательной, учебно-производственной и научноисследовательской деятельности;
- смыслотворящий элемент, детерминирующая роль которого заключается в принятии (проживании) или непринятии личностью событий, явлений, фактов, предметов, объектов реальной жизни, связанных с его преобразующей и созидающей деятельностью;
- мотивационно-ситуативный, отвечающий за направленность ценностного сознания субъекта деятельности на значимые для него образовательные и будущие профессиональные объекты, которые он соотносит со своими личностными компетенциями, а также компетенциями других людей, другого человека, что собственно определяет ценностно-смысловую позицию и гражданскую направленность личности будущего специалиста (научные и научно-педагогические кадры).
Эффективность процесса развития ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности в процессе включения в неё студентов - слушателей «Научной школы» обеспечивается психолого-педагогическими условиями: студент выступает активным субъектом образовательного процесса, содержательная сторона его подготовки включает в себя такие составляющие, как: а) апперцептивно-аксиологическая; б) когнитивная; в) коммуникативная; г) конструкторско-организационная. При этом подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности строится в контексте выявления системы общечеловеческих ценностей с определением в ней системы индивидуально значимых ценностей с доминантой «личностный смысл» как установившейся субъективной позиции будущего специалиста.
В процессе собеседования со студентами обсуждаются различные системы ценностей и ценностных ориентаций. В качестве примера приведём лишь некоторые; ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в профессиональной и социальной среде (общественная значимость управленческой деятельности, ее престижность, признание профессии ближайшим личным окружением и др.); ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг общения с подчиненными, коллегами и референтными людьми (переживание взаимопонимания и привязанности, обмен духовными ценностями и пр.); ценности, ориентирующие на развитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к современной информационной технике, технологиям, постоянное самосовершенствование и др.); ценности, позволяющие осуществлять самореализацию (творческий, вариативный характер профессиональной деятельности, прагматичность и увлекательность профессии менеджера, возможность решать общественно значимые и общественно одобряемые задачи и др.); ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможность получения достойной оплаты труда, создания собственного бизнеса и т.д.) и др.
Концепция совершенствования процесса управления научно-исследовательской деятельностью студенческой молодёжи в русле ценностно-смысловой парадигмы состоит в содействии становления и развития личностного смысла ценностного отношения к деятельности как системообразующей ценности. Это обусловлено развитием у студентов правильного восприятия понятийного аппарата ценности, ценностной ориентации, ценностных отношений и ценностного поведения. Взаимосвязь между ценностно-смысловой позицией субъекта целенаправленной деятельности и характером получаемой информации, образцов поведения и взаимодействия проявляется в выборе фундаментальных идей и моделей, на основе которых строится та или иная картина последующей жизнедеятельности студента как специалиста и как личности [9].
В процессе развития у студентов ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности ценностно-смысловая парадигма базируется на социопедагогической и социопсихологической концепции диагностируемого профотбора студентов посредством их участия в организованной извне и изнутри научно-исследовательской деятельности в современном университете (научные и научно-
педагогические кадры инновационной России) и педагогической технологизации процессуального участия студентов в данном виде деятельности [9].
Этапы развития ценностно-смысловой позиции как формы и способа отражения ценностного отношения студентов к научно-исследовательской деятельности представлены следующим существенным содержанием: определение формата личного пространства студента и формата личного времени для установления коммуникативных связей с научным руководителем, индивидуальными субъектами (групповым субъектом); обогащение ценностно-смысловой сферы личности о роли раннего включения в изучение основ научно-исследовательской деятельности, методологии опытно-исследовательской и проектно-конструкторской деятельности (исследовательские компетенции будущего специалиста); проектирование индивидуальных образовательных траекторий, маршрутов функциональной грамотности и прогнозирование успешности реализации личностных компетенций субъектов научноисследовательской деятельности в этих траекториях и маршрутах; проживание ценностных ориентаций как установившейся системы ценностей на примере текстовых межпоколенных культур, культуры поведения и общения, национально-регионального компонента в соответствии с методологическим подходом (диалоговая концепция) и аксиологическими приоритетами будущей профессии (инженерные, научные или научно-педагогические кадры) и др. [9].
В процессе переоценки системы ценностей по М. Рокичу нами обращено внимание, если вычисленный коэффициент окажется положительным, то между исследуемыми признаками существует положительная (прямая) связь, а если абсолютная величина коэффициента корреляции находится в следующих пределах: 1) 0 < I Rs 1< 0,3 - слабая связь; 2) 0,3<1 1<0,5 - умеренная связь; 3) 0,5<!
!<0,7 - значительная связь; 4) 0,7<1 Rs 1<0,9 - сильная связь; 5) 0,9<1 Rs 1<1 - очень сильная связь и др.
Расчеты коэффициента корреляции проводились по общепринятой формуле
R = 1
i=1
N(n 2 -1)
, где Rs - коэффициент ранговой корреляции по Спирмену; N = 1B - количество ценностей в списке; D¡ - разность между показателями усреднённых рангов; D¡2 - разность, возведённая в квадрат.
Рамки данной статьи ограничивают возможность представления таблиц, но позволяют показать, как периоды пребывания в «Научной школе студента-исследователя» повлияли на уровень шкалирования.
Ранги ценностных ориентаций по методике М. Рокича студентов экспериментальной группы (2007-2008 гг., выборка 34 чел., начало обучения):
Rs = 1-г—2—л = 1 - 0,64 = 0,36 - умеренная связь по «терминальным ценностям»;
N (N! -1)
«I D
2
i=1
N (n 2 -1)
Rs = 1 - ^ г^ = 1 - 0,54 = 0,45 - умеренная связь по «инструментальным ценностям».
Ранги ценностных ориентаций по методике М. Рокича студентов экспериментальной группы (2008-2009 гг., выборка 34 чел., второй период обучения):
«I D
2
Rs = 1-г—1—^ = 1 - 0,36 = 0,63 - значительная связь по «терминальным ценностям»;
N (N2 -1)
«I D
2
Я* = 1-----'Т ----т = 1 - 0,36 = 0,64 - значительная связь по «инструментальным ценностям».
* N N2 -1)
Ранги ценностных ориентаций по методике М. Рокича студентов экспериментальной группы (2009-2010 гг., выборка 34 чел., окончание обучения):
1C5
п
6У Б2
1 - 0,16 = 0,84 - сильная связь по «терминальным ценностям»;
п
6У Б2
1 - 0,15 = 0,85 - сильная связь по «инструментальным ценностям».
Профессионально-педагогический опыт, опыт собственной научно-исследовательской деятельности позволяют сделать следующий вывод: присутствие в структуре личности познавательных ценностей обеспечивает стремление человека к дальнейшему самообразованию, саморазвитию и профессиональному росту, что мы и наблюдаем в опытно-экспериментальной работе со студентами на базе «Научной школы студента-исследователя».
Включая студентов в интерактивный процесс освоения предметного содержания вариативной образовательной технологии, мы тем самым создаём предпосылки для развития у них концептуального мышления, построения социального и социокультурного профиля будущего специалиста, в частности, будущих научных и научно-педагогических кадров инновационной России (академическая и социальная мобильность).
Студенты, развивая определенную систему взглядов на роль общечеловеческих ценностей в деятельности, а также на роль самой деятельности в формировании ценностных приоритетов общества, личности человека, показывают базовый и сформированный уровень владения философской теорией ценностей; понятийным аппаратом «ценности» и «ценностные отношения»; навыками классификации общечеловеческих ценностей с позиции их значимости для последующей жизнедеятельности; методами системного исследования общечеловеческих и профессиональных ценностей и пр.
Создание и внедрение в образовательный процесс «Школы» принципиально новых методов и форм организации научно-исследовательской деятельности студентов обеспечивает личностный рост студентов, а следовательно, развивает у них новое качество ценностного отношения к данному виду деятельности.
Наблюдение и собеседование, наложенные на контент-анализ диагностирующих методик, позволили выявить содержание низкого, среднего и высокого уровней ценностного отношения студентов к научно-исследовательской деятельности в условиях организованного педагогического процесса.
Первый уровень (высокий)
Студенты стремятся участвовать в познавательной деятельности. У них наблюдается ярко выраженный уровень самообразующей и смыслообразующей активности при высоком уровне мотивации достижения успеха и успешности в образовании, научно-исследовательской деятельности, будущей профессиональной деятельности. У студентов наличествует устойчивая система социальных и профессиональных ценностей при особом интересе к занятиям в «Научной школе сту-дента-исследователя». Они стремятся самостоятельно находить оригинальные способы решения различных жизненно важных задач и замыслов. У них высокий уровень самопознания направленности личности, самоактуализации творческого потенциала, самопрезентации Я-концепции, что позволяет им в различных ситуациях переходить от поиска себя в образовании и познавательной деятельности к практической самореализации на основе сформированной ценностно-смысловой сферы личности. У таких студентов чётко фиксируется ценностное поведение во взаимодействии с индивидуальным субъектов, групповым субъектом и научным руководителем, ценностное отношение ко всему, к чему причастен фиксируемый субъект.
Второй уровень (средний)
У студентов слабо выражена мотивационная готовность к достижению успеха (успешности) в научно-исследовательской деятельности при репродуктивно-нейтральном проявлении интереса к предоставляемым формам работы, их предметному наполнению; у них наблюдается ситуативное проявление интереса к участию в основных занятиях учебно-исследовательской и научноисследовательской деятельностью при невысоком уровне самоактуализации и самореализации в этих и других видах деятельности; студенты не проявляют особого интереса и особого стремления к самореализации творческого потенциала и самосовершенствованию природных задатков; включение их в соответствующую систему межличностных отношений и коммуникативного взаимодействия идёт сложно либо пассивно; самооценка занижена, а выбор позиции зависит от мнения окружающих; студенты находятся в ожидании проявления инициативы от других (от другого, в том
числе от научного руководителя, преподавателя); у студентов не сформирована потребностно-мотивационная готовность к принятию научно-исследовательской деятельности как системообразующей ценности; отсутствуют реальные аксиологические устремления к достижению успешности в процессе изучения основ научно-исследовательской деятельности (ценностное поведение, ценностное отношение, ценностное взаимодействие и др.).
Третий уровень (низкий)
Студенты обладают множеством нераскрытых способностей, реализация которых позволит достигнуть успеха как в личностном, так и в профессиональном становлении; они нуждаются в постоянной актуализации творческого потенциала и мотивации поступков; самовыражение фрагментарно, а выбор групп для реализации своих возможностей и способностей обусловлен формирующейся у субъекта ценностно-смысловой системой; при самоопределении, самоутверждении и самореализации творческого потенциала такие студенты включаются во взаимодействие с другими индивидами, коллективным субъектом без особого труда; у студентов фиксируется ценностное отношение к научноисследовательской деятельности только в контексте ее нормативных функций (выполнение учебных заданий, подготовка к учебному семинару, выполнение курсовых и дипломных работ, выпускных квалификационных работ, решение личных инициатив благодаря помощи научного руководителя и пр.).
В процессе анализа и самоанализа научно-исследовательской деятельности студентов по проектированию и реализации предметного содержания индивидуальных образовательных маршрутов как в контексте основных и дополнительных теоретических занятий, так и в контексте практической деятельности изучались новые методики индивидуальной психодиагностики.
Для анализа продуктов деятельности студентов использовалась методика психологического собеседования (А.А. Деркач, А.К. Маркова), позволяющая на выходе составить по заранее выданному образцу собственную профессионально-педагогическую характеристику. Поскольку в ходе исследования установлены три уровня личностного смысла ценностного отношения к педагогической деятельности у слушателей «Научной школы» (низкий, средний, высокий), за основу брался образец характеристики для специалиста с критическим уровнем отношения к профессиональнопедагогической деятельности (31-41 балл - низкий уровень ценностного отношения к ней), допустимым (средний - 42-46 баллов) и желаемым (высокий - 47-50 баллов).
В процессе реализации личностно ориентированного проекта подтвердилась посылка о взаимозависимости ценностного мотива (установка), мотивационной потребности (выбора) и развивающейся ценностно-смысловой сферы личности студентов.
Анализ данных, полученных в ходе комплексной диагностики ценностных ориентаций студентов, интерактивной работы студентов по самообразованию, самовоспитанию и самосовершенствованию в процессе создания и реализации индивидуальных образовательных маршрутов и личностно ориентированных проектов, показал, что благодаря педагогическому сопровождению научного взросления студентов у них зафиксирована позитивная динамика ценностного отношения к научноисследовательской деятельности как системообразующей ключевой ценности.
Характеристика уровней проявления личностного смысла ценностного ________отношения к научно-исследовательской деятельности_________
Характеристика Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Начало обучения 16 (47, 05 %) 10 (29,41 %) 8 (23,53 %)
Середина обучения 22 (64,71 %) 8 (23,53 %) 6 (17,65 %)
Окончание обучения 25 (73,53 %) 6 (17,65 %) 3 (8,82 %)
Качество позитивной динамики подтверждено. Расчет коэффициента контингенции по методике Юла составил по группе слушателей 0,39 (что больше 0,30). Данные, полученные в ходе эксперимента, указывают на степень соответствия получаемой информации диагностируемому пси-холого-педагогическому свойству.
Личностный смысл ЦО к НИДС
В С Н
Уровни отношения к НИДС
%
80
70
60
50
40
30
20
10
□ Начало обучения
□ Середина обучения
□ Окончание обучения
Высокое качество уровня сформированности у студентов ценностного отношения к научноисследовательской деятельности указывает на то, что оно не может быть объяснено случайными причинами, а является следствием специально организованной деятельности руководителя проекта по правильному применению образовательной технологии и доказывает справедливость авторской гипотезы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
Положение на сегодняшний день и пути дальнейшего развития: Вузовский сектор науки: материалы круглого стола (от 25.10. 2005 г.). URL: http://www.strf/ru/organization.aspx/ (дата обращения 12.07.2010).
Проблема воспроизводства кадров и актуальные задачи молодёжной политики в научно-образовательной сфере: доклад Координационного совета по делам молодёжи в научной образовательной сфере Совету при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию: URL: http://www.scientific.ru/monritor/KS-2007 (дата обращения 12.07.2010).
Стенографический отчёт о заседании Совета по науке, технологиям и образованию. URL: http://www.archive.kremlin.ru/articles/ (дата обращения 30.11.2007).
Проблема воспроизводства кадров и актуальные задачи молодёжной политики в научно-образовательной сфере: доклад Координационного совета по делам молодёжи в научной и образовательной сферах Совету при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию. URL: http://www.scientific.ru/monritor/KS-2007 (дата обращения 30.11.2007).
Демченко З.А. Научно-исследовательская деятельность обучающейся молодёжи и её место в общей системе образования // Наука в XXI веке: Проблемы академической мобильности исследователя и методологии исследования: материалы I Междунар. науч.-практ. конф. «Энергетика и энергоэффективность в условиях геостратегического развитая и освоения Арктического региона» / под общ. ред. З.А. Демченко. Архангельск, 2012. Демченко З.А. Теоретико-методологические основания развития ценностно-смысловой позиции студентов вуза посредством научно-исследовательской деятельности: монография. Архангельск, 2011.
Демченко З.А. Научная школа студента-исследователя как вариативный проект развития у её слушателей ценностно-смысловой позиции // Философия образования. 2012. Т. 40, № 1.
Демченко З.А. Жизненные стратегии студентов в научно-исследовательской деятельности как педагогическая проблема высшей профессиональной школы и её альтернативное решение // Историческая и социальнообразовательная мысль. 2012. № 3.