ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ ИТИП РАО: МГТУ им. Н.Э. БАУМАНА, МГИУ, САФУ
А.К. Орешкина
З.А. Демченко
Ключевые слова:
стратегии инновационного развития Российской Федерации; кадровое обеспечение научных исследований; научная школа как альтернативная педагогическая технология; личностно-ориенти-рованное сопровождение социального и академического становления начинающего исследователя; индивидуальные образовательные траектории; ценности и ценностные ориентации организационной культуры деятельности; преемственность и инновации в образовательном процессе современного вуза; взаимодействие академической и вузовской науки и др.
РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИННОВАЦИОННОМ ПОДХОДЕ К РАЗВИТИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
В статье представлен авторский опыт инновационного подхода к развитию научно-исследовательской деятельности студентов в образовательном процессе современного вуза на примере деятельности «Научной школы студента-исследователя» и её актуальных проектов. Показана роль «Научной школы интерактивного обучения начинающих исследователей» в формате Межвузовской региональной площадки как способа взаимодействия академической и вузовской науки. Выделены признаки и особенности «школы взрослой и студенческой». Раскрыта логика взаимосвязи форм и способов организации научно-исследовательской деятельности студентов в современном вузе. Делается вывод о том, что модернизация высшего профессионального образования, подготовка кадрового резерва исследователей (научные и научно-педагогические) связана с развитием вузовской науки в части усиления научно-исследовательской деятельности студентов.
Вхождение России в мировое образовательное пространство обусловливает сущностное обновление образовательного процесса вуза, а именно оптимизацию инноваций, связанных со стратегией развития многоуровневых программ, введением кредитно-модульной системы обучения, внедрения способов и средств, обеспечивающих мобильность выбора студентами дисциплин в рамках ФГОС третьего поколения. При этом стратегической задачей выступает формирование у студентов профессиональных, общекультурных, общенаучных, информационных компетенций, направленных на становление поведенческой модели субъекта деятельности.
Такая сущность стратегических задач согласуется с совместным Заявлением государств «Зоны Европейского Высшего образования» -Болонской декларацией, подписанной 19 июня 1999 года, Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения, новым федеральным «Законом об Образовании в Российской Федерации».
В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. (распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 2227-р), разработанной на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция) в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», отмечается, что для будущего инновационного развития страны, кроме качества образования обучающейся молодёжи, большое значение имеет формирование у молодых людей жизненной установки на непрерывное профессиональное образование как данности [12].
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. (№ 273-Ф3) «Об образовании в Российской Федерации» в статье 72 указано, что целями интеграции являются кадровое обеспечение научных исследований, повышение качества подготовки обучающихся по образовательным программам высшего образования, привлечение обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников, использование новых знаний и достижений науки и техники в образовательной деятельности. В статье 12 «Закона» определено такое содержание, которое должно учитывать разнообразие мировоззренческих подходов и способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями и др. [13].
Принимая во внимание значимость для отечественного образования Болонской декларации и понимая, что миссия университета - это образование через науку, на базе науки и посредством активного участия обучающихся в научной деятельности, мы в 2007 г. вышли на создание авторского проекта под общим названием «Научная школа студента-исследователя», поддержанного руководством Архангельского государственного технического университета (АГТУ).
Данный проект был включен в образовательный процесс факультета промышленной энергетики АГТУ. Поскольку одной из главных задач деятельности «Школы» является подготовка конкурентоспособной личности будущего специалиста - выпускника современного университета, личности, способной транслировать устойчивую позицию, принимать продуманные решения и нести за них ответственность, особое значение приобретает проблема психолого-педагогического и культурологического сопровождения научного и профессионального взросления студентов на протяжении всего обучения в вузе [4].
Так на базе «Научной школы студента-исследователя» (2009 г.) впервые прошёл региональный научно-практический семинар, посвященный 140-летию со дня рождения профессора Б.Л. Розинга. Семинар получил большой резонанс среди научной общественности города и области, в средствах массовой информации посредством Интернет-ресурса.
Именно по инициативе слушателей «Школы» на кафедре физики АГТУ одна из учебных аудиторий носит имя профессора Б.Л. Розинга. Активная позиция студентов в процессе выполнения научно-исследовательских проектов мотивирует потребность в развитии социального престижа каждого как личности.
Стремление слушателей «Научной школы» к постоянному образовательному самосовершенствованию, к росту социального статуса среди студентов вуза позволило организовать и провести второе по масштабу мероприятие - региональный научно-практический семинар, посвященной 150-летию со дня рождения профессора И. В. Мещерского («Иван Всеволодович Мещерский - ученый, педагог, гражданин, личность» - уроженец г. Архангельска и выпускник гимназии им. М.В. Ломоносова) [4].
По инициативе, и при непосредственном участии слушателей и обучающихся «Научной школы студента-исследователя» в САФУ имени М.В.Ломоносова с 2011 г. действует Международная научно-практическая конференция «Проблемы развития энергетической и транспортной инфраструктур в условиях освоения Европейского Севера и Арктического регио-
на на ближайшую перспективу» с элементами научной школы для молодёжи «Инженерные и гуманитарные науки в XXI веке: проблемы методологии исследований и академической мобильности исследователя» (от студента до аттестованного профессора).
Совместно с обучающимися «Научной школы студента-исследователя» создаётся электронный макет сборника научных статей по итогам проведения МНПК «Наука XXI века: проблемы академической мобильности исследователя и методологии исследования», в котором представлены научные материалы по актуальным проблемам научно-исследовательской деятельности ведущих учёных Российской Федерации, действительных членов российских Академий наук, членов Правительства РФ, Заслуженных деятелей науки РФ, профессорско-преподавательского состава вузов и лучших представителей обучающейся молодёжи, в том числе аспирантов и магистрантов.
В сборнике рассмотрены исследования, связанные с развитием энергетики, транспорта, экономики и экологии, методологии научных исследований, моделей и моделирования, творческих и научных проектахов исследователей, а также исследования в области социологических проблем и гуманитарных наук и пр. (от студента до аттестованного профессора). Сборник включен в план изданий САФУ имени М.В.Ломоносова.
Наблюдение показало (2007-2012гг.), что научно-исследовательская деятельность студентов в целостном педагогическом процессе (обучение, воспитание и развитие), ориентированном на проектно-технологичные и проектно-созидательные формы её развития, предполагает: а) использование гуманитарных возможностей образовательного процесса и образовательного пространства вуза; б) обогащение содержания этого процесса за счет актуализации образовательных задач, связанных с изучением, выбором путей, решением и оценкой самими студентами собственных образовательных и личностно значимых проблем; в) интерактивное включение студентов вуза в процесс проектирования и прогнозирования своей успешности в будущей профессиональной деятельности и личностно значимой жизнедеятельности.
Исследование в границах разрабатываемого авторского проекта под общим названием «Научная школа студента-исследователя» показало, что во «взрослой» науке понятие «научная школа» как школа персонального профессора существует в общепринятой терминологии научной общественности. О таких школах говорят в научных кулуарах, рекомендуют аспирантам, докторантам пройти подготовку научного исследования или провести его
апробацию и пр. О значимости такой школы судят по количеству защищенных диссертаций и отзывов её учеников, обсуждают её деятельность на научных симпозиумах в процессе обмена мнениями и т.д. На нормативно-законодательном уровне такое понятие не утверждено, и школы существуют на самодостаточном уровне [7, 10].
В отечественной и зарубежной педагогике такое понятие, как «Научная школа студента-исследователя» вводится впервые.
Главным источником формирования подобной школы является профессорско-преподавательский состав вуза при его готовности и способности к созданию психолого-педагогических условий для привлечения студентов различных курсов к участию в научно-исследовательской деятельности (в контексте учебного процесса; параллельно учебному процессу; дополняющей учебный процесс).
При согласования собственного видения проблемы с мнением других исследователей, в частности В.К. Криворученко, о взаимосвязи науки и культуры как условии формирования целостных знаний у студентов технического вуза [8] о научной школе - эффективном пути проведения диссертационных исследований [9] нами была составлена сравнительная таблица для определения общего и отличительного в «Научной школе взрослых исследователей» и в авторском проекте «Научная школа студента-исследователя» (см. табл. 1).
Таблица 1.
Общее и отличительное в «Научной школе взрослых исследователей» и «Научной школе студента-исследователя»
Школа взрослых Школа студентов
1 2
Характерным критерием научной школы является общность и взаимосвязанность научной тематики, наличие реально работающего над общей исследовательской темой коллектива (сотрудники, аспиранты, докторанты, соискатели учёной степени и др.) В большинстве своём направления исследования в такой школе имеют различную тематику, которую определяет не научный руководитель, а обучающиеся (личностноориенти-рованный и ориентировано-дея-тельностный подход к обучающемуся при субъект-субъектном взаимодействии).
Признаки: общность научных интересов, разрабатываемой исследовательской тематики, наличие общих принципов, преемственность Признаки: плюрализм мнений; возможность развития субъективной позиции; возможность диалога по различным научным и ненаучным
традиций, взглядов, подходов, методов и методик исследования и пр., что рождает и проявление в научных школах жесткой профессиональной этики (непререкаемое суждение лидера, неоспоримость его решений часто являлось характерной чертой советских научных школ). вопросам; перспектива развития природных задатков и своей куль-туросообразности на основе лич-ностно значимых или социально значимых компетенций в ситуации свободы выбора (гуманитарно-демократический подход).
Научная школа как институт трансляции культуры, социальный феномен, обеспечивающий культуроге-нез - преемственность и развитие культуры - универсума бытия людей. Научная школа как институт трансляции культуры, социальный феномен, обеспечивающий культуроге-нез - преемственность и развитие культуры - универсума бытия людей.
Аспирант, докторант, соискатель учёной степени не всегда доминанта такой школы, а тем более цель и ценность её образовательного процесса. Деятельность школы развивается на основе авторитета её руководителя и не всегда пожеланий обучающихся в этой школе (аспиранты, магистранты, докторанты, соискатели учёной степени, стажёры и др.). Студент-доминанта такой школы, цель и ценность её образовательного процесса. Деятельность школы развивается на основе авторитета её руководителя и целостного представления о ничем не ограниченном духовно-творческом развитии личности посредством коммуникаций и признания важности субъект-субъектного взаимодействия.
Диалог, дискуссия, творческий обмен мнениями, хорошая психологическая совместимость и как итог - результативность, эффективность деятельности коллектива научной школы обеспечивают стабильность ее существования и развития. Диалог, дискуссия, творческий обмен мнениями, хорошая психологическая совместимость и как итог - результативность, эффективность деятельности коллектива научной школы обеспечивают стабильность ее существования и развития.
Весьма значимым аспектом деятельности научной школы, с чем во многом связаны ее перспективы, и особенно в современных российских условиях старения науки и научных школ, является работа с научной молодежью, привлечение в коллективы научных школ наиболее талантливых студентов, обеспечение преемственности поколений и научного лидерства (как правила). Весьма значимым аспектом деятельности научной школы, с чем во многом связаны ее перспективы, и особенно в современных российских условиях старения науки и научных школ, является работа с научной молодежью, привлечение в коллективы научных школ наиболее талантливых студентов, обеспечение преемственности поколений и научного лидерства (как правило).
1 2
Заявленный уровень проводимых научных форумов (региональный, всероссийский, международный) демонстрирует потенциал и авторитет научной школы, степень ее признания в научном сообществе. Заявленный уровень проводимых научных форумов (региональный, всероссийский, международный) демонстрирует потенциал и научной школы, ее признание в вузе как опытно-экспериментальной площадки для привлечения внимания к проблематике молодёжной науки и др.
Важной характеристикой научной школы является наличие и работа постоянно действующего научного семинара по разрабатываемой тематике, участниками которого являются представители разных поколений - доктора наук, докторанты, кандидаты наук, аспиранты и соискатели учёной степени. Важной характеристикой научной школы является наличие и работа постоянно действующего научного семинара по разрабатываемой тематике (тематике по выбору студентов), участниками которого являются студенты, но могут быть и другие заинтересованные лица.
Работа коллектива по совместным научным проектам, региональным, российским, международным научным и научно-техническим программам, грантам также является ярко выраженным признаком деятельности научной школы, а достигаемые результаты демонстрируют ее уровень и возможности. С этим тесно связана организация и проведение научных конференций по разрабатываемой научной школой тематике, что дает возможность раскрыть и организаторские способности коллектива, проиллюстрировать её научные достижения. Работа коллектива по совместным научным проектам, региональным, российским, международным научным и научно-техническим программам, грантам является ярко выраженным признаком жизнедеятельности научной школы, а достигаемые результаты демонстрируют ее уровень обучения студентов основам и методологии научно-исследовательской деятельности и возможности влияния на ценностное отношение студентов к данному виду деятельности как организационной культуре и системообразующей ценности личности её субъекта.
Уровень, достигнутый научной школой, определяется в первую очередь качеством, новизной, оригинальностью производимого интеллектуального продукта, предлагаемых научных решений и конечной продукции — защищаемых диссертаций, издаваемой научной литературы, особенно монографий и статей в ведущих рецензируемых Уровень, достигнутый научной школой, определяется в первую очередь количеством её выпускников, которые продолжили своё обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре (научные, научно-технические, педагогические, научно-педагогические и др. кадры); публикациями статей, научных проектов, возможно созданием автор-
изданиях, в том числе написанных совместно обучающимися - исследователями и их научным руководителем, возможно наличие авторских свидетельств, патентов и лицензий, государственных и иных премий, грантов и пр._
ских патентов и лицензий под руководством или совместно с ведущими специалистами или научными руководителями из числа профессоров и доцентов вуза и пр.
Для нас как и для В.С.Библера научная школа, в которой обучается и воспитывается молодежь, есть средство и форма диалога культур; приобретение опыта трансформации культур от одного поколения к другому. Автор придерживается мнения о том, что будущие специалисты начиная с первого курса обучения не просто должны включаться в эпизодические формы научно-исследовательской работы (одноразовые учебные семинары, отчётные научно-практические конференции, олимпиады, выставки технического творчества и пр.), а должны получать систематическую профессиональную помощь, что и позволит вести студента от человека образованного к человеку культурному [1, 2, 3, 4, 6].
По результатам проведённого исследования установлено: 1) научная школа как альтернативная педагогическая технология транслирует культурные смыслы деятельности, исторический опыт деятельности предшествующих поколений, опыт деятельности научного руководителя и т.д.; 2) научная школа выступает в качестве инструментария развития исследовательского стиля мышления студентов и определённого (нестандартного) подхода к решению образовательных, познавательных и других задач; 3) научная школа является базовой платформой для диалога и полилога единомышленников и расширения понятийного аппарата обучающихся; 4) школа создаёт условия для научения коммуникативному взаимодействию и межличностному общению и пр.
В качестве основных целей деятельности «Научной школы студента-исследователя» выступают: 1) актуализация познавательного интереса студентов к науке и технике, к истории зарождения научных студенческих обществ, научных школ и творческих лабораторий; 2) развитие у студентов системного представления о роли ценностных ориентаций в образовательном процессе вуза, в окружающем мире; 3) потребностно - мотивационное стимулирование студентов к занятиям научно-исследовательской работой, как основе формирования базовой культуры личности и др.
В качестве ведущих задач деятельности «Школы» определены: 1) распространение научных и научно-исторических знаний среди студентов и формирование у студентов системного представления о ценностях обра-
зования и самообразования в системе будущей профессиональной деятельности; 2) обучение основам научно-исследовательской деятельности и развитие представлений студентов о роли фундаментальных и прикладных исследований в жизнедеятельности человека и общества; 3) осуществление личностноориентированного сопровождения ценностно-смыслового становления будущего специалиста через его включение в различные формы учебно-исследовательской и научно - исследовательской деятельности (участие в семинарах, научных чтениях, конференциях, выставках технического творчества и пр.); 4) проектирование и конструирование индивидуальных образовательных траекторий, плавно переходящих в маршруты функциональной грамотности целостной жизнедеятельности, основанных на личностном смысле как способе удовлетворения значимых потребностей и др. [4, 5, 6].
На протяжении всего периода управления развитием научно-исследовательской деятельности студентов в «Школе» нами постоянно использовался один и тот же комплекс общеизвестных методик: 1) определение психологического типа руководителя (природные задатки, черты характера, ценностные ориентации и пр.) Д. Кейрси (версия Л.И. Катаевой - 11, с. 359-383); 2) определение ценностных ориентаций студентов - участников научно-исследовательской деятельности (по М. Рокичу - 14, с. 141-213); 3) классификация и тестирование склонностей личности к определённому типу деятельности (по Н.И. Шевандрину - 15, с. 481-484).
Поэтапная диагностика ценностных ориентаций субъектов организованной научно-исследовательской деятельности позволила из числа имеющихся ценностей, выделить наиболее значимые для студентов: 1) ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в профессиональной и социальной среде (общественная значимость управленческой деятельности, ее престижность, признание профессии ближайшим личным окружением и др.); 2) ценности, удовлетворяющие потребность личности в общении и расширяющие её круг общения (с подчиненными, коллегами и референтными людьми, переживание взаимопонимания и привязанности, обмен духовными ценностями и др.); 3) ценности, ориентирующие на развитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к современной информационной технике, технологиям, постоянное самосовершенствование и др.); 4) ценности, позволяющие осуществлять самореализацию (творческий, вариативный характер профессиональной деятельности, прагматичность и увлекательность профессии менеджера, возможность решать общественно
значимые и общественно одобряемые задачи и др.); 5) ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (получение достойной оплаты труда, создание собственного бизнеса и т.д.).
Замеры ценностных ориентаций студентов по методике М. Рокича на протяжении определённого периода наблюдения за студентами, обучающимися в «Научной школе студента-исследователя» показали следующее (см. табл. 2).
Таблица 2
Ранг ценностных ориентаций по методике М. Рокича Индикатор результативности
Студенты экспериментальной группы (20072008 год ) - выборка 68 чел. п в2 к* =1 х(л12 1) =0,45 - умеренная связь
Студенты экспериментальной группы (20082009 год - выборка 68 чел.) п в2 = 1 ——г =0,64 - значительная ' х-1) связь
Студенты экспериментальной группы (20092010 год - выборка 68 чел. п в^гв2 К' =1 х N -1) = 0,85 - сильная связь
Анализ данных, полученных в ходе комплексной диагностики ценностных ориентаций студентов, показал, что благодаря педагогическому сопровождению научного взросления студентов у них зафиксирована позитивная динамика ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности как системообразующей ключевой ценности.
В процессе трёхлетнего сотрудничества Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова (г. Архангельск) и Федерального государственного научного учреждения «Институт теории и истории педагогики» РАО, в контексте деятельности Международной научно-практической конференции «Проблемы развития энергетической и транспортной инфраструктур в условиях освоения Европейского Севера и Арктического региона на ближайшую перспективу» с элементами научной школы для молодёжи «Инженерные и гуманитарные науки в XXI веке: проблемы методологии исследований и академической мобильности (от студента до аттестованного профессора) разработан совместный проект под общим названием «Межрегиональная экспериментальная площадка инте-
рактивного обучения начинающих исследователей».
В качестве разработчиков проекта выступили профессор С.В.Иванова (директор ФГНУ ИТИП РАО, г. Москва), доцент А.К.Орешкина (заведующая лабораторией методологии образовательного пространства, ИТИП РАО) и доцент З.А.Демченко (руководитель «Научной школы студента-исследователя» и «Научной школы интерактивного обучения начинающих исследователей» (Институт экономики и управления САФУ имени М.В.Ломоносова, г.Архангельск).
Научная школа интерактивного обучения начинающих исследователей как важная часть Межрегиональной экспериментальной площадки функционирует при ИЭиУ САФУ имени М.В. Ломоносова с ноября 2012 г. Деятельность «Школы» как совместного проекта ИЭиУ и лаборатории методологии образовательного пространства (З.А. Демченко, А.К. Орешкина) состоит в исследовании проблемы формирования научных, исследовательских и педагогических кадров (специалисты нового поколения) в образовательном процессе университета в соответствии с основными программными документами Правительства России, Министерства образования и науки Российской Федерации, направленными на сближение академической науки, образования и производства, с учетом развития международного сотрудничества в сфере науки, образования и производства.
«Школа интерактивного обучения начинающих исследователей» как подразделение кафедры экономики ИЭиУ САФУ имени М.В. Ломоносова, именуемое в дальнейшем «Школа», является научно-образовательным сообществом, объединившим на добровольной основе студентов, магистрантов, преподавателей, желающих получить либо передать навыки научно-исследовательской деятельности.
Функции «Школы» состоят в:
- активизации познавательного интереса студентов к занятиям наукой путём их включения в деятельность научных кружков при кафедрах, научных школ, творческих лабораторий и обучающих семинаров, цикловых лекций учёными ИТИП РАО;
- проектировании интегрированных форм взаимодействия ФГНУ ИТИП РАО И САФУ имени М.В. Ломоносова в рамках Межрегиональной исследовательской площадки;
- выявлении мотивационных форм привлечения молодёжи в сферу науки и научной и исследовательской деятельности;
- разработке инновационных механизмов воспроизводства науч-
ных и научно-исследовательских кадров в системе «школа - вуз - наука - производство»;
- создании организационно-педагогических условий для всестороннего и наиболее полного раскрытия творческого потенциала студентов в учебной и внеучебной деятельности;
- координации научно-исследовательской работы студентов и предоставлении равных возможностей всем студентам, участникам НИР проявить своё творчество в научных мероприятиях и исследовательских проектах, проходящих в рамках межрегиональной экспериментальной площадки;
- организации и проведении научных конференций, олимпиад, конкурсов всех уровней; подготовке научных публикаций студентов;
- обеспечении взаимосвязи академической науки и личностно ориентированного процесса в системе «школа - вуз - наука - производство» и др.
Обоснованность научных результатов «Школы» и «Площадки» будет верифицирована обобщением многолетнего опыта САФУ И ИТИП РАО, аргументированностью исследований в рамках заявленного проекта и проекта функционирования «Школы», что позволит интерпретировать результаты теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы в образовательное пространство университета, в сектор вузовской науки, и в части развития молодёжной науки и образования.
Деятельность «Школы» и «Площадки» осуществляется в рамках реализации приоритетных направлений в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 г.; Концепцией развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период реализации до 2015 г.; Программой развития ФГНУ ИТИП РАО и ФГАОУ ВПО САФУ имени М.В.Ломоносова на 2011-2020 гг.
Примерными направлениями теоретических исследований в рамках функционирования «Школы» как одной из базовых подструктур Межрегиональной исследовательской площадки (ИТИП РАО и ИЭиУ САФУ) определены следующие:
- «Научно-исследовательская деятельность современного вуза как гуманитарный проект».
- «Научно-исследовательская деятельности студентов и молодых учёных как системообразующая ценность в интеграции академической и вузовской науки».
- «Компетентностный подход к управлению качеством развития науч-
но-исследовательской работы в профессиональном образовании, особенно в части молодёжной политики на перспективу».
- «Смысл и назначение непрерывного образования (Образование через всю жизнь): проблемы, поиски, решения (новации, инновации, ресурсы и резервы».
- «Интеграция образования, науки и производственной практики: социально-гуманитарный, аксиологический и акмеологический векторы».
- «Международные проекты в области развития социальной и академической мобильности начинающих исследователей (учащиеся, студенческая молодёжь, в том числе бакалавры и магистры)».
Научная «Школа» и «Площадка» должны стать: 1) транслятором научных идей, ценностей и ценностных отношений к научной, научно-исследовательской и проектной деятельности, которые сформированы и продолжают развиваться на базе ведущих научных лабораторий ИТИП РАО, в широкие массы обучающейся молодёжи (учащиеся, студенты, магистранты, аспиранты, докторанты САФУ); 2) выступать координатором взаимодействия лабораторий ИТИП РАО с заинтересованными структурами САФУ, цель которого - создание условий для диагностики направленности студентов на ценностное отношение к межпоколенному опыту в науке и образовании и формирование исследовательских кадров из числа студентов.
«Школа» как инновационная модель взаимодействия академической науки и образования в качестве ведущих целей деятельности предполагает распространение богатейшего опыта деятельности научных школ ИТИП РАО: В.В.Краевского - В.М.Полонского (Методология педагогики); Н.А.Константинова - З.И.Равкина (История педагогики и образования); М.Н.Скаткина - И.Я.Лернера - Н.М.Шахмаева (Дидактика общего образования); Л.И.Новиковой (Системный подход к воспитанию и социализации детей и молодёжи»; З.А.Мальковой - Б.Л.Вульфсона (Сравнительная педагогика); С.Я.Батышева - А.М.Новикова (Профессиональная педагогика -теория непрерывного образования).
Проект Межрегиональной экспериментальной площадки в рамках деятельности «Школы интерактивного обучения начинающих исследователей» предполагает реализацию целевых программ:
- 2013-й год: программа «Научные школы. Понятийный аппарат методологии исследования и культура научно-исследовательской работы».
- 2014-й год: программа «Культура информационного поиска и технологии исследовательской и научной работы».
- 2015-й год: программа «Основы методологии научного исследования».
- 2016-й год: региональная программа «Молодые учёные Поморья» и федеральная целевая программа «Мировой океан» в рамках межвузовской интеграции и академической науки.
- 2017-й год: программы международного сотрудничества в соответствии с планом деятельности международного отдела САФУ и ИТИП РАО.
Литература
1. Библер, В.С. Диалог культур (Опыт определения) [Текст] / В.С. Библер // Вопросы философии. - 1989.- № 6. - С. 31-42.
2. Библер, В.С. От наукоучения к логике культуры. Два философских взгляда в XXI век [Текст] / В.С. Библер. - М.: Политиздат, 1991. - 413 с.
3. Библер, В.С. Диалог культуры и школы XXI века. (Школа диалога культуры): Идеи. Опыт. Проблемы [Текст] / В.С. Библер. - Кемерово «АЛЕФ», 1993. - 162 с.
4. Демченко, З.А. Научно-образовательная школа студента-исследователя [Текст] / З.А. Демченко // Высшее образование в России. - 2010. - № 12. - С. 155-158.
5. Демченко, З.А. Программно-проектное обеспечение процесса развития НИР студентов в условиях современного университета: Сборник образовательных программ [Текст] / З.А Демченко. - Архангельск: Изд-во САФУ имени М.В. Ломоносова, 2011. - 79 с.
6. Демченко, З.А. Научная школа студента-исследователя как вариативный проект развития у её слушателей ценностно-смысловой позиции [Текст] / З.А. Демченко // Философия образования. - 2012. - Т. 40: № 1. - С. 247-254.
7. Демченко, З.А. Научная школа как школа персонального профессора и научная школа как школа студента - исследователя: общее, особенное и отличительное [Текст] / З.А. Демченко // Научный журнал «Вестник ЧГУ». - 2012. - № 4. Т.2. - С. 115-119.
8. Криворученко, В.К. Научная школа - важнейший фактор развития современной науки / В.К. Криворученко: [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www/rnosqu.ru/ 2012.
9. Криворученко, В.К. Научные школы - эффективный путь проведения диссертационного исследования / В.К. Криворученко: [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/asp/scientific-schools/2012.
10. Криворученко, В.К. Научные школы: принципы классификации [Текст] / В.К. Криворученко, О. Грезнева // Высшее образование в России. -2004. - №5. - С. 42-43.
11. Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом [Текст] / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача., Л.Г. Лаптева. - М.: Ин-т психотерапии, 2001. - 640 с.
12. «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 2227-р.) (раздел III «Развитие человеческого капитала», гл. 10 «Профессиональное образование): [Электронный ресурс]: Режим доступа: garantf1://700061/24/06.2012.
13. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»: [Электронный ресурс]: Режим доступа: http:// news.sfu-kras.ru/node/11515 / 10.05.2013.
14. Шевандрин, Н.И. Основы психологической диагностики: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: в 3 ч. [Текст] / Н.И. Шевандрин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Ч. 3. - 336 с. - С. 141-213.
15. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании. Ч 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии: учеб. пособие [Текст] / Н.И. Шевандрин. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 543 с.