Научная статья на тему 'Роль образовательных технологий в инновационном подходе к развитию научно-. Исследовательской деятельности студентов современного вуза'

Роль образовательных технологий в инновационном подходе к развитию научно-. Исследовательской деятельности студентов современного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / НАУЧНАЯ ШКОЛА КАК АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО И АКАДЕМИЧЕСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ / ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ И ВУЗОВСКОЙ НАУКИ И ДР / STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION / PROVIDING OF SCIENTIFIC RESEARCH / SCIENTIFIC SCHOOL AS AN ALTERNATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / PERSONALITY-ORIENTED ACCOMPANIMENT OF THE SOCIAL AND ACADEMIC BECOMING OF BEGINNER RESEARCHER / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES / VALUES AND VALUE ORIENTATIONS OF ORGANIZATIONAL CULTURE OF ACTIVITY / CONTINUITY AND INNOVATIONS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF CONTEMPORARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION / INTERACTION OF ACADEMIC AND HIGHER EDUCATION INSTITUTION SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орешкина Анна Константиновна, Демченко Зинаида Алексеевна

В статье представлен авторский опыт инновационного подхода к развитию научно-исследовательской деятельности студентов в образовательном процессе современного вуза на примере деятельности «Научной школы студента-исследователя» и её актуальных проектов. Показана роль «Научной школы интерактивного обучения начинающих исследователей» в формате Межвузовской региональной площадки как способа взаимодействия академической и вузовской науки. Выделены признаки и особенности «школы взрослой и студенческой». Раскрыта логика взаимосвязи форм и способов организации научно-исследовательской деятельности студентов в современном вузе. Делается вывод о том, что модернизация высшего профессионального образования, подготовка кадрового резерва исследователей (научные и научно-педагогические) связана с развитием вузовской науки в части усиления научно-исследовательской деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орешкина Анна Константиновна, Демченко Зинаида Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Educational technologies in the Innovative Approach to the Development and Management of Students’ Research Activity of a Contemporary Higher Education Institution

The author's experience of innovative approach to the development and management of scientific and research activity of students in the educational process of contemporary higher education institution on example of “Scientific School of Student Researcher” activity and its present-day projects is presented in the article. The role of the “Scientific School of Interactive Training of Beginner Researchers” in the format of Inter-University regional area as a mode of interaction of academic and higher education institution science is shown. The signs and features of the “School of Adult and Student”, their mission and tasks are distinguished. The logic of the relationship of forms and methods of organization of scientific and research activity of students in modern higher education institution is revealed. It is concluded that the modernization of higher vocational education, preparation of personnel reserve of students (scientific and scientificpedagogical) is connected with the development of higher education institution science in the part of the students’ scientific and research activity enhancement.

Текст научной работы на тему «Роль образовательных технологий в инновационном подходе к развитию научно-. Исследовательской деятельности студентов современного вуза»

ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ ИТИП РАО: МГТУ им. Н.Э. БАУМАНА, МГИУ, САФУ

А.К. Орешкина

З.А. Демченко

Ключевые слова:

стратегии инновационного развития Российской Федерации; кадровое обеспечение научных исследований; научная школа как альтернативная педагогическая технология; личностно-ориенти-рованное сопровождение социального и академического становления начинающего исследователя; индивидуальные образовательные траектории; ценности и ценностные ориентации организационной культуры деятельности; преемственность и инновации в образовательном процессе современного вуза; взаимодействие академической и вузовской науки и др.

РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИННОВАЦИОННОМ ПОДХОДЕ К РАЗВИТИЮ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

В статье представлен авторский опыт инновационного подхода к развитию научно-исследовательской деятельности студентов в образовательном процессе современного вуза на примере деятельности «Научной школы студента-исследователя» и её актуальных проектов. Показана роль «Научной школы интерактивного обучения начинающих исследователей» в формате Межвузовской региональной площадки как способа взаимодействия академической и вузовской науки. Выделены признаки и особенности «школы взрослой и студенческой». Раскрыта логика взаимосвязи форм и способов организации научно-исследовательской деятельности студентов в современном вузе. Делается вывод о том, что модернизация высшего профессионального образования, подготовка кадрового резерва исследователей (научные и научно-педагогические) связана с развитием вузовской науки в части усиления научно-исследовательской деятельности студентов.

Вхождение России в мировое образовательное пространство обусловливает сущностное обновление образовательного процесса вуза, а именно оптимизацию инноваций, связанных со стратегией развития многоуровневых программ, введением кредитно-модульной системы обучения, внедрения способов и средств, обеспечивающих мобильность выбора студентами дисциплин в рамках ФГОС третьего поколения. При этом стратегической задачей выступает формирование у студентов профессиональных, общекультурных, общенаучных, информационных компетенций, направленных на становление поведенческой модели субъекта деятельности.

Такая сущность стратегических задач согласуется с совместным Заявлением государств «Зоны Европейского Высшего образования» -Болонской декларацией, подписанной 19 июня 1999 года, Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения, новым федеральным «Законом об Образовании в Российской Федерации».

В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. (распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 2227-р), разработанной на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция) в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», отмечается, что для будущего инновационного развития страны, кроме качества образования обучающейся молодёжи, большое значение имеет формирование у молодых людей жизненной установки на непрерывное профессиональное образование как данности [12].

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. (№ 273-Ф3) «Об образовании в Российской Федерации» в статье 72 указано, что целями интеграции являются кадровое обеспечение научных исследований, повышение качества подготовки обучающихся по образовательным программам высшего образования, привлечение обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников, использование новых знаний и достижений науки и техники в образовательной деятельности. В статье 12 «Закона» определено такое содержание, которое должно учитывать разнообразие мировоззренческих подходов и способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями и др. [13].

Принимая во внимание значимость для отечественного образования Болонской декларации и понимая, что миссия университета - это образование через науку, на базе науки и посредством активного участия обучающихся в научной деятельности, мы в 2007 г. вышли на создание авторского проекта под общим названием «Научная школа студента-исследователя», поддержанного руководством Архангельского государственного технического университета (АГТУ).

Данный проект был включен в образовательный процесс факультета промышленной энергетики АГТУ. Поскольку одной из главных задач деятельности «Школы» является подготовка конкурентоспособной личности будущего специалиста - выпускника современного университета, личности, способной транслировать устойчивую позицию, принимать продуманные решения и нести за них ответственность, особое значение приобретает проблема психолого-педагогического и культурологического сопровождения научного и профессионального взросления студентов на протяжении всего обучения в вузе [4].

Так на базе «Научной школы студента-исследователя» (2009 г.) впервые прошёл региональный научно-практический семинар, посвященный 140-летию со дня рождения профессора Б.Л. Розинга. Семинар получил большой резонанс среди научной общественности города и области, в средствах массовой информации посредством Интернет-ресурса.

Именно по инициативе слушателей «Школы» на кафедре физики АГТУ одна из учебных аудиторий носит имя профессора Б.Л. Розинга. Активная позиция студентов в процессе выполнения научно-исследовательских проектов мотивирует потребность в развитии социального престижа каждого как личности.

Стремление слушателей «Научной школы» к постоянному образовательному самосовершенствованию, к росту социального статуса среди студентов вуза позволило организовать и провести второе по масштабу мероприятие - региональный научно-практический семинар, посвященной 150-летию со дня рождения профессора И. В. Мещерского («Иван Всеволодович Мещерский - ученый, педагог, гражданин, личность» - уроженец г. Архангельска и выпускник гимназии им. М.В. Ломоносова) [4].

По инициативе, и при непосредственном участии слушателей и обучающихся «Научной школы студента-исследователя» в САФУ имени М.В.Ломоносова с 2011 г. действует Международная научно-практическая конференция «Проблемы развития энергетической и транспортной инфраструктур в условиях освоения Европейского Севера и Арктического регио-

на на ближайшую перспективу» с элементами научной школы для молодёжи «Инженерные и гуманитарные науки в XXI веке: проблемы методологии исследований и академической мобильности исследователя» (от студента до аттестованного профессора).

Совместно с обучающимися «Научной школы студента-исследователя» создаётся электронный макет сборника научных статей по итогам проведения МНПК «Наука XXI века: проблемы академической мобильности исследователя и методологии исследования», в котором представлены научные материалы по актуальным проблемам научно-исследовательской деятельности ведущих учёных Российской Федерации, действительных членов российских Академий наук, членов Правительства РФ, Заслуженных деятелей науки РФ, профессорско-преподавательского состава вузов и лучших представителей обучающейся молодёжи, в том числе аспирантов и магистрантов.

В сборнике рассмотрены исследования, связанные с развитием энергетики, транспорта, экономики и экологии, методологии научных исследований, моделей и моделирования, творческих и научных проектахов исследователей, а также исследования в области социологических проблем и гуманитарных наук и пр. (от студента до аттестованного профессора). Сборник включен в план изданий САФУ имени М.В.Ломоносова.

Наблюдение показало (2007-2012гг.), что научно-исследовательская деятельность студентов в целостном педагогическом процессе (обучение, воспитание и развитие), ориентированном на проектно-технологичные и проектно-созидательные формы её развития, предполагает: а) использование гуманитарных возможностей образовательного процесса и образовательного пространства вуза; б) обогащение содержания этого процесса за счет актуализации образовательных задач, связанных с изучением, выбором путей, решением и оценкой самими студентами собственных образовательных и личностно значимых проблем; в) интерактивное включение студентов вуза в процесс проектирования и прогнозирования своей успешности в будущей профессиональной деятельности и личностно значимой жизнедеятельности.

Исследование в границах разрабатываемого авторского проекта под общим названием «Научная школа студента-исследователя» показало, что во «взрослой» науке понятие «научная школа» как школа персонального профессора существует в общепринятой терминологии научной общественности. О таких школах говорят в научных кулуарах, рекомендуют аспирантам, докторантам пройти подготовку научного исследования или провести его

апробацию и пр. О значимости такой школы судят по количеству защищенных диссертаций и отзывов её учеников, обсуждают её деятельность на научных симпозиумах в процессе обмена мнениями и т.д. На нормативно-законодательном уровне такое понятие не утверждено, и школы существуют на самодостаточном уровне [7, 10].

В отечественной и зарубежной педагогике такое понятие, как «Научная школа студента-исследователя» вводится впервые.

Главным источником формирования подобной школы является профессорско-преподавательский состав вуза при его готовности и способности к созданию психолого-педагогических условий для привлечения студентов различных курсов к участию в научно-исследовательской деятельности (в контексте учебного процесса; параллельно учебному процессу; дополняющей учебный процесс).

При согласования собственного видения проблемы с мнением других исследователей, в частности В.К. Криворученко, о взаимосвязи науки и культуры как условии формирования целостных знаний у студентов технического вуза [8] о научной школе - эффективном пути проведения диссертационных исследований [9] нами была составлена сравнительная таблица для определения общего и отличительного в «Научной школе взрослых исследователей» и в авторском проекте «Научная школа студента-исследователя» (см. табл. 1).

Таблица 1.

Общее и отличительное в «Научной школе взрослых исследователей» и «Научной школе студента-исследователя»

Школа взрослых Школа студентов

1 2

Характерным критерием научной школы является общность и взаимосвязанность научной тематики, наличие реально работающего над общей исследовательской темой коллектива (сотрудники, аспиранты, докторанты, соискатели учёной степени и др.) В большинстве своём направления исследования в такой школе имеют различную тематику, которую определяет не научный руководитель, а обучающиеся (личностноориенти-рованный и ориентировано-дея-тельностный подход к обучающемуся при субъект-субъектном взаимодействии).

Признаки: общность научных интересов, разрабатываемой исследовательской тематики, наличие общих принципов, преемственность Признаки: плюрализм мнений; возможность развития субъективной позиции; возможность диалога по различным научным и ненаучным

традиций, взглядов, подходов, методов и методик исследования и пр., что рождает и проявление в научных школах жесткой профессиональной этики (непререкаемое суждение лидера, неоспоримость его решений часто являлось характерной чертой советских научных школ). вопросам; перспектива развития природных задатков и своей куль-туросообразности на основе лич-ностно значимых или социально значимых компетенций в ситуации свободы выбора (гуманитарно-демократический подход).

Научная школа как институт трансляции культуры, социальный феномен, обеспечивающий культуроге-нез - преемственность и развитие культуры - универсума бытия людей. Научная школа как институт трансляции культуры, социальный феномен, обеспечивающий культуроге-нез - преемственность и развитие культуры - универсума бытия людей.

Аспирант, докторант, соискатель учёной степени не всегда доминанта такой школы, а тем более цель и ценность её образовательного процесса. Деятельность школы развивается на основе авторитета её руководителя и не всегда пожеланий обучающихся в этой школе (аспиранты, магистранты, докторанты, соискатели учёной степени, стажёры и др.). Студент-доминанта такой школы, цель и ценность её образовательного процесса. Деятельность школы развивается на основе авторитета её руководителя и целостного представления о ничем не ограниченном духовно-творческом развитии личности посредством коммуникаций и признания важности субъект-субъектного взаимодействия.

Диалог, дискуссия, творческий обмен мнениями, хорошая психологическая совместимость и как итог - результативность, эффективность деятельности коллектива научной школы обеспечивают стабильность ее существования и развития. Диалог, дискуссия, творческий обмен мнениями, хорошая психологическая совместимость и как итог - результативность, эффективность деятельности коллектива научной школы обеспечивают стабильность ее существования и развития.

Весьма значимым аспектом деятельности научной школы, с чем во многом связаны ее перспективы, и особенно в современных российских условиях старения науки и научных школ, является работа с научной молодежью, привлечение в коллективы научных школ наиболее талантливых студентов, обеспечение преемственности поколений и научного лидерства (как правила). Весьма значимым аспектом деятельности научной школы, с чем во многом связаны ее перспективы, и особенно в современных российских условиях старения науки и научных школ, является работа с научной молодежью, привлечение в коллективы научных школ наиболее талантливых студентов, обеспечение преемственности поколений и научного лидерства (как правило).

1 2

Заявленный уровень проводимых научных форумов (региональный, всероссийский, международный) демонстрирует потенциал и авторитет научной школы, степень ее признания в научном сообществе. Заявленный уровень проводимых научных форумов (региональный, всероссийский, международный) демонстрирует потенциал и научной школы, ее признание в вузе как опытно-экспериментальной площадки для привлечения внимания к проблематике молодёжной науки и др.

Важной характеристикой научной школы является наличие и работа постоянно действующего научного семинара по разрабатываемой тематике, участниками которого являются представители разных поколений - доктора наук, докторанты, кандидаты наук, аспиранты и соискатели учёной степени. Важной характеристикой научной школы является наличие и работа постоянно действующего научного семинара по разрабатываемой тематике (тематике по выбору студентов), участниками которого являются студенты, но могут быть и другие заинтересованные лица.

Работа коллектива по совместным научным проектам, региональным, российским, международным научным и научно-техническим программам, грантам также является ярко выраженным признаком деятельности научной школы, а достигаемые результаты демонстрируют ее уровень и возможности. С этим тесно связана организация и проведение научных конференций по разрабатываемой научной школой тематике, что дает возможность раскрыть и организаторские способности коллектива, проиллюстрировать её научные достижения. Работа коллектива по совместным научным проектам, региональным, российским, международным научным и научно-техническим программам, грантам является ярко выраженным признаком жизнедеятельности научной школы, а достигаемые результаты демонстрируют ее уровень обучения студентов основам и методологии научно-исследовательской деятельности и возможности влияния на ценностное отношение студентов к данному виду деятельности как организационной культуре и системообразующей ценности личности её субъекта.

Уровень, достигнутый научной школой, определяется в первую очередь качеством, новизной, оригинальностью производимого интеллектуального продукта, предлагаемых научных решений и конечной продукции — защищаемых диссертаций, издаваемой научной литературы, особенно монографий и статей в ведущих рецензируемых Уровень, достигнутый научной школой, определяется в первую очередь количеством её выпускников, которые продолжили своё обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре (научные, научно-технические, педагогические, научно-педагогические и др. кадры); публикациями статей, научных проектов, возможно созданием автор-

изданиях, в том числе написанных совместно обучающимися - исследователями и их научным руководителем, возможно наличие авторских свидетельств, патентов и лицензий, государственных и иных премий, грантов и пр._

ских патентов и лицензий под руководством или совместно с ведущими специалистами или научными руководителями из числа профессоров и доцентов вуза и пр.

Для нас как и для В.С.Библера научная школа, в которой обучается и воспитывается молодежь, есть средство и форма диалога культур; приобретение опыта трансформации культур от одного поколения к другому. Автор придерживается мнения о том, что будущие специалисты начиная с первого курса обучения не просто должны включаться в эпизодические формы научно-исследовательской работы (одноразовые учебные семинары, отчётные научно-практические конференции, олимпиады, выставки технического творчества и пр.), а должны получать систематическую профессиональную помощь, что и позволит вести студента от человека образованного к человеку культурному [1, 2, 3, 4, 6].

По результатам проведённого исследования установлено: 1) научная школа как альтернативная педагогическая технология транслирует культурные смыслы деятельности, исторический опыт деятельности предшествующих поколений, опыт деятельности научного руководителя и т.д.; 2) научная школа выступает в качестве инструментария развития исследовательского стиля мышления студентов и определённого (нестандартного) подхода к решению образовательных, познавательных и других задач; 3) научная школа является базовой платформой для диалога и полилога единомышленников и расширения понятийного аппарата обучающихся; 4) школа создаёт условия для научения коммуникативному взаимодействию и межличностному общению и пр.

В качестве основных целей деятельности «Научной школы студента-исследователя» выступают: 1) актуализация познавательного интереса студентов к науке и технике, к истории зарождения научных студенческих обществ, научных школ и творческих лабораторий; 2) развитие у студентов системного представления о роли ценностных ориентаций в образовательном процессе вуза, в окружающем мире; 3) потребностно - мотивационное стимулирование студентов к занятиям научно-исследовательской работой, как основе формирования базовой культуры личности и др.

В качестве ведущих задач деятельности «Школы» определены: 1) распространение научных и научно-исторических знаний среди студентов и формирование у студентов системного представления о ценностях обра-

зования и самообразования в системе будущей профессиональной деятельности; 2) обучение основам научно-исследовательской деятельности и развитие представлений студентов о роли фундаментальных и прикладных исследований в жизнедеятельности человека и общества; 3) осуществление личностноориентированного сопровождения ценностно-смыслового становления будущего специалиста через его включение в различные формы учебно-исследовательской и научно - исследовательской деятельности (участие в семинарах, научных чтениях, конференциях, выставках технического творчества и пр.); 4) проектирование и конструирование индивидуальных образовательных траекторий, плавно переходящих в маршруты функциональной грамотности целостной жизнедеятельности, основанных на личностном смысле как способе удовлетворения значимых потребностей и др. [4, 5, 6].

На протяжении всего периода управления развитием научно-исследовательской деятельности студентов в «Школе» нами постоянно использовался один и тот же комплекс общеизвестных методик: 1) определение психологического типа руководителя (природные задатки, черты характера, ценностные ориентации и пр.) Д. Кейрси (версия Л.И. Катаевой - 11, с. 359-383); 2) определение ценностных ориентаций студентов - участников научно-исследовательской деятельности (по М. Рокичу - 14, с. 141-213); 3) классификация и тестирование склонностей личности к определённому типу деятельности (по Н.И. Шевандрину - 15, с. 481-484).

Поэтапная диагностика ценностных ориентаций субъектов организованной научно-исследовательской деятельности позволила из числа имеющихся ценностей, выделить наиболее значимые для студентов: 1) ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в профессиональной и социальной среде (общественная значимость управленческой деятельности, ее престижность, признание профессии ближайшим личным окружением и др.); 2) ценности, удовлетворяющие потребность личности в общении и расширяющие её круг общения (с подчиненными, коллегами и референтными людьми, переживание взаимопонимания и привязанности, обмен духовными ценностями и др.); 3) ценности, ориентирующие на развитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к современной информационной технике, технологиям, постоянное самосовершенствование и др.); 4) ценности, позволяющие осуществлять самореализацию (творческий, вариативный характер профессиональной деятельности, прагматичность и увлекательность профессии менеджера, возможность решать общественно

значимые и общественно одобряемые задачи и др.); 5) ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (получение достойной оплаты труда, создание собственного бизнеса и т.д.).

Замеры ценностных ориентаций студентов по методике М. Рокича на протяжении определённого периода наблюдения за студентами, обучающимися в «Научной школе студента-исследователя» показали следующее (см. табл. 2).

Таблица 2

Ранг ценностных ориентаций по методике М. Рокича Индикатор результативности

Студенты экспериментальной группы (20072008 год ) - выборка 68 чел. п в2 к* =1 х(л12 1) =0,45 - умеренная связь

Студенты экспериментальной группы (20082009 год - выборка 68 чел.) п в2 = 1 ——г =0,64 - значительная ' х-1) связь

Студенты экспериментальной группы (20092010 год - выборка 68 чел. п в^гв2 К' =1 х N -1) = 0,85 - сильная связь

Анализ данных, полученных в ходе комплексной диагностики ценностных ориентаций студентов, показал, что благодаря педагогическому сопровождению научного взросления студентов у них зафиксирована позитивная динамика ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности как системообразующей ключевой ценности.

В процессе трёхлетнего сотрудничества Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова (г. Архангельск) и Федерального государственного научного учреждения «Институт теории и истории педагогики» РАО, в контексте деятельности Международной научно-практической конференции «Проблемы развития энергетической и транспортной инфраструктур в условиях освоения Европейского Севера и Арктического региона на ближайшую перспективу» с элементами научной школы для молодёжи «Инженерные и гуманитарные науки в XXI веке: проблемы методологии исследований и академической мобильности (от студента до аттестованного профессора) разработан совместный проект под общим названием «Межрегиональная экспериментальная площадка инте-

рактивного обучения начинающих исследователей».

В качестве разработчиков проекта выступили профессор С.В.Иванова (директор ФГНУ ИТИП РАО, г. Москва), доцент А.К.Орешкина (заведующая лабораторией методологии образовательного пространства, ИТИП РАО) и доцент З.А.Демченко (руководитель «Научной школы студента-исследователя» и «Научной школы интерактивного обучения начинающих исследователей» (Институт экономики и управления САФУ имени М.В.Ломоносова, г.Архангельск).

Научная школа интерактивного обучения начинающих исследователей как важная часть Межрегиональной экспериментальной площадки функционирует при ИЭиУ САФУ имени М.В. Ломоносова с ноября 2012 г. Деятельность «Школы» как совместного проекта ИЭиУ и лаборатории методологии образовательного пространства (З.А. Демченко, А.К. Орешкина) состоит в исследовании проблемы формирования научных, исследовательских и педагогических кадров (специалисты нового поколения) в образовательном процессе университета в соответствии с основными программными документами Правительства России, Министерства образования и науки Российской Федерации, направленными на сближение академической науки, образования и производства, с учетом развития международного сотрудничества в сфере науки, образования и производства.

«Школа интерактивного обучения начинающих исследователей» как подразделение кафедры экономики ИЭиУ САФУ имени М.В. Ломоносова, именуемое в дальнейшем «Школа», является научно-образовательным сообществом, объединившим на добровольной основе студентов, магистрантов, преподавателей, желающих получить либо передать навыки научно-исследовательской деятельности.

Функции «Школы» состоят в:

- активизации познавательного интереса студентов к занятиям наукой путём их включения в деятельность научных кружков при кафедрах, научных школ, творческих лабораторий и обучающих семинаров, цикловых лекций учёными ИТИП РАО;

- проектировании интегрированных форм взаимодействия ФГНУ ИТИП РАО И САФУ имени М.В. Ломоносова в рамках Межрегиональной исследовательской площадки;

- выявлении мотивационных форм привлечения молодёжи в сферу науки и научной и исследовательской деятельности;

- разработке инновационных механизмов воспроизводства науч-

ных и научно-исследовательских кадров в системе «школа - вуз - наука - производство»;

- создании организационно-педагогических условий для всестороннего и наиболее полного раскрытия творческого потенциала студентов в учебной и внеучебной деятельности;

- координации научно-исследовательской работы студентов и предоставлении равных возможностей всем студентам, участникам НИР проявить своё творчество в научных мероприятиях и исследовательских проектах, проходящих в рамках межрегиональной экспериментальной площадки;

- организации и проведении научных конференций, олимпиад, конкурсов всех уровней; подготовке научных публикаций студентов;

- обеспечении взаимосвязи академической науки и личностно ориентированного процесса в системе «школа - вуз - наука - производство» и др.

Обоснованность научных результатов «Школы» и «Площадки» будет верифицирована обобщением многолетнего опыта САФУ И ИТИП РАО, аргументированностью исследований в рамках заявленного проекта и проекта функционирования «Школы», что позволит интерпретировать результаты теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы в образовательное пространство университета, в сектор вузовской науки, и в части развития молодёжной науки и образования.

Деятельность «Школы» и «Площадки» осуществляется в рамках реализации приоритетных направлений в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 г.; Концепцией развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период реализации до 2015 г.; Программой развития ФГНУ ИТИП РАО и ФГАОУ ВПО САФУ имени М.В.Ломоносова на 2011-2020 гг.

Примерными направлениями теоретических исследований в рамках функционирования «Школы» как одной из базовых подструктур Межрегиональной исследовательской площадки (ИТИП РАО и ИЭиУ САФУ) определены следующие:

- «Научно-исследовательская деятельность современного вуза как гуманитарный проект».

- «Научно-исследовательская деятельности студентов и молодых учёных как системообразующая ценность в интеграции академической и вузовской науки».

- «Компетентностный подход к управлению качеством развития науч-

но-исследовательской работы в профессиональном образовании, особенно в части молодёжной политики на перспективу».

- «Смысл и назначение непрерывного образования (Образование через всю жизнь): проблемы, поиски, решения (новации, инновации, ресурсы и резервы».

- «Интеграция образования, науки и производственной практики: социально-гуманитарный, аксиологический и акмеологический векторы».

- «Международные проекты в области развития социальной и академической мобильности начинающих исследователей (учащиеся, студенческая молодёжь, в том числе бакалавры и магистры)».

Научная «Школа» и «Площадка» должны стать: 1) транслятором научных идей, ценностей и ценностных отношений к научной, научно-исследовательской и проектной деятельности, которые сформированы и продолжают развиваться на базе ведущих научных лабораторий ИТИП РАО, в широкие массы обучающейся молодёжи (учащиеся, студенты, магистранты, аспиранты, докторанты САФУ); 2) выступать координатором взаимодействия лабораторий ИТИП РАО с заинтересованными структурами САФУ, цель которого - создание условий для диагностики направленности студентов на ценностное отношение к межпоколенному опыту в науке и образовании и формирование исследовательских кадров из числа студентов.

«Школа» как инновационная модель взаимодействия академической науки и образования в качестве ведущих целей деятельности предполагает распространение богатейшего опыта деятельности научных школ ИТИП РАО: В.В.Краевского - В.М.Полонского (Методология педагогики); Н.А.Константинова - З.И.Равкина (История педагогики и образования); М.Н.Скаткина - И.Я.Лернера - Н.М.Шахмаева (Дидактика общего образования); Л.И.Новиковой (Системный подход к воспитанию и социализации детей и молодёжи»; З.А.Мальковой - Б.Л.Вульфсона (Сравнительная педагогика); С.Я.Батышева - А.М.Новикова (Профессиональная педагогика -теория непрерывного образования).

Проект Межрегиональной экспериментальной площадки в рамках деятельности «Школы интерактивного обучения начинающих исследователей» предполагает реализацию целевых программ:

- 2013-й год: программа «Научные школы. Понятийный аппарат методологии исследования и культура научно-исследовательской работы».

- 2014-й год: программа «Культура информационного поиска и технологии исследовательской и научной работы».

- 2015-й год: программа «Основы методологии научного исследования».

- 2016-й год: региональная программа «Молодые учёные Поморья» и федеральная целевая программа «Мировой океан» в рамках межвузовской интеграции и академической науки.

- 2017-й год: программы международного сотрудничества в соответствии с планом деятельности международного отдела САФУ и ИТИП РАО.

Литература

1. Библер, В.С. Диалог культур (Опыт определения) [Текст] / В.С. Библер // Вопросы философии. - 1989.- № 6. - С. 31-42.

2. Библер, В.С. От наукоучения к логике культуры. Два философских взгляда в XXI век [Текст] / В.С. Библер. - М.: Политиздат, 1991. - 413 с.

3. Библер, В.С. Диалог культуры и школы XXI века. (Школа диалога культуры): Идеи. Опыт. Проблемы [Текст] / В.С. Библер. - Кемерово «АЛЕФ», 1993. - 162 с.

4. Демченко, З.А. Научно-образовательная школа студента-исследователя [Текст] / З.А. Демченко // Высшее образование в России. - 2010. - № 12. - С. 155-158.

5. Демченко, З.А. Программно-проектное обеспечение процесса развития НИР студентов в условиях современного университета: Сборник образовательных программ [Текст] / З.А Демченко. - Архангельск: Изд-во САФУ имени М.В. Ломоносова, 2011. - 79 с.

6. Демченко, З.А. Научная школа студента-исследователя как вариативный проект развития у её слушателей ценностно-смысловой позиции [Текст] / З.А. Демченко // Философия образования. - 2012. - Т. 40: № 1. - С. 247-254.

7. Демченко, З.А. Научная школа как школа персонального профессора и научная школа как школа студента - исследователя: общее, особенное и отличительное [Текст] / З.А. Демченко // Научный журнал «Вестник ЧГУ». - 2012. - № 4. Т.2. - С. 115-119.

8. Криворученко, В.К. Научная школа - важнейший фактор развития современной науки / В.К. Криворученко: [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www/rnosqu.ru/ 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Криворученко, В.К. Научные школы - эффективный путь проведения диссертационного исследования / В.К. Криворученко: [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/asp/scientific-schools/2012.

10. Криворученко, В.К. Научные школы: принципы классификации [Текст] / В.К. Криворученко, О. Грезнева // Высшее образование в России. -2004. - №5. - С. 42-43.

11. Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом [Текст] / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача., Л.Г. Лаптева. - М.: Ин-т психотерапии, 2001. - 640 с.

12. «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 2227-р.) (раздел III «Развитие человеческого капитала», гл. 10 «Профессиональное образование): [Электронный ресурс]: Режим доступа: garantf1://700061/24/06.2012.

13. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»: [Электронный ресурс]: Режим доступа: http:// news.sfu-kras.ru/node/11515 / 10.05.2013.

14. Шевандрин, Н.И. Основы психологической диагностики: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: в 3 ч. [Текст] / Н.И. Шевандрин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Ч. 3. - 336 с. - С. 141-213.

15. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании. Ч 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии: учеб. пособие [Текст] / Н.И. Шевандрин. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 543 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.