Научная статья на тему 'Ценностное отношение в структуре целенаправленной научно-исследовательской деятельности студентов современного вуза: особенности, тенденции и смысл'

Ценностное отношение в структуре целенаправленной научно-исследовательской деятельности студентов современного вуза: особенности, тенденции и смысл Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ ПОЗИЦИЯ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗИЦИЯ / МОТИВ / УСТАНОВКА / EDUCATION / CULTURE / VALUE / TECHNOLOGY / VALUE ORIENTATION / VALUE-SEMANTIC POSITION / VALUE RATIO / PERSONAL MEANING / ACTIVITIES / SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITY / THE POSITION / THE MOTIVE / THE INSTALLATION OF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демченко Зинаида Алексеевна

В статье представлен генезис феномена «ценностное отношение» в структуре целенаправленной научно-исследовательской деятельности студентов современного вуза; показаны особенности, логика и тенденции развития ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности как системообразующей ключевой ценности; представлена сущностная составляющая ценностного отношения и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демченко Зинаида Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE RATIO IN THE STRUCTURE OF TARGETED RESEARCH ACTIVITIES OF THE STUDENTS OF THE MODERN UNIVERSITY: FEATURES, TRENDS AND MEANING

The article presents the Genesis of the phenomenon of«value ratio in the structure of targeted research activities of the students of the modern University; show particular, logic and tendencies of development of responsible attitude to scientific-research activity as a system constitutes a key values; is essential component of the value relations, etc.

Текст научной работы на тему «Ценностное отношение в структуре целенаправленной научно-исследовательской деятельности студентов современного вуза: особенности, тенденции и смысл»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА. ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.016; 37.08

З.А. Демченко

Ценностное отношение в структуре целенаправленной научно-исследовательской деятельности студентов современного вуза: особенности, тенденции и смысл

В статье представлен генезис феномена «ценностное отношение» в структуре целенаправленной научно-исследовательской деятельности студентов современного вуза; показаны особенности, логика и тенденции развития ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности как системообразующей ключевой ценности; представлена сущностная составляющая ценностного отношения и др.

Ключевые слова: образование, культура, ценность, технология, ценностные ориентации, ценностно-смысловая позиция, ценностное отношение, личностный смысл, деятельность, научно-исследовательская деятельность, позиция, мотив, установка.

Разработка инновационной педагогической технологии поэтапного развития ценностного отношения студентов университета к научно-исследовательской деятельности потребовали выявить теоретическую сущность понятия «ценностное отношение» в его различных экстраполяциях, изучить особенности формирования ценностного отношения индивидуального и группового субъекта к целенаправленной деятельности, исследовать сущностную составляющую ценностного отношения к научноисследовательской деятельности как системообразующей ценности [4].

Научно-исследовательская деятельность, нами рассматриваемая как системообразующая ценность, имеет продуктивный характер и создает предпосылки для формирования целостной личности субъекта и развития ценностно-смысловой позиции. Следовательно, она имеет социальную направленность, и, выступая в качестве социопедагогического феномена, обеспечивает поддержку процессов самоопределения, самосовершенствования и самоутверждения личности будущего специалиста. Как социопедаго-

© Демченко З.А., 2013

116

Ценностное отношение в структуре целенаправленной научно-исследовательской...

гический феномен она предопределяет у своего субъекта способ реализации творческого потенциала и формирование системы ценностных ориентаций, определяющих содержательную сторону мировоззрения личности [3, 7, 5, Щ

Для общего понимания проблематики важны социально-философские и психолого-педагогические положения об общественной и аксиологической сущности человека (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, М.С. Каган,

Э. Франкл и др.); теории личности, личностных смыслов, сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.); идеи о сущности развития и саморазвития личности (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, В.Г. Асеев, М.И. Бобне-ва, Л.П. Буева и др.) [5, 7].

Теоретически осмыслена проблема в теории ценностей (Т.К. Аха-ян, Л.П. Буева, А.Т. Здравомыслов, М.С. Каган, М. Рокич, В.А. Сласте-нин, В.П. Тугаринов и др.); теории мотивов и потребностей личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, О.Г. ДроБницкий, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др.); теории социальных ролей и социальной деятельности, а также психологической теории личности (Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский и др.) [5, 7].

Изучение социально-философских и психолого-педагогических положений об общественной и аксиологической сущности человека идей психологической теории личности позволило установить факт того, что сознание субъекта организованной извне деятельности, выступая в качестве многогранного феномена, связывает воедино предметное содержание его психики (когнитивный мир), объективное отношение активного субъекта к окружающему миру (потенциальная активность), динамику его субъективной деятельности, проецирующую личностный смысл на значимые объекты (ценностное отношение как ценность).

Особую значимость представляет работа Т.М. Буянис о роли культурных смыслов в индивидуальном сознании человека, а так же работа М.С. Кагана, интерпретирующая философскую теорию ценностей (основ мировоззренческой культуры личности), потому что большую часть проектов мы создаем на основе изучения тестовых культур и межпоколенного опыта в науке и образовании, особенно высшем профессиональном [1, 12].

Обращаясь к научным трудам А.Н. Леонтьева, мы должным образом изучаем его основные положения по теории деятельности человека. В данных положениях автор выстраивает тесную связь между отношением человека к деятельности и смыслом деятельности «как — значение — для меня», что адекватно личностному смыслу ценностного отношения. Здесь личностный смысл выступает в качестве сущностной составляющей данного вида отношения. В теории А.Н. Леонтьева четко прослеживается взаи-

117

Ценностное отношение в структуре целенаправленной научно-исследовательской...

мосвязь и взаимозависимость личностного смысла деятельности и ценностного отношения к ней. По мнению А.Н. Леонтьева, основополагающим в развитии личностного смысла профессиональной деятельности субъекта является ценностное отношение к другому человеку, к другим людям, к окружающему миру [14, 15].

Следовательно, природа ценностного отношения есть субъективная ценность, так как оно отражает личностно-переживаемую связь человека с окружающими предметами, явлениями, людьми. Кроме этого нами установлено, что поведение человека связано с мотивацией, в которой ведущая роль принадлежит не физическим, а психологическим механизмам.

По мнению Е.П. Ильина, психологические механизмы (установки) позволяют сознательно осуществлять субъекту деятельности анализ ситуации, выбор цели деятельности, выстраивать план действия в той либо другой ситуации [11].

В нашем проекте под общим названием «Научная школа студента-ис-следователя», который мы реализуем, начиная с 2001 года на базе бывшего классического университета (ПГУ им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск), затем на базе технического университета (АГТУ, г. Архангельск) и по настоящее время на базе Северного федерального (Арктического) университета имени М.В. Ломоносова (объединение ПГУ и АГТУ), психолого-педагогическое сопровождение обучаемых и обучающихся является ведущим. Для нас не каждый мотив является значимым, а лишь тот, который связан с чувствами человека, его эмоциями, внутренними побуждениями (перцепционное взаимодействие как тактичное проникновение во внутренний мир другого человека).

Исследуя генетические этапы формирования личностного смысла ценностного отношения к профессиональной деятельности, мы изучаем работы многих исследователей, в том числе В.Г. Асеева, Т.К. Ахаян, С.К. Бон-дыревой, Г.А. Вайзер, М.Т. Громковой, О.Г. ДроБницкого, Д.В. Колесова, А.А. Файзуллаева, X. Хекгаузена, В.Э. Чудновского и др. В своих посылках и умозаключениях они подтверждают нашу версию о том, что именно ценностный мотив детерминирует направленность личности субъекта в деятельности на социально и социокультурно значимые для нее объекты и при этом затрагивает его чувства и эмоции.

Не умаляя значимость других компонентов, входящих в процесс организации и управления научно-исследовательской деятельностью студентов в вузе, мы выделяем два компонента. Это аксиологический компонент, который связан с изучением студентами различных систем ценностей, детерминирующих у них развитие ценностно-смысловой и гражданской позиции, компонент, содержащий в себе базовые общечеловеческие ценности, и психолого-педагогический компонент, который связан с гуманистической направленностью процесса управления науч-

118

Ценностное отношение в структуре целенаправленной научно-исследовательской...

но-исследовательской деятельностью студентов, а также ориентацией целостного педагогического процесса на развитие субъектной позиции будущего специалиста.

Многолетний опыт исследователя и организатора научно-исследовательской деятельности студентов вуза, показал [3, 7]:

• ценностное отношение формируется в процессе деятельности человека через систему ценностей и ценностных ориентаций и влияет не только на деятельность человека, но и на ее результаты, совершенствует внутренний мир человека, составляющими которого выступают устойчивые смыслы и личностные ценности как источники этих смыслов;

• ценностное отношение, являясь высшей формой проявления отношения субъекта к деятельности и его особым состоянием, определяет мотивацию поведения личности и проблему личности принять эту мотивацию как социально значимую;

• ценностное отношение к значимым для субъекта деятельности объектам проявляется через изменение его внутренней позиции как основы регуляции направленности личности;

• ценностное отношение, как и ценность, объективно само по себе и одновременно субъективно, так как неразрывно связано с личностью человека и его индивидуальной неповторимостью.

Анализ различных научных подходов к определению предметного содержания и характерологических особенностей категории «ценностное отношение» позволил выделить характерологические для данного феномена функции следующего плана и порядка [2, 3, 7, 9]:

• ценностно-смысловую, обуславливающую адекватность оценки студентами социальной и социокультурной значимости научно-исследовательской деятельности;

• мотивационно-побудительную, актуализирующую знания, полученные студентами в вузе, и опыт, закрепленный в различных практиках в ситуации свободы выбора;

• смыслотворящую, детерминирующую принятие или непринятие студентами образцов текстовых культур, межпоколенного опыта в науке и образовании, событий, явлений, фактов, предметов, объектов, связанных с преобразующей и созидающей научно-исследующей деятельностью;

• мотивационно-ситуативную, отвечающую за направленность ценностного сознания субъекта деятельности на значимые для него объекты, которые он соотносит со своими интересами, потребностями, мотивами, а также с интересами, потребностями и мотивами других людей, другого человека и пр.

Именно ценностно-смысловая позиция, наложенная на ценностный мотив научно-исследовательской деятельности студентов как один из ве-

119

Ценностное отношение в структуре целенаправленной научно-исследовательской...

дущих, детерминирует развитие личностного смысла ценностного отношения к ней [8].

С точки зрения Е.П. Ильина, и с этим надо согласиться, побудителем ценностного отношения к деятельности выступает не сама деятельность как предмет познания, а ее значение для исследователя как субъекта. Становится понятным рассуждение А.Н. Леонтьева о сдвиге мотива на цель, когда к деятельности побуждает не просто желание овладеть предметом, а выполнение самой деятельности вследствие установленного к ней интереса — личностного смысла [11, 13, 14, 15].

О роли смысла в развитии ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности как системообразующей ценности сказано особо в других публикациях [8, 9, 10].

В процессе диагностики ценностных ориентаций участников научно-исследовательского проекта, мониторинга изменения ценностно-смысловой позиции студентов к такому виду деятельности в условиях образовательного процесса вуза и параллельно данному процессу выявлено, что имела место динамика личностного смысла ценностного отношения студентов к научно-исследовательской деятельности, данные мониторинга представлены в таблице 1.

В качестве экспериментальной группы выступили студенты, активно занимающиеся в «Научной школе студента-исследователя». В качестве контрольной группы — пассивно посещающие занятия.

Таблица 1

Характеристика уровней проявления личностного смысла ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности

(выборка по 68 чел.)

Индикаторы Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Начало эксперимента 29 (42,6%) 19 (27,9%) 26 (38,2%) 28 (41,2%) 13 (19,1%) 21 (30,9%)

Окончание эксперимента 42 (61,8%) 26 (38,2%) 19 (27,9%) 24 (35,3%) 7 (10,3%) 18 (26,5%)

Группы Эксперим. группа Контр. группа Эксперим. группа Контр. группа Эксперим. группа Контр. группа

Установлена тесная взаимосвязь между ценностным отношением к деятельности и его сущностной составляющей — личностным смыслом. Коэффициент контингенции по расчетной методике Юла оказался равным 0,37 при норме 0,30.

Если различие в уровнях проявления личностного смысла ценностного отношения к педагогической деятельности студентов экспериментальной и контрольной группы существенно, то, согласно критерию Юла, оно

120

Ценностное отношение в структуре целенаправленной научно-исследовательской...

не может быть объяснено случайными причинами, а является следствием специально организованной образовательной деятельности.

Следовательно, разработанная и реализованная педагогическая образовательная технология поэтапного развития у студентов ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности на фоне комплекса педагогических условий обеспечивает переход от познавательной деятельности студентов к ценностно-ориентированной, от ценностно-ориентированной к преобразовательной и другим видам деятельности [6, 7, 9].

Несмотря на высокую сформированность ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности у студентов экспериментальной группы, мы констатируем, данная технология имеет свои ограничения и определенную степень риска. Во-первых, применение ее целесообразно только в формате процессуально организованной извне и изнутри деятельности. Во-вторых, освоение данной технологии предполагает проведение поэтапного изучения структуры личностных ценностей студентов, их представлений о ценностях образовательной, профессиональной и научно-исследовательской деятельности как интегративной системообразующей ценности. В третьих, разработанная технология не претендует на основную форму развития ценностно-смысловой позиции студентов. Она лишь вносит новые элементы в существующую общепринятую концепцию развития субъективной позиции студентов в образовательном процессе вуза, обеспечивает инновационные подходы к организации самоопределения, саморазвития и самосовершенствования студентов. Это делает ее теоретически значимой и практически востребованной.

Литература

1. Буянис Т.М., Заверина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей — культурных смыслов в индивидуальном сознании // Вопросы психологии. — 1997. — № 5.

2. Демченко З.А. Формирование ценностного отношения к педагогической деятельности у будущего учителя: учебно-методическое пособие. — Архангельск: Изд-во АГТУ, 2005. — 108 с.

3. Демченко З.А. Формирование ценностного отношения к педагогической деятельности у будущего учителя. — Петрозаводск.: Изд-во Карельского ГПУ, 2006 — 25 с.

4. Демченко З.А. Индивидуальный и групповой субъект научно-исследовательской деятельности как цель и ценность высшего профессионального образования будущего специалиста / Проблемы и перспективы развития образования в России. Сб. материалов I Междунар. науч.-практич. кон-фер. (21 апреля 2010) / Под общ. ред. С.С. Чернова. — Новосибирск: Изд-во «СИБПРИНТ», 2010. — С. 39—44.

5. Демченко З.А. К вопросу о формировании ценностного отношения студентов младших курсов к исследовательской деятельности // Письма в Эмис-

121

Ценностное отношение в структуре целенаправленной научно-исследовательской...

сия. Оффлайн (The Emissia Offine Letters): электронный научный журнал — сентябрь 2010, ART 1452. — СПб., 2010г. — URL: — [Режим доступа]. — htt:/www.emissia.org/offiine/2010/1452/htm. — Гос. рег. 0421000031. ISSN 1997—8588.

6. Демченко З.А. Программно-проектное обеспечение процесса развития НИР студентов в условиях современного университета: сборник образовательных программ. — Архангельск: Изд-во С(А)ФУ, 2011. — 79 с.

7. Демченко З.А. Теоретико-методологические основания развития ценностно-смысловой позиции студентов вуза посредством научно-исследовательской деятельности: монография по докторской диссертации. — Архангельск: Изд-во С(А)ФУ, 2011. — 147 с.

8. Демченко З.А. Сковородкина И.З. Личностный смысл как побудитель научно-исследовательской деятельности субъекта // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2011. — № 4(24). — С. 6—17.

9. Демченко З.А. Научная школа студента-исследователя как вариативный проект развития у ее слушателей ценностно-смысловой позиции // Философия образования. — 2012. — Т. 40, № 1. — С. 247—254.

10. Демченко З.А. Исследование категории «ценностное отношение» студентов к научно-исследовательской деятельности // Ценности и смыслы. — 2012. — № 1 (17). — С. 137—150.

11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2006. — 512 с.

12. Каган МС. Философия теории ценностей. — СПб.: ТООТК Петрополис, 1997. — 205 с.

13. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций. — М.: Изд-во МГУ, 1971. — 260 с.

14. Леонтьев А.Н. Общее понятие деятельности. Основы теории речевой деятельности. — М.: Наука, 1974. — С. 5—20.

15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.

122

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.