ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА. ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.016; 37.08
З.А. Демченко
Ценностное отношение в структуре целенаправленной научно-исследовательской деятельности студентов современного вуза: особенности, тенденции и смысл
В статье представлен генезис феномена «ценностное отношение» в структуре целенаправленной научно-исследовательской деятельности студентов современного вуза; показаны особенности, логика и тенденции развития ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности как системообразующей ключевой ценности; представлена сущностная составляющая ценностного отношения и др.
Ключевые слова: образование, культура, ценность, технология, ценностные ориентации, ценностно-смысловая позиция, ценностное отношение, личностный смысл, деятельность, научно-исследовательская деятельность, позиция, мотив, установка.
Разработка инновационной педагогической технологии поэтапного развития ценностного отношения студентов университета к научно-исследовательской деятельности потребовали выявить теоретическую сущность понятия «ценностное отношение» в его различных экстраполяциях, изучить особенности формирования ценностного отношения индивидуального и группового субъекта к целенаправленной деятельности, исследовать сущностную составляющую ценностного отношения к научноисследовательской деятельности как системообразующей ценности [4].
Научно-исследовательская деятельность, нами рассматриваемая как системообразующая ценность, имеет продуктивный характер и создает предпосылки для формирования целостной личности субъекта и развития ценностно-смысловой позиции. Следовательно, она имеет социальную направленность, и, выступая в качестве социопедагогического феномена, обеспечивает поддержку процессов самоопределения, самосовершенствования и самоутверждения личности будущего специалиста. Как социопедаго-
© Демченко З.А., 2013
116
Ценностное отношение в структуре целенаправленной научно-исследовательской...
гический феномен она предопределяет у своего субъекта способ реализации творческого потенциала и формирование системы ценностных ориентаций, определяющих содержательную сторону мировоззрения личности [3, 7, 5, Щ
Для общего понимания проблематики важны социально-философские и психолого-педагогические положения об общественной и аксиологической сущности человека (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, М.С. Каган,
Э. Франкл и др.); теории личности, личностных смыслов, сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.); идеи о сущности развития и саморазвития личности (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, В.Г. Асеев, М.И. Бобне-ва, Л.П. Буева и др.) [5, 7].
Теоретически осмыслена проблема в теории ценностей (Т.К. Аха-ян, Л.П. Буева, А.Т. Здравомыслов, М.С. Каган, М. Рокич, В.А. Сласте-нин, В.П. Тугаринов и др.); теории мотивов и потребностей личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, О.Г. ДроБницкий, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и др.); теории социальных ролей и социальной деятельности, а также психологической теории личности (Г.М. Андреева, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский и др.) [5, 7].
Изучение социально-философских и психолого-педагогических положений об общественной и аксиологической сущности человека идей психологической теории личности позволило установить факт того, что сознание субъекта организованной извне деятельности, выступая в качестве многогранного феномена, связывает воедино предметное содержание его психики (когнитивный мир), объективное отношение активного субъекта к окружающему миру (потенциальная активность), динамику его субъективной деятельности, проецирующую личностный смысл на значимые объекты (ценностное отношение как ценность).
Особую значимость представляет работа Т.М. Буянис о роли культурных смыслов в индивидуальном сознании человека, а так же работа М.С. Кагана, интерпретирующая философскую теорию ценностей (основ мировоззренческой культуры личности), потому что большую часть проектов мы создаем на основе изучения тестовых культур и межпоколенного опыта в науке и образовании, особенно высшем профессиональном [1, 12].
Обращаясь к научным трудам А.Н. Леонтьева, мы должным образом изучаем его основные положения по теории деятельности человека. В данных положениях автор выстраивает тесную связь между отношением человека к деятельности и смыслом деятельности «как — значение — для меня», что адекватно личностному смыслу ценностного отношения. Здесь личностный смысл выступает в качестве сущностной составляющей данного вида отношения. В теории А.Н. Леонтьева четко прослеживается взаи-
117
Ценностное отношение в структуре целенаправленной научно-исследовательской...
мосвязь и взаимозависимость личностного смысла деятельности и ценностного отношения к ней. По мнению А.Н. Леонтьева, основополагающим в развитии личностного смысла профессиональной деятельности субъекта является ценностное отношение к другому человеку, к другим людям, к окружающему миру [14, 15].
Следовательно, природа ценностного отношения есть субъективная ценность, так как оно отражает личностно-переживаемую связь человека с окружающими предметами, явлениями, людьми. Кроме этого нами установлено, что поведение человека связано с мотивацией, в которой ведущая роль принадлежит не физическим, а психологическим механизмам.
По мнению Е.П. Ильина, психологические механизмы (установки) позволяют сознательно осуществлять субъекту деятельности анализ ситуации, выбор цели деятельности, выстраивать план действия в той либо другой ситуации [11].
В нашем проекте под общим названием «Научная школа студента-ис-следователя», который мы реализуем, начиная с 2001 года на базе бывшего классического университета (ПГУ им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск), затем на базе технического университета (АГТУ, г. Архангельск) и по настоящее время на базе Северного федерального (Арктического) университета имени М.В. Ломоносова (объединение ПГУ и АГТУ), психолого-педагогическое сопровождение обучаемых и обучающихся является ведущим. Для нас не каждый мотив является значимым, а лишь тот, который связан с чувствами человека, его эмоциями, внутренними побуждениями (перцепционное взаимодействие как тактичное проникновение во внутренний мир другого человека).
Исследуя генетические этапы формирования личностного смысла ценностного отношения к профессиональной деятельности, мы изучаем работы многих исследователей, в том числе В.Г. Асеева, Т.К. Ахаян, С.К. Бон-дыревой, Г.А. Вайзер, М.Т. Громковой, О.Г. ДроБницкого, Д.В. Колесова, А.А. Файзуллаева, X. Хекгаузена, В.Э. Чудновского и др. В своих посылках и умозаключениях они подтверждают нашу версию о том, что именно ценностный мотив детерминирует направленность личности субъекта в деятельности на социально и социокультурно значимые для нее объекты и при этом затрагивает его чувства и эмоции.
Не умаляя значимость других компонентов, входящих в процесс организации и управления научно-исследовательской деятельностью студентов в вузе, мы выделяем два компонента. Это аксиологический компонент, который связан с изучением студентами различных систем ценностей, детерминирующих у них развитие ценностно-смысловой и гражданской позиции, компонент, содержащий в себе базовые общечеловеческие ценности, и психолого-педагогический компонент, который связан с гуманистической направленностью процесса управления науч-
118
Ценностное отношение в структуре целенаправленной научно-исследовательской...
но-исследовательской деятельностью студентов, а также ориентацией целостного педагогического процесса на развитие субъектной позиции будущего специалиста.
Многолетний опыт исследователя и организатора научно-исследовательской деятельности студентов вуза, показал [3, 7]:
• ценностное отношение формируется в процессе деятельности человека через систему ценностей и ценностных ориентаций и влияет не только на деятельность человека, но и на ее результаты, совершенствует внутренний мир человека, составляющими которого выступают устойчивые смыслы и личностные ценности как источники этих смыслов;
• ценностное отношение, являясь высшей формой проявления отношения субъекта к деятельности и его особым состоянием, определяет мотивацию поведения личности и проблему личности принять эту мотивацию как социально значимую;
• ценностное отношение к значимым для субъекта деятельности объектам проявляется через изменение его внутренней позиции как основы регуляции направленности личности;
• ценностное отношение, как и ценность, объективно само по себе и одновременно субъективно, так как неразрывно связано с личностью человека и его индивидуальной неповторимостью.
Анализ различных научных подходов к определению предметного содержания и характерологических особенностей категории «ценностное отношение» позволил выделить характерологические для данного феномена функции следующего плана и порядка [2, 3, 7, 9]:
• ценностно-смысловую, обуславливающую адекватность оценки студентами социальной и социокультурной значимости научно-исследовательской деятельности;
• мотивационно-побудительную, актуализирующую знания, полученные студентами в вузе, и опыт, закрепленный в различных практиках в ситуации свободы выбора;
• смыслотворящую, детерминирующую принятие или непринятие студентами образцов текстовых культур, межпоколенного опыта в науке и образовании, событий, явлений, фактов, предметов, объектов, связанных с преобразующей и созидающей научно-исследующей деятельностью;
• мотивационно-ситуативную, отвечающую за направленность ценностного сознания субъекта деятельности на значимые для него объекты, которые он соотносит со своими интересами, потребностями, мотивами, а также с интересами, потребностями и мотивами других людей, другого человека и пр.
Именно ценностно-смысловая позиция, наложенная на ценностный мотив научно-исследовательской деятельности студентов как один из ве-
119
Ценностное отношение в структуре целенаправленной научно-исследовательской...
дущих, детерминирует развитие личностного смысла ценностного отношения к ней [8].
С точки зрения Е.П. Ильина, и с этим надо согласиться, побудителем ценностного отношения к деятельности выступает не сама деятельность как предмет познания, а ее значение для исследователя как субъекта. Становится понятным рассуждение А.Н. Леонтьева о сдвиге мотива на цель, когда к деятельности побуждает не просто желание овладеть предметом, а выполнение самой деятельности вследствие установленного к ней интереса — личностного смысла [11, 13, 14, 15].
О роли смысла в развитии ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности как системообразующей ценности сказано особо в других публикациях [8, 9, 10].
В процессе диагностики ценностных ориентаций участников научно-исследовательского проекта, мониторинга изменения ценностно-смысловой позиции студентов к такому виду деятельности в условиях образовательного процесса вуза и параллельно данному процессу выявлено, что имела место динамика личностного смысла ценностного отношения студентов к научно-исследовательской деятельности, данные мониторинга представлены в таблице 1.
В качестве экспериментальной группы выступили студенты, активно занимающиеся в «Научной школе студента-исследователя». В качестве контрольной группы — пассивно посещающие занятия.
Таблица 1
Характеристика уровней проявления личностного смысла ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности
(выборка по 68 чел.)
Индикаторы Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Начало эксперимента 29 (42,6%) 19 (27,9%) 26 (38,2%) 28 (41,2%) 13 (19,1%) 21 (30,9%)
Окончание эксперимента 42 (61,8%) 26 (38,2%) 19 (27,9%) 24 (35,3%) 7 (10,3%) 18 (26,5%)
Группы Эксперим. группа Контр. группа Эксперим. группа Контр. группа Эксперим. группа Контр. группа
Установлена тесная взаимосвязь между ценностным отношением к деятельности и его сущностной составляющей — личностным смыслом. Коэффициент контингенции по расчетной методике Юла оказался равным 0,37 при норме 0,30.
Если различие в уровнях проявления личностного смысла ценностного отношения к педагогической деятельности студентов экспериментальной и контрольной группы существенно, то, согласно критерию Юла, оно
120
Ценностное отношение в структуре целенаправленной научно-исследовательской...
не может быть объяснено случайными причинами, а является следствием специально организованной образовательной деятельности.
Следовательно, разработанная и реализованная педагогическая образовательная технология поэтапного развития у студентов ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности на фоне комплекса педагогических условий обеспечивает переход от познавательной деятельности студентов к ценностно-ориентированной, от ценностно-ориентированной к преобразовательной и другим видам деятельности [6, 7, 9].
Несмотря на высокую сформированность ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности у студентов экспериментальной группы, мы констатируем, данная технология имеет свои ограничения и определенную степень риска. Во-первых, применение ее целесообразно только в формате процессуально организованной извне и изнутри деятельности. Во-вторых, освоение данной технологии предполагает проведение поэтапного изучения структуры личностных ценностей студентов, их представлений о ценностях образовательной, профессиональной и научно-исследовательской деятельности как интегративной системообразующей ценности. В третьих, разработанная технология не претендует на основную форму развития ценностно-смысловой позиции студентов. Она лишь вносит новые элементы в существующую общепринятую концепцию развития субъективной позиции студентов в образовательном процессе вуза, обеспечивает инновационные подходы к организации самоопределения, саморазвития и самосовершенствования студентов. Это делает ее теоретически значимой и практически востребованной.
Литература
1. Буянис Т.М., Заверина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей — культурных смыслов в индивидуальном сознании // Вопросы психологии. — 1997. — № 5.
2. Демченко З.А. Формирование ценностного отношения к педагогической деятельности у будущего учителя: учебно-методическое пособие. — Архангельск: Изд-во АГТУ, 2005. — 108 с.
3. Демченко З.А. Формирование ценностного отношения к педагогической деятельности у будущего учителя. — Петрозаводск.: Изд-во Карельского ГПУ, 2006 — 25 с.
4. Демченко З.А. Индивидуальный и групповой субъект научно-исследовательской деятельности как цель и ценность высшего профессионального образования будущего специалиста / Проблемы и перспективы развития образования в России. Сб. материалов I Междунар. науч.-практич. кон-фер. (21 апреля 2010) / Под общ. ред. С.С. Чернова. — Новосибирск: Изд-во «СИБПРИНТ», 2010. — С. 39—44.
5. Демченко З.А. К вопросу о формировании ценностного отношения студентов младших курсов к исследовательской деятельности // Письма в Эмис-
121
Ценностное отношение в структуре целенаправленной научно-исследовательской...
сия. Оффлайн (The Emissia Offine Letters): электронный научный журнал — сентябрь 2010, ART 1452. — СПб., 2010г. — URL: — [Режим доступа]. — htt:/www.emissia.org/offiine/2010/1452/htm. — Гос. рег. 0421000031. ISSN 1997—8588.
6. Демченко З.А. Программно-проектное обеспечение процесса развития НИР студентов в условиях современного университета: сборник образовательных программ. — Архангельск: Изд-во С(А)ФУ, 2011. — 79 с.
7. Демченко З.А. Теоретико-методологические основания развития ценностно-смысловой позиции студентов вуза посредством научно-исследовательской деятельности: монография по докторской диссертации. — Архангельск: Изд-во С(А)ФУ, 2011. — 147 с.
8. Демченко З.А. Сковородкина И.З. Личностный смысл как побудитель научно-исследовательской деятельности субъекта // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2011. — № 4(24). — С. 6—17.
9. Демченко З.А. Научная школа студента-исследователя как вариативный проект развития у ее слушателей ценностно-смысловой позиции // Философия образования. — 2012. — Т. 40, № 1. — С. 247—254.
10. Демченко З.А. Исследование категории «ценностное отношение» студентов к научно-исследовательской деятельности // Ценности и смыслы. — 2012. — № 1 (17). — С. 137—150.
11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2006. — 512 с.
12. Каган МС. Философия теории ценностей. — СПб.: ТООТК Петрополис, 1997. — 205 с.
13. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций. — М.: Изд-во МГУ, 1971. — 260 с.
14. Леонтьев А.Н. Общее понятие деятельности. Основы теории речевой деятельности. — М.: Наука, 1974. — С. 5—20.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
122