Научная статья на тему 'Жизненные стратегии студентов в научно-исследовательской деятельности как педагогическая проблема высшей профессиональной школы и её альтернативное решение'

Жизненные стратегии студентов в научно-исследовательской деятельности как педагогическая проблема высшей профессиональной школы и её альтернативное решение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ И АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА ВУЗА / СТРАТЕГИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / SOCIAL AND ACADEMIC MOBILITY / VALUE SEMANTIC AND CIVIL POSITION / STAFF POLICY OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION / STRATEGY AND VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демченко Зинаида Алексеевна

В статье обосновывается необходимость обращения более пристального внимания на научно-исследовательскую деятельность студентов вуза как деятельности по развитию ценностно-смысловой и гражданской позиции будущего специалиста (научные и научно-педагогические кадры инновационной России); способа проектирования жизненных стратегий студентов; модели развития ценностного отношения выпускника вуза к себе, другим людям, окружающему миру; социокультурного феномена и пр. На основании анализа имеющейся теоретической и фактологической базы представлена концепция альтернативного решения заявленной проблематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демченко Зинаида Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFE STRATEGIES OF STUDENTS IN SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITY AS A PEDAGOGICAL PROBLEM OF HIGHER PROFESSIONAL SCHOOL AND its ALTERNATIVE SOLUTION

The article substantiates the need to pay more attention to the scientific research activity of students of higher education institutions as an activity for the development of value-conceptual and civil position of future specialist (scientific and scientific-pedagogical personnel of innovative Russia); the method of students’ life strategies designing; the development models of the value relations of higher education institution graduates to themselves, other people, the world around; social and cultural phenomenon, etc. On the basis of the analysis of the available theoretical and factual basis the concept of an alternative solution to the stated problem has been presented.

Текст научной работы на тему «Жизненные стратегии студентов в научно-исследовательской деятельности как педагогическая проблема высшей профессиональной школы и её альтернативное решение»

УДК 37. 08

Демченко Зинаида Алексеевна

Demchenko Zinaida Alekseevna

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и профессионального обучения, заместитель директора института энергетики и транспорта Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, (г. Архангельск) тел.: (818) 265-45-30

PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Psychology and Vocational Training, Deputy Director of the Institute for Energy and Transport of Northern (Arctic) Federal University named after of M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia) tel.: (818) 265-45-30

ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ СТУДЕНТОВ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ВЫСШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ЕЁ АЛЬТЕРНАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ

В статье обосновывается необходимость обращения более пристального внимания на научноисследовательскую деятельность студентов вуза как деятельности по развитию ценностно-смысловой и гражданской позиции будущего специалиста (научные и научно-педагогические кадры инновационной России); способа проектирования жизненных стратегий студентов; модели развития ценностного отношения выпускника вуза к себе, другим людям, окружающему миру; социокультурного феномена и пр. На основании анализа имеющейся теоретической и фактологической базы представлена концепция альтернативного решения заявленной проблематики.

Ключевые слова: социальная и академическая мобильность; ценностно-смысловая и гражданская позиция; кадровая политика вуза; стратегия и ценностные ориентации.

LIFE STRATEGIES OF STUDENTS IN SCIENTIFIC-RESEARCH ACTIVITY AS A PEDAGOGICAL PROBLEM OF HIGHER PROFESSIONAL SCHOOL AND ITS ALTERNATIVE SOLUTION

The article substantiates the need to pay more attention to the scientific research activity of students of higher education institutions as an activity for the development of value-conceptual and civil position of future specialist (scientific and scientific-pedagogical personnel of innovative Russia); the method of students’ life strategies designing; the development models of the value relations of higher education institution graduates to themselves, other people, the world around; social and cultural phenomenon, etc. On the basis of the analysis of the available theoretical and factual basis the concept of an alternative solution to the stated problem has been presented.

Key words: social and academic mobility; value semantic and civil position, staff policy of higher education institution, strategy and value orientations.

В педагогике высшей профессиональной школы доказано, что формирование ценностных ориентаций в условиях воспитательно-образовательного процесса вуза - результативное средство социализации студенческой молодёжи как процесса усвоения и активного воспроизводства межпоколенного опыта, наложенного на изучение текстовых культур. Социальная мобильность молодёжи в этом процессе включает в себя целенаправленное воздействие на личность образцов культуры общения, взаимодействия, познания и преобразования. В качестве развития социальной мобильности обучающейся молодёжи нами определён объективный процесс обогащения ее духовного и нравственного потенциала посредством участия в научно-исследовательской деятельности как целостном педагогическом процессе. Особое значение в этом процессе мы придаём развитию у студента ценностно-смысловой и гражданской позиции. Разработка заявленной нами проблемы в первую очередь обусловлена изменением позиции государства к вузовскому сектору науки, особенно в части приоритетного включения в научно-исследовательскую деятельность студентов младших курсов.

Анализ доклада Координационного совета по делам молодёжи в научной и образовательной сферах Совету при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию позволяет судить о том, что последующая модернизация высшего профессионального образования будет связана с развитием вузовской науки и усилением научно-исследовательской деятельности студентов при развитии у них гражданской позиции [5].

Исследование показало, что недостатком современной модели развития ценностного отношения у студенческой молодёжи к научно-исследовательской деятельности является бытование информационно-репродуктивного включения студентов в эту деятельность (традиционные итоговые конференции по кафедрам вуза и участие студентов в предметных олимпиадах).

Существует и другая не менее важная проблема, обусловленная тем, что кадровая политика в вузе решается за форматом научно-исследовательской деятельности студентов. Если бы это было не так, то и отношение к развитию научно-исследовательской деятельности студентов как сквозному и поэтапному процессу было бы другим.

Анализируя процесс развития современной кадровой политики в вузах Российской Федерации, Е.В. Шудегов обращает внимание на проблему развития и омоложения научных и научнопедагогических кадров инновационной России. Он констатирует следующее: «...студенты, в большинстве своём, не рассматривают обучение в вузе как профессиональную подготовку к инновационному преобразованию экономики, не испытывают потребности включаться в интенсивную научную деятельность с ориентацией на будущую профессиональную занятость. Выпускники вузов обладают недостаточной фундаментальной подготовкой и не умеют адаптироваться к изменяющейся технологической среде.» [6, с. 8].

В докладе Координационного совета по делам молодёжи в научной и образовательной сферах Совету при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию говорится о нарастающем разрыве между разными поколениями исследователей, возникновению реальной опасности утраты преемственности в науке и лидирующего положения отечественных научных школ в мировой науке и практике [5, с. 4].

Современное высшее профессиональное образование в части основного образовательного процесса и процесса подготовки специалиста к функциональной и предметно-содержательной деятельности достигло высшего уровня совершенства. К сожалению, личностная составляющая модели молодого специалиста требует целостной разработки (ценности и смыслы, цели, ценностные ориентации, мотивы и мотивация и др.).

При проектировании индивидуальных образовательных маршрутов и маршрутов функциональной грамотности студентов («Научная школа студента-исследователя» - авторский проект) мы реализуем тесную взаимосвязь социальных и образовательных ценностей на уровне их контекстного сопряжения. Личностно ориентированный проект, который мы осуществляем с 2007 г. и по настоящее время, призван ориентировать научно-исследовательскую деятельность студентов в вузе на продуктивное присвоение ими ценностных ориентаций (система устойчивых отношений студентов к образцам текстовых культур). Научно-исследовательская представлена нами как целостный педагогический процесс (воспитание, обучение и развитие) [2, 3, 4].

Историко-педагогический и философский анализ указывает на то, что человек как главная ценность на земле и центр всех ценностных отношений формируется лишь в деятельности и взаимодействии (общении). Значимым этапом в управлении данными процессами является прогнозирование, наложенное на диагностику, оно определяет вектор перспективы развития процесса (создаётся проект как гипотетическое предвосхищение задуманного). В качестве критерия последовательности развития ценностно-смысловой и гражданской позиции студентов в данном процессе выступает изменение их поведения в научно-исследовательской деятельности и отношение к себе, к другим людям, к окружающему миру, образованию и будущей профессиональной деятельности.

Исходя из особенностей саморазвития субъекта в деятельности с целью формирования его как цели и ценности в организованном процессе научно-исследовательской деятельности, при реализации теоретической модели развития ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности студентов в рамках проекта «Научная школа студента-исследователя», мы предполагаем исследовать данный феномен путем применения следующих методик: определения отношения субъекта к ценностям-целям и ценностям-средствам М. Рокича [9, с. 192-201]; определения психологического типа руководителя (ценностные ориентации, природные задатки, направленность личности, умение работать в команде и пр.) Д. Кейрси (версия Л.И. Катаевой) [7, с. 359-383]; классификации склонности субъекта к определённому виду деятельности при поэтапном раскрытии его природных задатков, нераскрытого потенциала в других сферах деятельности (Н.И. Шевандрин) [10, с. 481-484].

Методика Н.И. Шевандрина позволяет на всём продвижении студентов к своему акмеологи-ческому развитию переоценивать уровень развития аналитико-функциональной, техникофункциональной, коммуникативно-поведенческой и творческо-инновационной сфер деятельности.

Диагностика и самодиагностика ценностных ориентаций и направленности личности, её творческого потенциала, мониторинг реализации личностных компетенций студентов, индивидуальных образовательных маршрутов формируют у них уверенность в себе и позволяют совершенствовать процесс продвижения от незнания к знанию, от неуспеха к успешности, от репродуктивного вида мышления к интерактивному.

Результаты проведённого исследования подтвердили посылку о том, что развитие ценностно-смысловой (личностно-индивидуальное) и гражданской позиции (социальное) обучаемого субъекта детерминируется результатами диагностики и мониторинга и замыкается на наличии значимой цели и потребностной мотивации на успех [1, 2].

Поэтапная и сквозная диагностики, мониторинг изменения направленности личности обучающихся способствуют продвижению студента-исследователя от незнания к знанию, от неуспеха к успешности, от низшего уровня мыслительной деятельности к высшему; вырабатывает у обучае-

мого психологическую установку на самостоятельное потребностно-мотивационное пополнение знаний и развитие умения ориентироваться в потоке научной информации при решении определенных познавательных и научно-исследовательских задач; выстраивает перспективу роста карьеры (инженерные, научные и научно-педагогические кадры).

Суть исследовательской концепции сводится к следующим идеям, которые были нами заложены в теоретическую модель развития ценностного отношения студентов к научноисследовательской деятельности в условиях современного вуза [1,2,3].

1. Педагогическое управление развитием студенческой молодёжной науки обеспечивает динамику саморазвития студента как активного субъекта; саморазвитие природных задатков и творческого потенциала студентов в научно-исследовательской деятельности как целостное динамическое личностное свойство позволяет будущему специалисту осознать себя частью общества, субъектом культуры (индивидуальной, образовательной, профессиональной).

2. Система психолого-педагогических условий и ценностно-смысловых факторов инициирует полисубъектное взаимодействие индивидуальных и групповых субъектов (проблема малой группы) посредством внедрения активного обучения и межличностного общения.

3. Технология педагогического управления развитием и саморазвитием природных задатков и творческого потенциала студентов в элективных образовательных курсах вуза понимается как совокупность последовательных и взаимосвязанных этапов: а) ориентационно-диагностического; б) организационно-управленческого; в) системно-деятельностного; г) содержательноаксиологического; рефлексивно-оценочного или акмеологического.

М.И. Рожков и Л.В. Байбородова считают развитие личности будущего специалиста единым процессом количественно-качественных изменений его сферы личности, что равнозначно ценностносмысловой позиции (гражданской) под воздействием как объективных, так и субъективных факторов и психолого-педагогических механизмов. Процесс развития индивидуальных и личностных характеристик субъекта деятельности происходит вследствии способность студентов к межличностному общению, коммуникативному взаимодействию и развитию собственной точки зрения [8, с. 11].

Основываясь на собственном опыте профессионально-педагогической деятельности, мы констатируем, что проблема развития ценностно-смысловой позиции студентов в условиях организованной целенаправленной научно-исследовательской деятельности есть проблема ценностного отношения к этой деятельности. При этом она обусловлена:

- общественной потребностью студента в новом качестве жизни, зависящем от позицирова-ния государства и вуза, но в первую очередь от его собственной активности, целеустремленности, самостоятельности, ответственности, умения вступать в культурно-исследовательскую взаимосвязь с окружающим миром;

- необходимостью переосмысления студентом своего отношения к рациональному и бережному использованию формата пребывания в вузе, выбору образовательных стандартов, проектированию индивидуальных образовательных маршрутов и маршрутов функциональной и исследовательской грамотности;

- потребностью в диагностике направленности личности, в мониторинге развития творческого потенциала и изменении уровня ценностно-смысловой позиции к себе как субъекту и неповторимой личности.

Как следует из принципа трансцендентальности человеческого бытия, человек стремится к вершине самосохранения, а значит, саморазвития и самосовершенствования. В данном представлении самосовершенствование понимается как творческое отношение субъекта научноисследовательской деятельности к самому себе и создание субъектом в процессе управляемого активного взаимодействия руководителем данного вида деятельности с групповым субъектом своего внутреннего мира, своих ценностных ориентаций, своей системы ценностей (уровень культуры, социальный и образовательный статус).

В ходе исследования сделан важный вывод о том, что содержание педагогической цели в процессуальной научно-исследовательской деятельности студентов вуза является отражением ценностей научно-исследовательской деятельности студентов через отражение ценностей педагогической деятельности руководителя проекта, а проблема развития ценностно-смысловой позиции студентов в условиях организованной целенаправленной научно-исследовательской деятельности есть проблема ценностного отношения к этой деятельности. Данная проблема обусловлена: общественной потребностью студента в новом качестве жизни; необходимостью и потребностью студентов как будущих специалистов к переосмыслению своего отношения к образованию и науке; потребностью студентов в диагностике творческого потенциала и мониторинге направленности личности на выбор жизненно важных ценностных ориентаций.

Мониторинг направленности личности на выбор жизненно важных ценностных ориентаций

обеспечит основу развития личности, ее индивидуальности и универсальности. Если такая основа не заложена в ценностно-смысловой сфере будущего специалиста, то процесс саморазвития утрачивает свою целостность, комплексность, стержневую сущность. Развитие ценностно-смысловой позиции студенческой молодёжи в контексте научно-исследовательской деятельности связано прежде всего с возможностью выразить себя в деятельности (основная потребность личности).

Концепция совершенствования процесса управления научно-исследовательской деятельностью студенческой молодёжи в русле ценностно-смысловой парадигмы состоит в содействии становления и развития личностного смысла ценностного отношения к деятельности как системообразующей ценности. Это обусловлено развитием у студентов правильного восприятия понятийного аппарата ценности, ценностной ориентации, ценностного отношения и ценностного поведения.

Взаимосвязь между ценностно-смысловой позицией субъекта целенаправленной деятельности и характером получаемой информации, образцов поведения и взаимодействия проявляется в выборе фундаментальных идей и моделей, на основе которых строится та или иная картина последующей жизнедеятельности студента как специалиста и личности.

Разработка ценностно-смысловой парадигмы базируется на социопедагогической и социопсихологической концепции диагностируемого профотбора студентов посредством их участия в организованной извне и изнутри научно-исследовательской деятельности в современном университете (научные и научно-педагогические кадры инновационной России) и педагогической техно-логизации процессуального участия студентов в данном виде деятельности. Далее представлена примерная технология.

Этапы развития ценностно-смысловой позиции субъекта в научно-исследовательской деятельности

I этап - диагностика исходного уровня развития ценностно-смысловой позиции студентов: выявление собственной позиции в принятии той либо иной системы ценностей; определение формата личного пространства для установления коммуникативных связей с

научным руководителем, индивидуальными субъектами, групповым субъектом;

установление доминантной ценности как основы саморазвития и развития собственной субъективной позиции.

II этап - закрепление, нивелирование или формирование ценостно-смысловой позиции студентов:

обогащение представлений о роли раннего включения в изучение основ научноисследовательской деятельности, методологии опытно-исследовательской и проектноконструкторской деятельности (исследовательские компетенции будущего специалиста);

осмысление ценности участия в обучающих занятиях по основам научно-исследовательской деятельности и показательных презентациях своих пробных учебно-исследовательских работ;

осознание роли личностного вклада в развитие концепции организации и управления научно-исследовательской деятельностью в социокультурном пространстве современного вуза (деятельность, параллельная основному образовательному процессу либо дополняющая его).

III этап - выстраивание перспективы роста ценностно-смысловой позиции как доминанты непрерывного профессионального образования и роста карьеры:

проектирование индивидуальных образовательных траекторий, маршрутов функциональной грамотности и прогнозирование успешности реализации личностных компетенций субъектов научно-исследовательской деятельности в этих траекториях и маршрутах;

проживание ценностных ориентаций как установившейся системы ценностей на примере текстовых межпоколенных культур, культуры поведения и общения, национально-регионального компонента в соответствии с методологическим подходом (диалоговая концепция) и аксиологическими приоритетами будущей профессии (инженерные, научные или научно-педагогические кадры).

В качестве дополнительных методов развития ценностно-смысловой позиции нами выбран: аксиологический дискурс о роли ценностей как понятии, с помощью которого характеризуется социально-исторический смысл для общества и личностный смысл для индивида определённых явлений действительности; философско-антропологический дискурс, позволяющий установить роль человеческого фактора в развитии социокультурного пространства, производительных сил и производственных отношений; анкетирование, тестирование, ранжирование, педагогическое наблюдение, собеседование и пр.

В процессе развития ценостно-смысловой позиции студентов (участники научноисследовательской деятельности в организованном динамическом процессе) методами контроля могут выступить качественный и количественный анализ результатов научно-исследовательской деятельности студентов. Это повышение качества успеваемости, активное или пассивное участие в обучающихся и итоговых научных мероприятиях и конкурсах, число и уровень публикуемых тези-

сов по результатам личных исследований; количество идей и проектов.

В работе установлена степень риска, которая может повлиять на уровень развития ценностно-смысловой позиции субъекта деятельности. Обращение к социологии, которая имеет большой опыт исследования проблемы ценностей и смыслов в жизнедеятельности индивида и общества, позволяет нам сделать следующий вывод: ценности и смыслы формируются в подсознании человека (социальный субъект) только в результате критической переоценки предоставленного набора человеческих потребностей (полезно или бесполезно, надо или не надо).

Критическая переоценка набора потребностей и есть ценностное отношение как необходимый компонент ценностных ориентаций в деятельности. Для закрепления ценностно-смысловой позиции в деятельности субъекту необходимо определить для себя проблематичность удовлетворения активной потребности.

Чем проблематичнее удовлетворение той или иной потребности, тем большей ценностью обладает способ её удовлетворения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Демченко З.А. Исследование категории «ценностное отношение» студентов к научно-исследовательской деятельности // Ценности и смыслы. 2012. № 1 (17).

2. Демченко З.А. К вопросу о формировании ценностного отношения студентов младших курсов к исследовательской деятельности // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia Offine Letters): электронный научный журнал. СПб., 2010. URL: httр:/www.emissia.org/offiine/2010/1452/htm. (дата обращения 23.05.2012)

3. Демченко З.А. Научно-исследовательская деятельность обучающейся молодёжи и её место в общей системе образования // Наука в XXI веке: Проблемы академической мобильности исследователя и методологии исследования: материалы I Междунар. науч.-практ. конф. «Энергетика и энергоэффективность в условиях геостратегического развитая и освоения Арктического региона» / под общ. ред. З.А. Демченко. Архангельск, 2012.

4. Демченко З.А. Научная школа студента-исследователя как вариативный проект развития у её слушателей ценностно-смысловой позиции // Философия образования. 2012. Т. 40, № 1.

5. Доклад Координационного совета по делам молодёжи в научной и образовательной сферах Совету при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию (Проблема воспроизводства кадров и актуальные задачи молодёжной политики в научно-образовательной сфере). URL: http://www.sdentific.ru/monritor/KS-2007. (дата обращения 23.05.2012)

6. Интеграция науки и образования как необходимое условие инновационного развития экономики России: аналитический сборник по материалам круглого стола, проведённого в рамках девятого Петербургского международного экономического форума 14 июня 2005 г. URL: http://www.council.gov.ru. «Совет Федерации» (дата обращения 24.07.2005).

7. Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом / под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача., Л.Г. Лаптева. М., 2001.

8. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2001.

9. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: учеб. для студентов вузов в 3 ч. М., 2003. Ч. 3.

10. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Ч. 1: Концептуальные и прикладные основы социальной психологи: учеб. пособие. М., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.