Научная статья на тему 'Личностный смысл в качестве вектора развития ценностной позиции субъекта в научно-исследовательской деятельности'

Личностный смысл в качестве вектора развития ценностной позиции субъекта в научно-исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС / УПРАВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / СУБЪЕКТ / КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ ПОЗИЦИЯ / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демченко Зинаида Алексеевна

В ситуации развития кадрового вопроса, развития инновационных процессов в вузе, решения проблемы интеграции науки в образование университеты вынуждены будут пересмотреть своё отношение к научно-исследовательской деятельности студентов (будущий потенциал научных и научно-педагогических кадров). Автор видит выход из данного тупика в изменении менталитета к научно-исследовательской деятельности студентов в сторону ценностного отношения. В качестве сущностной составляющей этого отношения в статье представлен личностный смысл. Научно-исследовательская деятельность студентов представлена как социально педагогический феномен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демченко Зинаида Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностный смысл в качестве вектора развития ценностной позиции субъекта в научно-исследовательской деятельности»

УДК 378.016

Демченко Зинаида Алексеевна

Кандидат педагогических наук, заместитель директора Института энергетики и транспорта, Северный (Арктический) федеральный университет, dza.nw@yandex.ru, Архангельск

ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ В КАЧЕСТВЕ ВЕКТОРА РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОЙ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В ситуации развития кадрового вопроса, развития инновационных процессов в вузе, решения проблемы интеграции науки в образование университеты вынуждены будут пересмотреть своё отношение к научно-исследовательской деятельности студентов (будущий потенциал научных и научно-педагогических кадров). Автор видит выход из данного тупика в изменении менталитета к научно-исследовательской деятельности студентов в сторону ценностного отношения. В качестве сущностной составляющей этого отношения в статье представлен личностный смысл. Научно-исследовательская деятельность студентов представлена как социально педагогический феномен.

Ключевые слова: процесс, управление, развитие, субъект, культура, ценностное отношение, ценностно-смысловая позиция, личностный смысл, ценностные ориентации, деятельность, научно-исследовательская деятельность студентов, ценностные приоритет

Demchenko Zynaida Alekseevna

Candidate of Pedagogical Sciences, Deputy Director, Power and Transport Engineering Institute, Northern (Arctic) Federal University, dza.nw@yandex.ru, Arkhangelsk

PERSONAL MEANING IN QUALITY VEKTORA OF DEVELOPMENT AXIOLOGICAL-NATIONAL POSITION SUBJECTES

IN RESEARCH ACTIVITY

Abstract. In the situation of the development of human resources development, development of innovative processes in the higher school, solving the problems of integration of science in education universities will be forced to reconsider its attitude to scientific-research activity of students (future potential of the scientific and scientific-pedagogical personnel). The author sees the way out of this impasse in changing the mentality of the scientific-research activity of students in the direction of the value relations. As an essential component of this relationship is presented in the article personal meaning. Scientific-research activity of students is presented as a socio-pedagogical phenomenon.

Keywords: process, management, development, subject, culture, axiological attitude, axiological-national position; personal meaning, value milestones, worker activity, research activity of students, valuable priorities.

Состояние современного социокультурного общества диктует необходимость ускоренного решения проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров. На решение этой проблемы направлен ряд основополагающих документов, в том числе: Концепция федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы»; «Концепция развития научно-исследовательской деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период до 2015

года»; Приказ Минобразования № 2695 от 16.07.2001 г. «О координации и государственной поддержке научных исследований студентов и молодых учёных; Приказ Минобразования № 2859 от 03.07.2003 г. «О состоянии и развитии научно-исследовательской работы студентов вуза» и др.

Контент-анализ документов указывает на то, что кадровая проблема является одной из острейших для российской науки и российского образования. К большому сожалению, в российских вузах пока отсутствует целостный подход к развитию молодёжной науки, в

том числе студенческой (базовый потенциал магистратуры, аспирантуры и докторантуры на перспективу).

Процесс формирования ценностного отношения студентов вуза к научно-исследовательской деятельности для нас выступает как целостный процесс (педагогический) при особом виде коммуникативного взаимодействия и межличностного общения субъектов, в результате чего идёт последовательная передача исторического опыта, и накопленных человечеством знаний; как линейно-циклический и воспроизводимый набор логически связанных действий, направленных на достижение заранее поставленной значимой цели, с использованием понятийного аппарата, измеряемых диагностических характеристик научного взросления личности будущего специалиста, его природных задатков, творческих возможностей и мотивационных потребностей (студент цель и ценность данного вида деятельности). В качестве сущностной составляющей ценностного отношения студентов (учащейся молодёжи) мы ставим личностный смысл - проживаемая система знаний, понятий и ценностей.

Траектория профессионального развития будущего специалиста нами видится в его личностном развитии, в обогащении его субъектного опыта, в гармонизации самости и социумности - двух взаимосвязанных полюсов направленности личности на себя (жизнь в себе) и на общество (жизнь в социуме). В исследовании отмечено то, что профессиональная карьера и успешность в реализации жизненного кредо зависит от множества факторов и в большей степени от понимания себя как личности, как неповторимого индивида и как активного высокоразвитого субъекта деятельности.

Если траекторию развития ценностно-смысловой позиции будущего специалиста принимать как многоэтапный процесс в течение всего образовательного процесса и последующей профессиональной деятельности, то вся совокупность функционала должна включать в себя следующий ряд компетенций, в том числе:

- диагностическую (определение личностных и профессиональных потребностей и возможностей, поиск техник самоактуализации);

- целеполагание (постановка и осознание приоритетных образовательных и профессиональных целей);

- планирование (выбор направлений саморазвития в ситуации свободы выбора, видов деятельности, проектирование индивидуальных образовательных маршрутов и маршрутов функциональной грамотности на ближайшую перспективу);

- самоорганизацию, организацию и управление (владение психолого-педагогическими технологиями саморегуляции и менеджмента);

- самоконтроль, самоанализ, самооценка (владение методологией развития творческого потенциала и направленности личности) и т.д.

Признание уникально-неповторимой ценности студента усиливает ответственность высшего профессионального образования за построение будущей жизнедеятельности каждого выпускника вуза. В этом контексте заявленной проблемы ценностно-смысловой и личностно-ориентированный подходы к организации и управлению научно-исследовательской деятельностью выступают в качестве базиса, на основе которого формируется личность будущего специалиста, а так же личностный смысл ценностного отношения к результатам своей деятельности.

Исторически доказано, что время жизни динамических систем является приоритетным по отношению к пространству, которое наполнено различными событиями и различным содержанием (периоды жизни человека, в том числе студенческий). Приоритетность, с точки зрения И. Канта, Э. Гуссерля, А. Бергсона, «раннего» М. Хейдеггера и др., определяется тем, что переживание времени субъектом (личностью) интерпретируется как экзистенциальная определённость и первичная данность присутствия человека в конкретном промежутке времени. Историческое пространство в своём новом спиралеобразном представлении можно вернуть (тихая или быстрая эволюция в своих высших формах проявления или в процессе нивелирования), время назад не возвращается. Поэтому наделение личностным смыслом субъекта деятельности на раннем периоде становления как будущего специалиста имеет историческую, профессиональную и педагогическую значимость аксиологического

и акмеологического толкования.

В качестве понятия «личностный смысл» нами принято следующее: «Личностный смысл - индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развёртывается её деятельность, осознаваемое как «значение - для - меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеал» [15, с. 525].

С точки зрения ассоциативной психологии именно личностный смысл рассматривается многими исследователями как сущностная составляющая когнитивных структур ценностного отношения субъекта к деятельности. Личностный смысл с точки зрения С. П. Манукян, В. Франкла, В. Э. Чудновского и др. определяет уровень его мировоззрения личности. Вслед за данными авторами мы полагаем, что именно личностный смысл определяет цель деятельности человека (формирует профессиональный смысл деятельности), формирует ценностное отношение к себе, другим людям, другому человеку, событиям окружающего мира и пр. [3; 6; 7; 8; 1].

Логически переходя от определения личностного смысла как субъективного феномена (единицы сознания личности) к рассмотрению личностного смысла в структуре личности, А. Н. Леонтьев констатирует жесткую, подчиняющую связь смысла с мотивом. Именно отношение мотива деятельности к цели действия субъекта порождает личностный смысл. В результате такого отношения, считает автор, личностный смысл оказывается вторичным, зависимым от значений деятельности, которые он призван субъективно окрашивать. Следовательно, от мотива деятельности [5].

В качестве вывода можно констатировать тесную бинарную связь между мотивом, позитивной деятельностью, личностным смыслом ценностного отношения к деятельности.

Е. П. Ильин в качестве базового феномена, влияющего на поведение субъекта в деятельности, рассматривает лишь мотив. У него в исследовании мотив представлен в качестве: а) личностной диспозиции; б) состояния человека; в) формулировки ответа на вопрос,

почему мы ставим перед собой эту цель, а не цель другую (мотив-формулировка); г) удовлетворённости как отношения к выполняемой деятельности, образу жизни и пр. Автор в процессе рассуждения указывает на то, что поведение человека всегда связано с мотивацией, в которой ведущая роль принадлежит не физическим, а психологическим механизмам. По мнению ученого, психологические механизмы (установки) позволяют сознательно осуществлять субъекту деятельности анализ ситуации, выбор цели деятельности, выстраивать план действия в той или другой ситуации. Е. Н. Ильин считает, что мотив поведения человека в деятельности тесно связан с его волей. Поэтому не всякая причинная обусловленность поведения может считаться мотивом, а только та, которая связана с чувствами человека, его эмоциями, внутренними побуждениями [4; 2].

То, что автор связывает мотив с изменением личностной диспозиции субъекта деятельности, его психологическим состоянием, осмыслением цели деятельности (мотив-формулировка), удовлетворённостью выстроенного отношения к выполняемой деятельности позволяет так же констатировать - личностный смыл как проживаемая ценность может оказывать существенное влияние на ценностное отношение субъекта к предмету своей деятельности как системо-бразующей ценности.

Личностный смысл нами понимается как феноменальное явление и как особое социопсихологическое и психолого-педагогическое состояние субъекта в архитектуре определенной позиции; потребностно-мо-тивационная готовность субъекта нести ответственность за результаты своей деятельности и отношение к ним; способность субъекта в процессе деятельности и отношения к ней общественные ценности превращать в индивидуально значимые [3, с. 14].

Анализ различных точек зрения на характерологические особенности феномена «личностный смысл» указывает на важное место в системе переоценки его значимости для развития ценностного отношения субъекта к деятельности как системообразующей ценности таких критериальных показателей как: раздумье человека о месте и роли его личности в окружающем мире (дискурсные представления о времени и

пространстве жизнедеятельности активного субъекта); направленности личности субъекта на ценностное отношение к другому субъекту (субъектам) совместной деятельности и взаимодействия; наличие у субъекта мировоззренческой системы ценностей и ценностных ориентаций в окружающем его мире; г) создание условий для обеспечения целостной образовательной и научно-исследовательской деятельности как её базовой части; предполагаемую ответственность субъекта деятельности за последующие её результаты и др. [1; 3, с. 13].

Исходя из этого, процесс развития ценностно-смысловой позиции будущего специалиста в организованном нами и управляемом процессе научно-исследовательской деятельности в вузе (авторский проект -«Научная школа - студента-исследователя») представлен совокупностью следующих значимых для нас компонентов: 1) философский - формирование мировоззренческой системы ценностей (смыслы и отношение) и диалектический аппарат познавательной деятельности субъекта (онтологическая составляющая); 2) социокультурный, вызывающий повышенный интерес к предвосхищающей роли науки в динамическом развитии общества; 3) историко-педагоги-ческий, включающий генезис человеческой деятельности во всех её плоскостях и на всех уровнях развития; 4) психолого-педагогический, устанавливающий коммуникативные и межличностные связи в деятельности; 5) аксиологический и культурологический создавающие систему переоценки ценностей субъектами деятельности - индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развёртывается её деятельность -личностный смысл [2].

Личностный смысл как феноменальное явление понимается нами как:

- особое социопсихологическое и психолого-педагогическое состояние субъекта в архитектуре определенной позиции;

- потребностно-мотивационная готовность субъекта нести ответственность за результаты своей деятельности и отношение к ним;

- способность субъекта в процессе деятельности и отношения к ней общественные ценности превращать в индивидуально значимые [1; 3, с. 14].

Контент-анализ теоретических источников, собственное видение проблемы позволило нам выделить следующие педагогические условия развития личностного смысла ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности у студентов младших курсов технического университета, которые дали согласие обучаться в «Научной школе студента - исследователя»:

- актуализация познавательной деятельности студентов, направленной на освоение системы образовательных ценностей и ценностей человеческой деятельности в контексте освоения основ научно-исследовательской работы;

- организация смыслового восприятия и освоения специально отобранного содержания изучаемого материала, в том числе образцов текстовых культур;

- подбор соответствующих интересам студентов форм инновационной работы и форм их творческого участия в научно-практических мероприятиях позволяющие студентам выявить уровень своего потенциала и уровень субъективной позиции «Я-Концепция»;

- комплексная поэтапная диагностика направленности личности студентов, их ценностных ориентаций в качестве вектора проектирования ценностно-смысловой позиции в принятии научно-исследовательской деятельности как системообразующей ценности;

- психолого-педагогическое сопровождение профессионального и гражданского взросления студентов (индивидуальные образовательные маршруты и маршруты функциональной грамотности на перспективу).

Нами установлены три составляющие компоненты образовательной технологии, благодаря которым осуществляется реализация ценностно-смысловой позиции студентов к принятию научно-исследовательской деятельности как её важной составляющей:

- освоение понятийного аппарата педагогической аксиологии;

- самодиагностика природных задатков и ценностных ориентаций;

- включение в диалог и полилог по проблемам развития субъективной позиции в деятельности и её смыслового значения для реализации жизненного кредо, осуществления будущей профессиональной деятельно-

сти на уровне ее социальной и социокультурной значимости.

В исследовании определены педагогические условия детерминирующие развитие личностного смысла ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности как системообразующей ключевой ценности: 1) создание единого культурот-ворческого пространства в вузе на уровне научно-исследовательского управления с учётом достижений фундаментальной и прикладной науки с позиции локального межнационального характера (научные школы и общества, магистратура, аспирантура, докторантура, научно-образовательные центры, центры коллективного пользования, технопарки, бизнес-инкубаторы идей и предложений, научно-исследовательские институты и малые предприятия); 2) изменение политики вуза по отношению к научно-исследовательской работе студентов как базовому потенциалу обновления кадров, создав нормативно-правовую базу для инновационного развития молодёжной науки, в том числе НИР студентов, начиная с первого курса обучения и др.

Концепция «Научной школы студента-исследователя», которую мы создали в 2007 году в образовательном пространстве технического вуза в качестве социокультурного и психолого-педагогического проекта, позволяет динамически развивать духовную субстанцию слушателей. Уровень реализации творческих и научно-исследовательских проектов слушателями школы подтверждает посылку о том, что наделение смыслом любого события, как и любой ценности, имеет экзистенциальный характер и является результатом внутренней духовной деятельности субъекта. Подобные процессы требуют от руководителя проекта толерантного отношения к их участникам. Правильно выстроенная позиция руководителя проекта и оптимально задействованные психолого-педагогические механизмы управления научно-исследовательской деятельностью студентов позволяет не только целенаправленно заниматься формированием собственных образовательных маршрутов, но и работать в команде, проявлять лидерские качества, управлять своим развитием.

Включение базовых ценностей науки и образования в содержательную деятель-

ность «Школы», признание права студента на собственную точку зрения подтвердили гипотетическую посылку о том, что не сама деятельность является побудителем ценностного отношения к ней субъекта, а ее значение для него. Становится понятным рассуждение А. Н. Леонтьева о сдвиге мотива на цель, когда к деятельности побуждает не просто желание овладеть предметом (интерес к изучаемому учебному предмету), а получение от изучения удовольствия (личностный смысл). Как следствие такая деятельность, выступая в качестве социо-педагогического феномена и системообразующей ключевой ценности, представляет собой значимый фактор воспроизводства общечеловеческих ценностей и ценностного отношения к самой образовательной деятельности, как у студента, так и преподавателя вуза [5].

В заключении обращаем внимание на то, что решение инновационных подходов, связанных с обновлением научных и научно-педагогических кадров, с ускорением процессов интеграции науки и образования, зависит во многом от образовательной политики, проводимой на уровне правительства Российской Федерации, от диспозиции высшей профессиональной школы в данном вопросе, от миссии и позиционирования её профессорско-преподавательского состава, установленной в образовательном процессе вуза ценностно - смысловой позиции будущего специалиста, системной организации научно-исследовательской деятельности студентов начиная с младших курсов и заканчивая их обучением в магистратуре (аспирантуре).

Библиографический список

1. Демченко З. А. Личностный смысл в структуре ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности студентов вуза / Современная наука и образование в решении проблем экономики европейского Севера / Сб. науч. ст. по материалам междунар. науч.- практич. конфер., посвящённой 80-летию АЛТИ-АГТУ (ноябрь 2009 г.). - Архангельск, Изда-во АГТУ, 2009. -С. 154-160.

2. Демченко З. А. Научно-образовательная школа студента-исследователя. Высшее образование в России. - 2010. - № 12. - С. 155-158.

3. Демченко З. А. Личностный смысл как побудитель научно-исследовательской деятельно-

сти субъекта // Новое в психолого-педагогическим исследованиях. - 2011. - № 4(24). - С. 6-17.

4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - 512 с.

5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

6. Манукян С. П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения// Вопросы психологии. - 1984. - № 4. -С. 130-133.

7. Франкл В. Смысл жизни // Вопросы философии. - 1990. - № 6. - С. 68-132.

8. Чудновский В. Э. Смысл жизни: Проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал. - 1995. - Т. 16. - № 2. - С. 15.

9. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании: учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. - М.: ВЛАДОС, 1995. - С. 481-484.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.