Научная статья на тему 'Научно-исследовательская деятельность студентов современного вуза как объект комплесного педагогического осмысления'

Научно-исследовательская деятельность студентов современного вуза как объект комплесного педагогического осмысления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ (ИЛИ ОЦЕНИВАЮЩАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕННОСТНОЕ И ЦЕННОСТНО-ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демченко Зинаида Алексеевна

Статья посвящена анализу научно-исследовательской деятельности студентов вуза как ведущему типу современной организационной культуры, обеспечивающей развитие познавательной активности студентов и части образовательной системы, направленной на развитие у студентов ценностно-позитивного отношения к научно-исследовательской деятельности как к ценностно-ориентировочной (оценивающей) деятельности и организационной культуры. Раскрыто концепцептуальное своеобразие инновационного подхода к осмыслению сущностной составляющей научно-исследовательской деятельности студентов на междисциплинарном уровне. В контекст осмысления научно-исследовательской деятельности как педагогического объекта воспитания личности человека культурного и человека культуры впервые введено понятие «ценностно-позитивное отношение» на основе современной эпистемологии и этимологии ценностей, философской герменевтики образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демченко Зинаида Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-исследовательская деятельность студентов современного вуза как объект комплесного педагогического осмысления»

УДК 378.016

Демченко Зинаида Алексеевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики Высшей школы экономики и управления Северного (Арктического) федерального университета имени. М.В. Ломоносова, dza.nw@yandex.ru, Архангельск

научно-исследовательская деятельность

СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА КАК ОБЪЕКТ КОМПЛЕСНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИя

Аннотация. Статья посвящена анализу научно-исследовательской деятельности студентов вуза как ведущему типу современной организационной культуры, обеспечивающей развитие познавательной активности студентов и части образовательной системы, направленной на развитие у студентов ценностно-позитивного отношения к научно-исследовательской деятельности как к ценностно-ориентировочной (оценивающей) деятельности и организационной культуры. Раскрыто концепцептуальное своеобразие инновационного подхода к осмыслению сушцостной составляющей научно-исследовательской деятельности студентов на междисциплинарном уровне. В контекст осмысления научно-исследовательской деятельности как педагогического объекта воспитания личности человека культурного и человека культуры впервые введено понятие «ценностно-позитивное отношение» на основе современной эпистемологии и этимологии ценностей, философской герменевтики образования.

Ключевые слова: научно- исследовательская деятельность студентов; личностный смысл; организационная культура; ценностно-ориентировочная (или оценивающая) деятельность, ценностное и ценностно-позитивное отношение.

Demchenko Zinaida Alekseevna

Candidate ofPedagogical Sciences, Associate Professor of Economics Higher school of Economics and management Northern (Arctic) Federal University named M.V. Lomonosov, dza.nw@yandex, Arkhangelsk

RESEARCH ACTIVITIES OF THE STUDENTS OF THE MODERN UNIVERSITY AS AN OBJECT of complex PEDAGOGICAL UNDERSTANDING

Abstract. The paper presents the research activity of University students as the leading type of modern organizational culture, ensuring the development of cognitive activity of students and part of the education system, aimed at developing students ' values and positive attitudes towards research activities as value-estimated (evaluation) activities and organizational culture. Disclosed conceptual originality innovative approach to understanding the essential component of research activity of students on an interdisciplinary level. In the context of the understanding of scientific research as a pedagogical object upbringing of a person's cultural and human culture for the first time introduced the concept of «value-positive attitude» on the basis of modern epistemology and etymology values, philosophical hermeneutics education.

Keywords: research activity of students; personal meaning; organizational culture; values and estimated (or estimating) the activities, values and value-positive attitude

Переход от образовательной парадигмы индустриального общества к образовательной парадигме постиндустриального общества, означает отказ от понимания образования как получения готового знания по традиционной схеме подготовки будущего специалиста, а понимание образования как достояния личности, средства развития

творческого и аксиологического потенциала для самореализации их в русле построения личной карьеры. В данном контексте особую роль играет развитие представлений человека о роли ценностно-позитивного отношения к научно-исследовательской деятельности как эталона непрерывного профессионального образования и способа

развития личностной, профессиональной. социальной и академической мобильности.

Инновационные подходы к организации и управлению научно-исследовательской деятельностью студентов приобретают особую актуальность в условиях модернизации отечественного производства и развития инновационной экономики, а также развития индивидуальной, социальной, академической и профессиональной мобильности специалиста постиндустриального общества [4, с. 114-120]. Современная высшая школа в условиях перехода на новые Федеральные государственные стандарты всё более ориентируется на становление и личностное развитие студента как человека культуры, способного к самоопределению и продуктивной творческой деятельности.

Мы придерживаемся точки зрения многих исследователей, в частности И.В. Ру-денко о том, что внеурочная работа со студентами становиться неотъемлемой частью качественной подготовки будущего специалиста, и в большинстве своём связана с формированием у студентов-исследователей гражданской позиции [10, с. 106]. Нам импонирует точка зрения А. М. Новикова о том, что научно-исследовательская деятельность как современная организационная культура представляет собой ведущую форму организации деятельности проектно-технологиче-ского типа, а как ценностно-ориентировочная (оценивающая) деятельность и организационная культура имеет духовный характер, и своеобразие её в том, что она устанавливает отношение между объектом и субъектом, и даёт объектно-субъектную информацию о ценности деятельности и выступает в форме идеологического вектора воспитания подрастающего поколения научных и научно-педагогических кадров [8].

В контекст осмысления аксиологического потенциала субъекта научно-исследовательской деятельности мы вводим понятие «ценностно-позитивное отношение субъекта к деятельности как ценности», наделяя его следующими характерологическими свойствами: ценностно-смысловыми, обуславливающими адекватность оценки субъектом социальной и социокультурной значимости человеческой деятельности, в частности образовательной и научно-исследовательской деятельности как

присвоенной и прожитой ценности; ценностно-регулятивными, определяющими значимость социальной роли субъекта позитивной деятельности как носителя ценностей; аккумулятивно-организационными, отвечающими за побуждение субъекта к самоутверждению своей «Я-концепции» на уровне коммуникативного взаимодействия и межличностного общения с другими подобными субъектами; мотивационно-побу-дительными которые в ситуации свободы выбора актуализирует знания, полученные студентами в вузе, и жизненный опыт, закрепленный посредством участия в научно-исследовательской деятельности; мотива-ционно-ситуативными, отвечающими за направленность ценностного сознания субъекта деятельности на значимые для него объекты, которые он соотносит со своими интересами, потребностями, мотивами, а также с интересами, потребностями и мотивами в образовательной и будущей профессиональной деятельности (компетенции и компетентность) [3].

Ситуативное окружение и культурная среда являются определяющими в процессе моделирования процесса формирования у студентов вуза ценностно-позитивного отношения к научно-исследовательской деятельности. В процессе организации научно-исследовательской деятельности студентов на основе новой парадигмы отечественного образования (личностно-ориентированный подход и индивидуализация образовательного процесса) мы создаём культурологическую среду на основе которой:

- поэтапно увеличиваем уровень адекватности содержания и сущности обучения студентов заниматься научно-исследовательской деятельностью для достижения самодостаточного уровня компетентности будущего специалиста и на его основе последующего уровня самоопределения и непрерывного профессионального образования, способного обеспечить его конкурентоспособность на современном глобализирующемся международном рынке труда (индивидуальная, социальная, профессиональная и академическая мобильность) [4];

- формируем структуру алгоритмической культуры студентов на основе проблемного изложения, частично-поискового и исследовательского характера учебной деятель-

Siberian Pedagogical Journal ♦ № 6 / 2014

75

ности, опирающейся на теорию поэтапного формирования умственных действий, осуществляя реальное взаимодействие между отдельными учебными дисциплинами, реализуемыми в образовательном процессе современного вуза и уровнями получения образования (первый, второй и третий уровни высшего образования);

- модулируем и формируем индивидуальные образовательные маршруты обучающихся, переходящие поэтапно в маршруты функциональной грамотности мы постоянно осуществляем рекурсию межпоколенного опыта научных школ и научных обществ с учетом значиморсти в этих моделях различных систем ценностей и объхязательного осмывсления на уровне здорового дискурса значимости ценностно-позитивного отношения к научно-исследовательской (просто исследовательской) деятельности как к ценностно-ориентировочной (или оценивающей) деятельности и организационной культуре.

При этом сущность осмысления понятия «ценностно-позитивное отношение» студентов к научно-исследовательской деятельности как к ценностно-ориентировочной (или оценивающей) деятельности и организационной культуре рассматривается нами на основе современной эпистемологии и этимологии ценностей, философской герменевтики образования [8; 13].

В качестве установки на осмысление и анализ феномена «ценностно-позитивное отношение» определен идеологический подход (Г. Гадамера) о том, что ценностное отношение к познавательной или преобразующей деятельности всегда связано с актом восприятия субъектом значимости самого себя в этой деятельности. Данная задача решаема на основе педагогической диагностики направленности личности и мониторинга его ценностно-смысловой позиции в деятельности как действии на успешность [1]. В процессе организации научно-исследовательской деятельности студентов на основе новой парадигмы отечественного образования нами учитывается точка зрения Т. Парсонса о том, что общепринятая модель любого действия человека всегда включает три основных элемента: 1) действующее лицо человека, наделенного стремлением действовать, имеющего

определенные цели и способного описывать способы достижения; 2) ситуативное окружение человека - изменяемые и неизменяемые факторы; 3) значимые устремления и их более или менее успешное применение в конкретной ситуации. Таким образом, социальное действие, по Парсонсу, имеет сознательно-рациональный и избирательно-направленный характер, проявляющийся в большей или меньшей степени под действием факторов природной предрасположенности, культурной среды, и личностной системы присвоенных ценностей [9]. Мы согласны с мнением М. С. Кагана в том, что данный процесс имеет аксиологический аспект - за каждой доминантной деятельностью стоит верховная ценность: для ребенка - ценность игры, для подростка -школьника - ценность учебы, для взрослого человека - ценность труда [5].

Проблема соотношения ценностей в филогенезе (развитие биологического вида во времени) и онтогенезе (процесс индивидуального развития на протяжении всей жизни) раскрывается М. С. Каганом в большинстве его работ, посвящённых излучению и описанию особенностей человеческой деятельности. В качестве педагогической основы конструирования содержания эврестического содержания научно-исследовательской деятельности студентов мы опираемся на философскую предпосылку разделения внешнего и внутреннего содержания образованич, т.е. содержания деятельности, вносимого студенту извне и созидаемого им самим [14, с. 196-199]. На этапе развития индивида в онтогенезе формирование мировоззрения индивида продлевается и главным становится в его жизни ценность самой его деятельности, практически и духовно преобразующей мир.

В ключе аксиологического подхода к развитию представлений о понятии «ценностно-позитивное отношение» как новой категории педагогики высшей школы и педагогической аксиологии изучена неопозитивистская концепция физикализма (логический позитивизм), получившая развитие в 20-30-е годы XX века на базе «Венского кружка» (Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Фейгель, Э. Цильзель, М. Шлик). Представители данного философского течения категорию «ценность» представляли как важность,

значимость, пользу, полезность чего-либо и как позитивную ценность [12]. Проблему предметных ценностей, подобно представителям «Венского кружка» исследовала Л. А. Микешина. Она обратила внимание на то, что в эпистемологической литературе понятие «ценность» отнесено к предметной деятельности человека (предметам) и употребляется исследователем с позиции её значимости для субъекта деятельности как положительная, отрицательная или нулевая значимость [5; 6]. Нами реконструирован аксиологическая триада ценностного отношения субъекта к деятельности: ценностно-пассивное или безразличное (нулевое) отношение; ценностно-негативное, не желательное (отрицательное) отношение; ценностно-позитивное, желаемое (положительное отношение).

Анализ педагогических исследований (В. П. Власов, Н. В. Долгова, Ф. Ш. Галиу-лина, Ю. Р. Гильманова, Т. В. Калашникова, И. В. Карасёв, И. Б. Карнаухова, О. Н. Лукашевич, О. Ю. Лушников, Н. И. Люткин, Б. В. Першуткин и др.) позволяет констатировать неизменную актуальность научно-исследовательской деятельности студентов, реализуемой в образовательном процессе вуза, но, в большинстве своём, как дидактическую единицу образовательного процесса (дисциплинарно ориентированные формы). При этом вне исследовательского поля остается обращение к научно-исследовательской деятельности как к ценностно-ориентировочной (или оценивающей) деятельности и типу организационной культуры. Это требует под новым углом зрения оценить философскую теорию ценностей как общую и единую терминологическую платформу, достижения которой имеют непосредственную связь с развитием творческого и аксиологического потенциала личности. В данном контексте наша точка зрения в исследовании совпадает с точкой зрения Е. И. Артамоновой и В. А. Сластёни-на о том, что «сущность человека во многом определяется тем, какой системы ценностей он придерживается» [11, с. 4].

Развитие аксиологического потенциала студентов, обладающих субъективной идеологией, может быть достигнуто, если: 1) в образовательном процессе вуза предусмотрена

актуализация ценностного содержания образования, в том числе и в содержательных формах и этапах научно-исследовательской деятельности студентов; 2) в образовательной среде вуза обеспечивается ценностное самоопределение студента как будущего специалиста на основе принятия и проживания базовых общекультурных ценностей.

Таким образом, проблема формирования ценностно-позитивного отношения у студентов вуза к участию в научно-исследовательской деятельности выступает как проблема ценности этого отношения, которое обусловлено влиянием внутреннего фактора («удовлетворённость деятельностью-неу-довлетворённость деятельностью») и внешнего фактора (межличностное отношение на уровне субъект-субъектных коммуникаций и стиля управления субъектом: удовлетворённость субъекта участием в научно-исследовательской деятельности есть функция содержания деятельности, а неудовлетворенность - функция условий, в которых выполняется деятельность).

Библиографический список

1. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. - М.: Прогресс, 1988. -709 с.

2. Демченко З. А. Теоретико-методологические предпосылки формирования ценностного отношения к научно-исследовательской деятельности студентов университета как основа формирования у них ценностно-смысловой позиции // Сибирский педагогический журнал. - 2009. -№ 12. - С. 149-159.

3. Демченко З. А. Научно-исследовательская деятельность студентов высших учебных заведений в России (1950-2000-е гг.): исторические предпосылки, концепции, подходы: монография - Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. - 256 с.

4. Демченко З. А., Орешкина А. К. Развитие индивидуальной, социальной и академической мобильности обучающихся в образовательном процессе современного вуза // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 12. - С. 114-120.

5. Каган М. С. Опыт системного анализа человеческой деятельности // Философские науки. - 1970. - № 5. - С. 43-54.

6. Микешина Л. А. Современное развитие понятия «ценность» // Ценности и смыслы, 2009. -№ 1. - С 8-16.

7. Микешина Л. А. Эпистемология ценностей: монография. - Москва: РОССПЭН, 2007. - 438 с.

Siberian pedagogical Journal ♦ № 6 / 2014

77

8. Новиков А. М. Методология образования. -М.: Эгвест, 2006. - 488 с.

9. Парсонс Т. О структуре социального действия. - М.: Академия, 2000. - 888 с.

10. Руденко И. В. Студенческие общества как субъекты внеучебной работы в вузе // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 6 -С. 106 -111

11. Сластёнин В. А., Артамонова Е. И. Аксиологический аспект содержания современного

педагогического образования // Педагогическое образовние и наука, 2002. - № 3. - С. 4-8.

12. Словарь философских терминов / под ред. В.Г. Кузнецова. - М.: ИНФРА. - 2007. - 624 с.

13. Doll W. E. Post-modem perspective on curriculum.-New York and London: Techer College Press, Columbia University, 1993. - 215 p.

14. Rogers C. R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed in client-centered framework. New York, 1959. - 124 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.